ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от
16 декабря 2013 г. N 526-пп
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2014 — 2020 ГОДЫ»
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области
от
21. 2014 N 273-пп, от 16. 2015 N 59-пп, от 12. 2015 N 368-пп,
от
29. 2015 N 491-пп, от 14. 2016 N 65-пп, от 15. 2016 N 295-пп,
от
26. 2016 N 472-пп, от 30. 2017 N 27-пп, от 20. 2017 N 61-пп)
В целях реализации Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
бюджетного процесса», постановлений Правительства Белгородской области от
27 мая 2013 года N 201-пп «Об утверждении Концепции внедрения программного
бюджета в бюджетный процесс Белгородской области», от 27 мая 2013 года N
202-пп «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Белгородской области», от 7 октября
2013 года N 401-пп «Об утверждении перечня государственных программ
Белгородской области» и в связи с переходом на программный бюджет
Правительство Белгородской области постановляет:
Утвердить государственную программу Белгородской области «Развитие
культуры и искусства Белгородской области на 2014 — 2020 годы» (далее —
Программа, прилагается).
(в
ред. постановления Правительства Белгородской области от 21. 2014 N 273-пп)
Управлению культуры области (Курганский С. )
обеспечить реализацию основных мероприятий Программы.
Департаменту строительства и транспорта области (Глаголев Е
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 15. 2016 N 295-пп)
—
обеспечить выполнение в установленные сроки основных мероприятий Программы, по
которым департамент является участником;
—
представлять ежеквартально в управление культуры области информацию о
реализации основных мероприятий, по которым департамент является участником, до
5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской
области (Акапьева Г
—
обеспечить выполнение в установленные сроки основных мероприятий Программы, по
которым управление является соисполнителем;
—
представлять ежеквартально в управление культуры области информацию о
реализации основных мероприятий, по которым управление является соисполнителем,
до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
4 введен
постановлением Правительства Белгородской области от 14. 2016 N 65-пп)
Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В. ) при
разработке проекта бюджета на 2014 и последующие годы предусматривать денежные
средства на финансирование Программы.
Установить, что объем финансирования на реализацию Программы и значения
показателей непосредственного результата Программы подлежат ежегодной
корректировке при формировании проекта бюджета Белгородской области на
очередной финансовый год и плановый период.
Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов
организовать разработку и утвердить аналогичные муниципальные программы с
соответствующим целевым финансовым обеспечением.
Признать с 1 января 2014 года утратившими силу постановления Правительства
Белгородской области:
— от
15 сентября 2008 года N 216-пп «О долгосрочной целевой программе
«Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 — 2014
годы»;
— от
27 июня 2011 года N 240-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 — 2016 годы»;
— от
3 сентября 2012 года N 357-пп «Об утверждении долгосрочной целевой
программы «Информатизация учреждений культуры Белгородской области на 2013
— 2015 годы».
Управлению культуры области (Курганский С. ) осуществлять функции
распорядителя и получателя средств, выделяемых из областного, федерального
бюджетов на реализацию возложенных на него отдельных полномочий в сфере
культуры.
9 введен
постановлением Правительства Белгородской области от 30. 2017 N 27-пп)
Контроль за исполнением постановления возложить на
департамент внутренней и кадровой политики области (Павлова О.
(пункт
в ред. постановления Правительства Белгородской области от 15. 2016 N 295-пп)
Губернатор Белгородской
области Е. САВЧЕНКО
государственной
программы Белгородской области
области
на 2014 — 2020 годы»
N
Наименование государственной программы Белгородской
области: «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 —
2020 годы» (далее — государственная программа)
1. Ответственный исполнитель
государственной программы
Управление
культуры Белгородской области
2. Соисполнители
государственной программы
Управление
культуры Белгородской области, управление государственной охраны объектов
культурного наследия Белгородской области
(в
ред. постановления Правительства Белгородской области от 14. 2016 N 65-пп)
3. Участники государственной
программы
Управление
культуры Белгородской области, департамент строительства и транспорта Белгородской
области, управление государственной охраны объектов культурного наследия
Белгородской области
(в
ред. постановлений Правительства Белгородской области от 12. 2015 N 368-пп,
от 14. 2016 N 65-пп)
4. Подпрограммы
государственной программы
1. Развитие библиотечного дела. Развитие музейного дела. Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры). Развитие профессионального искусства. Государственная политика в сфере культуры
5. Цель (цели) государственной
программы
Создание
условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения
культурного наследия и гармонизации культурной жизни Белгородской области
6. Задачи государственной
программы
1. Обеспечение организации и развития библиотечного обслуживания населения
Белгородской области, сохранности и комплектования библиотечных фондов. Развитие экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской
деятельности государственных музеев Белгородской области, сохранности и
безопасности музейных фондов. Стимулирование развития народного творчества и культурно-досуговой
деятельности на территории Белгородской области. Обеспечение государственной охраны, сохранение и популяризация объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области. Обеспечение развития профессионального искусства и творческого потенциала
населения Белгородской области. Реализация основных направлений государственной политики области в целях
создания благоприятных условий для устойчивого развития в сфере развития
культуры и искусства
(п. 4 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12. 2015 N
368-пп)
7. Сроки и этапы реализации
государственной программы
Государственная
программа реализуется в период с 2014 по 2020 год, этапы реализации
государственной программы не выделяются
8. Объем бюджетных
ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета (с
расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации),
а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников
Планируемый
объем финансирования государственной программы в 2014 — 2020 годах за счет
всех источников финансирования составит 8767582 тыс. рублей, из них:-
средства федерального бюджета — 231549 тыс. рублей;-
средства областного бюджета — 6309314 тыс. рублей,в
том числе по годам:2014
год — 766922 тыс. рублей;2015
год — 811641 тыс. рублей;2016
год — 981606 тыс. рублей;2017
год — 837298 тыс. рублей;2018
год — 902526 тыс. рублей;2019
год — 998554 тыс. рублей;2020
год — 1010767 тыс. рублей;-
средства консолидированных бюджетов муниципальных образований — 464436 тыс. рублей;-
внебюджетные средства — 1762283 тыс. рублей
(в
ред. постановлений Правительства Белгородской области от 26. 2016 N 472-пп,
от 30. 2017 N 27-пп, от 20. 2017 N 61-пп)
9. Конечные результаты
государственной программы
1)
Количество посещений библиотек на 1000 человек населения области — 4457 в
2020 году. 2)
Количество посещений музеев на 1000 человек населения области — 715 в 2020
году. 3)
Количество посетителей культурно-массовых мероприятий на 1000 человек
населения области — 13776 в 2020 году. 4)
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых
мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями
культуры, в общей численности населения области — 359% в 2016 году. 5)
Доля объектов культурного наследия (памятников истории и культуры),
находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего количества объектов
культурного наследия, расположенных на территории Белгородской области, — 57%
в 2020 году. 6)
Количество посещений мероприятий профессиональных театрально-концертных
учреждений на 355 человек населения области — 355 в 2020 году. 7)
Доля граждан Белгородской области, использующих механизм получения
государственных и муниципальных услуг в сфере культуры в электронной форме, —
42% в 2020 году
(в
ред. постановлений Правительства Белгородской области от 21. 2014 N 273-пп,
от 16. 2015 N 59-пп, от 14. 2016 N 65-пп, от 15. 2016 N 295-пп, от 26. 2016 N 472-пп)
Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, в том числе
формулировки основных проблем в
указанной сфере и прогноз ее
развития
Стратегией
социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года
(утвержденной постановлением Правительства области от 25 января 2010 года N
27-пп; далее — Стратегия области) определено, что стратегической целью развития
области является достижение для населения Белгородской области качества жизни,
достойного человека, и его постоянное улучшение на основе инновационно
ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и
конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на
юго-западе Российской Федерации.
Одним
из важнейших направлений реализации стратегической цели является сохранение и
приумножение культурного и природного потенциала области.
Для обеспечения реализации данного направления приняты Концепция
проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях
Белгородской области на 2012 — 2017 годы, утвержденная постановлением
Правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года N 423-пп «О
Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных
образованиях Белгородской области на 2012 — 2017 годы», и Стратегия
развития сферы культуры Белгородской области на 2013 — 2017 годы, утвержденная
постановлением Правительства Белгородской области от 24
декабря 2012 года N 563-пп «Об утверждении Стратегии
развития сферы культуры Белгородской области на 2013 — 2017 годы»
(далее — Стратегия развития культуры).
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 21. 2014 N 273-пп)
Стратегией
развития культуры определена основная цель развития сферы культуры и искусства
— формирование культурно-ценностных ориентаций населения региона посредством
развития сферы культуры.
Как
показывает анализ, основными характеристиками сферы реализации программы
являются следующие.
1)
Наличие развитой сети театрально-концертных и досуговых учреждений,
предоставляющих широкие возможности для проведения досуга и самореализации
творческой личности.
В
Белгородской области действует широкая сеть учреждений культуры клубного типа,
которая включает в себя по состоянию на 1 января 2013 года 740 учреждений, а
также государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный центр народного творчества» (в клубных формированиях
области объединено 148619 человек). Главной тенденцией развития отрасли
кинематографии Белгородской области остается переход на цифровые технологии. Современные кинозалы имеются в городском округе «Город
Белгород», Губкинском и Старооскольском городских округах, а также в
следующих городских поселениях: г. Валуйки, г. Шебекино, г. Строитель, г. Новый
Оскол, г. Грайворон, г. Короча (с. Бехтеевка), пгт Борисовка и п. Чернянка. Всего в настоящее время в области действуют 45 кинозалов, осуществляющих
цифровой кинопоказ в 13 кинотеатрах и 5 культурно-досуговых учреждениях,
которые обслуживают более 1,8 млн. человек в год.
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 26. 2016 N 472-пп)
В
2012 году в Белгородской области продолжался активный процесс создания
модельных сельских домов культуры. Статус «Модельный» присвоен еще 17
домам культуры, и сегодня их общее количество составляет 117 — 15,7% от общего
количества культурно-досуговых учреждений.
Сеть
театров представлена 4 театрами, из которых 2 являются государственными:
—
областное государственное автономное учреждение культуры «Белгородский
государственный академический драматический театр имени М. Щепкина
(БГАДТ)»;
—
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный театр кукол».
Сеть
театров области обслуживает 208000 человек.
Сеть
концертных организаций Белгородской области представлена государственным
бюджетным учреждением культуры «Белгородская государственная
филармония», которое обслуживает 320000 человек.
Примечательно,
что спрос на услуги театрально-концертных и культурно-досуговых учреждений
растет.
2)
Наличие богатого уникального историко-культурного наследия региона,
составляющего основу для создания уникального имиджа и конкурентоспособного
туристического продукта, сформированная система охраны памятников истории и
культуры на региональном и муниципальном уровне.
На
сегодняшний день на территории Белгородской области расположено 2172 объекта
культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, и 655 выявленных объектов культурного наследия.
Одну
из многочисленных категорий памятников истории и культуры области составляют
памятники археологии, среди которых самыми известными в научном мире являются
курганные группы скифского времени у сел Дуровка и Русская Тростянка
Красненского района и Дмитриевский археологический комплекс Шебекинского района
(городище, селище, катакомбный могильник) — эталонный памятник салтово-маяцкой
культуры.
Белгородская
область богата архитектурными памятниками. Наиболее древние памятники
архитектуры датируются XVII — XVIII в. : Успенско-Николаевский собор — первый
каменный храм города Белгорода и Смоленский собор, Никольский храм в с. Слоновка Новооскольского района. Одним из загадочных
памятников области является памятник архитектуры «Круглое здание»,
расположенный в с. Головчино Грайворонского района. В
меловых горах обнаружено около десяти пещерных монастырей, среди которых
наиболее известны Холковская, Валуйская и Шмарнинская пещеры. На
государственной охране находятся 5 архитектурно-парковых ансамблей и 7
старинных парков.
На
территории области приняты на государственную охрану 782 памятника воинской
славы. Они представлены братскими могилами и одиночными захоронениями воинов и
партизан, могилами мирных граждан, погибших в боях с немецко-фашистскими
захватчиками, а также оружием и военной техникой, памятными местами и памятными
знаками, военно-инженерными сооружениями и произведениями искусства.
3)
Развитая сеть библиотек, обеспечивающих доступ жителей региона к печатным и
периодическим изданиям, а также к информационным ресурсам, доступным через сеть
Интернет, наличие возможностей для интеллектуального развития жителей области,
в особенности в сельской местности.
В
Белгородской области на настоящий момент действует 648 библиотек, в том числе:
— 3
государственные библиотеки (государственное бюджетное учреждение культуры
«Белгородская государственная универсальная научная библиотека»,
государственное казенное учреждение культуры «Белгородская государственная
детская библиотека А. Лиханова», государственное казенное учреждение
культуры «Белгородская государственная специальная библиотека для слепых
им. Ерошенко»);
—
645 муниципальных библиотек.
Совокупный
фонд общедоступных библиотек области составляет 10489,59 тыс. экземпляров
печатных изданий, ежегодная посещаемость — более 6689600 тыс. человек; охват
населения библиотечным обслуживанием — 47,6%.
Образцом
современной библиотеки по качеству и объему услуг являются модельные
библиотеки. На сегодняшний день их число в области достигло 245 единиц, или 41%
от всех библиотек, которые могут получить этот статус.
4)
Развитая сеть музеев, обеспечивающих доступ жителей региона к культурным
ценностям, осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной
деятельности.
Музейная
сеть Белгородской области представлена 41 государственным и муниципальным
музеем, в том числе:
— 5 государственных музеев (государственное бюджетное учреждение
культуры «Белгородский государственный историко-краеведческий музей»,
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный музей народной культуры», государственное бюджетное
учреждение культуры «Белгородский государственный историко-художественный
музей-диорама «Курская битва. Белгородское
направление», государственное бюджетное учреждение культуры
«Белгородский государственный художественный музей», государственное
бюджетное учреждение культуры «Белгородский государственный литературный
музей»);
— 36
муниципальных музеев (с учетом филиалов).
Ежегодно
музеи Белгородчины посещают более 700 тыс. человек.
На
региональном уровне вопросы государственной политики в сфере культуры
закреплены за управлением культуры Белгородской области. В подведомственном
подчинении управления культуры Белгородской области находятся следующие
государственные учреждения:
—
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный историко-краеведческий музей», государственное бюджетное
учреждение культуры «Белгородский государственный музей народной культуры»,
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», государственное бюджетное
учреждение культуры «Белгородский государственный художественный музей»,
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный литературный музей»;
—
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородская
государственная универсальная научная библиотека», государственное
казенное учреждение культуры «Белгородская государственная детская
библиотека А. Лиханова», государственное казенное учреждение культуры
«Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. Ерошенко»;
—
областное государственное автономное учреждение культуры «Белгородский
государственный академический драматический театр имени М. Щепкина
(БГАДТ)», государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный театр кукол», государственное бюджетное учреждение
культуры «Белгородская государственная филармония»;
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 12. 2015 N 368-пп)
—
государственное бюджетное учреждение культуры «Белгородский
государственный центр народного творчества»;
—
абзац исключен. — Постановление Правительства Белгородской области от
26. 2016 N 472-пп.
Как
показывает анализ, основными характеристиками сферы реализации государственной
программы являются следующие:
—
наличие многопрофильной сети учреждений культуры, многообразие видов культурных
благ и, соответственно, возможностей для реализации жителями региона своего
творческого потенциала и удовлетворения потребностей в услугах культуры и
интеллектуальном развитии;
—
накопленный культурно-исторический потенциал региона позволяет рассматривать
его в качестве базы для формирования узнаваемого бренда региона, что и предусмотрено Стратегией области;
— проведенная в последние годы в рамках Федерального закона от 8
мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений» реформа государственных и
муниципальных учреждений изменила систему отношений между органами
государственной власти, местного самоуправления и подведомственными учреждениями,
создала стимулы для повышения эффективности государственных и муниципальных
учреждений, расширения перечня предоставляемых ими платных
услуг, разработки и реализации ими собственных стратегий развития
с целью повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения финансовой
устойчивости;
—
информатизация отрасли, которая включает в том числе
перевод в электронную форму музейных фондов и библиотечных фондов и каталогов,
что позволит сделать их более доступными для населения, обеспечить их
сохранность для будущих поколений. Также в рамках этого направления создаются
интернет-сайты учреждений культуры, которые должны стать эффективным средством
информирования населения и продвижения услуг учреждений;
—
разработка административных регламентов государственных и муниципальных функций
и услуг, что в значительной степени упростило административные процедуры,
обеспечило прозрачность для населения принятия решения по важным для жителей
вопросам в сфере культуры.
Вместе
с тем, ситуация в сфере культуры характеризуется следующими проблемами,
создающими препятствия для ее дальнейшего развития:
—
трудности в обеспечении равных условий доступа к достижениям культуры, в первую
очередь для жителей малонаселенных пунктов, которые заключаются в неравномерном
распределении сети учреждений культуры и их недостаточном
материально-техническом оснащении. Многие сельские учреждения
культурно-досуговой сферы имеют малую вместимость, требуют дополнительного
оснащения современным оборудованием;
—
недостаточная информатизация некоторых типов учреждений культуры области,
ограничивающая их коммуникативные возможности;
—
недостаточная приспособленность учреждений отрасли культуры для посещения их и
предоставления услуг различным категориям инвалидов (с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения), а также другим лицам с
ограниченными физическими возможностями;
—
недостаточное обеспечение учреждений отрасли специализированным оборудованием,
необходимым для осуществления профильной деятельности учреждений культуры
(музыкальными инструментами, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей
аппаратурой);
—
наличие вакансий специалистов-жанровиков. Работники культуры не всегда
используют новые методики в деле организации культурно-творческого процесса,
зачастую не проявляя необходимой инициативы и не учитывая в должной мере
запросов населения.
Помимо
этого наблюдается ряд иных негативно влияющих на ситуацию в сфере культуры и
искусства факторов:
—
повышение конкуренции за потребителей со стороны телевидения, компьютерных игр,
развлекательных учреждений, которая проявляется в том,
что жители области предпочитают проводить свой досуг вне учреждений культуры;
одновременно с этим учреждения культуры области не всегда способны предложить
более интересные для населения варианты проведения досуга и обеспечить их
услугами, отвечающими запросам потребителей;
—
снижение качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых
учреждениями культуры области, в результате ухудшения их
материально-технической базы, не отвечающего нормативным требованиям обновления
книжных фондов библиотек, отсутствия современного технологического оборудования
и других факторов, связанных с недостатком финансирования отрасли;
—
недостаток в составе предложения учреждений культуры современных видов услуг
(например, интерактивных выставок, доступа к электронным библиотекам и тому
подобное);
—
недостаточно развитая система информирования учреждениями населения о
предлагаемых ими услугах, отсутствие продуманных информационных кампаний и
кампаний по привлечению потребителей;
—
наличие рисков утраты объектов культурно-исторического наследия, музейных и
библиотечных фондов в результате недостаточного объема реставрационных работ, а
также недостаточного обновления книжных фондов библиотек.
Кроме
того, важнейшей проблемой является разобщенность субъектов деятельности в сфере
культуры, которая стала результатом разграничения полномочий между региональным
и муниципальным уровнем, при котором по многим вопросам региональные органы
власти могут оказывать только методическое сопровождение муниципальных служб. Также значимой проблемой отрасли является риск потери кадрового потенциала.
Отсутствие
решения вышеперечисленных проблем в среднесрочной перспективе может привести к
потере сферой культуры своего стратегического значения для социально-экономического
развития области.
Снижение
привлекательности области как места проживания может произойти в результате
снижения культурного и творческого потенциала населения области, развития
негативных социальных явлений в результате незанятости населения в свободное
время, особенно в сельской местности, где предложение о проведении досуга со
стороны коммерческих организаций отсутствует или сильно ограничено. Результатом
станет усиление негативной демографической динамики: отъезд населения в другие
регионы Российской Федерации, сокращение миграционного притока.
Снижение
привлекательности области как туристического направления может произойти в
результате потери значимых объектов культурного наследия (объектов истории и
архитектуры), отсутствия значимых культурных событий, проводимых на территории
области. Это может создать препятствия для развития туристической отрасли
области.
Многообразие
направлений в сфере культуры делает невозможным решение стоящих перед ней
проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной
власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной
деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов
решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.
Сильные стороны (S)
Слабые стороны (W)
1. Уникальность и своеобразие историко-культурного наследия Белгородской
области, богатство традиций. Развитие инфраструктуры сферы культуры. Создание и продвижение культурных брендов региона. Собственные базы для обучения (ГБОУ ВПО «Белгородский государственный
институт искусств и культуры», ФГАО ВПО «Белгородский
государственный национальный исследовательский университет»)
1. Недостаточное количество реставрационных работ, правовые ограничения. Недостаточно равный доступ населения области к культурным ценностям и услугам
учреждений культуры. Недостаточный уровень качества и видового разнообразия услуг учреждений
культуры области. Старение кадров, недостаточное количество квалифицированных молодых
специалистов
Возможности (О)
Угрозы (Т)
1. Совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам финансирования
археологических полевых исследований, охранно-реставрационных мероприятий,
укрепления правовых гарантий. Расширение сети модельных библиотек и модельных домов культуры; оказание
мобильных видов услуг. Формирование социально-культурных кластеров в муниципальных районах и
городских округах, городских и сельских поселениях; новых экономических
отношений; создание прочной материальной базы. Повышение уровня заработной платы и внедрение мощной системы поощрений
(гранты, премии, проектная деятельность), совершенствование системы
подготовки кадров
1. Утрата своеобразия историко-архитектурного облика Белгородчины, потеря ценных
объектов культурного наследия. Низкий уровень жизни населения области, недостаточный уровень образованности,
духовного потенциала. Высокий уровень конкуренции со стороны телевидения, компьютерных игр,
развлекательных учреждений; ухудшение материально-технической базы учреждений
культуры, не отвечающей требованиям времени. Снижение престижа профессий в сфере культуры
Приоритеты государственной политики в сфере реализации
государственной
программы, цели, задачи и показатели
достижения
целей и решения задач, описание основных
конечных
результатов программы, сроков и этапов
Приоритеты
государственной политики на долгосрочную перспективу в
сфере культуры в Белгородской области установлены Стратегией области. В
соответствии с данным документом стратегическими задачами на период до 2025
года в сфере культуры являются:
—
формирование единого культурного пространства области, укрепление нравственных
ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России,
традиционной культуры Белгородской области;
—
создание равных условий доступа к культурным ценностям и информационным
ресурсам для жителей всех территорий области;
—
поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в сфере искусства;
—
развитие и укрупнение инфраструктуры отрасли;
—
обеспечение многообразия и высокого качества услуг культуры населению;
—
создание и продвижение культурных брендов региона;
—
развитие творческих обменов с другими регионами России и внутри области.
Решить
вышеназванные задачи предполагается за счет:
—
модернизации сети учреждений культуры в связи с разграничением полномочий всех
уровней власти, предусматривающей:
—
создание социально-культурных кластеров в муниципальных районах и городских
округах, городских и сельских поселениях, обеспечивающих инновационное развитие
и эффективное использование вновь созданных материальных ресурсов отрасли
(модельных домов культуры и библиотек), формирование новых экономических
отношений, расширение взаимодействия с другими субъектами кластера, повышение доступности
и качества услуг культуры, их социальной роли;
—
укрепление материальной базы учреждений культуры, замену имеющихся музыкальных
инструментов, свето-звукотехнического и специального оборудования в
муниципальных учреждениях культуры культурно-досугового типа, позволяющих
обеспечить проведение мероприятий на современном уровне, снабжение учреждений
культуры специальным автотранспортом;
—
переоснащение кинотеатров и сельских киноустановок с заменой устаревшей и
изношенной киноаппаратуры на современное кино- и видеопроекционное
оборудование;
—
создание эффективной системы защиты музейных и библиотечных фондов от
физического разрушения и криминальных посягательств, в том числе обеспечение
монтажа, ремонта и модернизации существующих систем охранно-пожарной
сигнализации и установки систем видеонаблюдения для безопасного пребывания
посетителей в учреждениях культуры;
—
принятие региональных стандартов и социальных норм деятельности библиотек,
учреждений культуры клубного типа, музеев, киноустановок;
—
создание условий для доступа населения к информации путем совершенствования
библиотечного обслуживания, решения проблем качественного формирования фондов
библиотек, увеличения ежегодных объемов новых поступлений в соответствии с
нормативом — 250 экземпляров книг на 1000 жителей;
—
внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность
библиотек, перевод информационных ресурсов в электронную форму, развитие
системы обмена информацией с помощью глобальных компьютерных систем;
—
создание инфраструктуры доступа населения к музейным коллекциям с
использованием сети Интернет;
—
организацию работ по сохранению и развитию культурного наследия региона путем:
—
формирования фонда по изучению, сохранению белгородского песенно-танцевального
фольклора, ремесел;
—
обеспечения участия творческих коллективов, исполнителей, художников и народных
мастеров в международных и всероссийских мероприятиях;
—
обеспечения грантовой поддержки наиболее интересных проектов муниципальных
образований в сфере сельской культуры и творческих проектов сохранения и
поддержки музыкального искусства в области;
—
выявления территорий, обладающих историко-культурным и природно-ландшафтным
ресурсом, для образования на их основе достопримечательных мест,
историко-культурных заповедников и музеев-заповедников;
—
реставрации памятников истории и культуры, расположенных на территории области;
—
укрепления и дальнейшего развития профессионального искусства за счет:
—
обеспечения эффективной работы государственных театрально-концертных учреждений
посредством разработки и осуществления целевых
социально-творческих заказов (концертных программ, проведения фестивалей,
конкурсов) и оказания поддержки мастерам искусств и творческим союзам;
—
использования возможностей интернет-сайтов и социальных сетей как эффективного
канала информирования о деятельности учреждений;
(абзац введен постановлением
Правительства Белгородской области от 15. 2016 N 295-пп)
—
кадрового обеспечения выполнения программы развития отрасли, развития и
совершенствование системы подготовки кадров культуры.
Стратегией
развития культуры определены приоритетные направления развития сферы культуры
Белгородской области на 2013 — 2017 годы:
—
сохранение культурно-исторического наследия Белгородской области;
—
формирование культурных потребностей населения;
—
повышение уровня доступности и привлекательности, культурных благ;
—
совершенствование ресурсной базы сферы культуры;
—
поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.
Таким
образом, цель государственной программы в сфере культуры связана с целями
Стратегии области, Стратегии развития культуры и сформулирована как создание
условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения
культурного наследия и гармонизации культурной жизни Белгородской области.
Достижение
данной цели возможно при решении следующих задач культурного развития области:
Обеспечение организации и развития библиотечного обслуживания населения
Белгородской области, сохранности и комплектования библиотечных фондов.
Развитие экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской
деятельности государственных музеев Белгородской области, сохранности и
безопасности музейных фондов.
Стимулирование развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности
на территории Белгородской области.
Обеспечение государственной охраны, сохранение и популяризация объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области.
4 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12. 2015 N
368-пп)
Обеспечение развития профессионального искусства и творческого потенциала
населения Белгородской области.
Реализация основных направлений государственной политики области в целях
создания благоприятных условий для устойчивого развития в сфере развития
культуры и искусства.
Данная
система включает в себя задачи по всем направлениям деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления и обеспечивает достижение
стратегических целей в данной сфере.
Государственная
программа реализуется в период с 2014 по 2020 годы, этапы реализации
государственной программы не выделяются.
Показатели
результата реализации государственной программы представлены в приложении N 1 к
государственной программе.
Перечень правовых актов Белгородской области, принятие
или изменение которых необходимо для реализации
Перечень
правовых актов Белгородской области, принятие или изменение которых необходимо
для реализации государственной программы, представлен в приложении N 2 к
государственной программе.
Обоснование выделения подпрограмм
Система
подпрограмм государственной программы сформирована таким образом, чтобы
обеспечить решение задач государственной программы, и состоит из 6 подпрограмм.
1) Подпрограмма
«Развитие библиотечного дела».
Подпрограмма
направлена на решение задачи государственной программы по обеспечению
организации и развития библиотечного обслуживания населения Белгородской
области, сохранности и комплектования книжных фондов. В рамках подпрограммы
решаются задачи:
—
обеспечения доступа населения области, в том числе социально уязвимых групп
населения, включая инвалидов, к информационно-библиотечным ресурсам;
—
создания условий для повышения качества и доступности библиотечных услуг,
интеллектуального развития населения области на основе формирования единого
библиотечно-информационного и культурного пространства на территории
Белгородской области.
Реализация
комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение количества посещений (в
том числе виртуальных) государственных библиотек до 620 тыс. раз в 2020 году.
(в ред. постановлений
Правительства Белгородской области от 16. 2015 N 59-пп, от 14. 2016 N
65-пп)
2)
Подпрограмма «Развитие музейного дела».
Подпрограмма
направлена на решение задачи государственной программы по развитию
экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности
государственных музеев Белгородской области, сохранности и безопасности
музейных фондов. В рамках подпрограммы решаются задачи:
—
обеспечения доступа населения области к музейным предметам и музейным
ценностям;
—
создания условий для сохранения и популяризации музейных коллекций и развития
музейного дела в Белгородской области.
Реализация
комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:
—
увеличение количества посещений государственных музеев на 1000 человек
населения до 356,9 в 2020 году;
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 16. 2015 N 59-пп)
—
увеличение доли музейных предметов, представленных (во всех формах) зрителю, в
общем количестве музейных предметов основного фонда государственных музеев до
34% в 2020 году.
3)
Подпрограмма «Культурно-досуговая деятельность и народное творчество».
Подпрограмма
направлена на решение задачи государственной программы по стимулированию
развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности на территории
Белгородской области. В рамках подпрограммы решаются задачи:
—
обеспечения доступа населения, в том числе социально уязвимых групп, включая
инвалидов, к услугам по организации досуга населения, развития народного
творчества;
—
создания комфортных условий для предоставления культурных услуг населению и
развития народного творчества, популяризации современной и традиционной
культуры Белгородской области.
Реализация
комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение количества посетителей
культурно-массовых мероприятий до 18100 тыс. человек в 2020 году.
—
абзацы шестой — седьмой исключены. — Постановление Правительства Белгородской
области от 16. 2015 N 59-пп.
4)
Подпрограмма «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры)».
Подпрограмма
направлена на решение задачи государственной программы по обеспечению
государственной охраны, сохранению и популяризации объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области. В рамках
подпрограммы решаются задачи:
—
правовое и организационное обеспечение охраны объектов культурного наследия
Белгородской области;
—
повышение доступности информации об объектах культурного наследия Белгородской
области для населения;
—
сохранение историко-культурной ценности объектов культурного наследия
Белгородской области.
Реализация
комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в
удовлетворительном состоянии (не требующих противоаварийных и восстановительных
работ), от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на
территории Белгородской области, до 57% в 2020 году.
5)
Подпрограмма «Развитие профессионального искусства».
Подпрограмма
направлена на решение задачи государственной программы по обеспечению развития
профессионального искусства и творческого потенциала Белгородской области. В
рамках подпрограммы решаются задачи:
—
обеспечения доступа населения к произведениям профессионального искусства,
создания условий для совершенствования деятельности государственных
театрально-концертных учреждений;
—
создание условий для популяризации профессионального искусства, поддержки
творческого потенциала в рамках социальных проектов и фестивальных программ.
Реализация
комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение количества посещений
мероприятий государственных театрально-концертных учреждений на 1000 человек
населения до 311 в 2020 году.
(в ред. постановлений
Правительства Белгородской области от 16. 2015 N 59-пп, от 15. 2016 N
295-пп, от 26. 2016 N 472-пп)
6) Подпрограмма
«Государственная политика в сфере культуры».
Подпрограмма
направлена на решение задачи государственной программы по реализации основных
направлений государственной политики области в целях создания благоприятных условий
для устойчивого развития сферы культуры и искусства. В рамках подпрограммы
решаются задачи:
—
исполнения государственных функций управлением культуры Белгородской области и
управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской
области в соответствии с действующим законодательством;
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 14. 2016 N 65-пп)
—
осуществления мер государственной поддержки в сфере развития культуры и
искусства.
—
увеличение отношения средней заработной платы работников учреждений культуры к
средней заработной плате в Белгородской области до 100% к 2018 году и
поддержание его на уровне не менее 100% в 2019 — 2020 годах.
Сроки
реализации подпрограмм совпадают со сроками реализации государственной
программы в целом, этапность работ по подпрограммам не выделяется.
Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для
Общий
объем финансирования мероприятий государственной программы в 2014 — 2020 годах
всего составит 8767582 тыс. рублей, из них:
(в ред. постановления
Правительства Белгородской области от 30. 2017 N 27-пп)
за
счет средств областного бюджета — 6309314 тыс. рублей, в том числе:
(в ред. постановлений
Правительства Белгородской области от 30. 2017 N 27-пп, от 20. 2017 N
61-пп)
2014
год — 766922 тыс. рублей;
2015
год — 811641 тыс. рублей;
2016
год — 981606 тыс. рублей;
2017
год — 837298 тыс. рублей;
2018
год — 902526 тыс. рублей;
2019
год — 998554 тыс. рублей;
2020
год (прогноз) — 1010767 тыс. рублей.
—
средств федерального бюджета в сумме 231549 тыс. рублей на софинансирование
мероприятий государственной программы на условиях, установленных федеральным законодательством;
—
средств консолидированных бюджетов муниципальных образований в сумме 464436
тыс. рублей на софинансирование мероприятий государственной программы;
—
внебюджетных средств в сумме 1762283 тыс. рублей.
Ресурсное
обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий
государственной программы из различных источников финансирования и ресурсное
обеспечение реализации государственной программы за счет средств бюджета
Белгородской области представлены соответственно в приложениях N 3 и N 4 к
государственной программе.
Сводная
информация по государственным заданиям приводится в приложении N 5 к
государственной программе.
Правила
предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам
муниципальных районов и городских округов Белгородской области на поддержку
отрасли культуры приведены в приложении N 6 к Программе.
(абзац введен постановлением
Правительства Белгородской области от 30. 2017 N 27-пп)
Правила
предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам
муниципальных районов и городских округов Белгородской области на обеспечение
развития и укрепления материально-технической базы муниципальных Домов культуры
приведены в приложении N 7 к Программе.
Правила
предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам
городских округов Белгородской области на поддержку творческой деятельности
муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тысяч человек
приведены в приложении N 8 к Программе.
Анализ рисков реализации государственной
программы
и описание мер управления рисками
При
реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на
снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения
предусмотренных в ней конечных результатов.
На
основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках настоящей
государственной программы, выделены следующие риски ее реализации.
Макроэкономические
и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской
экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том
числе на энергоносители, которые могут привести к снижению объемов
финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации. Возникновение данных рисков может привести к
недофинансированию запланированных мероприятий всех подпрограмм, что приведет к
недофинансированию учреждений сферы культуры и, как следствие, снижению
качества услуг учреждений, снижению темпов реставрационных работ памятников
историко-культурного наследия и музейных фондов.
Минимизация
данных рисков предусматривается путем привлечения внебюджетных источников
финансирования для реализации мероприятий государственной программы, расширения
платных услуг населению, оказываемых учреждениями культуры и искусства.
Риски,
связанные с сезонной заболеваемостью, что ведет к сокращению числа посетителей,
зрителей учреждений культуры и искусства.
Минимизация
данных рисков предусматривается путем корректировки плана-графика проведения
мероприятий на основании прогноза заболеваемости гриппом и ОРВИ департамента
здравоохранения и социальной защиты населения области.
Информационные
риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной
и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации
государственной программы.
С
целью управления информационными рисками в ходе реализации государственной
программы будет проводиться работа, направленная на:
—
использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки
хода и результатов реализации государственной программы, а также
совершенствование форм федерального статистического наблюдения в сфере
реализации государственной программы в целях повышения их полноты и
информационной полезности;
—
выявление и идентификацию потенциальных рисков путем мониторинга основных
параметров реализации налоговой, бюджетной, инвестиционной, демографической,
социальной политики (социально-экономических и финансовых показателей);
—
мониторинг и оценку исполнения целевых показателей (индикаторов)
государственной программы, выявление факторов риска, оценку их значимости
(анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно
повлиять на конечные результаты реализации государственной программы).
Паспорт подпрограммы 1 «Развитие библиотечного дела»
N
Наименование подпрограммы 1: «Развитие библиотечного
дела» (далее — подпрограмма 1)
1. Соисполнитель
Управление
культуры Белгородской области
2. Участники подпрограммы 1
Управление
культуры Белгородской области, департамент строительства и транспорта
Белгородской области
(в
ред. постановления Правительства Белгородской области от 12. 2015 N 368-пп)
3. Цели подпрограммы 1
Обеспечение
организации и развития библиотечного обслуживания населения Белгородской
области, сохранности и комплектования библиотечных фондов
4. Задачи подпрограммы 1
1. Обеспечение доступа населения области, в том числе социально уязвимых групп
населения, включая инвалидов, к информационно-библиотечным ресурсам. Создание условий для повышения качества и доступности библиотечных услуг,
интеллектуального развития населения области на основе формирования единого
библиотечно-информационного и культурного пространства на территории
Белгородской области
(п. 1 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 15. 2016 N
295-пп)
5. Сроки и этапы реализации
подпрограммы 1
2014
— 2020, этапы реализации подпрограммы 1 не выделяются
6. Объем бюджетных
ассигнований подпрограммы 1 за счет средств областного бюджета (с
расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации),
а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников
Планируемый
объем финансирования подпрограммы 1 в 2014 — 2020 годах за счет всех
источников финансирования составит 1033507 тыс. рублей, из них:-
средства федерального бюджета — 4416 тыс. рублей;-
средства областного бюджета — 966037 тыс. рублей,в
том числе по годам:2014
год — 118450 тыс. рублей;2015
год — 116665 тыс. рублей;2016
год — 145113 тыс. рублей;2017
год — 119554 тыс. рублей;2018
год — 139816 тыс. рублей;2019
год — 151771 тыс. рублей;2020
год — 174668 тыс. рублей;-
средства консолидированных бюджетов муниципальных образований — 37791 тыс. рублей;-
внебюджетные средства — 25263 тыс. рублей
(раздел
6 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 26. 2016 N
472-пп)
7. Конечные результаты
подпрограммы 1
Количество
посещений (в том числе виртуальных) государственных библиотек — 620 тыс. раз в
2020 году
(в
ред. постановлений Правительства Белгородской области от 16. 2015 N 59-пп,
от 14. 2016 N 65-пп)
Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание
основных
проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Система
организации библиотечного обслуживания в Российской Федерации регламентируется
несколькими основополагающими законами. Основным законом является Федеральный
закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее —
закон о библиотечном деле). Данным законом определено, что каждый гражданин
Российской Федерации независимо от пола, возраста, национальности, образования,
социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право
на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Это право
обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных
библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, а
также многообразием видов библиотек, достигаемым за счет создания библиотек
физическими и юридическими лицами.
Источниками
формирования библиотечных фондов в значительной степени являются обязательные
экземпляры документов, которые производители печатной продукции должны
передавать безвозмездно библиотекам в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 1994 года N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
(далее — закон об обязательном экземпляре документов).
В
Белгородской области деятельность по библиотечному обслуживанию населения
регламентируется законом Белгородской области от 9 ноября 1999 года N 81
«О библиотечном деле Белгородской области» и законом Белгородской
области от 12 июля 2004 года N 128 «О государственной поддержке развития
библиотечного обслуживания детей в Белгородской области».
Полномочия
в области библиотечного обслуживания населения разделены между региональным и
муниципальным уровнем. При этом в сельской местности основные полномочия
закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за
поселениями.
—
645 муниципальных библиотек, из которых 245 муниципальных библиотек имеют
статус модельной.
В
регионе активными темпами формируется единое библиотечно-информационное
пространство на основе использования автоматизированной
информационно-библиотечной системы «ОРАС-Global». Библиотеки области формируют 35 баз данных и электронных каталогов.
Основной
целью деятельности ГКУК «Белгородская государственная специальная
библиотека для слепых им. Ерошенко» является предоставление
информации, имеющей фундаментальное значение для успешного развития и
самореализации людей с ограничениями жизнедеятельности в современном мире. Библиотека способствует их непрерывному самообразованию и образованию,
формированию активной жизненной позиции, продвижению идей гуманизма в общество,
толерантного отношения к людям с сенсорными или физическими ограничениями. Для
выполнения своих целей и задач библиотека располагает сформированным
универсальным фондом, современными информационными технологиями,
высококвалифицированной командой.
Повысить
качество библиотечных инва-услуг, укрепить ресурсную
базу библиотеки позволяет ее активное участие в программно-проектной
деятельности разного уровня.
В
таблице 1 представлена информация об основных показателях деятельности ГКУК
«Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. Ерошенко» за 2009 — 2012 г.
Основные показатели работы библиотеки
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Количество пользователей
4 555
4 581
4 644
4 743
Документовыдача
263 292
264 915
267 044
268 643
Число посещений
67 767
65 497
67 515
67 918
Издания специальных
форматов
122
133
122
25
Издание
методико-библиографических материалов для библиотек области
23
23
25
Количество компьютеров
32
39
45
94