В России есть программа обучения цифровым профессиям с господдержкой. Недавно открылся каталог программ для записи в 2021 году: вы можете выбрать подходящий курс от лидеров рынка и сэкономить половину стоимости дополнительного образования — эту сумму за вас заплатит бюджет. Она может составить 20 000 Р, 40 000 Р и даже больше.
Программа уже работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 тысячами рублей. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 году — уже 39 тысяч, а с 2021 года она заработала во всех регионах. В прошлом году учиться можно было в 109 организациях, а в 2021 их более 200.
В 2021 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 25 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.
Госуслуги прислали приглашение на программу «Цифровые профессии — 2022». Люди, подходящие под определенные критерии: студенты, безработные, многодетные и так далее, могут освоить новую профессию. Выбрать обучающий курс, преимущественно в ИТ, со скидкой 25-50-75 и даже 100%. Попыталась найти нюансы, но на сайте подробно условия не описаны.
Мне это сейчас довольно актуально: в июне я стану официально безработной и как раз хочу освоить одно новое и перспективное для меня направление. Судя по написанному в приглашении, если я встаю на биржу официально, то скидка будет 100%, если нет — 75%. А как тогда оформлять скидку, если я не хочу париться с биржей труда? Они там сами проверят мой статус работника?
Или например, если я выберу курс, а потом пойму, что мне не нравится или не подходит, я могу отказаться и выбрать другой?
А если я получу скидку за обучение, скажем, в июле, а в августе уже найду работу, но при этом буду на обучении по этой программе, то скидка сгорит или нет?
В 2020 году я состоял на бирже труда, искал работу. Дистанционный курс стал для меня выходом ведь я живу в Омске. Так как раньше я не был знаком с ИТ-сферой, информация на курсе была для меня новой, но мне не было тяжело, всё доходчиво объяснялось. Глобально процесс обучения заключался не в том, чтобы проверить техническую подкованность, а, скорее, наш творческий подход. Например, во время поиска багов. Четкое взаимодействие с преподавателем и кураторами сильно помогали.
Курс завершился в мае, уже в июне я устроился на работу. Изначально взяли на позицию junior тестировщика, после испытательного срока меня повысили до middle. Кстати, важным преимуществом курсов оказался документ, который я получил после успешного завершения обучения. Компания, куда я устроился, после меня стала запрашивать у всех остальных кандидатов похожие документы. Абсолютно все, что было на курсе, пригождается при выполнении задач. Особенно, по вопросам, касающимся документации, методики и инструментов тестирования. Большое внимание на курсе было уделено SQL. И сейчас, когда у меня появился опыт, то могу подтвердить, что этот блок оказался самым важным.
В министерстве сообщили, что в программу вошли направления подготовки, которым молодёжь чаще всего отдаёт предпочтение. Обучение можно пройти в таких образовательных организациях, как Университет Иннополис, «СберУниверситет» GeekBrains и «Нетология». По итогам первой волны выбрали более 20 учреждений.
Кстати, отбор программ и приём заявок от образовательных организаций продолжается. Отмечается, что до конца года в каталоге должно появиться более 100 новых курсов. Пройти обучение в рамках этого проекта можно будет в течение всего времени проведения нацпрограммы «Цифровая экономика» — до конца 2024 года.
Поучаствовать в программе в качестве студентов смогут россияне в возрасте от 16 лет, которые имеют образование не ниже средне-профессионального. Государство компенсирует половину стоимости обучения.
Оператором проекта выступает «Университет 20.35». На его официальном сайте можно ознакомиться со списком уже открытых программ, обучение по которым стартует в августе.
Образовательные организации открыли запись на следующие направления:
- «1С-разработчик»;
- «Бизнес-аналитик в ИТ»;
- «Веб-аналитика»;
- «Промышленная разработка приложений на JavaScript»;
- «Разработка мобильных приложений»;
- «Тестирование ПО на Java и Python»;
- «Linux и инструменты DevOps»;
- «Product manager мобильного приложения»;
- «Java-разработчик».
О старте отбора провайдеров для обучения россиян цифровым профессиям объявили в начале июня. При этом к кандидатам предъявляют серьёзные требования. Например, участники проекта должны входить как минимум в топ-10 нескольких известных рейтингов. Тогда же сообщалось, что, по задумке, в 2021 году обучение в этой сфере должны пройти около 25 тысяч человек.
Направление «Цифровые профессии» создано в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Одна из задач проекта — обеспечение доступного дополнительного образования, которое даст рынку специалистов с востребованными цифровыми компетенциями. При этом планируется, что к 2024 году доля россиян, владеющих цифровыми навыками, составит 40%. Кроме того, ожидается, что вузы и колледжи будут ежегодно выпускать 800 тысяч специалистов с компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне.
Ранее стало известно, что половина россиян выбрала бы IT, если бы им сейчас нужно было снова учиться. Оказалось, что больше всего их мотивирует ожидаемый уровень заработка.
Эта сфера набирает популярность и среди молодёжи. Видимо, в связи с этим растёт востребованность ЕГЭ по информатике. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в ближайшем будущем этот экзамен может стать одним из самых массовых. В 2021-м его сдавали около 113 тысяч человек. Это 16,5% от общего количества участников основного этапа ЕГЭ.
Кстати, в этом году увеличили число бюджетных мест вузах по IT-направлениям. О нём объявили ещё в январе. Тогда вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что президент поручил обеспечить цифровизацию десяти основных отраслей экономики, а этого нельзя достичь без достаточного количества профессионалов в IТ-сфере. Правда, оказалось, что выделенного на это госфинансирования может не хватить, потому что обычно на бюджет поступает чуть больше абитуриентов, чем запланировано.
Проект «Цифровые профессии» реализует Минцифры. Он входит в национальную программу «Кадры для цифровой экономики». Одна из задач этой программы — обеспечить качественное дополнительное образование в сфере IT, чтобы подготовить специалистов с востребованными цифровыми компетенциями для российского рынка труда. Программа будет действовать до 2024 года.
Получить IT-профессию в рамках проекта «Цифровые профессии» могут все граждане РФ старше 16 лет, имеющие как минимум среднее профессиональное образование, а также студенты колледжей и университетов. Суть в том, что обучение можно пройти в образовательных организациях (в том числе на коммерческих онлайн-курсах), которые включены в проект, а оплату — полностью или частично (от 50% до 100% стоимости) — государство берёт на себя. Приём заявок на обучение начнётся уже в апреле, а подать их можно будет через «Госуслуги».
В прошлом году программа была доступна 25 тысячам россиян, а в 2022‑м, как заявляет пресс-служба зампреда правительства РФ по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи и СМИ Дмитрия Чернышенко, принять участие смогут 57,5 тысячи человек из любых регионов России.
Отбором провайдеров обучения занимается Университет 2035. Чтобы попасть в число участников, образовательная организация должна находиться в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России или в рейтинге НИУ ВШЭ по подготовке IT-специалистов. Увидеть все критерии отбора и подать заявку можно на официальном сайте «Цифровых профессий». Приём заявок от организаций и компаний начался 24 марта и будет идти до конца этого года.
Сейчас востребованным IT-специальностям и компетенциям в рамках проекта «Цифровые профессии» обучают 46 образовательных организаций и EdTech-компаний. Среди них — «Яндекс. Практикум», Университет ИТМО, «Нетология», GeekBrains, Университет Иннополис, МГТУ имени Н. Э. Баумана, SkillFactory и другие.
Теперь каталог доступных провайдеров и курсов пополнится новыми вариантами.
В 2021 году учащимся были доступны 133 образовательные программы. Вот пять самых востребованных из них по итогам ноября прошлого года:
- Java-разработчик;
- разработчик 1C;
- специалист по Data Science;
- Python-разработчик;
- инженер по тестированию.
В этом году, как отметили в аппарате Дмитрия Чернышенко, в каталог планируется добавить ещё больше курсов. И не только по информационным технологиям — также появится возможность учиться смежным профессиям, таким как продуктовый и системный аналитик, бизнес-архитектор, интернет-маркетолог, веб-дизайнер, IT-рекрутер.
Кстати, директор одного из операторов обучения в рамках этой программы (компании «Нетология») Марианна Снигирёва рассказывала на конференции eSTARS 2021, что поскольку учиться цифровым профессиям порой приходят люди, у которых очень слабый уровень общей цифровой грамотности, то для них пришлось запускать вводный курс, где их сначала знакомили буквально с азами: что такое Google, как гуглить, как установить приложение на мобильный телефон.
Есть и другие программы, позволяющие бесплатно обучиться перспективным профессиям. Напомним, Университет Иннополис недавно объявил об участии в программе «Содействие занятости». Он будет бесплатно обучать IT-профессиям тех, кто находится под угрозой сокращения, а также, например, людей старше 50 и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.
Репутация
8694
Россия, Киров
Больше похоже на освоение гос. бюджета. По факту заявки не одобряют.
11
19.07.2022
Достоинства:
Классная возможность обучиться на программиста бесплатно.
Недостатки:
По факту программа не работает. Никто ни за что не отвечает, сроки рассмотрения заявки везде разные. В итоге приходят только отказы.
Расскажу сегодня свою историю попыток стать ИТ-специалистом бесплатно. Уже не первый раз проходит акция «Учитесь со скидкой до 100% за счёт государства». Обучиться можно только на цифровые профессии: программирование, мобильная разработка, дизайн, аналитика, искусственный интеллект…
Как это часто бывает — идея отличная, реализация — полный провал.
1
02.06.2022
Достоинства:
Идея хорошая; «на бумаге» всё просто и доступно.
Недостатки:
Неправомерные отказы; Нарушение сроков рассмотрения; Оттягивание сроков отправки писем; Слабая тех. поддержка;
В апреле 2022 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с «Университет 2035″(он же АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035», он же УНТИ) запустило проект «Цифровые Профессии», согласно которому отдельные группы…
Репутация
57
Россия, Москва
Разочарование года
4
01.07.2022
Достоинства:
одобряют заявки
Недостатки:
долгое рассмотрение на каждом этапе, отсутствие обратной связи, отсутствие контроля, повсеместное умалчивание информации, необоснованные отказы в зачислении на курс даже при одобренной заявке с госуслуг
Реклама программы «Цифровые профессии 2022» пришла мне в рассылке от Госуслуг. Я уже очень давно мечтаю получить профессию в IT, но цена курсов от разных школ для меня неподъёмна. Я перешла на страничку программы и…
Репутация
43
Россия, Санкт-Петербург
Странное ощущение, вроде одобрили, но осадок неприятный
29.07.2022
Достоинства:
Меня взяли, отвечали быстро
Недостатки:
Слишком опасный договор
Я как и многие здесь попыталась подать заявку на обучение цифровым профессиям на госуслугах. Поскольку я давно не работаю, то скидку мне дали 75%, чему я очень обрадовалась. А зря… Я выбрала курс анализ данных…
Не рекомендую
11
05.06.2022
Достоинства:
На рекламу Цифровых профессий в интернете денег явно не пожалели)
Недостатки:
Никуда Вас не запишут и ничему не обучат. Всё это показуха для осваивания бюджетных денег
Наверняка многим из Вас попадалась всплывающая контекстная реклама Цифровые профессии 2022. В кратких радужных цветах описание выглядит так: в условиях недостатка кадров в IT, любой желающий среди: студентов, родителей детей до 3х лет, инвалидов, безработных…
Репутация
18
Россия, Кострома
Сложно попасть на нужный курс
03.08.2022
Достоинства:
Сама идея хорошая и нужная
Недостатки:
Подводные камни для заявителя в финансовом плане, сложно попасть на курс
На что хочу обратить внимание: перед тем, как радоваться, что вас зачислили на курс, внимательно читайте договор оферты между студентом и образовательной организацией. Есть такие пункты в договоре, что в случае, если вы отказались от…
Репутация
17
Россия, Раменский городской округ
Ложь, полгода отписки
10.07.2022
Достоинства:
Нет
Недостатки:
Описаны выше
В марте подала заявку по проекту «Цифровые профессии» как безработный. Стою на учёте в ЦЗН, однако не москвичка. Через месяц получила отказ, это было как оскорбление: «вы не состоите на учёте в ЦЗН». Три месяца…
Ничего не работает, никакая организация процесса!
21.06.2022
Достоинства:
Никаких!
Недостатки:
Ужасная организация процесса, невозможно получить одобрение, всё сделано и организованно через ж…пу!
Как и в большинстве госконтор или около государственных ужасная организация рабочих процессов. Что я имею ввиду: сейчас подаю 4ый раз заявление — первые 3 отказ, по причине того что что я не стою на бирже…
Не выбирайте Яндекс
18.08.2022
Достоинства:
Нет
Недостатки:
Обман
Первый раз в жизни пишу отрицательный отзыв, потому что нереально перевыполняют эмоции разочарования и разбитых надежд. Началось всё с «выбивания» одобрения заявки на госуслугах продлилось всё дело 2 месяца, постоянные звонки и письма с моей…
Реальная возможность освоить новую профессию со скидкой от государства.
1
12.08.2022
Достоинства:
Скидка 75%. Простой отбор.
Недостатки:
После одобрения заявки долго ждала следующего этапа
Всем привет! Мне как и многим пришло письмо с гос услуг об обучении с гос поддержкой. Я ни на что не рассчитывала особо, но заявку отправила. Я офиц не трудоустроена, в цз на учете не…
Репутация
2
Россия, Saint-Petersburg
Не принимают на курс
12.08.2022
Достоинства:
Пока их нет
Недостатки:
Нереально получить услугу
Про «Цифровые профессии» и Яндекс-Практикум. Со вчерашнего дня нахожусь под впечатлением, не могу держать в себе, решила поделиться. Есть такая программа «Цифровые профессии» — суть в том, что любой человек может обучиться какой-нибудь айтишной специальности…
ЭТО ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ. ПРОГРАММА НЕ РАБОТАЕТ!
12.08.2022
Достоинства:
Их нет!
Недостатки:
Программа не работает!
Программа не работает как надо. Второй раз уже отказывают мне по причине отсутствия у меня детей в возрасте до 3х лет! Самое смешное что при подаче заявление госуслуги сами предлагают выбрать детей, а значит у…
Квест на получение IT профессии
1
03.08.2022
Достоинства:
Получить IT профессию от ГосУслуг — реально, но не так просто
Недостатки:
Тот еще квест и дурацкие вступительные тесты, возможно долгое ожидание
Через рекламу узнал о том, что можно получить IT профессию от государства через ГосУслуги со скидкой или полностью бесплатно, при соблюдении условий. С одной стороны, это звучит очень круто и привлекательно, ведь моим желанием является…
Репутация
2
Россия, Москва
Долго ждала ответ, но дождалась!
1
03.08.2022
Достоинства:
хорошая скидка, возможность получить востребованную профессию в сфере IT, простота получения услуги, всё оформляется удалённо
Недостатки:
долгое ожидание ответа
Хочу рассказать подробнее о программе «Цифровые профессии». Подавала заявку я 18 мая 2022 года. Обещали, что придёт ответ в течение 5-7 рабочих дней, но ответ я получила только 18 июля (2 месяца спустя). Пришёл положительный…
Не организовано, не достоверная информация.
29.07.2022
Достоинства:
Записаться наверное можно, но смотри минусы
Недостатки:
Не достоверная информация о сумме которая выясняется только в момент оплаты и сроках начала. Зачисление без оснований.
Добрый день! Здесь все пишут отзывы о возможности обучиться бесплатно — это я не пробовала, а вот со скидкой в 50% пыталась. И у меня почти получилось, хотя я прошла только до одобрения заявки. Если…
Необоснованный отказ от Яндекса
23.07.2022
Достоинства:
Может, кому-то в трудной жизненной ситуации эта программа и поможет.
Недостатки:
Похоже на развод и отмывку денег. По факту образовательные площадки дают необоснованные отказы.
Все то же самое, что у многих тут, громкая реклама, а на деле пшик и отказ Яндекса по непонятному для меня поводу. Я имею опыт в фронтенд-разработке, подала заявку на Мидл фронтенд-разработчика в Яндекс, так…
Сложно, но можно. Не ведитесь на рекламу от ООО «Рога и копыта»
21.08.2022
Достоинства:
действительно работает, интересно, полезно, маст хев
Недостатки:
бюрократия, недостоверная информация, «подводные камни» договора, конторы с отвратным качеством образования
1. Бюрократия: заполняйте документы внимательно, постоянно напоминайте о себе через техподдержку и обратную связь. Я три раза пытался записаться на нужный курс. Сработало только на 4-ый. 2. Внимательно читайте условия обучения и содержание. Этот курс…
Репутация
1
Россия, Владимир
Когда забыла о том, что подавала заявку и удивилась, когда получила одобрение=)
6
13.08.2022
Достоинства:
возможность получить профессию о которой всегда мечтал крутая программа и платформа обучения от Яндекс
Недостатки:
долгая и не всегда понятная обратная связь много непоняток со сроками зачисления страшно, что придется вернуть за учебу деньги, которое платило государство
Проверяла начисления по больничному, случайно увидела программу «Цифровые профессии» на Госуслугах. Перешла, почитала, посмотрела направления обучения. Увидела курс от Яндекс. Практикум, который хотела пройти еще в пандемию, но для моих доходов он был не подъемный…
Репутация
1
Россия, Москва
Развод
2
03.08.2022
Достоинства:
Нет
Недостатки:
Все остальное, обучение не предоставляют даже по одобренным заявкам
Все привет. Рассказываю свой опыт по обучению ( а точнее его отсутствию) it профессиям через госуслуги. Вообщем я подала заявку как родитель с ребенком до 3 лет, заявку одобрили. Скидку дали 75%. И тут началось…
С 2021 года Нетология участвует в проекте «Цифровые профессии» — программе дополнительного образования для взрослого населения со скидкой 50% за счёт федерального бюджета. Расскажем, как и зачем мы участвовали в проекте, с какими трудностями столкнулись и какие выводы сделали.
b2g — молодой амбициозный, но нестабильный рынок для российских EdTech-компаний. Несмотря на многочисленные ограничения в сфере образования, органы власти стараются находить возможности для эффективного партнёрства с бизнесом и создавать совместные проекты на коммерческой и бесплатной основе для улучшения благосостояния населения при помощи образования. Благодаря таким проектам граждане могут получить на льготных условиях новую профессию или повысить квалификацию, а затем устроиться на работу с более высокой оплатой.
Государство выделило достаточно денег для реализации проекта, но столкнулось с нехваткой технологических ресурсов, квалифицированных специалистов и качественного образовательного контента для переобучения взрослых востребованным профессиям.
В России дефицит IT-специалистов составляет 1 млн человек, а к 2027 году эта цифра может увеличиться вдвое. Партнёрство с EdTech-компаниями помогает закрыть такие вопросы, как:
- поиск людей, заинтересованных в получении новой специальности;
- построение процесса обучения;
- создание образовательного контента, который соответствует требованиям рынка;
- трудоустройство людей после профессиональной трансформации.
В конце 2020 года Нетология стала участником проекта «Персональные цифровые сертификаты» в партнёрстве с государством. 40 000 россиян из 48 регионов получили базовые навыки в диджитал-маркетинге, дизайне, программировании, Data Science и в создании IT-продуктов.
В 2021 году этот проект трансформировался и стал называться «Цифровые профессии». В нём расширили требования к образовательным организациям, программам и количеству часов обучения. Для участников условия стали такими: до 2024 года государство субсидирует половину затрат на обучение трудоспособным гражданам в возрасте от 16 лет.
Компании в сфере EdTech не могут эффективно функционировать без работы с органами власти — государство влияет на сферу образования. Поэтому любому бизнесу в этой отрасли важно не только участвовать в госпрограммах, но и задавать повестку самим, договариваться с регулятором, по возможности решая все вопросы на берегу. Сейчас мы работаем с государством по множеству инициатив, помогая делать качественное образование доступнее для населения России.
Мы приступили к работе в июне 2021 года — когда Министерство цифрового развития и «Университет 2035» начали поиск компаний-провайдеров образовательного контента.
Поскольку проект федеральный, у него есть ряд особенностей:
- Высокие требования к организациям — наличие образовательной лицензии и опыта создания онлайн-программ, отсутствие задолженностей, участие в предыдущем проекте «Профессиональные цифровые сертификаты» или присутствие в знаковых для отрасли рейтингах. У Нетологии всё это было.
- Строгие критерии отбора образовательных программ — нужно было подготовить подробное описание программ, содержания модулей, контрольных заданий и критериев оценки. Мы разработали программы и собрали пакеты документов по 50 страниц каждый — для 9 областей цифровых компетенций из 24 возможных: большие данные, искусственный интеллект, кибербезопасность, управление цифровой трансформацией, цифровой дизайн и другие. В Нетологии уже были программы обучения по этим направлениям, но каждую из них нужно было переработать под запрос организаторов. На этот процесс ушло около двух месяцев.
- Несколько этапов проверки — образовательные организации и программы проверяли сторонняя экспертная служба, служба безопасности и налоговые органы. На всё ушло 2 недели.
В проект отобрали 19 программ Нетологии. Срок обучения на каждой — не менее 250 часов, или порядка 5‒6 месяцев. Каждая программа состояла минимум из двух частей: обязательный базовый модуль из 144 часов по программированию и изучение основ конкретной профессии, на которое отводилось остальное время.
В первые месяцы обучения студенты получали необходимую теорию и выполняли практические задания, по мере усложнения материала начинали формировать портфолио и готовить материал для дипломного проекта. Студенты участвовали в вебинарах и лекциях, помимо этого в Telegram-чате общались с однокурсниками и преподавателями, консультировались с координаторами курса.
В мае 2022 года большинство студентов завершат обучение на программах «Цифровых профессий».
Выпускники могут продолжить более глубокое изучение навыков на других программах Нетологии или прийти в наш центр развития карьеры, специалисты которого помогают искать работу: дают советы по составлению резюме и сопроводительных писем, обучают самопрезентации, проводят карьерные консультации. Центр развития карьеры работает с большим количеством партнёров, и выпускники могут откликаться на вакансии и стажировки в такие компании, как Ozon, Kaspersky, МТС, Яндекс и Mail.ru. Поскольку больше половины студентов проживают в регионах, карьерные консультанты помогут с трудоустройством и в локальные компании.
К нам приходят учиться жители разных регионов, но больше всего студентов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В проекте «Цифровые профессии» участвовали жители из городов по всей России, а Москва и Санкт-Петербург не преобладали.
Люди, которые подали заявку в проект, оказались старше по возрасту (35+ лет), чем в среднем студенты Нетологии. Их можно разделить на три группы:
- безработные;
- работающие специалисты с опытом в нецифровых сферах — образования, обслуживания, производства, ритейла, финансов, транспорта;
- руководители небольших компаний, которые хотят развивать свой бизнес или поменять сферу деятельности.
Около 80% участников хотели сменить профессию или перейти на фриланс, что значительно выше, чем в среднем среди студентов Нетологии.
Оказалось, что аудитория проекта в чём-то схожа с той, которая в пандемию начала учиться онлайн. Она имеет классическое представление об образовании, поэтому сразу же перестроиться на новый формат им было непросто. Но когда на курсах они погружались в практико ориентированное обучение, решали реальные кейсы и создавали свои проекты, процесс им нравился. К таким людям мы старались проявлять большую заботу, клиентоориентированность и часто разбирали с ними материал и задания дольше обычного.
Тимлид координаторов проекта в Нетологии
Мы понимали, что на большинство программ люди приходят с нуля. Но также были студенты, которые не умеют пользоваться простыми вещами в онлайне, браузером или платформами для видеосвязи.
Поэтому уже в процессе мы добавили к стандартному онбордингу студентов блоки по компьютерной грамотности и много поясняющей информации, которая поможет сделать первые шаги в профессии.
Меняли и структуру программ, добавляя больше вебинаров, чтобы люди могли чаще задавать вопросы напрямую преподавателю. В общем старались сделать обучение как можно более доступным.
Поскольку большинство пришли за сменой профессии и стартом с нуля, после прохождения программ они могли претендовать на junior-позиции. Поэтому мы рассказывали студентам о том, как устроен рынок труда в IT и digital, какой уровень знаний и навыков требуется для трудоустройства на позиции начального уровня, стажёров. Также участники могут продолжить обучение, чтобы позднее, совмещая учёбу и практику, занять middle- и senior-позиции.
Проект «Цифровые профессии» стал уникальным и новым для рынка EdTech — в нём участвовало много команд и было много параллельных процессов. В реализации мы столкнулись с рядом трудностей — расскажем, как их преодолели.
Программы готовили в сжатые сроки. Федеральные проекты всегда предполагают множество взаимодействий и согласований, а также некоторую степень неопределённости и огромную ответственность. Условия участия для образовательной организации и ТЗ на программы мы начали обсуждать в апреле, а в июне организаторы проекта утвердили критерии отбора и мы приступили к решению организационных вопросов.
Весной мы потратили несколько недель на анализ возможностей участия в проекте, и к моменту появления конкурсной документации план по подаче программ был готов. Количество работы было внушительным: мы подавали 19 программ, а над подготовкой документации работало порядка 40 человек из всех отделов компании.
Менеджер проекта «Цифровые профессии» в Нетологии
До старта обучения у нас был насыщенный подготовительный период, включая оперативное решение деталей проекта с оператором проекта «Университет 2035». Нас мотивировало осознание того, что наша командная работа поможет в будущем многим людям выйти на новый уровень профессионального развития.
Надеюсь, что мы смогли дать участникам проекта базовое понимание, как работает рынок IT, раскрыть самые востребованные его направления, научить эффективно взаимодействовать с командой и быстро запускать IT-проекты.
Не важно, кем человек работает по основному профилю: юристом, продуктовым или проектным менеджером, маркетологом, пиарщиком или финансистом, — цифровые навыки требуются на любой позиции.
Проходило множество параллельных процессов. В подготовке паспортов программ участвовали такие отделы Нетологии, как маркетинг, в частности отдел контента и бренда, команда лендингов, продюсеры и координаторы курсов, отдел управления продуктами и сотрудники GR-департамента.
Одновременно с этим шла интеграция с платформой «Университета 2035» — агрегатором программ, который проводил отбор студентов. Чтобы студент мог бесшовно перемещаться между платформами «Университета 2035» и Нетологии, мы настроили интеграцию и изменили путь пользователя на нашем сайте, добавив необходимые элементы для удобства авторизации студента.
Пользователи попадали в проект и с нашего лендинга, и с лендинга «Университета 2035». А Нетологии интеграция позволила избавиться от ручной работы: теперь не нужно было выгружать новых пользователей из системы «Университета 2035», переносить в свою и проверять базу на отсутствие дублей.
Нетология стала единственной компанией-участником проекта, которая автоматизировала этот организационный процесс и вместе с командой оператора проекта создала продуктовое решение, удобное для всех.
В реализации проекта обязательным условием была передача организаторам информации о программе и прогрессе обучения студента — цифровой след пользователя. Это доказательство обучения студента на образовательной платформе и данные о качестве проделанной им работы. В течение полутора месяцев команда разработки Нетологии вместе с оператором в режиме нон-стоп настраивала процесс передачи артефактов в составе цифрового следа.
Также для проекта нам пришлось изменить систему сдачи дипломных работ. На обычных курсах Нетологии пользователи сдают работы в личном кабинете ссылками на документ. Но для передачи цифрового следа «Университету 2035» работы должны были представлять в формате файла. В результате команда разработки сначала переводила уже сданные работы студентов из ссылок в файлы, а на будущее добавили специальные ограничения по формату загруженных файлов.
Упростили путь студента и сделали специальный лендинг. Сначала пользователь регистрировался в проекте на сайте «Университета 2035» через систему Leader-ID, загружал сканы паспорта, СНИЛС, документы об образовании. Проверка данных занимала от 1 до 4 дней.
Далее студент выбирал курс в каталоге программ на платформе «Университета 2035», записывался на него и получал на почту письмо от образовательной организации с краткой информацией по курсу и ссылкой на оплату половины обучения. После оплаты студент получал доступ в личный кабинет Нетологии и мог приступать к обучению.
С точки зрения маркетинга путь не простой: чем больше шагов проходит человек, тем выше процент отказов. Тем не менее это были необходимые этапы с точки зрения реализации федерального проекта.
Чтобы облегчить путь пользователя, мы создали отдельный лендинг-витрину с подробностями проекта и информацией по каждой программе Нетологии:
Потенциальный студент переходил на лендинг через сайт «Цифровых профессий» или из почтовых рассылок Нетологии. Если программа заинтересовала пользователя, он подавал документы на неё через стандартную процедуру.
Также под проект мы в сжатые сроки подготовили группу менеджеров клиентского сервиса, которые консультировали студентов по вопросам, связанным с профессиями, подробно рассказывали про структуру программ и этапы обучения. Конверсия после звонков с пользователем в регистрацию была хорошая — на 10% выше, чем в основных продуктах Нетологии.
- Научитесь программировать с нуля и получите возможность пройти собеседование в Альфа Банке
- Выполните 3 масштабных работающих проекта, которые можно смело показывать работодателям и заказчикам
- Автор программы — Павел Дерендяев, руководитель Java-разработчиков в Альфа Банке
По нашим расчётам, с августа до конца декабря 2021 года на программы Нетологии должно было прийти около 3 000 заявок — и к такому количеству желающих мы и подготовились.
Первые студенты появились в августе и сентябре. Мы чувствовали себя комфортно, получая несколько десятков заявок в сутки. А в середине октября началась большая волна: за две недели мы получили в 5 раз больше заявок, чем планировали. А в ноябре к ним добавилось ещё несколько сотен.
Когда в октябре увеличилось количество заявок, мы оперативно подключили коллег из отдела продаж и других отделов. Укрепили ряд направлений в компании: перестроили процессы отдела продаж и сопровождения, дополнительно наняли и обучили новых сотрудников в отдел сопровождения студентов.
Изначально на проекте в отделе продаж мы задействовали одного специалиста. По нашему плану студенты должны были приходить небольшими партиями с августа по декабрь — и один человек справился бы с такой нагрузкой. Так и было вначале. Однако с октября взаимодействие с новыми пользователями потребовало увеличение команды, и мы привлекли ресурсы внешнего кол-центра.
Мы постоянно собирали обратную связь от студентов и старались улучшать программы, чтобы обучение стало более комфортным и понятным.
С затруднениями столкнулись и в отделе координаторов и аспирантов. Координаторы — это специалисты, которые помогают по организационным вопросам, консультируют по домашним заданиям и сопровождают на протяжении всего курса. Если у студента появляется вопрос, ему всегда ответит координатор в чате потока. Обычно на одного координатора приходится от 100 до 300 человек на разных курсах в зависимости от сезонности. В рамках «Цифровых профессий» нагрузка превысила стандартную в 2 раза, и мы стали искать помощников.
На базовых курсах Нетологии помимо координаторов работают ещё и аспиранты. Чаще всего ими становятся выпускники тех же курсов или начинающие специалисты, которые хотят глубже разобраться в профессии. Аспиранты помогают студентам в решении домашних заданий, прохождении лекций, объясняют непонятные моменты. Таким образом они сами, объясняя предмет кому-то, лучше его понимают.
Так как рук координаторов нам не хватало, обратились к аспирантам и координаторам с других курсов Нетологии. Мы думали, что на нашу просьбу о помощи поработать с новыми студентами откликнется не более 10 человек. Однако за один вечер мы получили 84 отклика от наших коллег — и все немного выдохнули.
Для нас это был новый процесс: если раньше координаторы и аспиранты работали только на одном направлении, то теперь один человек охватывал несколько. Мы также поняли, что нам понадобится отдельная роль тимлида координаторов на этом проекте: сотрудник, который выстроил бы работу команды, отслеживал изменения в процессах и правильно их транслировал команде поддержки.
Руководитель клиентского сервиса Нетологии
Наша проектная команда из координаторов и аспирантов выросла с 7 до 60 человек. В короткие сроки нам нужно было определить, каких ролей в сопровождении этого проекта не хватает, и выстроить систему обучения новых сотрудников так, чтобы дальнейшее масштабирование шло гладко.
Мы постоянно обсуждаем, как можно улучшить процессы, и думаем, как подготовиться к новой стадии проекта, которая начнётся в 2022 году. Все инсайты от студентов мы анализируем и пытаемся воплотить в жизнь.
В 2021 году в «Цифровых профессиях» участвовали 25 000 студентов, которые проходили курсы от разных организаций.
Количество заявок на программы Нетологии превысило наши ожидания в 6 раз. Если человек не хотел продолжать обучение, мы возвращали деньги за непройденные занятия — этой опцией воспользовалось 12% студентов. И это хороший результат.
В 2022 году мы принимаем участие во втором раунде проекта «Цифровые профессии».
Какие выводы сделали по итогам проекта. Несмотря на сложность подобных государственных проектов, везде работают люди, которые радеют за проект. И при правильной коммуникации можно разобраться со всеми сложностями.
В таких проектах гибкость — ключевой навык. Условия и требования могут казаться сложными, но командам нужно быть готовыми к быстрому масштабированию и изменениям.
И конечно, важно внимательно относиться к комментариям студентов, чтобы создавать максимально востребованный и доступный продукт.
Мы усиливаем команду в этом году, потому что проект стартует уже в апреле.
Кто может участвовать в программе
Условий немного:
- Гражданство РФ.
- Возраст от 16 лет.
- Трудоспособность — то есть нужно быть еще не на пенсии.
- Профессиональное или высшее образование.
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2021 года.
На каких курсах можно учиться
Обучение проводят образовательные организации и платформы, которые прошли отбор. В их числе «Нетология», GeekBrains, «Яндекс-практикум», «Сбер-университет», SkyEng, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Высшая школа информационных технологий и безопасности, Skillfactory.
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
- программирование;
- разработка;
- дизайн;
- медиа;
- маркетинг;
- квантовые технологии.
Зарегистрироваться можно только на одну программу обучения.
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
План действий следующий. Зарегистрируйтесь на сайте https://leader-id.ru, заполните анкету участника в личном кабинете.
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
Но есть те, кому заявку одобрили.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Как получить доступ к курсам бесплатно
Желающие освоить цифровую профессию могут не только получить скидку, но и вообще ничего не платить. Но для этого нужно постараться: проходить бесплатные курсы и активно их обсуждать — в программе это называется рефлексией. Тогда постепенно будут открываться новые уровни, которые позволят выбирать продвинутые платные курсы и ничего за них не платить.
Из бесплатных курсов на многие записи уже нет, но кое-что еще можно выбрать.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи:
- Как сменить профессию в 30, 40 или 50 лет
- Чему учатся на онлайн-курсах
- 7 советов для смены работы
- Заработки в диджитал-маркетинге
- Как стать графическим дизайнером
- Как стать аналитиком данных
- Как найти в Москве работу без опыта
- Как стать геймдизайнером после курсов
- Как перейти в разработчики из другой сферы
- Как стать программистом с нуля
- 5 историй о смене профессии