Государственные программы в здравоохранении экономика

Правовая основаПравить

Стратегия включает в себя не только оценку состояния нацбезопасности в сфере охраны здоровья граждан, но и цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения, а также основные этапы, ожидаемые результаты и механизмы реализации.

Основными задачами развития здравоохранения в РФ являются:

— создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи;

— профилактика заболеваний;

— разработка, внедрение и применение новых медицинских технологий и лекарственных средств;

— предотвращение распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

— совершенствование системы контроля в сфере охраны здоровья граждан, включая государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий;

— обеспечение биологической безопасности;

Стратегию планируется реализовывать в два этапа. Приоритетными задачами первого этапа (2019-2020 годы) становятся: создание правовых, организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы здравоохранения, формирование целостной системы подготовки и привлечения кадров для системы здравоохранения, а также создание условий для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения. Второй этап (2021-2025 годы) нацелен на формирование новых решений, направленных на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение здоровья населения и повышение качества медпомощи, совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан, развитие механизмов финансирования медпомощи, в т. ч. в рамках ОМС.

Ожидается, что реализация Стратегии позволит создать условия для:

  • обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан;
  • увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

В документе приводится ряд цифр, характеризующих нынешнее состояние в сфере здравоохранения, включая динамику за пять лет. Так, с 2012 по 2017 годы ожидаемая продолжительность жизни составила 72,7 лет, увеличившись на 2,5 года. Снизились показатели смертности граждан трудоспособного возраста на 15,8%, младенческой смертности — на 35%, материнской — на 23,5%; количество абортов сократилось на 26,7%. Уровень профессиональных заболеваний снизился на 23,4%, но при этом в документе отмечается дефицит врачей-профпатологов и недостаточная заинтересованность работодателей в сохранении здоровья сотрудников.

ОписаниеПравить

Национальный проект «Здравоохранение» предусматривает снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);

  • ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
  • обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
  • обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населённых пунктов, расположенных в отдалённых местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
  • оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на приём к врачу;
  • увеличение объёма экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом;

Руководитель нацпроекта «Здравоохранение», министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко

Почтовая марка России 2020 год. Национальные проекты России. Здравоохранение.

Федеральные проекты в структуре нацпроекта

  • «Борьба с онкологическими заболеваниями»
  • «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»
  • «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
  • «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»
  • «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий»
  • «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»
  • «Развитие экспорта медицинских услуг»
  • 2019 – Обновление клинических рекомендаций по диагностике и лечению, переоснащение не менее 20 сосудистых и 90 онкологических центров в регионах. Разработка коммуникационной кампании, направленной на раннее выявление онкозаболеваний и приверженность лечению. Сокращение смертности трудоспособного населения за счет снижения показателей смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний благодаря мерам профилактики, улучшения диагностики, ранней выявляемости заболеваний и повышения качества лечения. Разработка ФОМС системы защиты прав пациентов.
  • 2020 – В рамках развития детского здравоохранения в симуляционных центрах пройдет обучение не менее 8 тыс. специалистов в области перинатологии, неонатологии и педиатрии. Создание за 2019–2020 годы 18 референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований при онкозаболеваниях. Регулярное повышение квалификации не менее 560 тыс. медицинских работников различных специальностей в системе непрерывного медицинского образования. Укомплектование к концу года квалифицированными специалистами 83% врачебных ставок и 91% ставок среднего медперсонала в первичном звене. Разработка до конца 2020 года Минздравом России не менее 4 тыс. образовательных модулей с учетом обновленных клинических рекомендаций.
  • 2021 – Использование как минимум 90% медицинских организаций медицинских информационных систем и взаимодействие с подсистемами Единой государственной информационной системы здравоохранения. Функционирование 1,2 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, созданных в 2020 году на замену находящимся в аварийном состоянии, а также более 500 мобильных комплексов, таким образом, исключив населенные пункты с численностью населения от 100 до 200 тыс. человек без доступа к первичной медико-санитарной помощи. Создание региональных систем диспетчеризации скорой медицинской помощи. Организация в регионах не менее 110 центров амбулаторной онкологической помощи.
  • 2022 – Разработка и внедрение Минздравом России единых критериев «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», которым к концу года должны соответствовать не менее 63,8% взрослых и детских медицинских организаций. Достижение показателей укомплектованности квалифицированными врачами в первичном звене достигает 89%, средним медперсоналом — 93%. Увеличение охвата россиян ежегодными профилактическими осмотрами с 40 до 53,5%.
  • 2023 – Обеспечение медицинской помощью во время беременности, при  родах и в послеродовой период не менее 1,325 млн женщин. Достижение показателя охвата профилактическими осмотрами подростков 15–17 лет с целью сохранения их репродуктивного здоровья в 70%. Реализация в регионах программ развития детского здравоохранения. Снижение показателей к концу 2023 года младенческой смертности до 4,6 случая на 1 тыс. родившихся за год детей. В регионах завершится строительство и реконструкция 26 детских больниц. Реализация по всей стране системы электронных рецептов.
  • 2024 – Снижение показателей смертности трудоспособного населения до 350 случаев на 100 тыс. человек, а показателя младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми детей. Внесение изменений в законодательство об открытии в каждом регионе офисов по защите прав застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи. Достижение показателя не менее 70% ежегодно проходящих профилактические осмотры или диспансеризацию россиян. Достижение объема экспорта российских медицинских услуг в $1 млрд.
  • Утверждена Стратегия развития здравоохранения на период до 2025 года. Президент России. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
  • Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 16 июня 2019 года.
  • Путин утвердил Стратегию развития здравоохранения России до 2025 года. ТАСС. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 21 апреля 2022 года.
  • Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. www.garant.ru. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Российская газета. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 21 ноября 2019 года.
  • Совет Безопасности Российской Федерации. www.scrf.gov.ru. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 26 октября 2019 года.
  • Елена Сидорова. Утверждена Стратегия развития здравоохранения на период до 2025 г. Pharmvestnik.ru.
  • Утверждена Стратегия развития здравоохранения на период до 2025 года. www.garant.ru. Дата обращения: 18 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
  • В России утверждена Стратегия развития здравоохранения. Российская газета. Дата обращения: 18 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
  • Утверждена Стратегия развития здравоохранения до 2025 года. Российская газета. Дата обращения: 18 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
  • Татьяна Бескаравайная. Эксперты выделили приоритеты Стратегии развития здравоохранения. Медвестник. Дата обращения: 18 июня 2019. Архивировано 14 мая 2022 года.

РеализацияПравить

Куратор национального проекта «Здравоохранение», вице-премьер Татьяна Голикова (вторая слева) и руководитель нацпроекта, глава Минздрава Михаил Мурашко (справа) на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным

Согласно тексту указа, правительство должно «в шестимесячный срок утвердить план мероприятий по реализации Стратегии». Субъектам Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей работы в сфере здравоохранения и предусмотреть необходимые изменения в соответствующие региональные документы стратегического планирования.

ОценкиПравить

Аудитор Счетной палаты Михаил Мень отметил: «Очень важна синхронизация стратегических документов. И нацпроект, и федеральные проекты по первичной помощи и обеспечению медицинских организаций кадрами не включают в себя конкретных показателей по обеспеченности населения медицинскими работниками. Для Счетной палаты это важно, так как, если нет критериев, нам сложно оценивать, и потом нас начинают упрекать в предвзятости».

«В современных условиях принципиально важно именно профилактическое направление определить как стратегическое. Эта модель подразумевает интенсивный путь развития здравоохранения, который позволяет работать с факторами риска, не дать заболеть, здоровьесбережение, — считает заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин. — Это самая важная, определяющая задача врача. Необходимы конкретные шаги, необходимо повысить ответственность граждан за свое здоровье. Мы должны приступить к обсуждению концепции субъекта медицинского права, чтобы и пациент, и врач могли быть субъектами медицинской деятельности».

ПредысторияПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2019 года; проверки требуют 66 правок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *