Государственные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам. Такие программы разрабатываются  для групп детей:

А – со сходными проблемами (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

Б – со сходными образовательными потребностями, дифференцируемых в группе детей со сходными проблемами (например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выделяются следующие группы: 
– дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками;
– дети с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности;
– дети с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– дети с РАС, имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами).

Для каждой из указанных групп разрабатываются образовательные программы со своими особенностями (по 2–4 варианта). А, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ для детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, предусмотрена, на основе образовательной программы, разработка для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особенности адаптированных образовательных программ установлены федеральными государственными стандартами.

В настоящее время действуют:

– федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);

– федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);

– федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413);

– федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598);

– федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599).

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а при наличии у обучающегося инвалидности – с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

По каждому виду сходных нарушений развития у детей установлены несколько вариантов образовательных программ. В процессе освоения  образовательной программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта  программы на другой. Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлены определенные требования к адаптированным образовательным программам для:

  • глухих детей
  • слабослышащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжелыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью
  • детей с РАС

Для детей с множественными нарушениями развития требования к адаптированным образовательным программам указаны в последнем варианте обучения для детей со сходными проблемами со здоровьем (например, второй вариант обучения детей с умственной отсталостью предусматривает требования к обучению детей с умственной отсталостью, которая может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести). С этими требованиями можно ознакомиться по указанным выше ссылкам в соответствующем разделе таблицы (крайний правый столбец).

Читать также:  Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан

Особое внимание необходимо обратить на обязательные коррекционные курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные  стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПР.

Елена Алекова
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучения детей с ОВЗ

Актуальность составления и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по ФГОС обусловлено тем что, в России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам.

Федеральный государственный образовательный стандарт и адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ – это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.

Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков, на протяжении всего школьного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей. Именно вследствие неоднородности состава группы обучающихся с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам.

Грамотно составленная адаптированная образовательная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала.

ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598. В нем закреплены обязательные требования к структуре, условиям и результатам реализации адаптированных программ в образовательных организациях.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС разрабатывается специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

I.Виды образовательных программ для детей с ОВЗ.

Различают следующие виды образовательных программ для детей с ОВЗ :

-для групп детей со сходными проблемами (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

-для групп детей со сходными образовательными потребностями, которые дифференцируются в группах детей со сходными проблемами.

Для каждой из выделенных групп следует разработать по 2–4 варианта образовательной программы со своими особенностями, которые определяются ФГОС. Выбор варианта адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ производится, основываясь на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, которые формулируются после комплексного обследования обучающегося. Если у ребенка есть инвалидность, то нужно учитывать индивидуальную программу реабилитации, а также мнение родителей.

Читать также:  Государственная программа республики бурятия комплексное развитие сельских территорий

При освоении образовательной программы существует возможность перехода на другую. Этот переход может осуществляться на основании комплексной оценки результатов освоения программы, рекомендаций ПМПК и с учетом мнения родителей.

Нормативно определены требования ко всем видам образовательным программам для детей с разными ОВЗ : глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, с нарушениями аутистического спектра.

С 1 сентября 2016 года федеральными государственными образовательными стандартами предусматриваются обязательные коррекционные курсы. Они могут дополняться самостоятельно образовательной организацией с учетом ИПР и на основе рекомендаций ПМПК.

Для детей с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах вместе со сверстниками адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной программы для начального, основного или среднего общего образования.

Дети с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах отдельно от сверстников, обучение должно происходить по АООП начального, основного или среднего образования, разработанной по требованиям ФГОС для начального, основного или среднего общего образования. Поскольку образовательный процесс в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, то разработку АОП целесообразно вести на учебный год и при необходимости корректировать в ходе реализации.

Существуют варианты примерных АООП НОО, которые разработаны для отдельных категорий детей с ОВЗ : для глухих – четыре варианта; для слабослышащих и позднооглохших – три варианта; для слепых – четыре варианта; для слабовидящих – три варианта; для детей с тяжелыми нарушениями речи – два варианта; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта; для детей с задержкой психического развития – два варианта; для детей с расстройством аутистического спектра – четыре варианта.

вариант 1 – для детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, способных получить начальное общее образование, которое по содержанию и по срокам освоения соответствует образованию сверстников;

вариант 2 – для детей без интеллектуальных нарушений, которые вынуждены в более длительные сроки получать начальное общее образование, по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников без ОВЗ;

вариант 3 – для обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, которые не позволяют им получить начальное общее образование по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников даже в более длительные сроки;

вариант 4 – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, которые не способны получить начальное общее образование даже в пролонгированные сроки.

II.Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы, как:

-запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;

-система оценки результатов освоения АООП; учебный план;

-программы по отдельным учебным предметам; программа коррекционной работы; программа духовно-нравственного развития; программа формирования УУД;

-программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни; программа внеурочной деятельности;

-условия реализации АООП. Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.

Читать также:  Дипломная работа на тему материнский капитал как государственная инициатива по повышению рождаемости и степени

Пояснительная записка содержит:

-подходы и принципы формирования АООП НОО;

-психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;

-особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.

Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:

-характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;

-содержание учебного предмета или коррекционного курса;

-тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;

-описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.

Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.

Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.

Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.

Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи.

В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ. При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития. В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.

Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Содержание обязательной части определяется, исходя из варианта:

-для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;

-для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.

Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности. Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО.

Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы. Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.

И так, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *