Государственной программы развития образования республики казахстан на 2020 2025 годы

Цели программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

  • Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
  • Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
  • Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
  • Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
  • Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
  • Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
  • Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
  • Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
  • Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
  • Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
  • Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Утратило силу в соответствии с Правительства РК от 12 октября 2021 года № 726

Правительство Республики Казахстан

1. Утвердить прилагаемую развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) представлять информацию в соответствии с Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы

Раздел 1. Паспорт Программы

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

Экс-министру Елжану Биртанову вынесли приговор

Новые видео с «прокурорами» Караганды обсуждают в Сети

Нашелся пропавший в Турции казахстанский студент

БАКАД введут в эксплуатацию в этом году

В Астане впервые вручили премию Urker в номинации имени Батыра Казыбаева

Из-за видео с «прокурором с ножами в кармане» начата проверка в Караганде

Токаев направил телеграмму с соболезнованиями президенту Ирана

«Отрезали хвосты и уши». Шокирующие истории из практики столичного ветеринара

Суррогатное материнство. Кому оно доступно и как устроено в Казахстане?

«Ребенок залипает в телефоне». Как клиповое мышление влияет на детей

«Здесь больше всех уважают казахов». Репортаж из «казахского» района в Стамбуле

Эти 6 вещей нужно сделать до Нового года, чтобы встретить его счастливыми

Канье Уэста выпроводили из офиса Skechers

Онлайн-шопинг: как выбрать вещи и не прогадать

Растопили сердца казахстанцев: встречу матери с сыном-солдатом сняли на видео

Мороз, гололед и метель: погода в выходные в Казахстане

19-летний россиянин оказался в Актобе без документов, денег и вещей

«Казахстан, который от нас скрывали». Блогер поделился впечатлениями от Алматы

СМИ: летевший из Алматы в Москву самолет экстренно сел в Шереметьево

Что ждет туристов на фестивале шопинга в Дубае

Помог друг: Де Брюйне чуть не упустил красавицу-жену из-за застенчивости

В сети восхитились поведением фанатов «Барселоны» после разгрома и вылета из ЛЧ

«Головкин проведет титульный бой в Казахстане»: названы соперник и дата

Чемпионы «Лиги мемов». Как встретили падение «Барселоны» в сети

Уникальная культура тюркского мира. Как прошел The Spirit of Turkistan

Монолог следователя об угрозах, выгорании и преступлениях

Золотые сопки Бестобе

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.

Постановлением Правительства РК от 27 декабря 2019 года утверждена государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы, передает zakon.kz.

Как отмечается, в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира.

Так, по результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36).

Таким образом, результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

В связи с чем необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.

Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей.

В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

— выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;- обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;- профессиональное развитие и высокий статус педагогов;- вовлечение работодателей в подготовку кадров;- оценка системы образования и организаций образования;- построение эффективной структуры управления;- выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;- эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

Как отмечается в документе, с учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд тг.) увеличится финансирование науки.

Цель программы — повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей и увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Задачи:1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Предполагается, что:- охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет составит 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %; — результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение — 450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов; индекс благополучия детей в РК составит 0,73 балла.- доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75 %;- доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения по государственному образовательному заказу — 75 %;- доля расходов на науку от внутреннего валового продукта — 1%;- прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %- качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.

Читать также:  Программа, используемая для подготовки документов для государственной регистрации, не может определить, почему сертификат etsep не может быть найден по отпечаткам пальцев

На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд тенге (из республиканского бюджета — 9 565 млрд тенге, местного бюджета — 716 млрд тенге, Всемирного банка — 13 млрд тг., частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:

2020 — 1 161 млрд тенге2021 — 1 336 млрд тенге2022 — 1 708 млрд тенге2023 — 2 311 млрд тенге2024 — 2 383 млрд тенге2025 — 2 679 млрд тенгеа также другие средства, незапрещенные законодательством РК.

В Казахстане реализуется комплекс системных
мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя
обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации
объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает
обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения
возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения
определены основные направления развития образования в мире: обеспечение
предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у
учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и
высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для
казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух
профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по
научной и технологической политике, что свидетельствует о международном
признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования
и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня
грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном
отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной
оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е
место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и
32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из
36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц
ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по
математической грамотности). При неизменности этого положения в системе
образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение
качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и
снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему
развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными
и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и
партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной
государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1)
равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение
организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование.
При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в
зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках
указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне
зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков
выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус
педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку
кадров;

оценка системы образования и организаций
образования;

построение эффективной структуры
управления;

выстраивание коммуникаций с
заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых
ресурсов.

Основными вопросами политики в области
науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass,
считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы
PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик,
взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в
ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и
науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых
идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для
повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран
ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению
качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет
дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 %
обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для
занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических
мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100
% обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами,
в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358
млрд.тг.) увеличится финансирование науки.

1. Повышение глобальной
конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и
обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

2. Увеличение вклада науки в
социально-экономическое развитие страны.

1. Обеспечить высокий статус профессии
педагога, модернизировать педагогическое образование.

2. Сократить разрыв в качестве образования
между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями,
обучающимися.

3. Обеспечить безопасную и комфортную среду
обучения.

4. Внедрить обновленную систему оценки
качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших
практик.

5. Обеспечить преемственность и
непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с
потребностями экономики и региональными особенностями.

6. Обеспечить интеллектуальное,
духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

7. Оснастить организации образования
цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.

8. Внедрить вертикаль системы управления и
финансирования образованием.

9. Укрепить интеллектуальный потенциал
науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.

11. Повысить результативность научных
разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

1. Охват дошкольным воспитанием и обучением
детей от 1 до 6 лет — 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %.

2. Результаты 15-летних казахстанских
учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического
сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение —
450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов.

3. Индекс благополучия детей в Республике
Казахстан — 0,73 балла.

4. Доля трудоустроенных выпускников в
первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального
образования (далее — ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75
%.

5. Доля трудоустроенных выпускников в
первый год после окончания высшего учебного заведения (далее — ВУЗа) по
государственному образовательному заказу — 75 %.

6. Доля расходов на науку от внутреннего
валового продукта — 1%.

7. Прирост казахстанских публикаций в
рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.)
по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate
Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %

8. Качество научно-исследовательских
организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного
экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.

Источники и объемы финансирования:

На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах
будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге
(республиканского бюджета (далее — РБ) — 9 565 млрд тенге, местного бюджета
(далее — МБ) — 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее — ВБ) — 13 млрд тг.,
частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:

а также другие средства, незапрещенные
законодательством Республики Казахстан.

Постановление вводится в действие со дня
его подписания.

Государственной программы развития образования республики казахстан на 2020 2025 годы

Государственной программы развития образования республики казахстан на 2020 2025 годы

Государственной программы развития образования республики казахстан на 2020 2025 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы (далее — Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным, местным исполнительным органам и иным организациям (по согласованию) представлять информацию в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, государственно-частного партнерства и с привлечением других альтернативных источников.

Раздел 2. Введение

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

Читать также:  Путин утвердил новую десятилетнюю программу вооружений

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд.тг.) увеличится финансирование науки.

Раздел 3. Анализ текущей ситуации

Итоги реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016 — 2019 годы (далее — ГПРОН 2016 — 2019) показывают исполнение целей и задач на 93,4 %. Так, к 2019 году было запланировано достижение 8 целевых индикаторов и 52 показателей, выполнение 170 мероприятий по 5 направлениям ГПРОН 2016 — 2019. Все 8 целевых индикаторов достигнуты, из них 2 перевыполнены. Из 50 показателей, запланированных на отчетный период, по 46 (92 %) — зафиксировано плановое достижение, по 1 (6 %) — недостижение, по 3 (2 %) — частичное исполнение.

За 3 года реализации ГПРОН 2016 — 2019 сеть дошкольных организаций увеличилась на 1480 единиц (2016 г. — 9 410, 2017 г. — 9 828, 2018 г. — 10 334). В результате 95,2 % детей 3-6 лет охвачены дошкольным воспитанием и обучением (2016 г. — 85,8%, 2017 г. — 90,5%, 2018 г. — 95,2%).

В среднем образовании планомерно осуществляется переход на обновленное содержание. Введены 372 новые школы. 437 государственных школ перешли на подушевое финансирование. Госзаказ получили 80 частных школ.

В рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» выделен госзаказ на 94,8 тыс. мест. Принят Закон о расширении академической и управленческой самостоятельности вузов. Количество иностранных студентов за 3 года увеличилось на 8,9 тысяч человек с (2016 г. — 12 837 чел., 2017 г. — 13 898 чел., 2018 г. — 21 727 чел.).

Число казахстанских вузов в международном рейтинге лучших университетов мира QS, выросло до 10. Впервые в рейтинг Times Higher Education вошли два казахстанских вуза.

Увеличилась доля софинансирования научной деятельности со стороны бизнеса. Вклад бизнеса в науку за 3 года составил 4,8 млрд тенге.

В целях обеспечения открытости сфер образования и науки оцифрован ряд процедур предоставления государственных услуг, подачи заявок на научные гранты и прием отчетов.

Аналитическое и информационно-медийное сопровождение Программы.

В целях создания позитивного восприятия и понимания населением и целевыми аудиториями (родителями, педагогами, обучающимися и т.д.) государственной политики в сфере образования и науки, а также для принятия мер по информационному реагированию государственных органов на негативные и резонансные темы в средствах массовой информации реализован проект по аналитическому и информационно-медийному сопровождению ГПРОН 2016 — 2019 (далее — PR-проект).

Анализ предыдущих лет реализации PR-проекта показал эффективность проводимых мероприятий по предупреждению негативной реакции общества на нововведения в сфере образования и науки, своевременному реагированию на критику со стороны общественности и общему продвижению идей Программы среди целевых групп населения.

В рамках PR-проекта предусмотрено проведение социологического опроса уровня удовлетворенности населения о проводимой политике в сфере образования и науки. Согласно результатам, полностью удовлетворены 22,3 % опрошенных, еще более половины (50,2 %) утверждают, что скорее удовлетворены. Однако, больше четверти респондентов дали негативную оценку, из них 20,1 % — скорее не удовлетворены и 7,5 % — абсолютно не удовлетворены развитием образовательной системы.

Актуальными остались следующие вопросы.

Повышение статуса профессии педагога и модернизация педагогического образования

За период реализации ГПРОН 2016 — 2019 численность педагогических кадров превысила полмиллиона человек. При этом, несмотря на ежегодный массовый выпуск специалистов в области образования, все еще сохраняется потребность в педагогических кадрах. Отсутствуют действенные механизмы по привлечению и удержанию квалифицированных учителей в школах, в частности, сельских: дорожные и жилищные субсидии, льготы и преференции и др. На педагогические специальности поступают преимущественно абитуриенты с низкими баллами единого национального тестирования (далее — ЕНТ). Система образования не способствует удержанию талантливых учителей. До 35 % педагогов уходят в другие сферы. Отсутствуют механизмы альтернативного входа в педагогическую профессию для мотивированных претендентов.

Благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя, заработная плата увеличена от 30 % до 50 % от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер). Кроме того, учителям, преподающим предметы на английском языке, установлена доплата в размере 200 % от базового должностного оклада.

Однако заработная плата в сфере образования остается одной из наиболее низких по экономике (102 875 тенге при средней зарплате по стране — 163 тыс. тенге), что является негативным фактором, сдерживающим приток квалифицированных кадров. Согласно результатам исследования ОЭСР TALIS-2018, 96 % казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования.

Приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций. С 2017 года отменен подворовой обход микрорайонов в рамках всеобуча, утвержден перечень из 5 документов, подлежащих заполнению учителями-предметниками. Однако продолжается привлечение учителей к несвойственной им работе. Так, по результатам TALIS-2018, казахстанские учителя оказались одними из самых загруженных среди 48 стран-участниц (2-е место). При этом основную часть (69 %) этой нагрузки составляет внеурочная деятельность (в среднем по ОЭСР — 47 %). Значительная перегруженность казахстанских учителей во многом обусловлена отсутствием четкого нормирования рабочего времени.

В дошкольном образовании 41,8 % педагогических работников не имеют образования по специальности «Дошкольное воспитание и обучение», 54 % — не имеют квалификационную категорию. Для 22 тысяч педагогов дополнительного образования не предусмотрена система повышения квалификации.

В системе ТиПО за 4 года потребность в мастерах и преподавателях специальных дисциплин выросла почти в 2,5 раза.

Таким образом, несмотря на положительные изменения в системе подготовки и развития педагогических кадров, сохраняется ряд проблем, негативно сказывающихся на привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. В этой связи Программой предусмотрены меры по решению проблем в сфере развития педагогического потенциала страны.

Сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися

В международных исследованиях выявлена положительная связь между посещением дошкольной организации и результатами образовательных достижений в школе. Исследование PISA показывает, что в странах ОЭСР дети, посещавшие детский сад не менее одного года, опережают своих сверстников в школе на 1,5 года (PISA-2015: +50 баллов). В Казахстане же данный показатель в два с половиной раза ниже (+20 баллов), что свидетельствует о недостаточном качестве дошкольного образования. Качество услуг дошкольного образования вызывает также много нареканий со стороны родителей (ОЭСР, 2018). Согласно рекомендациям экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо уделить особое внимание детям раннего возраста и активно продвигать дошкольное образование для детей младше 3 лет. Поэтому требуется обеспечение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до приема в первый класс.

Читать также:  Национальный центр государственной научно-технической экспертизы

Результаты международных сопоставительных исследований свидетельствуют о том, что в школе сохраняется большой разрыв в качестве образования. Так, Казахстан четырежды принимал участие в международной программе ОЭСР по оценке 15-летних обучающихся PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и в международном исследовании IEA оценки качества школьного образования TIMSS по читательской, естественнонаучной и математической грамотности (2007, 2011, 2015, 2019). Итоги исследования выявили существенный разрыв в успеваемости по регионам, территориям (город-село), языку обучения и социально-экономическому статусу семьи. Так, в разрезе регионов разница между самым низким и высоким показателями PISA соответствует 3 годам обучения. Сложившаяся ситуация недопустима для унитарного государства.

Неравенство в образовании усиливается неравенством в доступе к дополнительному и неформальному образованию, роль которых в современном мире растет. Сегодня около 70 % обучения в жизни молодого человека происходит в условиях неформального образования: в семье, группе сверстников, молодежных организациях, кружках. В 22 странах ОЭСР и 14 странах-партнерах ОЭСР учащиеся школ, в которых проводится больше внеклассных научных мероприятий, показывают более высокий уровень естественнонаучной грамотности в PISA, чем учащиеся школ, в которых проводится меньше подобных мероприятий. В среднем в странах ОЭСР 56 % учащихся участвуют в научных соревнованиях, 48 % учащихся посещают внеклассные научные проекты.

В Казахстане в 2018 году 993 779 детей (2016 г. — 651 409 чел., 2017 г. — 947 327) были заняты во внешкольных организациях дополнительного образования и 1 645 295 детей (2016 г. — 977 125, 2017 г. — 1 417 639) посещали школьные кружки. Вместе с тем сохраняется низкий охват дополнительным образованием детей из сельской местности (35,5 %), из малообеспеченных семей (68 %), а также детей с особыми образовательными потребностями (54,7%). Фактором, ограничивающим доступность дополнительного образования, является преобладание платных дополнительных услуг. Только 22,5 % детей во внешкольных организациях получают дополнительное образование на бесплатной основе. В этой связи необходимо внедрение подушевого финансирования в дополнительном образовании.

Для обеспечения более широкой доступности программ ТиПО с 2017 года реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Вместе с тем сохраняется потребность студентов колледжей в общежитиях. В 2018 г. 26 % студентов, нуждающихся в общежитиях, не были ими обеспечены.

Доступ к высшему образованию в последние годы значительно расширился. Увеличивается количество государственных образовательных грантов. Однако при их распределении не учитывается социально-экономический статус семьи, а успеваемость абитуриента является практически единственным определяющим критерием, который усиливает неравенство в доступе к высшему образованию молодежи из разных социальных групп.

Таким образом, необходимо принятие комплексных мер по сокращению разрыва в качестве образования на всех уровнях и к его доступу.

Улучшение условий безопасной и комфортной жизнедеятельности детей

Недостаточно развитая система своевременного реагирования на нарушения прав детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие в значительной части организаций образования условий для инклюзивного образования и элементарных удобств создают угрозы для безопасной и комфортной жизнедеятельности детей.

По данным исследования ЮНИСЕФ 2017 года, две трети школьников в Казахстане испытывают или являются свидетелями насилия со стороны учеников или учителей. На учете органов внутренних дел ежегодно состоят около 7 тысяч несовершеннолетних, находящихся в зоне риска, и 10 тысяч неблагополучных семей. Свыше 3 тысяч детей совершают уголовные преступления. В 2018 году было совершено 2 125 преступлений по отношению к детям, 2 277 несовершеннолетних детей стали жертвами (на 5,5 % выше, чем 2017 г.).

Сохраняется рост детского суицида (в 2018 году количество совершенных самоубийств среди детей составило 178 случаев, что на 6,6 % больше в сравнении с 2017 годом).

Только 20% детских садов, 60 % школ, 30 % колледжей создали условия для инклюзивного образования. Качественным инклюзивным образованием охвачены всего 28,2 % детей дошкольного возраста и 46,5 % школьников с особыми образовательными потребностями. Дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде составляет 64 %.

По данным 2018 года, в 2 535 школах имеются только надворные туалеты, в 1 629 школах — привозная вода, 1 093 — без горячей воды, 1 800 — не обеспечены видеокамерами.

Для системного мониторинга безопасности, комфортных условий и благополучия детей, своевременного выявления проблем и оперативного принятия решений в 2018 году с учетом международного и казахстанского опыта разработаны система показателей и Индекс благополучия детей. Данный индекс охватывает все жизненно важные сферы: материальное благополучие, здоровье, образование, безопасность и риски, социализацию.

Для сравнения стран по Глобальному индексу благополучия используется шкала от «0» до «1», где «1» — самый высокий уровень благополучия.

По результатам 2017 года, первое место в рейтинге стран заняла Швейцария, у которой Индекс составил 0,83 баллов. Последнее место заняла Нигерия, с 0,38 баллами.

В Казахстане по итогам пилотного проекта 2018 года Индекс благополучия детей составил 0,68 баллов.

Вместе с тем, за 10 месяцев 2019 года по многим направлениям сферы детства наблюдается положительная динамика и тенденция улучшения качества жизни в связи с предпринимаемыми государством мерами.

В связи с этим в 2022 году начальный отчет Индекса прогнозируется 0,70, к 2025 году будет 0,73 балла.

Внедрение Индекса позволит Казахстану определить, насколько дети благополучны, даст возможность отслеживать эффективность национальной политики по улучшению положения детей в разных сферах, подняться на более высокий уровень в международных рейтингах в сфере детства. А также будет способствовать вхождению Казахстана в 30-ку самых развитых стран в мире.

Необходима последующая апробация Индекса и полномасштабное внедрение.

Кроме этого, для повышения эффективности государственных затрат на создание безопасной и комфортной среды для детей необходимо использовать лучшую мировую практику. Сегодня в Казахстане финансирование детства осуществляется бюджетными программами различных государственных органов. В международной практике эффективным инструментом адресного расхода госбюджета является консолидированный детский бюджет. Необходимо разработать методику формирования такого бюджета и предусмотреть его ежегодный рост.

Совершенствование системы оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования

В рамках обновленного содержания внедряется критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся, призванная обеспечить объективное и равное оценивание учебных достижений учащихся вне зависимости от региона, расположения и языка обучения школы.

Для повышения эффективности оценки качества среднего образования ЕНТ разделено на два этапа: итоговую аттестацию в школе и вступительный экзамен в вуз. С 2019 года ЕНТ проводится 4 раза в год для поступления в вуз на платной основе. Введена система «условного зачисления» в вуз для абитуриентов, не преодолевших пороговый уровень по результатам основного или повторного тестирования, как альтернативный механизм обеспечения доступа к высшему образованию.

При этом, система оценивания обучающихся нуждается в совершенствовании. В частности, необходимо пересмотреть содержание ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений (далее — ВОУД) относительно вопросов, направленных на замер функциональной грамотности и компетенций, по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, а также тестов SAT и др.

С мая 2018 года казахстанские педагоги перешли на новую систему аттестации. По новой системе аттестацию прошли 42,5 % педагогических кадров (14,1 % — категория педагога-исследователя и педагога-мастера, 15,6 % — категория педагога-эксперта, 12,8 % — категория педагога-модератора). Требуется дальнейшее совершенствование системы аттестации педагогических кадров с учетом накопленного опыта и международной практики.

Для стимулирования роста сети частных дошкольных организаций с 2011 года отменено лицензирование дошкольных организаций образования. За этот период сеть дошкольных организаций выросла в 1,5 раза, при этом частных — более чем в 7 раз (2011 г. — 449 ед., 2018 г. — 3 749 ед.). Вместе с тем участились случаи критики со стороны общественности в части материально-технической оснащенности детских садов и качества воспитательного процесса в них.

С января 2017 года государственную аттестацию вузов заменила международная аккредитация, а с 2018 года государственная аттестация дошкольных организаций, школ и колледжей переориентирована на профилактико-предупредительный характер и требует дальнейшего совершенствования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *