Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития разрабатываются государством. Раздел 2. Использование прогнозирования для управления социальными процессами. мировое прогнозирование

Технологический прогноз в системе управления:
прогноз развития техники и технологии производственных процессов
выявление перспективных проблем и возможностей их решения
интегрированная система прогнозирования, планирования и программирования

План:
решение относительно конкретного мероприятия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы
идеально предположенное действие для достижения цели
информация о возможных состояниях объекта управления в будущем
решение относительно системы мероприятий, предусматривающее последовательность, сроки и средства их выполнения

Прогнозный диагноз:
построение модели прогнозного фона
верификация и синтез различных прогнозов для одного объекта
исследование систематизированного описания объекта прогноза с целью выявления тенденции их развития и выбора методов прогнозирования
реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования

Экологическая проблема заключается в:
исчерпании на планете доступных источников энергии
перенаселении планеты
возможности военных конфликтов с использование оружия массового уничтожения
техногенном разрушении природной среды существования человека

Последовательность этапов разработки прогноза:
1            ретроспекция
2            диагноз
3            проспекция (прогноз)
4            верификация
5            рекомендации для планирования

Хронологическая последовательность:
1 начало научно-технической революции
2            первый доклад Римского клуба о глобальном развитии
3            начало современного этапа глобализации
4            принятие Декларации об устойчивом развитии ООН

Основная причина возникновения глобальных проблем современности:
военно-политическая конфронтация в мире
нерациональное использование природных ресурсов
природные экологические катастрофы
ускорение научно-технического прогресса и нерациональное использование его достижений

Концепция «нулевого роста» предполагает:
«замораживание» экономического и демографического роста на планете на уровне начала 1970-х годов
необходимость возвращения к доиндустриальным формам технологической и социальной организации
ускоренное развитие науки и техники для решения назревающих глобальных проблем

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется:
министерством финансов Правительства РФ
министерством экономического развития и торговли РФ
Советом Федерации Федерального Собрания РФ
Государственной Думой Федерального Собрания РФ

Верификация прогноза:
оценка достоверности и точности прогноза
проверка прогноза на игровых моделях
коллективный метод работы экспертов
рабочая гипотеза прогнозного исследования

Прогнозная ретроспекция:
прогноз событий прошлого
построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта
исследование истории развития объекта прогноза с целью получения его систематизированного описания
изучение прошлого опыта разработки прогнозов

Систематическое изучение проблем глобального развития началось по инициативе:
Организации объединенных наций
Римского клуба
Европейского Союза
Всемирного Банка

Критерии определения глобальных проблем современности:
глобальный (всемирный) масштаб
возникновение в современную эпоху
возможность решения лишь на основе международного сотрудничества
связь с космическими явлениями
невозможность решения на современном этапе технологического развития

Сциентизм:
абсолютизация положительных сторон влияния науки и техники на жизнь общества
синоним научного мировоззрения
научная компетентность
упрощенное понимание общественных явлений

Основная технологическая предпосылка современного этапа глобализации:
развитие космонавтики
атомная энергетика
автоматизация производства
бурное развитие информационно-коммуникативных технологий

Современный этап глобализации начался:
на рубеже ХIX – ХХ веков
в середине ХХ века
в 80-е годы ХХ века
в ХVI веке

Период упреждения прогноза:
должен быть продолжительнее срока действия плана
должен быть равен сроку действия плана
никак не связан со сроками выполнения плана
соотносится со сроком выполнения плана в зависимости от конкретной ситуации

Глобальные проблемы современности возникли:
в начале ХХ века
существовали всегда
в середине ХХ века
в последнее десятилетие ХХ века

Соответствие:
презентизм — восприятие будущего по прямой аналогии с прошлым и настоящим
эффект Эдипа — самоосуществление прогноза
футурофобия — неприятие либо игнорирование прогнозов, которые содержат информацию о качественных изменениях в будущем

Основная функция прогнозирования в управлении:
обоснование принимаемых управленческих решений с целью повышения их эффективности
научное управление обществом
открытие новых закономерностей общественных процессов
контроль выполнения принятых решений

Программа:
предпрогнозная разработка
предплановая разработка
послеплановая разработка
может выступать либо как предплановая, либо как послеплановая разработка

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 23 июня 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Статья 1. Основные понятия

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально — экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально — экономической политики государства.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально — экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Статья 2. Система государственных прогнозов социально — экономического развития Российской Федерации

Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее — прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно — технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Статья 3. Государственное прогнозирование социально — экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Статья 4. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

инвестиционная и структурная политика;

региональная экономическая политика;

внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.

Статья 5. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;

перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

В перечне федеральных целевых программ указываются:

краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

государственные заказчики программ.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикуют информационно — статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации.

Статья 6. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев разработать и принять необходимые нормативные правовые акты по реализации настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

20 июля 1995 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *