Государственные программы как инструмент регионального управления

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Государственные программы на региональном уровне – это механизмы стратегического планирования, обеспечивающие сбалансированное и перманентное развитие региона в социально-экономическом плане, решение его проблем с целью удовлетворения потребностей его населения.

Программно-целевой подход в региональном управлении – это метод обеспечения социально-экономического развития региональной территории, реализуемый посредством аккумулирования необходимых ресурсов для достижения социально значимых целей в поставленные сроки на основе разработанных и принятых целевых программ развития.

Региональные программы – это вид комплексных целевых программ, выступающих в качестве инструмента управления и регулирования развития региона в экономическом, социальном, научно-техническом плане, формы хозяйственной деятельности и способа концентрации ресурсов по приоритетным направлениям, обеспечивающим решение наиболее значимых проблем регионов.

Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе задач, ресурсов и сроков, реализуемых с целью обеспечения эффективного решения проблем экономического и социального характера на территории государства и его отдельных регионов.

Наиболее
распространенной формой планирования
в современном мире является государственное
программирование, включающая разработку
комплексных программ соц.- экон.
планирования, разработанных для решения
определенных проблем. Программа – это
набор взаимосвязанных мероприятий,
обеспеченных ресурсами и позволяющих
намеченные цели в возможно короткие
сроки с относительно меньшими затратами.

Особенности
программ: 1).являются наиболее эффективным
способом реализации стратегических
задач соц.- экон., научно- техн.,
экологического и регионального развития;
обеспечивают концентрацию ресурсов на
перспективных направлениях развития.
2).это способ саморегулирования экономики
с гос. поддержкой решения крупных
социальных проблем. 3).распространяются
на период их действия и направлены на
стратегию прорыва; обеспечивают
дополнительный системный эффект от
концентрации лучших ресурсов на узком
поле деятельности прорыва.

Среди форм реализации
федеральной и региональной политики в
настоящее время и в перспективе особое
место должно быть отведено разработке
и осуществлению федеральных и региональных
целевых программ социально-экономического
развития регионов. Перечни таких целевых
программ, подлежащих проработке, должны
определяться при подготовке общероссийских
концепций и программ на среднесрочную
и долгосрочную перспективу и входить
в состав этих документов. Учет регионального
аспекта должен стать необходимым звеном
в выработке и проведении политики
структурной перестройки экономики.

В настоящее время
обозначен новый подход в использовании
программно-целевого метода путем
сокращения числа федеральных целевых
программ и концентрации гос. средств
на приоритетных направлениях, в частности
с учетом геостратегических интересов
России (ФЦП «Юг России», «Экономическое
и социальное развитие Дальнего Востока
и Забайкалья до 2010 г.», «Развитие
Калининградской области на период до
2010 г.», а также программа «Сокращение
различий в уровне социально-экономического
развития регионов РФ»).

По характеру
реализуемых проблем: социальные,
социально- экономические, экономические,
политические, научно- технические,
оборонные, идеологические, многоцелевые.

По временному
промежутку: текущие(до 1 мес.),
краткосрочные(до 1 года), среднесрочные(до
5 лет), долгосрочные(от 5 лет).

По уровню значимости
результатов: национальные, региональные,
отраслевые, на уровне хоз. субъектов.

По форме представления
конечных результатов: с качественно
определенными показателями, с количественно
определенными показателями. и др.
классификация

Долгосрочные ЦП
разрабатываются органом исполнительной
власти, органом м/с и подлежат утверждению
соответствующим законодательным
органом, представительным органом м/с.
Формирование перечня долгосрочных ЦП
осуществляется органом исполнительной
власти, органом м/с в соответствии с
прогнозом социально-экономического
развития РФ и прогнозом социально-экономического
развития соответствующей территории
и определяемыми на основе этих прогнозов
приоритетами. Долгосрочная ЦП, предлагаемая
к утверждению и финансированию за счет
бюджетных средств или средств
государственного внебюджетного фонда,
должна содержать: технико-экономическое
обоснование; прогноз ожидаемых
социально-экономических (экологических)
результатов реализации указанной
программы; наименование заказчика
указанной программы; сведения о
распределении объемов и источников
финансирования по годам; другие документы
и материалы, необходимые для ее
утверждения. Заказчиком долгосрочной
ЦП может быть орган гос. власти или орган
м/с для муниципальных ЦП.

Обязательно должен
проводиться мониторинг и оценка
эффективности целевых программ.

Содержание ЦП(на
основании Приказа Минэкономразвития
РФ от 2002г. и Постановления Правительства
РФ от 1995г.):

1).Содержание
проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами;

2).Цель,
основные задачи и сроки реализации
Программы;

4).Научное,
нормативно-правовое и информационное
обеспечение Программы;

7).Организация
управления и контроль за ходом выполнения
Программы;

8).Оценка
эффективности, социально-экономических
и экологических результатов от реализации
Программы.

Паспорт программы
содержит следующее: наименование
Программы, дата принятия решения о
разработке Программы, государственный
заказчик, государственный заказчик —
координатор Программы, основные
разработчики Программы, цель и задачи
Программы, сроки и этапы реализации
Программы, перечень подпрограмм, объемы
и источники финансирования Программы,
ожидаемые конечные результаты реализации
Программы.

Состав федеральных и региональных целевых программ социального и экономического развития

Целевые программы федерального и регионального уровня, предназначенные для обеспечения и развития государства и регионов в экономическом и социальном плане, включают в свой состав следующие разделы:

«Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития» 👇

  • во-первых, раздел, содержащий характеристику проблем, решение которых предполагается в результате реализации целевой программы;
  • во-вторых, раздел, содержащий основные задачи и цели реализации целевой программы с разбивкой по срокам и этапам реализации. В этом же разделе целевой программы представляются индикаторы и показатели, характеризующие степень реализации программы;
  • в-третьих, раздел, включающий перечень мероприятий целевой программы;
  • в-четвертых, раздел, включающий обоснование ресурсного обеспечения мероприятий целевой программы;
  • в-пятых, раздел, характеризующий механизм реализации целевой программы, включая механизм управления ею и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • в-шестых, раздел оценки социальной, экологической, экономической эффективности реализации целевой программы.
Читать также:  Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493

Каждое целевая программа сопровождается паспортом федеральной и региональной целевой программы.

К разделам целевых федеральных и региональных программ экономического и социального развития предъявляются определенные требования. В частности, в первом разделе целевой программы федерального и регионального уровня должно содержаться развернутая постановка проблемы, включающая анализ и оценку причины возникновения этой проблемы, обоснование связи проблемы с приоритетами национального социально-экономического развития, оценка целесообразности реализации программы на федеральном и региональном уровне. Также в первом разделе целевой программы должно содержаться обоснование необходимости решения проблемы с помощью программно-целевого метода и аналитическая записка по возможным вариантам решения проблемы.

Во втором разделе целевой программы должны содержаться развернутые формулировки целевых установок и задачи реализации программы с указанием показателей индикаторов.

Третий раздел программы посвящается подробному перечню мероприятий, которые обеспечивают реализацию цели и задачи целевой программы, увязку этих мероприятий с ресурсным обеспечением и сроками исполнения.

В последнем разделе программы федерального и регионального уровня содержится описание последствий социального, экономического и экологического характера, возможных к возникновению в случае реализации программы, а также общая оценка вклада целевой программы социально-экономическое развитие государства и его отдельных регионов.

Программно-целевой подход реализуется посредством разработки и осуществления специальных региональных программ. Разработка конкретной целевой программы – это сложный многоплановый процесс, который направлен на исследование ситуации в регионе, установление проблемы социально-экономического развития и определение ресурсов, которыми региональная территория для решения такой проблемы располагает.

Последовательность действий при разработке региональной программы включает в себя следующие стадии:

  • Исследование состояния региональной территории. Это предполагает изучение специфики природных, географических, экологических, производственных, инновационных, инвестиционных и иных экономических, а также других условий, определяющих уровень развития и благосостояния населения региональной территории и перечень и объем ресурсов, которые могут быть направлены на решение социально значимой задачи;
  • Установление соотношения со стратегией социально-экономического развития федеральной и региональной территории. Изучение главных векторов развития федеральной и региональной территории, закрепленные в соответствующих концепциях и стратегиях развития или иных программных документах, в совокупности с исследование фактического состояния региональной территории позволяет получить представление относительно приоритетных на конкретный период времени задач управления, решение которых позволит обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное социально-экономическое развитие региональной территории.
  • Если на уровне региона концепция развития еще не разработана, то прежде чем приступить к разработке реализации конкретных целевых программ, необходимо выработать общую концепцию развития региона в долгосрочной перспективе;
  • Установление проблемы и разработка программы для ее преодоления.

«Программно-целевой подход в региональном управлении. Виды региональных программ» 👇

Здесь необходимо подчеркнуть, что для обеспечения социально-экономического развития региональной территории разрабатываются и реализуются разнообразные целевые программы в разных сферах публичного управления. При этом разработка программ реализуется по единому алгоритму: устанавливаются проблема, ресурсы для решения проблемы; разрабатывается перечень мероприятий; определяются ответственные за их реализацию субъекты; программа утверждается. После утверждения программы происходит ее непосредственная реализация, когда ответственные субъекты в оговоренные в программе сроки посредством использования установленного объема и перечня ресурсов реализуют программные мероприятия для решения поставленной проблемы.

Важно подчеркнуть, что эффективное осуществление целевой программы требует постоянного мониторинга эффективности ее реализации, реализации отдельных мероприятий и отдельных этапов программы, их корректировки в случае изменения внешней и внутренней среды или установления неэффективности предусмотренных программой мероприятий. Потому необходимо для реализации программно-целевого метода выстроить систему контроля эффективности осуществления программных мероприятий, программы в целом. Такой контроль необходим как для корректировки действующей программы, так и для учета положительных и отрицательных сторон конкретной программы при разработке и реализации будущих программ социально-экономического развития региональной территории.

Специфика региональных целевых программ социального и экономического развития

Региональные целевые программы признаны выступать в качестве инструмента управления и регулирования региональной стратегии социально-экономического развития конкретного региона. Специфика региональных программ состоит в том, что их формирование и реализация осуществляется на уровне отдельных регионов, но с учетом общегосударственных территориальных интересов.

Управление формированием и реализацией целевых программ регионального уровня возложено на региональные органы государственного управления. Отличительной чертой региональных программ по сравнению с федеральными целевыми программами является их меньшая масштабность, строгая целевая направленность, точная адресность, увязка с общегосударственной концепцией развития регионов и региональной политикой Российской Федерации.

Региональные целевые программы формируются в разрезе вышеперечисленных разделов, увязываются по периодам реализации и внутригодовым срокам.

Федеральные власти принимают участие в реализации региональных программ, как правило, в методическом смысле, формируя целевые установки развития государства и его регионов, а также в финансовом смысле, обеспечивая соответствующие финансовые ресурсы, необходимые для реализации региональных целевых программ.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Виды региональных программ

Региональная территория, являясь частью федеральной территории, одновременно объединяет муниципальные территории. Иными словами, управление региональным развитием предполагает усилия на всех уровнях публичного управления – от федерального до муниципального.

Федеративное устройство государства, а также сложное административно-территориальное его деление предполагает, что эффективность развития любой территории обеспечивается совместными усилиями всех уровней публичного управления, при этом отдельные вопросы отнесены исключительно к ведению конкретного уровня публичного управления.

Отсюда, к числу видов региональных программ развития можно отнести:

  • федеральную программу, которая в том числе реализуется на региональной территории;
  • непосредственно региональную программу. Такие программы самостоятельно разрабатываются и реализуются органами регионального управления или выступают в качестве подпрограммы федеральной целевой программы.
Читать также:  Госпрограмма переселения

Кроме того, на территории регионов реализуются разнообразные муниципальные программы, в реализации которых органы публичного управления региона могут участвовать.

По содержанию программы, реализуемые на региональной территории, могут быть разделены на:

  • отраслевые или функциональные, которые реализуются по конкретному направлению публичного управления;
  • комплексные.

Зарубежная и отечественная практика публичного управления позволяет охарактеризовать программно-целевой подход в качестве наиболее эффективного для решения задач развития территорий как местных, так и федеральных.

Использование программно-целевого подхода для регулирования развития региональной территории позволяет учесть специфику, проблемы, ресурсы региональной территории и на основе этого разработать программы, направленные на достижение социально значимых результатов в конкретные сроки.

Итак, в качестве главного инструмента программно-целевого подхода используются целевые программы. Разработка реализация целевой программы позволяет повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов, аккумулировать их для решения понятной конкретной срочной цели и соответствующих задач, обеспечивающих социально-экономическое развитие региональной территории.

Роль региональных программ в региональном развитии и их специфика

Региональные программы отличаются тем, что их формирование и реализация осуществляется на территории различных типов регионов, включая города федерального значения, но с учетом территориальных и общегосударственных интересов в совокупности.

Реализация программных мероприятий осуществляется на территории географически ограниченного региона, выступающего в качестве административно-территориальные единицы Российской Федерации. Управление разработкой и реализацией региональных программ возложено на органы исполнительной власти регионального уровня. В качестве источника финансирования реализации региональных программ выступают, как правило, государственные субсидии. Помимо этого, для финансирования региональных программ могут привлекаться частные российские иностранные инвестиции.

Региональные программы характеризуются небольшим объемом работ и затрачиваемых ресурсов, обладая адресностью, целевым характером, ограниченным временным интервалом, увязкой с общегосударственной концепцией развития регионов и содержанием региональной политики страны.

Региональные программы призваны обеспечивать решение следующих задач регионального развития:

  • выравнивать межрайонные различия в отношении экономических, социальных, научно-технических показателей;
  • формировать оптимальную отраслевую и территориальную структуру региональной экономики;
  • балансировать региональное хозяйствования в условиях рыночной экономики;
  • максимально эффективно использовать природные, материальные, трудовые региональные ресурсы;
  • развивать производственную сферу сообразно селективной государственной структурной политике;
  • охранять окружающую среду;
  • преодолевать последствия техногенных аварий и стихийных бедствий;
  • формировать инфраструктуру информационного обеспечения органов регионального управления и представителей бизнеса;
  • обеспечивать духовное возрождение региона, сохранение исторического наследия, стабилизацию обстановки в правовом и общественно политическом контексте.

Региональные программы обеспечивают сбалансированность действий, направленных на обеспечение развития региона в комплексном или узкоспециализированных смысле. Региональные программы обеспечивают взаимоувязку целей развития региона, ресурсной базы этого развития, а также источников финансирования.

Сущность и назначение региональных программ

Развитие российских регионов находится под воздействием одного из наиболее существенных факторов, которым является огромная территориальная разобщенность государства. это обеспечивает неравномерность экономического и социального положения российских регионов, необходимость вмешательства государства для обеспечения выравнивание этого развития.

Одним из наиболее современных и рациональных инструментов регионального регулирования выступает метод региональных программ, обеспечивающий надежное и квалифицированное решение стратегических проблем развития конкретных регионов в пределах единообразной региональной государственной политики.

Процесс разработки региональных программ представляет собой целенаправленные действия, обеспечивающие мобилизацию возможностей конкретных регионов в достижении определенных показателей развития.

Региональные программы выступает в качестве разновидности комплексных программ целевого назначения, призванных обеспечивать управление и регулирование разнообразными процессами на территории региона, направлениями его развития с целью решения проблем этого развития.

Региональные программы обеспечивают взаимоувязку регионального управления развитием территорий в социально-экономическом плане и единой региональной политики государства. Помимо этого, региональные программы отдельных регионов, получившие успешную реализацию, формируют методическую базу для реализации схожего опыта на территории других регионов с учетом их особенностей.

«Региональные программы и их значение для регионального развития» 👇

Характеристика видов региональных программ

Всю совокупность региональных программ можно разделить на несколько видов, к числу которых относятся:

  • во-первых, межгосударственные региональные программы;
  • во-вторых, федеральные или государственные региональные программы;
  • в-третьих, собственные региональные программы;
  • в-четвертых, комплексные региональные программы;
  • в-пятых, узкоспециализированные региональные программы.

Комплексные программы регионального развития ориентированы на обеспечение этого развитие в разрезе разнообразных направлений, включающих в себя социальные, экономические, научно-технические, производственные и иные составляющие.

Комплексные программы регионального развития могут формироваться совокупностью узкоспециализированных программ регионального развития. Узкоспециализированные региональные программы подразумевают развитие региона по конкретному направлению. Узкоспециализированные региональные программы могут быть направлены на развитие просвещения, торговли, здравоохранения, коммунального хозяйства, туризма и отдыха на территории региона и так далее.

Помимо этого, региональные программы можно классифицировать по таким признакам как:

  • территориальная принадлежность;
  • функциональная ориентация;
  • содержание проблем, на решение которых направлены программы;
  • масштабность;
  • отраслевая локализация;
  • хронология возникновения региональных проблем.

Характеристика структуры государственной программы, обеспечивающей стратегическое развитие региона

В общем виде структура государственной программы регионального уровня может включать в себя федеральную целевую программу, в которой указывается государственный заказчик, выступающий одновременно в роли координатора, а также подпрограммы, обеспечивающие привлечения соисполнителей к реализации государственной программы. Федеральная целевая программа включает в себя состав мероприятий, разделяемых по участникам, а также ведомственные целевые программы, которые содержат в себе состав скоординированных мероприятий, призванных обеспечивать решение конкретных задач и подпрограмм государственных программ регионального уровня.

Государственная программа регионального уровня включает в себя:

  • титульный лист;
  • паспорт государственной программы, включающий в себя паспорт подпрограмм;
  • текстовую часть государственной программы регионального уровня, описывающую приоритеты и цели государственной политики, дающую общую характеристику субъекта Российской Федерации, степени его участия в реализации программы;
  • таблицы, которые характеризуют содержание текстовой части государственной программы;
  • планы реализации государственной программы;
  • обосновывающие дополнительные материалы текстовой формы, описывающие содержание государственной программы и подпрограммы;
  • элементы согласования.
Читать также:  Постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 760-П О государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области"

Паспорт государственной программы регионального уровня включает в себя следующие элементы:

  • во-первых, ответственного исполнителя программы;
  • во-вторых, состав соисполнителей и участников программы;
  • в-третьих, подпрограммы государственной программы регионального уровня;
  • в-четвертых, состав целей и задач государственной программы;
  • в-пятых, состав целевых индикаторов и показателей государственной программы;
  • в-шестых, сроки и этапы реализации государственной программы, а также объем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы;
  • в-седьмых, описание ожидаемых результатов реализации государственной программы.

Аналогичные элементы содержат и подпрограммы государственных программ регионального уровня.

Табличные приложения к основной части государственной программы включают в себя:

  • целевые индикаторы и показатели государственной программы в разрезе периодов реализации, обоснование этих индикаторов и показателей, в том числе в разрезе подпрограмм;
  • сведения относительно мер правового регулирования, обеспечивающих получение результатов государственной программы в соответствии с планами;
  • информацию относительно финансового обеспечения реализации государственной программы за счет бюджетов соответствующих уровней и так далее.

Обосновывающие и дополнительные материалы к государственным программам содержит параметры и направления реализации приоритетных национальных проектов регионального развития, меры государственного регулирования, обеспечивающие реализацию государственных программ в регионах, прогнозы сводных показателей государственных заданий, состав ресурсного обеспечения, оценку расходов бюджетной системы на реализацию программ, финансовое обеспечение основных мероприятий государственных программ в разрезе этих мероприятий и подпрограмм и так далее.

Государственные программы как инструмент регионального управления

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также

Государственные программы как инструмент регионального управления

на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Однако достаточно длительную сбалансированность регионального развития в открытой экономике обеспечить практически невозможно, поскольку, если рассматривать регион как подсистему, полностью открытую для системы — государства, сбалансированность такой подсистемы зависит от сбалансированности системы высшего иерархического уровня, то есть государственного, которую сбалансировать в условиях ее зависимости от систем высшего порядка (объединений государств) еще сложнее.
Кроме того, регион в условиях глобализации все больше становится подсистемой превышающих государственный иерархических уровней, поэтому постоянство его развития начинает зависеть не только от условий развития внутри государства, но и экзогенных факторов высшего порядка

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее
время!

Место государственных программ в системе стратегического планирования на региональном уровне

Государственные программы регионального уровня представляют собой документацию стратегического планирования, содержащую в себе комплекс мероприятий, взаимоувязанных по срокам, задачам, ресурсам и исполнителям, а также инструменты государственного управления, обеспечивающие реализацию функций государственной власти на уровне регионов для достижения целей их социально-экономического развития.

Место государственных программ регионального уровня в системе стратегического развития можно определить следующим образом:

  • во-первых, стратегия развития Российской Федерации разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития государства на длительный период;
  • во-вторых, на основе стратегии развития Российской Федерации формируются стратегические планы развития отдельных регионов, учитывающих общую парадигму развития государства и специфику регионального развития, определяемую в соответствии с прогнозными показателями этого развития;
  • в-третьих, в соответствии со стратегией развития государства и региона формируются государственные программы регионального развития, учитывающие цели и задачи стратегического развития, а также существующие бюджетные ограничения.

Нормативно-правовую основу разработки государственных программ регионального развития формируют следующие документы:

  • во-первых, Бюджетный кодекс России;
  • во-вторых, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • в-третьих, федеральные законы, утверждающие бюджеты государства, регионов, внебюджетных государственных фондов;
  • в-четвертых, нормативные документы, определяющие порядок разработки утверждения и реализации государственных программ, включая методические рекомендации.

«Государственные программы как механизм стратегического планирования на региональном уровне » 👇

Государственные программы на региональном уровне обеспечивают планомерное развитие региона в соответствии со стратегией государственного развития, определяющей границы регионального развития. Применение государственных программ обеспечивает сбалансированность регионального развития, дает возможность уравновешивания этого развития в отношении дифференцированных по своим возможностям регионов, упорядочивает реализацию тех или иных мероприятий на территории отдельных регионов.

Сущность и значение федеральных и региональных программ социального и экономического развития

Целевые программы представляют собой инструмент осуществления государственного управления на различных его уровнях, применяемый для решения конкретных задач развития государства или его регионов в экономическом или социальном плане. Целевые федеральные и региональные программы социального и экономического развития могут включать в свой состав различные подпрограммы, реализующие решение определенных задач в рамках целевой программы. Такое выделение целевых программ осуществляется, как правило, при решении масштабных и сложных проблем.

В зависимости от уровня реализации целевые программы делятся на два вида:

  • федеральные целевые программы, реализация которых предусмотрена на территории всего государства и финансируется за счет средств федерального бюджета;
  • региональные целевые программы, реализация которых предусмотрена на территории конкретного региона и финансируется как за счет средств регионального бюджета, так и за счет средств федерального бюджета, специально выделенных для этих целей.

Целевые программы федерального и регионального уровня могут быть направлены на решение конкретных социальных и экономических проблем, а также развитие отдельных направлений государственной федеральной и региональной политики. В частности, целевые программы могут осуществляться для развития здравоохранения, образования, науки и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *