(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 222-ФЗ)
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой осуществляется также предоставление из федерального бюджета:
субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);
Абз. 4 п. 1 ст. 179.1 в части взносов в уставные (складочные) капиталы не применяется к объектам, проектная документация которых утверждена до 01.01.2017, и договоры о строительстве (реконструкции) которых заключены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества;
субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
Абз. 6 п. 1 ст. 179.1 не применяется к объектам, проектная документация которых утверждена до 01.01.2017, и договоры о строительстве (реконструкции) которых заключены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).
субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе подлежащих в соответствии с пунктом 12 статьи 78.3 настоящего Кодекса передаче в государственную собственность Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
Положения настоящего пункта не распространяются на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 53-ФЗ)
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
за пределами территории Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
2. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
3. Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе — капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
2. Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
3. Решение о предоставлении бюджетных ассигнований за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:
федерального государственного учреждения стоимостью 3 миллиарда рублей и более, а также федерального государственного загранучреждения и федерального государственного унитарного предприятия независимо от стоимости, принимается в форме правового акта Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 22.12.2020 N 448-ФЗ)
федерального государственного учреждения стоимостью менее 3 миллиардов рублей принимается в форме правового акта Правительства Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в форме правового акта федерального органа исполнительной власти или иной организации, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации).
(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
В случае принятия решений, предусмотренных настоящим пунктом, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней со дня их принятия.
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 448-ФЗ)
3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.
Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок предоставления указанных субсидий, включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
Решения о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 222-ФЗ)
4. Предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье — соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта.
Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия, с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления субсидии из федерального бюджета объем предоставляемой субсидии должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации указанного соглашения;
условие о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
положения, устанавливающие обязанность федерального автономного учреждения, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия по открытию лицевого счета для учета операций с субсидиями соответственно в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования, а в случае направления высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в орган Федерального казначейства обращения в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса — в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством;
сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет, указанный в абзаце шестом настоящего пункта;
положения, устанавливающие право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;
порядок возврата бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года ранее перечисленной этому учреждению, предприятию субсидии в случае отсутствия принятого в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии;
порядок возврата сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим учреждением, предприятием целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;
положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников, в случае, если соглашением о предоставлении субсидии предусмотрено указанное условие;
порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием;
случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.
Решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, получателям бюджетных средств может быть предоставлено право заключать соглашения о предоставлении субсидий на срок реализации соответствующих решений, превышающий срок действия утвержденных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Порядок взыскания средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии при отсутствии решения получателя бюджетных средств, предоставившего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Положения абзаца третьего настоящего пункта в части соответствия объема предоставляемой субсидии объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой, а также абзацев шестого и седьмого настоящего пункта не распространяются на объекты государственной собственности Российской Федерации, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
5. В договоры, заключенные в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, подлежащие оплате за счет предусмотренной настоящей статьей субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Сторона договора, предусмотренного настоящим пунктом, вправе потребовать от бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.
В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие вправе не принимать решение о расторжении предусмотренных настоящим пунктом договоров, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.
(абзац введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ)
6. Соглашения о предоставлении субсидий в отношении объектов, срок строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения которых превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий, заключаются на срок реализации решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, с учетом положений, установленных абзацем четырнадцатым пункта 4 настоящей статьи.
7. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа казенного учреждения, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком при осуществлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса, на бюджетное или автономное учреждение или изменения его организационно-правовой формы на государственное (муниципальное) унитарное предприятие после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты с внесением изменений в ранее заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты в части замены стороны договора — казенного учреждения на бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие и вида договора — государственного (муниципального) контракта на гражданско-правовой договор бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 344-ФЗ)
1. Организации, реализующей проект, может быть предоставлена мера государственной поддержки, предусматривающая возмещение затрат в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и (или) налоговый вычет (если стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений является Российская Федерация) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 226-ФЗ)
1) на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности или собственности регулируемых организаций (включая затраты на технологическое присоединение (примыкание) к инженерным и транспортным сетям);
2) на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства) либо реконструкции и (или) модернизации объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
3) на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реализации инвестиционного проекта в части создания (строительства) новых либо реконструкции и (или) модернизации существующих объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) в части создания результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации, если уплата таких процентов была осуществлена на инвестиционной стадии, при условии, что в отношении таких кредитов и займов, включая облигационные займы, не предоставляются иные меры государственной поддержки;
4) утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 226-ФЗ;
5) на демонтаж объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства), при одновременном выполнении следующих условий:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные объекты, принято решение об их передислокации;
б) за счет средств организации, реализующей проект, осуществлены мероприятия по передислокации указанных объектов, в том числе при необходимости выполнен демонтаж таких объектов;
в) новые объекты на территориях военных городков оформлены в собственность Российской Федерации;
г) объем капитальных вложений по инвестиционному проекту составляет не менее 10 миллиардов рублей.
2. Указанная в части 1 настоящей статьи мера государственной поддержки предоставляется в форме субсидии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и (или) в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организация, реализующая проект, осуществляет выбор формы предоставления такой меры государственной поддержки и указывает выбранную форму в расчете объема возмещения затрат, предусмотренном пунктом 5 части 9 настоящей статьи.
2.1. Меры государственной поддержки, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, не предоставляются организации, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, реализующей проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота), объем капитальных вложений в который составляет не менее 300 миллиардов рублей, и включенной в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.06.2022 N 226-ФЗ)
3. Если инвестиционный проект предусматривает создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объекта транспортной, энергетической, коммунальной, социальной или цифровой инфраструктуры в качестве основного объекта инвестиционного проекта (при этом под основным объектом инвестиционного проекта понимается объект транспортной, энергетической, коммунальной, социальной или цифровой инфраструктуры, ежегодная выручка от эксплуатации которого в виде предоставления возмездного доступа к его инфраструктуре (товарам, услугам) физическим или юридическим лицам составляет не менее 80 процентов общей выручки, полученной организацией, реализующей проект, в связи с осуществлением инвестиционного проекта в течение срока возмещения затрат, определяемого в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи), то возмещаются следующие затраты:
1) затраты, предусмотренные пунктами 3 — 5 части 1 настоящей статьи;
2) затраты, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, в отношении объектов инфраструктуры, которые не относятся к основному объекту инвестиционного проекта и которые для целей возмещения затрат, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, считаются объектами обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур.
4. Предельный объем возмещаемых затрат, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) не может превышать 100 процентов фактически понесенных затрат, предусмотренных пунктом 5 части 1 настоящей статьи, а также 100 процентов фактически понесенных затрат, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи для объектов сопутствующей инфраструктуры;
2) не может превышать 50 процентов фактически понесенных затрат, предусмотренных:
а) пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 226-ФЗ;
в) пунктом 3 части 1 настоящей статьи;
3) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 226-ФЗ.
5. Предельный объем возмещаемых затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, и объем реального ущерба, указанного в части 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, не могут превышать размер обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в связи с реализацией инвестиционного проекта, а именно:
1) в федеральный бюджет — налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, налога на добавленную стоимость (за вычетом налога, возмещенного организации, реализующей проект), ввозных таможенных пошлин;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации — налога на прибыль организации, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, налога на имущество организаций;
3) в местный бюджет — земельного налога (в случае, если муниципальное образование является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений и таким соглашением предусмотрена возможность возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах размера земельного налога, исчисленного организацией, реализующей проект, для уплаты в местный бюджет).
6. Предельный срок, в течение которого возмещаются затраты, указанные в части 1 настоящей статьи, составляет:
1) 5 лет — для случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи в отношении объектов обеспечивающей инфраструктуры, и случаев, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи;
2) 10 лет — для случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи в отношении объектов сопутствующей инфраструктуры, и случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 настоящей статьи.
7. Если организация, реализующая проект, при осуществлении инвестиционного проекта в течение всего срока его реализации заключила договоры с субъектами малого или среднего предпринимательства на сумму, указанную в части 11 статьи 10 настоящего Федерального закона, предельный срок, в течение которого возмещаются затраты, указанные в части 1 настоящей статьи, составляет:
1) 6 лет — для случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи в отношении объектов обеспечивающей инфраструктуры, и случаев, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи;
2) 11 лет — для случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи в отношении объектов сопутствующей инфраструктуры, и случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 настоящей статьи.
8. Сроки, указанные в частях 6 и 7 настоящей статьи, исчисляются со дня начала возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи.
9. Возмещение затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
1) все имущественные права, возникшие в рамках реализации инвестиционного проекта и подлежащие государственной регистрации, зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществлена государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации (если применимо), а также все объекты недвижимого имущества созданы (построены) либо реконструированы, если инвестиционным проектом предполагается создание (строительство) либо реконструкция объектов недвижимого имущества, и введены в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) у организации, реализующей проект, отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей, указанных в части 5 настоящей статьи;
3) соблюдены нормативы возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, которые предусмотрены порядком возмещения затрат, утверждаемым в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
5) организацией, реализующей проект, представлен расчет объема возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой такого расчета, который в том числе предусматривает:
а) перечень произведенных затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе по каждому объекту инфраструктуры (если применимо);
б) объем возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе по каждому объекту инфраструктуры, который определяется исходя из предельных объемов возмещения затрат, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи (если применимо);
в) сроки начала и окончания, а также предельный срок возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе по каждому объекту инфраструктуры (если применимо), при этом указанные сроки определяются в соответствии с частями 6, 7 и 12 настоящей статьи;
г) перечень объектов, в отношении которых осуществляется возмещение затрат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в том числе с указанием вида инфраструктуры (обеспечивающей или сопутствующей), к которому они относятся;
д) объем ранее возмещенных затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе по каждому объекту инфраструктуры (если применимо), форму, в которой осуществлялось возмещение таких затрат, а также объем ранее возмещенного реального ущерба с указанием года и размера возмещения, в том числе по каждому объекту инфраструктуры (если применимо);
е) объем исчисленных обязательных платежей, указанных в части 5 настоящей статьи;
ж) предельный объем возмещаемых затрат с учетом ранее возмещенных затрат, реального ущерба и исчисленных обязательных платежей, а также с учетом других мер прямой государственной финансовой поддержки, предоставленных в связи с осуществлением инвестиционного проекта;
з) форму возмещения затрат, определенную в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
и) распределение совокупной суммы произведенных затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, по суммам налогов, прогнозируемым к уплате в течение сроков возмещения затрат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и соответствующих уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет которых будет осуществляться возмещение указанных затрат;
к) размер предоставленных организации, реализующей проект, других мер прямой государственной финансовой поддержки в связи с осуществлением инвестиционного проекта;
6) представлено положительное заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов недвижимости (капитального строительства) и линейных объектов, подлежащих созданию (строительству) либо реконструкции в рамках инвестиционного проекта;
7) представлено заключение о проведении технологического и ценового аудита, выданное экспертной организацией (требования к такому заключению и экспертной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации), подтверждающее в том числе расчет объема возмещения затрат, подготовленный организацией, реализующей проект;
7.1) представлено заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, о не выявленных (выявленных) при проведении налогового контроля фактах искажения организацией, реализующей проект, размеров фактически понесенных затрат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также об отсутствии (о наличии) неисполненных мотивированных мнений, вынесенных в отношении организации, реализующей проект, в рамках налогового мониторинга по вопросам правильности определения размеров фактически понесенных затрат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 226-ФЗ)
8) представлены документы, подтверждающие соблюдение организацией, реализующей проект, условий, предусмотренных пунктом 5 части 1 настоящей статьи (если применимо);
9) в случае предоставления других мер прямой государственной финансовой поддержки в отношении инвестиционного проекта возмещение затрат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может осуществляться в размере, не превышающем предельный объем таких затрат, определенный в соответствии с частью 4 настоящей статьи, за вычетом других предоставленных мер прямой государственной финансовой поддержки;
10) организацией, реализующей проект, принято решение, предусмотренное подпунктами «а» и (или) «б» пункта 6 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
(п. 10 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 226-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 453-ФЗ)
10. Возмещение затрат, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, может осуществляться по завершении отдельных этапов реализации инвестиционного проекта, предусмотренных соглашением о защите и поощрении капиталовложений. Отдельный этап реализации инвестиционного проекта считается завершенным, если такое соглашение предусматривает несколько этапов реализации инвестиционного проекта и при этом:
1) завершено создание (строительство) либо реконструкция и (или) модернизация объекта (объектов) недвижимого имущества по отдельному этапу, такие объекты введены в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и в отношении данных объектов зарегистрировано право собственности организации, реализующей проект, либо такой объект передан (такие объекты переданы) в государственную (муниципальную) собственность или в собственность регулируемой организации;
2) после создания (строительства) либо реконструкции и (или) модернизации объекта (объектов) недвижимого имущества такой объект может (такие объекты могут) эксплуатироваться независимо от иных объектов недвижимого имущества, создание (строительство) либо реконструкция и (или) модернизация которых предусмотрены соглашением о защите и поощрении капиталовложений, для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, предусмотренных указанным соглашением.
11. Возмещение затрат, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, по завершении отдельного этапа реализации инвестиционного проекта в соответствии с частью 10 настоящей статьи осуществляется в отношении объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для эксплуатации построенного, реконструированного и (или) модернизированного на отдельном этапе объекта недвижимого имущества, в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 — 8 части 9 настоящей статьи. Сроки, указанные в частях 6 и 7 настоящей статьи, исчисляются со дня начала возмещения затрат, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, в отношении всех объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для эксплуатации построенного, реконструированного и (или) модернизированного на отдельном этапе объекта (объектов) недвижимого имущества.
12. Организация, реализующая проект, может воспользоваться правом на возмещение затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, в срок, не превышающий трех лет со дня, когда все имущественные права, возникшие в рамках реализации инвестиционного проекта и подлежавшие государственной регистрации, зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществлена государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации (если применимо), а также все объекты недвижимого имущества созданы (построены) либо реконструированы и (или) модернизированы, если инвестиционным проектом предполагается создание (строительство) либо реконструкция и (или) модернизация объектов недвижимого имущества, и введены в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация, реализующая проект, может воспользоваться правом на возмещение затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, по завершении отдельных этапов реализации инвестиционного проекта в срок, не превышающий трех лет со дня государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные (построенные) либо реконструированные и (или) модернизированные на соответствующем этапе, при соблюдении условий, предусмотренных частями 10 и 11 настоящей статьи.
13. Организации, реализующие проект и заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений в порядке частной проектной инициативы, могут заключить между собой договор о распределении затрат на объекты инфраструктуры. В случае, если организации, реализующие проект, заключили между собой такой договор, они прикладывают копию такого договора к заявлению о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предусмотренному статьей 7 настоящего Федерального закона, или направляют копию такого договора для изменения уже заключенного соглашения о защите и поощрении капиталовложений в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона. Организации, реализующие проект, могут направить копию договора о распределении затрат на объекты инфраструктуры для изменения уже заключенного соглашения о защите и поощрении капиталовложений не позднее даты возмещения затрат, указанных в части 1 настоящей статьи. Предусмотренный настоящей частью договор должен включать в себя информацию о затратах на создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур каждой из организаций, реализующих проект. Затраты, указанные в части 1 настоящей статьи, возмещаются каждой организации, реализующей проект и заключившей договор о распределении затрат на объекты инфраструктуры, отдельно в размере понесенных такой организацией затрат, факт осуществления которых подтвержден в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
14. В целях возмещения затрат организация, реализующая проект, направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, и (или) в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, расчет объема возмещения затрат, положительное заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов недвижимости (капитального строительства) и линейных объектов, положительное заключение технологического и ценового аудита, предусмотренные пунктами 5 — 7 части 9 настоящей статьи, а также иные документы, перечень и состав которых устанавливаются в порядке возмещения затрат, утверждаемом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
15. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет проверку документов, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, на предмет их комплектности в соответствии с порядком возмещения затрат, утверждаемым в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
16. Перед проведением предусмотренной частью 14 настоящей статьи проверки уполномоченный федеральный орган исполнительной власти запрашивает у регулируемой организации (в применимых случаях также у органа государственной власти, уполномоченного на утверждение программ перспективного развития отдельных отраслей экономики) информацию о наличии в инвестиционной программе регулируемой организации (в применимых случаях в программе перспективного развития отдельных отраслей экономики) объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
17. Возмещение указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры осуществляется в случае, если объекты сопутствующей инфраструктуры соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 13 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
18. При принятии решения о возмещении затрат, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должны быть определены источники финансового обеспечения затрат публично-правового образования на обслуживание, содержание, эксплуатацию (с возможностью ликвидации) объектов сопутствующей инфраструктуры, создаваемой в рамках реализации инвестиционного проекта, передаваемых в государственную (муниципальную) собственность или поступающих в собственность регулируемой организации. При возмещении затрат, понесенных в целях создания (строительства) либо реконструкции и (или) модернизации объектов сопутствующей инфраструктуры, должно быть определено лицо, в собственность которого поступает объект сопутствующей инфраструктуры. На передачу указанного объекта в государственную (муниципальную) собственность или в собственность регулируемой организации требуется согласие публично-правового образования либо регулируемой организации. Такое согласие может быть выражено в договоре (соглашении), предусмотренном частью 19 настоящей статьи.
19. Особенности эксплуатации и (или) передачи объектов сопутствующей инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность или в собственность регулируемой организации, затраты в отношении которых подлежат возмещению в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаются договором (соглашением) между организацией, реализующей проект, и соответствующими публично-правовым образованием или регулируемой организацией, в собственность которых передается (поступает) созданный объект сопутствующей инфраструктуры для дальнейшей эксплуатации. Передача объектов сопутствующей инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность осуществляется на основании подписываемого сторонами акта приема-передачи.
20. Допускается предоставление меры государственной поддержки, указанной в части 1 настоящей статьи, в отношении объектов инфраструктуры, включенных в инвестиционные программы регулируемых организаций, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет средств организации, реализующей проект. В таком случае объем возмещаемых затрат, указанных в части 1 настоящей статьи, не может превышать 50 процентов фактически понесенных затрат организации, реализующей проект, на финансовое обеспечение инвестиционной программы для объектов обеспечивающей инфраструктуры, и 100 процентов фактически понесенных затрат организации, реализующей проект, на финансовое обеспечение инвестиционной программы для объектов сопутствующей инфраструктуры.
21. В случаях и порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, организации, реализующей проект, могут быть предоставлены меры государственной поддержки в целях обеспечения минимальной доходности инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
22. Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры поддержки (в том числе меры государственной поддержки), не предусмотренные настоящей статьей. При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема меры государственной поддержки, указанной в части 1 настоящей статьи, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
Программа поддержки проектов жилищного строительства
Государственная программа направлена на стабильное развитие строительной отрасли Российской Федерации и включает в себя мероприятия по обеспечению своевременной реализации проектов жилищного строительства (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. № 629)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2022 № 1803 выплата возмещения недополученных доходов в рамках программы поддержки проектного финансирования с 01.08.2022 не осуществляется.
В настоящий момент возмещение недополученных доходов кредиторов осуществляется только по низкомаржинальным проектам строительства