Государственный план социально-экономического развития Байкальского региона и Дальнего Востока на 2013 год

ОСТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

ЕГОРОВ, доктор экономических наук, профессор,директор Тел. 8(4112) 35-11-08

Изложено научное экспертное заключение на Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Высказаны замечания и предложения, которые необходимо учитывать в процессе ее реализации.

Ключевые слова: Дальний Восток, Байкальский регион, стратегия развития, экспертное заключение.

Распоряжением Правительства РФ от 28. 2009 № 2044-Р утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее — Стратегия СЭР ДВ и БР), проект которой широко обсуждался во всех 12 субъектах макрорегиона на различных уровнях, в том числе научной общественностью.

В частности, Институт региональной экономики Севера в ноябре 2009 г. выполнил научно-аналитическую экспертизу проекта данного правительственного документа и направил ее Общественно-консультативному совету при Президенте РС (Я). Обсуждение проекта Стратегии СЭР ДВ и БР состоялось 03. 2009 с участием заместителя министра регионального развития РФ Сергея Юрпалова, членов Правительства РС (Я), а также представителей научной и политической

Вместе с тем постраничное текстовое сличение обсужденного проекта и утвержденного документа показывает, что они полностью идентичны, т. Стратегия СЭР ДВ и БР утверждена без учета результатов общественного обсуждения. Остается надеяться, что Правительство РФ сочло необходимым срочно утвердить Стратегию СЭР ДВ и БР, а поступившие замечания и предложения учесть в планах мероприятий по ее долгосрочной реализации. Это позволяет нам опубликовать с некоторыми сокращениями научное экспертное заключение Института региональной экономики Севера, составленное с участием его ведущих ученых.

Обычно региональные стратегии и программы разрабатывались в отдельности по Дальнему Востоку, иногда с включением Забайкалья, и по Сибири. Следует учесть, что долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития ДВ и БР по

объединенной схеме может иметь как положительный, так и отрицательный аспекты.

Положительный — обусловлен необходимостью усиления геополитического положения на Востоке страны, ее экономической интеграцией со странами АТР на основе создания более развитого и крупного регионального социально-экономического потенциала.

Отрицательный — заключается в огромной территории обоих регионов (45,2% территории РФ), одновременное ускоренное и комплексное развитие которых недостаточно реально в условиях посткризисного периода. Кроме того, перспективы развития субъектов Байкальского региона Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края обычно рассматриваются по программе «Сибирь», что требует соответствующих корректировок.

Стратегия СЭР ДВ и БР состоит из пяти разделов. В результате их анализа, каждого в отдельности, можно сделать следующие краткие выводы, а также внести предложения.

Этот новый макрорегион расположен на территории площадью 7 727,4тыс. м2, включает в себя 12 субъектов Российской Федерации с общей численностью населения 11 072,9тыс. чел. на 01. 2008. Он характеризуется суровыми природно-климатическими условиями, богатством недр, незначительным вкладом в экономику страны, неблагоприятной демографической ситуацией, неразвитой производственной и социальной инфраструктурой, невысокой интегрированностью и низкой эффективностью экономики. Вместе с тем Дальний Восток и Байкальский регион обладают нереализованными большими конкурентными преимуществами: благоприятным экономико-географическим расположением в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона, уникальными природными ресурсами, наличием протяженного морского побережья и внешней границы, развитой портовой инфраструктурой. Однако в макрорегионе существуют вызовы и угрозы, в том числе реальная опасность превращения его территории только в источник энергоносителей и сырья для стран АТР, если не будет четкой государственной стратегии ее развития, ориентированной на ускоренный инновационный рост, реализацию интересов России в АТР, и закрепление населения путем формирования комфортной среды его жизнедеятельности.

• обеспечить географическую диверсификацию рынков сбыта основных бюджетообразующих отраслей экономики;

• предотвратить угрозы дальнейшего оттока населения из регионов;

• предотвратить угрозы снижения экономического и комплексного государственного влияния на территории Дальнего Востока и Байкальского региона;

• предотвратить угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России;

• предотвратить угрозы переориентации в другие страны производств глубокой переработки добываемых сырьевых ресурсов, а также предприятий, выпускающих продукцию, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью. Серьезность этих экономических угроз предопределяет необходимость превращения стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона в общенациональную программу. Следовательно, изучение проблемы обеспечения экономической безопасности в регионах становится одной из приоритетных задач науки.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития». По мнению авторов, стратегическая цель развития макрорегиона определена слишком узко, только как закрепление населения, которое является одним из факторов стабилизации его численности. Малая населенность огромной территории может быть преодолена путем ее заселения, увеличения и закрепления численности населения. При этом процесс заселения предполагает организованное переселение значительного количества людей из других западных и центральных районов страны. Недостаточно ясно сформулированы также средства достижения цели. В частности, достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития ДВ и БР не обеспечит более высокого качества и уровня

жизни населения макрорегиона, т. его жизненной привлекательности.

Базовый сценарий развития предусматривает: модернизацию социальной инфраструктуры и инфраструктурных отраслей производственной сферы; масштабное технологическое обновление существующих производств и создание новых секторов экономики; развитие предприятий инновационной направленности и локальных инновационно-производственных центров и технопарков.

Реализация базового сценария развития макрорегиона обеспечит рост ВРП темпами, превышающими средние по РФ на 0,5 процентного пункта (С. 10). Однако такое мизерное сравнительное ускорение, по представлению авторов, не позволит добиться более высокого, чем в среднем по стране, социально-экономического уровня развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Кроме того, в 2025 г. предполагается сократить долю бедного населения с 24,5 до 9,6%. Объективно требуется, чтобы при реализации инновационного развития экономики и жизни через 15 лет была решена задача полной ликвидации бедности населения.

Механизмы и инструменты реализации Стратегии представлены на двух страницах, чего явно недостаточно. Не предложены принципиально новые, особые условия региональной экономической и социальной политики. Для этого, видимо, необходимо усилить разработку научных основ стратегического планирования и финансирования, коренного социального переустройства образа жизнедеятельности населения регионов.

Состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры определены более подробно. В частности, проблемы по Республике Саха (Якутия) рассмотрены согласно Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики на период до 2020г. , утвержденной и реализуемой с 2008 г.

В разделе «Развитие социальной инфраструктуры федерального значения, меры государственной политики по привлечению и закреплению

населения на Дальнем Востоке и Байкальском регионе» подчеркивается, что качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения, но в последующем не приведены фактические материалы и прогнозные показатели, которые обосновали бы этот постулат.

Далее установлена необходимость принятия мер по формированию моделей образовательных учреждений, ориентированных на этнонациональную специфику. Вместе с тем реалии нынешнего времени таковы, что финансирование учета этнонациональ-ной специфики не производится должным образом. В качестве гарантированных государством из бюджета финансируются только стандарты единого федерального среднероссийского базового учебного плана, в котором изучение родного языка и культуры почти не отражено. Если такая тенденция будет продолжаться, то финансирование на эти цели в среднесрочной перспективе может быть переложено полностью на бюджеты субъектов Федерации, которые не смогут решить этой финансовой проблемы.

В разделе Стратегии, посвященном общему образованию, обозначена цель введения обучения школьников в одну смену, при которой обеспеченность школами (число мест) должна увеличиться на 600 тыс. мест. Это очень актуально, особенно для Республики Саха (Якутия), так как здесь наиболее высокая доля учащихся по всей РФ, занимающихся во вторую смену (см. таблицу).

В сфере здравоохранения необходимо было бы предусмотреть создание в основных экономических районах Республики Саха (Якутия) Клинико-диагностических центров (КДЦ), подобных

Доля учащихся дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся во вторую и третью смены, % от общей численности учащихся*

Республика Саха (Якутия) 25,6 20,0

Еврейский автономный округ 21,2 15,9

Чукотский автономный округ 15,8 15,8

Национальному центру медицины, за исключением Центральной группы районов, в которых КДЦ имеются в г. Якутске и с. Бердигестях Горного улуса. Раннее выявление заболеваний с использованием современных технологий и высокотехнологичных методов обследования позволяет значительно сократить расходы и время на лечение больного, сокращает смертность. Особенно остро проблема ранней диагностики заболеваний стоит в северных и арктических районах РС (Я), имеющих сложную транспортную схему.

Считаем, что в Стратегии СЭР ДВ и БР заложены недостаточные темпы ввода жилья, которые не позволят достичь к 2025 г. стратегических целей, в частности полного решения проблемы реконструкции ветхого и аварийного жилья. Показатель доли граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, приведенный в приложениях, характеризует благоустройство слишком опосредованно. Необходимо также в Стратегии усилить социальную направленность жилищной политики, поскольку механизмы ипотечного кредитования и индивидуальной застройки неприемлемы для большинства населения, имеющего низкий и даже средний уровень доходов. Следовало бы уделить большее внимание строительству жилья по муниципальным программам для выделения жилья малообеспеченным слоям населения на условиях социального найма.

Читать также:  Постановление Правительства Москвы №, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2018 год, а 30 декабря 2020 года Правительство РФ утвердило документ 2401-ПП "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в городе Москве" (с изменениями от 31 августа 2021 года)

В Стратегии СЭР ДВ и БР, к сожалению, отсутствует раздел о населении, нет анализа демографической ситуации в регионах, не рассмотрены перспективы демографического развития. Не определена тенденция роста прогнозной численности населения по этапам с 2005 по 2025 гг. По косвенному показателю динамики занятости населения, имеющемуся в приложении, можно предположить, что существенного роста населения не ожидается. Число занятых по Дальнему Востоку возрастет на 11,7, а по Байкальскому региону даже снизится на 1,1%.

Отсутствие анализа причин естественной убыли населения, структуры смертности, особенностей репродуктивного и миграционного поведения населения не позволяет определиться с этими перспективами, и основной вопрос о закреплении населения остается не рассмотренным.

В Стратегии также нет анализа и прогноза направлений и масштабов миграции населения, привлечения населения из других регионов для реализации крупных инвестиционных проектов на рассматриваемой территории, хотя активная государственная демографическая политика по

стимулированию притока трудовых ресурсов провозглашается в качестве одной из главных задач.

В социальном разделе Стратегии ничего не сказано о северных льготах, которые с середины 1990-хгг. практически утратили свое значение для привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в районах нового промышленного освоения, перестали компенсировать затраты и неудобства, связанные с проживанием населения в районах Крайнего Севера. И не случайно именно в эти годы наметился отток населения с северных территорий Дальнего Востока и Байкальского региона. Насколько и как последовательно будет осуществляться реформа оплаты труда и другие меры по закреплению трудоспособной части населения регионов, также неясно.

В данном разделе Стратегии более подробно показано социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), а по другим регионам у нас нет другой информации, и не можем высказать своих замечаний и предложений. Вместе с тем можно отметить, что не типологизированы или не выделены общие для всех субъектов ДФО проблемы, они повторяются практически в каждом разделе, посвященном конкретному субъекту. В описательной части документа по субъектам намеченные к реализации мероприятия также сильно разрозненны. Например, в описании перспектив каждого субъекта имеются предложения по развитию генерирующих мощностей в электроэнергетике, но все они в комплексе должны быть взаимосвязаны с общим (перспективным) энергобалансом по ДФО, БР и макрорегиону в целом.

Для решения проблем экономической интеграции 12 субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона целесообразно было бы дополнить раздел межрегиональной моделью пространственной организации экономики с учетом зон и точек активизации хозяйственного и градостроительного развития с набором возможных функций и отдельных значимых предприятий для «локомотивного» развития поселений. Модель могла бы служить базой стратегического планирования районного и регионального развития.

Целевая установка Стратегии должна учитывать особенности и специфику развития каждого региона ДВ и БР, но, поскольку для обширного территориального образования имеются про-

Схема развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона до 2025 г.

странственные географические и социально-экономические различия, то следовало бы разграничить приоритеты территориального развития по местоположению и отличительным особенностям отраслевой структуры экономики и уровню развития производительных сил.

В свете сказанного авторы предлагают выделить три различающиеся по общим признакам субрегиона: Северо-Восток в составе Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского АО, Камчатского края; Юг ДФО в составе Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной области; Байкальский регион в составе Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. На картосхеме развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона1 наглядно показаны размеры территории и численность населения всех субъектов макрорегиона, а также динамика и структура роста объемов ВРП по трем субрегионам. Как видно, за 2005—2025 гг. объемы валового регионального продукта по всем субъектам возрастут в 7,2 — 20,3

1 Составлена д. Егоровым Е. , к. Пономаревой Г. , с. Бубякиным В. на основе данных Стратегии СЭР ДВ иБР.

раза (см. рисунок), следовательно, значительно

дифференцированными темпами.

Аганбегян А. Заметки о долговременной стратегии социально-экономического развития Сибири // ЭКО. 2008, 5. 2-17.

Егоров Е. Стратегия комплексного развития экономики Республики Саха (Якутия) в составе Дальнего Востока // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 12. 6—10.

Клисторин В. Экспертиза экономических решений органов исполнительной власти // ЭКО. 2009. № 11. 31—56.

Кулешов В. , Суслов В. , Селиверстов В. Стратегические установки долгосрочного развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2009. № 2. 3-22.

Лексин В. , Скворцов В. , Швецов А. Российский Дальний Восток и его «региональные столицы»: поиск стратегий развития // Российский экономический журнал. 2007. № 59-10. 16-48.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 апреля 2014 г. № 308

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 466-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1713).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации                               Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 308

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАСПОРТгосударственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Ответственный исполнитель Программы-Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Соисполнители Программы-отсутствуют
Участники Программы-Министерство регионального развития Российской Федерации,Министерство здравоохранения Российской Федерации,Министерство образования и науки Российской Федерации,Министерство энергетики Российской Федерации,Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,Федеральное дорожное агентство,Федеральное агентство железнодорожного транспорта,Федеральное агентство морского и речного транспорта,Федеральное агентство воздушного транспорта,Федеральное агентство связи,Федеральное агентство по рыболовству
Подпрограммы Программы-подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития»;федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года «;федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 — 2015 годы»
Цели Программы-ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона;улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона
Задачи Программы-развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального значения;обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов;создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения
Целевые индикаторы и показатели Программы-индекс роста валового регионального продукта;доля макрорегиона в структуре валового внутреннего продукта;доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта макрорегиона;индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах;доля макрорегиона в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации;численность населения
Этапы и сроки реализации Программы-2014 — 2025 годы (в один этап)
Объемы бюджетных ассигнований Программы-общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014 — 2020 годы составляет 346165032,9 тыс. рублей, в том числе:на 2014 год — 26105226,6 тыс. рублей;на 2015 год — 73259506,4 тыс. рублей;на 2016 год — 77420699,9 тыс. рублей;на 2017 год — 37672100 тыс. рублей;на 2018 год — 41962300 тыс. рублей;на 2019 год — 43930100 тыс. рублей;на 2020 год — 45815100 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы-устранение существенных межрегиональных диспропорций развития на базе опережающего социально-экономического развития макрорегиона;создание условий для роста численности населения макрорегиона, повышение общего качества жизни;развитие производственной и социальной инфраструктуры;реализация потенциала экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;развитие традиционных видов деятельности и формирование предпосылок для создания ядра новых высокотехнологичных производств в добывающей и обрабатывающей промышленности;наращивание уровня инвестиционной активности за счет использования всех видов ресурсов (государственных, частных, иностранных);увеличение объема инвестиций к концу действия Программы в 2,2 раза;создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;преодоление процессов анклавизации в макрорегионе за счет развития транспортного потенциала;модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала, стандартов качества жизни и социального обеспечения населения;рост численности населения макрорегиона к 2025 году до 10,75 млн. человек

ПАСПОРТподпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития»

Ответственный исполнитель подпрограммы-Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Участники подпрограммы-отсутствуют
Программно-целевые инструменты подпрограммы-отсутствуют
Цель подпрограммы-обеспечение организационных, информационных, научно-методических и стратегических условий для реализации Программы
Задачи подпрограммы-разработка нормативных правовых, научно-методических и иных документов, направленных на эффективное решение задач Программы, а также внесение изменений в указанные документы;мониторинг хода реализации и информационное сопровождение Программы, анализ процессов и результатов в целях своевременности принятия управленческих решений;координация деятельности субъектов Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона, в области социально-экономического развития
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы-количество проведенных мероприятий федерального и регионального уровней по мониторингу результатов реализации Программы;количество принятых нормативных правовых актов и стратегических документов
Этапы и сроки реализации подпрограммы-2014 — 2025 годы (в один этап)
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы-общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014 — 2020 годы составляет 4823677,8 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы-своевременное принятие нормативных правовых актов и подготовка методических рекомендаций, необходимых для реализации мероприятий Программы
федеральной целевой программы Дальнего Востока и БайкальскогоПАСПОРТ «Экономическое и социальное развитие региона на период до 2018 года»
Наименование целевой программы-федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»
Дата принятия решения о разработке целевой программы, дата ее утверждения-  Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. № 1118, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480
Государственные заказчики-Министерство энергетики Российской Федерации,Федеральное агентство воздушного транспорта,Федеральное дорожное агентство,Федеральное агентство морского и речного транспорта,Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственный заказчик — координатор-Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Основной разработчик целевой программы-Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Цель и задачи целевой программы-целью Программы является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и улучшения инвестиционного климата в макрорегионе. Задачами Программы являются: развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения;обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов;создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения
Важнейшие целевые индикаторы и показатели-оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с использованием индикаторов, сгруппированных в соответствии с решаемыми задачами. Задаче повышения транспортной доступности населенных пунктов макрорегиона за счет развития сети дорог общего пользования регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, соответствует индикатор, касающийся прироста протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (км). Задаче обеспечения своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов, соответствуют индикаторы, касающиеся: строительства дополнительных главных путей (км);строительства разъездов на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (единиц);перспективных грузопотоков, возможных к освоению на Восточном полигоне (млн. тонн в год);грузооборота (млрд. т-км в год);прироста производственной мощности российских морских портов (млн. тонн в год). Задаче повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет развития региональной авиации соответствует индикатор, касающийся количества введенных в эксплуатацию после реконструкции аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий (единиц)
Сроки и этапы реализации целевой программы-с 2014 по 2017 год (в один этап)
Перечень подпрограмм-отсутствует
Объемы и источники финансирования-общий объем финансирования Программы на 2014 — 2017 годы составляет 696931,71 млн. рублей, в том числе за счет:средств федерального бюджета — 212872,96 млн. рублей;средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 10795,7 млн. рублей;внебюджетных средств — 473263,05 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и показатели социально- экономической эффективности-прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, составит 681,2 км;производственная мощность портов увеличится на 15,65 млн. тонн;будет введено в эксплуатацию после реконструкции 40 аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий;будет построено 48 разъездов на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (единиц);грузооборот на Восточном полигоне Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей увеличится до 587,6 млрд. т-км в год

Читать также:  Программа развития государственного языка в казахстане до 2020 года

ПАСПОРТфедеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 — 2015 годы»

Наименование целевой программы-федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 — 2015 годы»
Дата принятия решения о разработке целевой программы, дата ее утверждения- распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. № 2189-р, постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 478
Государственные заказчики-Министерство регионального развития Российской Федерации,Министерство здравоохранения Российской Федерации,Министерство образования и науки Российской Федерации,Федеральное агентство связи,Федеральное агентство воздушного транспорта,Федеральное агентство по рыболовству,Министерство энергетики Российской Федерации,Федеральное дорожное агентство,Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Государственный заказчик-координатор-Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Основные разработчики целевой программы-администрация Сахалинской области и фонд «Центр стратегических разработок — регион»
Цель и задачи целевой программы-основная стратегическая цель Программы — создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегическими задачами Программы являются: создание благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающего на Курильских островах, и повышение привлекательности этого региона как места жительства;развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов;диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала;создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний
Важнейшие целевые индикаторы и показатели-удельный вес Курильских островов в экономике Сахалинской области, динамика развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а также состояние инвестиционного климата и экономики региона, демографическое развитие и развитие трудовых ресурсов
Сроки и этапы реализации целевой программы-Программа реализуется в два этапа:I этап — 2007 — 2010 годы;II этап — 2011 — 2015 годы
Перечень подпрограмм-отсутствует
Объемы и источники финансирования-объем финансирования составляет 28241,369 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 21488,059 млн. рублей (76,09 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области — 4802,31 млн. рублей (17 процентов), средства внебюджетных источников — 1951 млн. рублей (6,91 процента)
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и показатели социально- экономической эффективности-обеспечение экономического закрепления Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны;повышение привлекательности Курильских островов как места жительства населения и сохранение позитивной демографической динамики;создание качественной конкурентной среды в рыбопромышленном комплексе, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского бизнеса;увеличение натуральных показателей эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 1,3 раза, а финансовых показателей — в 2 раза;диверсификация региональной экономики, эффективное использование природно-ресурсного потенциала Курильских островов;увеличение ресурсной базы водных биологических ресурсов региона в 2 раза путем комплексных исследований сырьевой базы Курильских островов, оптимизации использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов, создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб;увеличение производства электроэнергии на 23 процента; обеспечение бюджетной самодостаточности региона;создание сети автомобильных дорог, формирование транспортной морской и авиационной инфраструктуры Курильских островов, которая позволит увеличить пассажиро- и грузооборот;создание сбалансированной и качественной социальной инфраструктуры региона, учитывающей особенности демографической ситуации. Ожидаемые экономические результаты приведены с учетом коммерческих мероприятий, выполняемых без участия федерального бюджета

Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона

Приоритеты государственной политики в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее — Программа) в целом определены в следующих стратегических документах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым 31 января 2013 г

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 — 2016 годах.

В соответствии с указанными документами можно определить следующие приоритеты государственной политики в сфере ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона (далее — макрорегион):

повышение уровня и качества жизни населения на территории макрорегиона;

создание условий для опережающих темпов роста экономики и социальной сферы на территории макрорегиона;

обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории макрорегиона;

кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России за счет внедрения новых технологий и методов организации производства, а также за счет мер, нацеленных на снижение уровня цен и тарифов;

ускоренное развитие инфраструктурного каркаса восточных регионов;

преодоление структурных диспропорций за счет быстрого развития перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики макрорегиона, а также сферы высоких технологий.

Непосредственное участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы предусмотрено в рамках реализации федеральных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 — 2015 годы».

При реализации мероприятий программ участие субъектов Российской Федерации предусматривает:

выполнение обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мер в рамках предоставления федеральной государственной поддержки в форме бюджетных ассигнований и государственных гарантий Российской Федерации;

подготовку и реализацию региональных программ и проектов субъектов Российской Федерации в области транспортной инфраструктуры, энергетики, а также улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности территорий.

Читать также:  Государственная регистрация роспатентом программ для эвм

Софинансирование реализации запланированных в федеральных целевых программах мероприятий осуществляется за счет средств соответствующих консолидированных бюджетов.

Мероприятия по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в период реализации Программы осуществляются:

в федеральных целевых программах;

в государственных инвестиционных программах и проектах.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации макрорегиона проводят работу, направленную на подготовку и реализацию проектов создания производств на принципах государственно-частного партнерства, реализация которых имеет особую значимость для макрорегиона. Механизмы государственно-частного партнерства используются для реализации мероприятий федеральных целевых программ в большинстве субъектах макрорегиона и очень важны для целей привлечения внебюджетного финансирования и обоснованности увеличения государственного бюджетного финансирования инвестиционных проектов.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации макрорегиона проводится работа по реализации мероприятий, направленных на укрепление культурных и экономических связей Дальнего Востока и Байкальского региона со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Состав целевых показателей и индикаторов определен целями и задачами федеральных целевых программ, являющихся составными частями Программы. Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении № 1.

Задаче повышения транспортной доступности населенных пунктов макрорегиона за счет развития сети дорог общего пользования местного и регионального значения, соответствует индикатор прироста протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (км).

Задаче обеспечения своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов, соответствуют индикаторы:

строительство дополнительных главных путей (км);

строительство разъездов на Байкало-Амурской магистрали (шт

перспективные грузопотоки, возможные к освоению в Восточном полигоне (млн. тонн в год);

грузооборот (млрд. тонн в год);

прирост производственной мощности российских морских портов (млн. тонн в год).

Задаче повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет развития региональной авиации соответствует индикатор:

количество введенных в эксплуатацию после реконструкции аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий (единиц).

Что касается развития Курильских островов, то основными показателями являются удельный вес Курильских островов в экономике Сахалинской области, динамика развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а также состояние инвестиционного климата и экономики региона, демографическое развитие и развитие трудовых ресурсов.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 2.

Сведения о нормативных правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов Программы, приведены в приложении № 3.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении № 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

СВЕДЕНИЯо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Наименование Показателя (индикатора)Единица измеренияЗначение показателя
2011год2012год2013год2014год2015год2016год2017год2018год2019год2020год2021год2022год2023год2024год2025год2025годк 2011году
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»
Индекс роста валового регионального продукта (год к году)процентов113,7105,9107102,8103103,3103101,7101101101101,1101,1101,1101,1139,7
Индекс роста валового регионального продукта (нарастающим итогом к 2011 году)-«-100105,9113,4116,6120,1124127,8129,9131,2132,5133,7135,2136,7138,2139,7-
Доля макрорегиона в структуре валового внутреннего продукта-«-8,68,8998,98,88,78,48,27,97,67,47,276,8-
Доля макрорегиона в структуре валового регионального продукта-«-10,710,911,111,11110,910,810,510,19,89,59,28,98,68,4-
Доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта макрорегиона-«-8,18,18888,18,18,18,18,18,28,28,28,28,2-
Индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах (год к году)-«-120,7109,4110104,4106,3105,7105103,7102,2102,3102,2102,1102101,9101,8214
Численность населениямлн. человек10,710,710,710,7110,7210,7310,7510,7510,7510,7510,7510,7510,7510,7510,75-
Доля макрорегиона в доходах консолидированного бюджета Российской Федерациипроцентов3,73,83,93,83,83,73,63,53,43,33,23,1332,9-
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» 
Прирост протяженности автомобильных дорог регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, по результатам строительства и реконструкциикм—203,9114,7112,9249,7———
Прирост производственной мощности российских портовмлн. тонн в год——0,2815,37———
Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линийединиц—311224———
Строительство дополнительных главных путейкм—18175,2165104,8———
Строительство разъездов на Байкало-Амурской магистралиединиц—1217712———
Перспективные грузопотоки, возможные к освоению на Восточном полигонемлн. тонн в год—130,5136143155,3———
Грузооборотмлрд. т-км в год—520,5528550,4587,6———
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» 
Удельный вес муниципальных образований Курильских островов в объеме продукции промышленности Сахалинской областипроцентов1,11,31,41,41,4————
Удельный вес муниципальных Образований Курильских островов в объеме платных услуг, оказываемых населению Сахалинской области-«-1,31,31,21,21,2————
Удельный вес площади городского поселения, оборудованной водопроводом-«-99,799,899,9100100————
Удельный вес площади городского поселения, оборудованной канализацией-«-99,799,899,9100100————
Удельный вес площади городского поселения, оборудованной центральным отоплением-«-100100100100100————
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытиемкм39,239,249,363,171,1————
Прирост грузооборота морского и воздушного транспорта (по отношению к показателям базового периода)процентов102105110110110————
Прирост пассажирооборота морского и воздушного транспорта (по отношению к показателям базового периода)-«-102,8110110110————
Обеспеченность населения койко-местамимест на 10 тыс. человек131,6131,5131,2143,6142,9————
Обеспеченность детей дошкольными учреждениями-«-59,359,959,965,875————
Обеспеченность населения жильемкв. м на человека14,114,114,214,414,5————
Производство рыбопродукции (по итогам отчетного периода)тыс. тонн78,1135,5153,2146153,3————
Отгрузка продукции рыбоперерабатывающей промышленности (по итогам отчетного периода)млн. рублей4912,051055881,95913,76434,2————
Годовой объем выпуска молоди лососевых видов рыб на нагулмлн. штук232,7223223223439————
Соотношение ввода и выбытия основных производственных фондовмлн. рублей50,9798895100————
Доля инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятийпроцентов4,82,933,13,2————
Доля инвестиций в основной капитал за счет средств бюджета-«-61,847,549,253,164,6————
Доля инвестиций в основной капитал за счет заемных средств-«-33,449,647,843,832,2————
Доля продукции, произведенной предприятиями, не входящими в рыбохозяйственный комплекс-«-7,212,31313,113,5————
Число зарегистрированных предприятий по отраслям экономикиединиц в год6259209509701000————
Количество родившихся в расчете на 1 тыс. человекчеловек9,210,911,211,511,4————
Количество умерших в расчете на 1 тыс. человек-«-8,16,56,46,26,1————
Количество детей, умерших до 1 года, в расчете на 1 тыс. родившихся-«-11,114,29,28,98,9————
Количество заключенных браковединиц в год156134136138140————

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона

ПЕРЕЧЕНЬосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Номер и наименование основного мероприятияОтветственный исполнительСрокОжидаемый непосредственный результат (краткое описание)Основные направления реализацииСвязь с показателямигосударственной программы(подпрограммы)
начала реализацииокончания реализации
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориальногоразвития»
Основное мероприятие 1. «Организационно- аналитическое сопровождение и мониторинг государственной программы»Минвостокразвития России2014 год2025 годналичие системы мониторинга и контроля реализации государственной программы, обеспечение всестороннего анализа факторов, влияющих на ход реализации государственной программы, фактических и вероятных последствий их влияния на ее основные параметры. мониторинг реализации государственной программыколичество проведенных мероприятий федерального и регионального уровней по мониторингу результатов государственной программы;количество подготовленных отчетов социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Основное мероприятие 1. 2 «Научно-методическое сопровождение государственной программы»Минвостокразвития России2014 год2025 годсвоевременная подготовка Методических рекомендаций, необходимых для реализации мероприятий государственной программыпроведение научно-исследовательских работ по разработке методических рекомендацийнаучно-исследовательские работы по обеспечению эффективной реализации социально-экономической политики на территории Дальнего Востока и Байкальского региона
Основное мероприятие 1. 3 «Разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и стратегических определяющих направления развития Дальнего Востока и Байкальского региона»Минвостокразвития России2014 год2025 годсвоевременное принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского регионакорректировка федеральных целевых программ, подготовка необходимых для эффективной реализации государственной программы нормативных правовых актовколичество принятых нормативных правовых актов и стратегических документов
Основное мероприятие 1. 4 «Содержание аппарата Минвостокразвития»Минвостокразвития России2014 год2025 годэффективная координация реализации государственной программы в целом, федеральных целевых программ и подпрограммы государственной программыобеспечение деятельности Министерствадостижение целевых показателей государственной программы в целом

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3к государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

СВЕДЕНИЯо нормативных правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Вид нормативного правового актаОсновные положения нормативного правового актаОтветственный исполнительОжидаемый срок принятия
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской ФедерацииМинфин Россиипринят

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4к государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕреализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

(тыс. рублей)Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы, федеральной целевой программыОтветственный исполнительКод бюджетнойклассификацииОбъемы бюджетных ассигнований (тыс. рублей), годы
ГРБСРзПрЦСРГруппаВР2014год2015год2016год2017год2018год2019год2020год2021год2022год2023год2024год2025год
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»Минвостокразвития России, главные распорядители средств федерального бюджета—-26105226,673259506,477420699,937672100419623004393010045815100     
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития»Минвостокразвития России-34 Д 0000-632542636667,9636667,9684700715300745200772600     
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»Главные распорядители средств федерального бюджета-34 Ж 0000-2226025272062088,5767840323698740041247000*43184900*45042500*     
Федеральная целевая программа «Социально- экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 — 2015 годы»Главные распорядители средств федерального бюджета-34 И 0000-3212432,6560750

* При принятии решения о продлении срока реализации федеральной целевой программы.

Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Дата подписания: 15. 2014Опубликован: 23. 2014

Вступает в силу: 02. 2014

Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 466-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1713).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *