На начало года граждане страны имели возможность получить более 600 федеральных и более двух тысяч региональных и муниципальных услуг. Но сейчас не все они оказываются в электронном виде, подчеркнул глава кабинета министров на оперативном совещании со своими заместителями. Министерство экономического развития в 2020 году проводило мониторинг качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму. Исследование показало, что 34 процента федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имели интерфейсов для онлайн-обращений, 15 процентов таких интерфейсов оказались неработоспособны. В более чем половине случаев заявители не получали оповещений о ходе получения услуги, 35 процентов сведений о федеральных услугах на едином портале были неактуальны или ошибочны. В непрерывном режиме сейчас предоставляется всего-то более 40 федеральных и около 60 региональных и муниципальных услуг.
«Теперь все процессы оказания государственных и муниципальных услуг будут последовательно переводиться в цифровой формат и предоставляться проактивно», — заявил Михаил Мишустин. План правительства позволит к концу 2023 года свести на нет бумажную волокиту, временные и финансовые затраты для людей, а также значительно сократить сроки предоставления услуг. «При этом граждане и дальше смогут в случае необходимости очно оформить и получить нужную справку или выписку на бумаге в многофункциональных центрах либо в ведомствах», — подчеркнул глава кабмина.
Концепцией установлен ряд целевых характеристик, которым в будущем госуслуги должны соответствовать. Так, они будут предоставляться в непрерывном формате, без личного присутствия заявителя, без предоставления документов, уже имеющихся у органов власти или в личном кабинете гражданина на Едином портале госуслуг. Заявители смогут получать госуслуги в любой момент времени в один клик, используя интуитивно понятные сервисы. Все процессы — от подачи заявлений и до получения результата — переведут в «цифру». Перечень услуг, которые должны предоставляться в круглосуточном режиме без личного присутствия граждан, должен быть сформирован во втором квартале этого года. Тогда же появится план оптимизации государственных и муниципальных услуг.
Пилотный проект по оптимизации уже реализуется в четырех регионах: Белгородской, Воронежской, Калининградской областях и Чувашии. Подготовлено свыше 60 предложений об упрощении получения 20 государственных или муниципальных услуг. В следующем году начнется мониторинг качества предоставления госуслуг в новом формате. Вся работа должна быть завершена к концу 2023 года. В правительстве ожидают, что полномасштабное решение целей концепции позволит вывести процесс оказания госуслуг на качественно новый уровень: граждане смогут получать их проще и быстрее, а госведомства — сократить лишние издержки.
Кабинет министров также подготовил перечень конкретных шагов, необходимых для реализации еще одной концепции — развития оптовых продовольственных рынков. Она была утверждена в конце сентября прошлого года. Система таких рынков, заявил премьер-министр, поможет российским сельхозпроизводителям сбывать свою продукцию как можно ближе к потребителю — в крупных городах. Всем желающим рынки обеспечат широкий выбор продуктов. «Ведь помимо оптовых продаж там будут созданы условия и для розничной торговли, а значит, люди смогут сами выбирать, где им выгоднее и удобнее закупаться», — заметил Мишустин. Он поручил вице-премьеру, главе аппарата правительства Дмитрию Григоренко и министерству промышленности и торговли контролировать необходимые изменения законодательства и национальных стандартов.
Чтобы уплатить штраф или заказать справку, не нужно занимать очередь в государственных учреждениях или искать специальную форму на сайте: многие услуги можно получить через мобильные приложения. Мы собрали такие сервисы: большинство из них работают по всей России, но есть и приложения для отдельных регионов.
Портал госуслуг
Получить почти любой документ не выходя из дома, подать заявление в загс, отправить документы на загранпаспорт, посмотреть судебную задолженность, оплатить услуги ЖКХ и прочее
Мои документы онлайн
Записаться в МФЦ, узнать статус заявления, заказать выписку из ЕГРН, заплатить госпошлину, проверить долги, оформить туристическую страховку, хранить документы
Пенсионный фонд
Подать обращение в электронной форме, найти подразделение СК, получать информацию о разыскиваемых преступниках, пропавших без вести, помочь следствию
ФССП
Узнать информацию о действиях при чрезвычайных ситуациях — например, как правильно оказать первую помощь. Из приложения можно вызвать МЧС и поделиться геолокацией со службой
МВД
Через приложение можно вызвать полицию, найти адрес ближайшего отделения, подать онлайн-обращение в подразделение МВД
Личный кабинет предпринимателя
Россия, Армения, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан
Путешествую без COVID-19
Помогает найти ближайшие лаборатории, в которых можно сдать тест на COVID-19. Когда ПЦР-тест будет готов, в приложении появится QR-код, который можно показать при пересечении границы
Россия, кроме Москвы и Татарстана
Госуслуги. Решаем вместе
Горожане оставляют жалобы на мусор во дворе, ямы на дорогах, качество питания в школе, а власти решают проблемы и отчитываются о проделанной работе
Моя Москва
Проверить штрафы на машину, записаться к врачу, найти интересные мероприятия в городе, внести показания счетчиков и узнать, чем кормят детей в школе
Емиас. инфо
Записаться по полису ОМС к врачу, иметь под рукой QR-код о вакцинации, сохранить номер своего полиса и полисов родственников, посмотреть результаты анализов
Активный гражданин
Семинары, опросы и обсуждения, в которых граждане решают вопросы благоустройства города. За участие дают баллы, которые можно обменять на билеты в музеи, сувениры или пополнить ими карту «Тройка»
Наш Санкт-Петербург
Можно отправить сообщение с фото и видео о переполненной мусорке, яме на дороге или неисправном свете в подъезде. Когда проблему исправят, всем, кто интересовался ситуацией, придет уведомление
Как получить от государства максимум
Рассказываем в нашей рассылке. Каждый месяц пишем о законах, пенсиях, выплатах, льготах и налогах, чтобы вы могли взаимодействовать с государством без проблем
Еще подборки государственных сервисов, которые помогут:
1. Пожаловаться.
2. Получить справки.
3. Оформить документы.