Государственные программы по развитию речи

На данный момент в детском саду, начиная с ясельных групп, воспитатели активно используют приемы и техники по речевому развитию детей. Речь является предпосылкой в обучении грамоте и письму, а также представляет неотъемлемую часть разностороннего развития личности. Для современного школьника развитая связная речь гарант успеха в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС) есть отдельная область —  «Речевое развитие».

Цель развития речи у детей в дошкольном возрасте по ФГОС — формирование устной речи и техники общения.

Задачи речевого развития дошкольников по ФГОС

Государственные программы по развитию речи

Развитие речи в детском саду

Вопросы профессиональной компетентности воспитателей и специалистов в новых условиях

Все эти задачи лежат на главном исполнителе — воспитателе. И для успешной реализации данных задач педагог должен соответствовать профессиональным компетенциям. Профессионал своего дела стремится к постоянному совершенствованию, получению новых практических и теоретических знаний.

Современные требования к профессионализму педагога дошкольного учреждения сочетают в себе готовность к систематическому повышению квалификации и конкретные особенности личности самого воспитателя. Немаловажную роль также играет самообразование.

Государственные программы по развитию речи

Воспитатель в новых условиях

Человек, который может качественно воспитывать и развивать ребенка, в соответствии с современными требованиями должен любить детей, знать их возрастные особенности, уметь адекватно оценивать характер и способности каждого воспитанника. Детский возраст сензитивен к любому воспитанию, которое на него оказывается во время общения с другими людьми.

Создание развивающей среды для дошкольников

Развитие речи в доу по ФГОС тесно связано с той средой, где пребывает ребенок. Согласно пирамиде потребностей одной из ключевых необходимостей является безопасность. Значит, в своей развивающей среде дети должны чувствовать себя защищенно и уверенно. Также обстановка должна соответствовать возрастным психологическим характеристикам. Наполненность пространства для оптимального развития ребенка будет рациональной и учитывает интересы и склонности детей разного возраста.

Таким образом, в группу для полноценного воспитательного процесса должна входить не только зона для познавательно-речевого развития, но также  социально-личностная  и художественно-эстетическая область. Детская группа, в которую приходит воспитанник, должна сама по себе располагать к развитию и заинтересовывать.

Государственные программы по развитию речи

Детская группа по ФГОС

Младший дошкольный возраст:

Для разных возрастов (младший, средний, старший, подготовительный):

Старший и подготовительный дошкольный возраст:

Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС подразумевает также наличие литературного центра в каждой группе. Сюда входят книги разного формата:

Обратите внимание! Наполненность уголка речи в детском саду опять-таки зависит от компетентности и профессионализма воспитателей.

Новые стандарты воспитательной деятельности по ФГОС

На сегодняшний день ФГОС добавляет новые стандарты в воспитательной деятельности. Уже с начальной школы задачами воспитательной работы становятся развитие коммуникативных навыков, социализация и формирование аналитико-синтетических способностей. В образовательных направлениях активно внедряется проектная деятельность, продуктом которой является защита своего проекта. Таким образом, можно еще раз отметить важность интенсивного улучшения речевых навыков уже в дошкольном образовательном учреждении.

Необходимым условием для целостного развития личности дошкольника является взаимодействие, в котором принимают участие семья и образовательное учреждение. Рождение ребенка является безусловно важнейшим событием в жизни каждого. Поэтому образование ребенка — это та область, в которой главнейшую роль играет именно родитель. Для того, чтобы семья стала помощником педагога, необходимы такие формы работы, как совместное занятие, семейный праздник, собрание и другое.

Новые аспекты речевого развития детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

Уже с начальной школы педагоги-психологи и преподаватели чтения и письма активно диагностируют дислексию и дисграфию у младших школьников. Исследования подтверждают, что данные нарушения возникают не только в следствие родовых травм, но также и в процессе педагогической запущенности в детском саду. Поэтому ФГОС ДО диктует новые аспекты речевого развития у детей дошкольного возраста.

Государственные программы по развитию речи

Подходы в организации работы с детьми

Среди подходов к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста по ФГОС активно практикуются как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Воспитатель организует работу таким образом, чтобы дети как можно больше воспринимали чужую речь: как старших, так и сверстников. Таким образом создается естественная среда для возникновения новых эмоций и впечатлений, которые располагают к познанию и обучению.

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Важно! В ДОУ должны использоваться только те программы по развитию речи, которые соответствуют стандартам ФГОС. Так сохраняется преемственность между дошкольными и школьными образовательными учреждениями.

Такие программы должны отвечать современным задачам, которые стоят перед воспитателями и включать в себя следующие разделы:

https://youtube.com/watch?v=OiTOkgUN6mo%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Данные разделы могут меняться в зависимости от региона ДОУ, включать в себя национально- региональный компонент и другие структурные компоненты. Но все программы должны соответствовать принципам и задачам ФГОС.

Среди предложенных на просторах Интернета и в книжных магазинах программ можно предложить несколько тех сборников, которые можно использовать как основы для создания своей авторской программы, так и как самостоятельный адаптированный вариант. Такие программы рассчитаны на 1 год или более.

Данное предложение представлено в нескольких вариациях: для детей раннего, среднего возраста, а также для старшей и подготовительной группы.

Качественное, своевременное и системное развитие речи в дошкольном возрасте является залогом успешного обучения в школе. Улучшая современные образовательные подходы, компетенции педагогов и преемственность в образовательных учреждениях, можно добиться выполнения всех поставленных для процесса развития целей и задач.

https://youtube.com/watch?v=2W86XTVXesM%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Аннотации к программам. Рабочие программы

В данном издании представлен комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учрежденийдля детей с нарушениями речи.

В содержании логопедических программ учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявления речевой патологии.

В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложнённого двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение.

Структура Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей: пояснительная записка, характеристика детей с I, II, III уровнями развития, занятия воспитателя, логопедическая работа с детьми.

Аннотация к парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Князевой, М. Маханёвой

Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные, на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Аннотация к парциальной программе «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией О. Ушаковой.

Авторская программа предназначена воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, родителям.

Раскрываются теоретические основы программы.

Основные задачи развития речи дошкольников: развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой стороны речи, развитие образной речи. рассматриваются особенности развития речи детей в разных возрастных группах ДОУ.

Одобрено Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ.

Аннотация к парциальной программе «Экологическое воспитание в детском саду» под редакцией С. Николаевой.

Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ.

В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет.

Пособие адресовано практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педвузов и педучилищ.

Аннотация к парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Стёркиной

Программа включает в себя систему развивающих заданий для детей дошкольного возраста.

Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Разработанные на основе данного содержания рабочие тетради для детей помогут им более эффективно усвоить новый материал.

Комплект состоит из учебного пособия и 4 рабочих тетрадей и предназначен как для воспитателей детских садов, так и для родителей.

Аннотация к парциальной программе «Цветные ладошки» под редакцией И. Лыковой.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Пособие содержит полный курс занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).

Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями. Пособие адресовано старшим воспитателям и заведующим ДОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, — родителям, бабушкам и дедушкам.

Аннотация к парциальной программе «Математические ступеньки» под редакцией Е. Колесниковой

Программа предназначена для развития математических представлений у дошкольников.

В ней определены содержание и объем изучаемого материала, даны темы с конкретным содержанием для каждой возрастной группы.

К программе имеется наглядно-методическое обеспечение, с помощью которого реализуются ее цели и задачи.

Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, гимназий, лицеев, групп кратковременного пребывания детей, гувернерам, родителям для подготовки детей к школе.

Аннотация к парциальной программе «Изобразительная деятельность в детском саду» под редакцией Т. Комаровой

Цель программы — художественно-эстетическое воспитание дошкольников, которое реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.

Аннотация к парциальной программе «Конструирование и художественный труд в детском саду» под редакцией Л. Куцаковой

Целью программы является развитие конструкторских и художественных способностей детей.

Задачи программы: сформировать у детей познавательскую и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Аннотация к парциальной программе «Развитие речи в детском саду» под редакцией В. Гербовой

Цель программы – последовательное, целенаправленное обучение детей родному языку, своевременная помощь ребенку в формировании звуковой культуры речи, овладение лексикой, грамматикой, связной речью.

Для старших групп разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

Программа адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических вузов.

Аннотация программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Путешествие будущих первоклассников» Н. Куражевой

Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 6 -7 лет в рамках подготовки к школьному обучению. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям.

Аннотация программы психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет «Цветик-семицветик» Н. Куражевой

Программа направлена на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Игры и игровые упражнения учат детей определять собственные эмоции, принимать их и управлять ими; учат дошкольников правильно интерпретировать чувства и эмоции других людей (как детей, так и взрослых) и адекватно на них реагировать. На занятиях используются разнообразные игровые задания, интересные упражнения.

Аннотация программы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников «Большой секрет для маленькой компании или мы растем здоровыми»

Предлагаемая программа развивающих занятий поможет детям научиться управлять своим поведением, эмоциональным и психофизическим состоянием, а также развить коммуникативные навыки. Развивающие занятия не только позволяют преодолеть трудности в общении, но и способствовать сохранению психологического здоровья в целом.

Аннотация развивающей программы педагога-психолога для детей раннего возраста «Дружная семейка»

Развивающая программа «Дружная семейка» направлена на преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ, создание положительного климата в детском коллективе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики, развитие познавательных процессов, активизация речевых процессов, навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Содержание программы построено с учета возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего возраста, комплексности методов психологического воздействия и возрастания сложности заданий.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Фролова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

г. Калининград, 2019.

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие речи» имеет
социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы обусловлена тем, что современные
дети меньше читают в силу низкой мотивированности, а также широкого
разнообразия проведения досуга. Дополнительные занятия литературным чтением  ют расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и
развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, позволяет
воспитать в е читателя.
Введение спецкурса по литературе поможет решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы
нравственно-этического воспитания.

Программа
ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего
школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа),
способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым
миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Содержание программы  дополнительного образования по развитию речи создаёт
возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего
литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов
других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание,
воображение.

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных
знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и
работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о
книге, как из ее содержания, так и из других изданий (справочных,
энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера,
которые познакомят начинающего читателя с известными авторами
детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения
является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений,
навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что
данный курс  «Развитие речи» способствует формированию читательской
компетентности первоклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь.
В программу включены занятия, содержащие упражнения, направленные на развитие
лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению
читательского кругозора. Содержание занятий призвано расширить творческий
потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается
фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.  азвитие речи
рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере
формирования  общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно
овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями 
будет  являться стержнем формирования личности младшего школьника .

Дополнительная общеразвивающая
программа предназначена для детей в возрасте 7-8 лет ( с разноуровневыми
читательскими умениями).

Объем и срок освоения
программы

Срок освоения программы – 8
месяцев.

Программа дополнительного
образования по развитию речи («Чтение с увлечением»)  рассчитана на 8 мес.
обучения для учащихся 1 классов. На реализацию курса отводится 2 часа в
неделю с октября по май (64 часа в год).

Особенности организации
образовательного процесса

Набор детей в группу –
свободный. Программа  предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные
формы работы с детьми. Состав группы 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и
продолжительность занятий

Общее количество часов в год –
64 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45
минут.

обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой, ориентированной  на
обучение детей  младшего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность
данного курса обусловлена возрастными особенностями первоклассников, их
разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических
принципов:

— ориентация на читательские интересы ребенка;

— разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

— разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не
дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;

— важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является
принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Практическая
значимость курса заключается в умении:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской
принадлежности;

— овладевать правилами поведения в общественных местах
(библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в
домашней библиотеке.

В
результате освоения программы курса «Чтение с увлечением. По дорогам сказок»:

закрепить умение работать с книгой;

закрепить умение работать с текстом;

проявить интерес к книге;

расширить читательский кругозор;

заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в
развитиии познавательных способностей у своих детей.

составлять из букв и  слогов слова;

использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;

убирать лишние буквы, чтобы получились слова; определять
количество слогов в слове;

переставлять буквы в словах для получения новых слов;

различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»,

различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;

находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;

восстанавливать слова путём добавления букв;

изменять букву, чтобы получилось новое слово;

понимать содержание сказки; отвечать на вопросы по содержанию
сказки;

подбирать другой заголовок к сказке;

определять последовательность событий в сказке с использованием
рисунков;

пересказывать сказки с использованием картинок;

восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;

расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;

составлять из слов предложения; восстанавливать текст сказки;

находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной
картинкой;

определять значения слов; соединять слова с их значениями;

определять смысл пословиц;

отличать положительные и отрицательные качества героев сказки;

анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как
не попасть в трудные ситуации;

разгадывать ребусы, кроссворды;

распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;

проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

последовательно рассуждать, доказывать;

контролировать свою деятельность; оценивать свою работу на
занятии.

В
качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает
непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию
в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о
доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении
друг к другу.

Ведущие теоретические идеи.

В основу методических принципов положены подходы
известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею
этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших
школьников, программа составлена на  основе авторской программы «Чтение
с увлечением. По дорогам сказок», авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования
младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан
на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры
младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях
произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в
программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести
диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В
связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо
формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской
деятельности.

— организация
самостоятельного чтения младших школьников;

— развитие и совершенствование способности и готовности
к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;

-воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения.

(конкретизация цели осуществляется
через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают,
что нужно сделать, чтобы достичь цели).

При формулировании задач можно
воспользоваться следующей их классификацией:

личностные — формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни и т.п.;

метапредметные — развитие мотивации к определенному виду
деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности и т.п.;

образовательные (предметные) — развитие познавательного интереса к
чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных
знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены
с планируемыми результатами.

Программа
определяет ряд задач:

совершенствовать
навыки чтения обучающихся;

формировать
у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный
интерес к чтению сказок;

знакомство
с детской книгой как явлением культуры;

формировать
читательские умения, расширять читательский кругозор;

формировать
основы читательской культуры;

вырабатывать
привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного
чтения все знания, умения и навыки,         полученные на уроках литературного
чтения и русского языка;

способствовать
формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при
работе с текстами;

развивать
воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников;

создавать
необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формировать
стремление ребёнка к рассуждению  и поиску.

Решение
названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности
литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их
расширении.

Процесс развития речи детей младшего школьного возраста
строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно
они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:

принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей
Обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного
материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над
языком, данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной
деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса,
развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой
деятельности;

принцип наглядности обеспечивает создание наглядных
представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность
обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи
лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов)
и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные
средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей
действительности);

принцип систематичности предусматривает концентрическое
усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и
последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает
доступность и посильность обучения родному языку,

принцип доступности и посильности реализуется в делении
речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно
возрастным особенностям становления речи детей,

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности,
становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира;
работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие
сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное
использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных
процессов,

принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию
речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в
использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие
речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность
процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый
план формирование речевого высказывания,

принцип развития языкового чутья («чувства
языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями
языка, многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях
сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и
закономерности языка,

принцип формирования элементарного осознания явлений
языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только
имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка,
данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого
поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые
высказывания,

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития
речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней
языка в их тесной взаимосвязи освоение лексики, формирование грамматического
строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и
монологической речи, в центре внимания педагога должна быть работа над связным
высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком,

принцип обогащения мотивации речевой
деятельности основывается на том, что от мотива повысит качество речи и мера успешного обучения, обогащение
мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности
детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и
способствующих развитию творческих речевых умений детей,

принцип обеспечения активной речевой практики выражается в
том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики,
речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого
развития ребенка — это не только говорение, но и слушание, восприятие речи,
данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики
всех детей в разных видах деятельности;

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого
развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с
точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий
компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение
ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют
содержание обучения, методы — выбор форм организации обучения

Отбор детской литературы для
чтения производился по следующим критериям:

— все литературные
произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для
детей младшего школьного возраста;

— все используемые
произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе
организации самостоятельного чтения.

Основные формы и методы

Основными характерными при реализации данной
программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из
теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает
практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы
работы:

, когда обучающиеся слушают объяснения
педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

когда обучающиеся одновременно работают
под управлением педагога;

когда
обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или
нескольких занятий.

Обучение
в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного
превентивного обучения.

– это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики
взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах
формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение
дружить.


это способ организации совместной деятельности учеников под руководством
учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и
установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:


дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;


уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;


ослабить скрытые конфликты;


выработать общее решение;


повысить эффективность работы участников дискуссии;


повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;


удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая
дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения
итогов.


это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их
определённых творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих
приёмов:


замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового
объекта;


отыскание свойств объекта в иной среде;


изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого
объекта.


используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа
ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и
оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки,
непринуждённая обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без
какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются
учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся
идеи или не кончится отведённое для мозгового штурма время.

Программа
обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.

формирование целостного взгляда на мир средствами литературных
произведений;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения
устного народного творчества;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

восприятие литературного произведения как особого вида
искусства;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

овладение способами решения проблем творческого и поискового
характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

учиться высказывать своё предположение на основе работы с
материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами;

активное использование речевых средств для решения
познавательных задач;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

активное использование речевых средств для решения
коммуникативных задач;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя);

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.

понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных
и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;

понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов,
обоснование нравственной оценки поступков героев.

В
результате освоения программы курса «Развитие речи»:

Влияние того или иного
духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности будет
производить стойкий воспитательный эффект.

Формы подведения итогов реализации
программы

На занятиях используются следующие формы контроля:

– позволяющий определить динамику индивидуального уровня
продвижения обучающихся;

– представлен в виде заданий на итоговом занятии;

– фиксируется учеником в рабочей
тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего
«знания-незнания».

В ходе изучения каждого раздела предусмотрены коллективные
творческие дела: создание книжки-малышки; создание кроссворда; создание сборника
иллюстраций; создание праздничного выпуска журнала; конкурс
чтецов; игры, конкурсы, викторины, в ходе которых учащиеся смогут продемонстрировать
полученные знания, применить умения на практике.

Организационно-педагогические
условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Развитие речи»

Рабочая программа 
по развитию речи составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
рассчитана на развитие интереса к чтению и составлена на основе:

а
Российской Федерации «Об образовании»;


Федерального государственного образовательного а начального
общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер
17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010
г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный
номер 19707);

— С учетом методических материалов (Письмо Министерства
образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»)

8 месяцев обучения (64 часа, 2
часа в неделю)

Устное народное творчество (8ч)

Книги-сборники
малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями
для детей (оформление, тексты).

Пословицы и поговорки. Скороговорки и загадки. Колыбельные
песенки и потешки. Докучные сказки и небылицы. Считалки. Русские народные
сказки о животных. Урок-драматизация по русским народным сказкам. Игры «Посчитайся»,
«Отгадай загадку». Книги-сборники «Русские народные сказки».
Книги-произведения.  Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса
«Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки
(коллективная проектная деятельность). Творческая работа «Создание
книжки-малышки».

Поэты — детям (12 ч)

Стихотворения
о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова,
С.Маршака, Б.Заходера, И.Токмаковой, Э.Успенского, Н.Стожковой, В. Степанова, 
Г.Остера.

Поиск
нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт
произведение в книге».

Конкурс
«Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Писатели – классики детям (7 ч)

Сказки А.С.Пушкина. Викторина. П.П.Ершов. Конёк – Горбунок.
Коллективное творческое дело: создание кроссворда по сказке «Конёк – Горбунок».
Л.Н.Толстой. Маленькие рассказы. А.М.Горький. Воробьишко. Про Иванушку-дурачка.

Мир современной литературы для детей. 
(24 ч)

для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники
произведений современных детских писателей.
Е.Пермяк. Сказки и рассказы. В.Осеева. Стихи. Рассказы. Сказка «Волшебная
иголочка» Л.Воронкова. Рассказы. Н.Носов. Рассказы. Н.Сладков. Рассказы.
Г.Остер. Сказки. С.Прокофьева. Сказки. Выставка книг детских писателей.
Слушание и рассматривание детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование
картин — эпизодов из выбранной книги.

По
страницам книг В. Сутеева. Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
Структура книги-сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По
страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об
авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

М.Пляцковский.
Солнышко на память.
Сборник сказок. Выставка рисунков «Любимые герои».

Книга-произведение
(большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге
(название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по
темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя
библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в
библиотеке.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги
сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных
изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга-сборник историй. Герои
книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Сказки братьев Гримм.

Библиотечная мозаика: выставка книг, игры, конкурсы.

Детская периодическая печать (7 ч) Знакомство с
детскими журналами «Весёлые картинки», «Дисней», «Вини и его друзья»,
«Свирелька», «Тошка и компания».

Уроки развития речи (7 ч) призваны помочь
ребёнку освоить и полюбить процесс чтения и в дальнейшем овладеть грамотным
письмом.  Для уроков развития речи подготовлены папки по числу учащихся с
текстами и заданиями. Задания для отработки навыков осмысленного беглого чтения
и тренировки связной речи:


расставить предложения или части текста в правильной последовательности;


вставить пропущенные буквы, слоги, слова;


пересказать текст по картинкам и по опорным словам;


расположить рисунки по порядку;


найти лишний рисунок;


придумать начало или продолжение истории;


связать начало и концовку предложений;


ответить на поставленные вопросы полным ответом;


составить рассказ по картинкам.

Учебно – тематический план

2 часа в неделю, всего 64 часа

Организационно-педагогические
условия реализации программы

Для
реализации задач обучения развитию речи и детского речевого творчества в
занятиях используются учебные пособия.

Пособие  «Чтение с
увлечением» содержит практические задания для обучающихся 1 класса по 
курсу «Развитие речи». Все задания в тетради составлены с учетом стандарта
второго поколения и направлены на формирование у школьников навыков работы с
текстами художественных произведений, повышение читательской культуры, развитие
речи, расширение читательского кругозора.
Для учителей тетрадь дополнена методическим пособием, которое содержит рабочую
программу курса (с календарно-тематическим планированием), разработки занятий,
электронное  приложение (DVD-диск), на котором представлены мультимедийные
презентации и тексты сказок для работы с обучающимися на занятиях. Электронное
приложение можно использовать при помощи мультимедийного проектора или на
интерактивной доске любого типа.

Использование
современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает
интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт
возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать
атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Безусловно,
записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD
(видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи
и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений
оценки и самооценки учеников.

Технические
средства широко привлекаются также при создании:

классных газет и журналов (компьютер);

DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и
видеомагнитофон) праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и
создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся
критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике
применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается
уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Материально – технические средства для реализации программы

Материалы для учителя:

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.:
Литера, 2009

Технология анализа художественного
текста, «Оникс21 век», 2007

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. –
М.: Педагогика, 1980

Узорова
О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному
чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Материалы для учащихся:

Различная печатная продукция по теме занятия, цветные и простой
карандаши.

Рабочая тетрадь «Чтение с
увлечением» Буряк М.В.,Карышева Е.Н..издат, 2018 г.

— демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;

— репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

— художественные фотографии в соответствии с содержанием
программы;

— иллюстрации к литературным произведениям;

— музыкальное, аудио- и видеосопровождение.

— мультимедийный проектор и экран;

презентации по теме занятий.

«Сборник
программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы»,  под ред. Н.Ф. Виноградовой,
Москва, изд-во «Вентана-Граф»,  2011

«Внеклассное
чтение», автор С.В.Кутявина, Москва, изд-во «ВАКО», 2010

«Внеклассное
чтение. 1-4 классы. Интерактивные занятия», автор Н.В.Лободина, Волгоград,
изд-во «Учитель», 2013

«Внеклассное
чтение для начальной школы. 1-3 классы», автор О.В.Узорова, Москва, изд-во
«Аквариум», 2012

Наборы
сюжетных (предметных) картинок.

Словари:
толковый, фразеологизмов, синонимов и антонимов.

Писатели нашего детства: 100
имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Русские писатели. Биогр. слов.
В 2-х   ч. / Ред. — сост.
П.А. Николаев. — М.: Просвещение, 1990.

Русские писатели XX в. Биогр.
слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.:
Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

Сборник программ внеурочной
деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. —
168с.

Светловская
Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Светловская
Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

Сухин
И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия
развития», 2006

Синицына
Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для
родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

Внеклассные
мероприятия в начальной школе. — Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель,
2007

Праздник 
— ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины,
викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Яценко
И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *