Государственный план развития курортного дела и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы

Распоряжение Совета министров Республики Крым от «11» октября 2021 года № 1327-рРаспоряжение Совета министров Республики Крым от 11 октября 2021 года № 1327-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым, действующего с 1 января 2022 года, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым»Распоряжение Совета министров Республики Крым от «22» октября 2020 года № 1673-рРаспоряжение Совета министров Республики Крым от «22» октября 2020 года № 1673-р»Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым, действующих с 01 января 2021 года»Распоряжение Совета министров Республики Крым от 13. 2019 N 1160-р (ред. от 27. 2019)Распоряжение Совета министров Республики Крым от 13. 2019 N 1160-р (ред. от 27. 2019)»Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым»(вместе с «Перечнем государственных программ Республики Крым, действующим с 1 января 2020 года»)Распоряжение Совета министров Республики Крым от 13 сентября 2019 года № 1160-рРаспоряжение Совета министров Республики Крым от 13 сентября 2019 года № 1160-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым» утверждены Перечни государственных программ Республики Крым. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2018 года № 1145-рРаспоряжением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2018 года № 1145-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым» утверждены Перечни государственных программ Республики Крым. Перечень государственных программ, действующих с 01. 2019Перечень государственных программ, действующих до 31. 2018

Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от «09» декабря 2014 года № 501
(в редакции постановления Совета
министров Республики Крым
от «29» июня 2015 года № 358)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2015-2017 ГОДЫ

Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб

На 2015 — 2017 год 8 243 110,0

Федеральный бюджет 8 105 400,0

бюджет РК 137 550,0

местные бюджеты 160,0

внебюджетные средства не предусмотрены.

Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы

Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды:

Текущее состояние и перспективы развития курортно—туристской сферы Республики Крым

Республика Крым – уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.

Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод, 14 месторождений лечебных грязей), исторический опыт – определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.

На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер, донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн. куб. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро.

Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды.

Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируются около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском районе.

Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используется только скважина Сакского месторождения минеральных вод, расположенная на территории АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (минеральная вода известна под названием «Крымская»).

Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым.

Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

На территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений – услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект.

Читать также:  11 марта 1941 года конгресс США принял закон о ленд-лизе

Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения.

Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.

Тут сложно удержаться от комментариев. Ограничимся междометием фу. Никакой вменяемый инвестор не будет строить гостиницы в Крыму. Ради 2 месяцев сезона?

Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.

Отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.

В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн. человек ежегодно (рост 60%).

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения:

  • детские санатории, медицинские центры – 31,
  • пансионаты с лечением – 16,

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

Категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера, включает 216 объектов:

В частности SPA-услуги на территории Республики Крым предоставляют 42 учреждения.

Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков.

Традиционно в коллективных средствах размещения за последние

несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на

одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что

свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств

Общая протяженность береговой линии Республики Крым, пригодной

для организации пляжного отдыха, составляет 452 км. Для массового отдыха

людей на воде обустроено 560 пляжей. Протяженность береговой линии

обустроенных пляжей Республики Крым составляет 103 км.

Также в Республике Крым (по состоянию на 01 июня 2015 года)

насчитывается 354 субъекта туристской деятельности, из которых:

88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и

266 турагентов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской

В соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2014 года

№ 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым» с 07 апреля

2015 года осуществляется предоставление государственной услуги

«Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-

проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики

Крым». В настоящее время (по состоянию на 01 июня 2015 года) аттестовано

9 инструкторов-проводников и 594 экскурсовода (гидов, гидов-

В 6 регионах Республики Крым функционирует 9 туристско-

информационных центров (муниципальные образования: городской округ

Евпатория, городской округ Саки, городской округ Судак, городской округ

Феодосия, Черноморский район и Ленинский район). Кроме того в

Евпатория деятельность осуществляют 3 туристско-информационных

Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для

развития следующих видов туризма:

медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым

144 учреждения предоставляют туристам специализированное санаторно-

культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на

общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей —

музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные,

кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже

традиционными для Республики Крым – это фестивали «Война и мир»,

«Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово»,

пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены

84 туристские стоянки, 26 мест массового отдыха населения, 193 туристские

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог

создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для

горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения,

детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Республики Крым расположено более

20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты

конных прогулок для туристов);

Читать также:  Министерство образования и науки обновило критерии приема в университеты

этнографический (в Республике Крым проживают представители

115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе

которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному

спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут

осуществлять 4 морских порта, расположенных в городских округах Ялта,

Севастополь, Керчь и Евпатория).

Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных

видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем,

тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым:

Ранее из 6 млн. туристов, ежегодно посещающих Республику Крым,

основная часть туристов (65%) приходилась на граждан Украины

настоящее время осуществляется переориентация турпотока – с 2014 года

основные туристы – это граждане Российской Федерации.

Для развития внутреннего туризма необходимо проведение

масштабной работы по формированию объективного имиджа Республики

Крым как востребованного безопасного туристского направления.

туристских регионов Республики Крым.

Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы

Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров,

которые включены в Федеральную целевую программу «Социально-

экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Создание и функционирование новых туристско-рекреационных

кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей

инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным

требованиям и потребностям регионов как туристских территорий,

активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму.

Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории

Кластеры будут реализовываться с 2015 года, на их финансирование

выделено более 22,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Планируется

разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их

развития и выполнения задачи круглогодичной работы предприятий,

учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.

В текущем году отмечается структурная переориентация

пассажиропотока в Республику Крым – с приоритетного ранее

железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт.

При этом необходимо учитывать лимитирующие пороги пропускной

способности транспортных узлов и коммуникаций Республики Крым в

направлении других регионов России. Исходя из данных ограничений,

можно сделать вывод, что транспортный комплекс Республики Крым в

состоянии принять не более 4 млн. туристов из России в сезон на период до

2017 года, т. до завершения ключевых мероприятий по развитию

транспортного комплекса.

Республика Крым располагает всеми современными видами

транспорта, но размещение и структура транспортных коммуникаций,

транспортной инфраструктуры в целом не отвечает необходимым

внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и нуждается в

существенном совершенствовании.

Кроме того, отдельно следует отметить ряд проблемных вопросов в

Сезонные колебания турпотока в Крым отражаются на изменении

тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности

загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий

сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются,

бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. В низкий

сезон наоборот.

С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и

продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным

колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного,

культурно-познавательного, событийного, активного, делового и

социального видов туризма.

Также необходима постепенная модернизация сектора размещения.

коллективных средств размещения. В первую очередь, это касается объектов

санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной

собственности, основные фонды и медицинские базы которых изношены на

70-90%, но при этом сохранен уникальный опыт и традиции санаторного

лечения и оздоровления.

Из 188 коллективных средств размещения, находящихся в собственности Российской Федерации и государственной собственности

здравниц. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного

объекта колеблется от 85 до 200 млн. руб. Ориентировочная общая стоимость

работ по реконструкции и модернизации номерного фонда и медицинской

базы указанных объектов составляет от 18 млрд. руб.

Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного

комплекса Республики Крым на основе государственно-частного

партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий

органов власти и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на

круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при

стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение

количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест,

объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и

предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях

(транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.

размещения туристам.

около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы

принимал свыше 80 процентов всего туристского потока – около 4 млн.

туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является

высокий уровень «тенизации» – частные домовладения не подлежат

налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая

Читать также:  Государственные программы для молодых специалистов для учителей

отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех

муниципальных службах.

На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования

деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристской

индустрии не решалась.

Для решения указанной проблемы необходима разработка системы

выявления «теневых» субъектов туриндустрии, системы контроля за

деятельностью выявленных «теневых» субъектов туриндустрии, а также

одним из инструментов является проведение классификации средств

Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной

структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в

бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для

всех участников рынка предоставления туристских услуг.

На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики

Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в

повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного

берега Республики Крым и, соответственно, минимальной загрузкой на

востоке и западе полуострова (более 60% туристов предпочитают Южный

берег Республики Крым, в то время как евпаторийские и сакские здравницы

не уступают алуштинским и ялтинским).

Задачей по дальнейшему развитию санаторно-курортного и

туристского комплекса и в целом Республики Крым является разработка

Плана развития территорий с определением их специализации, дальнейшего

развития санаторно-курортного комплекса и туризма с учетом

существующих туристских ресурсов, инфраструктуры, видов и объемов

предоставляемых услуг туристам, емкости рынка с расчетом

прогнозируемого спроса.

В первую очередь, это касается, разработки концепций развития

туристских территорий Республики Крым. Отсутствие концепций не

позволяет обеспечивать комплексное развитие туризма на долгосрочную

перспективу, нарушает координацию и действия участников туристского

Разработка концепций развития туристских территорий позволит:

— оценить потенциал территорий Республики Крым (в том числе его

конкурентоспособность) в целом в сфере оказания туристических услуг;

— уточнить параметры территорий (в том числе границы,

инфраструктурное обеспечение и др

— выявить приоритетные виды туризма, имеющие наибольший

потенциал и конкурентоспособность;

— выявить потенциальные территории, благоприятные для размещения

(или реконструкции) туристической инфраструктуры;

— определить приоритетные территории для развития туризма;

— подготовить ориентировочные планы (бизнес-планы) развития

— инвестиционные паспорта территорий.

Реализация понятного туристского потенциала Республики Крым

конкретным целевым группам туристов, обеспечение развития туризма на

основе государственно-частного партнерства позволит привлекать больше

финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли

экономики республики, что отразится на увеличении прямого эффекта

развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Согласно данным Всемирной Организации Туризма при ООН

(UNWTO) в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или

даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей.

Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и

представляет один из основных источников дохода для многих

развивающихся стран.

Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта

будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в

категорию территории-донора.

результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы

В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского

комплекса является приоритетным направлением развития экономики

Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны

руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время

установлены следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах

туристской деятельности в Российской Федерации»;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до

2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской

Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р;

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного

туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная

постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа

2011 года № 644;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением

Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2567-р;

Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года № 51-ЗРК

«О туристской деятельности в Республике Крым»;

Закон Республики Крым от 28 января 2015 года № 76-ЗРК/2015

«О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных

местностях Республики Крым»;

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие

Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденная

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа

2014 года № 790;

План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в

Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября

2014 года № 2246-р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *