Государственные программы экологической защиты и ресурсосбережения в нижегородской области

СсылкиПравить

Фотогалерея выложена в облаке Законодательного Собрания Нижегородской области

Порядок проведения конкурса

Государственные программы экологической защиты и ресурсосбережения в нижегородской области

1 этап

В конкурсе могут принимать участие студенты образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Нижегородской области в возрасте до 27 лет включительно, а также аспиранты.

В конкурсе может принимать участие один конкурсант или указанные категории лиц в соавторстве (не более трех).

1 участник (группа участников в соавторстве) = 1 работа.

Работы студентов образовательных организаций ВПО, СПО и аспирантов оцениваются отдельно.

Требования к конкурсной работе:
1)  самостоятельное ведение научного поиска и решение конкретных теоретических и прикладных задач;
2) соответствие современному уровню развития науки, отражение актуальности выбранной темы;
3) грамотное последовательное изложение материала на профессиональном языке;
4)  научная новизна и практическая значимость;
5) наличие исходных предпосылок исследования, его хода, полученных результатов.

Государственные программы экологической защиты и ресурсосбережения в нижегородской области

2 этап

Конкурсная комиссия проводит оценку работ по пятибалльной системе по каждому критерию. Конкурсная комиссия определяет победителей в каждой номинации по сумме набранных баллов. Конкурсные работы оцениваются отдельно для студентов высшего и средне-специального образования Нижегородской области,

Государственные программы экологической защиты и ресурсосбережения в нижегородской области

3 этап

По итогам конкурса участникам, занявшим 1, 2 и 3 места, вручаются дипломы и подарки

Парниковые газы

Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» предусматривает предоставление с 1 января 2023 года регулируемыми организациями отчета об объеме выбросов парниковых газов за предыдущий отчетный период (календарный год) (статья 14 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ).

К регулируемым организациям (т. е. тем, кто обязан предоставить отчетность о выбросах парниковых газов) относят компании, деятельность которых одновременно:

  • сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн СО2 в год;
  • соответствует производственным процессам или деятельности по перечню и показателям согласно приложению к Критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355).

Утверждение новой методической базы расчета выбросов парниковых газов

Методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов утверждена приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», однако действует она до 1 марта 2023 года.

С 1 марта 2023 года приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 утверждает новые методики количественного определения:

  • объема выбросов парниковых газов;
  • объема поглощений парниковых газов.

Методики имеют ограниченный срок действия — 6 лет.

Исчисление платы за превышение выбросов парниковых газов

Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 № 1390 (далее — Постановление № 1390) устанавливает Правила исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.

Согласно Постановлению № 1390, регулируемая организация (ответственная за сдачу отчета о выбросах парниковых газов) исчисляет размер платы самостоятельно по установленной формуле. Информация о внесении платы вместе с платежным документом включается в углеродную отчетность.

На текущий момент Постановление № 1390 актуально лишь для регулируемых организаций, ведущих свою деятельность на территории Сахалинской области, так как там ведется эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов.

Предполагается, что опыт Сахалинского эксперимента будет масштабирован на другие регионы в рамках Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года.

Постановление № 1390 вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 31 декабря 2028 года.

Финансовое обеспечение

  • федеральный проект «Чистая страна» — 124 206,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» — 296 223,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности» — 36 353,3 млн. рублей
  • федеральный проект «Чистый воздух» — 500 139,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Чистая Вода» — 245 050,0 млн. рублей
  • федеральный проект «Оздоровление Волги» — 205 378,9 млн. рублей
  • федеральный проект «Сохранение озера Байкал» — 33 944,9
  • федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» — 15 152,0 млн. рублей
  • федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» — 6 282,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Сохранение лесов» — 151 009,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» — 2 427 300,0 млн. рублей

Дальнейшая реализация и перспективыПравить

Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» изменена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Новая форма декларации о плате за НВОС дополнена строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.

Определение ставок платы за НВОС

В проекте Постановления Правительства РФ «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» (подготовлен Минприроды России 06.09.2022) предполагается, что в 2023 году будут применяться:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,26;
  • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля на уровне 71,15 руб. за тонну.

Номинация «Лучший социально ориентированный видеоролик на экологическую тематику»

1 место: Ванясов Максим Евгеньевич, Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Ключарёва Дарья Дмитриевна, Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Белина Ангелина Сергеевна, Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Тема работы: Мы говорим-нет!
2 место: Сысоева Александра Максимовна, Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Тема работы: Приятного аппетита!
3 место: Смирнов Николай Николаевич, Обухов Сергей Сергеевич, Васильев Дмитрий Андреевич, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Тема работы: Чистое будущее.

Открытость экологической информации

Получать достоверную информацию об окружающей среде — право каждого. Важным моментом в реализации нацпроекта является использование принципа открытости. Данные об окружающей среде должны быть доступны и достоверны для граждан. Тратятся значительные федеральные средства, реализуются проектные решения, управленческие решения — это все должно проходить экспертный фильтр и общественную верификацию.

Роль научно-экспертного и общественного сопровождения взяло на себя Российское экологическое сообщество. Давать независимую оценку всему, что происходит, — крайне важно. Потому что принимаются не только управленческие решения, но и технологические, а они должны быть оптимальными, эффективными с точки зрения затрат бюджетных средств и конкурентоспособности, а регулировать такие моменты — это задача экспертов.

При этом хочется обратить внимание региональных властей: не стоит бояться общественников, экспертов, а нужно, наоборот, привлекать их, ведь чем больше будет конструктивной критики и профессиональной экспертизы, тем эффективнее будет реализовываться нацпроект.

Существующая практика показывает, что это действительно идет на пользу: мы оцениваем решения, выезжаем на объекты, задаем вопросы, отвечая на которые, региональные команды повышают свой уровень компетенций. Наша основная общая задача — повышение эффективности реализации нацпроекта «Экология».

Государственная политика в природоохранной сфере направлена на повышение качества нашей жизни. Согласно 42 статье Конституции РФ мы имеем право не только на благоприятную окружающую среду, но и на достоверную информацию о ее состоянии. Повышение информированности всего нацпроекта «Экология» сегодня выходит на качественно новый уровень. Есть множество организаций, которые профессионально этим занимаются, например, Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», их основная задача продвигать, популяризировать все нацпроекты, в том числе и нацпроект «Экология».

Новый федпроект «Экомониторинг» — это, в первую очередь, система информирования граждан. Мы с вами как потребители этой информации, как граждане, ради которых реализуются госполитика, должны понимать и знать, что происходит в нашей стране: чем мы дышим, какую воду пьем, сколько у нас образуется отходов, как государство с этим справляется, какие деньги тратятся, эффективно или неэффективно расходуется госбюджет — мы должны владеть всей этой информацией.

Дополнение перечня объектов высокой энергетической эффективности

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.

Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.

Полномочия Минприроды России

С 1 сентября 2023 года полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) будут расширены.

Изменения касаются вступления в активную фазу формирования в России экономики замкнутого цикла — способа ведения хозяйственной деятельности с минимизацией образования отходов и максимальной переработкой и вовлечением в производственных цикл уже имеющихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1618 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России будет правомочным принимать:

  • Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в т. ч. из вскрышных и вмещающих горных пород;
  • Порядок использования отходов недропользования.

Нововведения в области обращения с отходами

С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.

  • В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.ИП и юридические лица, образующие отходы I и II классов опасности, должны самостоятельно обезвреживать и (или) размещать такие отходы, если имеют на это законные основания. В противном случае они обязаны передать такие отходы федеральному оператору, заключив с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Причем федеральный оператор не вправе отказаться от заключения договора.Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании соответствующего договора, заключение которого для федерального оператора является обязательным.
  • Устанавливаются требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.Их должны соблюдать все граждане, юридические лица и ИП, в чьей деятельности образуются отходы:

    батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;минеральные и синтетические масла;компьютеры, электронное и оптическое оборудование;шины, покрышки, камеры.Причем юридические лица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.Соблюдение введенных требований будет способствовать реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.

  • батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
  • минеральные и синтетические масла;
  • компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
  • шины, покрышки, камеры.
  • Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399 устанавливается порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.Также Приказом определены образцы этих специальных отличительных знаков.Стоит обратить внимание, что если транспортным средством осуществляется перевозка отходов нескольких классов опасности, на нем размещается табличка наиболее высокого класса опасности отходов.

С 1 марта 2022 года становится обязательным внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.

Перечисленными изменениями совершенствование законодательства в области обращения с отходами не заканчивается.

18 февраля депутатами Государственной Думы РФ внесен на рассмотрение в качестве законодательной инициативы Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами».

Законопроектом предлагается установить обязательное раздельное накопление отходов, что позволит использовать их в качестве вторичных ресурсов, вовлекая в хозяйственный оборот.

Проектом, разработанным совместно с Минприроды России, утверждается определение новых понятий:

  • вторичные ресурсы — виды отходов, которые или компоненты которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
  • вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов, которая может использоваться в производстве другой продукции (за исключением пищевой) или иной хозяйственной деятельности.

Предполагается ввести раздельное накопление или передачу в пункты сбора отходов как обязательное для всех требование. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации будут самостоятельно.

Также предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства. К ним относятся вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции, но не являются целью производства и могут применяться в качестве сырья или продукции. Особые правила обращения с такими веществами предполагают их использование в течение 3 лет.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно принимать решение о том, к чему относить образуемые в ходе производства вещества и предметы — к отходам, или к побочным продуктам.

Кроме того, предлагается установить перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых можно будет осуществлять только с использованием в их составе определенной доли вторичных ресурсов. В отношении таких перечней будут разработаны меры стимулирования. Производство некоторых видов продукции станет запрещенным, если оно будет сопровождаться образованием неперерабатываемых или трудноперерабатываемых отходов.

Национальный проект «Экология»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2019 года; проверки требуют 35 правок.

В названии проекта термин «экология» не имеет отношения к науке экология, а употребляется в значениях близких к понятию охрана окружающей среды.

Экологический сбор

Экологический сбор ежегодно платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств.

В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.

Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467» было решено направлять средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, в том числе на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде софинансирования расходных обязательств регионов в рамках концессионных соглашений.

Данная мера встраивается в цепочку текущих законодательных преобразований, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Победители 2020 года

Председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва

Руководитель Проектного офиса «Формирование Единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности» госкорпорации «Росатом» в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва

Другие национальные проекты

Национальный проект «Цифровая экономика»

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»

Национальный проект «Жилье и городская среда»

Национальный проект «Наука»

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Культура»

Национальный проект «Демография»

Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Национальный проект «Здравоохранение»

Победители 2019 года

: Моренкова Виктория Сергеевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». Тема работы: Разработка концепции благоустройства парка имени 777-летия Нижнего Новгорода.
: Смирнова Алёна Александровна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Тема работы: Оценка степени загрязнения почвы нитратами.
: Белянин Ярослав Русланович, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Тем работы: Водородная энергетика в России и мире.

Проведение государственных проверок

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Плановые проверки отменяются в отношении предприятий и организаций:

  • деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • объекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

Хозяйствующий субъект имеет право обратиться с заявлением в контролирующий орган, если он имеет добровольное желание проведения на территории профилактического визита (такой вид проверки не предполагает штрафных санкций по результатам контрольного мероприятия).

О национальном проекте «Экология» говорили в Совете Федерации

Фотогалерея награждения победителей конкурса

Подписанный в августе 2022 года приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» делает возможным с 1 марта 2023 года подачу заявления об утверждении НООЛР посредством портала Госуслуг.

Кроме того, срок рассмотрения НООЛР в территориальном органе Росприроднадзора для их утверждения сокращается с 30 до 18 рабочих дней.

Предоставление водного объекта в пользование

С 27 февраля 2022 года решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, будет выдаваться по обновленной форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51.

Ранее Правительством РФ были утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Требования к оформлению работы

Проект (работа) представляется исключительно в электронном виде. Объем проекта (работы) – не более 25 страниц, выполненных в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman размером 14 – для основного текста, 12 – для сносок через один межстрочный интервал.
Титульный лист работы оформляется в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.Требования к видеороликам:

1) формат AVI (хронометраж не более 180 секунд, субтитры на русском языке);2) отсутствие сведений об авторе (авторах);3) указание сведений об авторе (авторах) музыки и текста (в случае использования музыкального сопровождения).

Проект (работа) в электронном виде, видеоролик либо электронный адрес (URL) места их хранения размещаются на странице конкурса на официальном сайте Законодательного Собрания в сети «Интернет».

Обновление формы заявки на получение КЭР

Для получения комплексного экологического разрешения с 1 марта нужно подавать заявку по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780.

Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.

Критерии оценки конкурсных работ

1) актуальность и оригинальность конкурсной работы;

2) соответствие содержания работы заявленной номинации;

3) порядок, точность и грамотность изложения материала и качество оформления работы, а также прилагаемых материалов;

4) степень раскрытия темы;

5) новизна исследования и степень личного вклада;

6) практическая значимость предложений, изложенных в работе

Регулирование обращения озоноразрушающих веществ

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Документ вступил в силу 22 февраля 2022 года.

Постановлением определен перечень озоноразрушающих веществ, которые попадают под государственный контроль. Также изменена форма отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой. Из нее исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании.

  • Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176. Президент России. Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 19 июня 2019 года.
  • Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Президент России. Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  • О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. pravo.gov.ru. Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 7 марта 2022 года.
  • Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева журналу «ВВП». Совет Безопасности Российской Федерации. www.scrf.gov.ru. Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  • Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева журналу «ВВП». Совет Безопасности Российской Федерации. www.scrf.gov.ru. Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  • Александра Белуза. Закон природы. Президент утвердил Стратегию экологической безопасности // Российская газета.
  • Владимир Путин утвердил стратегию экологической безопасности России до 2025 года. www.kommersant.ru (20 апреля 2017). Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  • Правительственная информация в контексте работы министерств и ведомств Выбрать министерство / ведомство. Утверждён план реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 года. government.ru. Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 8 июня 2019 года.
  • Медведев утвердил план реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 года. ТАСС. Дата обращения: 1 июля 2019. Архивировано 1 июля 2019 года.
  • Реализация стратегии экологической безопасности страны.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

С 1 марта 2023 года обновится порядок проведения ГЭЭ в связи с принятым постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2024 года, и действует до 1 января 2027 года.

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: Абрамченко В.В, Заместитель Председателя Правительства РФ
  • Руководитель национального проекта: Козлов А.А., Министр природных ресурсов и экологии РФ
  • Администратор национального проекта: Цыганов К.А., первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ

Работа по федеральным проектам

В рамках реализации экологической госполитики идет последовательная трансформация целей и задач, поэтому вокруг национального проекта создаются дополнительные направления. Например, федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Он направлен на вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. По своей сути федпроект является продолжением проекта «Создание комплексной системы обращения с ТКО»: создаются мощности по переработке ТКО, где отходы перерабатываются, сортируются, из них получают новые материалы, которые повторно используют в экономике страны. Также формируется и новая нормативная база.

В рамках национального проекта «Экология» произошла настоящая реформа природоохранного законодательства: многие акты требовали доработки, что-то создавалось с нуля. При работе над федеральным проектом «Чистый воздух», который имеет большое социальное значение, законодательство очень серьезно трансформировалось: был разработан и принят Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Говоря о постоянных изменениях в рамках нацпроекта «Экология», мы подразумеваем развитие и развитие каждого федерального проекта в частности. Если в начале реализации проекта «Чистый воздух» его география была представлена в 12 крупных промышленных центрах, то сейчас список расширен до 41 города, где будут проведены все мероприятия, необходимые для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Сейчас федпроект «Чистый воздух» работает в 12 городах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В рамках программы в городах-участниках развивается экологичный общественный транспорт, модернизируется теплоэнергетическая сеть, проводится озеленение территории для создания естественного фильтра для вредных выбросов

В марте 2022 года действие проекта распространилось еще на 29 городов России.

«Формирование комплексной системы обращения с ТКО»

В рамках реализации федерального проекта по комплексному обращению с ТКО мы наблюдаем дефицит бюджета на строительство инфраструктуры. Одним из основных источников финансирования реформы чистоты является сбор средств за вывоз отходов с каждого из нас. То есть каждый из нас вносит свой вклад в очищение страны от мусора — в 2021 году таким образом было собрано более 180 млрд. рублей.

Вместе с тем, значительные сложности связаны с противостоянием с корпоративным сектором, которые всячески блокируют развитие нового института в России. Речь идет об институте расширенной ответственности производителя (РОП) — дополнительном источнике финансирования для создания системы обращения с отходами, для строительства новых мощностей.

Сегодня это первостепенная задача — обязать бизнес платить за утилизацию упаковки — в этом и состоит суть РОП.

Федеральный проект «Чистая страна» — это ликвидация объектов накопленного вреда. У нас, к сожалению, их огромное количество еще со времен Советского союза, когда активно развивалась промышленность. К таким объектам также можно отнести свалки коммунальных отходов в черте городов.
В рамках проекта все эти объекты выявляются, оцениваются, исследуются на предмет состава отходов, их опасности, и принимаются управленческие решения для ликвидации каждой такой горячей точки. Такая работа ведется достаточно успешно.

Стоит вновь вернуться к разговору о бизнесе. Сегодня на ликвидацию объектов накопленного вреда расходуется федеральный бюджет, который формируется из налоговых поступлений. Это ответственная позиция государства: мы тратим деньги сегодня на чистое и безопасное завтра. Но одного устранения опасных объектов недостаточно, важно избежать ситуаций, когда хозяйствующий субъект, бизнес, предприятие оставляет за собой накопленный вред. И здесь государство пошло на очень радикальный шаг, вписывающийся в идеологию экодиктатуры: сегодня законодательство не позволяет юридическим лицам осуществлять любые имущественные сделки со своими объектами, пока на этом активе будет хоть малейшее загрязнение.

Это достаточно жесткое требование, но именно оно позволит в будущем избежать ситуаций, когда мы будем вынуждены платить за ликвидацию накопленного вреда — накопленного не нами, не государством, а хозяйствующими субъектами.

Отдельный пласт представляют собой водные федеральные проекты, их всего 3: «Сохранение озера Байкал», «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов». В рамках каждого реализуются очень схожие мероприятия:

  • прежде всего строительство очистных сооружений, которые позволяют снижать уровень загрязненности водных объектов;
  • укрепление берегов, береговой линии;
  • очистка прибрежных территорий.

В планах правительства после 2024 года вывести все водные объекты в единый проект, где будут решаться все эти вопросы.

Россия — страна номер один по объему лесных массивов. Но, даже несмотря на огромные запасы древесины, использование такого ценного ресурса приобрело угрожающие масштабы. Задача, которая стоит перед федеральным проектом по сохранению лесов, — компенсировать лесозатраты как минимум 1 к 1: одно дерево убыло из оборота — как минимум одно дерево должно быть посажено взамен. Такая работа сейчас ведется, целевые показатели выполняются.

Изменение Порядка проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно. Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
  • самолеты и иные воздушные суда;
  • ж/д транспорт;
  • водные суда.

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников. Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

Номинация «Экология и экономика. Наилучшие доступные технологии в решении экологических проблем»

: Филькина Алина Сергеевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта». Тема работы: Создание информационно-управляющей системы по предупреждению и ликвидации разливов нефти в Нижегородской области.
: Иванова Татьяна Андреевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Тема работы: Комплексная экологически эффективная очистка сточных вод производства свинцовых аккумуляторов.
: Надёжина Елена Владимировна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Тема работы: Переработка отхода полиуретановой стружки в клеевые системы.

Видео о национальном проекте

Министр экологии и природных ресурсов РФ  о задачах нацпроекта «Экология» в 2019 г.

Реализация национального проекта «Экология» в регионах России

Экология как национальный проект: какой будет рост экономики? Академик

ВУЗЫ

В связи со стартом федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, касающиеся обращения с побочными (попутными) продуктами производства и их учета.

Требования при обращении с побочными продуктами производства установлены в новой статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 268-ФЗ).

Согласно статье 51.1 к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, которые:

  • образуются при производстве основной продукции (выполнении работ, оказании услуг), но не являются целью данного производства;
  • можно использовать как сырье либо потребительские товары.

Предприятия самостоятельно будут относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по общему правилу можно не ориентироваться.

При работе с побочными продуктами производства требуется:

  • учитывать такие вещества и предметы отдельно от основной продукции и отходов;
  • отражать в программе производственного экологического контроля (ПЭК) виды побочных продуктов, их объемы и даты образования, сроки использования и т.д.;
  • не передавать третьим лицам эти вещества и предметы, если они не отвечают требованиям к сырью или продукции.

Побочные продукты обяжут считать отходами в 2 случаях:

  • они были размещены на полигоне;
  • в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).

Описанный порядок учета побочной продукции вступает в силу 1 марта 2023 года.

Учет вторичных ресурсов и вторичного сырья

Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:

  • Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства;
  • Вторичное сырье — вид продукции, полученной из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации.

Также законом устанавливается, что физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают:

  • их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления ТКО либо
  • сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

С 2030 года захоронение вторичных ресурсов запретят, они будут подлежать утилизации.

Документы конкурса

  • Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
  • Создание и эффективное функционирование во всех субъектов РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
  • Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
  • Реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду.

О конкурсе

Конкурс студенческих работ «Экология: проблемы и решения» проводится в пятый раз (старт конкурса был дан в 2016 году).

Конкурс проводит Законодательное Собрание при поддержке Нижегородского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы».

Целями конкурса являются:

— привлечение внимания студентов к проблемам экологии;

— популяризация экологических идей и реализуемых программ среди молодежи;

— повышение уровня экологической грамотности молодежи;

— формирование общественного мнения и активной жизненной позиции.

Устойчивое развитие экономики должно идти рука об руку с решением ключевых экологических вопросов. Это требование времени. Поэтому очень важно формировать экологическую культуру у молодого поколения.

Комплексные экологические разрешения (КЭР)

С 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 признается утратившим силу.

Новые правила получения КЭР предусматривают:

  • Срок выдачи разрешения территориального органа Росприроднадзора не должен превышать 63 рабочих дня с даты регистрации заявки на получение КЭР. Последнюю можно подать в т. ч. через портал Госуслуги.

    Также заявку не нужно будет направлять для рассмотрения в Роспотребнадзор, Росводресурсы и Минприроды;

  • КЭР может быть продлено на 7 лет при соблюдении установленных требований;
  • Разрешения, выданные до 1 марта 2023 года, действуют до окончания установленного срока и не требуют подтверждения путем внесения сведений о них в электронном виде в реестр выданных разрешений в ГИСП;
  • Установленные правила будут действовать 6 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *