Государственные целевые программы в экономике

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе задач, ресурсов и сроков, реализуемых с целью обеспечения эффективного решения проблем экономического и социального характера на территории государства и его отдельных регионов.

1. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

2. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.

3. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

4. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.

6. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

8. Положения настоящей статьи не распространяются на государственную программу вооружения.

Библиографическое описание

Сахарова, В. С. Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники финансирования / В. С. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5519/ (дата обращения: 07.06.2023).

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская
Федерация является социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты.

Социальная направленность государства выражается, в том числе и в
той роли бюджетов различных уровней, которые они играют в социальной
защите населения. Не исключением являются и бюджеты различных
регионов Российской Федерации, роль которых в социальной защите
населения отражается через призму реализации областных целевых
программ. Такой инструментарий государственного воздействия на
социально-экономические процессы как программно-целевое планирование
получил широкое распространение. Общепризнанно его преимущество над
другими формами государственной экономической деятельности в
способности комплексного решения сложных экономических, социальных,
технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в
механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом
планировании заняли разработка и реализация областных целевых
программ развития различных сфер деятельности.

Процесс разработки и реализация целевых программ должен постоянно
находиться в зоне государственного финансового контроля, начиная от
учета приоритета и целей социально-экономическою развития региона и
включая предварительную оценку социально-экономической эффективности
и последствий реализации программ. Учитывая, что финансирование
целевых программ развития направлений деятельности региона является
функцией бюджета, обеспечение эффективного контроля за расходованием
бюджетных средств этой сфере становится одной из важных задач.

Проведенный анализ позволил сформулировать основные недостатки и
трудности, которые проявились при разработке и реализации программ:

— слабая аналитическая проработка состояния экономики регионов, и
отсюда нечеткость при формулировании реальных приоритетов развития;

— недостаточная увязка между собой целей, задач и программных
мероприятий региональных программ, отсутствие реальной комплексности
намечаемых мер;

— нечеткая структуризация программ на стадии проектирования, что
обусловило включение во многие из них декларативных положений,
постановку нереальных задач;

— хроническое недофинансирование мероприятий программ в связи с
плохой проработкой схем финансирования, отсутствие реальных
источников финансового обеспечения ключевых мероприятий программ;

— слабое научно-техническое и инновационное обеспечение программных
мероприятий;

— формальное использование эффективных методов программного
проектирования, таких, как системный подход, ситуационный анализ,
сетевые модели и др.;

— отсутствие четко разработанных и эффективных схем управления
программами с использованием современных методов стратегического
управления;

Таким образом, реализация программных мероприятий способствовала
достижению положительных результатов по основным показателям,
предусмотренным целевыми программами.

Особо следует отметить, что, реализация региональных программ не
опирается на специальные законы и деятельность специализированных
государственных корпораций. Наряду с устранением и ослаблением
отмеченных недостатков необходим ряд мер, которые вполне возможно
осуществить в ближайшее время.

Во – первых, следует значительно сократить
количество принимаемых областных программ полной девальвации этого
эксклюзивного по своей природе инструмента государственного
регулирования. В ситуации крайней ограниченности бюджетных ресурсов
должны приниматься только программы, без которых нельзя обойтись,
т.е. если их непринятие будет иметь значительные негативные
последствия.

При разработке региональных программ необходимо
ужесточить требования к целям, структуре, составу мероприятий,
освобождаясь от непрограммных излишеств, сосредотачиваясь на
мероприятиях, дающих наибольшие мультиплицирующие эффекты для
социально-экономического развития региона, его социальной
стабильности.

Поскольку региональная программа разрабатывается на
среднесрочный и долгосрочный период, она должна корректироваться,
обновляться, адаптироваться к изменяющимся целям и условиям, т.е.
необходим мониторинг программ. С этим связана и необходимость
создания более совершенной методики оценки эффективности и
результативности основных этапов реализации программы как системы, а
не только суммы отдельных мероприятий (для которых применяются
частные методики оценки эффективности).

Основные термины (генерируются автоматически): программа, программно-целевое планирование, рыночная экономика, государственная власть, исполнительная власть, источник финансирования, Российская Федерация, финансовое обеспечение, целевая программа, широкое распространение.

Виды и особенности государственных программ

Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.

Понятие и виды государственных программ

Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.

Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Государственные программы делятся на следующие виды:

«Виды и особенности государственных программ» 👇

Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.

В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:

Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 12.09.2022

Сущность и значение федеральных и региональных программ социального и экономического развития

Целевые программы представляют собой инструмент осуществления государственного управления на различных его уровнях, применяемый для решения конкретных задач развития государства или его регионов в экономическом или социальном плане. Целевые федеральные и региональные программы социального и экономического развития могут включать в свой состав различные подпрограммы, реализующие решение определенных задач в рамках целевой программы. Такое выделение целевых программ осуществляется, как правило, при решении масштабных и сложных проблем.

В зависимости от уровня реализации целевые программы делятся на два вида:

Целевые программы федерального и регионального уровня могут быть направлены на решение конкретных социальных и экономических проблем, а также развитие отдельных направлений государственной федеральной и региональной политики. В частности, целевые программы могут осуществляться для развития здравоохранения, образования, науки и так далее.

Специфика региональных целевых программ социального и экономического развития

Региональные целевые программы признаны выступать в качестве инструмента управления и регулирования региональной стратегии социально-экономического развития конкретного региона. Специфика региональных программ состоит в том, что их формирование и реализация осуществляется на уровне отдельных регионов, но с учетом общегосударственных территориальных интересов.

Управление формированием и реализацией целевых программ регионального уровня возложено на региональные органы государственного управления. Отличительной чертой региональных программ по сравнению с федеральными целевыми программами является их меньшая масштабность, строгая целевая направленность, точная адресность, увязка с общегосударственной концепцией развития регионов и региональной политикой Российской Федерации.

Региональные целевые программы формируются в разрезе вышеперечисленных разделов, увязываются по периодам реализации и внутригодовым срокам.

Федеральные власти принимают участие в реализации региональных программ, как правило, в методическом смысле, формируя целевые установки развития государства и его регионов, а также в финансовом смысле, обеспечивая соответствующие финансовые ресурсы, необходимые для реализации региональных целевых программ.

Состав федеральных и региональных целевых программ социального и экономического развития

Целевые программы федерального и регионального уровня, предназначенные для обеспечения и развития государства и регионов в экономическом и социальном плане, включают в свой состав следующие разделы:

«Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития» 👇

Каждое целевая программа сопровождается паспортом федеральной и региональной целевой программы.

К разделам целевых федеральных и региональных программ экономического и социального развития предъявляются определенные требования. В частности, в первом разделе целевой программы федерального и регионального уровня должно содержаться развернутая постановка проблемы, включающая анализ и оценку причины возникновения этой проблемы, обоснование связи проблемы с приоритетами национального социально-экономического развития, оценка целесообразности реализации программы на федеральном и региональном уровне. Также в первом разделе целевой программы должно содержаться обоснование необходимости решения проблемы с помощью программно-целевого метода и аналитическая записка по возможным вариантам решения проблемы.

Во втором разделе целевой программы должны содержаться развернутые формулировки целевых установок и задачи реализации программы с указанием показателей индикаторов.

Третий раздел программы посвящается подробному перечню мероприятий, которые обеспечивают реализацию цели и задачи целевой программы, увязку этих мероприятий с ресурсным обеспечением и сроками исполнения.

В последнем разделе программы федерального и регионального уровня содержится описание последствий социального, экономического и экологического характера, возможных к возникновению в случае реализации программы, а также общая оценка вклада целевой программы социально-экономическое развитие государства и его отдельных регионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *