–
адекватный
мировому уровень общей и профессиональной
культуры;
–
формирование
у обучающегося адекватной современному
уровню знаний и уровню образовательной
программы картины мира;
–
интеграцию
личности в национальную и мировую
культуру;
–
формирование
человека и гражданина, интегрированного
в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества;
Введение
государственных образовательных
стандартов вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, в условиях реформирования и
модернизации российского образования,
в связи с увеличением количества
образовательных учреждений разного
типа (гимназии, лицеи, негосударственные
образовательные учреждения, авторские
школы, экспериментальные площадки и
др.) и переходом к вариативным программам
и учебникам создалась необходимость
нормативного регулирования содержания
образования. Во-вторых, задача вхождения
России в систему мировой культуры
требует учета тенденций развития
содержания общего образования в
международной образовательной практике.
–
обязательный
минимум содержания основных образовательных
программ;
–
максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся;
–
требования
к уровню подготовленности выпускников.
Государственные
образовательные стандарты предназначены
для обеспечения гарантированного
минимума обязательной подготовки
каждого обучающегося независимо от
того, в каком образовательном учреждении
данного уровня и профиля он получает
образование. Стандарт обеспечивает
единство образовательного пространства
страны. Он призван защищать учащихся
от перегрузок, обеспечивать единую
объективную оценку успешности учебной
деятельности и работы образовательных
учреждений и, в конечном итоге,
гарантировать качество образования.
Важно, что в стандарте отражены не только
знания, но и уровень физического,
психического и социального развития
обучающихся.
Государственные
образовательные стандарты разрабатываются
для каждой ступени образования и
обеспечивают взаимосвязь и преемственность.
Для
обеспечения демократичности содержания
образования, кроме единого уровня
(централизованно нормируемого органами
власти), стандарт включает долю,
самостоятельно определяемую учебными
заведениями для защиты интересов ребенка
и творчества учителя. Вот почему в
Государственном стандарте общего
среднего (а также высшего профессионального)
образования выделяются три уровня:
федеральный
компонент (определяет нормативы,
обеспечивающие единство образовательного
пространства России, а также интеграцию
личности в систему мировой культуры);
национально-региональный
компонент (определяет нормативы,
относящиеся к компетенции регионов в
области родного языка и литературы,
географии, искусства, трудовой подготовки
и т. д.);
школьный
компонент (отражает специфику и
направленность отдельного образовательного
учреждения).
Сущность
стандарта общего среднего образования
раскрывается через его функции:
–
сохранение
единого образовательного пространства;
–
социальное
гарантирование, включающее разработку
нормативов, определяющих верхние и
нижние границы уровня и качества
бесплатных образовательных услуг, а
также обеспечивающее эквивалентность
образования для решения демографических
и социальных проблем (возможность
миграции населения, признание документов
об образовании и др.);
–
управление,
связанное теснее всего с перестройкой
системы контроля и оценивания качества
результатов обучения с использованием
измерителей качества подготовки
обучающихся;
–
гуманизация,
состоящая в том, что при определении
минимально достаточных требований к
обученности она предоставляет возможность
для дифференциации обучения и позволяет
ученику интенсивнее развивать свои
интересы и склонности, выбирать
оптимальные пути своего развития;
–
управление
качеством образования, обеспечивающее
и гарантирующее качество образования.
В
соответствии с государственными
стандартами разрабатываются и другие
нормативные документы, отражающие
содержание образования.
Учебные планы. В
практике общего среднего образования
используется несколько типов учебных
планов: базисный, типовой и учебный
(рабочий) план школы.
Базисный учебный план для
основной школы утверждается Государственной
думой, а для полной средней школы –
Министерством образования и науки РФ.
Типовые учебные планы
носят рекомендательный характер, они
утверждаются Министерством образования
и науки РФ.
Учебный план общеобразовательной
средней школы
разрабатывается с учетом особенностей
конкретной школы, допускает введение
новых учебных курсов или модулей,
факультативов, проведение индивидуальных
и групповых занятий. Утверждается
педагогическим советом образовательного
учреждения и является рабочим.
В учебных планах (как и в
госстандартах) выделяются федеральный,
национально-региональный, школьный и
ученический компоненты. Ученический
компонент введен для регламентации
индивидуальной работы с учениками. За
счет часов ученического компонента
реализуются новые формы и приемы
организации образовательного процесса,
обеспечивающие личностную ориентацию,
включая организацию индивидуальной и
групповой поисково-исследовательской
работы, проектной деятельности учащихся.
Соотношение перечисленных
компонентов точно не определено, но
преобладает подход, при котором содержание
и объем образовательных областей до
75 % определяется Федеральным органом
управления образованием.
Образовательная (учебная)
программа –
нормативный документ, раскрывающий
содержание учебного предмета, логику
изучения основных мировоззренческих
идей с указанием последовательности
тем, вопросов и общей дозировки времени
на их изучение.
Образовательные (учебные)
программы бывают:
–
типовыми (составляются
учеными, методистами, авторами учебников;
утверждаются Министерством образования
и науки РФ и имеют рекомендательный
характер);
–
рабочими
(составляются или подбираются учителями;
утверждаются педагогическим советом
школы; в них описывается национально-региональный
компонент, учитываются конкретные
условия учебного процесса, уровень
подготовленности учащихся);
–
авторскими (раскрываются
собственные подходы к рассмотрению
учебного материала, предлагается иная
логика построения учебного предмета;
утверждается педагогическим советом
школы при наличии внешних рецензий;
широко используются в преподавании
курсов по выбору учащихся);
–
индивидуальными
(воплощают в себе
ученический компонент учебного плана
и могут составляться для обучения
отдельных учеников как по учебным
курсам, так и комплексному образованию).
Структура учебной программы
включает три основных компонента:
объяснительную записку (цель, задачи,
связь с другими дисциплинами), содержание
образования (изучаемые темы, тематическое
планирование), методические указания
(формы организации обучения, применяемые
методы, используемые дидактические
средства).
Содержание образовательной
программы может быть изложено в различных
логиках. Наиболее известны следующие
способы структурирования содержания
образования:
линейный – последовательное,
поэтапное изучение материала без
возвращения к изученной теме;
концентрический – по
мере взросления и развития учащихся,
обогащения их опытом неоднократное (на
более высоком уровне) возвращение к уже
изученному содержанию;
спиральный (сочетание
линейного и концентрического) –
изучаемая проблема разрешается
постепенно, на основе расширения и
углубления круга знаний, познавательного
опыта; процесс идет непрерывно, а не
путем эпизодических возвращений.
Учебники
и учебные пособия. Конкретизация
содержания образовательных программ
находит отражение в учебниках и учебных
пособиях
различных типов (хрестоматиях, задачниках,
практикумах, дидактических пособиях,
книгах для внеклассного чтения, картах,
учебных видеофильмах и т. п.).
–
основной, ведущий вид учебной литературы
для школьников и студентов, содержащий
систематическое изложение учебного
материала в определенной области на
уровне современных достижений науки и
культуры, в соответствии с образовательными
стандартами и программами.
Учебник
выполняет две основные функции:
1)
является
источником учебной информации;
2)
выступает
средством обучения, с помощью которого
осуществляется организация образовательного
процесса, в том числе и самообразование
учащихся.
Учебник
является своеобразной комплексной
информационной моделью образовательного
процесса. В то же время он не может
обеспечить все стороны образования.
Поэтому, начиная с 90-х гг. в стране
создаются учебно-методические
комплексы(УМК)
–
открытые системы учебных
пособий, обеспечивающих
личностно-ориентированный уровень
обучения в условиях массовой школы.
Сегодня учебно-методические комплексы
по некоторым учебным курсам содержат
до десятка элементов: учебник, рабочую
тетрадь, задачник, хрестоматию, книгу
для чтения, видеокассету, CD-ROM,
методическое пособие для учителя и
т. д.
Основные
компоненты содержания учебника:
эмоционально-ценностный
(яркость,
изобразительность,
социальная и личностная значимость).
Безусловно, учебный предмет
должен быть адекватным отражением
соответствующей науки, причем на
современном уровне ее развития. В
содержание учебников и пособий
рекомендуется включать нечто такое,
что, с одной стороны, позволило бы сделать
учебный материал настолько привлекательным,
чтобы он проникал не только в голову,
но и в душу учащегося, с другой стороны,
формировать у школьника постоянную
познавательную активность, которая
проявлялась бы в его встречном движении
к учебному материалу. Современный
учебник должен выполнять функцию не
информатора, а собеседника, организатора
самостоятельной работы ученика.
Учебные программы и
соответствующие им учебные пособия
непременно должны планировать реализацию
и контроль единства обучения и воспитания.
В современной дидактической концепции,
построенной на идеях модернизации
российского образования, усиливается
воспитательная функция. Необходимо
обеспечить оСВОЕние, уСВОЕние учебной
информации (чтобы она стала СВОЕЙ), т. е.
осознание учащимся личностного смысла,
формирование личностно значимого,
ценностного отношения к конкретному
учебному содержанию.
К сожалению, подавляющее
большинство имеющихся в распоряжении
учителя современных учебников по
естественно-научным дисциплинам лишены
воспитательного потенциала, поскольку
не ориентируют учащихся на творческое
отношение к учебному материалу. Они
по-прежнему излагают набор знаний, но
не науку, и поэтому не позволяют подростку
и юноше ясно представить себе процесс
познания человеком природы, взаимодействие
человека и природы, жизнь общества и
свое место в ней.
Целый ряд учебников по
естественно-научным дисциплинам
переполнен готовыми формулировками и
законами, требующими лишь запоминания,
но в которых, по сути, нет человека.
В результате чего они превращают
учащегося в запоминающее “устройство”.
Знания излагаются как безымянные факты,
важные, но неизвестно кем и как
установленные. В основном
имена крупных ученых упоминаются лишь
в тех случаях, когда просто невозможно
без этого обойтись. Например, число
Авогадро, уравнение Эйнштейна, колба
Вюрца и т. д.
Несомненно, наука – это,
главным образом, сокровищница накопленных
знаний, которая является основой и
профессионализма, и общей культуры
человека. Но накопленные наукой знания –
это продукт духовной деятельности,
органично включающий в себя нечто живое,
человеческое и, следовательно, неотделимое
от человека. Поэтому перенос научных
знаний из учебника или “из головы”
учителя “в голову” ученика нельзя
осуществлять механически, игнорируя
познавательную активность учащегося.
Она подчиняется законам, тысячекратно
проверенным практикой научной деятельности
со времен Аристотеля и до наших дней,
требует строгой последовательности
прохождения от простых и случайных
наблюдений к установлению фактов как
своеобразных загадок природы; от
эмпирической данности к формулировке
проблемы; от проблемы к ее решению или
объяснению фактов; от гипотез к теориям
и, наконец, к разного рода правилам,
формулам, законам, т. е. готовым научным
выводам. Любые научные знания – это
всегда результат нелегкого поиска
ответов на возникшие вопросы. Наука –
это в высшей степени субъективная
познавательная деятельность человека,
объективные результаты которой рождаются
в борьбе мнений, в неоднократной
перепроверке данных опыта, в непрестанных
переходах от одних “частных” истин к
другим, более общим и более полным.
Наука
– это не только и не столько готовые
выводы, это – процесс, одна из форм
предметно-практической деятельности
человека, а учебный предмет – это
именно предмет, а не процесс производства
знаний, в лучшем случае – лишь его
отражение, “фотография”. Вероятно,
поэтому изложение учебного материала
осуществляется в обратном порядке по
отношению к процессу производства
научных знаний: не с начала, а с конца,
с готовых выводов. Такое преподавание
подавляет всякий дух пытливости и
воспитывает покорность, ведет к
“умственному паразитизму”.
В
соответствии с целями образования и
личностно-ориентированным содержанием
образования к современным учебникам
предъявляются высокие требования. В
связи с этим при создании учебников и
пособий авторам рекомендуется:
–
дать
оценку историко-культурного развития
проблемы;
–
описать
панораму эпохи, когда было сделано
научное открытие;
–
показать
социальную обусловленность появления
и решения научной проблемы;
–
представить
отношение современников, возможно,
осветить научную полемику вокруг
проблемы;
–
“очеловечить”
содержание учебников, охарактеризовать
личность ученого, его индивидуальные
качества;
–
описать
трудности исследования проблемы, способ
открытия;
–
раскрыть
социальное значение этого научного
явления для жизни людей;
–
помочь
школьнику осознать личностный смысл
изучаемого научного закона;
–
осуществлять
межпредметные связи, например, учебники
по естественно-научным дисциплинам
смогут приобрести общественно значимый
характер благодаря реализации
межпредметных связей с литературой,
историей, социологией, психологией,
философией;
–
предлагать
разные уровни познания материала,
например, на узнавание и воспроизведение,
на освоение способов деятельности и,
наконец, на творческое решение проблемы;
–
дополнять
тексты каждого параграфа списком
литературы для внеклассного чтения.
Для того
чтобы научить подрастающее поколение
не просто глубоко понимать текст учебника
с изложением готовых истин, но диалектически
мыслить, смотреть вперед, предвидеть
развитие событий, необходимо в содержание
учебного предмета включать существенные
закономерности познания и освоения
человеком природы, развития материальной
и духовной культуры общества. Учитель
обязан научить ребенка получать
удовольствие от учения, научить его
учиться и помочь ему реализовать свои
образовательные способности.
Лекция
по теме 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья введен в ОУ с 1 сентября 2016 года.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
ведение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Категории детей с ОВЗ:
- дети с нарушениями зрения
- дети с нарушениями слуха
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)
- дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- дети с нарушением интеллекта (У/О)
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ — Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2.12г.№273-ФЗ
2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3. Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.
4. Об утверждении ФГОС О УО (ИН) Приказ №1599 от 19.12.2014 г.
5. Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ ВK-333 07 от 16.02.2015 г
7. Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
8. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
9. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 19.10.2015
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Юношество
должно получать образование
не кажущееся,
а истинное, не поверхностное,
В
Российской Федерации установлены
государственные образовательные
стандарты, которые включают федеральный
и национально-региональный компоненты.
Основным документом, регламентирующим
образовательные процессы в нашей стране,
является Закон РФ «Об образовании»,
принятый в 1992 г., измененный и дополненный
в 1996 г. Он содержит 58 статей, отражающих
государственную политику в области
образования.
В
ст. 7 данного закона указано, что Российская
Федерация в лице федеральных органов
государственной власти в пределах их
компетенции устанавливает федеральные
компоненты государственных образовательных
стандартов,
определяющие в обязательном порядке
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся,
требования к уровню подготовки
выпускников.
Национально-региональный
компонент
отражает национально-регион-альные
подходы к уровню качества и содержанию
образования и представляет собой
совокупность нормативных документов,
которые разрабатываются и утверждаются
на региональном уровне. К ним относятся
рабочая учебно-программная документация,
контрольные задания и тесты для оценки
качества подготовки учащихся школ и
учреждений начального профессионального
образования. Данные нормативные документы
действуют только на территории конкретного
региона.
Государственные
образовательные стандарты
разрабатываются и уточняются на
конкурсной основе не реже одного раза
в десять лет. Конкурс объявляется
Правительством РФ. Данные стандарты
являются основой объективной оценки
уровня образования и квалификации
выпускников независимо от формы получения
образования.
Другими
основополагающими документами являются
принятые в 2000 г. Национальная доктрина
образования, Концепция структуры и
содержания общего среднего образования
в 12-летней школе, Федеральный
закон «Об утверждении Федеральной
программы развития образования».
В этих документах намечены основные
шаги по развитию отечественного
образования на период до 2005 г.
В
соответствии с Законом РФ «Об образовании»
установлены следующие уровни
образования (образовательные цензы):
основное общее образование, среднее
(полное) общее образование, начальное
профессиональное образование, среднее
профессиональное образование, высшее
профессиональное образование,
послевузовское профессиональное
образование.
Государственный стандарт
профессионального образованиявключает в себя общие требования к
системе образования, его структуре, к
основным образовательным программам,
условия их реализации, классификатор
направлений и специальностей.
Образовательный стандарт является
базовым нормативным документом, который
определяет структуру и содержание
образования независимо от форм получения
образования. Государственный стандарт
профессионального образования является
примером сквозного, комплексного
решения, которое определяет функционирование
и развитие профессионального образования
в России. Понятие государственного
стандарта профессионального образования
может быть раскрыто наиболее полно,
если рассматривать его внешние и
внутренние связи.
Внешние связи проявляются через его
место в системе социально-экономических
отношений, при этом стандарт выступает
как метаязык взаимодействующих в этой
сфере субъектов. Внутренние связи
проявляются через рассмотрение стандарта
как самостоятельной подсистемы, имеющей
собственную структуру и взаимодействия
(С.Я. Батышев).
Образовательными стандартами не являются
ни учебные программы, ни учебники
или пособия, как это иногда считают,
однако программы и пособия должны
разрабатываться в соответствии с
государственными стандартами.
Базисный
учебный план
– это нормативная база для создания
обще-образовательными учреждениями РФ
рабочих учебных планов с учетом специфики
и условий функционирования этих
учреждений. Базисный учебный план
определяет максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, состав образовательных
областей и учебных предметов, распределяет
учебное время, отводимое на усвоение
содержания образования по классам
(группам), образовательным областям и
учебным предметам с опорой на опыт,
практику и традиции отечественной и
мировой школы.
Базисный учебный план является механизмом
разграничения полномочий и ответственности
образовательного учреждения, федеральных
и региональных органов управления по
отбору содержания образования за счет
разделения содержания на федеральный,
национально-региональный, школьный и
ученический компоненты (А.В. Хуторской).
Федеральный компонентобеспечивает
единство образовательного пространства
в стране и является инвариантной частью
содержания общего среднего образования,
включая учебные курсы общекультурного
и общенационального значения.
Национально-региональный
компонент отвечает
потребностям и интересам в области
образования народов нашей страны и
позволяет организовать занятия,
направленные на изучение национального
(родного) языка, а также природных,
экономических и социокультурных
особенностей региона.
Школьный
компонент позволяет
более полно
учесть условия конкретного образовательного
учреждения, обеспечить вариативность
и личностную ориентацию образования.
Ученический
компонент
введен для регламентации индивидуальной
работы с учащимися, занятий поискового
и активно-двигательного характера,
позволяющих углубить индивидуализацию
учебно-воспитательного процесса.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
Когда необходимо заключение ЦПМПК:
- Специальные условия обучения и воспитания
- Переход с одного уровня образования на следующий
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
- Специальные условия при проведении ГИА
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- Образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!