Государственные программы логистика

О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов см. ФЗ от 05.12.2022 N 466-ФЗ.

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Зарубежный опыт
показывает, что рыночные отношения
тесно связаны с государственным
регулированием производства и
товарообращения, которое осуществляется
как экономическими, так и правовыми
методами, в интересах развития национальной
экономики и международных хозяйственных
связей. Объективная необходимость в
государственной поддержке предприятий
вызвано, по крайней мере, двумя
обстоятельствами. Во-первых,
тем, что преследуя собственные интересы,
логистические посредники одновременно
во многом способствуют улучшению
деятельности и обслуживаемых ими
предприятий и организаций, предоставляя
им качественные услуги. Во-вторых,
координируя деятельность и соблюдая
интересы логистических посредников и
обслуживаемых предприятий, содействуя
взаимовыгодным отношениям между ними,
органы государственного управления во
многом преследуют и государственные
цели. К сожалению, следует констатировать,
что сегодня региональные органы власти
не оказывают заметного влияния на
деятельность предприятий, занятых
предоставлением логистических услуг.
Кроме отношений по уплате установленных
налогов, каких-либо системных отношений
между ними нет.

Государственное
воздействие на деятельность логистических
систем сводится к координации деятельности
логистических посредников, обеспечению
их информацией об опыте работы других
подобных организаций, предложению
научно-методического обеспечения
(рекомендательные
методы); нормативно-правовому регулированию,
созданию благоприятных экономических
условий (косвенное
управление),
а также прямому
управлению отдельными элементами
инфраструктуры (госзакупки, естественные
монополии и т.п.).

Эффективное
государственное регулирование
предполагает активное участие региональных
органов власти в развитии инфраструктуры
товарных рынков, в экономическом
стимулировании логистических посредников
путем их селективной финансовой
поддержки. Должны стимулироваться
предприятия, во-первых,
направляющие свои доходы на развитие
своей материально-технической базы,
во-вторых,
осваивающие новые виды обслуживания,
в-третьих,
активно занимающиеся развитием социальной
сферы, в-четвертых,
много работающие для удовлетворения
государственных нужд и помогающие
государству в различных чрезвычайных
ситуациях.

Для этого можно,
например, снижать налоги с доходов,
используемых для инвести

ций в развитие
предприятия, предоставлять льготные
кредиты, частично или полностью
компенсировать транспортные расходы,
осуществлять целевые дотации, гасить
некоторые задолженности для предприятий,
осваивающих новые виды логистических
услуг, обслуживающих социальную сферу,
осуществляющих поставки продукции для
государственных нужд, производящих
закупки, завоз и накопление страховых
запасов продукции на случай чрезвычайных
ситуаций. Это что касается косвенного
управления.

Прямое
управление
заключается, прежде всего, в государственном
регулировании естественных
монополий.
Оно может заключаться, например, в
установлении
тарифов или
предельного уровня цен
на оказываемые услуги. Сюда же можно
отнести и формирование госзаказа
для выполнения государственных целевых
программ. Надо сказать, что в отдельных
странах госзакупки являются важнейшей
составляющей рынка, а во многих его
сегментах они в значительной степени
даже определяют конъюнктуру рынка
(например, госзаказ в экономике США
составляет до 20% валового национального
продукта). Как показывает мировой опыт,
именно госзаказы могут стать наиболее
действенным инструментом государственного
регулирования экономических процессов.

Россия, к
сожалению, в этом отношении находится
лишь на самой начальной стадии. Существует
много проблем, и наиболее острой из них
является обеспечение эффективного
расходования бюджетных средств,
выделяемых для госзакупок, и финансирования
государственных программ. Важнейшим
инструментом решения этой проблемы
могли бы стать торги (конкурсы, тендеры),
однако высокая степень коррупции в
государственных органах власти и
управления не позволяет пока реализовать
в полной мере потенциал этого инструмента.

Государственное
регулирование товародвижения на всех
уровнях должно осуществляться на
постоянной
основе, а не
периодическом (время от времени, по мере
надобности) вмешательстве, оно должно
быть системным,
т.е. охватывающим и учитывающим все
стороны процесса в их взаимосвязи и
взаимозависимости, а не локальным
улучшением тех или иных элементов
логистической системы товародвижения.
Должна быть разработана четкая программа
государственного содействия и воздействия
на экономику страны, в т.ч. и на
функционирование логистических систем.
А заниматься реализацией этой программы
на соответствующих уровнях должны уже
упоминавшиеся нами федеральные и
региональные логистические
центры.
Эти центры должны наделяться органами
государственной власти соответствующими
полномочиями в плане, например, возможности
оперативного получения полной и
достоверной информации об экономической
деятельности вовлеченных в логистическую
систему предприятий и организаций,
разработки научно-исследовательских
программ в области логистической
координации их деятельности, а также
возможности установления межотраслевых,
межрегиональных и межгосударственных
логистических связей.

Читать также:  Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 12.08.2022) "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"

Таким образом,
развитие логистических функций
государственных структур, использование
ими методов логистического управления
будет оказывать существенное влияние
на совершенствование экономической
политики государства, повышение
эффективности проводимых в стране
реформ.

Государственная поддержка функционирования
логистических систем

В процессе анализа необходимо учитывать
конечные цели государственного
управления, экономическую эффективность
функций управляющей подсистемы,
показатели, непосредственно и косвенно
отражающие развитие логистико-посреднической
деятельности через количественные и
качественные оценки. Наряду с экономическими
нужно принимать во внимание показатели
социальной эффективности, которые
взаимосвязаны и в целом выступают как
показатели социально-экономической
эффективности системы управления.
Государственное воздействие на
деятельность логистических систем,
опирающееся на механизм мониторинга,
анализа деятельности логистических
посредников и прогнозирования, сводится
к использованию следующих методов:
рекомендательных (индикативные правила
организации и технологии хозяйственной
деятельности, координации учета и
анализа ее показателей, другие средства
научно-методического обеспечения
функционирования субъектов инфраструктуры);
методов косвенного управления
(экономическая поддержка предприятий);
прямого управления отдельных элементов
инфраструктуры как естественных
монополий, государственные закупки).
На базе информации, накапливаемой по
наблюдениям за состоянием деятельности
логистических систем, и прогнозных
оценок разрабатываются меры по содействию
развитию этих систем путем подготовки
методических материалов информационного
и рекомендательного характера. Указанные
материалы могут включать:
• информацию
об особенностях различных логистических
посредников, используемых первичных и
сводных показателях их деятельности;

информацию о прогрессивном опыте
логистических посредников с учетом
сведений об их новациях и инициативах;

рекомендации по формам и методам
логистико-посреднической деятельности,
повышению ее эффективности, а также
развитию отдельных видов такой
деятельности;
• инструкции или
методические положения по определению
эффективности деятельности логистических
посредников. Таким образом, рекомендательные
методы государственного воздействия
способствуют координации деятельности
логистических посредников, обеспечению
их информацией об опыте хозяйствования,
внедрению научных разработок. Использование
методов косвенного управления преследует
цели развития инфраструктуры товарных
рынков, координации информационных
потоков, поддержке эффективных инноваций,
развития интеграционных процессов в
логистических системах. Как и при
воздействии на развитие новых видов
логистического обслуживания, здесь
могут использоваться методы индикативного
управления. Государственная поддержка
выражается также в нормативно-правовом
регулировании, создании благоприятных
экономических условий функционирования
логистических посредников. Эффективное
государственное регулирование
предполагает активное участие региональных
органов управления в развитии
инфраструктуры товарных рынков, в
экономическом стимулировании логистических
посредников при их селективной финансовой
поддержке. Необходимо, чтобы стимулировались
предприятия, во-первых, направляющие
доходы на развитие своей материально-технической
базы; во-вторых, осваивающие новые виды
обслуживания; в-третьих, занятые в
наибольшей мере материально-техническим
обеспечением социальной сферы; и,
в-четвертых, участвующие в поставках
продукции для государственных нужд и
в чрезвычайных ситуациях.

Средствами экономического стимулирования
служат:
• снижение налогов с доходов,
используемых для инвестиций в эффективное
развитие предприятий и увеличение
объемов их деятельности;
• содействие
в предоставлении кредитов предприятиям,
развивающим новые виды логистических
услуг;
• предоставление льготных
кредитов предприятиям, занятым
обслуживанием организаций социальной
сферы и поставками продукции для
государственных нужд;
• выделение
льготных кредитов при осуществлении
закупок, завоза продукции и создании
ее страховых запасов на случаи чрезвычайных
ситуаций;
• частичная компенсация
транспортных расходов по завозу на
склады продукции для государственных
нужд;
• выделение целевых дотаций
предприятиям, оказывающим новые виды
логистических услуг, на их социальные
нужды;
• погашение (на заранее
согласованных условиях) задолженности
тех логистических посредников, которые
принимают активное участие в рационализации
товарных потоков и содействуют обеспечению
экономии расходов местных бюджетов на
развитие транспортных терминалов либо
других складских объектов регионального
значения. Наряду с рекомендательными
и методами косвенного управления
используются методы прямого управления.
С учетом выделения блоков хозяйствования,
которые находятся в полном ведении
государства и связаны с обеспечением
движения материальных потоков, эти
методы заключаются в организационно-правовом
регулировании и контроле за функционированием
соответствующих элементов инфраструктуры.
Это прежде всего государственное
регулирование естественных монополий.
В России оно осуществляется в сфере
железнодорожных перевозок и перевозок
в труднодоступные районы, при оказании
услуг транспортными терминалами и в
других сферах товародвижения.
Государственное регулирование
естественных монополий состоит прежде
всего в определении цен (тарифов) или
предельного уровня цен на оказываемые
услуги, а также использовании других
методов воздействия и контроля за
деятельностью субъектов естественных
монополий. К методам прямого экономического
регулирования товарного рынка и его
инфраструктуры относится и механизм
обеспечения поставок продукции для
государственных нужд. При этом может
быть использован зарубежный опыт
формирования государственных заказов
для выполнения целевых программ, например
в США. Нужно учитывать, что в отдельных
странах государственные закупки являются
важнейшей составляющей рыночной системы,
а во многих ее сегментах они в значительной
степени определяют конъюнктуру рынка
(так, государственный спрос в экономике
США составляет до 20% валового национального
продукта и охватывает широкую номенклатуру
конечной продукции). Как показывает
мировая практика, рынок государственных
закупок может стать достаточно действенным
инструментом государственного
регулирования экономических процессов.
Если оценивать отечественную практику,
то российская экономика находится еще
на начальной стадии формирования системы
обеспечения государственных нужд в
условиях рыночных отношений. Наиболее
острой проблемой в этой области является
обеспечение эффективности расходования
бюджетных средств, выделяемых для
государственных закупок. Важнейшим
инструментом решения этой проблемы
являются торги (конкурсы, тендеры).

Читать также:  Основные государственные программы краснодарского края

Торги следует рассматривать как особый
способ выдачи заказов на поставку
товаров, предполагающий привлечение
предложений от нескольких участников
и выбор наиболее эффективного варианта.
Другим важным условием формирования
систем заказов и поставок продукции
для государственных нужд является
участие в них логистико-посреднических
организаций, что будет способствовать
усилению их роли в процессе товародвижения
и повышению эффективности логистической
деятельности. Организация управления
товародвижением в России охватывает
решение задач и координационные функции,
выполняемые органами управления, и
структуризацию этих функций. Задачами
государственных структур на федеральном
и региональном уровнях управления
следует считать: разработку и реализацию
государственной научно-технической
политики развития процессов товародвижения
и товаропроводящей сети, формирования
инфраструктуры товарного рынка;
инициирование развития экономических
методов управления; координацию процесса
товародвижения и деятельности субъектов
товарных рынков по организации и
осуществлению товародвижения. Для
решения этих задач федеральные и
региональные органы власти должны
выполнять следующие основные функции:

составление прогнозов развития
товаропроводящей сети, имеющей
приоритетное значение для обеспечения
хозяйственных связей — внутрии
межрегиональных, со странами ближнего
и дальнего зарубежья;
• прогнозирование
внедрения новейших форм, методов и
технологий товародвижения при прямых
хозяйственных связях между
товаропроизводителями и потребителями
и при использовании складских предприятий
логистических посредников;

формирование информационных систем
обеспечения процессов товародвижения
и функционирования товаропроводящей
сети;
• обоснование и разработка
межведомственных положений и инструкций
по эффективному применению экономических
нормативов для регулирования процессов
товародвижения;
• подготовка совместно
с транспортными структурами предложений
по введению дифференцированных
транспортных тарифов для стимулирования
рационализации перевозок;
• разработка
предложений по инвестиционной политике
в области развития транспорта и
товаропроводящей сети;
• разработка
рекомендаций по схемам рационализации
внутрии межрегиональных перевозок;

обоснование целесообразности использования
эффективных вариантов товародвижения
через складские объекты для устранения
нерациональных перевозок и повторных
перевалок продукции;

• координация деятельности субъектов
товарных рынков по организации и
осуществлению товародвижения;

разработка мероприятий по обеспечению
координации деятельности складских
предприятий логистических структур,
транспортных терминалов и производственных
складов;
• подготовка предложений и
методических рекомендаций по развитию
структур по организации и координации
процессов товародвижения (логистических
структур), а также новых форм посреднических
организаций, специализирующихся на
логистическом обслуживании производства;

• анализ и подготовка предложений
по организационной структуре в системе
оптово-посреднических предприятий, их
селективная финансовая поддержка и
участие в ценообразовании на оказываемые
ими услуги.
Организация государственного
управления товародвижением должна быть
построена на программной основе.
Федеральные программы должны
предусматривать цели управления
процессами товародвижения, систему
экономических, правовых и организационных
мер по государственной поддержке их
проведения, методы контроля за выполнением
этих программ. Разработка таких программ
позволит реализовать различные методы
государственного воздействия на процессы
товародвижения и функционирование
инфраструктуры товарных рынков:
государственного прогнозирования,
косвенного управления, научно-методического
обеспечения развития и координации
процессов товародвижения, прямого
управления.

Читать также:  Государственные программы для покупки жилья молодым специалистам

Использованы материалы сайта:

Восемь новых мер поддержки транспортных компаний

2022 год принес много трудностей предпринимателям. Разрывались налаженные логистические цепочки, вводились санкции против целых отраслей, росли цены на топливо, пропали из продажи запчасти для транспортных средств. Власти ввели различные меры поддержки и сняли ряд ограничений для крупного и мелкого бизнеса, в том числе и для транспортных компаний.

Государственные программы логистика

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Поддержка автоперевозчиков

Продлена отмена весового контроля нагрузки крупногабаритного транспорта до 1 февраля 2023 года (постановление Правительства от 22.09.2022 № 1670). Речь о транспортных средствах, которые перевозят через границу товары первой необходимости.

8 октября вышло постановление Правительства № 2955-р о выделении российским автоперевозчикам 1,6 млрд руб. На территории Украины задержаны или конфискованы 139 грузовиков и 128 полуприцепов. Выделенные денежные средства будут направлены пострадавшим автоперевозчикам. Это позволит восстановить парк автомобилей, сохранить рабочие места, продолжать работу по перевозке грузов.

Электронные транспортные документы

С 1 сентября заработала государственная информационная система электронных перевозочных документов. Постановлением от 21.05.2022 № 931 власти утвердили правила обмена электронными транспортными документами.

Участники перевозок теперь могут обмениваться транспортными накладными в электронном виде. Осуществляется электронный документооборот через операторов ЭДО, которые получили специальное разрешение Минтранса. Эта система позволяет оперативно обмениваться информацией и о движениях груза.

Многократное использование контейнеров

Для обеспечения потребностей в контейнерах для перевозки отменено ограничение в использовании иностранных контейнеров внутри страны. Поправки, внесенные законом от 15.04.2022 № 92-ФЗ, в закон о таможенном регулировании от 03.08.2018 № 289-ФЗ сняли запрет на многократное использование контейнеров, прибывших страну железнодорожными, морскими, смешанными путями.

Судоходство и морские порты

Введенные санкции осложнили ситуацию с комплектующими для постройки морских судов, увеличили их стоимость. В связи с этим на программу льготного лизинга будет выделено 15 млрд руб. До 2030 года планируется построить более 300 морских судов.

Также на стадии проработки находятся проекты по строительству новых портов на Дальнем Востоке. Существующие порты в связи с возросшей нагрузкой также требуют модернизации.

Поддержка железнодорожных перевозок

За последние месяцы все больше производителей переориентируют грузопотоки на восток. Возросла нагрузка на железную дорогу в этом направлении. С целью модернизации железнодорожной инфраструктуры и подвижного парка правительством было выделено 217 млрд руб. на докапитализацию ОАО «РЖД» (постановление от 06.04.2022 № 602).

Выделенные средства направлены на развитие инфраструктуры БАМа и Транссиба, приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава, вагонов дальнего следования.

Дотации авиаотрасли

Для поддержания авиационной отрасли правительство направило из фонда национального благосостояния 17 млрд рублей на приобретение облигаций трех российских авиаперевозчиков (постановление от 02.05.2022 № 1015). Авиаотрасль получила денежные средства на обслуживание воздушных судов, обеспечение аэронавигационным оборудованием, повышение безопасности перелетов.

Льготное кредитование МСП

Минэкономразвития, Корпорация МСП, Банк России реализуют различные государственные льготные программы кредитования. Эти программы отличаются целями на которые выдаются кредиты, размерами кредитов, ставками процентов, требованиями к организациям.

Для участия в программе компания должна

С мая 2022 года бизнесу доступны услуги льготного лизинга и факторинга. Ставки составляют для малого бизнеса не выше 15%, для среднего не выше 13,5%.

Зонтичное поручительство для МСП

Если компания может предоставить в качестве залога свое имущество, например, недвижимость, оборудование, то шансы получить кредит вырастут. Если имущества нет, можно воспользоваться зонтичным поручительством корпорации МСП. МСП гарантирует банку выполнение обязательств взятых на себя должником.

До 50% суммы кредита может быть покрыто этим поручительством. Кредит можно получить на:

Мы видим, что есть перспектива крупных капиталовложений в развитие транспортной инфраструктуры со стороны государства. Эту необходимость диктуют сложившиеся экономические условия. Поэтому транспортные и логистические компании могут рассчитывать и на дальнейшую поддержку государственных органов. Особенно хорошие перспективы развития имеет логистика, ориентированная на Дальний Восток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *