Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза государственной программы Республики Калмыкия «Профилактика правонарушений».
В соответствии с пунктом 2.7 Плана работы на 2021 год Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза государственной программы Республики Калмыкия «Профилактика правонарушений» Государственная программа утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10.07.2020г. № 224 (далее – Государственная программа, Госпрограмма, программа).
Государственная программа реализуется в рамках 4 подпрограмм:
Подпрограмма 1 «Снижение криминализации общества»;
Подпрограмма 2 «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
Подпрограмма 3 «Профилактика экстремизма, терроризма и незаконной миграции»;
Подпрограмма 4 «Противодействие злоупотреблению наркотиками, алкоголем и их незаконному обороту».
Достижение цели предусмотрено решением следующих задач:
— совершенствование мер, направленных на снижение уровня правонарушений и преступлений;
— профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе среди несовершеннолетних;
— совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным;
— реализация профилактических мер, направленных на предупреждение террористических актов;
— повышение эффективности реализации мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде безопасности дорожного движения.
По результатам проведенной экспертизы установлены следующие недостатки и несоответствия. Ответственным исполнителем Государственной программы является Служба по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия, основной деятельностью которой является организационное обеспечение деятельности мировых судей республики.
Согласно ст.6 ФЗ №182-ФЗ направление «профилактика правонарушений» охватывает такие вопросы как преступность несовершеннолетних, предупреждение повторной преступности, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, противодействие незаконному обороту оружия, суррогатной алкогольной продукции и наркотических средств, незаконной миграции, экстремизму и терроризму, борьба с «семейным насилием» и преступностью в общественных местах, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, оказание помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, сфера обеспечения безопасности дорожного движения и т.д.
При таких обстоятельствах направление «профилактика правонарушений» не согласуется с основной деятельностью Службы по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия, которая не является субъектом системы профилактики, не обладает компетенцией, позволяющей обеспечить комплексный подход применительно ко всем направлениям профилактической деятельности, что может послужить неэффективной реализации Госпрограммы и негативного роста преступности.
По каждому из вышеизложенных направлений профилактические функции относятся к компетенции различных министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления, каждое из которых отвечает лишь за определенный сегмент общей системы профилактики. В этой связи, целесообразно возложить задачи единого органа-координатора на Администрацию Главы Республики Калмыкия, что соответствует общероссийской практике (80% субъектов страны имеют структуру, аналогичную по своему функционалу администрациям глав регионов) с учетом значимости и широкого спектра задач в сфере профилактики правонарушений.
Сравнительный анализ задач и основных мероприятий государственной программы показал, что задачи программы «Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе среди несовершеннолетних» и «Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным» дублируют наименования основных мероприятий «Мероприятия по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних» и «Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным, включая медицинскую реабилитацию», что не соответствует требованиям пункта 39 Порядка № 105. На решение задачи «Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе среди несовершеннолетних» не указаны ожидаемые результаты.
Законом о бюджете на 2020 — 2022 годы госпрограмма обеспечена бюджетными ассигнованиями на низком уровне (2020 г.-2,1%; 2021 г.-56,8%; 2022 г.-54,5%). Фактические расходы на реализацию мероприятий государственной программы в 2020 году составили 2 273,9 тыс. рублей или 2,9% от объема, предусмотренного госпрограммой. Отсутствие бюджетных ассигнований по мероприятиям, предполагающим их дальнейшую реализацию, может повлечь необходимость корректировки основных параметров госпрограммы в ходе ее реализации. А также свидетельствует о невозможности выполнения в полном объеме функций главного распорядителя бюджетных средств, установленных статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.
В 2021 году ответственным исполнителем в установленные сроки не внесены изменения в ресурсное обеспечение госпрограммы, чем нарушено требования четвертого абзаца пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и пункта 55 Порядка №105, согласно которым государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. Действующая редакция госпрограммы в части объемов средств республиканского бюджета не соответствует параметрам Закона Республики Калмыкия от 29 декабря 2020 г. № 146-VI-3 «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
В качестве одного из основных рисков ответственный исполнитель отмечает «недостаток финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств республиканского бюджета». Таким образом, вопросы финансирования ставятся им на первое место, а значит, недостаточно внимания уделяется выполнению соответствующих показателей.
Ресурсное обеспечение мероприятий таких как «Организация мероприятий по профилактике рецидивных правонарушений», «Профилактика преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий», «Выделение помещений либо их строительство для участковых уполномоченных полиции на обслуживаемых административных участках», Государственной программой не предусмотрено.
Целевой индикатор «Доля образовательных организаций Республики Калмыкия, оснащенных системами безопасности (%) носит узконаправленный характер и не в полной мере соответствует цели и задачам Госпрограммы. Отдельные показатели (индикаторы) рассматриваются и в базовом варианте, и с учетом дополнительных средств. Вместе с тем их значения не отличаются в зависимости от варианта.
Сложившаяся практика внесения изменений в государственные программы не соответствует принципу стратегического бюджетного планирования. Объемы финансирования мероприятий госпрограмм привязаны к возможностям бюджета и не направлены на достижение поставленных целей.