Государственные финансовые программы для развития сельского хозяйства

О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов см. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ.

Владельцы агробизнеса могут получить деньги на разные проекты: от строительства зданий до развития сельского туризма.

Гранты и субсидии агробизнесу выдает в основном министерство сельского хозяйства. Они доступны представителям малого бизнеса, участникам потребительских кооперативов, владельцам личных подсобных хозяйств и самозанятым.

Грантов несколько — они отличаются друг от друга требованиями к участникам и целями, на которые можно потратить деньги. Расскажем, как их получить и какие бывают условия.

Гранты для сельского хозяйства. Перспективы для предпринимателей

21 февраля 2023 года Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному Собранию. Многие СМИ прокомментировали тезисы выступления Президента. В настоящей статье речь пойдет о том, какие возможности для получения господдержки открываются для предпринимателей в сфере сельского хозяйства.

Государственные финансовые программы для развития сельского хозяйства

Иллюстрация: Вера Ревина/Клеру.ру

Вот о чем говорил президент:

Что такое нацпроекты

И как предприниматели их могут использовать в помощь для начала и развития своего дела?

Национальные проекты (далее – нацпроекты) представляют собой федеральные проекты и программы, принятые в рамках национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда», «Наука и университеты», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Туризм и индустрия гостеприимства».

Официальный сайт нацпроектов «Национальные Проекты.рф» наглядно демонстрирует нам их в виде слайдов, раскрывающих суть и цель каждого нацпроекта – «94 возможности» .

Законодательством предусмотрено поощрение деятельности самозанятых, субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях развития сферы малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами государственной власти и институтами развития реализует вышеупомянутый национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» («Паспорт национального проекта «Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. Минэкономразвития 24.12.2018).

В рамках данного национального проекта оказание поддержки распределено по целевым группам: самозанятые граждане, начинающие предприниматели и растущие субъекты малого/среднего предпринимательства, нацеленные на дальнейшее развитие. Гражданам, которые хотят заниматься развитием именно сельского хозяйства, законодатель уделил особое внимание.

Рассмотрим такие способы господдержки сельхозпредпринимателей, как:

1) Социальные контракты (далее – соцконтракты).

Очень подробно рассматриваем меры господдержки на практикуме «Гранты и субсидии».

Соцконтракты

Социальный контракт – это соглашение между гражданином и органом соцзащиты населения по месту его жительства или пребывания, в соответствии с которым последний обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации и направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации (абз. 8, 9 ст. 1, ч. 8 ст. 8.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Заключение с гражданином соцконтракта всегда предусматривает конкретную цель оказания помощи – стимулирование активных действий ее получателей по преодолению трудной жизненной ситуации.

Таким образом, для заключения соцконтракта и выделения помощи, помимо прочего, от граждан потребуется предпринять конкретные, установленные законом действия, среди которых особо выделены:

  • осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе ИП или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого);
  • ведение личного подсобного хозяйства.

В рамках указанного основного мероприятия оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта при наличии в соответствующем субъекте утвержденных нормативным правовым актом субъекта в соответствии со статьей 11 закона от 5 апреля 2003 № 44-ФЗнормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.

Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта (положения пункта 5 приказа Минтруда от 03.08.2021 № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»).

Получение грантов в качестве меры господдержки

Сначала следует определить понятие гранта, поскольку в законодательстве нет единого определения.

Так, в соответствии с положениями ст. 2 закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном правительством порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Понятие «грант» используется и в налоговом законодательстве, где грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет определенным условиям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК).

С 1 января 2023 года для двух категорий сельхозпредпринимателей, которые получают гранты от государства на развитие производства, смягчились условия предоставления такой поддержки:

Какая господдержка может быть получена начинающим фермером

Начинающие фермеры могут претендовать на получение грантов и субсидий, в частности гранта «Агростартап», гранта на развитие семейной фермы, согласно Приложениям № 6 и № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее – Программа).

Грант «Агростартап» – средства, перечисляемые из бюджета субъекта РФ грантополучателю для финансового обеспечения его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства, представляемого заявителем в региональную конкурсную комиссию.

Грантополучатель – заявитель, отобранный региональной конкурсной комиссией для предоставления гранта «Агростартап», зарегистрированный в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) или индивидуального предпринимателя в соответствии с законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (абз. 4, 5 п. 2 Приложения № 6 к Программе).

Таким образом, заявителем может выступать КФХ или ИП, который является главой КФХ. Главное – соответствие следующим условиям:

  • осуществлять деятельность по производству / переработки сельскохозяйственной продукции;
  • быть зарегистрированными на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта РФ в текущем финансовом году;
  • обязаться осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации не менее пяти лет со дня получения средств;
  • достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства;
  • не быть получателями средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, субсидий, предоставляемых гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, в соответствии с Приложением № 8 к Программе), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера в рамках указанной Программы.

Грант «Агростартап» предоставляется грантополучателю однократно на основании решения региональной конкурсной комиссии по результатам конкурсного отбора заявителей на реализацию проекта создания и (или) развития хозяйства (п. 5, пп. «а» п. 6 Приложения № 6 к Программе):

  • по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направления продуктивности – в размере, не превышающем 7 млн руб., но не более 90% затрат;
  • по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направления продуктивности, в случае, если предусмотрено использование части гранта «Агростартап» на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является грантополучатель, – в размере, не превышающем 8 млн руб., но не более 90% затрат;
  • по иным направлениям проекта создания и (или) развития хозяйства – в размере, не превышающем 5 млн руб., но не более 90% затрат;
  • по иным направлениям проекта создания и (или) развития хозяйства, в случае если предусмотрено использование части гранта «Агростартап» на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является грантополучатель, – в размере, не превышающем 6 млн руб., но не более 90% затрат.

Грант на развитие семейной фермы

Семейная ферма – крестьянское (фермерское) хозяйство, которое представляет собой или семью или членов семьи, объединенных свойством, при этом число членов семейной фермы должно быть не менее двух (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства), но семейную ферму может создать и ИП, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят два и более членов семьи, также объединенных родством и (или) свойством.

Члены семейной фермы должны быть зарегистрированы на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, а свою деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации осуществлять более 12 месяцев с даты регистрации (пп. «п» п. 2 Приложения № 8 к Программе).

Грант на развитие семейной фермы – это тоже бюджетные ассигнования, которые могут быть перечислены как из бюджета субъекта Российской Федерации, так и из местного бюджета – как решит региональная конкурсная комиссия.

Этот грант выдают семейной ферме для финансового обеспечения ее затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, в целях развития на сельских территориях и на территориях сельских агломераций субъекта Российской Федерации малого и среднего предпринимательства, реализации проекта грантополучателя и трудоустройства на постоянную работу новых работников, исходя из расчета трудоустройства на постоянную работу не менее одного нового работника на каждые 10 млн рублей гранта, но не менее одного нового работника на один грант, в срок, определяемый субъектом Российской Федерации, но не позднее 24 месяцев со дня предоставления гранта.

Читать также:  Государственная программа развитие образования это нацпроект

При этом средства гранта на развитие семейной фермы могут направляться на осуществление следующих расходов:

  • приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
  • разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • приобретение, строительство, реконструкция, капитальный ремонт или модернизация объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • комплектация объектов для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции оборудованием, сельскохозяйственной техникой и специализированным транспортом и их монтаж. Перечень указанных оборудования, техники и специализированного транспорта утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом;
  • приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней) и птицы. При этом планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота не должно превышать 400 голов, овец и коз – 500 условных голов;
  • приобретение рыбопосадочного материала и прочее (пп «в» п. 2 Приложения № 8 к Программе).

Перечень этот приведен не полностью, а только в части, поскольку он достаточно обширный, а это уже отдельная тема для изучения.

В целом, участие в нацпроектах, получение и целевое использование гранта, получение господдержки в виде соцконтракта – это отдельные большие вопросы, реализация которых дает большие возможности для предпринимателей, но в связи с наличием множества нюансов, большого массива законодательства – без помощи юристов и бухгалтеров не обойтись.

Углубленные знания об особенностях и тонкостях работы с нацпроектами вы сможете получить, пройдя авторский курс для юристов и бухгалтеров нового поколения в Академии правовых и финансовых советников «Правовой советник по грантам».

Освойте востребованную и высокооплачиваемую специализацию за три месяца и начните зарабатывать от 100 000 рублей

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст. 4549; 2014, N 18, ст. 2161; 2015, N 1, ст. 221; 2017, N 15, ст. 2227; N 52, ст. 8126; 2018, N 11, ст. 1629; 2019, N 7, ст. 631; N 23, ст. 2953; N 50, ст. 7376; N 52, ст. 7949; 2020, N 14, ст. 2129; N 30, ст. 4923; 2021, N 3, ст. 595; N 13, ст. 2243; N 37, ст. 6506; N 52, ст. 9146).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. N 86 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 6, ст. 690);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2021 г. N 1246 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 31, ст. 5912).

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 19 апреля 2022 г. N 704

Изменения,которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Раздел «Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть на уровне выше среднероссийского» после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур приведены в приложении N 11.».

2. Дополнить приложением N 11 следующего содержания:

«Приложение N 111к Государственной программе развитиясельского хозяйства и регулированиярынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия

Правилапредоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур (далее — субсидии).

В настоящих Правилах под масличными культурами понимаются бобы соевые и (или) семена рапса.

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на производство масличных культур, возникающих при реализации региональных проектов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление средств из бюджетов субъектов Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство масличных культур, их первичную и последующую (промышленную) переработку, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку масличных культур и (или) их реализацию (далее соответственно — региональные проекты, средства, получатели средств).

Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

3. Предоставление субсидий не должно дублировать иные мероприятия государственной поддержки в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

5. Средства предоставляются получателям средств на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на производство масличных культур по ставкам из расчета на 1 тонну прироста объема производства масличных культур.

Ставки, предусмотренные настоящим пунктом, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

6. Средства предоставляются получателям средств с учетом следующих условий:

а) осуществление получателем средств деятельности по производству масличных культур;

б) достижение в финансовом году предоставления субсидии (далее — отчетный финансовый год) значения результата использования субсидии в соответствии с заключенным между субъектом Российской Федерации и получателем средств соглашением;

в) использование семян масличных культур, сорта или гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 при производстве конкретного вида продукции растениеводства;

г) внесение удобрений, используемых при производстве масличных культур, в объеме, установленном уполномоченным органом.

7. При определении размера ставок, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, к ставке применяются одновременно следующие коэффициенты:

а) в случае выполнения получателем средств условия по достижению в отчетном финансовом году значения результата, предусмотренного подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил, — повышающий коэффициент в размере, равном отношению фактического значения результата за отчетный финансовый год к установленному значению, но не выше 1,2;

б) в случае невыполнения получателем средств условия по достижению в отчетном финансовом году значения результата, предусмотренного подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил, — коэффициент в размере, равном отношению фактического значения результата за отчетный финансовый год к установленному значению;

в) в случае невыполнения получателем средств условий, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 6 настоящих Правил, — коэффициент 0,25, начиная с 1 января 2023 г. — коэффициент 0.

8. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

Читать также:  Государственная программа республики алтай обеспечение социальной защищенности и занятости населения

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее — Правила формирования субсидий). Соглашение и дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его расторжение, подготавливаются (формируются) и заключаются в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.

9. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств, в целях софинансирования предоставления которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и срок их рассмотрения, не превышающий 15 рабочих дней, а также требования, предъявляемые к получателям средств, установленные в том числе пунктом 6 настоящих Правил.

10. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году (W), определяется по формуле:

V — объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год для предоставления субсидий;

Государственные финансовые программы для развития сельского хозяйства

— предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год (в процентах), определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий;

n — количество субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляется деятельность по производству масличных культур и которые реализуют региональные проекты;

Государственные финансовые программы для развития сельского хозяйства

— доля неотрицательного прироста планового объема производства масличных культур на соответствующий финансовый год к среднему показателю по валовому сбору масличных культур в i-м субъекте Российской Федерации за 5 лет, предшествующих соответствующему финансовому году, в i-м субъекте Российской Федерации в общем приросте планового объема производства масличных культур на соответствующий финансовый год, определяемая по формуле:

k — коэффициент увеличения показателя i-го субъекта Российской Федерации. Для Республики Крым и г. Севастополя значение коэффициента равно 3, для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, — 1,5, для других субъектов Российской Федерации — 1;

VS — плановые показатели на соответствующий финансовый год по валовому сбору масличных культур в i-м субъекте Российской Федерации на основании данных субъектов Российской Федерации, представленных в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждены Министерством;

SPR — средний показатель по валовому сбору масличных культур в i-м субъекте Российской Федерации за 5 лет, предшествующих соответствующему финансовому году, на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

11. Распределение субсидий устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В случае отсутствия у субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году потребности в субсидиях невостребованные бюджетные ассигнования на предоставление субсидий перераспределяются между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, на основании письменных обращений уполномоченных органов.

12. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

13. Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:

а) выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) выписка из сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации, подтверждающая наличие в утвержденном бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, — в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения соглашения;

б) документ, содержащий информацию об использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств которых предоставляется субсидия, с приложением перечня получателей средств — по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

в) отчет о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса — по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

г) отчет о достижении значений результата использования субсидии — по форме и в срок, которые устанавливаются соглашением.

14. Эффективность использования субсидии (Эi) оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании достижения значения результата использования субсидии — прироста объема производства масличных культур в текущем финансовом году по отношению к среднему показателю по валовому сбору масличных культур в субъекте Российской Федерации за 5 лет, предшествующих текущему финансовому году (тыс. тонн), и определяется по формуле:

X- фактическое значение результата использования субсидии по итогам отчетного финансового года;

X — плановое значение результата использования субсидии, предусмотренное соглашением на отчетный финансовый год.

15. В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 10 августа текущего финансового года представлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение, содержащее информацию об отсутствии частичной или полной потребности в субсидии, невостребованные бюджетные ассигнования на предоставление субсидии распределяются между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на ее получение, в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

16. Возврат субъектами Российской Федерации средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части, касающейся достижения значения результата использования субсидии, включая порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата и основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение указанных обязательств, осуществляется в соответствии с пунктами 16 — 18 и 20 Правил формирования субсидий.

17. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на уполномоченный орган.

18. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.».

Обновлены правила предоставления и распределения субсидий регионам на стимулирование увеличения производства масличных культур.

Установлено, что соглашение о субсидировании и допсоглашения к нему заключаются в ГИС «Электронный бюджет». Уточнена формула для расчета размера предоставляемых средств.

Что дают: до 30 млн рублей на развитие семейной фермы.

Кто может получить: крестьянские, фермерские хозяйства или ИП, производящие сельхозпродукцию и работающие в сельской местности дольше года. В них должны работать минимум два члена семьи фермера или ИП.

Условия: грант выдается на развитие хозяйства и создание рабочих мест. Деньги нужно потратить на покупку или строительство зданий для производства, хранения или переработки сельхозпродукции. Или на оборудование, технику и транспорт, сельскохозяйственных животных, кроме свиней, и птицы. Можно погасить до 20% льготного инвестиционного кредита и процентов по нему в течение полутора лет.

Читать также:  Государственный план развития авиационной отрасли на период с 2013 по 2025 год утвержден правительством Российской Федерации

На каждые 10 млн гранта фермер должен создать постоянное рабочее место в штате, не менее 1 на грант.

Деньги дают на условиях софинансирования, 40% расходов нужно вложить из своих средств, 60% — покрыть деньгами гранта. В Дальневосточном округе доля гранта увеличивается до 70%. Средства нужно освоить за два года.

Если грантополучатель решил заниматься разведением крупного рогатого скота, то максимальный размер маточного поголовья — 400 голов, при разведении овец и коз — 500 голов.

После получения гранта нужно сохранять новые рабочие места в течение пяти лет и выполнять плановые показатели.

Какие нужны документы: заявка на участие, бизнес-план, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сведения о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, письменное обязательство об обеспечении финансирования проекта, под который берется грант, выписка из ЕГРН, другие документы, утвержденные на уровне регионального ведомства.

Как получить грант

Чтобы получить грант, нужно придумать, сформировать и защитить проект — то есть идею, которую обычно оформляют в виде бизнес-плана. Например, владелец фермы хочет построить новое хранилище для зерна и купить комбайн, отремонтировать коровник, купить технику и молодняк, построить теплицу для выращивания овощей или открыть сыроварню.

Для этого он выбирает грант, изучает требования к получателю, список документов, нюансы по оформлению проекта. В бизнес-плане обычно должны быть описание идеи проекта, список инвестиций, результаты, которых планирует добиться предприниматель.

Если это предусмотрено правилами гранта, владелец бизнеса обращается в банк за льготным инвестиционным кредитом под этот проект. Затем собирает все документы, обращается в региональное представительство министерства и ждет решение конкурсной комиссии.

После одобрения гранта деньги придут на счет предпринимателя или компании. Потратить их можно только на цели, указанные в бизнес-плане — чеки и другие документы нужно будет предоставить государству как доказательства целевого использования. Еще придется отчитываться о результатах — это называется отчетом о выполнении плановых показателей проекта.

Если проект провалится или владелец бизнеса потратит деньги на другие цели, министерство может подать на него в суд — средства придется вернуть.

Сроки подачи документов и требования. Для каждого гранта они во всех регионах разные. Защитить проект предлагают каждый год, но точные даты, время и требования к оформлению документов нужно узнавать в профильном министерстве, которое отвечает за сельское хозяйство в регионе. Еще можно обратиться в региональный центр развития предпринимательства — найти нужный можно на сайте центра «Мой бизнес».

В большинстве случаев гранты анонсируют в первом-втором квартале года. Например, на грант «Агропрогресс», которым возмещают часть затрат на строительство зданий или покупку оборудования и животных, в Самарской области документы принимали с 25 января по 28 февраля 2023 года. В Оренбургской — с 02 февраля по 03 марта 2023 года.

Чтобы получить грант, у бизнеса не должно быть долгов по налогам, сборам, страховым взносам, налоговым штрафам и процентам на сумму более 10 000 .

У каждого гранта свои особенности, расскажу про них подробнее.

Грант «Агротуризм»

Что дают: до 10 млн рублей на реализацию проекта по развитию сельского туризма.

Кто может получить: товаропроизводители из категории малого и микробизнеса, которые работают в сельском хозяйстве. Грант не дадут владельцам личных подсобных хозяйств.

Условия: деньги можно потратить на приобретение или строительство зданий для размещения туристов, их обустройство и подключение к инженерным коммуникациям, покупку оборудования, благоустройство территории.

Срок окупаемости проекта — не более пяти лет, проработать нужно тоже минимум пять лет. Деньги нужно потратить за полтора года.

При сумме гранта до 3 млн рублей включительно малый бизнес вносит в проект 10% собственных средств; до 5 млн рублей — 15% собственных средств, до 8 млн рублей — 20% собственных средств, до 10 млн рублей — 25% собственных средств.

Какие нужны документы: заявка на участие в конкурсе, анкета участника, бизнес-план, выписка из банка с подтверждением финансового обеспечения проекта — на счету должны быть деньги для софинансирования. Единого списка нет, нужно уточнять в ведомстве, которое отвечает за сельское хозяйство в регионе.

Грант «Агростартап»

Что дают: до 7 млн рублей на разведение крупного рогатого скота для получения мяса или молока. До 5 млн рублей по другим направлениям агробизнеса.

Кто может получить: крестьянские и фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, производящие сельхозпродукцию, которые зарегистрированы в сельской местности в год получения гранта. Или граждане России, которые обещают зарегистрировать ИП или КФХ в течение 30 дней после решения конкурсной комиссии о выдаче гранта.

Условия: деньги можно потратить на покупку земельных участков, приобретение или строительство новых зданий для производства, хранения или переработки сельхозпродукции. Еще средства могут пойти на покупку оборудования, техники и транспорта, сельскохозяйственных животных, кроме свиней и птицы, посадочного материала для садов.

Если сумма гранта меньше 2 млн рублей, его получатель должен создать одно постоянное рабочее место, если 2 млн рублей и более — то два рабочих места. Всю сумму нужно потратить за полтора года. Деньги выделяют по схеме софинансирования, нужно вложить минимум 10% своих средств.

Какие нужны документы: заявка, план расходов по форме, утвержденной приказом регионального ведомства, заверенная выписка из банка по счету, которая подтверждает наличие не менее 10% собственных средств от общих затрат на проект, проект создания или развития КФХ, копия паспорта заявителя или фермера, другие документы, утвержденные на уровне регионального ведомства.

Субсидии самозанятым в сельском хозяйстве

Что дают: возмещение части затрат на производство коровьего и козьего молока, картофеля и овощей.

Размер субсидий будет зависеть от объема произведенной продукции.

Кто может получить: владельцы личных подсобных хозяйств, зарегистрированные как самозанятые.

Условия: за субсидией нужно обращаться в муниципальные органы власти, например администрацию района или сельского поселения. В некоторых регионах заявку можно подать онлайн через портал госуслуг, например в Марий Эл.

Какие нужны документы: справка о постановке на учет, выписка из похозяйственной книги о производственной деятельности минимум за 12 месяцев, выполненная по официальной форме. Расходы нужно подтвердить договорами купли-продажи, накладными, платежными документами и чеками. Единого списка нет, нужно уточнять в ведомстве, которое отвечает за сельское хозяйство в муниципалитете.

Грант «Агропрогресс»

Что дают: до 30 млн рублей на покрытие не более 25% стоимости проекта.

Кто может получить: сельскохозяйственные производители, которые относятся к категориям «малое предприятие» и «микропредприятие» и ведут деятельность в сельской местности больше двух лет. Этот грант не дадут фермерам, владельцам личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Условия: грант выдают на реализацию инвестиционного проекта. Нужно вложить 5% собственных денег, 70% можно взять из инвестиционного кредита под проект. И до 25% — средства гранта.

Деньги нужно потратить на покупку или строительство новых зданий для производства, хранения или переработки сельхозпродукции. Или на закупку оборудования, техники, транспорта, птицы и животных, кроме свиней.

Срок использования гранта — два года. Деньги можно потратить в том числе и на выплату процентов по инвестиционному кредиту в течение полутора лет после получения гранта. Если производитель решил заниматься разведением крупного рогатого скота, то у него может быть максимум 400 животных.

Деньги нельзя потратить на завершение других проектов, которые были начаты до получения гранта. Бизнес должен проработать минимум пять лет в сфере, указанной в гранте, и выполнить плановые показатели.

Какие нужны документы: заявка на участие в конкурсе, анкета участника, бизнес-план. В банке нужно взять выписку с расчетного счета, где есть минимум 5% средств на проект. Еще потребуется справка о положительном решении банка о выдаче инвестиционного кредита, а если кредит уже получен, то выписка, подтверждающая наличие денег на счете. Единого списка нужных документов нет, нужно уточнять в ведомстве, которое отвечает за сельское хозяйство в регионе.

Грант на развитие материально-технической базы

Что дают: до 70 млн рублей.

Кто может получить: сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые работают в сельской местности дольше одного года. Кооператив должен получать не менее 70% выручки за счет переработки или реализации сельхозпродукции. Этот грант не дадут сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам.

Условия: деньги нужно потратить на покупку или строительство зданий для производства, хранения или переработки сельхозпродукции. Или на закупку оборудования, техники и транспорта, оплату до 20% льготного инвестиционного кредита и процентов по нему в течение полутора лет. На каждые 10 млн рублей гранта нужно создать постоянное место в штате, не менее одного на грант.

Деньги дадут на условиях софинансирования: 40% средств нужно вложить кооперативу. В Дальневосточном округе грантом можно покрыть до 70% средств на проект. Деньги нужно потратить за два года.

Имущество, купленное на грант, вносится в неделимый фонд кооператива, его нельзя продать, сдать в аренду или обменять в течение пяти лет. На  срок нужно сохранить созданные рабочие места.

Какие нужны документы: заявка на участие, бизнес-план, выписка из реестра членов кооператива о его составе, копии документов, подтверждающие полномочия руководителя кооператива, копия устава и решения общего собрания об утверждении бизнес-плана и согласии выполнения условий гранта, план расходов и письменные обязательства, выписки из ЕГРН о правах кооператива на недвижимость, выписка из ЕГРЮЛ, другие документы, утвержденные на уровне регионального ведомства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *