Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116 «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
    на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспортена Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информациина Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспеченияна Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты
  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

Статья 16. За уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целевые индикаторы и показатели Программы

  • показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
  • показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
  • показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;
  • показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;
  • показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;
  • показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4

  • на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
  • на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
  • на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
  • на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292 832 006,1 тыс. рублей, в том числе:

  • на 2014 год — 8 999 525,8 тыс. рублей;
  • на 2015 год — 11 082 759,1 тыс. рублей;
  • на 2016 год — 15 365 896,3 тыс. рублей;
  • на 2017 год — 24 125 126,2 тыс. рублей;
  • на 2018 год — 26 474 603,6 тыс. рублей;
  • на 2019 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2020 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2021 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
  • на 2022 год — 29 253 299,3 тыс. рублей;
  • на 2023 год — 29 896 799,3 тыс. рублей;
  • на 2024 год — 30 576 799,3 тыс. рублей;
  • на 2025 год — 30 576 799,3 тыс. рублей.

384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Статья 12. В данном пункте предусматриваются требования обеспечения доступности:

  • Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
  • Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме того, вопросы обеспечении доступности содержатся и в требованиях к проектной документации, в которой потребности инвалидов должны быть обязательно учтены.

Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями:

  • Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:
    досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
  • досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
  • безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях»

Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

Статья 5. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.

Невыполнение требований влечет за собой административную ответственность в виде штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Статья 9. Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Отказ от постановки на производство таких транспортных средств влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Статья 9. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами.

Уклонение от исполнения данных требований влечет за собой наложение административного штрафа:

Статья 11. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов

Нарушение требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания оборудования, доступного для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Статья 14. Нарушение иных прав потребителей

Часть 5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Гражданский кодекс РФ

Статья 1065. Предупреждение причинения вреда

  • Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
  • Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Читать также:  Основные государственные программы краснодарского края

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 24. Представление прокурора

  • Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
  • При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
  • В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом президента Российской Федерации.

Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями)

210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

  • Постановление Правительства РФ № 363 от 29.03.2019 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Указы Президента и Постановления Правительства РФ

Указы президента и постановления Правительства РФ касаются вопросов утверждения перечня документов, которые являются обязательными для соблюдения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь собраны документы, которые касаются проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с инвалидностью.

  • Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 г. N 1439 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств

НПА министерств и ведомств утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.

  • Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Приказ Минтруда России от 01.10.2015 № 680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг».
  • Приказ Минтруда России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 13 августа 2015 г. № 565 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб и агентств, их территориальных органов и находящихся в их ведении организаций (за исключением осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения) и предоставляемых ими услуг, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»
  • Приказ Министерства внутренних дел РФ от 30 июля 2015 года № 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»

ГОСТы

ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.

  • ГОСТ Р 51090-2017. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
  • ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51083-2015 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
  • ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
  • ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
  • ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
  • 33652-2019 (ЕН 81-70:2018). Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения»
  • ГОСТ Р 52131-2019. Средства отображения информации знаковые для инвалидов
  • ГОСТ Р 58512-2019. Рельефно-графические изображения для слепых. Технические характеристики
  • ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
  • И многие другие.

Своды правил и СНиПы

Своды правил и СНиПы напрямую касаются определенных обязательных положений по проектированию зданий и сооружений с учетом их доступности для людей с ограничениями по здоровью.

  • СП 59.13330.2016 «Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
  • СП 136.13330.2012 (с Изменением №1) «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
  • СП 137.13330.2012 (с Изменением №1) «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
  • СП 138.13330.2012 (с Изменением №1) «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»
  • СП 139.13330.2012 (с Изменением №1) «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»
  • СП 140.13330.2012 (с Изменением №1) «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения»
  • СП 332.1325800.2017 «Спортивные сооружения. Правила проектирования»
  • СП 310.1325800.2017 «Бассейны для плавания. Правила проектирования»
  • И многие другие.

Продление программы «Доступная среда» до 2025 года

Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы.

Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Фонд социального страхования РФ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
  • Министерство промышленности и торговли РФ
  • Министерство транспорта РФ
  • Министерство финансов РФ
  • Министерство спорта РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Пенсионный фонд РФ
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба государственной статистики
Читать также:  Что дает аккредитация школы — как проходит аккредитация образовательного учреждения, как проверить аккредитацию

Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы ставит перед собой цели: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.

  • создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:

  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

Программа «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  • Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  • Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Задачи Программы

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Доступная среда по категориям объектов

Компания БЕЗ ПРЕГРАД осуществляет полный цикл работ по созданию Доступной среды.

Возможно вас также заинтересуют семинары по доступной среде и курсы повышения квалификации по программе Доступная среда

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Оборудование для создания Доступной среды

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;

Подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы»

Создание доступной среды для всех

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

  • развитие инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Читать также:  Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2439

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т

  • Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годов
  • Приказ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
  • Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно — образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
  • «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
  • «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  • «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Главная цель госпрограммы «Доступная среда» —   обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к социальным, инфраструктурным и иным объектам и услугам, наравне с другими гражданами. На основании разработанной системы комплексной реабилитации и абилитации, включая качественные технические средства реабилитации и их обновление, госпрограмма позволяет гражданам с инвалидностью получать образование, иметь оборудованные рабочие места, организовывать свою социальную и культурную жизнь.

Реализация программы обязательна в объектах значимой социальной инфраструктуры: в здравоохранении, социальной защите населения, торговле, транспорте, связи, культуре и спорте. Это требование относится как к государственным, так и к коммерческим организациям.

С целью повышения качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98% нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году решаются следующие задачи:

  • достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг;
  • сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую (социальную) занятость и трудовую деятельность, в основе которого лежит необходимость формирования у инвалидов реабилитационных и абилитационных навыков (с помощью других лиц) задолго до того, как наступает самостоятельное проживание.
  • обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги.
  • получение информации инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
  • эффективное межведомственное взаимодействие в целях повышения доступности услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
  • своевременное обеспечение качественными техническими средствами реабилитации и их обновление. Для решения этой задачи на ежегодной основе ведется актуализация действующих национальных стандартов Российской Федерации в области реабилитационной индустрии, а также реализован механизм обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации с использованием электронного сертификата в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

Посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 % к 2030 году и обеспечение трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан» решаются задачи, в том числе:

  • информационно-методическое обеспечение и выработка дополнительных мер по формированию и развитию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • повышение информированности граждан, в том числе инвалидов, о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг;
  • организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов;
  • обеспечение выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом.

Как реализуется программа?

Государственная программа предусматривает реализацию по нескольким направлениям:

  • совершенствование механизма предоставления инвалидам комплекса услуг в сфере реабилитации государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации прав и основных свобод с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений;
  • создание центров реабилитации, повышение качества медицинских услуг для граждан с инвалидностью;
  • создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию как можно ближе к месту их непосредственного проживания;
  • обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
  • сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве;
  • психологическая работа с населением, разъяснение прав и особенностей граждан с инвалидностью;
  • внедрение оборудования для предоставления информации, оснащение библиотек книгами с шрифтом Брайля для обучения и духовного развития инвалидов.

Паспорт госпрограммы

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Голикова Татьяна Алексеевна

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Сроки реализации госпрограммы

Ответственный исполнитель программы

  • Формирование безбарьерной среды в Российской Федерации посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан.
  • Повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году

Влияние на достижение Национальных целей Российской Федерации и их показателей

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

Показатели государственной программы

  • Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, (%)
  • Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов, (Час)
  • Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, (%)
  • Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития
  • Информационная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения

Комплексы процессных мероприятий

  • Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий
  • Обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления медико-социальной экспертизы
  • Развитие безбарьерной среды

Финансовое обеспечение госпрограммы на 2022 – 2024 гг. (тыс. рублей)

202220232024Итого

Государственная программа (всего), в том числе:
63 895 432. 2064 629 208. 6065 164 523. 60193 689 164. 40

Федеральный бюджет
63 679 309. 9064 514 703. 2065 033 764. 10193 227 777. 20

в том числе: межбюджетные трансферты 40 614 614. 2040 614 614. 2040 614 614. 20121 843 842. 60

Консолидированные бюджеты субъектов
3 211 543. 303 109 926. 403 126 180. 509 447 650. 20

Бюджеты государственных внебюджетных фондов
37 619 193. 2037 619 193. 2037 619 193. 20112 857 579

Возможности для самореализации и развития талантов

Комфортная и безопасная среда для жизни

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

Развитие науки, промышленности и технологий

Сбалансированное региональное развитие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *