Государственные программы регулирования инновационной деятельности

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственное регулирование инновационной сферы – это направление внутренней политики и комплекс принципов, целей, задач, стратегий, программ и мероприятий, которые направлены на внедрение и развитие инноваций в отечественной экономике, повышение конкурентоспособности отечественного продукта за счет инноваций, стимулирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности и др.

1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

2. Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственное регулирование инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности – это меры государственной политики управления инновациями, их развитием на территории государства.

Необходимость и задачи государственного регулирования инновационной деятельности

В качестве причин поддержки инновационной деятельности со стороны государства выступают следующие:

  • Инновации являются стимулом интенсификации экономического роста, в основании которой находится улучшение качества продуктов, а не объема применяемых ресурсов;
  • Инновации обеспечивают решение многих социально-экономических проблем, включая проблемы, имеющие глобальный характер (к примеру, создание технологий безотходного производства, технологий абсорбирования парниковых газов и прочие).

Задачи государственного управления инновационной деятельностью включают в себя:

  • во-первых, обеспечение ресурсов, используемых для реализации отдельных стадий инновационного цикла, особенно нуждающихся в поддержке государства (к примеру, фундаментальные исследования);
  • во-вторых, обеспечение стимулов, привлекающих к участию в инновационной деятельности частный сектор посредством формирования для ее осуществления благоприятных условий экономического, правового, организационного характера;
  • в-третьих, осуществление содействия развитию специализированных организаций, которые выполняют поддержку инноваций на различных этапах осуществления их цикла. В основном эта задача направлена на создание инновационной инфраструктуры;
  • в-четвертых, организация подготовки персонала в сфере осуществления инноваций за счет регулирования бюджетного финансирования высших учебных заведений, организации повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • в-пятых, координирование деятельности всех участников инноваций посредством создания инновационных систем в национальном масштабе. Инновационная система в национальном масштабе включает в себя совокупность участников государственного и частного сектора, деятельность которых направлена на создание и распространение инноваций и их внедрение в практическую деятельность с целью создания новых продуктов.

«Государственное регулирование инновационной деятельности» 👇

Государственные структуры, осуществляющие регулирование инновационной деятельности

К числу органов, ответственных за регулирование инновационной деятельности, относятся:

  • Министерство образования и науки России, в рамках которого действует Департамент науки и технологий, участвующий в установлении приоритетов развития техники и науки, критических технологий в России, в ведении единого реестра результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности гражданского содержания, на выполнение которых выделяются целевые средства из федерального бюджета;
  • Федеральный институт промышленной собственности, который осуществляет деятельность по приему и экспертизе заявок на регистрацию интеллектуальных прав собственности в сфере патентов, средств индивидуализации, программных продуктов и интегральных микросхем. Также институтом осуществляется обучение и аттестация патентных поверенных;
  • Федеральная служба надзора за образованием и наукой, которая лицензирует образовательную деятельность, осуществляет контроль в сфере образования, выполняет аккредитацию учреждений образовательной сферы.

Характеристика методов государственного регулирования инновационной деятельности

Методы государственного регулирования инновационной деятельности включают в себя:

  • во-первых, административно-правовые методы, основное содержание которых подразумевает формирование правовой базы осуществления инноваций на территории российского государства. Совокупность нормативно-правовой базы включает в себя нормативно-правовые акты, которые закрепляют основные термины в отношении инновационной деятельности, регулируют формирование и функционирование инфраструктуры, предназначенной для осуществления инновационной деятельности, устанавливают стратегические ориентиры развития инноваций;
  • во-вторых, прямые методы государственного регулирования инновационной деятельности. Содержание данных методов подразумевает осуществление целевого финансирования за счет бюджетных средств субъектов инновационной деятельности. Бюджетные средства в сфере инноваций направляются в основном на финансирование проведения фундаментальных исследований, по причине того, что эти исследования имеют высокую стоимость, не всегда доступную или выгодную частному сектору. Реализация бюджетной помощи в инновационной сфере зачастую осуществляется через систему грантов, которые предоставляются специализированными фондами отдельным исследовательским коллективам и ученым. Одной из разновидностей прямых методов государственной поддержки инновационной деятельности является организация государственно-частного партнерства, которая призвана консервировать государственные и частные ресурсы для реализации проектов, имеющих общественную значимость. Для государства преимуществом применения данного метода выступает возможность вовлечения частных инвесторов в реализацию инновационных проектов, передаче им ответственности и обязанности по этим проектам, а для частных инвесторов интерес стоит в возможности получения государственного финансирования на всех этапах реализации проекта;
  • в-третьих, методы косвенного государственного регулирования инновационной деятельности. Данная группа методов государственного регулирования инновационной деятельности включает в себя предоставление налоговых льгот для организаций, имеющих инновационную ориентированность, предоставление им таможенных льгот, инвестиционных налоговых кредитов, налоговых каникул, государственных гарантий и поручительств;
  • в-четвертых, создание инновационной инфраструктуры. Данный метод предполагает формирование условий для осуществления инновационной деятельности за счет создания необходимых инфраструктурных объектов, финансируемых из государственного бюджета.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2023

Инновационная деятельность в России

Научно-технический прогресс стал одним из обязательных элементов стабильного экономического роста. Поэтому государственная власть создает условия для ведения эффективной деятельности, с целью формирования конкурентных преимуществ. Россия продолжает находится на стадии перехода от командной экономики к рыночной, поэтому внедрение инноваций являются важнейшим фактором ее развития и стабильности. Возникает потребность в менеджерах соответствующей квалификации, способных не только участвовать в процессе инвестиций и разработок, но и в процессе внедрения продуктов инновационной сфере в повседневный хозяйственный процесс.

Актуальной для экономики России остается задача по повышению конкурентоспособности национального хозяйства. Концентрация на сырьевом экспорте делает экономику страны зависимой от объемов поставок и колебания курса валют, цен на нефть. Развитие инновационных сфер поможет дифференцировать экономику, создать конкурентные преимущества в других сферах экономической деятельности.

Сегодня инновационная отрасль в России сильно уступает передовым странам. Лидерами долгое время оставались Швеция и Швейцария согласно рейтингу, разработанному ООН. В первую десятку так же входят США, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Китай, Дания, Сингапур и другие страны. Исследование показало, что лидеры списка отличаются высоким уровнем дохода населения, что позволяет сосредоточиться на инновационных отраслях экономики.

Государства в России инвестирует в инновации, но вложения остаются малоэффективными. Персонал мало заинтересован в инновациях. Подготовленность управленческих кадров так же не соответствует требованиям нового сектора. Удельный вес инновационных услуг и работ ничтожно мал. Наибольшее число работников, занятых инновационной деятельностью, сосредоточено в производстве машин и оборудования.

Значение государственного регулирования инновационной сферы

Значение государственного регулирования инновационной сферы определяется теми функциями и задачами, которые в современном обществе и экономике выполняют и решают инновации. Итак, закономерными последствиями разработки и внедрения инноваций являются:

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

  • стратегический рост экономики и, как следствие, благосостояния населения. Инновации обеспечили прогрессивный экономический рост еще при доминировании индустриального производства, с переходом же к информационному обществу инновации стали главным фактором экономического развития всякого государства. Это связано с широкой сферой применения инноваций: они востребованы во всех областях общественной жизни и, прежде всего, в экономической;
  • формирование новых секторов экономики. Инновационные решения качественно преобразуют экономику, совершенствуя производимый продукт. При этом, как демонстрирует международная практика, инновации способны не только инициировать возникновение новых секторов экономики, но и сделать эти сектора доминирующими;
  • обеспечение реализации конкурентных преимуществ продукта, предпринимателя, государства. Экономики тех стран, которые разрабатывают и внедряют инновации обеспечивают конкурентоспособность государства на международном пространстве, поскольку обеспечивают производство и реализацию уникального востребованного продукта;
  • обеспечение экологической безопасности производства и др.

«Государственное регулирование инновационной сферы» 👇

Таким образом, государственные поддержка и стимулирование инновационных разработок и внедрения инноваций способны оказать существенное влияние на развитие экономики в стратегическом плане.

Инновационная деятельность – это комплекс мероприятий, который позволяет получить прибыль от использования накопленных знаний.

Итогом применения информации и знаний является появление новых товаров и услуг, либо получение новых свойств и характеристик уже используемых благ. Инновационная деятельность определяется некоторыми учеными, как активность, направленная на создание и использование достижений научно-технического прогресса. Для нужд этой сферы деятельности создано отдельное направление инновационного менеджмента. Финансирование осуществляется через венчурные фонды. Под венчурным фондом понимается специализированный фонд, средства которого идут на вложения в инновационную деятельность. Обычно связаны с высокими рисками.

Инновации могут быть следующих видов:

  • Технические. Проявляются в принципиально новых свойствах привычных благ.
  • Технологические. Они применяются для совершенствования способов производства.
  • Управленческие и организационные направлены на оптимизацию производственных процессов.
  • Социальные. Способствуют улучшению социальных, психологических условий, повышают безопасность.
  • Информационные направлены на решение задач по рационализации движения информационных потоков.

Инновационная деятельность может рассматриваться на микро- и макроуровнях. Первый предполагает ведение инновационного менеджмента на предприятии с целью оптимизации его работы, выработки новых долгосрочных конкурентных преимуществ. Второй предполагает государственную деятельность по организации, реализации и внедрению инноваций в различные сферы жизни общества.

Таким образом, инновационная деятельность является продолжением научно-технического прогресса, который в последние десятилетия набирает скорость. Она позволяет достичь более высоких результатов труда при меньших затратах, оптимизировать использование ресурсов, создать принципиально новые товары и услуги, которые смогут решить задачи, встающие перед обществом.

«Государственное регулирование инновационной деятельности в России и ее перспективы» 👇

Государственное регулирование инновационной деятельности в России и ее перспективы

Государственное регулирование является необходимым элементом регулирования инновационной деятельности в стране. Оно опирается на совокупность различных правовых норм и методов. Основой выступают правовые акты, которые описывают всю совокупность взаимоотношений, возникающих в данной сфере деятельности. Регулирование может быть прямым и косвенным. Инструментами выступают экономические рычаги по стимулированию. Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности можно назвать:

  • Создание специализированных структур по проведению политики в сфере инноваций. В России это Федеральное агентство по науке и инновациями, а также различные научные центры, стенды, установки, федеральные центры, научные школы и так далее. Деятельностью Роснауки заведует Министерство образования РФ.
  • Формирование стратегии и тактики инновационной политики.
  • Организация и реализация мероприятий по финансированию проектов.
  • Проведение оценки результатов внедрения инноваций в хозяйственную деятельность страны.
  • Осуществление амортизационной политики, целью которой является стимулирование инновационной деятельности.
  • Обеспечение инноваций информацией.

Полномочиями Роснауки являются организация разработки прогнозов, ведение единого реестра результатов исследовательских и научных работ, ведение реестра межотраслевых фондов финансирования, осуществление распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, организация деятельности по проведению государственных заказов.

Таким образом, государственное регулирование инновационной деятельностью в России позволяет структурировать и систематизировать данные о научных и изыскательских работах, а также стимулировать деятельность в сфере инноваций. Однако, проводимые мероприятия являются недостаточными для преодоления существующего отставания от передовых экономик мира. Инновационная деятельность в России развивается в отдельных стратегически важных отраслях экономики.

Принципы государственного регулирования инновационной сферы

Эффективная организация государственного регулирования в инновационной сфере требует утверждения и соблюдения основных начал, обеспечивающих эффективное инновационное развитие. Итак, к числу основных принципов государственного регулирования инновационной сферы следует отнести:

  • понимание разработки и внедрения инноваций как приоритетного направления развития национального производства, его технологического обновления, повышения конкурентоспособности наукоемкого продукта на мировом рынке и, как следствие, обеспечения экономического роста и благосостояния населения;
  • поддержка и стимулирование государством приоритетных инновационных направлений не должно устранять рыночной конкуренции в сфере разработки и внедрения инноваций;
  • бюджетные ресурсы, направляемые на разработку и внедрение инноваций, должны быть сконцентрированы на приоритетных направлениях инновационной деятельности, посредством которых может быть обеспечен прогрессивный экономический рост. При этом важно подчеркнуть, что в финансовой поддержке нуждается не только стадия научных исследований, важнейшее значение имеет и внедрение инновационных решений, и продвижение наукоемкого продукта на рынок внутри страны и за рубежом;
  • государство должно обеспечивать инновационную деятельность возможностью сотрудничать с зарубежными государствами и др.

Функции государственного регулирования инновационной сферы

Государственное регулирование инновационной сферы должно осуществляться таким образом, чтобы создать благоприятную среду для разработки и внедрения инноваций, в том числе посредством финансовой поддержки инновационного предпринимательства, но при этом обеспечить рыночную конкурентную среду в сфере инноваций.

Отсюда функции государственного регулирования инновационной сферы могут быть определены следующим образом:

  • государство должно обеспечить эффективную правовую поддержку и стимулирование развития инновационной деятельности;
  • государство должно эффективно распределять аккумулируемые в бюджете финансовые ресурсы на научные исследования исходя из приоритетности тех или иных инновационных решений для отечественной экономики;
  • государство должно поощрять конкуренцию в инновационной сфере, предоставляя определенные преимущества разработчикам инновационных проектов, субъектам, внедряющим инновации в производственной и непроизводственной сферах;
  • усилия государства должны быть направлены не только на стимулирование инновационных разработок, но и на коммерциализацию инновационных решений, то есть на поддержку, сопровождение и реализацию инноваций, их внедрение на рынок;
  • стимулирование разработок и внедрение инноваций должно обеспечиваться со стороны государства просвещением в инновационной сфере, то есть доведением до сведения населения информации о наиболее перспективных направлениях предпринимательской деятельности, в том числе системе мероприятий поддержки инновационной деятельности. Указанное предполагает и всестороннюю поддержку исследовательской деятельности на базе общеобразовательных учреждений и высших учебных учреждений;
  • государство должно гарантировать защиту авторских прав разработчиков отечественных инноваций в международном пространстве.

Итак, государственное регулирование в инновационной сфере должно строиться, прежде всего, на всесторонней поддержке научно-исследовательской и инновационной деятельности. Однако важнейшее значение здесь имеет выбор правильной модели такой поддержки: она должна носить партнерский характер. Это, во-первых, позволит обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, поскольку инновационная деятельность должна в стратегическом плане оправдывать финансовые вложения, во-вторых, формировать рыночную конкуренцию в инновационной сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *