Государственная программа редкоземельный

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммыМинистерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Программно-целевые инструменты подпрограммыне предусматриваются

Цели подпрограммысоздание в Российской Федерации конкурентоспособной редкоземельной промышленности полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно- промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности и выхода на зарубежные рынки

Задачи подпрограммыразработка, освоение и адаптация ключевых технологий производства редких и редкоземельных металлов полного цикла, в том числе разделения и производства чистых индивидуальных оксидов, производства чистых металлов и сплавов, а также производства конечной продукции, содержащей редкие и редкоземельные металлы; создание промышленных производств полного технологического цикла (от добычи сырья до производства конечной продукции, содержащей редкие и редкоземельные металлы), при полном обеспечении потребностей создаваемых конечных производств по всей номенклатуре редких и редкоземельных металлов; создание условий для ввода в эксплуатацию месторождений редких и редкоземельных металлов и комплексного освоения месторождений редких и редкоземельных металлов, а также техногенных объектов с целью сырьевого обеспечения промышленных производств полного цикла; переоценка запасов, учитываемых государственным балансом, и подготовка новых запасов редких и редкоземельных металлов, в том числе в техногенных объектах, с целью обеспечения создаваемых промышленных производств сырьем редких и редкоземельных металлов на долгосрочный период; кадровое обеспечение создаваемой промышленности редкоземельных металлов

Целевые индикаторы и показатели подпрограммыиндекс промышленного производства редких и редкоземельных металлов; индекс промышленного производства критичных редких металлов (ниобий, тантал, титан); индекс промышленного производства продукции на основе редких и редкоземельных металлов; доля импорта в потреблении российских производителей критичных редких и редкоземельных металлов (неодим, празеодим, диспрозий, гадолиний, тербий, самарий, иттрий); индекс физического объема инвестиций в основной капитал по производству редких и редкоземельных металлов и критичных редких металлов (ниобий, тантал, титан); индекс физического объема инвестиций в основной капитал по производству продукции на основе редких и редкоземельных металлов; индекс производительности труда на предприятиях по производству редких и редкоземельных металлов и критичных редких металлов (ниобий, тантал, титан); индекс производительности труда на предприятиях по производству продукции на основе редких и редкоземельных металлов; количество полученных по редким и редкоземельным металлам патентов, ноу-хау и других правоохранных документов,

удостоверяющих новизну технологических решений; количество разработанных технологий мирового уровня, прошедших опытную отработку и готовых к коммерциализации или переданных в производство; количество созданных промышленных комплексов по производству редких и редкоземельных металлов и критичных редких металлов (ниобий, тантал, титан); количество созданных промышленных комплексов по производству продукции на основе редких и редкоземельных металлов; количество созданных высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях по производству редких и редкоземельных металлов и критичных редких металлов (ниобий, тантал, титан); количество созданных высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях по производству продукции на основе редких и редкоземельных металлов; количество участков недр, по которым выполнены геологоразведочные работы и подсчитаны запасы редких и редкоземельных металлов

Этапы и сроки реализации подпрограммы2013-2020 годы, в том числе: первый этап — 2013-2016 годы; второй этап — 2017-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммыобъем финансирования за счет федерального бюджета на 2013-2016 годы составляет 8067211 тыс. рублей, в том числе: на 2013 год — 1000000 тыс. рублей; на 2014 год — 1872762 тыс. рублей; на 2015 год — 2253666 тыс. рублей; на 2016 год — 2940783 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммыразработка, освоение и адаптация ключевых технологий производства редких и редкоземельных металлов полного цикла, в том числе разделения и производства чистых индивидуальных оксидов, производства чистых металлов и сплавов, а также производства конечной продукции, содержащей редкие и редкоземельные металлы; создание промышленных производств полного технологического цикла (от добычи сырья до производства конечной продукции, содержащей редкие и редкоземельные металлы) при полном обеспечении потребностей конечных производств по всей номенклатуре редких и редкоземельных металлов; создание условий для ввода в эксплуатацию и комплексного освоения месторождений редких и редкоземельных металлов, а также техногенных объектов с целью сырьевого обеспечения промышленных производств полного цикла; переоценка запасов, учитываемых государственным балансом, и подготовка новых запасов редких и редкоземельных металлов, в том числе в техногенных объектах, с целью обеспечения создаваемых промышленных производств сырьем редких и редкоземельных металлов на долгосрочный период

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15 апреля 2021 г. N 978-р

1. Утвердить прилагаемую программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее — программа).

2. Минвостокразвития России совместно с Общественным советом Арктической зоны Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями:

обеспечить реализацию программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников;

создать межведомственную рабочую группу по реализации мероприятий программы;

в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации программы;

представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, начиная с 2022 года, не позднее 1 марта, доклад о результатах реализации программы.

Председатель Правительства Российской Федерации М.МИШУСТИН

Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее — программа), направлена на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации (далее — коренные малочисленные народы), и определяет цели, задачи и основные механизмы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Правовую основу программы составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»;

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»;

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

Реализация программы основывается на следующих принципах:

гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации;

признания значения земли и природных ресурсов, а также благополучия окружающей среды в качестве основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

рационального использования земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

признания прав коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыболовным участкам, охотничьим и биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимости участия представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического развития коренных малочисленных народов.

В Арктической зоне Российской Федерации проживают представители 19 коренных малочисленных народов, располагаются объекты их наследия, которые представляют историческую и культурную ценность общемирового значения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность коренных малочисленных народов составляет 102 тыс. человек.

Законодательством Российской Федерации определено 13 видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации:

животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;

промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;

заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

безвозмездное пользование общераспространенными полезными ископаемыми для личных нужд;

художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Для коренных малочисленных народов ведение традиционной хозяйственной деятельности является не только основой жизнеобеспечения, но и опорой культуры, мировоззрения, фольклора, обрядов, праздников, народной педагогики, традиций, сохранения преемственности поколений.

Особенностью Арктической зоны Российской Федерации, определяющей специальные подходы к ее социально-экономическому развитию, является обширный демографический потенциал и высокая чувствительность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации к внешним воздействиям.

Основными факторами, формирующими риски развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, являются:

интенсивное изменение климата в Арктике;

ускорение темпов экономического освоения территорий Арктической зоны Российской Федерации в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;

высокие издержки при осуществлении хозяйственной деятельности;

низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации;

низкое качество связи и отсутствие высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в большинстве мест традиционного проживания коренных малочисленных народов;

несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования потребности в квалифицированных кадрах для осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Основой экономики в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, обеспечивающей увеличение занятости и самозанятости коренного населения на основе мобилизации внутренних ресурсов домашних хозяйств и общин, становятся развитие предпринимательства в сфере услуг и туризма, создание мелкотоварного производства, развитие художественных промыслов, включая производство традиционных изделий, традиционные виды природопользования, переработка сельскохозяйственной продукции.

Однако перечисленные выше факторы обуславливают низкую конкурентоспособность товаров, работ и услуг коренных малочисленных народов и создают угрозу для их жизнедеятельности.

Цели государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов — создание условий для повышения конкурентоспособности производимых в ее рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой основы развития коренных малочисленных народов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

подготовку кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

модернизацию объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

популяризацию предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов.

1. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

Крайне ограниченный инвестиционный потенциал традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов не позволяет соответствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным товаропроизводителям (осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность) обеспечивать высокий уровень технологического развития производств. В результате в подавляющем большинстве случаев глубина переработки основных видов продукции коренных малочисленных народов — продукции животноводства, звероводства, рыболовства, охоты и собирательства — остается низкой, экономический потенциал традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов не в полной мере используется для обеспечения их устойчивого развития.

В отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации сформирован положительный опыт реализации мероприятий по созданию факторий — промышленно-логистических комплексов для размещения субъектов предпринимательства, занятых традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов, переработки и хранения их продукции, а также созданных юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов пунктов, предназначенных для содействия жизнеобеспечению лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни.

В рамках реализации программы в целях развития промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будет реализован следующий комплекс мероприятий:

разработка типовых проектов фактории с соответствующим перечнем промышленного и технологического оборудования для всех видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность) с участием лиц из числа коренных малочисленных народов на создание факторий при условии использования типового проекта;

анализ и распространение лучших практик в области технологического обеспечения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка стандарта кочевого жилья для работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Российской Федерации;

проведение исследований в области использования местных ресурсов для создания здоровьесберегающих, лекарственных, косметических средств, биологически активных добавок, пищевых продуктов общего, лечебно-профилактического назначения и специальной ориентации;

разработка мер государственной поддержки, направленных на обеспечение малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на приобретение и модернизацию оборудования для глубокой переработки продукции оленеводства, морского зверобойного промысла, рыболовства;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность) с участием лиц из числа коренных малочисленных народов на модернизацию или создание современной материально-технической базы для осуществления добычи и переработки водных биологических ресурсов;

развитие художественных промыслов и создание условий для роста внутреннего и международного рынков продукции.

2. Продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

На федеральном уровне система продвижения на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, учитывающая особенности такой деятельности, в рамках существующих институтов и механизмов поддержки производства и экспорта отсутствует. Региональными органами государственной власти и экспортными центрами оказываются отдельные, зачастую персональные меры содействия производству и экспорту продукции, произведенной коренными малочисленными народами.

В рамках реализации программы на базе управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее — управляющая компания), будет сформирована система поддержки производства и экспорта товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, включающая:

ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов, производящих товары, работы и услуги, в том числе экспортно-ориентированные;

проведение регулярного анализа внутреннего и внешнего рынков для оценки возможности сбыта продукции, производимой в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

содействие субъектам малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов в подготовке маркетинговых материалов;

содействие проведению выставочных мероприятий и деловых миссий, обеспечивающих продвижение на внутренний и внешний рынки продукции, производимой в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

консультационную и образовательную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов в области таможенного оформления, экспортного и валютного контроля, логистики, сертификации, патентования и лицензирования в экспортных целях;

субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов, связанных с организацией экспорта производимой ими продукции.

3. Развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

Туризм стал одной из крупнейших глобальных экономических активностей. Число посетителей особо охраняемых природных территорий по всему миру стабильно растет. Коренные малочисленные народы принимают все более активное участие в развитии индустрии туризма, особенно экотуризма и этнотуризма.

Маршруты экотуристской направленности включают туры по дикой природе, посещение культурных достопримечательностей и другие туристские услуги на территориях традиционного природопользования и охраняемых природных территориях. Культура и исконная среда обитания коренных малочисленных народов становятся основной достопримечательностью для туристов, посещающих уголки дикой природы. Основополагающим принципом поддержки туризма является невмешательство в жизнедеятельность коренных малочисленных народов без их добровольного согласия.

В рамках программы с учетом основных положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, будет реализован следующий комплекс мер по развитию туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов:

проведение ежегодного отбора проектов в области развития туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с целью государственной поддержки их реализации;

содействие разработке мастер-планов развития туристских территорий в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

субсидирование части затрат по осуществлению капитальных вложений в объекты инфраструктуры, необходимые для реализации проектов по развитию туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также части затрат российских кредитных организаций на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным для реализации таких проектов;

субсидирование части затрат туроператоров, связанных с приемом туристов на туристских территориях в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с целью снижения стоимости соответствующих услуг в низкий туристский сезон;

разработка и реализация программы повышения качества туристских услуг в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, включая реализацию программ повышения квалификации специалистов в области туристской деятельности и представителей коренных малочисленных народов, осуществляющих прием туристов в традиционных национальных жилищах;

организация и проведение кампаний по продвижению туристских услуг в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на внутреннем и внешнем рынках, включая размещение информации о них на национальных и региональных информационных ресурсах и цифровых сервисах, для культурно-познавательного туризма.

4. Подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

В настоящее время система подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Российской Федерации не сформирована. Отдельные образовательные программы в данной сфере реализуются федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Мурманский арктический государственный университет», Институтом народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Арктический государственный институт культуры и искусств», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет», Институтом Севера и Арктики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет».

В целях формирования системы подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в рамках программы планируется:

разработка единого порядка формирования и обновления прогноза потребности в кадрах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, включающего в себя методологические подходы и технологические (программные) средства для автоматического формирования, анализа и оценки результатов прогнозирования с целью дальнейшего формирования соответствующего задания системе профессионального образования;

приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в кадрах;

проведение модернизации и обновления материально-технической базы организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

разработка мер государственной поддержки работодателей, заключивших целевые договоры на подготовку кадров с целью осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка мероприятий по повышению имиджа профессий, характерных для сферы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Специалист северного хозяйства»;

разработка мер государственной поддержи, направленных на обеспечение дополнительной стипендией студентов из числа коренных малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, при условии получения образования по профессиям (специальностям, направлениям подготовки), связанным с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

организация непрерывных форм подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;

реализация программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами малочисленных народов, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, производству изделий художественных промыслов и народных ремесел, в том числе из мамонтовой кости;

установление дополнительных бюджетных мест в образовательных организациях, открывающих новые направления подготовки для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов («Оленевод-механизатор», «Егерь», «Таксидермист», «Охотник промысловый», «Хозяйка чума», «Резчик по дереву, кости и рогу», «Мастер по изготовлению сувениров», «Докер», «Судомеханик», «Обработчик рыбы»);

разработка мер государственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих финансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка мер государственной поддержки в целях привлечения молодых кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде субсидий на приобретение жилья по месту жительства;

формирование на базе Института народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» достаточной инфраструктуры для обеспечения реализации мер поддержки образования коренных малочисленных народов, включающей в себя создание для обучающихся из числа коренных малочисленных народов подготовительного отделения предуниверсария (10, 11 классы) и научно-образовательного центра по изучению языков коренных малочисленных народов;

проведение анализа качества общего образования, получаемого представителями коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества общего образования в данной сфере;

проведение мониторинга качества преподавания родных языков, предоставляемого представителям коренных малочисленных народов, включая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и методической литературой;

проведение анализа качества подготовки, повышения квалификации и системы дополнительного профессионального образования педагогов родного языка и литературы коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества такой подготовки.

5. Модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

В местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в силу их кочевого и полукочевого образа жизни зачастую отсутствует централизованное электроснабжение и применяются экономически неэффективные и устаревшие дизельные генераторы. Высокая себестоимость электроэнергии делает неконкурентоспособной производимую коренными малочисленными народами продукцию.

Для достижения целей программы в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, будет обеспечено развитие распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах, в том числе с целью внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Крайнего Севера.

6. Популяризация предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов

Неразвитость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и ограниченные возможности получения специального образования обуславливают низкий уровень информированности и компетентности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в области финансовой грамотности, осуществления предпринимательской деятельности, в том числе электронной коммерции.

В целях популяризации предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов в рамках программы в структуре управляющей компании будет создан центр развития традиционного предпринимательства, выполняющий совместно с существующими организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следующие функции:

информирование и консультирование лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по вопросам начала и осуществления предпринимательской деятельности и применения мер государственной поддержки такой деятельности;

сопровождение инвестиционных проектов лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по принципу «одного окна»;

организация взаимодействия предпринимателей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, с институтами развития и кредитными организациями;

содействие сетевому взаимодействию предпринимателей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, включая создание кооперативов;

выявление и поддержка перспективных молодежных предпринимательских инициатив.

В рамках реализации программы на официальном сайте управляющей компании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будут размещены информационно-справочные материалы с рекомендациями по открытию и ведению бизнеса лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, в том числе на их родных языках.

Достижение целей государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности осуществляется в том числе посредством совершенствования нормативного правового регулирования.

В рамках реализации программы будет обеспечено принятие нормативных правовых актов, предусматривающих:

актуализацию перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

внесение организации экологического туризма и сбора палеонтологических материалов в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

уточнение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности в части видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

установление особенностей регулирования порядка производства и реализации лекарственного сырья, получаемого в рамках осуществления северного оленеводства;

установление особенностей приобретения общинами коренных малочисленных народов статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;

учет особенностей традиционной хозяйственной деятельности в законодательстве Российской Федерации о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;

уточнение оснований предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов и их объединениям права использования лесов для ведения сельскохозяйственной деятельности на землях лесного фонда на условиях безвозмездного пользования;

разработку профессиональных стандартов для категории работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;

установление регулирования сбора палеонтологических останков (мамонтовой фауны) коренными малочисленными народами;

дополнение перечня видов сельскохозяйственной продукции видами продукции морского зверобойного промысла;

проведение выборочного федерального статистического наблюдения в отношении граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, по показателям, характеризующим их социально-экономическое положение;

уточнение порядка использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд коренными малочисленными народами;

совершенствование механизмов создания территорий традиционного природопользования как инструментов сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе путем установления особого правового режима таких территорий;

внесение в региональный перечень видов предпринимательской деятельности субъектов Российской Федерации, территории или части территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, вида деятельности «Оказание туристских услуг проживания в традиционном национальном жилище», в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.

Финансовое обеспечение программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников.

Реализация программы обеспечит:

повышение благосостояния граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам;

снижение уровня безработицы в населенных пунктах, являющихся местами традиционного проживания коренных малочисленных народов;

увеличение объема товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и направляемых в том числе на экспорт;

снижение себестоимости товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

повышение туристской привлекательности мест традиционного проживания коренных малочисленных народов и рост туристского потока в Арктическую зону Российской Федерации.

Реализация программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации программы, содержащим перечень мероприятий программы, с указанием сроков их выполнения, источников и объемов их финансирования, согласно приложению.

Целевые показатели реализации программы устанавливаются в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Резидент технопарка «Королев» (Корпорация развития Московской области) предприятие «Скайград Инновации» в следующем году запустит производство по переработке фосфогипса с получением гипсового камня и концентрата редкоземельных металлов (РЗМ) в городском округе Воскресенский. Область их применения обширна: от медицины до изготовления автомобильных шин.

«Общий объем инвестиций на первом этапе развития производства составит более 1,1 млрд рублей. На новом производстве в городском округе Воскресенский компания планирует создать около 70 рабочих мест. На предприятии смогут найти работу химики-технологи, аппаратчики химического производства, химики-лаборанты, а также слесари-механики и электрики», — рассказала заместитель председателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

Предприятие уже сейчас активно сотрудничает с ведущими химическими вузами и принимает на производственную практику студентов. На базе научного центра и экспериментального производства молодые люди смогут продолжить свое обучение, совмещая работу и написание диплома по специальности.

«В прошлом году компания «Скайград Инновации» получила заем от Фонда развития промышленности в размере 865 млн рублей. Сейчас на площадке в Воскресенске идет монтаж оборудования и ведутся пусконаладочные работы.  Первую очередь завода планируется запустить на полную мощность в III квартале 2024 года», – прокомментировал директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский.

На заводе в Воскресенске будет проходить первый этап работы, далее сырье будет попадать на предприятие в технопарк «Королев». На первом этапе фосфогипс будет отмываться от водорастворимых примесей. На втором – обрабатываться при помощи серной кислоты. Это позволит получать белый гипс и сернокислые растворы, из которых в дальнейшем будут извлекаться редкоземельные металлы. То есть технология переработки фосфогипса практически безотходная.

«На сегодняшний день ГК «Скайград» единственное предприятие в России, которое производит индивидуальные редкоземельные соединения из концентрата, такие как оксиды и карбонаты церия, неодима и лантана. На базе этих соединений мы производим РЗМ – продукцию для нефтехимических предприятий. Наша продукция позволяет не только сократить зависимость российских нефтеперерабатывающих предприятий от импортных материалов, но и в условиях санкций помочь предприятиям не остановить производство в отсутствии своевременных поставок РЗМ-катализаторов из-за рубежа», – говорит заместитель генерального директора по науке ГК «Скайград» Жанетта Галиева.

Отвалы фосфогипса, которые сейчас находятся в Воскресенске – это отходы производства завода «Воскресенских минеральных удобрений». Новое предприятие станет экологически безопасным объектом, основной задачей которого будет переработка отходов в полезное сырье.

«Производственные мощности предприятия на первом этапе позволят в год перерабатывать около 60 тысяч тонн фосфогипса и производить около 180-200 тонн концентрата редкоземельных металлов. В дальнейшем объем переработки будет увеличен, и в перспективе предприятие планирует установить производственные линии, которые смогут перерабатывать весь образующийся в Воскресенске фосфогипс», – отметил генеральный директор Корпорации развития Московской области Владимир Слипенькин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *