Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Одним из ключевых результатов реформы системы управления общественными финансами 2000 — 2010 годов стало формирование бюджетной политики во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации. В рамках реформирования бюджетного процесса были сформированы новые принципы бюджетирования, ориентированного на результат, подразумевающие увязку государственных расходов с конкретными целями социально-экономического развития. Внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятие Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепило роль государственных программ в качестве инструмента, обеспечивающего взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р, развитие программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных программ сохраняется в качестве одного из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде.
Растущая сложность задач, поиск наиболее рациональных и эффективных инструментов управления, способствовали вовлечению в процессы государственного управления новых инструментов, ключевым и системно значимым из которых стало проектное управление. Так, в числе поручений, направленных на обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на Минэкономразвития России, Минфин России и Федеральный проектный офис была возложена обязанность подготовки предложений по обеспечению интеграции национальных проектов и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Правительством Российской Федерации разработано и утверждено постановление от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», включающее положения об организации деятельности проектного офиса субъекта Российской Федерации.
На сегодняшний день активно осуществляется включение мероприятий национальных и федеральных проектов в государственные программы Российской Федерации субъектов Российской Федерации. Обеспечена возможность работы в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) уполномоченных лиц проектного офиса и заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов.
При этом, несмотря на «точечное» внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, общее состояние регулирования в этой сфере уже не соответствует фактической ситуации. Такой вывод обусловлен, в том числе:
- сложностью и длительностью установленных процедур разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ;
- отсутствием единообразного подхода к регулированию (наличие нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие вопросы применительно к государственным программам Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588), отдельным государственным программам Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 № 1242), ведомственным целевым программам (Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239));
- минимальностью учета возможностей цифровизации при регламентации организационных процессов и др.
Проект постановления предусматривает утверждение Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации (далее — проект Положения), а также содержит перечень мер организационного характера, обеспечивающих переход к новой системе управления.
Рассмотрим основные параметры вышеуказанного проекта постановления и проекта Положения более детально.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Определение государственной программы, отраженное в проекте Положения, не претерпело изменений и соответствует определению, установленному Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Рисунок 1 — Принципы разработки и реализации ГП РФ
Анализ вышеуказанных принципов свидетельствует о том, что во многом они отражают уже применяемые в настоящее время подходы. Однако выделяются и новые, обусловленные в основном новациями в части типизации и структурирования государственных программ Российской Федерации. Обзор этих изменений приведен ниже.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одним из основных новшеств, предусмотренных проектом Положения, является выделение типов государственных программ.
Предлагается выделить два типа государственных программ:
- государственная программа (далее — ГП РФ);
- комплексная программа (далее — КП РФ).
Рисунок 2 — Предлагаемые типы государственных программ Российской Федерации
В государственных программах, направленных на достижение приоритетов отдельной отрасли социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, подлежит отражению деятельность федеральных государственных органов в соответствующей сфере.
В комплексных программах дополнительно подлежат аналитическому отражению направления деятельности федеральных государственных органов, включенные в состав иных государственных программ и непрограммных направлений деятельности.
Планируется, что разделение госпрограмм на отраслевые и комплексные позволит в комплексных госпрограммах отражать аналитическую информацию о целях, мероприятиях и их финансовом обеспечении иных госпрограмм и непрограммных направлений деятельности, соответствующих определенным сферам. Таким образом, в комплексных программах будет содержаться информация о полном перечне мероприятий и объёмах расходов федерального бюджета, направляемых на развитие соответствующей сферы. Положение предусматривает, что, начиная с 2024 года, комплексные программы будут иметь исключительно аналитический характер.
Как и в настоящее время, предлагается выделить направления деятельности, не подлежащие включению в ГП РФ. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что перечень, содержащийся в проекте Положения, подвергся минимальной корректировке по сравнению с действующим вариантом. Так:
- из перечня исключена строка в части мероприятий, предусмотренных отдельными государственными программами, срок реализации которых истек в 2020 году;
- перечень дополнен одной новой позицией, в частности, предлагается не включать в ГП РФ направления по реализации мероприятий, связанных с развитием пенсионной системы Российской Федерации.
СОСТАВ ГП РФ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДПРОГРАММ ГП РФ
В настоящее время в соответствии с действующим Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588, государственная программа включает в себя подпрограммы, содержащие соответствующие структурные элементы, а также федеральные целевые программы. К числу структурных элементов подпрограмм отнесены:
- основные мероприятия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ);
- ведомственные целевые программы (далее — ВЦП);
- федеральные проекты;
- отдельные мероприятия федеральных проектов.
Рассматриваемый проект Положения предлагает иной состав ГП РФ. Перечень структурных элементов ГП РФ также обновлен.
Проектом Положения также предусмотрены нормы, определяющие порядок формирования отдельных частей ГП РФ. Так:
- формирование и реализация федеральных и ведомственных проектов должно осуществляться в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (далее — положение о проектной деятельности);
- формирование и реализация процессных мероприятий — в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минэкономразвития России совместно с Минфином России.
И если положение о проектной деятельности уже разработано и утверждено, то разработка соответствующих методических рекомендаций еще предстоит.
Рисунок 4 — Новые структурные элементы ГП РФ
Согласно проекту Положения в состав ГП РФ предлагается включать только подпрограммы.
Из перечня структурных элементов подпрограмм исключены ВЦП. Предположительно, они будут заменены ведомственными проектами, однако это окончательно станет ясно после утверждения пакета соответствующих регулирующих документов.
Термин «основные мероприятия» также исключен. В предлагаемой редакции подпрограммы могут включать отдельные мероприятия по устанавливаемому перечню (мероприятия федеральных проектов, а также отдельные мероприятия, направленные на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году, обусловленные решениями Президента и (или) Правительства Российской Федерации).
Проект Положения предусматривает новый элемент подпрограммы — комплексы процессных мероприятий. Как уже упоминалось выше, их формирование будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минэкономразвития России и Минфином России.
Наш следующий материал будет посвящен анализу новаций, касающихся установления целей и показателей ГП РФ, содержания ГП РФ, управления реализацией и финансового обеспечения ГП РФ, а также мониторинга реализации ГП РФ и формирования отчетности по его результатам.
Справочник /
Лекторий Справочник /
Лекционные и методические материалы по государственному и муниципальному управлению /
Муниципальные программы
Конспект лекции по дисциплине «Муниципальные программы»,
Благодарим за ожидание, осталось немного.
Конспект лекции по дисциплине «Муниципальные программы».
pdf
Конспект лекции по дисциплине «Муниципальные программы», текстовый формат
Другие Экономические предметы
Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.
Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.
Государственные программы делятся на следующие виды:
- Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
- Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
- Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
- Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
- Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.
В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:
- во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
- во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
- в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
- в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
- в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
- в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
- в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.
Муниципальные целевые программы предназначены для решения ключевых проблем социально-экономического характера, имеющих место на территории муниципального образования и включенных в текущие или перспективные планы социально-экономического развития.
Стандартная муниципальная целевая программа содержит следующую информацию:
- характеристику социально-экономического положения муниципального образования;
- перечень основных направлений социально-экономического развития муниципального образования;
- цели и задачи программы;
- срок и этапы реализации программы;
- перечень мероприятий, предусмотренных программой;
- описание механизма реализации программы;
- характеристику ресурсного обеспечения муниципальной программы;
- методику оценки эффективности программы;
- описание системы управления программой;
- порядок контроля хода реализации программы.
Классификация целевых программ в муниципальном управлении
На практике существует множество критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация муниципальных целевых программ.
По статусу целевые программы делятся на четыре вида:
- федеральные;
- межрегиональные;
- региональные;
- муниципальные.
Каждый из этих видов целевых программ может действовать на территории муниципального образования, но именно муниципальные ориентированы на решение проблем конкретного муниципального образования.
В зависимости от целей муниципальные целевые программы делятся на 2 вида:
- текущие;
- перспективные.
По критерию срока реализации муниципальные целевые программы делятся на три вида:
- краткосрочные, то есть те, которые охватывают период до 1 года;
- среднесрочные, то есть те, которые охватывают период от 3 до 5 лет;
- долгосрочные, то есть те, которые охватывают период от 10 до 15 лет.
Муниципальные целевые программы преимущественно носят краткосрочный характер, редко встречаются среднесрочные.
В зависимости от механизма реализации муниципальные целевые программы делятся на два вида:
- заказные, то есть те, по которым заранее определены исполнители;
- конкурсные, то есть те, по которым определение исполнителей осуществляется по итогам проводимого конкурса.
В зависимости от назначения муниципальные целевые программы делятся на два вида:
- комплексные, то есть те, которые обеспечивают всестороннее социально-экономическое развитие муниципального образования;
- проблемные, то есть те, которые направлены на решение конкретной проблемы муниципального образования.
Для муниципальной практики управления характерно преобладание проблемных целевых программ.
В зависимости от обслуживаемого направления муниципальные целевые программы делятся на:
- социальные;
- экологические;
- экономические;
- научно-технические и другие.
Все целевые программы, независимо от их вида, являются составными частями каких-либо планов по развитию муниципального образования.
Поделись лекцией и получи скидку!
Заполни поля, отправь лекцию и мы вышлем тебе скидку-промокод на Автор24
Название лекции
Авторы
Описание
Особенности проблемных целевых муниципальных программ
Данный вид целевых программ наиболее характерен для муниципальных образований.
Разработка данного вида программ осуществляется в разрезе следующих направлений:
- формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций;
- осуществление нормативно-правовых преобразований;
- создание благоприятного социального климата, обеспечивающего деятельность и здоровый образ жизни населения;
- охрана окружающей среды;
- реформирование промышленного комплекса;
- развитие инфраструктуры муниципального образования;
- организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства и так далее.
Разработка муниципальных целевых программ подразумевает оценку каждого программного мероприятия по определенным критериям, к числу которых относятся: цель программы и проблема, на решение которой она ориентирована, планируемый объем работ, сроки исполнения программы, объем и источники финансирования, показатели, используемые для оценки эффективности программы (объем налоговых поступлений, срок окупаемости, численность создаваемых рабочих мест) и прочее.
Особенности государственных программ
Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:
- во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
- во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
- в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
- в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.
Характеристика программно-целевого метода муниципального управления
Для муниципального управления характерно применение программно-целевого метода для решения межотраслевых задач комплексного характера (продовольственная, жилищная проблемы, проблемы грамотности, безработицы и прочее).
Программно-целевой метод представляет собой такой способ формирования системы управленческих решений, который направлен на отбор социальных, экономических, научно-технических целей развития муниципального образования, а также взаимоувязку мероприятий, направленных на достижение отобранных целей.
Целевые программы муниципального управления выступают в качестве инструмента, обеспечивающего целевую направленность и комплексность планов развития муниципального образования.
Развитие муниципального образования планируется на долгосрочный период, в связи с чем назначение целевых муниципальных программ заключается в осуществлении разбивки всех мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития муниципального образования, на отдельные блоки взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение определенной задачи или комплекса задач. Такой подход позволяет осуществлять системное решение муниципальных проблем.
Финансирование целевых программ осуществляется преимущественно за счет средств муниципального бюджета, однако также могут выделяться средства из федерального или региональных бюджетов. Также для финансирования программ могут привлекаться средства их заявителей или иные внебюджетные средства.
Муниципальная целевая программа – комплекс мероприятий социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, увязанный по ресурсному обеспечению, срокам и исполнителям и обеспечивающий эффективное решение задач по развитию территории муниципального образования.