Государственная программа Российской Федерации по созданию высокотехнологичных технопарков

от 10 марта 2006 г. N 328-р

(в ред. распоряжений Правительства РФ
от 25. 2007 N 1912-р, от 12. 2008 N 1326-р, Постановления
Правительства РФ от 10. 2009 N 219, распоряжения
Правительства РФ от 27. 2010 N 2393-р)

Одобрить прилагаемую комплексную программу
«Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий». (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27. 2010 N 2393-р)

Мининформсвязи России по согласованию с
Минобрнауки России, Минфином России и
Минэкономразвития России представить в
Правительство Российской Федерации во II
квартале 2006 г. предложения по созданию
технопарков в сфере высоких технологий и
оказанию государственной поддержки их созданию
и функционированию.

Утратил силу. — Распоряжение Правительства РФ
от 27. 2010 N 2393-р.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 марта 2006 г. N 328-р

Что такое технопарк?

Управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктур, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию резидентов технопарков.

Промышленный технопарк

Объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Агропромышленный технопарк (агробиотехнопарк)

Промышленный технопарк, предназначенный для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказания услуг резидентам по обслуживанию сельскохозяйственного производства, и (или) осуществления научно-технической деятельности, в том числе ведения научных исследований и экспериментальных разработок в области биотехнологии, сельскохозяйственных наук, и (или) инновационной деятельности, в том числе селекции животных и сельскохозяйственных культур. В состав земельных участков агропромышленного технопарка могут входить земли сельскохозяйственного назначения.

Экотехнопарк

Промышленный технопарк, объекты промышленной и технологической инфраструктур которого предназначены для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, в том числе по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, и (или) вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья при производстве промышленной продукции и выполнении работ, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения промышленного производства вторичного сырья и (или) промышленной продукции из вторичного сырья и коммерциализации полученных научно-технических результатов.

Промышленный технопарк в сфере электронной промышленности

Промышленный технопарк, объекты промышленной и технологической инфраструктуры которого предназначены для осуществления промышленного производства промышленной продукции, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения промышленного производства промышленной продукции в сфере электронной промышленности и коммерциализации полученных научно-технических результатов в указанной сфере.

Технопарк в сфере высоких технологий

Технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов. Достижение заявленной цели осуществляется путем создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научно-технической продукции.

Федеральные программы в сфере науки

Государственная программа
Российской Федерации «Развитие науки и
технологий» на 2013–2020 год. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 15. 2014 №301

Государственная программа
Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013–2020 годы». Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 15. 2014 №295

Концепция развития
математического образования в Российской
Федерации. Утверждена Распоряжение
Правительства РФ от 24. 2013 №2506-р

Федеральная целевой программа
«Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2014–2020 годы». Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №426

Концепция федеральной
целевой программы «исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России» на
2014–2020 годы. Утверждена распоряжением
Правительства РФ от 2 мая 2013 г. №736-р

Программа фундаментальных
научных исследований в Российской Федерации на
долгосрочный период (2013–2020 годы). Утверждена
распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №2538-р

Программа фундаментальных
научных исследований государственных академий
наук на 2013–2020 годы. Утверждена распоряжением
Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. №2237-р

Президентская программа
повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 07
мая 2012 года №594

Об утверждении приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации и перечня критических
технологий Российской Федерации. Указ
Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899

Федеральная целевая программа
развития образования на 2011–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7
февраля 2011 г. №61

Государственная программе
Российской Федерации «Информационное
общество (2011–2020 годы)». Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010
г. №1815-р

Концепция федеральной
целевой программы «Ядерные энерготехнологии
нового поколения на период 2010–2015 годов и на
перспективу до 2020 года». Утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2009 г. №1026-р

Программа фундаментальных
научных исследований государственных академий
наук на 2008–2012 годы. Утверждена Распоряжением
Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №233-р

Концепция федеральной
целевой программы «Научные и
научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009–2013 годы. Утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №440-р

Федеральная целевая
программа «Развитие электронной компонентной
базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26
ноября 2007 г. №809

Концепция создания
государственной автоматизированной системы
информационного обеспечения управления
приоритетными национальными проектами. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24
апреля 2007 г. №516-р

Федеральная целевая
программа «Национальная технологическая
база» на 2007–2011 годы. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 29 января 2007 г. №54

Подпрограмма «Развитие
электронной компонентной базы» на 2007–2011 годы
федеральной целевой программы «Национальная
технологическая база» на 2007–2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29
января 2007 г. №54

Концепция федеральной целевой
программы «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на
2007–2012 годы». Утверждена Распоряжением
Правительства РФ от 6 июля 2006 г. №977-р

Основные направления
политики Российской Федерации в области
развития инновационной системы на период до 2010
года. Утверждены Правительством РФ 5 августа 2005
г. №2473п-П7

Федеральная целевая
научно-техническая программа «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники» на 2002–2006 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21
августа 2001 г. №605

План мероприятий по повышению
эффективности деятельности государственного
сектора науки на 2005–2006 годы. Утвержден
Распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. №1993-р

Государственная программа
«Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий». Утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. №328-р

Федеральная целевая
программа «Национальная технологическая
база» на 2002–2006 годы. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. №779 и изменена Постановлением
Правительства РФ от 7 мая 2006 г. №274 «О внесении
изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. №779»

Концепция федеральной
целевой программы «Русский язык (2006–2010 годы)». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 5
сентября 2005 г. №1355-р

федеральная целевая программа
«Русский язык (2006–2010 годы)». Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005
г. №833

Федеральная целевая
программа «Русский язык» на 2002–2005 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 27
июня 2001 г. №483

Федеральная целевая
программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28
января 2002 г. №65 и дважды фактически полностью
изменялась сначала Постановлением
Правительства РФ от 15 августа 2006 г. №502, а затем
  и Постановлением Правительства РФ от 09. 2010
№403

Основные направления
государственной инвестиционной политики
Российской Федерации в сфере науки и технологий. Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 11
декабря 2002 г. №1764-р

Программа координации
работ в области нанотехнологий и наноматериалов
в Российской Федерации. Утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. №1188-р

Федеральная целевая
программа «Развитие инфраструктуры
наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011
годы». Утверждена Постановлением
Правительства РФ от 2 августа 2007 г. №498

Федеральная целевая
программа «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на
2007–2013 годы». Утверждена Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2006 г. №613

Федеральные программы в сфере образования

Образование — это основа для развития науки. Российская система образования способна
конкурировать с системами образования передовых
стран. Федеральные программы развития
образования уделяют особое внимание
информатизации образования, переходу к
непрерывному, в течение всей жизни, образованию,
и др. вопросам:

Федеральная целевая программа
«Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2014–2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21
мая 2013 г. №424

Концепция Федеральной
целевой программы развития образования на 2011–2015
годы. Утверждена Постановлением Правительства
РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р

Федеральная целевая программа
«Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009–2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28
июля 2008 г. №568

Концепция Федеральной
целевой программы развития образования на 2006–2010
годы. Утверждена Распоряжением Правительства
РФ от 3 сентября 2005 г. №1340-р

Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года. Утверждена Приказом Министерства образования РФ
от 11. 2002 г. №393

Национальная доктрина
образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4
октября 2000 г. №751

Федеральная целевая программа
развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005
г. №803

Федеральная программа
развития образования. Утверждена Федеральным
законом от 10 апреля 2000 года №51-ФЗ

Концепция национальной
образовательной политики Российской Федерации. Одобрена Приказом Минобрнауки России от 3
августа 2006 г. №201

Организация работы с программами

О том, как организуется работа с этими
федеральными программами в Минобрнауки России
см

Об организации в Минобрнауки
России и подведомственных федеральных
агентствах работы с федеральными целевыми
программами. Приказ Министерства образования
и науки РФ от 27 июля 2006 г. №195

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий»

Комплексная программа «Создание в
Российской Федерации технопарков в сфере
высоких технологий» (далее — Программа)
разработана в соответствии с поручением
Президента Российской Федерации и направлена на
развитие высокотехнологичных отраслей
экономики и создание технопарков в сфере высоких
технологий. (в ред. распоряжения Правительства РФ
от 27. 2010 N 2393-р)

Обоснование целесообразности создания
технопарков в сфере высоких технологий

Экономический рост и модернизация отраслей
экономики Российской Федерации в короткие сроки
возможны только в случае увеличения темпов
развития высокотехнологичных отраслей, для
обеспечения которых необходимо проведение
государственной политики, направленной на
повышение инвестиционной привлекательности
указанных отраслей экономики, поддержку
российских производителей высокотехнологичной
продукции и услуг, содействие продвижению этой
продукции как на внутреннем, так и на мировом
рынках, развитие интеллектуального потенциала в
сфере высоких технологий.

Наиболее эффективным механизмом развития
высокотехнологичных отраслей является создание
технопарков в сфере высоких технологий.

III. Цели Программы

Целями настоящей Программы являются
обеспечение ускоренного развития
высокотехнологичных отраслей экономики в
соответствии с приоритетными направлениями ее
модернизации (включая энергоэффективность и
энергосбережение (в том числе разработку новых
видов топлива), космические технологии (в том
числе связанные с телекоммуникациями — ГЛОНАСС и
наземная инфраструктура), медицинские
технологии, стратегические информационные
технологии и программное обеспечение) и
превращение их в одну из основных движущих сил
экономического роста страны. Для достижения
указанных целей необходимо: (в ред. распоряжения
Правительства РФ от 27. 2010 N 2393-р)

создать в Российской Федерации технопарки в
сфере высоких технологий;

развивать российские высокотехнологичные
производства;

стимулировать развитие других отраслей
экономики, в том числе за счет использования
современных технологий, высокотехнологичной
продукции и услуг;

повышать инвестиционную привлекательность
высокотехнологичных отраслей экономики,
обеспечивать увеличение объемов иностранных
инвестиций;

создавать условия для размещения
международными высокотехнологичными компаниями
своих производств на территории Российской
Федерации;

увеличивать объем экспорта
высокотехнологичной продукции и услуг,
производимых российскими предприятиями в сфере
высоких технологий.

Технопарки в сфере высоких технологий

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 27. 2010 N
2393-р)

Создание технопарков в сфере высоких
технологий в Российской Федерации обеспечивает
территориальную концентрацию финансовых и
интеллектуальных ресурсов для ускорения
развития высокотехнологичных отраслей
экономики.

Технопарк в сфере высоких технологий
представляет собой форму территориальной
интеграции коммерческих и некоммерческих
организаций науки и образования, финансовых
институтов, предприятий и предпринимателей,
взаимодействующих между собой, с органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, осуществляющих формирование
современной технологической и организационной
среды с целью инновационного
предпринимательства и реализации венчурных
проектов. Достижение заявленной цели
осуществляется путем создания
материально-технической, сервисной, финансовой и
иной базы для эффективного становления, развития
и подготовки к самостоятельной деятельности
малых и средних инновационных предприятий,
индивидуальных предпринимателей, коммерческого
освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и
наукоемких технологий и продвижения их на
мировой рынок научно-технической продукции.

Отличительной особенностью технопарков в
сфере высоких технологий, создаваемых в рамках
настоящей Программы, является то, что объекты их
инфраструктуры создаются в том числе за счет
средств федерального бюджета.

Технопарк в сфере высоких технологий должен
предоставлять набор необходимых услуг своим
резидентам — организациям и индивидуальным
предпринимателям, ведущим предпринимательскую
деятельность в высокотехнологичных отраслях
экономики на его территории, что позволит им
получить значительную экономию средств и
сконцентрироваться на своей основной
деятельности.

В технопарках в сфере высоких технологий могут
осуществлять свою деятельность организации и
индивидуальные предприниматели, оказывающие
юридические, финансовые,
информационно-технологические, маркетинговые и
другие услуги, направленные на поддержку
инновационного предпринимательства и
реализацию венчурных проектов в
высокотехнологичных отраслях экономики.

Использование информационных технологий в
развитии высокотехнологичных отраслей
экономики

Развитие и распространение информационных
технологий является важным фактором
экономического роста в Российской Федерации.

Отрасль информационных технологий является
одной из самых быстроразвивающихся и опережает
темпы роста других отраслей экономики страны,
являясь для них катализатором развития.

В то же время объемы производства продукции с
высокой добавленной стоимостью в
высокотехнологичных отраслях экономики в
Российской Федерации значительно ниже объемов
производства аналогичной продукции в
экономически развитых странах.

Вместе с тем сегодня Российская Федерация
имеет целый ряд предпосылок для успешной
конкуренции на мировом рынке. Потенциал
российских предприятий в сфере разработки
высокотехнологичной продукции, в том числе в
области информационных технологий,
подтверждается выпуском конкурентоспособных
программных продуктов.

Государственная поддержка создания
технопарков в сфере высоких технологий

Решение об оказании государственной поддержки
созданию технопарков в сфере высоких технологий
в каждом конкретном случае принимается на
основании акта Правительства Российской
Федерации, которым также устанавливаются
условия использования бюджетных средств и
порядок взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка носит адресный
характер и не подменяет рыночные механизмы
развития высокотехнологичных отраслей
экономики.

Технопарки в сфере высоких технологий в 2006 — 2014
годах планируется создавать и развивать на
территориях Республики Мордовия, Республики
Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской,
Нижегородской, Новосибирской, Пензенской,
Самарской, Тамбовской и Тюменской областей, г. Санкт-Петербурга. (в ред. распоряжения
Правительства РФ от 27. 2010 N 2393-р)

Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления
в рамках своих полномочий обеспечивают решение
земельных и социальных вопросов.

Финансовое обеспечение строительства
необходимых офисных зданий, производственных
помещений, объектов инженерной, транспортной,
жилой и социальной инфраструктуры технопарков в
сфере высоких технологий осуществляется за счет
средств бюджетов всех уровней в рамках
федеральных и региональных программ и
внебюджетных источников.

Средства международных финансово-кредитных
организаций на указанные цели могут
привлекаться в установленном порядке.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных
организаций, расположенных на территории
технопарков в сфере высоких технологий,
осуществляется в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации.

VII. Система управления технопарками в сфере
высоких технологий

Система управления технопарками в сфере
высоких технологий обеспечивает взаимодействие
заинтересованных участников процесса создания,
функционирования и развития технопарков в сфере
высоких технологий в Российской Федерации.

В целях обеспечения функционирования
технопарков в сфере высоких технологий
Министерством связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации образована
Межведомственная комиссия по координации
деятельности по созданию, функционированию и
развитию технопарков в сфере высоких технологий,
действующая на основании соответствующего
положения. (в ред. распоряжения Правительства РФ
от 27. 2010 N 2393-р) Абзац утратил силу. — Распоряжение
Правительства РФ от 27. 2010 N 2393-р.

В целях обеспечения доступности
инфраструктуры технопарка в сфере высоких
технологий для организаций, расположенных на
территории технопарка в сфере высоких
технологий, координирующий орган может
установить дифференцированный подход к
определению стоимости ее объектов (земельных
участков и/или нежилых помещений).

Функции по созданию технопарка в сфере высоких
технологий и управлению им осуществляет
управляющая компания.

Порядок выбора управляющей компании, перечень
ее функций и полномочий, а также порядок и
условия взаимодействия с организациями,
участвующими в создании объектов технопарков в
сфере высоких технологий, и компаниями,
расположенными на территории технопарка в сфере
высоких технологий, определяются координирующим
органом.

Средства, полученные управляющей компанией в
результате своей деятельности по обеспечению
функционирования и развития технопарка в сфере
высоких технологий, используются исключительно
на проведение мероприятий, связанных с развитием
инфраструктуры технопарка в сфере высоких
технологий, и маркетинговых мероприятий,
направленных на поддержку российских
высокотехнологичных предприятий при их выходе
на мировой рынок.

VIII. Основные этапы реализации Программы

Программа имеет долгосрочный характер и
рассчитана на реализацию в течение 2006 — 2014 годов. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27. 2010 N
2393-р)

Основные этапы реализации Программы:

2006-2007 годы — создание органов управления
технопарками в сфере высоких технологий,
проведение предпроектных и проектных работ для
начала строительства, подготовка базовой
инфраструктуры, строительство объектов,
разработка программы, направленной на
продвижение российских высокотехнологичных
предприятий на мировой рынок, реализация
маркетинговых и других организационных
мероприятий;

2008-2010 годы — развитие инфраструктуры
технопарков в сфере высоких технологий,
привлечение ведущих мировых
высокотехнологичных компаний для размещения
своих производств в технопарках в сфере высоких
технологий, реализация программы, направленной
на продвижение российских высокотехнологичных
предприятий на мировой рынок.

2011 — 2014 годы — вывод технопарков в сфере высоких
технологий на проектную мощность, создание новых
технопарков в сфере высоких технологий за счет
тиражирования накопленного на предыдущих этапах
реализации Программы опыта и формирование на
базе технопарков в сфере высоких технологий
единой системы, позволяющей получить
синергетический эффект с целью обеспечения
модернизации экономики и укрепления
конкурентоспособности компаний-резидентов. (абзац введен распоряжением Правительства РФ от
27. 2010 N 2393-р)

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы к 2010 году
предполагается создать технопарки в сфере
высоких технологий, обладающие развитой
инженерной, транспортной, социальной,
производственной и жилой инфраструктурой.

Стоимость совокупного объема произведенных в
результате деятельности технопарков в сфере
высоких технологий продукции и оказанных услуг
может превысить 100 млрд. рублей.

Реализация Программы приведет к увеличению
поступления налогов в бюджеты всех уровней,
положительно повлияет на обеспечение высоких и
устойчивых темпов развития высокотехнологичных
отраслей экономики, что в свою очередь будет
способствовать повышению производительности
труда во всех отраслях экономики, а также
эффективности использования человеческих и
материальных ресурсов.

УПРАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРА ТЕХНОПАРКА

Коммерческая или некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая деятельность по управлению промышленным технопарком и заключившая соглашение о реализации проекта по созданию и развитию промышленного технопарка

(Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков»)

Основной вид деятельности управляющей компании промышленного технопарка — управление Созданием, развитием и эксплуатацией промышленного технопарка, а также предоставление резидентам промышленного технопарка услуг, необходимых им для осуществления промышленного производства промышленной продукции, научно-технической деятельности и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОПАРКА

Управляющая компания промышленного технопарка распоряжается на праве собственности или на ином законном основании, в том числе на основании договора аренды, земельными участками, составляющими территорию промышленного технопарка, и (или) зданиями, строениями и (или) их частями, расположенными на территории промышленного технопарка, и (или) объектами промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры промышленного технопарка, за исключением земельных участков, зданий, строений и (или) их частей, а также объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании резидентам промышленного технопарка

РЕЗИДЕНТЫ ТЕХНОПАРКА

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующий проект (проекты) в рамках технопарка, пользующееся преференциями и услугами, предоставляемыми технопарком, и включенное в установленном порядке в реестр резидентов технопарка

(ГОСТ Р 56425–2021 «Технопарки. Требования»)

Резидент промышленного технопарка

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией промышленного технопарка договор аренды и (или) договор купли-продажи объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленного технопарка или их частей и (или) земельного участка, находящихся в границах территории промышленного технопарка, в целях ведения промышленного производства промышленной продукции, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности

Потенциальный резидент промышленного технопарка

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией промышленного технопарка предварительный договор аренды и (или) договор купли-продажи, предусматривающий обязанность управляющей компании промышленного технопарка предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю земельный участок и (или) здание, строение и (или) часть здания или строения на территории промышленного технопарка, обеспеченные объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры, перечень и характеристики которых определяются соглашением сторон, и обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществить размещение на территории промышленного технопарка и вести промышленное производство промышленной продукции, научно-техническую деятельность и (или) инновационную деятельность в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов на территории создаваемого промышленного технопарка после ввода в эксплуатацию объектов промышленной и технологической инфраструктуры промышленного технопарка.

Пользователь инфраструктуры промышленного технопарка

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не являющийся резидентом или потенциальным резидентом промышленного технопарка, осуществляющий деятельность на территории промышленного технопарка с использованием объектов промышленной и (или) технологической инфраструктуры промышленного технопарка в целях обеспечения деятельности управляющей компании промышленного технопарка и (или) резидента или резидентов промышленного технопарка.

Инфраструктура технопарка

Совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности

(Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»)

Технологическая инфраструктура

Совокупность объектов недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления научно-технической деятельности или инновационной деятельности.

Объекты технологической инфраструктуры промышленных технопарков

(Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 сентября 2020 г. N 3221 «Об утверждении Перечня требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков»)

– Бизнес-инкубатор или технологический инкубатор
– Инжиниринговый центр
– Центр коллективного пользования научным оборудованием
– Центр коллективного пользования опытно-промышленным оборудованием
– Сертификационный центр
– Лаборатория
– Виварий
– Инновационно-технологический центр (Центр трансфера технологий)
– Чистая комната
– Центр прототипирования
– Центр обработки данных
– Конгрессно-выставочный зал

Аккредитация технопарка согласно ГОСТ Р 56425–2021 «Технопарки. Требования»

Правила функционирования системы добровольной аккредитации технопарков, зарегистрированные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), созданы для организации и осуществления деятельности по оценке технопарков и подтверждению их соответствия требованиям Стандарта ГОСТ Р 56425–2021 «Технопарки. Требования».

Аккредитация определяет соответствие параметров и бизнес-модели функционирования технопарка установленным требованиям к технопаркам, разработанными на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта создания и развития технопарков.

СООТВЕТСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНОПАРКА ТРЕБОВАНИЯМ МИНПРОМТОРГА РОССИИ

Порядок подтверждения соответствия промышленного технопарка и управляющей компании промышленного технопарка требованиям к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования установлен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков»

После прохождения аккредитации управляющая компания и резиденты промышленного технопарка могу пользоваться преференциями и мерами государственной поддержки на региональном и федеральном уровнях.

Существующие и перспективные меры государственной поддержки технопарков на федеральном уровне

– Постановление Правительства РФ от 11 августа 2015 г. № 831 – компенсация части затрат на обслуживание % по инвестиционным кредитам до 2030 года.

– Постановление Правительства РФ от 10 августа 2021 г. № 1325 – компенсация части затрат УК на создание и развитие инфраструктуры промышленных технопарков.

– Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 – компенсация части затрат субъекта РФ на создание и развитие инфраструктуры промышленных технопарков.

– Проект Постановления Правительства РФ – прямая субсидия от 300 до 900 млн руб. на создание и развитие инфраструктуры промышленного технопарка в сфере электронной промышленности.

– Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 – межбюджетные трансферты до 500 млн рублей на создание инфраструктуры парков для МСП.

– Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 г. № 1704 – снижение задолженности субъекта за счет создания объектов инфраструктуры промышленных технопарков.

– Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1190 – бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОПАРКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЯЮЩИМ КОМПАНИЯМ И РЕЗИДЕНТАМ

На региональном уровне возможно предоставление региональных мер государственной поддержки в виде:

– региональных налоговых льгот по налогам на прибыль, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество;

– субсидий из регионального бюджета на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов промышленной инфраструктуры (инженерная, энергетическая, транспортная), а также заданий, строений и сооружений технопарка;

– субсидий на закупку оборудования;

– предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов;

– снижения ставки арендной платы за пользование землей;

– предоставления в залог активов, находящихся в залоговом фонде;

– прочие меры государственной поддержки.

Возможно ли создание технопарка на территориях ОЭЗ/ТОСЭР/моногородов?

На территориях с преференциальным налоговым режимом (ОЭЗ/ТОСЭР) и моногородов возможно создание технопарков. При этом резиденты технопарка или управляющая компания могут стать резидентами ОЭЗ/ТОСЭР и рассчитывать на налоговые и таможенные преференции, а также пользоваться мерами государственной поддержки как по линии технопарков, так и мерами господдержки ОЭЗ/ТОСЭР и моногородов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России совместно с Автономной некоммерческой организацией «Институт экономики знаний» реализует ряд образовательных программ, направленных на обучение управленческих команд созданию и развитию технопарков, индустриальных парков и особых экономических зон с учетом принципов устойчивого развития для повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных площадок.

Государственная программа Российской Федерации по созданию высокотехнологичных технопарков

Перечень образовательных программ

– Промышленные технопарки: создание и управление деятельностью;

– Повестка ESG: устойчивое развитие промышленной инфраструктуры;

– Лидеры развития территорий: создание и развитие ОЭЗ;

– Лидеры развития инфраструктуры;

– Федеральная практика;

– Взлетная полоса для молодых профессионалов.

Создание и управление деятельностью

В рамках программы раскрываются ключевые требования, предъявляемые к управляющей компании промышленного технопарка и индустриального парка для включения в реестр Минпромторга России, современные подходы к созданию промышленных площадок и зон с преференциальным режимом, учитывающие ESG-факторы, напрямую влияющие на инвестиционную привлекательность промышленной инфраструктуры, меры государственной поддержки с учетом современного законодательства, принципы создания технопарка в сфере радиоэлектронной промышленности.

Задачи программы – дать знания, навыки и инструменты по разным аспектам создания и развития промышленных технопарков, в том числе нормативно-правового регулирования их деятельности и управления; поделиться опытом и экспертизой в сфере создания, развития и управления промышленными технопарками.

Программа создана для органов исполнительной власти в сфере экономической и промышленной политики, руководителей и специалистов управляющих компаний технопарков и промышленных технопарков, представителей крупного и среднего бизнеса, заинтересованных в развитии промышленных площадок по модели промышленного технопарка.

Контактное лицо: исполнительный директор АНО ДПО «Институт экономики знаний», к. Андрей Зизин,
тел. 8 937 517 98 90

Устойчивое развитие промышленной инфраструктуры (особые экономические зоны, технопарки, индустриальные парки)

В центре программы находится тренд, определяющий успешное развитие инфраструктурных площадок. Он заключается в ответственном отношении к окружающей среде, высокой социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления. Речь пойдет принципах устойчивого развития (ESG-принципах), основных показателях, системе отчетности, нормативно-правовом регулировании целей устойчивого развития и о том, как сделать так, чтобы принципы ESG заработали на вашей промышленной площадке.

Задачи программы – развить компетенции в области устойчивого развития (цели и задачи устойчивого развития, показатели устойчивого развития, система отчетности по устойчивому развитию, нормативно-правовое регулирование целей устойчивого развития в РФ); дать практические навыки по внедрению принципов ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) для обеспечения инвестиционной привлекательности промышленной инфраструктуры.

Программа создана для представителей промышленных технопарков, индустриальных парков, ОЭЗ и региональных органов исполнительной власти.

Лидеры развития территорий

Программа предоставляет региональным управленческим командам необходимые компетенции, позволяющие ускорить развитие особых экономических зон (ОЭЗ) и повысить их эффективность, быстро адаптироваться к новым условиям функционирования отечественной экономики, осуществить переход к импортозамещению критически важной продукции, а также создавать ОЭЗ с нуля. Она направлена на совершенствование принципов управления, кооперации, выстраивания новых технологических цепочек, привлечение инвестиционных проектов, передовых технологий. Программа предусматривает два уровня (базовый и экспертный).

Задачи программы – научить участников создавать ОЭЗ с нуля (подбор площадки для реализации проекта создания и развития ОЭЗ, подготовка проекта, особенности управления, разработка мастер-плана, зонирование территории, разработка финансовой модели проекта и портфеля услуг управляющей компании); cформировать практические навыки по развитию уже существующих ОЭЗ (сокращение сроков выхода на проектную мощность работы, привлечение новых резидентов, увеличение притока инвестиций, внедрение принципов устойчивого развития в работу ОЭЗ).

Программа создана для региональных управленческих команд действующих ОЭЗ и планирующих создание новых ОЭЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *