ФОП ДО — новая федеральная образовательная программа дошкольного образования
С 01 сентября 2023 года все детские сады РФ переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО. ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 01 сентября 2023 года.
Утвержденная программа — Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (Федеральная образовательная программадошкольного образования)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.doc
В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.
Федеральная программа вводит базовый уровень
требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
обучение и
воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и
воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик
дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных
ценностей.
Для обеспечения методической поддержки педагогического коллектива в МБДОУ «Сокол»
пгт. Новофедоровка создана рабочая группа по разработке Дорожной карты и
плана-графика по переходу к осуществлению образовательной деятельности с
непосредственным полным применением ФОП ДО, Программы развития.
В связи с этим с 01.09.2023 года учреждение переходит
на непосредственное применение вышеуказанной Программы.
Материалы для ознакомления:
Федеральнаяобразовательная программа дошкольного образования
Презентация»Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем,обсуждаем, размышляем
Вебинар»Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентиробразовательной политики»
— Вебинар
«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем,
обсуждаем, размышляем»
Согласно Федеральному закону «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее –
закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является
уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним
общим образованием.
Именно в дошкольном детстве
закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его
идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования –
сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки
включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в
быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности
ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной
социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в
современном социальном пространстве требует обновления не только содержания
дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми,
формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа
жизни.
Необходимость в таком обновлении вызвана
целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики,
изменениями условий жизни и взросления детей, новыми данными многочисленных
исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и
детства, а также потребностям конкретной дошкольной образовательной
организации.
Современный педагогический процесс
направлен на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность
содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания
дошкольного образования достигается благодаря сохранению уже существующих в
российском образовательном пространстве образовательных
программ и разработке инновационных программ и технологий.
Современные достижения цивилизации
открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти
возможности связаны:
– с повышением ценностного статуса
детства в современном обществе;
– с созданием новых форм и видов
развивающих сред, способных мотивировать детей;
– с появлением коммуникационных и
сетевых технологий;
– с расширением инновационных программ
профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством
коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время, рост социальной
неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений,
расширяющиеся границы информационного общества, спектр
информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию
развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
– ярко выраженная дифференциация
социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из
разных слоев, из разных регионов, из
городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного
пространства;
– рост группы детей, характеризующихся
ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами
развития, детей, растущих в условиях социально-экономического,
медико-биологического, экологического, педагогического и психологического
риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени
развития их способностей, к мотивационным различиям;
– игнорирование возрастной специфики
дошкольного детства, перенос
учебно-дисциплинарной модели в
практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между
ступенями дошкольного и общего образования;
– тенденция к «школяризации» дошкольного
образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме
искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности
и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности
детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что
ведет к слабой сформированности у детей
предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к
учению на следующих уровнях образования;
– неблагоприятная тенденция к обеднению
и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной
изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной
компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному
развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми,
усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.
С учетом культурно-исторических
особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности
изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и
безопасности детей, в соответствии с законом «Об образовании в Российской
Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – Стандарт), разработана настоящая основная
общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Солнышко» (далее –
Программа МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»).
Программа МБДОУ «Детский сад № 5
«Солнышко» определяет содержание всех компонентов образовательного и
воспитательного процесса согласно государственным и региональным
образовательным программам, федеральной, региональной и муниципальной политике
с учетом особенностей социально-экономической и социокультурной сфер
государственного, регионального и городского уровней.
Содержание образовательной программы
обусловлено потенциальными возможностями учреждения и спецификой социума,
которые охватывают как человеческий фактор, так и материально-техническое
обеспечение образовательного учреждения.
Программа МБДОУ «Детский сад № 5
«Солнышко» направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной
социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его
личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей посредством основных видов деятельности в сотрудничестве со
взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности
детей.
Содержание Программы МБДОУ «Детский сад
№ 5 «Солнышко» в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный
и организационный.
Программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко»
включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программы МБДОУ «Детский сад № 5
«Солнышко» определяет примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности,
таких как:
– восприятие художественной литературы и
фольклора
– самообслуживание и элементарный
бытовой труд
Программы
МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» описывает систему условий реализации
образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы МБДОУ «Детский
сад № 5 «Солнышко», планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности в ДОО.
Объем обязательной части Программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» составляет
60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составляет 40% от ее общего объема.
Образовательные стандарты и требования
Дошкольное образование на современном этапе регламентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования, и впервые в истории российского образования.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется нам как уникальное соглашение между семьей и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение следующих целей
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?
1.Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.
В стандарте появляются требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах будет фиксироваться уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем нужно работать дальше.
Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
2.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.
3. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
4. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей
1) социально — коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности
2) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
3) речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи
4) художественно — эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру
5) физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
5. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано
Так им образом, повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Федеральные документы
Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС)
Представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
1) Повышение социального статуса дошкольного образования;
2) Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ЭТО СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
утверждаются для всех уровней общего образования, в том числе для дошкольного
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №273 ОТ 29.12.2012г.
Образовательные области в соответствиис ФГОС дошкольного образования
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ООП) ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Является основой для разработки Программы дошкольной образовательной организации (Программа) и включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
условиям реализации Программы;
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВКЛЮЧАЕТ
В каждом разделе отражается
обязательная часть(60%) и часть, формируемая участниками образовательного процесса (40%).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
Наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) и должно обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Соответствует возрастным особенностям и содержанию ООП
Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ООП дошкольного образования
Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенкана этапе завершения уровня дошкольного образования.
Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Оценивается динамика развития ребенкатот вектора развития, которым идет ребенок, а не какой-то конечный результат, которого необходимо добиться.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие игровой деятельности
Независимая оценка качества