Государственные программы по физическому воспитанию дошкольников определяют средства физического

Дмитрий Киреев
Программа физического развития дошкольников

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа разработана и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту комплексной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. Данная программа дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность к обучению двигательным навыкам, соответствующим возрасту и физическому развитию ребенка. Рабочая программа предполагает привлечение детей к систематическим НОД физической культуры; укреплению здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; формирование культуры движений.

Цель программы : физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных навыков, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

1. Охрана и укрепление здоровья детей.

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания : рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные НОД).

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован спортивный зал для занятий с разнообразным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность НОД, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Принципы физического развития

Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к педагогу физической культуры, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т. д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания такие как:

— всестороннее и гармоническое развитие личности;

— оздоровительная направленность физического воспитания;

— непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

— постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

— цикличное построение занятий;

— возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Виды и средства физкультурной деятельности

1. Закаливание: в повседневной жизни; специальные меры закаливания;

2. Гигиенические факторы: рациональное питание; режим; гигиена одежды и питания;

3. Физические упражнения : НОД с элементами ЛФК; утренняя гимнастика; подвижные спортивные игры; физкультурные НОД; развивающие игры.

Специфика реализации ОО «Физическое развитие» представлена на схеме.

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: гармоничное физическое развитие; формирование у детей интереса и ценностного

отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни

Задачи физического развития

Оздоровительные задачи: • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; • всестороннее физическое совершенствование функций организма; • повышение работоспособности детского организма Образовательные задачи: • формирование и навыков; • развитие физических качеств; • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные задачи: • формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и потребностью в них; • разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)

Направления физического развития

Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

• связанной с выполнением упражнений;

• направленной на развитие координации движений и гибкости; • способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

• связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, Овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

• Систематичность и последовательность.

• Развивающее обучение.

• Воспитывающее обучение.

• Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

• Сознательность и активность ребенка.

• Последовательность наращивания тренирующих воздействий.

• Сбалансированность нагрузок.

• Рациональность чередования деятельности и отдыха.

• Возрастная адекватность.

• Оздоровительная направленность всего образовательного процесса. • Осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания

Методы физического развития

• Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры).

• Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни).

• Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесные

• Объяснения, пояснения, указания.

• Подача команд, распоряжений, сигналов.

• Вопросы к детям.

• Образный сюжетный рассказ, беседа.

• Словесная инструкция

• Повторение упражнений без изменений и с изменениями.

• Проведение упражнений в игровой форме.

• Проведение упражнений в соревновательной форме

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) Физкультурные упражнения на прогулке

Гимнастика пробуждения, физминутки

Психо-гигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий) Самостоятельная двигательно-игровая

Спортивные игры, развлечения, праздники, соревнования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Основные цели и задачи реализации образовательной области

Цель: совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в семье в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к НОД физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

— воспитанию в условиях свободного двигательного режима устойчивого интереса и потребности в двигательной деятельности;

— овладению «азбукой движений», обогащению двигательного опыта, развитию физических качеств и способности переносить небольшие статические нагрузки;

— овладению культурой движения;

— самостоятельности использования накопленного двигательного опыта, правил безопасности движения;

— развитию интереса ребёнка к составляющим его здоровья.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные НОД, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка.

Физкультурные НОД выполняют ряд задач по физическому воспитанию :

— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

— удовлетворять естественную потребность в движении;

— формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

— давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

— создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способствовать активизации мышления, развивать творчество.

Иными словами, на НОД по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Режим проведения непрерывной образовательной деятельности

по физическому развитию

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.

Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

— в группе раннего возраста – 10 минут;

— в младшей группе – 15 минут;

— в средней группе – 20 минут;

— в старшей группе – 25 минут;

— в подготовительной группе – 30 минут.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию организовывается на открытом воздухе.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. Содержание работы по образовательной области «Физическое развитие» планируется в соответствии с программой «Детство».

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

• Образовательная область «Физическое развитие». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие /Т. С. Грядкина ред. : А. Г. Гогоберидзе. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-144 с.

• Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М. ,2005. – 176 с.

• Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной организации. / Авт. — сост. О. А. Горбатенко, Т. А. Кардаильская. – Волгоград: Учитель, 2019. – 163 с.

• Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. /Авт. — сост. О. Н. Моргунова. – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2005. – 127 с.

• Физическое развитие детей : методические материалы к комплексеой образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/ С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2019. -40 с. – (ФГОС дошкольное образования).

• Спортивно-развивающие комплексы. Первая младшая группа: планирование, развлекательные интегрированные занятия, педагогические консультации. / Авт. — сост. И. В. Померанцева и др. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2019. – 104 с.

• Колосова Е. В. Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей, учебно-методическое пособие/ Саратов : ИЦ «Наука», 2019.-155с.

• Соколова С. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.- 80 с.

• Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплекс упражнений / Н. Г. Коновалова, Л. В. Корниенко. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, ООО «Методкнига». 2019. – 54 с.

• Громова О. Е. Подвижные игры для детей. 2-е издание, испр. И доп. – М. :ТЦ Сфера, 2019. –128 с.

• Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет / Авт. — сост. Н. М. Соломенникова. – Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель, 2019. – 135 с.

• Детские олимпийские игры: занятия с детьми 2-7 лет/ Л. А. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2015. 78 с.

1.Физ.
воспитание, его цели и задачи. Специальное,
подготовительное отделения и отделение
спортивного совершенствования в вузе.

Физическое
воспитание
— это педагогический процесс, направленный
на совершенствование формы и функций
организма человека, формирования
двигательных умений, навыков, связанных
с ними знаний и развития физических
качеств. Целью
физического воспитания
студентов является формирование
физической культуры личности и способности
направленного использования разнообразных
средств физической культуры и спорта
для сохранения и укрепления здоровья,
психофизической подготовки и самоподготовки
к будущей профессиональной деятельности.

  • понимание
    социальной роли физической культуры
    в развитии личности и подготовке к
    будущей профессиональной деятельности;
  • знание
    научно-биологических и практических
    основ физической культуры и здорового
    образа жизни;
  • физическое
    самосовершенствование и самовоспитание
  • овладение
    системой практических умений и навыков,
    обеспечивающих сохранение и укрепление
    здоровья, психическое благополучие,
    развитие и совершенствование
    психофизических способностей, качеств
    и свойств личности,
  • обеспечение
    общей и профессионально-прикладной
    физической подготовленности, определяющей
    психофизическую готовность студента
    к будущей профессии;

Для
специального отделения
количество учебных часов устанавливается
ректором вуза в соответствии с учебным
планом» заключением врача и рекомендацией
кафедры физического воспитания в
пределах 560 час. на весь срок обучения
в вузе. Программный материал, зачетные
требования, контрольные упражнений
нормативы по годам обучения уточняются
кафедрами физическому воспитания в
зависимости от контингента занимающихся.

В учебном журнале
отмечаются имеющиеся у студента или
перенесенные им заболевания. Врачебный
контроль за студентами специальных
групп осуществляется в форме первичных
и повторных освидетельствований перед
началом и в конце первого полугодия, в
конце учебного года, а также периодически
перед возобновлением занятий, после
пересеченных заболеваний.Направленность
и содержание занятий должны обеспечивать
постепенное укрепление здоровья,
закаливание организма и повышение
уровня физического развития. Поэтому
они должны носить преимущественно
комплексный характер с использованием
упражнений, входящих в различные виды
спорта.

В
подготовительное отделение
зачисляются практически здоровые
студенты, не прошедшие до института
специальной спортивной подготовки и
не достигшие по тем или иным привходящим
причинам значительного уровня общей
физической подготовленности. Основное
содержание практических занятий в
отделении составляет широкая общая и
профессионально-прикладная физическая
подготовка. В большинстве занятий
комплексируется материал из различных
разделов программы (гимнастика — игры;
спортивно-вспомогательная гимнастика
— легкая атлетика и т. д.) с поочередным
преимущественным распределением времени
на основные разделы. Вместе с тем
проводятся и занятия с однородным
содержанием, (лыжная подготовка,
плавание). Наряду с воспитанием физических
качеств большое внимание в подготовительном
отделении уделяется обучению технике
двигательных действий. За два года
обязательных занятий студенты этого
отделения должны освоить от нескольких
десятков до двухсот (в зависимости от
предшествовавшего двигательного опыта)
форм физических упражнений. Такое обилие
учебного материала при жестком лимите
времени обязывает четко определять
возможную степень освоения двигательных
действии и умело планировать процесс
обучения.

Для
отделения спортивного совершенствования
составляются годичный и четырехлетний
планы учебно-тренировочного процесса
с учетом особенностей конкретного вуза.
следует предусмотреть уменьшение
тренировочной нагрузки при возрастании
напряженности учебного процесса
(например, во время подготовки и сдачи
экзаменов) и ее увеличение в каникулярное
время, изменять расписание тренировочных
циклов во время работы студентов на
практике и т.д. Повышению тренированности
спортсменов способствуют дополнительные
самостоятельные занятия, проводимые
во вне учебное время, продолжительностью
30—40 мин., кроссы, ходьба на лыжах, занятия
спортивными играми и другими видами
спорта в секциях и командах групп,
курсов, факультетов вуза. Учебно-тренировочную
работу рекомендуется строить на основе
недельных тренировочных циклов, состоящих
из 2—4 учебных занятий и ежедневных
самостоятельных занятий. Принятый
тренировочный цикл повторяется без
изменений не менее 1,5—2 месяцев в
подготовительном периоде и 1 месяца в
основном периоде. В повторяемых циклах
направленность занятий сохраняется,
но средства и методы изменяются, а объем
и интенсивность постепенно увеличиваются.При
выставлении зачета кроме выполнения
общих зачетных требований, установленных
для всех студентов, на отделении
спортивного совершенствования
учитываются: выполнение контрольных
упражнений физического развития (не
ниже чем на «удовлетворительно»), сдача
норм комплекса ГТО, знание правил
соревнований по одному из видов спорта,
участие в спортивных соревнованиях.Для
контроля и наблюдения за динамикой
физического развития и состоянием
разносторонней и специальной физической
подготовленности студентов на отделении
спортивного совершенствования проводятся
периодически контрольные проверки:
первичная — в I семестре до 20 сентября
и повторно на каждом курсе с 15 по 30 мая
(контрольные упражнения).

В
высших учебных заведениях физическая
культура объявлена обязательной
дисциплиной гуманитарного образовательного
цикла в соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего
про­фессионального образования. На
основе государственного образовательного
стандарта высшего об­разования в
учебных планах вузов по всем направлениям
и специальностям высшего профессионального
образования в цикле общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
предусмотрено выделение 408 часов
тру­доемкости по дисциплине «Физическая
культура» в обязательном курсе на весь
период обучения. Обязательный курс
физического воспитания должен дополняться
дисциплинами по выбору с указанием
видов спорта или системы физических
упражнений, а также факультативными
занятиями (1-2 часа в неделю) во внеучебное
время ( приказ Министра образования
Российской Федерации от 01.12.99 г. №
1025).Содержание
курса физического воспитания
регламентируются государственной
учебной программой для вузов «Физическое
воспитание».Учебный материал программы
предусматривает решение задач
физического

воспитания
студентов и состоит из теоретического
и практического разделов. Содержание
теоретического раздела программы
предполагает овладение студентами
знаний по основам теории и методики
физического воспитания.Теоретические
знания сообщаются в форме лекций,
систематических бесед, на

практических
занятиях, а также путём самостоятельного
изучения студентами учебной и специальной
литературы.Лекционный курс в объёме 20
часов рассчитан на два года обучения
и состоит из восьми тем. Первые четыре
темы в объёме 10 часов читаются на
первом курсе, а четыре последующие темы
в таком же объёме — на втором
курсе.Практический раздел программы
содержит учебный материал для всех

В
содержание практических занятий всех
отделений включается также материал
по профессионально-прикладной
физической подготовке, который
определяется каждым вузом применительно
к профилирующим специальностям.Наряду
с учебным материалом для всех учебных
отделений программа включает материал
для специального учебного отделения и
материал по видам спорта для учебного
отделения спортивного совершенствования.Программа
определяет особенности обучения в
каждом учебном отделении с

учётом
направленности их работы.

Культура физическая. Физ культура личности

Физическая
культура –
это вид культуры, содержанием которой
является оптимальная двигательная
деятельность, построенная на основе
материальных и духовных ценностей,
специально созданных в обществе для
физического совершенствования человека.
Целью физической культуры как учебной
дисциплины является формирование
физической культуры личности, как одного
из факторов ее социокультурного бытия,
обеспечивающей биологический потенциал
жизнедеятельности, как способ и меру
реализации своих сущностных сил и
способностей.

Физическая
культура личности
— это социально-детерминированная
область общей культуры человека,
представляющая собой качественное,
системное, динамичное состояние,
характеризующееся определенным уровнем
специальной образованности, физического
совершенства, мотивационно-ценностных
ориентаций и социально-духовных
ценностей, приобретенных в результате
воспитания и интегрированных в
физкультурно-спортивной деятельности,
культуре образа жизни, духовности и
психофизическом здоровье.

Физическая культура
реализуется в таких формах (компонентах),
как физическое воспитание (связанное
с освоением физических и духовных сил
человека), спорт (их совершенствованием),
физическая рекреация (поддержанием),
двигательная реабилитация (восстановлением).

В
Основах законодательства Российской
Федерации физическая культура сту­дентов
определяется в качестве одного из
основополагающих направлений выс­шего
гуманитарного образования. Содержание
общероссийской программы для ву­зов,
её структура, выделение приоритетных
направлений отражают принципы
госу­дарственной политики в области
профессионального образования.

Активно
меняющиеся в обществе требования к
профессиональной подготовке специалистов
определяют специфику и технологию
высшего образования: рыноч­ная
конъюнктура современного общества
предъявляет более высокие требования
к выпускнику вуза. Использование новых
концептуальных подходов, апробирован­ных
европейским опытом высшего образования,
предполагает поэтапное обуче­ние
специалистов по избранной специализации.
Многоуровневая структура подго­товки
специалистов нацелена на оптимальную
интеграцию общекультурной и
об­щественно-научной подготовки
выпускников при формировании у них
высокопро­фессиональных умений и
навыков. Реализуемая в Российской
Федерации система высшего образования
по своей структуре наиболее близка к
англо-американской высшей школе. Её
отличительной особенностью является
наличие трех уровней. Уровень бакалавра
и магистра предполагает обучение на
массовых ступенях выс­шего образования,
а более высокий уровень соответствует
обучению в аспиранту­ре. Квалификация
«бакалавр» (от латинского корня —
первая ученая степень) пред­полагает
владение профессиональными навыками
самостоятельной деятельности на базе
широкой и систематизированной
фундаментальной подготовки. В обяза­тельный
минимум содержания курса «Общие
гуманитарные и социально-значимые
дисциплины» на уровне подготовки
бакалавра определен ряд положений.
Бакалавр обязан понимать роль физической
культуры в развитии человека, хорошо
ориенти­роваться в вопросах физической
культуры и здорового образа жизни, а
также вла­деть системой практических
умений и навыков, обеспечивающих
укрепление здо­ровья, развитие
психофизических способностей и качеств.

Вторая,
более высокая ступень профессионального
обучения на степень «маги­стра»
(от латинского корня — мастер, учитель)
предполагает углубленное
професси­онально-теоретическое
обучение, в значительной степени
ориентированное на спо­собных
студентов. В области знаний по физической
культуре магистр должен иметь глубокие
профессиональные знания по теории,
методике и практике оздоровитель­ных
систем, профессионально-прикладной
физической подготовке.

Дальнейшее
повышение квалификации в области научной
деятельности в аспи­рантуре
осуществляется на основе магистерской
степени и предполагает высший
духовно-творческий уровень осмысления
знаний, накопленных человечеством в
сфере физической культуры.

Рекомендации
Всероссийской базисной учебной программы
по физической куль­туре студентов
носят законодательный характер для
вузов федерального простран­ства и
определяют общую стратегию формирования
высокой личной физической культуры
студента. Её содержание ориентирует
педагогический процесс не на ус­редненного
студента, но позволяет дифференцированно
подходить к воспитанию каждой конкретной
личности будущего специалиста. На всех
трех ступенях высше­го образования
приоритетной является концепция здоровья
студентов, их оптималь­ной двигательной
активности. Здоровье студентов
рассматривается как абсолют­ная
жизненная ценность, основа их духовной
зрелости. Программой выделяется три
основные формы физкультурной деятельности
студентов.

Первая
форма, реализуемая на академических
занятиях в учебное время, пред­полагает
комплексное решение трех групп
педагогических задач: образовательных,
воспитательных и оздоровительных с
преимущественной образовательной
направ­ленностью.

Вторая
форма предполагает активные занятия
спортом во внеучебное время. Максимальное
развитие двигательных способностей,
обеспечивающих достиже­ние высоких
уровней спортивно-технического мастерства
студентов, является при­оритетным
направлением при сопряженной реализации
воспитательных и образо­вательных
задач.

Третья
форма активного досуга студентов
предполагает организацию самосто­ятельных
занятий во внеучебное время (в том числе
и в коммерческих оздорови­тельных
группах с приоритетной оздоровительной
направленностью), использова­ние
различных форм и средств физической
культуры.

Формируемый
потенциал физической культуры каждого
студента определяется не только степенью
развития физических способностей, но,
главным образом, ме­рой их комплексной
реализации в совокупности с
интеллектуальными, нравствен­ными,
психологическими качествами в учебной
деятельности.

Активные
процессы либерализации и гуманизации
высшего образования позво­ляют с
учетом особенностей материальной базы,
исторически сложившихся тради­ций,
компетентности профессорско-преподавательского
состава, наряду с базо­вой программой
реализовать «авторские» программы
по физической культуре. Од­ним из
вариантов такой авторской программы,
позволяющей учитывать специфику
профессионального профиля подготовки
специалистов, является комплексная
це­левая программа по физической
культуре (КЦП) в вузе. В ней определены
некото­рые нетрадиционные пути решения
дидактических проблем, основанные на
выде­лении приоритетных направлений
образования студентов. Они позволяют
опреде­лить меру соотношения методов
централизации и децентрализации в
управлении педагогическим процессом,
актуализировать связь между содержанием
физичес­кого образования на всех трех
ступенях профессиональной подготовки,
учитывать внутриструктурные связи
содержания теоретического и практического
её разде­лов.

КЦП
является целевым алгоритмом образования
и воспитания студентов с ис­пользованием
широкого спектра средств физической
культуры. Её содержание ин­тегрирует
современные принципы физического
воспитания и спортивной трени­ровки:
научности, сознательности и активности,
доступности и индивидуализации,
наглядности, непрерывности и постепенности.
Оригинальные методологические подходы
позволяют эффективно решать дидактические
задачи на новой организа­ционной
основе — путем целенаправленного
совершенствования как непосредственно
содержания учебно-тренировочной
программы, так и механизмов обеспечения,
способствующих её реализации:
научно-методического, организационного,
мате­риально-технического снабжения
и финансирования.

Достижение
генеральной цели детерминировано,
главным образом, технологи­ей
физического образования студентов.
Приоритет образовательного аспекта
обус­ловлен жестким лимитом времени,
отводимым в учебном плане вуза на предмет
«Физическая культура», а также
выраженной дискретностью педагогического
про­цесса.

Структура
КЦП предполагает поэтапное (в течение
трех лет обучения на уровне подготовки
бакалавра) достижение генеральной цели
путем реализации:

  • комплекса
    главных целей (целей первого уровня);
  • педагогических
    программ и программ обеспечения
    (подцелей второго уровня);
  • ряда
    конкретных педагогических заданий и
    заданий обеспечения (подцелей тре­тьего
    уровня).

Главной
целью занятий студентов первого курса
является адаптация к интенсив­ной
интеллектуальной деятельности средствами
физической культуры. Текущими
педагогическими задачами являются:

  • Воспитание
    у студентов устойчивого интереса и
    потребности к занятиям фи­зическими
    упражнениями.
  • Развитие
    резервных возможностей организма
    студентов.
  • Формирование
    и совершенствование знаний по организации
    самостоятель­ных занятий в форме
    активного досуга.

На
втором курсе обучения главной задачей
является всестороннее развитие орга­низма
студентов. Текущими педагогическими
задачами являются:

  • Воспитание
    у студентов социально значимых качеств.
  • Освоение
    оздоровительных программ с использованием
    различных форм фи­зической культуры.
  • Формирование
    углубленных знаний в области технологии
    физической культу­ры.

Для
студентов третьего курса главной целью
является развитие потребности в здоровом
образе жизни. Текущими педагогическими
задачами являются:

  • Гармоничное
    развитие организма студентов и
    существенное повышение их физической
    работоспособности.
  • Воспитание
    устойчивой потребности студентов в
    физическом самосовершен­ствовании,
    самопознании и самооценке.
  • Воспитание
    дисциплинированности и трудолюбия в
    достижении физического совершенства.

Главной
целью занятий студентов первого
курса является адаптация к интенсив­ной
интеллектуальной деятельности средствами
физической культуры. Текущими
педагогическими задачами являются:

На
втором
курсе обучения главной задачей является
всестороннее развитие орга­низма
студентов. Текущими педагогическими
задачами являются:

Для
студентов третьего
курса главной целью является развитие
потребности в здоровом образе жизни.
Текущими педагогическими задачами
являются:

Макроструктурный
подход, используемый в КЦП, обеспечивает
на практических занятиях всестороннее
и гармоничное развитие личности студента,
максимальную оздоровительную эффективность
упражнений и выраженную
профессионально-при­кладную
направленность педагогического процесса.

Теоретический
раздел программы по физической культуре
реализуется в форме лекций, консультаций
и индивидуальных занятий. В технологии
учебно-познавательной деятельности
ис­пользуются различные формы
абстрактного мышления: понятия (выделение
при­знаков), суждения (утверждение
или отрицание свойств предмета) и
умозаключе­ния (обобщение суждений).
В процессе формирования понятий в сфере
физической культуры проводится анализ
(мысленное расчленение предметов на
составные ча­сти, выделение в них
признаков) и синтез (интеграция частей
изучаемой дефини­ции).

Полученные
теоретические знания становятся основой
для трансформации со­знания личности
студентов и определяют уровень их
потребностей в двигательной активности.
Системный подход к познанию физической
культуры стимулирует сту­дентов к
анализу фактов, их обобщению и выводам,
что несомненно актуализирует их
способность к ретроспективному поиску
информации, её систематизации, ана­лизу
и синтезу, накоплению индивидуального
информационного банка. Для позна­вательного
процесса цель выступает в качестве
идеальной модели деятельности. В качестве
обязательного минимума теоретической
части программы определен учеб­ный
материал по следующим разделам: роль,
функции и основные цели физичес­кой
культуры в системе общечеловеческих
ценностей и профессиональной подго­товки
специалистов, социально-биологические
основы физической культуры; тех­нология
физического образования студентов;
принципы спортивной тренировки;
содержание профессионально-прикладной
физической подготовки студентов.

Сопряженный
процесс приобщения студентов к ценностям
физической культу­ры через теорию и
практику существенно активизирует
культурный потенциал лич­ности
студента, расширяет его мировоззрение,
повышает духовность, способству­ет
формированию активной жизненной позиции.

В
практическом разделе программы
традиционно реализуется стратегия
диф­ференцированного подхода на трех
отделениях: на основном учебном,
специаль­ном медицинском и отделении
спортивного совершенствования.

Для
программы физической подготовки
студентов, отнесенных по состоянию
здоровья к специальному медицинскому
отделению, характер используемых
средств, определение объема и интенсивности
физических нагрузок осуществля­ется
по результатам медико-биологической
диагностики характера заболевания и
экспертной оценки текущего состояния
здоровья занимающихся. В
реабилитационно-оздоровительной
программе физической подготовки
студентов, имеющих от­клонения в
деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной системы использу­ются
базовые варианты комплексов общеразвивающих
физических упражнений, допускается
дифференцированное использование
упражнений аэробной направ­ленности,
дыхательных упражнений.

Для
группы студентов с заболеваниями органов
пищеварения, нарушением об­мена
веществ и зрения приоритетной будет
целенаправленная работа по форми­рованию
разностороннего двигательного потенциала
с использованием умеренных нагрузок
аэробного воздействия. В группе студентов
с отклонениями в работе опор­но-двигательного
аппарата используются общеразвивающие
физические упраж­нения локального и
регионального воздействия, а также
средства профессиональ­но-прикладной
физической подготовки.

Практический
раздел программы основного учебного
отделения строится с уче­том повышения
интереса студентов к спорту и предполагает
приложение передо­вых спортивных
технологий в практику физического
воспитания. Спортивная на­правленность
физического воспитания обеспечивает
решение задач по формированию
разностороннего двигательного потенциала
студентов, освоение ими совре­менной
техники двигательных действий, развитие
механизмов биоэнергообеспе­чения,
формирование индивидуального стиля
соревновательной деятельности и
обязательное участие в серии соревнований
на первенство учебных групп, отделе­ния,
факультета, университета, города,
республики.

Важное
место в разделе занимает
профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов.

Для
программного раздела отделения
спортивного совершенствования харак­терно
использование комплекса современных
средств, методов и условий, с помо­щью
которых обеспечивается высокая готовность
спортсменов и её реализация в соревнованиях.
Среди важнейших методологических
подходов программы целе­сообразно
выделить поэтапное освоение специальных
физических нагрузок, харак­терных
для подготовки высококвалифицированных
спортсменов с учетом специ­фики
учебного процесса в вузе, моделирование
соревновательной деятельности по
технико-тактическим и биоэнергетическим
компонентам. На передний план выдвигается
концепция индиви­дуального подхода
к программированию спортивного
совершенствования, рацио­нальное
построение учебно-тренировочного
процесса, интеграция различных сто­рон
специальной подготовки.

В
основе стратегии дифференцированного
определения меры индивидуально допустимых
физических нагрузок по объёму и
интенсивности на трех учебных отде­лениях
заложена концепция гуманного отношения
к здоровью студентов, что не­сомненно
способствует развитию их биогенетической
программы развития, обес­печивает
гармонию духовного и физического
совершенствования каждого студен­та.
В данной схеме содержание комплекса
педагогических заданий (подцелей
тре­тьего уровня) выступает базовой
формой целевой структуры планирования
учебно-тренировочного процесса.

В
КЦП предусмотрено создание каталогов
учебно-тренировочных заданий, что
позволяет алгоритмизировать процесс
достижения педагогических целей второго
и первого уровня.

Академические
занятия регламентируются учебным планом
вуза в объеме 4 ча­сов в неделю на
первом и втором курсе, а также 2 часов в
неделю на третьем году обучения. Это
составляет на первом и втором курсах
140 часов в году и включает: практический
раздел в 116 часов, методический раздел
в объёме 20 часов и теоре­тический
раздел — 4 часа. На третьем году обучения
бакалавра объём нагрузки не превышает
70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из
них на теоретический раздел отводится
4 часа и методический раздел — 6 часов.

Для
подготовки спортсменов младших разрядов
на отделении спортивного со­вершенствования
отводится 6 часов в неделю, для подготовки
квалифицированных спортсменов: 8-12 часов
в неделю, в межвузовских группах
спортивного совершен­ствования объем
возрастает до 16-20 часов в неделю.

Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

В соответствии с
государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования физическая культура
представлена в ВУЗах как учебная
дисциплина и важнейший компонент
целостного развития личности. В течение
всего периода обучения физическая
культура входит обязательной дисциплиной
в гуманитарный образовательный цикл.

Системная и
целенаправленная гуманитарная подготовка
способствует формированию личностной
культуры студента, определяет степень
его самостоятельности, самообучаемости
как будущего специалиста, обеспечивая
основы его высокого профессионализма.

Физическая культура
как образовательная дисциплина призвана
развивать целостную личность, ее духовные
и физические начала в рамках здорового
стиля жизни, воспитывать готовность
полноценно использовать свои возможности
в профессиональной деятельности, в
создании неотъемлемого элемента
образовательного пространства вуза –
необходимой социокультурной комфортной
среды.

Физическая культура
прямо или косвенно формирует такие
ориентации личности, которые позволяют
ей достигать гармонии физического и
духовного, труда и отдыха в единстве с
культурой общества, что создает
определенный психический комфорт и
социальную устойчивость.

Свои образовательные
и развивающие функции физическая
культура наиболее полно осуществляет
в целенаправленном процессе физического
воспитания, где в его рамках рассматривается
развитие физических способностей
студентов как развитие элементов
культуры, особых личностных качеств.

Чтобы глубже понять
значимость учебной дисциплины «Физическая
культура» в вузе важно правильно
разобраться с содержанием Примерной
государственной программы по физическому
воспитанию, разработанной на основе
государственных образовательных
стандартов высшего профессионального
образования, в которой определяется
обязательный для студентов всех вузов
объем физкультурных знаний, двигательных
умений, навыков и уровень развития
физических качеств. «Примерной» программа
называется потому, что отражает только
требования «Стандарта», но может быть
расширена и дополнена в каждом вузе с
учетом регионально-территориальных,
социокультурных, климатических факторов,
особенностей подготовки профессиональных
кадров, материально-технической базы.

Программа по
физическому воспитанию студентов
определяет цель –формирование
физической культуры личностиизадачи:

  • оздоровительные(укрепление здоровья, гармоничное
    развитие форм и функций организма,
    формирование правильной осанки);
  • образовательные(формирование и доведение до необходимого
    совершенства прикладных и спортивных
    умений и навыков, приобретение специальных
    знаний);
  • воспитательные(формирование моральных и волевых
    качеств, содействие умственному,
    трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами,
на которых основывается отечественная
система физического воспитания студентов,
являются:

  • принцип
    всестороннего развития личности;
  • принцип связи
    физического воспитания с трудовой и
    оборонной практикой;

Программа дисциплины
«Физическая культура» содержит три
основных раздела: теоретический,
практический и контрольный, тематика
материала которых предусматривает
освоение следующих дидактических
единиц:

  • физическая культура
    в общекультурной и профессиональной
    подготовке студентов;
  • социально-биологические
    основы физической культуры;
  • основы здорового
    образа жизни;
  • оздоровительные
    системы и спорт (теория, методика и
    практика);
  • профессионально-прикладная
    физическая подготовка студентов.

Материал
теоретического разделаформирует
отношение студентов к физической
культуре, а также мировоззренческую
систему научно-практических и специальных
знаний, сообщаемых в форме поточных
лекций. Содержание лекционного материала
представлено в настоящем пособии.

Учебный материал
практического разделареализуется
на методико-практических и
учебно-тренировочных занятиях.

Методико-практические
занятия предусматривают освоение
студентами основных способов формирования
учебных и жизненно важных умений и
навыков средствами физической культуры.
Причем каждое такое занятие должно
согласоваться с соответствующей
теоретической темой.

Учебно-тренировочные
занятия направлены на приобретение
студентами опыта творческой практической
деятельности, развитие самодеятельности
в целях повышения уровня физических
способностей и совершенствования
двигательных навыков с помощью различных
средств: беговых и прыжковых
легкоатлетических упражнений, плавания,
спортивных игр, атлетической и ритмической
гимнастик и др.

Материал контрольного
разделанаправлен на дифференцированный
и объективный учет эффективности
учебно-воспитательного процесса.
Контрольные занятия должны обеспечивать
получение информации оперативного,
текущего и итогового характера об
освоение теоретических знаний, о динамике
физического развития, физической и
профессионально-прикладной подготовленности
каждого студента. В качестве критериев
результативности учебно-воспитательного
процесса выступают зачетные требования,
включающие практические двигательные
нормативы и тестовые задания для оценки
уровня теоретических знаний в рамках
текущих и итоговой (за семестр) аттестаций.
При итоговой аттестации в окончательной
оценке прерогативой считается уровень
выполнения двигательных тестов.

Для освоения
содержания дисциплины «Физическая
культура» учебным планом выделяется
408 часов. Проведение практических занятий
предусматривает распределение студентов
с учетом результатов медицинского
обследования, показателей физической
подготовленности и развития, пола,
уровня спортивного мастерства, а также
интересов по учебным отделениям:
основному, специальному и спортивному.

В основное отделение
зачисляются студенты, отнесенные к
основной и подготовительной медицинским
группам. В специальное учебное отделение
зачисляются студенты, отнесенные к
специальной медицинской группе или
освобожденные от практических занятий
по состоянию здоровья на длительный
срок. Последние осваивают лишь доступные
разделы программы. В спортивное отделение
зачисляются студенты основной медицинской
группы, имеющие высокую физическую и
спортивную подготовленность и изъявившие
желание углубленно заниматься одним
из видов спорта, культивирующихся в
вузе.

Современные взгляды
на содержание и организацию
физкультурно-оздоровительной работы
в учреждении дошкольного образования
в учебной программе дошкольного
образования.

Образовательные
программы сверх базового компонента
по физическому воспитанию «Физкульт-Ура!»
(В. Н. Шебеко, В. А. Овсянкин),
«Физическая культура — дошкольникам»
(Л. Д. Глазырина), «Старт»
(Т. С. Яковлева, Р. А. Юдина,
К. Михайлова), «Здоровый ребёнок»
(Ю. Ф. Змановский).

Общая
характеристика современных образовательных
программ по физическому воспитанию
детей дошкольного возраста, изданных
в странах ближнего зарубежья («Радуга»,
«Истоки», «Детство»).

Содержание
физкультурного занятия: состав включаемых
в физкультурное занятие физических
упражнений; физические и интеллектуальные
действия детей; деятельность педагога,
включающая в себя постановку и разъяснение
задач, определение двигательных заданий,
наблюдения за действиями детей, их
оценка. Задачи и содержание вводной,
основной и заключительной части занятия.
Формы организации детей на физкультурном
занятии: фронтальная, групповая,
индивидуальная.

Решение
оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач на физкультурном
занятии. Формы проведения физкультурных
занятий. Показатели эффективности
физкультурных занятий. Обеспечение
оптимальной физической нагрузки. Оценка
физической нагрузки. Моторная плотность
занятий
(метод
хронометража).

Профилактика
травматизма на физкультурных занятиях.

Тема 12. Методика организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в распорядке дня в учреждении дошкольного образования

Специфическое
назначение физкультурно-оздоровительных
мероприятий в распорядке дня: утренняя
гимнастика, физкультминутки, физические
упражнения и подвижные игры на прогулке,
после сна.

Утренняя
гимнастика и её оздоровительное влияние
на организм ребёнка. Содержание вводной,
основной и заключительной части утренней
гимнастики. Требования, предъявляемые
к подбору общеразвивающих упражнений.
Формы проведения утренней гимнастики.

Необходимость
проведения физкультминуток в детском
саду. Влияние физкультминуток на
умственную работоспособность детей.
Вариативность содержания физкультминуток.

Подвижные
игры и физические упражнения на прогулке,
их отличие от физкультурных занятий,
содержание, варианты проведения.

Гимнастика
после дневного сна как форма работы,
обеспечивающая переход ребёнка от
отдыха к активной деятельности.

Тема 13. Организация разных форм активного отдыха и самостоятельной двигательной деятельности детей

Специфическое
назначение физкультурно-массовых
(досуги, праздники, дни здоровья),
коррекционных (индивидуальная работа)
форм организации физического воспитания.

Физкультурные
досуги и праздники, специфика их
организации и проведения в разных
возрастных группах.

День отдыха, игр
и развлечений. Содержание и планирование
дня отдыха, игр и развлечений.

Использование
индивидуальной работы в системе
физического воспитания детей.
Самостоятельная двигательная деятельность
дошкольника и приёмы руководства ею.
Средние нормы объёма двигательной
активности (в условных шагах) для детей
в зависимости от их возраста. Особенности
двигательной активности дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *