Государственные программы республики беларусь в культуре

СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 января 2021 г.

О Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021–2025 годы    (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса Республики Беларусь о культуре Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу «Культура Беларуси» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается).

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство культуры;

заказчиками Государственной программы Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченного по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

3. Установить, что Министерство культуры вправе:

вводить для заказчиков и исполнителей мероприятий Государственной программы в случае необходимости ведомственную отчетность для оценки эффективности хода выполнения и результатов реализации Государственной программы (далее – ведомственная отчетность);

в пределах своей компетенции и в целях реализации Государственной программы запрашивать необходимую информацию у заказчиков Государственной программы.

4. Заказчикам Государственной программы представлять в Министерство культуры ведомственную отчетность и иную информацию о реализации Государственной программы.

5. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на Министра культуры, председателей облисполкомов, Минского горисполкома, а также руководителей государственных органов и иных государственных организаций, являющихся заказчиками Государственной программы.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Культура Беларуси» на 2021–2025 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, законами Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», от 16 июня 2014 г. № 162-З «Аб беларусах замежжа», от 11 ноября 1992 г. № 1926-XII «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь».

Государственная программа направлена на реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и решение задач государственной политики в сфере культуры.

В рамках Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020 годы реализован ряд мер, направленных на сохранение исторической памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций, активное вовлечение граждан Беларуси в культурную жизнь страны, реализацию творческого потенциала нации, обеспечение качественного формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны, содействие сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры.

Важные достижения в развитии сферы культуры в последние пять лет связаны с совершенствованием правового регулирования, оптимизацией сети учреждений культуры, активизацией деятельности по охране историко-культурного наследия, ускорением темпов информатизации сферы культуры, повышением спроса населения на услуги, оказываемые организациями культуры.

Знаковым событием стало принятие в 2016 году Кодекса Республики Беларусь о культуре. Документ был разработан впервые и не имел аналогов на постсоветском пространстве. Кодексом предусматривалось создание на базе сложившихся правовых институтов единого механизма регулирования отношений в сфере культуры.

Основные направления развития культуры в среднесрочной перспективе будут связаны с решением таких актуальных проблем, как: повышение качества и обеспечения максимальной доступности культурных услуг, что станет возможным благодаря внедрению разнообразных форм обслуживания населения с использованием современных технологий (3D), развитие национальных культурных брендов и их интеграция в международное культурное пространство, развитие культурных индустрий, народных промыслов и ремесел.

Важной проблемой на современном этапе является совершенствование инфраструктуры и цифровизация сферы культуры. Будут продолжены работы по строительству, реставрации, реконструкции, капитальному ремонту объектов инфраструктуры сферы культуры, в том числе памятников архитектуры, обновлению и модернизации материально-технической базы организаций культуры. Планируется формирование цифрового культурного контента, создание электронных каталогов историко-культурных и природных памятников Республики Беларусь, оцифровка фондов музеев, библиотек, кинофонда, объектов нематериального культурного наследия.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Цель Государственной программы – создание условий для эффективного функционирования сети организаций культуры и активного вовлечения граждан Беларуси в культурную жизнь страны.

Для оценки достижения цели используется сводный целевой показатель «Количество посещений организаций культуры на 1000 человек населения».

Государственная программа включает пять подпрограмм.

Подпрограмма 1 «Культурное наследие» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 1) направлена на решение следующих задач:

сохранение культурного наследия;

обеспечение доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых библиотеками и музеями, выставочными организациями, парками культуры и отдыха, зоопарками;

поддержка развития культур национальных меньшинств.

В рамках подпрограммы 2 «Искусство и творчество» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 2) предполагается решение следующих задач:

поддержка развития профессионального искусства, содействие повышению его художественного уровня, разнообразия и доступности для населения, развитие международного сотрудничества в сфере искусства и творчества;

поддержка развития кинематографической деятельности;

обеспечение доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых клубными организациями и организациями культуры смешанного типа.

Подпрограмма 3 «Функционирование и инфраструктура сферы культуры» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 3) включает меры, обеспечивающие выполнение следующих задач:

совершенствование инфраструктуры сферы культуры и обеспечение деятельности аппарата Министерства культуры;

информатизация и создание национального цифрового контента в сфере культуры.

Мероприятия подпрограммы 4 «Белорусы в мире» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 4) предполагают решение задачи по развитию партнерства между государством и белорусами зарубежья.

Подпрограмма 5 «Архивы Беларуси» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 5) направлена на решение задачи по обеспечению формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны.

Ответственный заказчик Государственной программы – Министерство культуры.

Заказчики Государственной программы: Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

Заказчики подпрограммы 1 – Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

Заказчики подпрограммы 2 – Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

Заказчики подпрограммы 3 – Министерство культуры, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

Заказчики подпрограммы 4 – Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Уполномоченный по делам религий и национальностей.

Заказчики подпрограммы 5 – Министерство юстиции, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

Сведения о сводном целевом показателе, характеризующем достижение цели Государственной программы, целевых показателях, характеризующих выполнение задач подпрограмм, и их значениях представлены согласно приложению 1.

Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития на период до 2030 года, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года (далее – Цели устойчивого развития), в том числе по обеспечению открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

Сведения о сопоставимости сводного целевого показателя, целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития приведены согласно приложению 2.

ГЛАВА 9
ПОДПРОГРАММА 4 «БЕЛОРУСЫ В МИРЕ»

Подпрограмма 4 направлена на обеспечение комплексного взаимодействия органов государственного управления, общественных организаций Республики Беларусь с белорусами зарубежья* и объединениями соотечественников на принципах взаимного уважения и доверия, сохранение и поддержку национально-культурной идентичности белорусской диаспоры, создание условий для обучения родному языку белорусов зарубежья, консолидацию белорусской диаспоры.

* Законодательные нормы, связанные с определением понятий «белорусы зарубежья» и «государственная политика в области отношений с белорусами зарубежья», закреплены в Законе Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 162-З «Аб беларусах замежжа». В Государственной программе также используется термин «белорусская диаспора», который соответствует термину «белорусы зарубежья», применяемому в указанном Законе.

Значимость и необходимость государственной поддержки белорусов зарубежья обусловлена тем, что белорусская диаспора является важным ресурсом, который может стать существенным фактором укрепления белорусской внешней и внутренней политики, развития культурно-гуманитарных связей с зарубежными странами в интересах Республики Беларусь, повышения международного имиджа белорусского государства.

Сегодня наибольшее количество белорусов проживает в Канаде, Латвии, Литве, Польше, России, США, Украине, Чехии, Эстонии. Как следует из доклада Организации Объединенных Наций за 2018 год, за пределами Беларуси проживает почти 1,5 млн. белорусов. В других источниках речь идет о 3,5 млн. человек.

В настоящее время насчитывается 207 общественных организаций белорусов зарубежья, многие из них конструктивно взаимодействуют с белорусским государством. Эти объединения осуществляют в первую очередь деятельность по сохранению и популяризации белорусской культуры, истории и языка.

Одной из важных задач, стоящих перед государством, является создание условий для консолидации белорусов зарубежья, их объединения и участия в защите общих интересов Беларуси, взаимодействия с ними в целях распространения знаний о Беларуси, ее традициях, богатом культурно-историческом и духовном наследии.

Сложившийся за последние пять лет организационно-правовой механизм сотрудничества с белорусами зарубежья в культурно-гуманитарной сфере оказался эффективным. Совместные с белорусской диаспорой культурные проекты стали наиболее успешным направлением взаимодействия. Так, в большинстве стран, где находятся белорусские общины, практиковалось совместное проведение мероприятий культурной направленности, приуроченных к памятным датам в истории Беларуси. К участию в проведении дней культуры Беларуси в зарубежных странах, а также в торжественных мероприятиях, которые организуют дипломатические представительства, активно привлекались фольклорные коллективы диаспор. В целях увековечения памяти выдающихся белорусских деятелей в зарубежных странах осуществлялась совместная работа по установлению памятников и памятных досок. Составной частью программы визитов белорусских делегаций за рубеж были встречи с белорусами зарубежья.

Знаковым событием стал организованный при поддержке государства III Фестиваль искусств белорусов мира (7–11 сентября 2017 г.), мероприятия которого прошли в г. Минске и регионах. В них приняли участие более 300 белорусов зарубежья из 19 стран. По инициативе зарубежных соотечественников в том же году на Троицкой набережной г. Минска установлен памятный знак «Белорусам зарубежья», символизирующий единство диаспоры и ее исторической родины. При активном участии организаций белорусов зарубежья более чем в 20 странах мира состоялись мероприятия, посвященные 500-летию белорусского книгопечатания, годовщинам Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Беларуси от фашистов, II Европейским играм 2019 года в г. Минске, другим важным для национальной истории и культуры датам.

В отчетный период издан информационно-аналитический сборник «Творческие коллективы белорусов зарубежья», который включает сведения об истории создания объединений белорусской диаспоры и их роли в современной жизни Беларуси, изготовлены и переданы объединениям белорусов зарубежья национальные костюмы, обувь, государственная символика, музыкальные инструменты для творческих коллективов, белорусскоязычные издания, словари и другое имущество, организованы экскурсии для детей и молодежи белорусов зарубежья на исторической родине, их участие в республиканских мероприятиях, в том числе в благотворительной акции «Наши дети» с посещением новогодних мероприятий.

Читать также:  "О государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 год", Постановление Правительства Российской Федерации, N 422, от 11 июля 2005 года

Благодаря усилиям государства обеспечивалась деятельность Культурного центра Беларуси в Варшаве, который значительно усилил поддержку белорусского национального меньшинства в Польше в последние два года. Осуществлена поддержка школ с изучением белорусского языка на Подляшье, организованы отдых детей этих школ в оздоровительном центре «Зубренок», поездки для лауреатов конкурса «Узнай Беларусь» в Беловежскую пущу, детей белорусов зарубежья на новогодние праздники в г. Минск.

Совместные мероприятия загранучреждений Беларуси с белорусской диаспорой стали не только средствами сохранения и пропаганды белорусской культуры, истории и языка, но и хорошо отлаженными каналами связи для диалога государства и диаспоры и доступа белорусов зарубежья к получению объективных сведений о событиях в Беларуси. На формирование важных предпосылок для консолидации белорусской диаспоры были направлены и ежегодные заседания Консультативного совета по делам белорусов зарубежья. В последние два года активизировалось и взаимодействие между самими объединениями белорусов зарубежья, происходил динамичный обмен практическим опытом работы без участия в этих процессах государства. В отдельных случаях такое сотрудничество было закреплено соглашениями и протоколами о намерениях.

Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:

ослабление диалога между государством и белорусами зарубежья в условиях усиливающейся политизации белорусской диаспоры;

снижение инициативы, мотивации и уровня взаимодействия внутри белорусской диаспоры, усиление тенденции к разобщенности (нацеленность на конструктивное сотрудничество с государством характерна преимущественно для представителей старшего поколения, объединенных ностальгией по исторической родине);

слабая преемственность между старшим и молодым поколениями белорусов зарубежья;

слабое владение белорусами зарубежья родным языком, особенно в постсоветских (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) и отдаленных государствах;

невысокий качественный уровень реализации культурных мероприятий, организованных объединениями белорусов зарубежья в отдаленных государствах, что обусловлено слабой материально-технической базой, отсутствием доступа творческих коллективов к приобретению национальных костюмов, музыкальных инструментов, обуви и другого.

Дальнейшее развитие сферы культуры в части сотрудничества с белорусской диаспорой будет осуществляться в рамках реализации подпрограммы 4.

Решение задачи подпрограммы 4 будет обусловлено следующими приоритетными направлениями деятельности:

координация Консультативным советом по делам белорусов зарубежья при Министерстве иностранных дел взаимодействия между государством и объединениями белорусов зарубежья, содействие консолидации белорусской диаспоры;

активизация сотрудничества с белорусами зарубежья по сохранению и популяризации белорусской культуры, истории и языка;

осуществление целенаправленных действий по обучению белорусов зарубежья родному языку;

поддержка детей и молодежи из числа представителей белорусской диаспоры в деле их обучения и воспитания в духе любви и уважения к исторической родине;

поддержка объединений белорусов зарубежья, белорусскоязычных и воскресных школ, творческих коллективов, созданных при объединениях белорусов зарубежья, путем передачи им национальной символики, белорусскоязычных изданий, словарей, аудио- и видеотехники и продукции, музыкальных инструментов, национальных костюмов, головных уборов, обуви и другого имущества.

Комплекс мероприятий подпрограммы 4 представлен согласно приложению 8.

Выполнение задачи подпрограммы 4 будет оцениваться по целевому показателю «Количество мероприятий социально-культурной направленности, проводимых с участием представителей белорусов зарубежья».

Реализация мероприятий и достижение целевого показателя подпрограммы 4 позволят:

осуществить распространение и популяризацию белорусской культуры, истории и языка в мире;

сохранить национальную самоидентичность белорусов зарубежья, духовных ценностей и культурно-исторического наследия белорусского народа;

создать условия для преемственности между поколениями белорусов зарубежья и формирования у молодых представителей белорусской диаспоры отношения к современной Беларуси в духе любви и уважения к исторической родине;

повысить качество организации и исполнения культурно-гуманитарных мероприятий за рубежом с участием объединений соотечественников;

повысить уровень владения белорусами зарубежья родным языком;

обеспечить диалог государства с белорусской диаспорой, доступ соотечественников к объективной информации о событиях в Беларуси;

обеспечить консолидацию белорусской диаспоры;

создать условия для дальнейшей систематизации и укрепления сотрудничества с белорусской диаспорой на принципах взаимного уважения и доверия.

Анализ реализации государственной программы сохранения и развития культуры Республики Беларусь

Глава 1. Государственная политика в сфере культуры. Теоретические
аспекты

1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности
государственной программы

1.2 Опыт зарубежных стран

Глава 2. Анализ реализации государственной программы сохранения и
развития культуры Республики Беларусь

2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах

2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере
культуры Республики Беларусь

Список использованных источников

Введение

Во всем мире интенсивно развивается сфера услуг и экономика
интеллектуальных продуктов. В Республике Беларусь, в частности в сельской
местности, процесс развития этих сфер происходит значительно медленнее, однако
роль в общественном производстве и внимание к их развитию растут.

Импульсом для активизации научного поиска послужили
кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в
современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные
институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.

Децентрализация и перевод организаций культуры на современные
условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой
методологии и принципов управления сферой культуры. Разнообразие субъектов
культурной деятельности и многообразие применяемых организационно-правовых форм
и форм собственности, свидетельствуют, что сфера культуры является
специфической и весьма развитой отраслью экономической системы, где необходимо
применение разнообразных методов и способов привлечения организаций и отдельных
творческих личностей в систему экономических отношений государства. Следует
отметить, что до настоящего времени комплексная концепция механизма управления
в сфере культуры, как на федеральном, так и на региональном уровне, не
разработана. В связи с чем возрастает актуальность и своевременность выбранной
темы исследования.

Сложившаяся в предыдущие десятилетия централизованная система
управления всеми сферами общественной жизни, в том числе и культурой, характеризуется
двумя главными недостатками:

высокой степенью централизации принятия решений и вытекающим
отсюда диктатом органов управления;

государственная программа культура беларусь

преобладанием отраслевых интересов над интересами
потребителей соответствующих благ и услуг.

Долгое время перед организациями сферы культуры ставились
прежде всего политико-воспитательные, идеологизированные просветительские
задачи. Государство принимало на себя почти всю сумму расходов, которые
возникали в связи с деятельностью учреждений культуры. Они были освобождены от
необходимости планировать и прогнозировать экономические результаты своей
деятельности и ее эффективность.

Хозяйственный механизм в сфере культуры, основанный на
системе бюджетного финансирования и административно-командного управления, в
современной ситуации не способен создавать необходимые условия для саморазвития
культурной жизни, конструктивного взаимодействия множественности независимых
субъектов культурной деятельности.

Либерализация цен, высокий уровень инфляции, дефицит
государственного бюджета, обострили положение отраслей социально-культурной
сферы. В настоящее время они переживают кризис, в связи с недостатком
финансовых и материальных ресурсов, отсутствием организационно-экономического
механизма, адекватного современным экономическим отношениям. Взамен плановой
экономики возникает спрос на поиск новых технологий, способных разрешать
возникающие противоречия в сфере культуры.

Все выше перечисленные факторы негативно отразились на сфере
культуры, характеризующейся ярко выраженной национально-региональной
спецификой, стремлением к спонтанному проявлению самодеятельности населения, к
максимальному разнообразию форм реализации культурной жизни.

Целью курсовой работы является анализ государственной
программы по поддержке культуры Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть развитие сферы культуры Республики Беларусь на
современном этапе, ее государственное управление;

исследовать зарубежный опыт поддержки и сохранения культуры;

дать оценку реализации программы по сохранению культуры в
крупных и малых городах Республики Беларусь;

выявить основные проблемы в сфере культуры Республики
Беларусь и рассмотреть основные пути их решения.

Объект исследования курсовой работы — сфера культуры
Республики Беларусь.

Предмет исследования — государственная программа по
сохранению и развитию культуры Республики Беларусь.

При написании курсовой работы применялись
следующие методы:

общелогические методы (приемы): анализ.
индукция;

методы эмпирического исследования:
наблюдение, описание.

Были использованы материалы программы по государственному
регулированию, а также труды таких авторов как Антонова Н.Б., Гордин В.Э.,
Горушкина С.Н., Ткачук Л.Т., Лученок А.И., а также электронные ресурсы,
программные издания.

1 Сфера
культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность
организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных
органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством,
сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг
культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них
рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

художественное творчество (литературное, изобразительное и

прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории
и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность,
аттракционы, шоу — бизнес, казино);

массовое создание и распространение культурных благ —
индустрия культуры (пресса; книгоиздание;

В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического
развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли
культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные,
художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы,
дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие
клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады;
книжные палаты и др.

Рассматривая сферу культуры как объект государственного
управления, необходимо выявить, что является непосредственно объектом
управления и входит в структуру отрасли культуры.

В Республике Беларусь сложилась определенная структура
отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с
производством и хранением культурных ценностей:

культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома
и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;

театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры,
концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы,
хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного
искусства;

предприятия кино — и видеоискусства: киностудии, кинотеатры,
киновидеоцентры и салоны;

Читать также:  Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"

В зависимости от формы собственности (учредителя) и органа
управления в сфере культуры можно выделить учреждения:

государственные, подчиняются Министерству
культуры;

ведомственные, находятся в непосредственном подчинении
другим министерствам (образования, информации, обороны и т.д.);

профсоюзные, подчиняются Республиканской конфедерации
профсоюзов, отраслевых и региональных советов профсоюзов;

общественно-коллективные, их учредителями являются
акционерные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной
собственности;

частные, их учредителями являются частные лица.

Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом
подчинении Министерства культуры Республики Беларусь (Приложение).

По уровню управления и финансирования выделяют два вида
учреждений системы Министерства культуры:

учреждения, которые находятся в непосредственном подчинении
Министерству культуры и финансируются из республиканского бюджета;

учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей,
городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и
финансируются из местных бюджетов.

участие в формировании и реализации государственной политики
в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных
ценностей;

разработка государственных программ и обеспечение
государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения
актов законодательства по вопросам культуры;

сохранение национального культурного наследия, развитие и
координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства;

выявление научно обоснованных направлений экономического и
производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;

обеспечение комплекса научных, проектных, реставрационных и
консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;

содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;

В составе мер государственного воздействия на развитие
культуры используются различные формы и методы: планирование, прогнозирование и
программирование, финансовые рычаги и т.д.

Одной из главных проблем в настоящее время является проблема
финансирования и материально-технического содержания учреждений культуры.

На сегодняшний день в республике в сложных условиях рыночных
преобразований удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал
республики, сеть учреждений культуры. Вместе с тем из-за недостаточного
финансирования и низкой эффективности использования выделяемых государством
средств существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и
искусства, износ основных фондов в отрасли составляет более 57%.

В условиях плановой экономики затраты на услуги учреждений
культуры возмещались в основном из государственных источников: из средств
республиканского и местных бюджетов, за счет средств государственных
предприятий и организаций. Этот механизм бюджетного финансирования и в
настоящее время имеет большое значение в проведении политики социальной
справедливости, социального равенства, социально гарантированного права в
получении услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. Однако
государственные расходы на развитие отрасли не покрывают всех затрат,
которые увеличиваются намного большими темпами, чем доходная часть бюджета.
Выделяемые бюджетные ассигнования позволяют лишь сохранять действующую сеть
учреждений культуры и искусства. Только этим и можно объяснить, что,
несмотря на принимаемые решения о развитии отрасли культуры, ее учреждения не
имеют средств, чтобы подняться до уровня передовых зарубежных стран.

Кроме бюджетных, на развитие отрасли культуры расходуются
средства и из других источников финансирования. Однако для развития учреждений
культуры и искусства, укрепления их материально-технической базы этих средств
также недостаточно.

Государственное финансирование культуры направлено на
сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры,
создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой
инициативы, духовных и эстетических потребностей.

Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в
реализации творческих и культурологических проектов.

Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке
культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных
премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Из
республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали
«Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики
Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике
Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и
т.д.

Государственное целевое финансирование крупных культурных
акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических
мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля
«Славянский базар» в Витебске, международного фестиваля «Золотой
шлягер» и др.

Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений
культуры ощущается по статьям: расходы на приобретение книг для библиотек,
мероприятия по культурно-просветительской работе, приобретение оборудования,
капитальный ремонт.

Воздействие культуры и искусства на экономику страны
проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет
собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным
потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства
конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития
образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей
статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны
являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние
культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности,
укрепление международного авторитета Республики Беларусь.

Намечены мероприятия по сохранению и качественному
наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее
материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг
отрасли для всего населения.

Сегодня невозможно не учитывать культурный фактор при
реализации масштабных задач государственного строительства. Высокий культурный
уровень населения, опора на многовековые нравственные ценности и традиции
народа, воспитание молодежи в духе патриотизма должны стать основой
формирования зрелого гражданского общества, успешного экономического развития
страны.

2 Опыт
зарубежных стран

Реформирование сферы культуры в Республики Беларусь
происходит в сложный период перехода к новым политическим и экономическим
отношениям. Сложившаяся ситуация требует создания принципиально иных структур
управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели должны
быть положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной
и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных
социально-культурных формирований, делегирование полномочий не только
государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и
самодеятельным организациям.

Каждое государство в силу действия экономических,
политических, социальных, демографических и иных факторов обладает
специфической системой управления. Практическая ценность изучения зарубежного
опыта заключается в возможности посредством анализа выявить, с одной стороны
положительные моменты, которые могут быть использованы в Республики Беларусь, с
другой стороны — недостатки, что поможет избежать аналогичных ошибок.

В связи с этим для нестабильного общества Республики
Беларусь, с экономикой, находящейся в переходном состоянии представляют научный
и практический интерес зарубежные модели управления культурой. Зарубежный
подход в управлении сферой культуры соответствует ситуации стабильного общества
с рыночной экономикой, поэтому следует постепенно заимствовать передовые
технологии, методы и приемы управления культурой и адаптировать их к
современным белорусским условиям.

Мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики
важнейшей функцией государства остается регулирование основных
народнохозяйственных пропорций. Ведущее место занимают при этом социальные
аспекты развития. Роль государства в регулировании процессов в сфере культуры
может варьироваться от методов прямого управления в различных отраслях до
координации действий независимых субъектов.

На протяжении всего XX века западные культурологи, экономисты
и социологи активно обсуждали проблемы централизации и децентрализации
управления и финансирования сферы культуры. Необходимость централизованного
финансирования этой сферы выводилась из формы коллективного потребления и
социальной значимости услуг культуры.

Сосредоточение финансов на нужды культуры при министерствах
культуры или других центральных органах управления культурой позволило
государству содержать филармонические коллективы, крупные театры, проводить
реставрационные работы. Однако политика централизованных регламентации и
финансирования лишила активности многих спонсоров и меценатов способных
развивать на местах при определенных условиях полезную культурно-эстетическую
деятельность и конкурирующих в этом с предприимчивостью государства.
Государство в известной мере ограничило коммерческо-рекламный стиль культуры,
развившийся при активном меценатстве предпринимателей-промышленников. По мнению
зарубежных специалистов, негативные результаты централизма в области культуры
породили идею о необходимости децентрализации всех аспектов культурной жизни.

Во многих государствах наряду с бюджетными получило
распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов,
формирование которых оправдалось «особыми потребностями» отраслей
культуры в финансовых средствах и «национальными интересами».
Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и
Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных
тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и культуры, и
спорта.

Кроме того, существует так называемая негосударственная
поддержка сферы культуры — спонсорство, благотворительность, патронаж.

. В форме прямого финансирования:

полное финансирование текущих издержек и капиталовложений (в
настоящее время применяется в немногих странах);

специальные целевые трансферты (обычно используются в рамках
национальных программ развития культуры);

фанты организациям культуры и отдельным работникам культуры
(более распространенная форма, особенно характерна для шведской системы
финансирования сферы культуры);

индивидуальные гранты (им придается особое значение в
Швеции).

. Государственное финансирование сферы культуры через систему
субнациональных бюджетов — используется повсеместно в рамках общих и целевых
трансфертов, выделяемых региональным и местным бюджетами (Норвегия, Дания).

.        На основе совместного участия в финансировании
органов власти разного уровня — в рамках более широких социально-экономических
программ: программы регионального развития, увеличения занятости, помощи малому
бизнесу и т.д. (Франция).

4.      Через независимые посреднические структуры.

В Германии, Великобритании и Франции государственные органы
активно используют сеть посреднических организаций — благотворительные фонды,
общественные институты культуры, ассоциации творческих работников,
распределяющих полученные бюджетные средства по установленным критериям.

. С использованием смешанного государственно-частного
финансирования — традиционно широко используется в США, а в настоящее время в
Великобритании, Франции и других странах. Во многих странах наряду с бюджетными
получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов,
формирование которых оправдалось «особыми потребностями» отраслей
культуры в финансовых средствах и «национальными интересами».

Читать также:  План молодежной политики и образования на 2016-2020 гг. Подростковая политика

Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии,
Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото,
спортивных тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и
культуры, и спорта.

Финансирование белорусской культуры в несколько раз уступает
не только зрелым рыночным странам, но и таким как Эстония, Хорватия или
Словения.

В западных странах сложились три способа финансирования
организаций культуры: государственный, за счет местных властей; частный; а
также хорошо развит опыт смешанной государственно-частной поддержки.

Наиболее эффективная система децентрализованного управления и
финансирования в сфере культуры создана в США. В основе американской системы
лежит принцип изъятия пожертвований некоммерческим организациям из суммы
налогооблагаемых доходов. Функции государства при этом сводятся к роли
«вдохновителя» и «помощника». Для этого используется
соответствующий механизм — сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает
благотворителем. Кроме того правительство освобождается от забот относительно
определения целесообразности затрат на культуру, от забот связанных с распределением
средств и техническим контролем их использования.

Американские бизнесмены жертвуют средства не вообще, а вполне
конкретно и целенаправленно — тому искусству, той культуре, которые не
извлекают прибыли, а служат целям культурного и эстетического воспитания.

Поддержку организациям и учреждениям сферы культуры в США
оказывают многочисленные фонды, отчисления в которые поступают из самых
неожиданных источников. Например, 2% от стоимости каждого гостиничного номера в
Чикаго идет в Фонд культуры, 20% от сметы каждой новостройки направляется на
приобретение искусства — картин, скульптур и т.д. для строящегося объекта.

С экономической стороны основу политики Франции в этой
области составляет государственное финансирование. Однако в 80-е годы политика
государства в этой области претерпевает изменения: наблюдается отход от
традиционного участия в сфере культуры и эстетического образования, широкий
простор предоставляется частному сектору. Государство продолжает регулировать
происходящие в сфере культуры процессы, используя систему налоговых льгот. А
именно, создавать союзы между неприбыльными культурно-образовательными
учреждениями и отдельными коммерческими предприятиями, готовыми воплощать в
жизнь определенные культурные программы и получать за это существенные
налоговые льготы.

Большую роль в организации культурной, образовательной жизни
страны играют объединения промышленников, занятых изготовлением музыкальных
инструментов, аппаратуры, нотоиздательской и книгоиздательской деятельностью, а
также фонографическим делом. В ФРГ поставили вопрос регулирования и
финансирования культуры и эстетического образования на более надежные связи с
промышленностью, а не на случайные разовые вклады отдельных лиц. В связи с чем,
самой благополучной на европейском фоне выглядит экономика культуры ФРГ.

В марте 1991г. с целью развития спонсорства на
межгосударственном уровне был создан Европейский комитет по сближению экономики
и культуры (Comite Europeen pour ie Rapprochement de I»Economie et de la
Culture — CEREC). Комитет объединяет национальные организации спонсоров стран
Европы и служит информационным и консультационным центром для компаний,
заинтересованных в спонсорских проектах в различных странах Европы, являясь
первой и единственной международной организацией в данной области.

Таким образом, исследования зарубежного опыта показали, что
культурная политика в цивилизованном обществе базируется на объективном научном
анализе и учете существующих уровней культуры, оценке реальной и необходимой
степени соответствия между ними и проявляется как в идейном воздействии, так и
через свои материально-технические возможности. В центре ее — поддержка
основного фонда культуры, обогащение его новыми ценностями. Отсюда и
соответствующая стратегия, включающая методы и средства, обеспечивающие решение
магистральных задач культуры. К ним относятся: целенаправленное финансирование
программ и проектов; совершенствование типа духовного производства; создание
новых прогнозных моделей духовных ценностей и масштабная система их
распространения в условиях широкого культурного пространства.

Децентрализация в регулировании культурной жизни, уменьшение
роли и места в управлении и финансировании культуры и искусства центральными
органами власти и правительством, в последние годы привели к увеличению роли и
места в культурной жизни стран Запада муниципальных органов, частного капитала,
меценатства, спонсорства.

Как показывает зарубежный опыт, сама по себе сфера культуры
не является самодостаточной в смысле выживания, не будучи включенной в систему
экономических и социальных процессов, образующих современное общество.

Таким образом, по результатам исследования проведенного в
первой главе можно сделать следующие выводы.

Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры
является самостоятельной отраслью со своей спецификой.

Как показывает зарубежный опыт, задачей государственного
уровня управления сферой культуры является разработка систем законов,
формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым
требованием эффективного государственного регулирования, является системность и
логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.

В современных условиях переход от сугубо
административно-распределительной технологии управления сферой культуры требует
все более широкого использования экономических методов: перехода от чисто дотационного
бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов; к конкуренции
за бюджетные средства; необходимости привлечения внебюджетных средств;
хозяйственной самостоятельности — все эти факторы требуют глубокого научного
познания и подхода к управлению и финансированию в сфере культуры.

1
Реализация программы в крупных и мелких городах

Основными задачами государственной культурной политики
являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров
восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества,
воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного
богатства народа, создание равных условий для реализации творческих
способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.

В сфере профессионального искусства будет продолжено
финансирование создания новых произведений искусства посредством
государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов
и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов,
способствующих раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского
народа.

Одновременно будут сформированы правовые и экономические
основы привлечения частных инвестиций, спонсорских средств и развития
меценатства, развития продюсерства, конкурентной среды в сфере культуры
посредством конкурсного финансирования культурных мероприятий.

Будет осуществлена поддержка перспективных творческих
инициатив и реализация инновационных проектов, направленных на активизацию
культурной жизни страны, создание культурного продукта, способного
конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Получит развитие
государственно-частное партнерство в сфере культуры.

Одним из приоритетов государственной культурной политики
станет создание современной отечественной киноиндустрии. На решение этой задачи
будет ориентировано конкурсное распределение государственных средств,
выделяемых на фильмопроизводство, вовлечение частного бизнеса в сферу создания
и проката фильмов, реконструкция и модернизация РУП «Национальная
киностудия «Беларусьфильм», дальнейшее развитие киновидеопроката,
укрепление его материально-технической базы и создание кинотеатров нового типа
с привлечением отечественных и иностранных инвестиций.

В сфере организации досуга и народного творчества
приоритетное внимание будет уделено созданию равных условий для городских и сельских
жителей в доступе к культурным ценностям и услугам, сохранению образцов и
традиций народного творчества, завершению компьютеризации музеев и библиотек,
созданию Национальной электронной библиотеки, Государственного каталога
Музейного фонда Республики Беларусь.

Дальнейшее развитие получат система эстетического воспитания
и образования, поддержка талантливой молодежи. Особое внимание будет уделено
обновлению содержания профессионального художественного образования на основе
лучших достижений и прогрессивных тенденций мирового искусства, развитию систем
стажировок молодых деятелей культуры и искусства за рубежом.

Будут приняты меры по укреплению имиджа белорусской культуры
и ее интеграции в мировое культурное пространство, открытию культурных центров
Беларуси за пределами страны, а также оказанию содействия в сохранении
культурной самобытности белорусов зарубежья.

Результатом проводимой политики станут укрепление культурного
потенциала нации, бережное сохранение и приумножение культурного наследия
страны, вовлечение его в туристический оборот, повышение качества доступности и
разнообразия культурных услуг для всех слоев общества.

Государство проявляет постоянную заботу об интеллектуальном и
культурном развитии общества, укреплении духовного потенциала нации. Настоящей
жемчужиной культурной сферы страны стала обновленная Национальная библиотека
Беларуси. Это не только архитектурное украшение столицы нашей республики, но и
символ развития современной белорусской культуры.

Дополнительные возможности для работы по эстетическому
воспитанию населения, пропаганде творческих достижений белорусских мастеров
изобразительного искусства получил Национальный художественный музей Республики
Беларусь с введением в эксплуатацию нового корпуса, который оснащен
оборудованием и технологиями, отвечающими современным требованиям.

По представленным Республикой Беларусь материалам, в Список
всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс
«Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный
комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта — Беловежская
пуща и геодезические пункты «Дуги Струве». В настоящее время
совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский
канал — творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного
наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы по другим знаковым
объектам наследия высшей категории ценности, таким как Брестская крепость,
дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, памятники архитектуры Полоцка XI-XVIII
веков.

Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки внесли
фестивали искусств в культурно-исторических центрах Беларуси — Гомеле, Гродно,
Бресте, Поставах, Заславле, Несвиже, Мире, Мстиславле, Турове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *