Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2016-2020 годы
Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н. Назарбаева в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном во всех сферах экономики и социального развития.
В этих условиях национальное здравоохранение должно обеспечить поддержание высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни граждан наиболее эффективными способами с учетом изменения глобальных и локальных вызовов.
Государственная программа развития здравоохранения«Денсаулық» на 2016-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлыжол – путь в будущее» и Национальным планом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и является логическим продолжением предыдущих государственных программ реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы и «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых успехов и решение имеющихся проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми задачами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.
Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию национального здравоохранения, ориентированного на нужды людей, с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечением доступности качественной медицинской помощи и солидарной ответственности за свое здоровье.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы
Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005—2010 годы21 сентября 2004 г. 1:00
Почему у трех врачей разный диагноз?
И ТЭЦ готовы даром передать
Побережью нужна безопасность. Алаколь со стороны области Абай
Отдых на Алаколе. Область Жетысу
Отдых совместили с учебой
На ремонт и уголь деньги есть
Не оставляйте детей одних!
Не отклоняясь от графика поставок
Битвы за четвертьфинал
Пусть музыка звучит!
Подземные моря Уфы Ахмедсафина
5 августа 2022 г. 10:43Льготное дизтопливо для уборки урожая перепродавали предприниматели в Казахстане
3 августа 2022 г. 0:00Когда объявили, что Сталин умер, она станцевала вальс!
3 августа 2022 г. 16:40На 5 лет посадили супругов за призывы присоединить часть Казахстана к России
4 августа 2022 г. 1:00
6 августа 2022 г. 9:03Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 6 августа
3 августа 2022 г. 0:45
4 августа 2022 г. 9:15Полицейского убили в Актау
3 августа 2022 г. 8:31Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 3 августа
4 августа 2022 г. 8:32Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 4 августа
3 августа 2022 г. 1:00За баснословную сумму – и никаких улучшений!
5 августа 2022 г. 0:15Новая жизнь Второго Павлодара
3 августа 2022 г. 1:15″Редкий случай, когда общественные слушания прошли по-настоящему»
3 августа 2022 г. 0:30Группа Ninety One и Moldanazar. Почему им отключили звук?
4 августа 2022 г. 1:30Кандидаты в сенаторы зарегистрированы
4 августа 2022 г. 13:25Казахстан устанавливает безвизовый режим с еще одной страной
5 августа 2022 г. 0:45Подкралась старость незаметно
4 августа 2022 г. 11:15В реальности маслихаты превратились в филиалы акиматов – директор Института евразийской интеграции
3 августа 2022 г. 0:06Концепция «Справедливый Казахстан» подразумевает честное распределение бюджетных средств и поддержку граждан с низким уровнем доходов
4 августа 2022 г. 0:30Извилистые пути туристических троп
4 августа 2022 г. 0:45Кто ж его снесет? Он же памятник!
12 июля 2022 г. 11:54Видео гибели полицейского при спасении ребенка шокировало Казнет
18 июля 2022 г. 9:55Восемь земельных участков Храпунова в Восточном Казахстане будут конфискованы
15 июля 2022 г. 13:52Закроет ли Казахстан границу из-за роста случаев COVID-19, ответила глава Минздрава
13 июля 2022 г. 17:42Большой поток студентов из-за рубежа ожидается в Казахстане
15 июля 2022 г. 2:54Закон Республики Казахстан
13 июля 2022 г. 18:19Токаев дал оценку работе КНБ РК и его спецслужб
20 июля 2022 г. 15:50Учебный год планируется продлить на две недели в Казахстане
12 июля 2022 г. 0:00Закон Республики Казахстан
19 июля 2022 г. 14:35Вопрос о своей отставке после критики Токаева прокомментировал министр экологии
19 июля 2022 г. 18:25Мужчина с ножом напал на женщину в Алматы
12 июля 2022 г. 1:15Конституционный суд: риски и ожидания
18 июля 2022 г. 10:53Крупнейший оптовый рынок Алматы вернут государству
16 июля 2022 г. 16:45Тренер из Казахстана погиб на Иссык-Куле
14 июля 2022 г. 11:14О поэтапном повышении зарплат в Казахстане рассказал Премьер-министр
20 июля 2022 г. 11:58Нашумевшее видео с «женой прокурора» прокомментировали в полиции Шымкента
26 июля 2022 г. 20:52Динара Садуакасова отказалась участвовать в шахматной олимпиаде
28 июля 2022 г. 10:26″Квартет» юных разбойников с ножом избивал и грабил прохожих в Алматы
26 июля 2022 г. 17:01Тела многодетных супругов нашли в запертой квартире в Атырау
28 июля 2022 г. 16:55Убил знакомого из-за сообщения в WhatsApp житель Нур-Султана
29 июля 2022 г. 12:41Изнасилование 11-летнего мальчика расследуют в Алматы
Закон Республики Казахстан15 июля 2022 г. 2:54
Закон Республики Казахстан13 июля 2022 г. 2:32
Закон Республики Казахстан13 июля 2022 г. 2:28
Закон Республики Казахстан13 июля 2022 г. 2:23
Библиографическое описание
В статье рассмотрены вопросы оказания скорой медицинской помощи населению Казахстана, дальнейшее улучшение и перспективы развития.
Ключевые слова:скорая медицинская помощь, догоспитальная помощь, интерполяция, экстраполяция, метод экспертных оценок, моделирование.
За период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы (далее — Госпрограмма) были достигнуты определенные результаты: — принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; — установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи; — разработаны и реализуются отраслевые программы по снижению материнской и детской смертности в Республике Казахстан на 2008–2010 годы; — о мерах по совершенствованию службы крови в Республике Казахстан на 2008–2010 годы; — по противодействию эпидемии СПИД в Республике Казахстан на 2006–2010 годы; — развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007–2009 годы; — «Здоровый образ жизни» на 2008–2016 годы.
В концепции развития здравоохранения Республики Казахстан подчеркнуто важность службы скорой медицинской помощи и медицины катастроф, а также осуществления комплексных мер по приоритетному развитию специализированной медицинской помощи населению. Повышение качества услуг скорой медицинской помощи предусмотрено в Государственной программе здравоохранения «Саламатты ?аза?стан» на 2011–2015 годы. Данная программа реализуется Правительством РК во исполнение поручения Главы государства, сформулированного в ежегодном послании народу Казахстана. По данным Министерства здравоохранения, скорая медицинская помощь оказывается 3710 выездными бригадами. Отмечается рост числа бригад по сравнению с 2008 годом на 9,6 %. Из них 2174 (58,6 %) представлены фельдшерскими, 857 (23 %) общепрофильными врачебными, 679 (18,3 %) специализированными и 284 (7,6 %) педиатрическими бригадами. За 10 месяцев 2012 года службой скорой медицинской помощи обслужено более 4,8 млн. вызовов. Кроме того, в динамике наблюдается увеличение обращаемости за скорой медицинской помощью в среднем по стране за 10 месяцев 2012 года до 351 на 1000 населения. Наиболее высокой она отмечается в г. Астане — 438,2, г. Алматы — 431,4, Восточно-Казахстанской области — 431, Мангистауской области — 424,9. Анализируя общий уровень обращаемости населения, можно отметить, что повсеместно основным поводом обращений является внезапное заболевание, перевозка экстренных больных, несчастные случаи. В вопросах развития службы скорой медицинской помощи Казахстан изучает передовой зарубежный опыт. Например, в США существует три типа бригад скорой медицинской помощи. Они обеспечиваются радиосвязью, носилками, перевязочными и иммобилизирующими средствами и даже приспособлениями для передачи электрокардиограммы на расстоянии. Во Франции система скорой медицинской помощи функционирует по региональному принципу, в пределах департамента. В ней около 100 пунктов. Характерной особенностью службы скорой помощи Великобритании является многопрофильный характер ее деятельности. Служба скорой помощи Великобритании обслуживает большое число «неэкстренных» пациентов (перевозка плановых больных), в то время как в большинстве других стран служба скорой помощи обслуживает только острые заболевания или несчастные случаи.
Необходимо отметить, что одним из важнейших достижений бывшего советского здравоохранения в области организации и совершенствования службы СМП следует считать ее специализацию, благодаря которой значительное развитие получила экстренная специализированная медицинская помощь населению, в том числе детскому, на догоспитальном и госпитальном ее этапах. В настоящее время служба скорой медицинской помощи Казахстана характеризуется разветвленной сетью станций СМП с санитарными автомашинами, санитарной авиацией и больницами скорой медицинской помощи.
В Казахстане скорая медицинская помощь является общедоступной, своевременной и бесплатной. В связи с этим, нынче значительно повысилась требовательность не только к качеству экстренной медицинской помощи, но и к обоснованности поступающих вызовов на станцию скорой медицинской помощи, что диктует необходимость углубленного изучения состояния скорой медицинской помощи городскому населению, особенно детскому.
В современных условиях Республики Казахстан осуществлен переход на экономические методы планирования и нормирования труда в здравоохранении. Начиная с 1999 года бюджетные ассигнования на территориальном уровне выделяются из расчета на одного жителя, а организация здравоохранения получают средства по государственному заказу в расчете на единицу объема деятельности: стационары — на одного пролеченного больного, поликлиники — на одного прикрепленного жителя, СМП — на одного обслуженного вызова и. Поэтому современный этап развития здравоохранения диктует необходимость применения экономических методов нормирования в отрасли, что в свою очередь, требует совершенствования нормативной базы в сфере охраны здоровья населения.
На сегодня организация работы станций(отделений) СМП регламентируется приказами Министерства здравоохранения РК, которыми определены положения об их работе, нормативы обеспеченности санитарным автотранспортом и медицинским персоналом, перечни необходимого оборудования и оснащения всех видов санитарных транспортных средств. Приказ Агентства по делам здравоохранения от 16. 2001 № 756 «О мерах по совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению Республики Казахстан».
В целях совершенствования скорой и неотложной медицинской помощи и улучшения качества оказываемых услуг населению Республики Казахстан, усиления ее нормативно — правовой базы утверждены следующие правила деятельности скорой и неотложной медицинской помощи. Приказом Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения 16 августа 2001 года N 756 утверждены правила деятельности станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи.
Станция скорой и неотложной медицинской помощи является медицинской организацией, оказывающей бесплатную круглосуточную скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях, как на месте происшествия, так и в пути следования. Основными принципами являются:1) полная доступность для населения; 2) оперативность в работе и своевременность помощи;3) полнота объема и высокая квалификация; 4) обеспечение беспрепятственной госпитализации в соответствующие медицинские организации. Регламент времени выезда бригад:1) по скорой медицинской помощи — до 4-х минут; 2) по экстренным перевозкам — до 30 минут; 3) по плановым перевозкам — в течение 90 минут.
Приказом министерства здравоохранения Республики Казахстан от 16-августа 2001 года № 756, определен норматив оснащения санитарным транспортом станций скорой и неотложной медицинской помощи — 1 санитарный автомобиль (с носилками) на 10 тысяч жителей.
Важно отметить, что эффективную организацию службы СМП определяет ряд факторов: развитие и рациональное размещение сети станций и отделений СМП; четкость в работе диспетчерской службы, осуществляющей прием вызовов и направление бригад медицинских работников; направление санитарного транспорта на вызов в максимально короткие сроки; налаженность в системе госпитализации больных и пострадавших, достигаемая централизованным учетом свободных мест в больницах, родильных домах и других лечебных организациях; обеспечение максимальной преемственности в лечении больных во взаимосвязи бригадой скорой помощи и другими лечебно- профилактическими организациями.
В современных условиях особую значимость приобретают разработка и внедрение новых технологий и научно-обоснованных методов текущего и перспективного планирования здравоохранения, в том числе службы СМП. Планирование службы СМП населению предусматривает определение мощности станции(подстанции) и больницы скорой помощи, а также специализированных отделений. Казахстан на сегодняшний день обладает достаточно высокой оснащенностью санитарным автотранспортом и укомплектованностью бригад. На сегодняшний день служба скорой медицинской помощи (СМП) республики представлена 262 организациями и подразделениями, из которых 26 самостоятельных станций и 236 отделений СМП.
Планирование службы СМП населению Республики Казахстан предусматривает определение расчетных показателей потребности в бригадах в заданном медицинском районе города, определение мощности станции (подстанции) и больницы скорой помощи, а также специализированных отделений. В зависимости от сроков исполнения планы развития СМП делятся на текущие, который составляется на год и перспективный план.
Перспективное планирование службы СМП сложная в методическом отношении задача, требующая учета степени влияния на конечные результаты многочисленных факторов(численность и половозрастная структура населения, уровень и структура заболеваемости и смертности, а также обращаемости населения за СМП и др. ), каждый из которых нуждается в прогнозе возможного изменения на перспективу. При составлении долгосрочных планов развития службы СМП могут быть использованы такие методы прогнозирования явлений как интерполяция, экстраполяция, метод экспертных оценок и моделирование. Следует отметить, что актуальные задачи, поставленные перед станциями СМП, а также рост их объема деятельности в связи с объединением пунктов неотложной помощи при поликлиниках со станциями СМП в единые учреждения, обуславливали при планировании сети новых станции (подстанций) выделять медицинские сектора, не всегда адекватны потребности населения административных районов.
Служба СМП в Казахстане, особенно в крупных городах, в последние годы преобразовалась в мощную специализированную организацию, располагающую значительными материально- техническими и кадровыми ресурсами, работающую в жестком регламенте времени. Поэтому наряду с совершенствованием клинических аспектов оказания населению СМП все более решающее значение приобретают вопросы рациональной организации и повышения эффективности управления СМП. Успешное и действенное решение этих вопросов, как отмечают ряд исследователей, возможно путем широкого использования современных математических методов и вычислительной техники для автоматизации функций управления.
В силу специфики характера расселения сельских жителей организационно- структурные особенности различия характерны и для службы СМП функционирующей на селе. В ряде научных сообщений рассмотрены проблемы, связанные с организацией, совершенствованием и повышением качества СМП в условиях сельской местности. На разностороннюю деятельность СМП значительное влияние оказывает эффективность работы амбулаторно-поликлинического звена: организация приема больных и их обслуживание на дому, уровень и качество диспансеризации, профилактической и санитарно- просветительной работы; взаимодействие амбулаторно-поликлинической сети и СМП, преммственность и координация деятельности в лечении наиболее тяжелого контингента больных.
Таким образом, анализ литературы по медико-организационным аспектам СМП населению Казахстана свидетельствует, что наука и практика в системе СМП органически связаны. Поэтому одним из главных условий дальнейшего развития службы СМП следует считать научную разработку ее актуальных сторон, которая предполагает исследование по совершенствованию организации СМП населению Казахстана. Вместе с тем изменившиеся социально- экономические условия и новые тенденции в организации СМП последних лет свидетельствует о необходимости дальнейшего улучшения планирования деятельности СМП.
Галиева Г. , Маусымбаева А. , Уражанова Н. Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной медицинской помощью детского населения г. Талдыкоргана. Молодой ученый № 2(49)/ 2013
Здоровье населения Алматинской области и деятельность организаций здравоохранения в 2001г. (статистический сборник). — Талдыкорган,2002г. — с
Турлыбеков Ж. , Мурзанова Д. , Мухамеджанова З. Динамика заболеваемости детского населения в Республике Казахстан // Проблемы социальной медицины и управление здравоохранением. — Алматы,2002- № 23
Основные термины (генерируются автоматически): скорая медицинская помощь, Казахстан, неотложная медицинская помощь, скорая помощь, население Казахстана, население Республики, дело здравоохранения, мощность станции, санитарный автотранспорт, скорая помощь Великобритании.
Одним из основных приоритетов Республики Казахстан является развитие единой, социально ориентированной и развитой системы здравоохранения, призванной обеспечивать доступность, своевременное и качественное оказание медицинской помощи.
Эволюция государственных программ
Система обязательного медицинского страхования потерпела неудачу. Основными причинами несостоятельности идеи медицинского страхования в тот период послужил ряд факторов: у большинства организаций не было возможности выплачивать взносы в фонд медицинского страхования из-за больших долгов, кроме того, существовала система натуральной оплаты за страховые платежи; индивидуальные предприниматели и самозанятые лица, составляющие около четверти населения, не выплачивали взносы; прогрессирующий рост безработного населения; местный бюджет не смог обеспечить должный уровень взносов за неактивное население; оплата по медицинским услугам проводилась в разных регионах по различным тарифам и методам, впоследствии привело к тому, что у фонда образовалась крупная задолженность перед медицинскими организациями, были выдвинуты обвинения в коррупции и растрате собранных средств.
2002 год был признан Годом здоровья и являлся переломным в медицинской отрасли, так как вопросы охраны здоровья населения были выдвинуты в ранг первоочередных задач общегосударственной важности: созданы «Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора», «Комитет фармации», «Комитет медицинской и фармацевтической промышленности», «Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг», «Комитет фармацевтического контроля». Существовал ряд проблем, которые требовали радикальных пересмотров и подходов управления отраслью. Поэтому нужно было провести изменения в финансировании и совершенствовать сферу управления.
Государственная программа реформирования и
развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы
Цель — сформировать успешную концепцию и создать систему оказания медицинской помощи, основанная на принцип солидарной ответственности между государством и человеком.
Основные задачи программы:
− разделить ответственность между человеком и государством за охрану здоровья;
− использование международных принципов при оказании медицинской помощи, которая в первую очередь рассматривает первичную медико-санитарную помощь;
− реформа медицинского образования;
− создание новой модели информационной системы отрасли и управления здравоохранения;
− укрепление охраны здоровья матери и ребенка, способствовать повышению медико-демографической ситуации в Республики Казахстан, а также снижение уровня социально значимых заболеваний.
В рамках Госпрограммы модернизированы методы диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваний, онкопатологий, туберкулеза, ВИЧ. В результате предпринятых мер смертность от сердечно-сосудистых заболеваний была снижена с 535,5 в 2005 году до 406,4 на 100 тысяч населения в 2010 году. Также на тот период вакцинацией против 19 инфекционных заболеваний были охвачены порядка 5 миллионов человек в год.
«О здоровье народа и системе здравоохранения» Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК, вобрал в себя все наработки прошлого в области медицинского права и является полным нормативно-правовым документом.
Невзирая на принятые меры, проблемы, которые существуют в системе здравоохранения связаны, с тем, что само управление и финансирование ориентированы не на ее результативность, а на мощность сети. Отсутствует единая стратегия оптимального планирования бюджета, распределения финансирования и результативного использования денежных средств. Наблюдается низкое качество и неравный доступ ко всем медицинским услугам. Имеют разницу объем и качество медицинских услуг, которые предоставляются больным с идентичными заболеваниями в разных городах и регионах в 2–4 раза. Отсутствует свобода выбора медицинской организации, лечащего врача. Нет открытой конкуренции между амбулаториями, больницами и поставщиками.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011–2015 годы «Саламатты Қазақстан»
В послании «Новый Казахстан в новом мире» Н. Назарбаев поручил правительству разработать программу «Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства». В данный проект входит 103 объекта и планируется его реализация в стране в течение трех лет. В целом на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в 2009 году предусмотрено свыше 70 млрд. тенге. На программу «100 школ, 100 больниц» предусмотрено 45 млрд. тенге. Семь объектов завершено в 2008 году, в 2009 планировалось сдать 18 объектов, в 2010–2011 годы ввести 78 объектов. На 2010–2011 годы для осуществления проекта было предусмотрено 248 млрд. тенге.
За время данной государственной программы наблюдается:
− повышение рождаемости и демографической ситуации с 18,42 (2005 г. ) до 22,75 (2008 г
− стабилизировался показатель смертности — 9,74 (2005 г. — 10,37);
− коэффициент естественного прироста повысился до 13,01 (2005 г. — 8,05) на 1000 населения.
− увеличение численности населения на 762,6 тыс. человек с 2005 года по 2010 год.
Невзирая на позитивные сдвиги в демографической ситуации,
сохраняется низкий уровень здоровья женщин и
детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16 % браков являются бесплодными. Это во многом связано с широкой распространенностью инфекций, передающихся половым путем (ИППП), и высоким уровнем абортов, что в свою очередь определяется небезопасным половым поведением населения, прежде всего, молодых людей. Согласно статистике зарегистрированных случаев 1 из 4 беременностей в стране заканчивается искусственным прерыванием. Частота родов у девочек-подростков 15–19 лет имеет тенденцию к увеличению, и в 2008 году составила 31,1 на 1000 населения. Основными причинами материнской смертности (2005 г. — 40,5, 2009 г. — 36,9 на 100 тыс. родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы
Цель Программы: Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны
− развитие системы общественного здравоохранения;
− совершенствование профилактики и управления заболеваниями;
− повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения;
− обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры.
За один год реализации Программы ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев выросла на 0,8 % по сравнению с 2016 годом (72,4). Так, ожидаемая продолжительность жизни в 2017 году по Республике Казахстан составила 72,95 лет, что говорит о возможном достижении показателя в 2019 году до 73,13 лет. В рамках реализации Послания Главы государства от 5 октября 2018 года принимается комплекс мер по повышению качества и доступности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Государственной программой развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016–2019 годы предусмотрено сокращение нагрузки на участкового врача. По итогам 9 месяцев 2018 года среднее число прикрепленного населения на 1 врача общей практики сократилось на 8,3 % и составило 1 901 человек. Для дальнейшего снижения нагрузки дополнительно планируется открыть 247 участков врачей общей практики. В целях повышения доступности медицины также будут развиваться проекты государственно-частного партнерства по созданию компактных форм ПМСП, максимально приближенных к месту жительства населения.
Согласно информации Минздрава РК, модернизация службы скорой и неотложной медицинской помощи позволила сократить время доезда бригад на 7 минут. Таким образом, необходимое время на сегодняшний день — 18 минут.
В рамках программы «Денсаулық» в целях получения обратной связи от населения предусмотрено проведение неправительственными организациями социологических исследований по оценке удовлетворенности населения качеством медицинских услуг.
В стране сформирована единая система здравоохранения. Одной из действенных мер по охране здоровья граждан стал регулярно проводимый скрининг. В целях раннего выявления заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидизации, реализуется Национальная скрининговая программа. В 2017 году с учетом рекомендаций международных экспертов расширена возрастная группа населения, подлежащего скринингу до 70 лет, увеличена кратность скрининговых осмотров и охват целевых групп к 2022 году увеличится от 70 % до 90 %. За 9 месяцев 2018 года проведено 9 481 767 скрининг-обследований целевых групп населения, выявлено 714 945 случаев заболеваний, взято на диспансерный учет 341 503 человек. В том числе, обследования детей — 3 998 813, выявлено — 454 797, взято на диспансерный учет — 140 927.
В рамках реализации программы «Денсаулық» разработаны и выпущены методические рекомендации
«Единые стандарты по рациону питания школьников»
,
которые содержат 4-х недельное меню блюд для организации питания трех возрастных групп учащихся (7–10 лет, 11–14 лет и 15–18 лет) общеобразовательных организаций.
По поручению Главы государства в мае 2018 года разработана и внедряется новая модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) с четкими границами обязательств государства, одновременно с внедрением обязательного социального медицинского страхования. ГОБМП будет предоставляться всем гражданам, оралманам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан. В частности, это скорая помощь и санитарная авиация, первичная медико-санитарная помощь, экстренная стационарозамещающая и стационарная помощь, паллиативная помощь, а также при социально значимых, основных хронических заболеваниях, консультативно-диагностическая помощь, амбулаторное лекарственное обеспечение, плановая стационарозамещающая и стационарная помощь, медицинская реабилитация при туберкулезе.
В Министерстве здравоохранения отмечают, что внедрение новой модели позволит повысить доступность медицинской помощи посредством повышения финансового обеспечения системы здравоохранения за счет государственного финансирования ГОБМП и взносов в Фонд социального медицинского страхования, снизить затраты населения на медуслуги, снизить излишнюю нагрузку на специалистов ПМСП и экстренные медицинские службы.
Согласно данным НАО «Фонд социального медицинского страхования», общая сумма отчислений и взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей за обязательное социальное медицинское страхование 6,5 млн. человек, поступившая в период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года, составила 133 млрд. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2018 года Фонд является и оператором гарантированного объема медицинской помощи. Так, оплата услуг в рамках пакета ГОБМП ведется Фондом с начала 2018 года, в рамках пакета ОСМС — начинается с 2020 года.
В целях повышения конкуренции на рынке медицинских услуг проведена работа по дерегулированию сферы. В рамках совершенствования нормативно-правовой базы проведена ревизия 66 санитарных правил, отменены 29 устаревших. На текущий момент отмечается рост количества частных медицинских организаций, участвующих в ГОБМП с 40 % (2017 год) до 46 % (2018 год).
Цифровизация системы здравоохранения
По данным Министерства здравоохранения РК, в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» в МЗ РК создан Офис цифровизации здравоохранения.
В настоящее время в рамках Госпрограммы реализуются 4 проекта:
1) Внедрение элементов мобильного здравоохранения (mHealth), в т. «удаленные консультации»;
2) Создание и внедрение искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения;
3) Внедрение медицинских информационных систем;
4) Внедрение Платформы информатизации и интероперабельности ИС МЗ РК.
На базе Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии совместно с компанией IBM проведена пилотная апробация по проекту искусственного интеллекта в здравоохранении — Watson for oncology. В период с 16 июля по 8 августа 2018 года проведен анализ существующих бизнес-процессов и клинических процессов, обработка данных, предоставление технического обзора; отбор пролеченных случаев и нозологий для апробационных работ. В настоящее время ведутся работы по модели финансирования в рамках ГЧП.
Проект кодекса затрагивает 6 основных направлений: общественное здоровье, образование и наука, санитарно-медицинская помощь, кадровая политика, фармацевтическая деятельность и цифровое здравоохранение. Каждое направление кодекса затронуло вопросы общественного здоровья с акцентом на его укрепление путем профилактики заболеваний. Ориентируясь на мировые стандарты, граждане обязаны заботиться о своем здоровье, проходить скрининги, получать профилактические прививки. Регламентированы нормы по охране психического здоровья, профилактике суицидального поведения и зависимостей, вызванных психоактивными веществами, а также азартными играми; нормы по вовлечению родителей и педагогов в охрану здоровья воспитанников и школьников с проведением образовательных и разъяснительных мероприятий; нормы по предоставлению подросткам и молодежи конфиденциальной комплексной помощи.
Государственная программа развития здравоохранения на 2020–2025 годы
Приоритеты в сфере здравоохранения
Цель Госпрограммы: развитие качественного и доступного здравоохранения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет в 2025 году.
Формирование у
населения приверженности здоровому образу жизни
Повышение качества медицинской помощи
Устойчивое развитие системы здравоохранения
Задачи и направления Госпрограммы:
− реализация ОСМС и продвижение ДМС для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения;
− улучшение инвестиционного климата в медицинской отрасли;
− эффективное управление в здравоохранении.
− повышение конкуренции среди пациент-ориентированных медицинских организаций;
− повышение удовлетворенности пациентов, получающих лечение в рамках ГОБМП/ОСМС;
− сбалансированная система тарифообразования;
− увеличение финансирования ПМСП и Общественное здравоохранение до 60 % от общих расходов на здравоохранение;
− реализация механизмов финансового контроля за освоением средств ГОБМП И ОСМС, в том числе за качеством предоставляемой медицинской помощи;
− обеспечение деятельности Национального управляющего холдинга как единого оператора реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения;
− привлечение инвестиций, в том числе через ГЧП, в оснащение и строительство медицинских организаций;
− создание медицинского холдинга при МЗ РК для эффективной реализации крупных проектов ГЧП и эффективного управления активами;
− совершенствование и оснащение лабораторной службы;
− создание инспектората по медицинским изделиям;
− корпоративное управление и менеджмент (каскадирование КПР из настоящей Программы до трудовых договоров с руководителями региональных управлений общественного здравоохранения и медицинских организаций), развитие лидерских навыков;
− оценка эффективности управления государственных медицинских организаций;
− внедрить стратегическое планирование и риск-менеджмент в региональных медицинских организациях.
Увеличение расходов на здравоохранение до 5
% от ВВП
Примерное финансирование мероприятий проекта Госпрограммы (млрд. тенге)
С принятием и реализацией нового Кодекса связывается повышение эффективности системы здравоохранения республики: сохранение здоровья нации, усиление солидарной ответственности граждан за свое здоровье, снижение количества суицидальных попыток и потребления табачных изделий, алкогольных напитков, повышение качества первичной медико-санитарной помощи, усиление контроля за качеством оказываемых медуслуг, повышение качества подготовки медицинских кадров, развитие медицинской науки, получение медуслуг в цифровом формате, повышение эффективности использования бюджетных средств и конкурентоспособности медучреждений.
В 2020 году 7 июля Касымом- Жомартом Кемелевичем Токаевым был подписан новый Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» и закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения». Введены понятия «прижизненный донор», «посмертный донор»
,
«потенциальный реципиент».
Остро стоит проблема коронавирусной инфекции COVID-19. По официальным данным коронавирусная инфекция в Казахстан пришла в середине марта. Но вспышка волны началась к началу июля, также наблюдается большое количество распространения случаев пневмонии.
Усугубило положение ментальность нашего народа, так как массово не соблюдаются карантинные меры. Также, помимо граждан, недостаточные меры по борьбе с коронавирусной инфекцией приняли власти Республики Казахстан, так как долгое время сохранена работа торговых рынков, общественного транспорта и т.
Основными проблемами являются нехватка лекарственных средств, аппаратов ИВЛ, медицинских бригад и машин скорой помощи; дефицит койко-мест в стационарах, не подключена система первичной медико- санитарной помощи, все данные факты говорят о системных ошибках Министерства здравоохранения, связанных с нехваткой финансирования и отсутствия нормальной выстроенной системы.
Изучив все Государственные программы в сфере здравоохранения в РК и статистические данные за последние годы, считаем необходимым отметить следующее.
Общественно-политические и социально-экономические изменения, которые произошли после распада СССР, пoвлияли на систему организации медицинской пoмощи нaселению. Имевшаяся в прошлом четкая управленческая вертикаль распалась с крахом командно-административной системы управления. В стремлении повысить эффективность деятельности системы здравоохранения и преумножить отраслевой потенциал государство и институты власти пытались изменить систему организации, управления и финансирования здравоохранения. Главной ошибкой являлось отсутствие обоснованной, четкой и продуманной стратегии.
Медицина страны находится на стадии некой перестройки, поскольку выбирается и закрепляется новая модель, учитываются недоработки прошлых лет. Также нельзя не отметить влияние на нее таких отягощающих факторов, как текучесть кадров и коррупция. В связи с этим, разрозненность системы здравоохранения в Казахстане можно определить как вопрос не только несформировавшейся социальной, но и правовой базы. Социальные трудности казахстанской системы здравоохранения представляется возможным решить лишь с помощью комплексного переосмысления потребностей граждан страны. Приоритет человека в процессах медицины обусловлен общей мировой тенденцией к позиционированию человеческих ресурсов как главного капитала страны. В связи с этим ценной и конструктивной представляется рекомендация по улучшению и более тщательной проработке законов, имеющих непосредственное отношение к медицине, расширение и уточнение некоторых их положений; регулярный государственный аудит медицинской деятельности согласно международному опыту. Выполнение основных условий в виде рационального сочетания социального и правового аспекта способствует улучшению качества медицины в Казахстане, гармонизации ее составляющих, а также укреплению роли здравоохранения на государственном уровне.
Шарманов Т. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.
Аканов А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: Опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010–2015 годы. Астана, 2006. 243 с.
Аканов А. , Девятко В. , Кульжанов М. Общественное здравоохранение в Казахстане: Концепция, проблемы и перспективы. Алматы, 2001. 100 с.
Девятко В. , Аканов А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: Опыт, уроки, проблемы. Алматы, 1999. 140 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, медицинская помощь, младенческая смертность, первичная медико-санитарная помощь, система здравоохранения, сфера здравоохранения, Государственная программа, здоровье народа, общественное здравоохранение, повышение качества.