Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении – это инструмент реализации государственной и муниципальной политики социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований.
Виды и особенности государственных программ
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.
Понятие и виды государственных программ
Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.
Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Государственные программы делятся на следующие виды:
- Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
- Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
- Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
- Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
- Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
«Виды и особенности государственных программ» 👇
Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.
В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:
- во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
- во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
- в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
- в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
- в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
- в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
- в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.
Особенности государственных программ
Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:
- во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
- во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
- в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
- в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 12.09.2022
Знакомьтесь: госпрограмма
«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 12
Переход к программному принципу является центральным элементом бюджетной реформы на современном этапе, и он затронет деятельность всех бюджетных учреждений <1>. Федеральный бюджет 2014 г. будет сформирован на программной основе. Региональные и муниципальные власти тоже получили право формировать бюджеты на следующий год по программному принципу. Для лучшего понимания сути предстоящих преобразований рассмотрим, что такое госпрограмма.
<1> Более подробно о переходе к программному принципу и о том, как он отразится на деятельности бюджетных учреждений, рассказано в статье Д.В. Жигалова «Как программный бюджет повлияет на жизнь учреждений?», N N 11, 12, 2013).
Преобразование федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный началось в 2010 г. Существующие федеральные целевые программы (ФЦП) представляли собой комплекс мероприятий (производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и т.д.), увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления. Мероприятия обеспечивали эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, а также инновационное развитие экономики. ФЦП были направлены на достижение конкретных целей.
Данное обстоятельство делало их неудобным инструментом для перевода в программный вид большого объема расходов. Необходимо было создать сложную и объемную структуру из целей этих программ. А для покрытия всех расходов бюджета таких ФЦП требовалось в десять раз больше — около 600.
Для формирования программного бюджета разработали новый инструмент — государственную (муниципальную) программу (госпрограмму), представляющую собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Конечная цель государственной программы по сравнению с целью ФЦП более глобальна, временной период ее действия шире, масштаб мероприятий и используемых ресурсов значительнее.
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ внес изменения в БК РФ в части формирования программно-целевого бюджета — так, поправки в ст. 179 БК РФ исключают понятие «долгосрочная целевая программа» и вводят новое понятие — «государственные и муниципальные программы» (госпрограммы).
Впервые определение государственной программы в ее современном значении было дано в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года <2>. Позже понятие было уточнено Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
<2> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р.
Государственная (муниципальная) программа — это документ, определяющий:
- цели и задачи государственной политики в определенной сфере;
- способы достижения и решения этих целей и задач;
- примерные объемы используемых финансовых ресурсов.
Формирование госпрограммы
Объектом управления государственной (муниципальной) программы является сфера социально-экономического развития или безопасности (например, культура, здравоохранение, образование).
При формировании госпрограммы проводится анализ проблем каждой сферы для выявления наиболее актуальных. Кроме того, анализируются потенциал развития данной сферы и существующие ограничения, состояние сферы сопоставляется с состоянием аналогичной сферы в ведущих странах. На основании полученных данных формируется прогноз развития сферы.
Разберем данный алгоритм на примере Госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» <3> (далее — «Спортивное развитие»).
<3> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2013 N 402-р.
Анализ развития сферы обозначил, в частности, следующие проблемы: низкую мотивацию граждан к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, невысокую доступность спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями, неудовлетворительное качество физкультурно-оздоровительных услуг. В числе факторов, имеющих положительный потенциал для развития, были названы успехи российских спортсменов, усовершенствованная законодательная и материально-техническая база, традиции физкультурного движения и т.д. Было указано, что спортивная сфера — это наиболее рентабельная отрасль в мировой экономике.
К сведению. Проблема социально-экономического развития — противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы.
При составлении госпрограммы анализируются приоритеты государственной политики в данной сфере. Эти приоритеты определяются в концепции долгосрочного социального экономического развития РФ, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, посланиях Президента РФ Федеральному собранию, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей, иных стратегических документах, утвержденных Президентом РФ или Правительством РФ.
Приоритеты государственной политики в сфере физической культуры и спорта, например, определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года <4>. Концепция предусматривает создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
<4> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.
Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам политики, которую государство проводит в данной сфере. По сути, цели должны отражать конечные результаты реализации этой программы. Госпрограмма включает и задачи, которые определяют конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы. Иными словами, цели указывают на то, чего нужно достичь, задачи — на то, что для этого нужно сделать.
Какова же цель рассматриваемой нами Госпрограммы «Спортивное развитие»? Таких целей три:
- создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физкультурой и спортом;
- повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
- успешное проведение в РФ крупнейших международных спортивных соревнований.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
- обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;
- проведение на высоком организационном уровне крупнейших международных спортивных мероприятий;
- обеспечение эффективного использования в постсоревновательный период спортивных объектов Универсиады и Олимпиады.
Что указывается в госпрограмме
Основные параметры государственной программы — это ее цели, задачи, ключевые мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации госпрограммы, сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе основных мероприятий, необходимый для достижения целей. Эти параметры указываются в паспорте госпрограммы.
Госпрограмма включает и текстовую часть, содержащую развернутую информацию по следующим разделам:
- общая характеристика сферы реализации;
- приоритеты государственной политики;
- цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач;
- основные результаты, сроки и этапы;
- характеристика целей программы и основных мероприятий;
- характеристика мер госрегулирования (в том числе план нормотворчества);
- прогноз сводных показателей государственных заданий;
- характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ;
- информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов;
- обоснование объема финансовых ресурсов;
- анализ рисков реализации;
- методика оценки эффективности.
Составляющие госпрограммы
Госпрограмма включает федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы (ВЦП) и основные мероприятия.
Подпрограмма — это комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы. Подпрограмма является неотъемлемой частью госпрограммы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и госпрограммы. Так, рассматриваемая нами Программа «Спортивное развитие» включает следующие подпрограммы:
- «Развитие физической культуры и массового спорта»;
- «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»;
- «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации»;
- «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта».
Перечисленные подпрограммы по своему характеру являются «координирующими» для выполнения каждой отдельной задачи.
В состав рассматриваемой Госпрограммы также входит Целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» <5>. Обратите внимание: целевые программы являются не составляющими, а инструментами госпрограммы. Реализация госпрограммы предполагает выполнение мероприятий федеральной целевой программы.
<5> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 N 7.
Подпрограммы и целевые программы формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных госпрограммой показателей.
Так, решение задачи по обеспечению успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствованию системы подготовки спортивного резерва достигается путем реализации мероприятий, предусмотренных:
- подпрограммой 1;
- подпрограммой 2, призванной повысить число граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, что приведет к увеличению количества учащихся спортшкол и спортучреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- подпрограммой 4, направленной на улучшение кадрового обеспечения физкультуры и спорта; повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов; развитие международного спортивного сотрудничества с международными спортивными организациями;
- Федеральной целевой программой в части развития инфраструктуры спорта высших достижений.
Каждая подпрограмма имеет структуру описания, схожую с основной госпрограммой: включает паспорт и текстовую часть.
Функциональную основу для достижения целей, предусмотренных подпрограммой, формируют ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы. Основное мероприятие — это комплекс взаимосвязанных мероприятий (действий, направленных на решение соответствующей задачи), характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы.
Рассмотрим взаимодействие данных составляющих на примере Госпрограммы «Спортивное развитие». Так, реализацией основных мероприятий подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» решается задача по созданию условий, обеспечивающих гражданам возможности систематически заниматься физкультурой, спортом и вести здоровый образ жизни.
Одно из основных мероприятий, включенных в указанную подпрограмму, называется «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом». Оно состоит из нескольких мероприятий, таких как:
- оснащение физкультурно-оздоровительных объектов спортивно-технологическим оборудованием;
- реализация мер по расширению сети физкультурно-спортивных сооружений и объектов;
- разработка технических регламентов, стандартов, правил сертификации услуг;
- разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физкультуре в образовательных учреждениях;
- развитие системы лизинга оборудования, инвентаря и материалов.
Участники госпрограммы
Участников госпрограммы можно разделить на две категории: ответственный исполнитель и соисполнители.
Ответственный исполнитель — это федеральный орган исполнительной власти, определенный ответственным и обладающий необходимыми полномочиями. Ответственность органа определена в Перечне государственных программ Российской Федерации <6>, полномочия установлены Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации <7>.
<6> Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р.
<7> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588.
Ответственный исполнитель обеспечивает координацию деятельности участников госпрограммы. Еще одна важная функция ответственного исполнителя — общественное обсуждение проекта госпрограммы, в том числе с привлечением Общественной палаты, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, научных и иных заинтересованных организаций.
Соисполнители государственной программы — это федеральные органы исполнительной власти, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне государственных программ Российской Федерации.
Так, ответственным исполнителем Госпрограммы «Спортивное развитие» назначен Минспорт, соисполнители (в Программе они названы участниками) — Минздрав, Минкомсвязь, Минобрнауки, МВД, Минрегион.
Обратите внимание на этот важный и обязательный элемент госпрограммы — межведомственное взаимодействие. Для решения задач, поставленных госпрограммой, необходимо согласованное взаимодействие всех соисполнителей.
Рассмотрим межведомственное взаимодействие на примере реализации одного из основных мероприятий подпрограммы 1 госпрограммы «Спортивное развитие», которое называется «Меры по развитию студенческого спорта». Указанное основное мероприятие невозможно без участия Минобрнауки — оно должно оказать содействие по созданию и расширению сети спортивных клубов на базе образовательных учреждений, созданию студенческих спортивных лиг, организации и проведению всероссийских спортивных соревнований и других спортивных мероприятий среди студентов, а также популяризации студенческого спорта среди населения. Вы видите, что Минобрнауки выступает здесь в качестве соисполнителя, ответственный исполнитель — Минспорт.
Структура государственной программы
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Госпрограмма (ответственный исполнитель) ¦
L------------------T-------------------------------------------------------
------------+---T--------------T----------------------¬
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------------T--------------T--------------¬ --------------------------¬
¦Подпрограмма 1¦Подпрограмма 2¦Подпрограмма n¦ ¦ ФЦП ¦
L--------------+-------T------+--------------- ¦(госзаказчик-координатор)¦
¦ L----------------T---------
--------T-------T---+-------T---------------¬ ¦/
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------¬
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦ Подпрограммы ¦
------¬ ------¬ ------¬ --------------¬ --------------¬L---------T---------
¦ВЦП 1¦ ¦ВЦП 2¦ ¦ВЦП m¦ ¦ Основное ¦ ¦ Основное ¦ ¦/
L------ L------ L------ ¦мероприятие 1¦ ¦мероприятие r¦ ----------------¬
+-------------+ L-------------- ¦ Мероприятия ¦
¦ ¦ ¦ (госзаказчик) ¦
¦/ ¦/ L----------------
----------------¬ ----------------¬
¦ Мероприятие 1 ¦ ¦ Мероприятие k ¦
L---------------- L----------------
Инструменты госуправления
Принципиальным новшеством государственных программ является включение в них мер государственного регулирования в сфере реализации программы, мер правового регулирования (вплоть до перечня необходимых нормативно-правовых актов).
Для достижения поставленных целей в государственных программах используются все инструменты госуправления:
- бюджетное финансирование;
- меры государственного регулирования (такие как предоставление налоговых льгот, регулирование цен и тарифов, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, реструктуризация задолженности, лицензирование деятельности и т.п.);
- механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами (например, механизм взаимодействия для государственных и муниципальных учреждений — это выдача государственных (муниципальных) заданий, финансовое обеспечение, контроль за исполнением).
В долгосрочной целевой и ведомственной целевой программах к обязательным инструментам относится только бюджетное финансирование.
Финансирование госпрограмм
Поскольку достижение любых целей требует материальных затрат, при составлении госпрограммы учитывается и этот фактор. Правительство РФ определяет объем расходов федерального бюджета на реализацию госпрограммы на долгосрочную перспективу. Так, на госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2014 г. выделено 351,5 млрд руб., «Развитие образования» — 404 млрд руб., «Развитие культуры и туризма» — 101,1 млрд руб., «Спортивное развитие» — 62,2 млрд руб.
В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в случае если госпрограмма направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Оценка эффективности госпрограммы
По сути, каждая из задач как госпрограммы, так и подпрограмм имеет достаточно общее определение. Они — вектор развития. Для оценки того, выполнена задача или нет, в госпрограммы включены целевые индикаторы (в чем измеряется эффективность выполнения задачи) и ожидаемые результаты (в чем выражается эта эффективность). Например, доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения — это индикатор (показатель) задачи, которая звучит так: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни. А вот увеличение этой доли в общей численности населения с 20,6% в 2011 г. до 40% к 2020 г. — это уже контрольный показатель, отражающий эффективность выполнения данной задачи и, как следствие, госпрограммы.
Оценка эффективности госпрограммы проходит на основе анализа:
- степени достижения целей и решения задач подпрограмм и госпрограммы в целом;
- степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
- степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Минэкономразвития проводит мониторинг реализации госпрограмм. По результатам мониторинга Минэкономразвития готовит предложения о сокращении или перераспределении между участниками госпрограммы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как госпрограммы в целом, так и отдельных ее мероприятий.
Информация по госпрограммам
С информацией по действующим госпрограммам можно ознакомиться на официальном портале государственных программ РФ (http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start).
Перечень из 41 госпрограммы сгруппирован по пяти разделам: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство».
Для бюджетных учреждений наиболее значимы следующие программы:
- в разделе «Новое качество жизни» — «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Спортивное развитие», «Развитие культуры и туризма»;
- в разделе «Инновационное развитие и модернизация экономики» — «Развитие науки и технологий», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Информационное общество», «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Т.Ю.Антропова
Главный редактор журнала
«Руководитель бюджетной организации»
Классификация целевых программ в муниципальном управлении
На практике существует множество критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация муниципальных целевых программ.
По статусу целевые программы делятся на четыре вида:
- федеральные;
- межрегиональные;
- региональные;
- муниципальные.
Каждый из этих видов целевых программ может действовать на территории муниципального образования, но именно муниципальные ориентированы на решение проблем конкретного муниципального образования.
В зависимости от целей муниципальные целевые программы делятся на 2 вида:
- текущие;
- перспективные.
По критерию срока реализации муниципальные целевые программы делятся на три вида:
- краткосрочные, то есть те, которые охватывают период до 1 года;
- среднесрочные, то есть те, которые охватывают период от 3 до 5 лет;
- долгосрочные, то есть те, которые охватывают период от 10 до 15 лет.
Муниципальные целевые программы преимущественно носят краткосрочный характер, редко встречаются среднесрочные.
В зависимости от механизма реализации муниципальные целевые программы делятся на два вида:
- заказные, то есть те, по которым заранее определены исполнители;
- конкурсные, то есть те, по которым определение исполнителей осуществляется по итогам проводимого конкурса.
В зависимости от назначения муниципальные целевые программы делятся на два вида:
- комплексные, то есть те, которые обеспечивают всестороннее социально-экономическое развитие муниципального образования;
- проблемные, то есть те, которые направлены на решение конкретной проблемы муниципального образования.
Для муниципальной практики управления характерно преобладание проблемных целевых программ.
В зависимости от обслуживаемого направления муниципальные целевые программы делятся на:
- социальные;
- экологические;
- экономические;
- научно-технические и другие.
Все целевые программы, независимо от их вида, являются составными частями каких-либо планов по развитию муниципального образования.
Отличительные особенности программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
«Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении» 👇
Программно-целевой подход к государственному и муниципальному управлению обладает определенными отличительными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, применение программно-целевого метода государственного и муниципального управления в совокупности с методами стимулирования, способными обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического назначения;
- во-вторых, новизна процедуры доведения программных заданий до исполнителей. В рамках других подходов государственному и муниципальному управлению задачи доводились до исполнителей в виде директивно-административных заданий. Переход к рыночной экономике изменил этот процесс, трансформировав ему в систему договорных отношений между органами государственного и муниципального управления и коммерческими организациями, выступающими в качестве исполнителей.
Под целевой программой понимают совокупность мероприятий или действий, которые направлены на решение существующей проблемы для достижения определенной цели. Отличительной особенностью целевой программы выступает планомерность проведения мероприятий, указанных в ней, их согласованность по содержанию, скоординированность во времени и пространстве, обеспеченность ресурсами.
Осуществление работы с целевой программой предполагает движение по следующим этапам:
- во-первых, выбор проблемы, на решение которой направлена программная разработка;
- во-вторых, принятие решений относительно разработки целевой программы и осуществление работы по ее формированию;
- в-третьих, проведение экспертизы и оценки целевой программы;
- в-четвертых, управление практического воплощения целевой программы и контроль ее исполнения.
Самым сложным этапом работы с целевой программы является этап ее разработки, в котором можно выделить следующие стадии:
- во-первых, определение целевой установки программы, дающей представление относительно целей и задач программы;
- во-вторых, осуществление разработки и обоснования способов и путей реализации программы, то есть выполнение ее проектно-научной разработки;
- в-третьих, осуществление структурной разработки программы, то есть выделение проектов и подпрограмм, формирование исполнительной и функциональной структуры, определение состава мероприятий программы в разрезе проектов и подпрограмм;
- в-четвертых, осуществление ресурсной разработки программы, выполняемое в разрезе ресурсов материального, финансового, трудового, информационного характера.
Особенности проблемных целевых муниципальных программ
Данный вид целевых программ наиболее характерен для муниципальных образований.
Разработка данного вида программ осуществляется в разрезе следующих направлений:
- формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций;
- осуществление нормативно-правовых преобразований;
- создание благоприятного социального климата, обеспечивающего деятельность и здоровый образ жизни населения;
- охрана окружающей среды;
- реформирование промышленного комплекса;
- развитие инфраструктуры муниципального образования;
- организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства и так далее.
Разработка муниципальных целевых программ подразумевает оценку каждого программного мероприятия по определенным критериям, к числу которых относятся: цель программы и проблема, на решение которой она ориентирована, планируемый объем работ, сроки исполнения программы, объем и источники финансирования, показатели, используемые для оценки эффективности программы (объем налоговых поступлений, срок окупаемости, численность создаваемых рабочих мест) и прочее.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Сущность программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
Государственное и муниципальное управление в настоящее время имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых прослеживается по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, иные параметры. Период реализации стратегического государственного и муниципального управления, как правило, превышает двенадцать месяцев.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Рост длительности периода стратегического государственного и муниципального управления ведет к усложнению процесса согласованности планов развития государства, его регионов и муниципальных образований. Задача публичной власти состоит в обеспечении взаимоувязки долгосрочных целей развития государства, его регионов и муниципальных образований с текущими заданиями управления. Решение этой задачи обеспечивается путем применения такого универсального инструмента государственного и муниципального управления как программно-целевое управление, получающее фактическое воплощение в форме целевых программ.
Нормативно-правовую основу программно-целевого подхода к организации государственного и муниципального управления формируют:
- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»;
- президентские указы;
- правительственные постановления;
- нормативные акты регионального уровня;
- нормативные акты муниципального уровня.
Назначение и содержание муниципальных целевых программ
Муниципальные целевые программы предназначены для решения ключевых проблем социально-экономического характера, имеющих место на территории муниципального образования и включенных в текущие или перспективные планы социально-экономического развития.
Стандартная муниципальная целевая программа содержит следующую информацию:
- характеристику социально-экономического положения муниципального образования;
- перечень основных направлений социально-экономического развития муниципального образования;
- цели и задачи программы;
- срок и этапы реализации программы;
- перечень мероприятий, предусмотренных программой;
- описание механизма реализации программы;
- характеристику ресурсного обеспечения муниципальной программы;
- методику оценки эффективности программы;
- описание системы управления программой;
- порядок контроля хода реализации программы.
Классификация целевых программ государственного и муниципального управления
Целевые программы государственного и муниципального управления отличаются значимым разнообразием. В зависимости от определенных критериев можно выделить несколько типов целевых программ. Например, в соответствии с уровнем целевые программы государственного и муниципального управления делятся на следующие типы:
- во-первых, федеральные целевые программы. Этот тип целевых программ предназначен для решения хозяйственных проблем, связанных с экономикой государства в целом, ее отдельными сферами, отраслями;
- во-вторых, региональные целевые программы. Этот тип целевых программ направлен на решение проблем социального и экономического характера регионального уровня. Как правило, эти программы распространяют свои мероприятия на экономику региона;
- в-третьих, отраслевые целевые программы. Этот тип целевых программ выходит за рамки определенных территорий, поскольку ориентирован на развитие отдельных отраслей народного хозяйства;
- в-четвертых, целевые программы развития различных территориальных единиц, в том числе крупных городов, иных муниципальных образований;
- в-пятых, целевые программы, направленные на развитие отдельных хозяйствующих субъектов.
Срок реализации целевых программ позволяет выделить такие их типы как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По своей структуре целевые программы включают в себя следующие блоки: целевой, структурный, ресурсный и блок технико-экономического обоснования.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Характеристика программно-целевого метода муниципального управления
Для муниципального управления характерно применение программно-целевого метода для решения межотраслевых задач комплексного характера (продовольственная, жилищная проблемы, проблемы грамотности, безработицы и прочее).
Определение 1
Программно-целевой метод представляет собой такой способ формирования системы управленческих решений, который направлен на отбор социальных, экономических, научно-технических целей развития муниципального образования, а также взаимоувязку мероприятий, направленных на достижение отобранных целей.
Целевые программы муниципального управления выступают в качестве инструмента, обеспечивающего целевую направленность и комплексность планов развития муниципального образования.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Развитие муниципального образования планируется на долгосрочный период, в связи с чем назначение целевых муниципальных программ заключается в осуществлении разбивки всех мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития муниципального образования, на отдельные блоки взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение определенной задачи или комплекса задач. Такой подход позволяет осуществлять системное решение муниципальных проблем.
Замечание 1
Финансирование целевых программ осуществляется преимущественно за счет средств муниципального бюджета, однако также могут выделяться средства из федерального или региональных бюджетов. Также для финансирования программ могут привлекаться средства их заявителей или иные внебюджетные средства.
Муниципальная целевая программа – комплекс мероприятий социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, увязанный по ресурсному обеспечению, срокам и исполнителям и обеспечивающий эффективное решение задач по развитию территории муниципального образования.
«Целевые программы муниципального управления» 👇