Государственные программы рф фонд социального страхования

О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов см. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ.

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.

1. Фонд социального страхования Российской Федерации
ФСС РФ возник в 1992 году в условиях формирования новой «либеральной рыночной экономики» России и фактического распада и деградации развитой советской системы социального обеспечения и социальных гарантий.

https://youtube.com/watch?v=BXi49WHb_FY%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26modestbranding%3D1

Видео лекция — ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды

Конечно, полноценной заменой советской системе он стать не могу в условиях буржуазной экономики и на протяжении всего этого времени (уже почти 30 лет) занимается только оплатой «листов временной нетрудоспособности», а также компенсирует часть расходов фонда обязательного медицинского страхования.

С официального сайта ФСС России:

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации является – Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации». Здесь и далее я буду ссылаться на конкретные статьи данного Положения.

В соответствии с ним:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

III. Средства Фонда

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

V. Средства Фонда направляются на:

  • — выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • — оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • — частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • — частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • — частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • — оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • — создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • — обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • — финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • — проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • — осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • — участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
  • Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда – управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

V. Управление Фондом

  • осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
  • осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;
  • устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
  • обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;
  • осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;
  • разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;
  • производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;
  • осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;
  • осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;
  • регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отраслей…».2

Таблица 5. Бюджет Фонда социального страхования РФ за 2017-2019 годы в млрд. руб.
(фактическое исполнение)
3

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Перспективная деятельность Фонда социального страхования РФ на период 2021-2023 года представлена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

«..Минтруд представил проект бюджета Фонда соцстрахования на 2021 год

14 сентября 202

Минтруд России подготовил проект бюджета Фонда социального страхования (ФСС) России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета подготовлен Фондом социального страхования на основании параметров прогноза Минэкономразвития России.

Согласно проекту средства ФСС будут направлены на выполнение государственных обязательств в области социального страхования: выплату пособий по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), выплату пособий по беременности и родам, выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве и другие виды страхового обеспечения. Кроме того, Фонд будет выделять средства на обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации и санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан.

Читать также:  Государственная программа комплексного развития сельских территорий какие документы нужны

За 2021 год Фонд социального страхования оплатит 314,9 млн дней временной нетрудоспособности; 118,6 млн дней отпуска пособия по беременности и родам; 1,8 млн дней дополнительных выходных родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Прогнозируемый общий объем расходов Фонда на 2021 год составит 833,3 млрд рублей. Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 330,2 млрд рублей, на выплату пособия по беременности и родам — 130,1 млрд рублей. На выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Фонд направит 167,6 млрд рублей, на выплату единовременного пособия при рождении ребенка – 19,8 млрд рублей, на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – 0,5 млрд рублей.

В 2021 году Фонд планирует направить 33,3 млрд рублей на обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

17,2 млрд рублей пойдет на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; 11,4 млрд рублей – на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве.Порядка 6,2 млрд рублей будет выделено на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Доходы Фонда на 2021 год составят 815,1 млрд рублей, из них 756,3 млрд рублей – это доходы от двух видов социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; а 95,9 – будет направлено в Фонд социального страхования из бюджета, чтобы компенсировать выпадающие доходы из-за установления пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Совокупный дефицит составит 18,2 млрд рублей.

Таблица 6. В 2020 году бюджет фонда социального страхования формировался исходя из следующих макроэкономических показателей:5

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Таблица 7. Бюджет Фонда социального страхования в 2020 году в млрд. руб.6

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

2. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в феврале 1993 года для медицинского обслуживания граждан России. Такого рода необходимость назрела после развала и деградации системы медицинского обслуживания СССР. Но в 90-е и 00-е годы в России данная система практически не работала. Финансирование лечебных учреждений осуществлялось за счет бюджетов различных уровней, а медицинские услуг в основном за счет самих граждан РФ.

Ситуация стала меняться с принятием закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ. Во исполнение положений данного закона был увеличен размер отчислений в ФФОМС РФ и его бюджет значительно возрос. Также был принят ряд «Федеральных целевых программ» для развития медицинского страхования и финансирования отрасли здравоохранения. В систему ОМС РФ входит 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность Фонда, является Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в соответствии с ним:

«…I. Общие положения

1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется — Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

2. Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим уставом.

3. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

4. Федеральный фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

5. Полное официальное наименование Федерального фонда — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.

III. Полномочия Федерального фонда

8. Федеральный фонд:

1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

2(1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

4) имеет право начислять в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

5) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

6) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

7) утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

8) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

9) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

10) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

11) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

12) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

13) ведет единый регистр застрахованных лиц;

14) имеет право обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

16) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

17) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

18) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

19) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации полномочий, установленных частью 8 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

20) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности;

21) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, соблюдение режима секретности;

22) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

IV. Финансовые средства и имущество Федерального фонда

9. Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

14. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

16. Федеральный фонд ежегодно составляет и представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и проект отчета об исполнении бюджета, а также бюджетную отчетность, составляемую в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Таблица 8. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение)8

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Статья 4. Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», устанавливает следующие принципы ОМС:

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования);

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

Читать также:  Министерство культуры финансирует программу государственного творческого конкурса мир глазами детей

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

Таблица 9. Доходы ФФОМС за 2020 год (План и факт).10

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

Статья 16 326-ФЗ устанавливает права и обязанности «застрахованных лиц», то есть владельцев полисов ОМС:

1. Застрахованные лица имеют право на:

1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;

4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, в том числе медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, оказывающей медицинскую помощь в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона. Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания медицинской помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Таблица 10. Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по расходам за 2020 год11

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) получение от Федерального фонда, территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)

2. Застрахованные лица обязаны:

1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;

3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Закон также определяет роль медицинских организаций в системе ОМС. Необходимо также отметить, что принимать участие в системе ОМС могут медицинские организации не только государственной, но и частной формы собственности. Основное условие – наличие необходимых лицензий на лечение и профилактику соответствующих заболеваний:

1. Медицинские организации имеют право:

1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также — тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) обжаловать заключения страховой медицинской организации, Федерального фонда и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.

2. Медицинские организации обязаны:

1) бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;

2) вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

3) предоставлять страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

4) предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом;

5) использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;

6) размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;

7) предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования;

7.1) использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

7.2) использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в порядке, предусмотренном частью 6.6 статьи 26 настоящего Федерального закона;

Доходы и расходы Федерального Фонда ОМС регулируются следующей статье 326-ФЗ:

1. Доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета Федерального фонда относятся:

1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

2) недоимки по взносам, налоговым платежам;

3) начисленные пени и штрафы;

4) средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами;

5) доходы от размещения временно свободных средств;

6) иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Расходы бюджета Федерального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения:

1) предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий;

2) исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

3) выполнения функций органа управления Федерального фонда;

4) оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона;

5) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. В составе расходов бюджета Федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Можно видеть, что медленно но верно, ситуация за десять лет изменилась в лучшую сторону. Произошло увеличение объемов финансирования и предоставления медицинских услуг застрахованным лицам, предоставляемых по полису обязательного медицинского страхования. И с каждым годом эти объемы нарастают. Большой плюс данной системы в том, что медицинскую помощь по полису ОМС застрахованные лица могут получить в любых медицинских учреждениях на территории России независимо от места регистрации гражданина.

На мой субъективный взгляд, минус данной системы состоит в том, что объем и качество предоставляемых медицинских услуг никак не зависит от объема (количества) налогов (взносов), перечисляемых во внебюджетные фонды застрахованным лицом. Не буду сейчас касаться детей, инвалидов и пенсионеров, они по определению должны получать весь объем услуг по полису ОМС. Мне не понятно, почему трудоспособные граждане, по каким-то причинам не перечисляющие в бюджет налоги, также получают полис ОМС и соответственно весь комплекс медицинских услуг. Здравый смысл диктует, что для трудоспособных граждан, медицинские услуги по полису ОМС должны предоставляться в соответствии с суммами налогов (взносов) на социальное страхование, которые они перечисляют в бюджеты внебюджетных фондов.

Самая последняя информации по внебюджетным фондам Российской Федерации прошла в федеральных средствах массовой информации 15.02.2021 года, в частности в газете «Известия»:

Все на фонд: ПФР, ФСС и ФОМС могут стать единой структурой

Читать также:  Государственная программа по развитию туризма в республике татарстан

Реформа помогла бы бюджету сэкономить около 120 млрд рублей в год

За назначением Андрея Кигима главой Пенсионного фонда России (ПФР) вместо Максима Топилина стоит реформа внебюджетных фондов, сообщили источники «Известий», близкие к правительству. Нового главу ПФР выбрали для объединения структуры с Фондом соцстрахования (ФСС), говорили собеседники издания ранее. Однако ряд источников не исключает более масштабного преобразования: в новую структуру может влиться и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Цель объединения — создание полноценного «единого окна» для получения соцподдержки, а также цифровизация всех процессов. При этом государство могло бы сэкономить 120 млрд рублей в год за счет оптимизации расходов внебюджетных фондов, оценили эксперты.

С пенсией по жизни: кто возглавит ПФР после ухода Максима Топилина

Источники «Известий» говорят, что главой объединенной структуры ПФР и ФСС станет Алексей Скляр

Лояльный и прогрессивный

Помимо главы ФСС Андрея Кигима на должность главы ПФР рассматривались еще две кандидатуры — замминистра труда Алексей Скляр и замглавы ФНС Светлана Бондарчук, уже писали «Известия». Но выбор пал именно на Кигима по нескольким причинам. Во-первых, как рассказали два источника, знакомые с процессом, премьер-министр Михаил Мишустин учел позицию Андрея Кигима при передаче администрирования взносов во внебюджетные фонды Федеральной налоговой службе (ФНС). Бывший глава ФСС поддержал эту новацию. К слову, экс-глава ПФР Максим Топилин был категорически против.

Во-вторых, отметил еще один собеседник «Известий», решающим фактором для главы правительства стал тот факт, что ФСС достиг практических результатов в цифровизации. Достаточно вспомнить электронные больничные, проект по прямым выплатам.

— То, что небольшое ведомство показало такие результаты, стало решающим в выборе кандидата на пост главы ПФР. Для Михаила Мишустина, который уже провел цифровую революцию в ФНС, это было очень важным преимуществом, — пояснил источник «Известий».

Кроме того, Андрей Кигим хорошо владеет темой соцстрахования, что является дополнительным плюсом, добавил он.

Пошли на взнос: Минфин за три года выделит соцфондам дополнительно 3 трлн

Большая часть средств пойдет на преодоление спада доходов ПФР и ФСС из-за коронакризиса

По информации источников «Известий», близких к правительству, внебюджетные фонды ждет масштабная реформа. И объединением ПФР и ФСС дело может не ограничиться. В логике плана по повышению эффективности соцподдержки и созданию «одного окна» — присоединение к структуре ФОМС.

Опрошенные «Известиями» эксперты согласны, что кандидатура Андрея Кигима была неслучайна и связана именно с реформой внебюджетных фондов. Так, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс считает, что выбор Андрея Кигима оправдан, поскольку он энергичный и прогрессивный руководитель, нацеленный на цифровизацию и реализовавший масштабнейший IT-проект в ФСС. Также у нового руководителя ПФР есть опыт как в коммерческом, так и социальном страховании, подчеркнул эксперт.

Он отметил и еще один аспект этого назначения — личность руководителя, важная, если ему будет отведена роль реализации обсуждающейся идеи объединения всех внебюджетных фондов.

— Эти виды страхования являются основной защитой прав людей, работающих по найму во всем мире. Пропорции разные, где-то коммерции больше, где-то социального страхования. Чтобы найти правильный баланс, он правильный человек, — полагает Игорь Юргенс.

Нуждаемость заставила: социальное казначейство станет единым окном поддержки

Система будет работать на базе ПФР и рассчитывать суммы помощи исходя из данных о доходах граждан

Вице-премьер Татьяна Голикова еще в 2018 году утвердила план мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты и соцуслуг, напомнила завкафедрой страхования университета «Синергия» Ирина Логвинова. Большая часть мероприятий как раз касается цифровизации, создания «одного окна», а также оптимизации деятельности соцведомств.

— Представляется, что объединение фондов происходит в контексте этого плана. Цель — оптимизировать взаимоотношения между гражданами и госструктурами в части облегчения документооборота. Ожидается, в частности, что граждане не должны будут предоставлять множество документов для получения тех или иных услуг, — отметила эксперт.

Перспектива улучшения обслуживания граждан по получению соцуслуг вполне реальна, полагает она. Не последнюю роль играет и оптимизация, которая сейчас в повестке правительства. Фонды, по крайней мере ПФР и ФСС, объединят, не сомневается научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Назначение Андрея Кигима главой ПФР вернуло в фокус обсуждения вопрос об объединении ПФР и ФСС. Это снизит издержки обоих фондов, что в условиях огромной бюджетной дыры ПФР очень важно. Хотя функции обоих фондов не совпадают, инфраструктура у них похожая, а поэтому слияние — это экономия, — не сомневается эксперт.

Держи фонд шире: неподтвержденные доходы отдадут пенсионерам

Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс, позволяющие перечислять в ПФР конфискованные средства

Оптимизация бюджетных расходов за счет объединения ФСС и ПФР может составить не меньше 50 млрд рублей в год, оценил проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Эксперт был соавтором доклада ЦСР о совершенствовании социального страхования, в котором выдвигалась идея объединения социальных фондов. В том числе экономия будет достигнута за счет сокращения расходов на офисы и сотрудников, пояснил он. Если же реализовать и идею отказа от ФОМС, предложенную в докладе, государство могло бы сэкономить еще 70 млрд рублей в год (то есть общая — 120 млрд рублей), добавил Александр Сафонов.

— В период кризиса госдоходов оптимизация расходов соцфондов вполне объяснима, — прокомментировал руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. — Способно ли это привести к росту эффективности управления соцфондами? Возможно, если данное объединение будет интегрировано в цифровое правительство и цифровые госуслуги.

По всей видимости, идея здравая и не лишена смысла. Все три внебюджетных фонда РФ выполняют схожие социальные функции, поэтому нет никакой необходимости в тройном дублировании схожих направлений деятельности. Современный уровень развития информационных технологий значительно повысит уровень управления средствами единого социального фонда и позволит значительно сократить средства бюджета на управление социальной функцией. Хочется надеяться, что данная реформа внебюджетных фондов РФ, будет реализована уже в текущем 2021 году.

Список использованных источников:

Федеральные законы и подзаконные акты:

1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ;

3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ;

5. Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями;

6. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

7. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;

8. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»;

10. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ);

11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;

Информационные ресурсы в сети Интернет:

1. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: https://pfr.gov.ru/

2. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации: https://roskazna.gov.ru

3. Официальный сайт Росстата Российской Федерации: https://rosinfostat.ru

4. Официальный сайта министерства труда и социальной защиты РФ: https://mintrud.gov.ru

5. Единый портал Бюджетной системы Российской Федерации: http://budget.gov.ru

6. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год: https://pfr.gov.ru;

7. Отчет Министерства Финансов Российской Федерации о фактическом исполнении бюджетов РФ в 2020 году: https://minfin.gov.ru

8. Заключение Счетной Палаты РФ по исполнению бюджета ФСС РФ в 2020 году: https://ach.gov.ru

9. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru

Сноски в тексте:

1. Официальный сайт ФСС РФ: https://fss.ru

2. Справочно-информационная система «Консультант-плюс»: http://www.consultant.ru

3. По официальным данным Федерального казначейства РФ: https://roskazna.gov.ru

4. Официальный сайта министерства труда и социальной защиты РФ: https://mintrud.gov.ru

5. Заключение Счетной Палаты РФ по исполнению бюджета ФСС РФ в 2020 году: https://ach.gov.ru

6. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»: http://www.consultant.ru

7. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

8. Официальные данные казначейства России: https://roskazna.gov.ru

9. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

10. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru

11. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru

12. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

13. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

14. Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *