Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы

Цель программы — обеспечение доли туризма в общем объеме ВВП Республики Казахстан не менее 8% к 2025 году

Задачи:
1. Развитие туристских ресурсов
2. Обеспечение транспортной доступности туристских дестинаций и объектов
3. Повышение качества и доступности туристских продуктов и услуг
4. Создание благоприятного туристского климата
5. Формирование эффективной системы продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынках
6. Совершенствование системы управления и мониторинга развития туристской отрасли

Премьер-министр Аскар Мамин отметил, что туристская сфера должна стать драйвером экономики Казахстана.

12 марта на заседании Правительства был одобрен проект Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года. Об этом сообщается на официальном сайте премьер-министра РК.

«В рамках развития туристской отрасли перед нами стоит сложная, амбициозная, но выполнимая задача», — прокомментировал ситуацию премьер-министр Аскар Мамин.

Он также отметил, что туристская сфера должна стать драйвером экономики Казахстана, для этого созданы все необходимые условия и возможности.

Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года (далее — Программа) разработана во исполнение поручения Президента Республики Казахстан, данного в ходе поездки в Алматинскую область 9-10 мая 2018 года, Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», в частности по реализации институциональной реформы по индустриализации и экономическому росту в рамках привлечения стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристских кластеров, а также в соответствии с ключевыми направлениями диверсификации экономики, обозначенными в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, и стратегическими направлениями долгосрочного развития Казахстана до 2050 года согласно Указа Президента Республики Казахстан «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира» от 13 января 2014 года № 732.

Проект государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360 Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Государственную программу развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы (далее — Программа).

Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

Ответственным центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

: Отчет о реализации Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы в 2019-2021 годах (Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, апрель 2022 года)

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.

Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-МинистрРеспублики Казахстан А. Мамин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 — 2025 годы

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Добрый день. У меня возник такой вопрос из за не хватки стажа. Я сотрудник районного отдела по регистрации и земельному кадастра – филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» за предоставление кадастровый информации платный услуга (Согласно пункту 6 статьи 158 Земельного кодекса РК) у меня зарплата окладе. А частный судебный исполнитель просит информацию иногда требуют ссылаясь на Статья 128. Ответственность за невыполнение законных требований судебного исполнителя П. За ранее благодарю

Прошлом году у братишка мужа удочерили девочку. В конце сентябрь вышла приказ, все законна. На свид. рождения. написано я Мама, он папа. Я хочу развестись мужам. А он шантажировает или тек хочет удержать, что Суд отберет дочку и веснет ее родную папе и маме. Как мен быть. Это Действительно что дочку отберет. Я без нее немогу жить и сним не хочу дальше жить. Вы же юристы, прсоветуйте.

Здравствуйте! В одном из наших филиалов скончался руководитель. Что необходимо сделать для назначения нового руководителя филиала?

Неправильный email или пароль

Капча не пройдена

Email уже зарегистрирован

На ваш Email отправлено письмо

или опубликовать как гость

Email не найден

Email с инструкцией уже отправлен, вы можете еще раз отправить запрос через день. Если письмо не дошло, проверьте папку спам

Письмо с активацией отправлено

Письмо с инструкцией по получению нового пароля отправлено

В проекте намечены главные цели и задачи, которые должны привести к активному развитию туризма в республике.

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан опубликовало проект государственной программы развития въездного и внутреннего туризма в РК на 2019 – 2023 года. Намечены главные цели и задачи, которые должны привести к активному развитию туризма в республике, ожидается, что к 2023 году доля туризма в общем объеме ВВП составит не менее 8%.

В проекте поставлены задачи и целевые индикаторы по разным направлениям развития: от инфраструктуры и транспортной доступности туристских дестинаций и объектов показа до продвижения туристского потенциала страны на внутреннем и международном рынках.

В том числе целевые показатели поставлены по въездному и внутреннему туристическим потокам. Так если сегодня въездной поток составляет 7,7 млн, то к 2023 году должен увеличиться до 9 млн въездных посетителей, и 3 млн непосредственно с целью туризма. В свою очередь внутренний турпоток должен достичь 8 млн.

Количество занятых в туристической отрасли также должно увеличиться до 650 тыс. человек.

В проекте также названы ТОП-10 приоритетных туристских территорий в Казахстане. Это:

  • Горный кластер Алматинского региона
  • Щучинско-Боровская курортная зона
  • Баянаульская курортная зона
  • Имантау-Шалкарская курортная зона
  • Развитие историко-культурного туризма Туркестана
  • Развитие пляжного туризма Мангыстау
  • Развитие MICE туризма г. Астана

Подробнее с проектом госпрограммы можно ознакомиться по ссылке.

Напомним, госпрограмма разрабатывается по поручению президента Нурсултана Назарбаева, данному в ходе поездки в Алматинскую область в мае. В сентябре президент акцентировал внимание, что программа должна быть принята до конца этого года.

Только важное. Только для профи.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

внутренний туризмзаконодательство в туризмефинансывъездной туризмКазахстан

На реализацию будет выделено более 1,3 триллиона тенге.

Госпрограмму развития туристской отрасли Казахстана на 2019-2025 года окончательно утвердили в Правительстве РК. Постановление подписал премьер-министр Аскар Мамин 31 мая 2019 года. С этого момента документ официально вступил в силу, сообщается на сайте Министерства юстиций Казахстана.

Документ включает в себя 10 системных мер со значительным социально-экономическим эффектом:

  • создать приоритетные туристские территории и управляющие компании в ТОП-10 наиболее привлекательных туристических мест. Это позволит реализовать более 200 инвестиционных проектов;
  • развить особо охраняемые природные территорий с привлечением бизнеса для развития инфраструктуры туризма;
  • построить санитарно-гигиенические узлы в туристских дестинациях в рамках ГЧП;
  • внедрить туристский взнос («Bed Tax») с иностранных граждан в размере 2–4 доллара за одну ночь. Мера начнет действовать по всему Казахстану с момента принятия Госпрограммы;
  • реализовать комплекс мер по оптимизации уже введенного механизма «e-Visa», расширить 72-х часовой безвизовый транзит. А также ввести систему e-Hotel и решить вопрос отмены приглашений для иностранных туристов. Данные меры в разы увеличат приток иностранных туристов в страну;
  • усилить контроль за деятельностью гидов-переводчиков и внедрить механизмы их сертификации по опыту стран ЕС и ОЭСР;
  • ввести обязательную классификации мест размещения на базе стандартов пяти звезд. Эта мера будет способствовать повышению качества сервиса и доступности туристских продуктов Казахстана;
  • внедрить систему «TaxFree» с 2022 года по опыту стран Евросоюза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ. Благодаря такой мере многие развитые страны увеличили не только торговые обороты, но и потоки шопинг-туристов.

Отметим, на реализацию программы развития туротрасли Казахстана на период 2019-2025 годы будет выделено из республиканского бюджета более 1,3 триллиона тенге.

Более подробно с госпрограммой развития туристской отрасли РК можно ознакомиться здесь.

Напомним, проект госпрограммы по развитию внутреннего и въездного туризма Казахстана начали разрабатывать по поручению Елбасы от 10 мая 2018 года.

В конце сентября прошлого года Министерство культуры и спорта опубликовало законопроект. Однако одобрило его Правительство только в марте 2019 года.

Национальная компания Kazakh Tourism прокомментировала реализацию проекта госпрограммы развития туризма.

В стране будут созданы десять приоритетных туристских территорий и десять управляющих компаний в них.

На заседании правительства министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы представил проект госпрограммы развития туристской отрасли страны на 2019-2025 годы, передает корреспондент Zakon.

По его словам, госпрограмма обеспечит полный отход зависимости туристской отрасли страны от госбюджета и за счет активного участия бизнеса и инвесторов выведет отрасль на рельсы самоокупаемости.

— В результате Казахстан войдет в 50-ку привлекательных для путешествия стран, — сказал глава ведомства.

Документ включает в себя ряд мер.

Первая мера — создание десяти приоритетных туристских территорий (ПТТ) и десяти управляющих компаний в них. Мера позволит привлечь более 200 инвестиционных проектов с объемом инвестиций в размере 800 млрд тенге. Будет создано более 60 тыс. постоянных рабочих мест.

Вторая мера — развитие особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в качестве туристских дестинаций с созданием условий для вхождения бизнеса в развитие инфраструктуры туризма в ООПТ с учетом рекреационной нагрузки.

Третья мера — строительство санитарно-гигиенических узлов в туристских дестинациях. На первом этапе в Топ-10 по опыту Китая и Узбекистана.

Четвертая мера — маркетинг и продвижение. Здесь предлагается повысить качество продвижения на рынках ключевых для развития въездного туризма стран по опыту Грузии, Чехии, Эмират (ОАЭ).

Пятая мера — либерализация визового режима. Здесь будет предпринят комплекс мер от оптимизации введенного механизма «e-Visa», расширения 72-х часового безвизового транзита, который за 2 года своего функционирования зафиксировал лишь единичные случаи нарушения.

Шестая мера — введение обязательной классификации мест размещения на базе стандартов пяти звезд по опыту отдельных стран ОЭСР, в том числе Испании, Швейцарии и Турции.

Соответствующие рекомендации Казахстану по внедрению данного механизма в настоящее время готовит ОЭСР.

Седьмая мера — по просьбе рынка, усилят контроль за деятельностью гидов-переводчиков с внедрением обязательных механизмы их сертификации по опыту стран ЕС и ОЭСР.

Восьмая мера — пункты пропуска на границе. Закрепление ответственного в лице МИИР за скоординированное их развитие позволит исполнить поручение Главы государства по итогам XV Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в ноябре прошлого года — и трансформировать пункты пропуска в транзитно-туристские артерии на Евразийском континенте.

Девятая мера — «KIDS GO FREE» в целях стимулирования внутреннего туристского потока по опыту Великобритании, Скандинавских странах, Арабских эмиратах, Катара, Таити.

Десятая мера — внедрение «Tax Free» с 2022 года по опыту стран Евросоюза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ — России, Беларуси, Грузии. Благодаря такой мере многие развитые страны увеличили не только торговые обороты, но и потоки шопинг-туристов.

Читать также:  Постановление Правительства Вологодской области от 28.01.2019 № 74

Министр отметил, что цель госпрограммы — создание рабочих мест, социально-экономическая стабильность, привлечение инвесторов, увеличение вклад туризма в структуру ВВП с доведением до 10-30 % по опыту Великобритании, Испании, Италии, США, Франции, Германии и других туристских держав.

Мухамедиулы также озвучил прогнозируемый эффект госпрограммы. Она позволит создать 72 тысячи постоянных рабочих мест; количество иностранных туристов увеличится до 3 млн, внутренних – 9 млн; ожидается привлечение порядка 800 млрд частных инвестиций; доля туризма в структуре ВВП к 2025 году составит 16 млрд долларов США.

Оксана Скибан, Астана

Туристическую сферу ждут новые
преобразования: разрабатывается отраслевая госпрограмма, проходит согласование
новый законопроект. В развитие горного туризма Алматы пообещали привлечь 1
миллиард долларов.

Туризм в РК развивается по всем трём
направлениям: по итогам трёх кварталов 2018-го выездной туризм вырос на 4%
год-к-году (до 8,2 млн туристов), въездной — на 16,6% (до 6,8 млн человек),
внутренний — на 5,8% (до 4,6 млн туристов). 78,3% внутренних туристов (3,4
миллиона) воспользовались услугами мест размещения — гостиницами, мотелями,
домами отдыха и прочими туристскими базами. Еще 16,3% (710 тысячи туристов)
посетили природные заповедники и прочие особо охраняемые природные территории. Около 5% (235,9 тысячи туристов) выбрали для отдыха санаторно-курортные
учреждения.

Председатель правления АО «НК „Kazakh Tourism»»
Рашид Кузембаев отметил, что по предварительным данным за весь 2018 год рост
внутреннего туризма составил 5%. Выросли показатели и по въездному туризму:
Казахстан посетили 8,5 млн человек, что больше по сравнению с 2017 годом на
10,2%, по сравнению с показателями 2015-го — на 32%.

По данным компании, созданной для продвижения
туристского потенциала страны и привлечения инвестиций в отрасль, отмечается
рост прибытий из таких целевых стран, как ОАЭ (50%), Индия (49%), Малайзия
(44%), Гонконг (22%), Польша (16%) и Южная Корея (15%) и США (5,8%). На прежнем
уровне сохранились потоки посещения гражданами Германии, Великобритании и ряда
других стран.

Заметим, Глава государства в своём Послании
народу Казахстана от 5 октября 2018 года поручил разработать отдельную
отраслевую государственную программу по развитию туризма. Как сообщил
Кузембаев, разработка программы находится на финишном этапе, и в течение
ближайших 3-4 месяцев программа будет готова. Помимо этого, разработан
законопроект по туризму, который тоже проходит согласование и в течение
полугода будет внесён в Парламент РК.

Напомним, ранее, в 2017 году, уже была принята
Концепция развития туристской отрасли РК до 2023 года, среди основных задач
которой — развитие внутреннего и въездного туризма, развитие региональных
культурно-туристских кластеров, увеличение вклада туристской отрасли в
экономику государства, стимулирование инвестиций, формирование единого
национального туристского бренда и т. Ещё раньше, в мае 2014 года,
утверждалась Концепция развития туристской отрасли РК до 2020 года.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Число отелей, гостиниц и прочих мест размещения
по итогам трёх кварталов увеличилось в прошлом году до 3,3 тысячи — на 11,6%
больше, чем в аналогичном периоде 2017-го.

Больше всего среди них было гостиниц без
ресторанов — 1,26 тысячи. Ещё 1 тысяча мест, готовых принять туристов — это
одноэтажные бунгало, домики и коттеджи, и 703 заведения — гостиницы с
ресторанами.

Согласно действующей Концепции развития
туристической отрасли РК, выделяются следующие основные виды туризма:
культурно-познавательный и этнографический туризм; сакральный или духовный
туризм; социальный туризм; детско-юношеский туризм; спортивный туризм;
медицинский туризм; деловой туризм (MICE-туризм); пляжный туризм; охотничий и
рыболовный туризм; агротуризм; кемпинговый туризм; автотуризм; караванинг и др.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Количество курортных зон по итогам сентября 2018
года увеличилось почти на 12% за год, до 970 единиц.

Напомним, Главой государства определены ключевые
приоритетные туристические территории для повышения эффективности маркетинговых
коммуникаций. Фокус будет сделан на их продвижение. Это Алматинский горный
кластер, Астана, Щучинско-Боровская курортная зона, Туркестан, Алаколь,
Мангистау, Баянаул, Балхаш и Шалкар-Имантауская курортная зона.

Аким Алматы Бауыржан Байбек в ходе ежегодной
отчётной встречи с населением сказал, что совместно с австрийскими и
французскими экспертами разработан мастер-план горных локаций Алматинской
агломерации. Его реализация позволит привлечь 1 млрд долларов частных
инвестиций, создать 200 километров лыжных трасс и около 30 тысяч новых рабочих
мест непосредственно на объектах, а также около 45 тысяч рабочих мест — в
смежных отраслях. Долю туризма и сопутствующих сервисов в Алматы планируется
довести в валовом региональном продукте до 6% к 2025 году.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Для казахстанцев и гостей РК по итогам февраля
текущего года сутки проживания в гостинице стоили в среднем 10,3 тысячи тенге —
на 10% больше, чем годом ранее. Самые высокие цены среди крупных городов и
мегаполисов — в Алматы (18,6 тыс. тг за сутки, +2,1% год-к-году), Астане (14,9
тыс. тг) и Уральске (13,1 тыс. тг, +7,7%).

Услуги санаториев стоили в среднем 9,9 тыс. тг
за сутки, +2,5% к февралю 2018-го. Наибольшие цены отмечены в Астане (14,7 тыс. тг за сутки, +9,7% за год), Алматы (12,6 тыс. тг за сутки, +7,4% год-к-году) и
Кызылорде (11,3 тг за сутки, +2,6%).

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

При сборе новостей использовались данные
порталов: adilet. zan. kz, primeminister. kz и inform.

12 марта Правительство РК одобрило проект госпрограммы развития внутреннего и въездного туризма Казахстана до 2025 года. Следующий этап — согласование документа с главой государства.

Однако уже сейчас ясно, что перед участниками туротрасли Казахстана стоит большой план задач.

Развить туринфраструктуру, ввести bed tax, увеличить расходы на маркетинг и оказывать финансовую поддержку бизнесу — это и многое другое планируется реализовать в рамках госпрограммы.

Кайрат Садвакасов, заместитель председателя правления АО «Национальная компания «Kazakh Tourism»:

— В Казахстане это не первая госпрограмма развития туризма, но ее можно считать уникальной с точки зрения мер и механизмов государственной поддержки. В проекте заложены все те меры, которые Казахстан планировал реализовать в предыдущие годы.

С принятием данного документа мы сможем положительно повлиять не только на развитие отрасли туризма, но и на все другие отрасли экономики Казахстана в целом. Предполагается получить колоссальный социально-экономический эффект:

В первую очередь, это создание десяти приоритетных туристских территорий с подведением к ним необходимой инфраструктуры (т. «последняя миля» автодорог, электро-, водо- и газоснабжение, канализация, санитарно-гигиенические участки, модернизация вокзалов и аэропортов, субсидирование авиа и ж/д маршрутов и другое), а также предоставлением налоговых льгот и преференций для привлечения инвесторов на развитие объектов туристской инфраструктуры.

Во-вторых, планируется переформатировать систему управления нашими национальными парками, начать развивать особо охраняемые природные территории в качестве туристских дестинаций, создавая там условия для вхождения бизнеса в развитие инфраструктуры туризма с учетом рекреационной нагрузки.

Проще говоря, если ранее уполномоченные организации следили исключительно за сохранностью природы нацпарков и заповедников, то теперь мы определяем туризм вторым приоритетом развития этих зон. Будем развивать т. «устойчивый туризм» не нанося вред окружающей среде.

Кроме того, по аналогии с такими странами как США, Канада, Беларусь, Таджикистан и Иран мы планируем развивать трофейную охоту как базового драйвера по устойчивому сохранению, воспроизводству и рациональному использованию животного мира Казахстана.

В-третьих, будет продолжена дальнейшая либерализация визово-миграционного режима. Здесь будет предпринят комплекс мер по оптимизации введенного механизма «e-Visa», расширению 72-х часового безвизового транзита для граждан КНР и Индии, установлению безвизового режима поездок граждан с новыми странами.

Помимо этого планируется облегчить, а со временем и вовсе отменить систему приглашений иностранных туристов в Казахстан. Сегодня, чтобы получить визу, нужно, чтобы казахстанская туркомпания или какое-либо другое лицо оформило приглашение, с помощью которого уже можно оформлять заявление на получение визы. Довольно сложная система. От нее мы хотим уйти.

В-четвертых, санитарно-гигиенические узлы в туристских дестинациях будут приводиться в соответствие по принципу ГЧП.

В-пятых, будет внедрена практика туристского взноса — по аналогии «Bed Tax», только с иностранных граждан в размере около 2 доллара за одну ночь. По этому поводу в Казахстане идут разговоры на протяжении 5-6 лет. На первом этапе наблюдалось непонимание, однако, со временем мы пришли к тому, что данная мера действительно необходима. Она позволит снизить бюджетную нагрузку при проведении маркетинговой компании. К тому же, положительный международный опыт показывает, что дестинации действительно нуждаются в этой мере.

По нашим исследованиям, это никак не влияет на эластичность спроса. Скорее это будет хорошая прибавка в копилку для продвижения туристского потенциала страны.

В-шестых, предусматривается введение обязательной классификации мест размещений по опыту отдельных стран ОЭСР, в том числе Испании, Швейцарии и Турции. Мера станет важным шагом на пути повышения качества сервиса и доступности туристских продуктов Казахстана.

В-седьмых, планируется наладить работу пунктов пропуска на Государственной границе для облегчения их пересечения туристами.

В-восьмых, предусматривается внедрение системы бесплатного авиаперелета детей до 16 лет в период школьных каникул — т. «KIDS GO FREE». Данная мера позволит нам стимулировать увеличение внутреннего туристского потока.

В-девятых, внедрение системы «Tax Free» в крупных аэропортах Казахстана — Астана, Алматы и Шымкент с 2022 года по опыту стран Евросоюза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ. Благодаря такой мере — многие развитые страны увеличили не только торговые обороты, но и потоки шопинг-туристов.

В-десятых, по просьбе рынка, усиливается контроль за деятельностью гидов-переводчиков с внедрением обязательных механизмы их сертификации по опыту стран ЕС и ОЭСР.

И есть еще один немаловажный момент, который планируем реализовывать в рамках госпрограммы — увеличение расходов на маркетинг.

Защищая госпрограмму, мы руководствовались аргументом, что в Казахстане никогда не было продвижения на 360 градусов. То есть имеющимся бюджетом все эти годы мы закрывали разные этапы, но не выкладывали в полноценный PR и digital.

Благодаря проекту госпрограммы, все эти пробелы будут восполнены.

В целом от реализации данной госпрограммы мы ожидаем увеличить число занятых с 427 до 650 тыс. человек, из них порядка 72 тыс. — постоянные рабочие места;увеличить количество иностранных туристов до 3, а внутренних до 9 миллионов человек; привлечь порядка 2 трлн тенге (6 млрд дол. США) инвестиций, из них порядка 70% составят частные инвестиции; и самое главное, увеличить долю туризма в структуре ВВП страны с 6 до 8%.

*суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год

План мероприятий
по реализации Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

После публикации этой колонки с редакцией informburo. kz связался заместитель акима г. Алматы Ержан Бабакумаров и попросил процитировать его слова:

«Сегодня появился ряд вопросов по Кок-Жайляу. Чтобы не было никаких инсинуаций – скажу прямо. Есть поручение президента страны Касым-Жомарта Кемеловича Токаева отложить строительство курорта. Акимат придерживается этого поручения. Другое не рассматривается и не обсуждается».

Недавно я сёрфил в поиске Google и наткнулся на роскошный документ. Он обеспечил меня темами для постов в соцсети, статей на сайты, исследований и расследований если и не на всю оставшуюся жизнь, то до конца года – точно. Впрочем, я не жадный и понимаю, что мне одному подвергнуть его критическому анализу не под силу. Поэтому делюсь с читателями и коллегами-журналистами ссылками на два источника: базу нормативно-правовых актов «Параграф» на zakon. kz, а также на adilet. zan. Если они не откроются или откроются не полностью, то я документ скачал, и его можно посмотреть здесь.

Полное название сокровища – «Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы».

Общие расходы, предусмотренные из республиканского бюджета на реализацию Программы в 2019-2025 гг. , составят 1 триллион 385 миллиардов 695 миллионов 800 тысяч тенге. По курсу в последний месяц весны 381,37 тенге за доллар эта сумма конвертировалась в 3 миллиарда 633 миллиона 468 тысяч 285 долларов с копейками, то есть центами.

Читать также:  Государственная программа развитие культуры и туризма на 2014 2020 годы

В одном материале охватить все аспекты программы нереально. Поэтому я решил не перегружать читателя информацией и пойти от частного к общему: в трёх частях сначала рассмотреть конкретные проекты, а затем изложить соображения по поводу всей программы. Конечно, неоднократно буду к ней возвращаться. Это лишь первое приближение к теме.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Панорама Кок-Жайляу / Фото Андрея Старкова

Передышка окончена

Проштудировав огромный документ, в самом его конце я обнаружил удручающую сенсацию: Правительство всё-таки намерено строить горный курорт «Кокжайлау».

Собственно, никто и не обещал закрыть этот проект. Однако защитники урочища не рассчитывали, что к нему вернутся так быстро.

Напомню, 8 апреля тогдашний аким Алматы Бауыржан Байбек предложил доработать и отложить на некоторое время проект курорта «Кокжайлау».

«Считаю, мы не должны торопиться, – сказал градоначальник, выступая на общественном совете Алматы. – Нужно рассмотреть все экспертные мнения и перспективы новых локаций. Поэтому предлагаю проект доработать и пока отложить. Тем более что развитие действующих курортов, по мнению экспертов, займёт не менее трёх-пяти лет. За это время наберём необходимый опыт, подготовим кадры, изучим мнение жителей и гостей курортов. И только после этого сможем приступить к строительству горнолыжного курорта «Кокжайлау».

В тот же день президент Касым-Жомарт Токаев опубликовал твит: «Аким Алматы Байбек предложил отложить проект горнолыжного курорта «Кокжайлау» для изучения экспертных оценок, мнений жителей города. Поддерживаю данное решение, принятое по моей рекомендации. Спешки в этом важном вопросе быть не должно».

Скептики в то время говорили, что решение принято по соображениям политической конъюнктуры, в преддверии внеочередных президентских выборов, о которых объявили на следующий день, 9 апреля. Чтобы успокоить общественность, которая не на шутку стала бурлить насчёт курорта.

Как бы то ни было, многие экологические активисты выразили президенту признательность за его рекомендацию. И, хотя в проекте не была поставлена точка, они испытали облегчение, так как подумали, что получили выигрыш во времени – те самые «три-пять лет», о которых говорил Б. Байбек. Ведь слова акима должны что-то значить.

Впрочем, обращение к главе государства с просьбой окончательно закрыть проект и вернуть урочище в состав Иле-Алатауского нацпарка, которое инициативная группа «Сохраним Кок-Жайляу» направила 18 апреля (копии – премьер-министру, председателям обеих палат Парламента, акиму Алматы), проделало круговорот в природе и было «спущено» в городское управление туризма – к заказчику строительства курорта.

Ну а теперь я вижу, что в самом хвосте программы, в плане мероприятий под номером 324, втиснутая между «Строительством 30 км канатных дорог на 8 подъёмниках в Бутаковке» и «Разработкой единой маркетинговой стратегии для туристского продукта», незаметно (думали, не найдут?) притаилась графа «Строительство курорта «Кокжайлау».

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Строительство курорта «Кокжайлау» в плане мероприятий госпрограммы по развитию туризма

И там чёрным по белому написаны сроки строительства – 2020-2025 годы.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

А строительство и не откладывали

Стоп! Согласно второму проекту (2017-2018 гг. ), стройку и так собирались начать в 2020 году. По «дорожной карте» после общественных слушаний 4 ноября 2018 года планировали:

  • 10 декабря сдать на госэкспертизу технико-экономическое обоснование (ТЭО),
  • к концу февраля 2019-го – получить положительное заключение,
  • затем объявить тендер на разработку проектно-сметной документации (ПСД), которая заняла бы 11 месяцев,
  • в 2020 году приступить к строительству,
  • в конце 2023-го его завершить,
  • в начале 2024 пустить курорт в эксплуатацию.

Всё пошло не по плану, когда проект споткнулся на привычке акимата «на охоту идти – собак кормить». Заказчик перед началом разработки ТЭО обязан был обеспечить проектировщика исходными документами, в том числе правоустанавливающими документами на землю. Без них ТЭО просто не приняли бы на экспертизу. Но ТЭО подготовили, а всех бумаг на землю не было, и проект забуксовал, пока его не отложили.

Таким образом, в госпрограмме только сдвинули сроки сдачи объекта, а время начала строительно-монтажных работ (СМР) осталось прежним.

Следовательно, реализация проекта «Кокжайлау» не откладывалась. И постановление Правительства №360 от 31 мая сего года дезавуирует как обещание акима Алматы, так и рекомендацию президента.

Хотите поговорить о доверии к власти? Давайте в другой раз.

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Площадь курорта вдруг увеличилась вдвое

Хотя в госпрограмме информация о курорте КЖ весьма скудная, я обнаружил немало «слепых зон». Одна из них такая. В разделе «Перечень объектов Карты туристификации регионального уровня (топ-50)» напротив объекта «ГЛК «Кокжайлау» написано: «Создание нового горнолыжного курорта общей площадью 22 квадратных км».

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Курорт «Кокжайлау» в «Перечне объектов Карты туристификации регионального уровня (топ-50)» госпрограммы по развитию туризма

22 км2 – это 2200 гектаров. Площадь участка под курорт, который постановлением правительства от 2 декабря 2014 года перешёл из владений нацпарка в земли запаса города, – 1002 гектара. Были ещё несколько участков, связанных с курортом, но не находящихся в коммунальной собственности города. Это:

  • 111,5 га под горнолыжные трассы (в составе Иле-Алатауского нацпарка);
  • 17 га на подъездную дорогу от границы курорта до улицы Дулати (в составе нацпарка);
  • 0,1 га на опоры канатной дороги Медео – Кок-Жайляу (в составе нацпарка);
  • 0,17 га на подстанцию (в составе нацпарка);
  • 0,4883 га на базовую станцию канатной дороги на Медео (находилась в залоге в Фонде проблемных кредитов).

Итого: общая площадь – 1131 га с хвостиком.

С чего вдруг территория курорта увеличилась вдвое? Откуда взялась лишняя тысяча гектаров? С начала прошлого года я написал полторы сотни материалов об этом проекте, изучил его вдоль и поперёк, но впервые вижу эту цифру – 22 квадратных километра. Чего мы все не знаем? Какой ещё сюрприз нам приготовило Правительство?

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Платить будет бюджет, прежде всего – городской

Интересно, какова стоимость проекта КЖ в госпрограмме. Я нашёл три позиции по этой части.

№302 – строительство сетей водоотведения для ГК «Кокжайлау», 534 миллиона 800 тысяч тенге, 2020-2023 годы.

№439 – строительство подъездной дороги к горному курорту «Кокжайлау» – 20 миллиардов 008 миллионов тенге, 2020-2023 годы.

№324 – строительство самого курорта, 68 миллиардов 960 миллионов тенге.

Итого: 89 миллиардов 502 миллиона 800 тысяч тенге. По курсу 31. 2019, дате выхода постановления, – около 234 миллионов 690 тысяч долларов. По текущему курсу (386,82 тенге к доллару на 16. 2019) – ещё меньше: 231 миллион 381 тысяча тенге.

В ТЭО курорта, которое сдали заказчику в сентябре 2018 года, сводный сметный расчёт (ССР) строительства составлял 89 миллиардов 490 миллионов тенге. В национальной валюте цифры, что называется, «бьются».

Но по курсу на 19. 2018, дате сдачи ТЭО (369,36 тенге за доллар), проект «весил» 242 миллиона долларов. Иначе говоря, в мировой валюте он объективно «похудел» уже на 11 миллионов долларов.

Однако радоваться тут нечему. Дело в том, пояснили мне эксперты, что доля оборудования для курортов в ССР составляет примерно 60%. А тросы и кабинки для канатки, системы оснежения и т. в Казахстане не производятся: их придётся покупать за границей. Поэтому перед сдачей ТЭО на госэкспертизу «импортная» часть сметы будет пересчитана в тенге в текущих ценах с поправкой на инфляцию. И смета ещё раздуется.

И ведь это коснётся не только проекта «Кокжайлау», а многих из 125 видов работ по горному кластеру, а также и большинства из 462 граф расходов по всей госпрограмме. Значит, общий бюджет туристификации Казахстана в 1 триллион 385 миллиардов 695 миллионов 800 тысяч тенге будет только пухнуть. Впрочем, подробнее об этом я поговорю в третьей части своего обзора.

А за чей счёт этот банкет с «Кокжайлау»? В версии госпрограммы, опубликованной на adilet. zan. kz, указаны источники финансирования объектов туризма. Так вот, на деньги из республиканского бюджета планируют строить лишь подъездную дорогу, а на сети водоотведения и сам курорт «Кокжайлау» – а это почти 70 миллиардов тенге – придётся раскошелиться городской казне.

Уважаемый аким Бакытжан Абдирович Сагинтаев, у вас есть такие лишние средства в бюджете вверенного вам города?

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Третья часть марлезонского балета

Работая с документами, я ищу не только то, что в них есть, но и обращаю внимание на то, чего в них нет. В госпрограмме я не увидел расходов на ТЭО и ПСД курорта «Кокжайлау». Наверное, подразумевается, что воспользуются тем ТЭО, которое уже разработано: на него истрачено почти 200 миллионов тенге из городского бюджета. К ПСД приступить не успели, но деньги на него, возможно, заложили ранее.

Это умолчание по ТЭО и ПСД, видимо, означает, что Правительство намерено реанимировать в урочище тот самый проект, что представляли на общественных слушаниях. С канатной дорогой Медео – Кок-Жайляу и гостиницей в верхней, восточной части плато.

Однако есть и варианты. 5 июня, уже после публикации постановления Правительства и госпрограммы по развитию туризма, заместитель руководителя управления туризма Алматы Калибек Акылбеков в письме председателю экологического общества «Зелёное спасение» Сергею Куратову сообщал: «В настоящее время компанией Master Concept Consulting GmbH предложено соединить курорт «Кокжайлау» с базой ЦСКА, что приведёт к изменению локации базовой станции, а также перенести проект строительства гостиницы с верхней части плато на нижнюю. В этой связи ТЭО проекта будет дорабатываться с учётом вышеуказанных рекомендаций» (конец цитаты).

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

Фрагмент письма заместителя руководителя управления туризма Алматы Калибека Акылбекова председателю экологического общества «Зелёное спасение» Сергею Куратову

Здесь Калибек Адильбекович заблуждается. Изменение локации базовой станции, а следовательно, и трассы канатной дороги, и места установки опор, а также перенос гостиницы с одного места на другое приведёт не к доработке прежнего ТЭО, а к разработке нового технико-экономического обоснования.

Впрочем, неудивительно, что в управлении туризма этого не знают: там из 18 сотрудников нет ни одного с профильным образованием, как говорил мне в прошлом году директор НИИ туризма профессор Владимир Вуколов.

Так вот, информирую г-на Акылбекова и его коллег. У курорта будет абсолютно иная конфигурация и параметры. Соответственно, уйдут некоторые старые риски вроде подрезания восточного склона плато в месте установки опор, но и появятся новые, если канатка пойдёт от базы ЦСКА до гребня урочища.

Разработанное ТЭО нужно ставить на утрату, поскольку это будет совершенно новый проект. И уже третий акт марлезонского балета, который потребует не только нового ТЭО, но и новых общественных слушаний. Подшаманить старый проект и протащить его под видом «свежачка» не удастся. Активисты, наученные горьким бесславным опытом проталкивания курорта «Кокжайлау», этого не допустят.

Читать также:  Условия программы льготного автокредитования в 2023 году

Ну и, конечно, не забуду напомнить: для любого капитального строительства в урочище понадобится техническая дорога, прокладка которой подразумевает вырубку более пяти тысяч деревьев. Её маршрут пролегает через рощи яблонь Сиверса и абрикоса обыкновенного. Всего в жертву будет принесено свыше 600 международных «краснокнижников». Их снос – это статья 339 УК РК «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещёнными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами». Наказание – от штрафа в 3000 МРП до трёх лет лишения свободы. Кто в акимате готов принять на себя такую персональную ответственность?

Государственный план развития туристического сектора Казахстана до 2025 года утвержден правительством Казахстана

И люди, и горы – против

С 2012 года, семь лет с перерывами, акимат с упорством, достойным лучшего применения, долбит проект «Кокжайлау». В 2015 году его заставили забуксовать защитники урочища и экономический кризис. Спустя четыре года тормознули выборы и всё та же активность общественности. Проект пережил трёх акимов и около десятка руководителей управления туризма. Поглотил без следа миллиарды тенге.

И вот – третья попытка. В размен пошли уже слова президента и акима.

Неужели непонятно, что и люди, и горы – против курорта? Раз проект теперь имеет статус не республиканского, а регионального, что мешает акимату пересмотреть его на своём уровне и взять за основу проект экологического развития урочища, без застройки, который разработан инициативной группой «Сохраним Кок-Жайляу»?

В горном кластере Алматинского региона, согласно госпрограмме, напланировали 13 (тринадцать!) курортов. И везде – капитальное строительство. Пусть будет хотя бы один экологический. Оставьте туристам выбор.

В следующей колонке я расскажу о том, во сколько обойдутся ещё два курорта: ЦСКА и «Бутаковка».

Что планируют сделать в рамках госпрограммы?

Госпрограмма включает в себя 10 системных мер со значительным социально-экономическим эффектом:

  • создать приоритетные туристские территории и управляющие компании в ТОП-10 наиболее привлекательных туристических мест. Это позволит реализовать более 200 инвестиционных проектов;
  • развить особо охраняемые природные территорий с привлечением бизнеса для развития инфраструктуры туризма;
  • построить санитарно-гигиенические узлы в туристских дестинациях в рамках ГЧП;
  • внедрить туристский взнос («Bed Tax») с иностранных граждан в размере 2–4 доллара за одну ночь. Мера начнет действовать по всему Казахстану с момента принятия Госпрограммы;
  • реализовать комплекс мер по оптимизации уже введенного механизма «e-Visa», расширить 72-х часовой безвизовый транзит. А также ввести систему e-Hotel и решить вопрос отмены приглашений для иностранных туристов. Данные меры в разы увеличат приток иностранных туристов в страну;
  • усилить контроль за деятельностью гидов-переводчиков и внедрить механизмы их сертификации по опыту стран ЕС и ОЭСР;
  • ввести обязательную классификации мест размещения на базе стандартов пяти звезд. Эта мера будет способствовать повышению качества сервиса и доступности туристских продуктов Казахстана;
  • внедрить систему «TaxFree» с 2022 года по опыту стран Евросоюза, Австралии, Таиланда, Сингапура и некоторых стран СНГ. Благодаря такой мере многие развитые страны увеличили не только торговые обороты, но и потоки шопинг-туристов;

Стратегия «Казахстан-2050»

Была озвучена в декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны.

Главная цель: создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, хождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.

Для достижения этой цели предусматривается реализация семи долгосрочных приоритетов:

  • Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.
  • Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.
  • Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.
  • Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
  • Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.
  • Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление  региональной и глобальной безопасности.
  • Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года

Был утвержден Указом Президента Республики Казахстан 15 февраля 2018 года.

Главная цель:  Новая модель экономического роста, базирующаяся на стимулировании экспортоориентированного производства за счёт повышения производительности и сложности, развития человеческого капитала  и реализации потенциала развития регионов страны.

Действовавший до этого план развития до 2020 года способствовал нивелированию последствий глобального финансового кризиса и ускорил переход к диверсифицированному росту экономики. Плану до 2025 года предстоит учитывать новые вызовы в связи с пандемией COVID-19 , изменившей многие сферы жизни – от производства и торговли до образования и здравоохранения.

Многие вопросы приходится решать быстрее, чем планировалось ранее – в частности, цифровизацию, реформы госуправления, медицины и образования. Новая модель развития страны ставит гражданина в центр государственных интересов.

Стратегический план до 2025 года разработан на основе семи важнейших системных реформ и семи приоритетных политик, которые будут осуществляться в экономике и социальной жизни страны в период до 2025 года.

Семь системных реформ охватывают все ключевые аспекты жизни страны: «Новый человеческий капитал», «Технологическое обновление и цифровизация», «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес», «Правовое государство без коррупции», «Сильные регионы и урбанизация», «Модернизация общественного сознания», «Госсектор как лидер изменений».

Семь основных принципов:

  • справедливое распределение благ и обязанностей;
  • ведущая роль частного предпринимательства;
  • честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей;
  • рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;
  • развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;
  • «озеленение» экономики, охрана окружающей среды;
  • принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

Меры реализации Стратегического плана до 2025 года подробно расписаны в соответствующих государственных программах.

Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025»

Главная цель: Обеспечение роста регионального предпринимательства,  поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест через реализацию инструментов государственной поддержки бизнеса.

Программа предусматривает четыре направления:

  • Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов.
  • Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.
  • Снижение валютных рисков предпринимателей.
  • Нефинансовые меры поддержки предпринимательства.

Поддержка оказывается в виде  субсидирования ставки вознаграждения по кредитам или договорам лизинга, частичного гарантирования по банковским кредитам. Предприниматели могут получить государственные гранты, а также воспользоваться производственной инфраструктурой в индустриальных зонах.

Кроме того,  предусмотрены обучение азам бизнеса, бесплатные консультации, сервисная поддержка предпринимателей через  центры обслуживания предпринимателей и бизнес-инкубаторы, которые сейчас созданы во всех крупных городах и областных центрах.

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы

Главная цель: Обеспечение безопасности граждан, общества в целом и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма.

В стране ведётся профилактика религиозного экстремизма и терроризма, формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии. Важная задача – снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения  Казахстана.

Так, огромным успехом можно считать операцию  «Жусан» по вывозу наших граждан из Сирии. Удалось эвакуировать из зоны боевых действий 600 человек, в том числе 413 детей, 34 из них – сироты.

Сегодня, в связи с непростой обстановкой, в том числе, сложившейся в Афганистане, эта программа приобретает особое значение для безопасности страны.

Стоит учесть, что с  ростом объема интернет-трафика в связи с переходом многих процессов в онлайн-формат возрастает значимость кибербезопасности.

Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан на 2018-2022 годы

Главная цель: Обеспечение условий для роста несырьевого экспорта в два раза к 2025 году и в три раза к 2040 году.

Для обеспечения этой цели сейчас в стране действуют около 20 инструментов господдержки экспортеров: от консультационной до финансовой. Аналитики определили перспективную экспортную корзину, в нее включены 116 товаров из семи отраслей, а также шесть групп услуг (транспорт, туризм, финансовые и деловые услуги, образование, медицина, космические услуги и испытания космических аппаратов)

Разработан комплекс мер по продвижению казахстанского экспорта на рынки разных стран и повышению узнаваемости странового бренда  – в частности, создание «Домов Казахстана» за рубежом, в странах высокого и приоритетного интереса. Ведутся переговоры с крупнейшими интернет площадками – TripAdvisor, Booking и т. — для продвижения туристического потенциала Республики, и  Алибаба, Амазон и другие – для продвижения казахстанских товаров.

Государственная программа развития регионов на 2020–2025 годы

Главная  цель: Развитие агломераций, моно- и малых городов, а также сел с высоким потенциалом развития, создание современной инфраструктуры как в городах, так и в селах, устойчивое социально-экономическое развитие регионов страны, повышение человеческого капитала.

Стоит отметить, то по результатам реализации первой пятилетки этой программы, до 2019 года,  17 тысячам специалистам соцсферы и агропромышленного комплекса выданы льготные бюджетные кредиты на покупку жилья по программе «С дипломом в село!». Реализованы 8 тыс. проектов по благоустройству сел. Улучшена инфраструктура в селах для 700 тысяч сельчан. На развитие инженерной инфраструктуры регионов было выделено 1,4 трлн тенге.

К 2025 году должен  произойти переход  от централизованного управления к повышению самостоятельности регионов. Первым шагом к этому стали первые выборы сельских акимов 25 июля 2021 года.

Для успешного достижения целевых показателей  программа развития регионов интегрирована с другими госпрограммами. Так, начата реализация проекта «Ауыл — Ел бесігі», задачи которого —  развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, создание комфортной среды проживания. На эти цели в республиканском бюджете на 2019-2021 годы предусмотрено 90,0 млрд тенге.

В  Государственной программы инфраструктурного развития Республики Казахстан «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы запланированы мероприятия по улучшению транспортной доступности населённых пунктов.

Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы предусматривает содействие мобильности трудовых ресурсов страны путём развития рынка арендного жилья.

В рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 — 2021 годы «Еңбек» будут оказаны меры государственной поддержки в моно- и малых городах, селах.

Государственные программы развития образования и науки РК на 2020-2024 годы, развития здравоохранения РК на 2020-2025 годы предусматривают меры по  повышению доступности медицинских и образовательных услуг в разных регионах страны, даже самых отдалённых. Текущая занятость населения этих городов будет поддерживаться в рамках  Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2025».

Каких результатов хотят добиться по итогу реализации госпрограммы?

По предварительным оценкам, в результате реализации Госпрограммы развития туристской отрасли РК до 2025 года:

  • доля туристической отрасли в ВВП к 2025 году достигнет 8 %;
  • объем инвестиций для развития туризма в ближайшие 7 лет составит 2 трлн тенге;
  • будет создано порядка 200 тыс. новых рабочих мест, в том числе 72 тыс. постоянных;
  • количество туристов возрастет с 7 до 15 млн человек в год.

Министерству культуры и спорта РК поручено после согласования с Главой государства внести проект Госпрограммы на утверждение в Правительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *