На совещании правительства под председательством вице-премьера Бырганым Айтимовой рассмотрен проект Государственной программы развития образования в Казахстане до 2010 года. Об этом KZ-today стало известно из сообщения пресс-службы главы правительства РК.
В сообщении отмечается, что основными задачами Программы являются совершенствование системы образования на всех его уровнях, повышение качества подготовки преподавательского состава в соответствии с современными требованиями, обеспечение баланса государственного, общественного и личного интересов в системе образования, интеграции образования, науки и производства.
В ходе обсуждения руководители министерств и ведомств высказали свои замечания и предложения по отдельным пунктам проекта. В частности, по вопросам разграничения системы образования по различным уровням, разработки новых учебников, совершенствования подготовки и повышения квалификации преподавательского состава, телефонизации и компьютеризации школ.
По итогам совещания Б. Айтимова поручила ответственным министерствам и ведомствам доработать проект с учетом высказанных замечаний и представить его в правительство для дальнейшего рассмотрения.
Целостность современного мира — одна из важнейших особенностей нашего времени. Развитие страны в изоляции от других государств сегодня немыслимо. Очень важно понять, что создание подлинно современной системы образования должно быть задачей всего народа.
В начале ХХI в. озабоченная глобальными проблемами мировая общественность все чаще обращает свой взор на школу, стремясь понять, готова ли она вступить в новый век, достаточно ли совершенны ее компоненты. Конец ХХ в. был ознаменован тем, что во всем мире шел поиск школы мирового класса. До сих пор ученые передовых стран ищут факторы, которые гарантировали бы эффективность школ в рамках всей системы, были бы связаны с высококачественным школьным образованием.
В течение последнего десятилетия ХХ в. большинство зарубежных образовательных систем либо претерпели значительные изменения, либо находятся в процессе реформирования. Происходящие изменения в области образования в мире требуют соответствующих изменений и в системе образования РК. Можно ли заимствовать идеи, формы организации и опыт в области образования? Уместен и полезен ли подобный перенос? Эти вопросы сегодня столь же актуальны для многих стран, как и двести лет тому назад, в период становления современных систем образования. Казахстан принимал участие в осуществлении реформы общеобразовательной и профессиональной школы с 1984 г., но фактически начал проведение собственных радикальных реформ в школьном историческом образовании только в 1991 г.
Истоки многих проблем образования последних двух десятилетий были в низком уровне востребованности знаний и культуры в нашем обществе. Многие, даже профессионально подготовленные, инженеры, техники, учителя не работали по полученной специальности. Низкий социальный статус учителей порождал отток молодых квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. До сих пор процент молодых специалистов среди школьных учителей составляет по данным Национального доклада о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан только 3 %. Понижение статуса образования, культуры, интеллигентности привело к распространению формализма, к деформации общекультурной подготовки учащихся, понижению творческого аспекта обучения.
В настоящее время произошло новое глубокое осмысление места и роли образования в контексте развития общества в ХХI в. Еще в 1963 г. при ЮНЕСКО был учрежден Международный институт планирования образования, но в то время лишь немногие страны реально занимались таким планированием.
Примечательно, что в международной практике среди четырех основных целей образования, с которыми, по существу, согласны все участники дискуссий, — воспитание граждан-патриотов; подготовка к определенной профессии и способность самостоятельно продолжать обучение в избранной сфере; хорошая мировоззренческая ориентация; способность критически мыслить и эффективно общаться с помощью безукоризненного владения языком — приоритеты расставляются таким образом, что в число первоочередных выдвигаются именно две последние цели.
Таким образом, профессиональная актуализация знаний, прикладная направленность общенаучной подготовки не вытесняются на второй план.
Общей целью Концепции является определение стратегических приоритетов в развитии для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.
Целью Программы является модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 г. и повышения качества подготовки человеческих ресурсов. Основными задачами программы являются:
В современном мире школьному образованию, как правило, свойственны четыре недостатка.
Качественное несоответствие целям подготовки молодежи к взрослой жизни. Школа обязана дать учащимся, по крайней мере, тот минимум знаний, который им потребуется, чтобы начать трудовую жизнь или продолжить образование и успешно усваивать содержание любого курса подготовки, который они выберут сразу после окончания школы или на более позднем этапе. В современных условиях главной целью образования личности является достижение социальной и персональной профессиональной компетентности, умения рационально использовать информацию и эффективно жить и трудиться в быстро изменяющемся мире.
Информационно-аналитическим документом, отражающим целостное состояние и тенденции развития образования в стране в сопоставлении с зарубежными государствами и предназначенным для широкого круга пользователей, является ежегодный, уже третий Национальный доклад о состоянии и развитии образования.
Нехватка средств, выделяемых на нужды образования. В настоящее время в Казахстане по различным образовательным программам обучаются почти 4,5 млн. человек. Резкая дифференциация доли расходов местного бюджета по регионам республики (от 37 % в г.Астане до 77,3 % в ЮжноКазахстанской области), вероятнее всего, связана с масштабом сети школ и с долей сельских школ, значительная часть которых является малокомплектными и, соответственно, требует больших затрат.
Работают в системе образования и науки около 500 тыс. педагогов и ученых. Таким образом, грамотное население республики составляет 99,5 %, охвачены системой образования и науки почти 30 %, образовательными программами — 85 % населения в возрасте от 5 до 24 лет. Важная характеристика комфортности условий обучения — наличие возможности организации учебновоспитательного процесса в одну смену. По сравнению с 2006 г. доля учащихся, обучающихся во вторую смену, увеличилась на 0,2 % и составила в среднем по республике 35,8 %.
Тенденция увеличения педагогов со стажем свыше 20 лет наблюдается в большинстве регионов, что свидетельствует о недостаточном притоке молодых специалистов в систему образования. По возрастным группам в организациях среднего профессионального образования в 2007 г. наблюдаются следующие изменения: доля преподавателей в возрастной группе до 30 лет и от 30 до 45 лет уменьшается; несколько увеличивается показатель в возрастной группе от 45 до 60 и старше 60 лет. В Карагандинской области доля преподавателей возрастной группы от 45 до 60 лет увеличилась на 15,6 %, составив 45 %. Кроме того, следует отметить снижение качества образования. Даже в тех дисциплинах, где знания вполне устойчивы (естественноматематические науки), не удалось добиться прочного усвоения их всеми учащимися.
Серьезные проблемы имеются в гуманитарном образовании. От командно-административной системы нам досталось догматическое обществознание и неоправданно сжатая гуманитарная подготовка. По каждой из общественных дисциплин издавался лишь один учебник и содержание его полностью контролировалось партийными органами. Постоянное стремление истолковывать процессы, которые происходили, с точки зрения преимуществ «реального социализма» приводило к явным искажениям как настоящего, так и истории.
В 2007 г. в Республике была завершена реализация Целевой программы подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов нового поколения для общеобразовательных школ Казахстана.
В республике подготовлено 714 собственных учебников и 1717 учебно-методических комплексов. Из-за низкого качества изъято 17 учебников и 6 УМК. Казалось бы это небольшой процент от общего числа учебников, но если учесть тираж (примерно 40000 для учебников и 6000 для учебно-методических пособий), то цифра многократно возрастает. Причем только в 2004 г. МОН РК были разработаны общие критерии оценки учебников.
В 2005 г. на одного обучающегося в школьных библиотеках организаций среднего общего образования приходилось 20,5 учебника, в 2007 г. — 21,6, что все еще не соответствует установленной норме в 25 единиц издания.
Во всех регионах республики фонд литературы, в расчете на одного обучающегося, соответствует норме или значительно ее превышает. В то же время по сравнению с 2003 г. данный показатель в среднем по РК снизился на 10 единиц. В первую очередь данный факт связан с увеличением числа обучающихся в организациях НПО (по сравнению с 2003 г. — на 9 %).
Трудность примирения традиционных ценностей, придающих самобытность стране, с более универсальными ценностями, привнесенными научно-промышленными революциями западного мира. Динамика общественных отношений, интенсификация производства усложняют социальные функции школы. Все больше возрастает ее ответственность за формирование таких структур духовного мира молодого человека, как мировоззрение, гражданская позиция, идейно-нравственная зрелость, культура труда и общения, стремление и готовность к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Целью среднего образования, говорится в Концепции развития образования до 2015 г., является формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные нравственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма и демократических ценностей взаимопонимания между народами; развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа и других народов; сохранение и преумножение культурного наследия своей страны; развитие казахстанского патриотизма, чувства гражданственности; экологическое, экономическое и эстетического воспитание учащихся, а также воспитание умения объективно оценивать роль религии в истории человечества.
Гуманизм истории как науки в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей, уважение к культуре и обычаям других народов, понимание взаимосвязи и взаимозависимости событий и процессов, протекающих в мире. Гуманизация истории — это обращение её к личности учащихся, удовлетворение их познавательных, нравственных, мировоззренческих запросов. Личностно-ориентированные программы, дифференцированный подход в обучении, индивидуальные траектории развития — все это стало реалиями педагогической практики.
С 1996 по 1998 гг. школьные реформы получили мощное развитие благодаря тому, что произошла корректировка содержания образования, активизировался процесс гуманизации, были сделаны шаги на пути интеграции в международное образовательное пространство, а также начали осуществляться государственные программы «Информатизация системы среднего образования» (1997– 2002 гг.) и «Новое поколение учебников» (1998 г.).
На современном этапе развития исторической науки происходит поиск новых направлений и подходов. К ним можно отнести «диалог культур», «микроисторию» и «макроисторию», историкоантропологический подход и др. В мировой исторической науке изменяется соотношение между социальной историей и историей интеллектуальной, ментальной. Все более популярной становится полидисциплинарный подход, который противопоставляется традиционному. Предпринимаются попытки достижения нового исторического синтеза, предполагающего отказ от идеи всеобщего детерминизма.
Поиск путей совершенствования качества подготовки выпускников в условиях формирующегося рынка труда и соответствующего удовлетворения запросов личности в образовательных услугах заставляют учебные заведения постоянно пересматривать как содержание образования, так и технологию образовательного процесса. Сегодня информатизация как технологическая база становления информационного общества выступает национальным стратегическим ресурсом, характеризующим не только общий уровень государства, но и его место в глобальном процессе мирового развития.
Таким образом, несмотря на определенные различия школьных систем образования, во всем мире преобладает тенденция сближения этих систем, которая обусловлена в основном процессами интеграции в социальной и экономической сферах жизни. Однако содержание общего среднего образования все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального, гражданского общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократизации общества.
Стоящие перед сферой образования актуальные задачи и способы их решения требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом. Сейчас перед школой стоят исключительно важные, требующие радикальных решений задачи, связанные с демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся, с необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении.
Развивающее демократическое государство ставит перед собой задачу создания условий для свободного развития и процветания граждан. Преобразования, происходящие в Республике Казахстан, преследуют двоякую цель: поднять уровень качества жизни населения и создать более гуманное и демократическое общество.
Поиск в системе образования приобрел особенную четкую направленность после провозглашения государственного суверенитета Республики Казахстан стать частью общего потока казахстанских реформ, которые продолжаются до сегодняшнего дня.
Развитие системы образования можно разделить на несколько периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
Для первого периода (1991-1994 гг.), после обретения независимости Республики Казахстан, актуальной задачей стало формирование законодательной базы, соответствующей изменившимся условиям. Поэтому главными вопросами стали:
Основным законодательным актом, регулирующим образовательную деятельность, стал Закон Республики Казахстан «Об образовании» (1992 г.).
Трудности экономических и социальных преобразований сделали особенно актуальным пересмотр концептуально-программных подходов к системе образования, конкретизацию путей и направлений преобразований на основе принятой законодательной базы.
В этот период были утверждены 18 концепций, в числе которых: концепция государственной политики в области образования, Национальная программа подготовки государственной поддержки образования, Целевая программа подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ.
Были выработаны основные приоритетные направления по реформированию системы образования:
Данные приоритетные направления реформирования способствовали сохранению доступного уровня образования Казахстана, а в дальнейшем дали возможность нашим стандартам постепенно приблизиться к международному уровню.
В то же время, в обозначенный период в системе образования имели место отрицательные тенденции, что явилось следствием тех социально-экономических проблем, с которыми столкнулось государство. Переход от командно-административной системы к регулирующим функциям в условиях рынка был осложнен недостаточностью финансовых возможностей республиканского и местного бюджета. Политика оптимизации привела практически к разрушению системы дошкольного образования, к массовой ликвидации детских дошкольных учреждений. В критической ситуации оказались средние общеобразовательные школы, особенно сельские, многие из которых, в том числе и малокомплектные, закрылись. Начавшийся отток учителей в сферу бизнеса и предпринимательства негативно сказался на уровне и качестве среднего общего образования.
В условиях остаточного финансирования была деформирована система профессионального образования и подготовка кадров. На грани ликвидации оказались профессиональные школы, отсутствие инвестиций сказалось и на среднем профессиональном образовании. Фактически прекратилось воспроизводство квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Однако, начиная со второго периода (1995-1999 гг.) в казахстанской системе образования отмечаются положительные сдвиги, обусловленные развитием процессов демократизации и экономических преобразований. Эти преобразования нашли свое нормативно-правовое оформление в Законе «Об образовании» от 07.06.1999 года.
Эта модель стала первым этапом в совершенствовании механизма правил приема в вузы страны.
Однако, несмотря на принимаемые меры в Казахстане остаются нерешенными ряд проблем в сфере высшего образования. Главным образом это связано с проблемой педагогических кадров. С одной стороны, это «старение» профессорско-преподавательского состава вузов, а с другой стороны, почти отсутствует достаточный приток талантливой молодежи в образовательную сферу. Основная причина: недостаточный уровень заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики, что делает эту профессию менее престижной. Кроме этого, в системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов. В подготовке кадров с высшим образованием происходит «вымывание затратных специальностей», в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике. В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда. Для того чтобы поднять высшее образование в Казахстане на новый международный уровень, необходимы постоянные и стабильные инвестиции в сферу образования и науки, которые помогут максимально увеличить возможности по подготовке конкурентоспособных отечественных кадров.
Таким образом, за период независимости Республики Казахстан в стране был сделан большой шаг по реформированию образовательной системы. Развитие экономики и образования неразрывно связаны друг с другом. Без экономического роста невозможно развитие образовательной сферы с одной стороны, а без высококвалифицированных кадров, профессионалов не будет экономического поступательного прогресса.
- Никитина Л.Е. Социальный педагог в учреждении образования (модель и методика работ). -М., 2001.
- Образование и наука в Республике Казахстан. (Информационно-статистические материалы). — Астана, 2005.
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции государственных органов исполнительной власти. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. В статье определена значимость целевых программ развития, ведущих к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития. Выявлено, что на сегодняшний день отсутствует методика оценки эффективности реализуемых в Казахстане государственных программ, которая бы четко показала результаты конкретных периодов реализации целей программ и дальнейшие направления государственной политики на достижение поставленных перспективных задач. Схематично определена единая структура стратегического плана, вне зависимости от сферы реализации. Согласно изученной научной литературе определена классификация типов оценки государственных программ. Дана промежуточная оценка эффективности целевых индикаторов Государственной программы развития образования РК за 2014 и 2015 гг., в результате которой было выявлено снижение эффективности анализируемой программы, сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшей реализации целевых программ.
В настоящее время много говорится о направленности государственного управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к той или иной структуре органов власти и распределению функций. Такая задача предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. В связи с этим большой интерес вызывают инструменты для достижения обозначенной цели и оценка эффективности выполнения стратегических задач, поставленных в рамках государственной политики отдельной отрасли и экономики в целом.
Целевые программы — это средство повышения научной обоснованности управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют обоснованность способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями. Основное назначение целевых программ — ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества. Национальные государственные программы позволяют в рамках программноцелевого метода сосредоточить усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики. Программы включают комплекс мероприятий, имеющий четко определенные как по содержанию, так и по времени конечные результаты. Содержание государственных программ связано с определением главной перспективной (стратегической) цели, подцелей в их соподчиненности («дерево целей»), этапов достижения целей, комплекса задач, целевых индикаторов, а также источников и объемов финансирования.
Схема или так называемая структура составления стратегического документа, вне зависимости в какой отрасли она реализуется, имеет свою единую структуру (рис.1).
В современных условиях эффективность многих государственных программ значительно снижается из-за слабого контроля и неэффективного управления, отсутствия механизмов их оценки и анализа социально-экономического эффекта, слабого научно-методического обеспечения и отсутствия ориентации на конечный результат программы. Без всесторонней оценки государственных программ на сегодняшний день невозможно проводить политику и принимать решения, так как: проблемы становятся все сложнее; возрастает цена ошибки; необходимо рационально расходовать государственные ресурсы в условиях кризиса; возрастает роль гражданского общества.
Оценка государственных программ позволяет повысить роль и значение программного подхода как важного средства решения социально-экономических проблем. В современных условиях первостепенное значение приобрели факторы гибкости и своевременной адаптации к постоянно меняющимся общественным требованиям и вызовам, что непосредственно связано с оценкой результатов осуществления программ и проектов. Основная цель оценки — установить, выполняет ли программа задачи, является ли программа эффективной.
Согласно изученной литературе типы оценки государственных программ имеют следующую классификацию (рис. 2).
Рассмотрим в качестве промежуточной оценки процесса реализации Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. и рассчитаем ее эффективность за 2015 г. Любая страна осуществляла модернизацию именно за счет образования. Все развитые государства для мощного экономического рывка вкладывали средства именно в развитие системы образования.
Отчеты о реализации ГПРО за 2014 и 2015 гг. идентичны самой ГПРО, однако не имеют отельного списка содержания, что в целом затрудняет восприятие. ГПРО и ее отчеты за 2014 и 2015 гг. состоят из 4 основных анализируемых направлений деятельности, которые включают в себя 10 целей, а также ряд задач и 193 мероприятия, которые почему-то имеют одинаковое название с индикаторами ГПРО и носят отчетный характер.
Согласно Методике по разработке Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственным программам, стратегическим планам государственных органов и программам развития территорий (далее — Методика) каждой цели соответствует целевой индикатор (с промежуточными и конечными значениями) для определения степени ее достижения. Качественная сторона целевого индикатора отражает сущность положительных изменений в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления, а количественная — их измеримую, абсолютную или относительную величину. Целевые индикаторы рассматриваются на соответствие следующим критериям:
В таблице 1 рассмотрены индикаторы ГПРО на соответствие требованиям и критериям Методики.
Т а б л и ц а 1
Соответствие индикаторов ГПРО требованиям и критериям Методики по разработке государственных программ
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы 1
Примечание. Проанализировано авторами.
Проведем промежуточную оценку процесса реализации или эффективности реализации ГПРО, которую будем оценивать на основе степени достижения целей и решения задач ГПРО путем сопоставления достигнутых значений целевых индикаторов и показателей Программы запланированным значениям целевых индикаторов и показателей (табл. 2).
где Сд — степень достижения целевого индикатора и показателя; Иф — фактическое значение целевого индикатора и показателя; Ип — плановое значение целевого индикатора и показателя.
Т а б л и ц а 2
Промежуточная оценка эффективности целевых индикаторов реализации ГПРО
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы 2
Средний уровень (или процент) достижения целевых показателей государственной программы рассчитывается по формуле
Cцп = Σ Cд ∗ 100 %, (2)
где Кцп — количество целевых показателей Государственной программы.
Программа считается реализуемой:
с высоким уровнем эффективности, если среднее значение реализации целевых индикаторов составило 90 % и более;
с удовлетворительным уровнем эффективности, если среднее значение реализации целевых индикаторов составило 75 % и более показателей ГПРО на отчетный год;
Из таблицы 2 видно, что большое количество целевых индикаторов не достигнуто либо достигнуто согласно планам, не имея опережающего характера. Нами выявлены неточности в формулировках индикаторов, отсутствие реалистичности планируемых и выполняемых показателей, неточности в расчетах отчетных индикаторов, невыполнение рейтинговых (значимых) показателей.
Также хотелось бы отметить, что большая часть эффективности показателей достигнута субъектами рынка образовательных услуг непосредственно, без какого-либо участия МОН РК. По ГПРО МОН РК не отделяет достижения индикаторов государственными и частными субъектами рынка образовательных услуг, что в целом бы прояснило результативность каждого из них в достижении стратегических показателей развития рынка образовательных услуг Казахстана.
Рассчитаем средний уровень достижения целевых показателей Государственной программы:
Сцп 2014 = 1,29+1,02+1,05+1,0+1,06+1,03+0,94+1,03+0+1,09+1,0+1,0+1,0+1,0+2,0+
+1,15+2,87+2,87+1,16+1,04+0+1,30/22=1,17 (*100 %) = 117,76 %
Сцп 2015 = 1,12+1,02+1,41+0,23+0,3+1,05+0+0+0,17+0+1+1,02+0+1,0+1,15+1,0+0,26+
+0+1,29+0,1+2,45+1,43+4,95+0+1,0+1,0 / 27=0,85 (*100 %) = 85 %
Таким образом, мы видим, что за 2014 г. ГПРО была реализована на высоком уровне эффективности (117,76 %); за 2015 г. (5-й год из 10-ти запланированных) — ГПРО была реализована на удовлетворительном уровне эффективности.
Следовательно, считаем правильным завершение ГПРО на 2011–2020 г., в связи со снижением значимости и эффективности целевых индикаторов в стратегическом развитии науки и образования республики на современном этапе, и введение новой ГПРО на 2016–2019 гг. При этом считаем бо- лее эффективной выбранную периодизацию реализации новой ГПРО (с изменением целевых индикаторов согласно вызовам общества и мирового сообщества). Как показали наши исследования, 4-й год реализации стратегической программы носит пик эффективности реализации долгосрочных государственных программ в МОН РК.
С нашей точки зрения, Министерства РК должны проводить оценку эффективности реализации государственных программ и иметь критерии оценки их эффективности, по итогам рассмотрения результатов вносить изменения в действующую государственную программу в части изменения бюджетных ассигнований при планировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период: выделять дополнительное финансирование на реализацию Государственной программы, признанной высокоэффективной в отчетном году, начиная с очередного финансового года; сохранять прежний уровень финансирования Государственной программы, признанной высокоэффективной или удовлетворительной в отчетном году, начиная с очередного финансового года; досроч- но прекращать реализацию Государственной программы и меры ответственности за ее невыполнение, что в целом приведет к росту экономики и социальной политики как на государственном, так и мировом уровнях.