29 декабря 2021, 00:58 /
Эксклюзивно по подписке
20 декабря 2022, 13:27 /
Госдума приняла законопроект о втором этапе программы инвестквот на минтай, сельдь и краба
Депутаты Государственной думы приняли сразу во втором и третьем чтениях законопроект о втором этапе программы инвестиционных квот. Об этом «Ведомостям» рассказали в отраслевых объединениях — Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
Законопроект предусматривает изъятие и распределение на торгах в 2023 г. прав на добычу 24% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке и 50% краба. В первоначальной версии планировалось также выставить на продажу 100% квот на добычу моллюсков, но впоследствии этот вид ресурса изъяли из документа.
19 декабря отраслевые объединения обратились с открытым письмом к депутатам Госдумы с просьбой поддержать перенос начала второго этапа инвестквот на 1 января 2026 г. Под обращением подписались руководители ВАРПЭ, Ассоциации добытчиков минтая, Ассоциации добытчиков лососей Камчатки, Союза рыбопромышленников Севера, Ассоциации добытчиков краба, Магаданской ассоциации рыбопромышленников, Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
Принятая редакция законопроекта отличается от той, что была рассмотрена согласительной комиссией ранее, рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев. В частности, предложенные сенаторами и депутатами поправки об отсрочке до 1 января 2026 г. запуска программы в части выделения квот на добычу рыбы под строительство флота и по крабовым аукционам не приняты.
Законопроект даст возможность продолжить обновление промыслового флота, не потерять темпов и не допустить разрыва в загрузке верфей, считает президент АСРФ (объединяет структуры Русской рыбопромышленной компании, «Русского краба» и «Норебо», поддерживают законопроект) Алексей Осинцев. По его словам, с учетом процедур подачи и отбора заявок к строительству рыбопромысловых судов по новым заказам верфи смогут приступить через полтора-два года. К этому времени освободятся стапели (пандусы на берегу, по которым суда или лодки могут перемещаться в воду и из воды. — «Ведомости») от заказов первого этапа, уверен Осинцев.
Популярное
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу закрепления и предоставления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели.
2. Установить, что в 2022 году при рассмотрении представленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, с которыми заключены договоры о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, период закрепления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов по которым истекает до 31 декабря 2024 г., заявлений о необходимости внесения существенных изменений в инвестиционный проект по строительству судов рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных верфях, и (или) предприятий как имущественных комплексов, предусмотренных статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенных для производства рыбной продукции и построенных на территории Российской Федерации (далее — инвестиционный проект), касающихся продления срока реализации инвестиционного проекта, абзацы второй и третий пункта 45 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства», не применяются, а сроки реализации инвестиционных проектов продлеваются в пределах 8-летнего срока в порядке, установленном абзацем вторым пункта 8 требований к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов».
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 мая 2022 г. N 857
Изменения,которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу закрепления и предоставления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели
1. В пункте 8 требований к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 23, ст. 3332; 2019, N 48, ст. 6837):
а) в абзаце первом слова «более 5 лет» заменить словами «более 7 лет»;
б) в абзаце третьем слова «в пределах 6-летнего срока» заменить словами «в пределах 8-летнего срока».
2. В абзаце девятом пункта 45 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 23, ст. 3345; 2019, N 48, ст. 6837; 2021, N 36, ст. 6403), слова «не превышает 6-летний срок» заменить словами «не превышает 8-летний срок».
Сроки реализации инвестпроектов по строительству судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов продлены на 2 года. Это позволит инвесторам, испытывающим трудности в связи с санкционным давлением, избежать рисков расторжения договоров о предоставлении инвестиционных квот и продолжить начатую работу.
Заявления о продлении сроков реализации инвестпроектов рассматриваются в 2022 г. в особом порядке.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Минэкономразвития утвердило федеральную адресную инвестиционную программу на 2021-2023 годы
Андрей Гордеев / Ведомости
Министр экономического развития России Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., говорится в сообщении Минэкономразвития.
Согласно пояснительной записке к ФАИП (есть у «Ведомостей»), государство планирует направить на инвестиционные проекты в 2021 г. — 846,3 млрд руб., в 2022 г. — 885,8 млрд руб., а в 2023 г. — 925,8 млрд руб. — итого 2,658 трлн руб. Программой предусмотрены инвестиции на реализацию 1,1 тыс. инвестпроектов, в том числе более 1 тыс. адресных объектов капитального строительства.
Замминистра экономического развития Сергей Назаров сообщил «Ведомостям», что ФАИП прежде всего является инструментом в борьбе с «несанкционированной незавершенкой». На начало 2020 г.,по данным Минэкономразвития, было зафиксировано более 74 тыс. объектов незавершенного строительства.
«При этом по-настоящему проблемными являются объекты, строительство которых приостановлено («брошенные» объекты) — их около 6 тыс.. И только менее 1% таких объектов адресно финансировалось ранее за счет ФАИП», — отметил Сергей Назаров.
В марте премьер Михаил Мишустин раскритиковал исполнение федеральных целевых программ (ФЦП) и ФАИП, сообщала газета «Коммерсантъ». Основания для претензий к исполнению ФЦП и ФАИП были в том, что выделенные на них деньги расходуются «недопустимо медленно».
По исполнению ФАИП данные представила Счетная палата: выделенные средства израсходованы на 76% (против 82% в 2018 г.). Это стало худшим показателем за последние 16 лет, отмечали в СП. К началу этого года в эксплуатацию было введено лишь 47% запланированных на 2019 г. объектов — 148 из 315 (в 2018 г. — 42,6%).
При этом объём неисполненных бюджетных средств по итогам 2019 г. составил 1,120 трлн руб., то есть в полтора раза увеличились остатки, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Наибольший объём остатков был установлен по разделам «Национальная экономика» (253,8 млрд руб.), «Национальная оборона» (235,3 млрд руб.) и «Общегосударственные вопросы» (229,4 млрд руб.).
На что будут выделены средства
Строительство объектов дорожного хозяйства традиционно является самой дорогой статьей расходов бюджетных средств — за три года на них выделят 579,2 млрд руб. В 2021-2023 гг. будет осуществляться строительство и реконструкция около десяти автомобильных магистралей и федеральных трасс; В том числе, трасс М-10 «Россия», М-5 «Урал», М-8 «Холмогоры», А-181 «Скандинавия», М-7 «Волга», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон» и др.
В 579,2 млрд руб. также входят затраты на реконструкцию и развитие московских аэропортов Шереметьево и Домодедово, а также ряда региональных аэропортов в Якутии, Чечне, Удмуртии, Челябинской обл., Новосибирске, Мурманске и проч. На развитие воздушного и железнодорожного транспорта предлагается направить за три года 109,2 и 173,9 млрд руб. соответственно.
Развитие объектов речного и морского транспорта
Вторая по объему затрат статья расходов — инвестиции в объекты речного и морского транспорта. На них в 2021-2023 гг. государство выделит 371,8 млрд руб. Инвестиции предполагаются в создание сухогрузного района морского порта «Тамань», развитие транспортного узла «Восточный – Находка», комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту «Геленджик», строительство грузопассажирских судов и ледокола для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна, строительство паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск и строительство Багаевского гидроузла на р. Дон в Ростовской обл.
Также инвестиции подразумевают и строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае и строительство объекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата.
Строительство жилья и объектов ЖКХ
Третья по объему расходования статья в ФАИП — жилищное и коммунальное строительство. Правительство предлагает продлить программу по обеспечению жильем военнослужащих, силовиков и сотрудников органов исполнительной власти. Программой также предполагается строительство новых общежитий ВУЗов, студенческих городков для иностранных и иногородних студентов и научно-педагогических работников. Всего на развитие жилищного и коммунального строительства предусматриваются инвестиции в размере 361,1 млрд руб. за три года.
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, социальной защиты, культуры и образования
ФАИПом предлагается вложить 253 млрд руб. на строительство более 40 объектов здравоохранения, социальной защиты и спортивных объектов. Предполагается строительство онкологических диспансеров, медицинских научных исследовательских институтов, а также детских и взрослых стационаров. «Строительство и реконструкция социально значимых медицинских учреждений позволят повысить качество оказания медицинских услуг, предоставляемых населению, в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, а также продолжить ряд перспективных научных исследований в области здравоохранения, не имеющих аналогов в мире», — говорится в пояснительной записке.
Программа также подразумевает повышения качества жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями в организациях соцобслуживания. «Реализация инвестиционных проектов Роспотребнадзора будет способствовать решению задач по профилактике заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения», — отмечается в пояснительной записке.
Культурное образование государство хочет развивать при помощи создания центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тыс. человек. Также госинвестиции пойдут на реновация федеральных учреждений отрасли культуры, модернизация региональных и муниципальных театров юного зрителя, а также строительства и реконструкция культурно-досуговых учреждений в сельской местности.
Инвестиции также пойдут на строительство и реконструкцию объектов государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реконструкцию Политехнического музея, завершение строительства музейного комплекса Третьяковской галереи, строительство Новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы, строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища Эрмитажа; музейно-выставочного комплекса московского Кремля и проч. Инвестиции в строительство культурных объектов за три года составят около 61,3 млрд руб.
ФАС, Минэк и Минпромторг раскритиковали законопроект по переделу рынка рыбы и крабов
Росрыболовство обещает 200 млрд рублей доходов в бюджет
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин и другие ведомства подготовили замечания к законопроекту о распределении квот на добычу водных биоресурсов. Законопроект предложил Минсельхоз: он предполагает в 2023 г. распределить среди пользователей 20% общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке в обмен на инвестиции (рыбопромысловые суда и перерабатывающие комплексы), а также разыграть на аукционах 50% квот на добычу крабов и 100% — на вылов морских ежей, гребешков, трубачей и трепангов.
Ведомства указывают, что проект недоработан. Например, Минэкономразвития просит объяснить необходимость реализации квот на моллюсков, а также уточнить, какие инвестиционные проекты должны быть реализованы по этому биоресурсу. Минфину же необходим детальный расчет доходов бюджета, Минпромторг требует дополнительно обосновать некоторые положения проекта. В связи с этим они предлагают доработать проект. «Ведомости» ознакомились с копиями этих обращений, представитель Минсельхоза подтвердил их получение.
ФАС, в свою очередь, указывает на риски для конкуренции: cтоль масштабное перераспределение может привести к сосредоточению в одних руках большого объема ресурсов, говорится в письме ведомства. Поэтому она предлагает ввести предельный размер долей квот водных биоресурсов, который может быть закреплен за одной компанией или группой. А для тех, кто в результате перераспределения может превысить предел, доступ к аукционам должен быть ограничен, указано в письме. Предельный размер в отношении квот на добычу рыбы, крабов и моллюсков по итогам всех этапов составит 50%, сообщает ФАС. Представитель ФАС лишь сообщил, что служба направила предложения по законопроекту, но не уточнил детали.
Ведомства поддерживает и бизнес. Замечания Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) совпадают с позициями ведомств, говорит ее президент Герман Зверев. Разыгрывать права на добычу моллюсков нецелесообразно и правительство не ставило такой задачи, замечает он. Крабовые аукционы нужно проводить не раньше 2033 г., когда истекут сроки действующих договоров. Иначе экономика участников аукционов не выдержит нового изъятия квот: за счет исторической части они окупают текущие инвестиционные проекты. А вот распределение квот на рыбу на Дальнем Востоке (10% под строительство рыбопереработки с холодильными мощностями и 10% под строительство судов) он поддерживает: именно такую концепцию сама ассоциация предлагала в начале года. Замечания не носят принципиальный характер, говорит представитель Росрыболовства. После внесения корректировок документ будет направлен в правительство, добавил он. Представитель Минэкономразвития тоже сообщил, что замечания ведомства «носят процедурный характер».
В самых крупных по объему добычи биоресурсах (минтай и сельдь) доли отдельных групп компаний пока еще далеки от 50%, говорит замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников на замечания о рисках для конкуренции. В разных районах промысла работают десятки добытчиков. Источник еще в одной компании говорит, что пока это ограничение выглядит наиболее актуальным для крабов: этот рынок уже поделен между несколькими крупными группами, а новые игроки из-за высокой стоимости лотов там вряд ли появятся. Поэтому по итогам аукционов доля каких-то компаний может достичь и 50%. Сейчас крупнейшие владельцы крабовых квот – «Русский краб» Глеба Франка, Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК) Геннадия Миргородского и Дмитрия Озерского, «Антей управление активами» Игоря Михнова и Аркадия Пинчевского и др. Сенников предполагает, что ограничение актуально и для гребешков, трубачей, морских ежей или трепангов, поскольку объемы добычи этих деликатесов небольшие. В отдельных районах 100% допустимого улова может добывать всего одна компания, рассуждает он.
Не существует конкуренции в районах промысла, это «лишенное смысла понятие», говорит Миргородский из СЗРК. Конкуренцию, по его мнению, надо оценивать на товарных рынках, и у ФАС есть для этого методики. «Если бы такой анализ был проведен, он бы показал, что ни на российском, ни на зарубежных рынках нет ограничения конкуренции либо доминирования поставщиков продукции из отдельных районов промысла. Пока мы видим, что такое предложение ФАС может лишь ограничить уровень конкуренции на аукционах», – говорит Миргородский.
В результате предстоящего этапа в России будет построено примерно по 30 рыбопромысловых судов и краболовов, 8 рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке и т. д., сообщало Росрыболовство. Инвестиции в эти объекты составят 300 млрд руб., а доходы бюджета от аукционов – 200 млрд руб.
Первые 20% инвестиционных квот на рыбу государство разыграло в 2017 г., а первые 50% на крабов – в 2019 г. Остальные распределены по историческому принципу, т. е. они перезакрепляются по истечении срока действия прежних договоров (в последний раз – в 2018 г. на следующие 15 лет). Самыми активными участниками программы инвестиционных квот на добычу рыбы были «Норебо» Виталия Орлова, Русская рыбопромышленная компания Франка и др., а по крабу – его же «Русский краб».