Технологический прогноз в системе управления:
прогноз развития техники и технологии производственных процессов
выявление перспективных проблем и возможностей их решения
интегрированная система прогнозирования, планирования и программирования
План:
решение относительно конкретного мероприятия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы
идеально предположенное действие для достижения цели
информация о возможных состояниях объекта управления в будущем
решение относительно системы мероприятий, предусматривающее последовательность, сроки и средства их выполнения
Прогнозный диагноз:
построение модели прогнозного фона
верификация и синтез различных прогнозов для одного объекта
исследование систематизированного описания объекта прогноза с целью выявления тенденции их развития и выбора методов прогнозирования
реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования
Экологическая проблема заключается в:
исчерпании на планете доступных источников энергии
перенаселении планеты
возможности военных конфликтов с использование оружия массового уничтожения
техногенном разрушении природной среды существования человека
Последовательность этапов разработки прогноза:
1 ретроспекция
2 диагноз
3 проспекция (прогноз)
4 верификация
5 рекомендации для планирования
Хронологическая последовательность:
1 начало научно-технической революции
2 первый доклад Римского клуба о глобальном развитии
3 начало современного этапа глобализации
4 принятие Декларации об устойчивом развитии ООН
Основная причина возникновения глобальных проблем современности:
военно-политическая конфронтация в мире
нерациональное использование природных ресурсов
природные экологические катастрофы
ускорение научно-технического прогресса и нерациональное использование его достижений
Концепция «нулевого роста» предполагает:
«замораживание» экономического и демографического роста на планете на уровне начала 1970-х годов
необходимость возвращения к доиндустриальным формам технологической и социальной организации
ускоренное развитие науки и техники для решения назревающих глобальных проблем
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется:
министерством финансов Правительства РФ
министерством экономического развития и торговли РФ
Советом Федерации Федерального Собрания РФ
Государственной Думой Федерального Собрания РФ
Верификация прогноза:
оценка достоверности и точности прогноза
проверка прогноза на игровых моделях
коллективный метод работы экспертов
рабочая гипотеза прогнозного исследования
Прогнозная ретроспекция:
прогноз событий прошлого
построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта
исследование истории развития объекта прогноза с целью получения его систематизированного описания
изучение прошлого опыта разработки прогнозов
Систематическое изучение проблем глобального развития началось по инициативе:
Организации объединенных наций
Римского клуба
Европейского Союза
Всемирного Банка
Критерии определения глобальных проблем современности:
глобальный (всемирный) масштаб
возникновение в современную эпоху
возможность решения лишь на основе международного сотрудничества
связь с космическими явлениями
невозможность решения на современном этапе технологического развития
Сциентизм:
абсолютизация положительных сторон влияния науки и техники на жизнь общества
синоним научного мировоззрения
научная компетентность
упрощенное понимание общественных явлений
Основная технологическая предпосылка современного этапа глобализации:
развитие космонавтики
атомная энергетика
автоматизация производства
бурное развитие информационно-коммуникативных технологий
Современный этап глобализации начался:
на рубеже ХIX – ХХ веков
в середине ХХ века
в 80-е годы ХХ века
в ХVI веке
Период упреждения прогноза:
должен быть продолжительнее срока действия плана
должен быть равен сроку действия плана
никак не связан со сроками выполнения плана
соотносится со сроком выполнения плана в зависимости от конкретной ситуации
Глобальные проблемы современности возникли:
в начале ХХ века
существовали всегда
в середине ХХ века
в последнее десятилетие ХХ века
Соответствие:
презентизм — восприятие будущего по прямой аналогии с прошлым и настоящим
эффект Эдипа — самоосуществление прогноза
футурофобия — неприятие либо игнорирование прогнозов, которые содержат информацию о качественных изменениях в будущем
Основная функция прогнозирования в управлении:
обоснование принимаемых управленческих решений с целью повышения их эффективности
научное управление обществом
открытие новых закономерностей общественных процессов
контроль выполнения принятых решений
Программа:
предпрогнозная разработка
предплановая разработка
послеплановая разработка
может выступать либо как предплановая, либо как послеплановая разработка
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 23 июня 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Статья 1. Основные понятия
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально — экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально — экономической политики государства.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально — экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Статья 2. Система государственных прогнозов социально — экономического развития Российской Федерации
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее — прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно — технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Статья 3. Государственное прогнозирование социально — экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.
На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.
Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
инвестиционная и структурная политика;
региональная экономическая политика;
внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Статья 5. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.
Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
В перечне федеральных целевых программ указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные заказчики программ.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно — статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.
Статья 6. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по реализации настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
20 июля 1995 года.