Компаниям, которые создают программное обеспечение, стоит попасть со своими разработками в реестр отечественного ПО.
Я работаю генеральным директором юридической фирмы, и среди наших заказчиков как раз есть такие компании. Мы проверяем, их программы стандартам Минцифры. В статье расскажу, зачем нужен реестр, какое ПО туда вносят и почему это нужно разработчикам.
Зачем нужен реестр отечественного ПО
Официально этот документ называется «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Идея появилась в 2015 году, после того как западные страны ввели антироссийские санкции против некоторых секторов экономики и организаций с госучастием.
правительство утвердило правила формирования реестра. По сути реестр — это список доверенных программ: внутри нет уязвимостей, которые заранее предусмотрели разработчики, а сами программы сделаны в России — значит, их модернизация не зависит от иностранных компаний.
ужесточения санкций зарубежные фирмы могли отказаться продавать органам власти и госкомпаниям новое ПО или обновлять уже имеющееся. Поэтому надежнее было пользоваться проверенными отечественными программами из утвержденного списка.
Создать и вести реестр поручили Министерству массовых коммуникаций, которое в 2020 году переименовали в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — Минцифры. Проект заработал в 2016 году.
Владельцам программ, которые вносили в реестр, государство дало преференции перед западными поставщиками, если речь шла о госзакупках для компаний с госучастием.
Как устроен реестр
На самом деле реестров два: российский и евразийский. Первый предназначен именно для российских программных продуктов — конечные правообладатели программного обеспечения должны быть гражданами России. Если правообладатель — юрлицо, то более 50% компании должно принадлежать россиянам, а сама фирма должны быть зарегистрирована в России.
Евразийский реестр создан для того, чтобы российские органы власти и госкорпорации могли закупать ИТ-решения из дружественных стран — государств Евразийского экономического союза.
Оба списка устроены одинаково: по сути это таблицы, где указаны регистрационный номер, название ПО, ссылка на сайт компании-разработчика и класс программы.
Класс программы — это сфера, где может применяться ПО. Классы стремятся наиболее точно описать сферы применения программ, поэтому их очень много: начиная от встроенных системных программ вроде BIOS или UEFI и заканчивая инструментами распознавания изображений.
Регистрационные номера в российском реестре состоят только из цифр. Красная пометка возле класса указывает, по какому классификатору определялась программа. Для ПО, которое регистрировали до 2021 года, использовали документ, утвержденный в 2015 году. Для новых программ — классификатор от 22 сентября 2020 года
В евразийском реестре регистрационные номера состоят из цифр и букв «eac»
Какие льготы есть у разработчиков из реестра
До середины 2020 года у разработчиков, которые попадали в реестр, была одна льгота — преимущество на госзакупках. Согласно специальному постановлению правительства, госорганы и компании с госучастием были не вправе покупать иностранное ПО, если в реестре есть аналог.
Кроме того, государство постоянно требовало от органов власти снижать долю иностранного программного обеспечения. Поэтому последние активно искали альтернативные продукты, разработанные в России.
Но в целом с 2015 по 2020 год реестр был нишевым сервисом для производителей ПО, которые работали с госсектором. За первые 4,5 года в реестре сделали около 7000 записей. Резкий приток компаний-разработчиков случился в июле 2020 года, когда власти осуществили так называемый налоговый маневр.
При продаже ПО из реестра разрешили не платить 20% НДС. Если раньше разработчик выставлял клиентам счет на 120 000 , то 20 000 из этой суммы составлял налог на добавленную стоимость. компания могла зачесть «лишние» 20 000 как выручку либо снизить цену продукта на эту сумму. В результате только за год число программ в реестре выросло в полтора раза и превысило 11 тысяч.
Льготой могут пользоваться не только разработчики и правообладатели, но и все участники цепочки поставки программного обеспечения — компании, которые продают это ПО, устанавливают его и поддерживают.
льгота распространяется и на встроенное программное обеспечение. Главное условие — чтобы по документам программа продавалась отдельно от устройства, на которое установлена. Поэтому некоторые разработчики стали разделять стоимость железа, услуг и ПО. Например, компания продает флешку с ЭЦП, а в счете отдельно прописывает стоимость накопителя и программного обеспечения.
В счете отдельно указаны флешка и программное обеспечение для ЭЦП. Это нужно для экономии на НДС
Требования к разработчикам и ПО
По правилам формирования реестра, которые утвердили в 2015 году, подать заявку может как физическое лицо — гражданин России, так и юрлицо. Главное требование к организациям — большая часть компании-производителя должна быть в собственности россиян.
От претендентов требуют раскрыть всех бенефициаров — конечных владельцев компании. Так, в реестр не сможет попасть программа, произведенная российским ООО с 51% участия иностранной фирмы: конечными бенефициарами в данном случае будут считаться иностранцы.
Есть и другие важные требования:
- Сумма выплат по лицензионным и иным договорам за рубеж не должна превышать 30% от выручки компании. Например, если за год доход от продажи программы составил 100 млн рублей, а 35 млн из них фирма перечислила иностранным компаниям за лицензионное использование программных компонентов, которые нужны для работы основного ПО, то это уже нарушение требований.
- У компании-правообладателя должен быть свой сайт в интернете — на нем попросят разместить все материалы заявки.
- Программа должна полностью принадлежать компании на территории всего мира. Ее компоненты должны использоваться законно — на основании лицензий, в том числе открытых. ПО и его компоненты не должны иметь ограничений на использование на территории России или некоторых регионов.
- ПО не должно принудительно обновляться и управляться рубежа.
- Гарантийное обслуживание, техническую поддержку и должен осуществлять или организация, более 50% которой принадлежит россиянам.
- Технические средства, которые относятся к ПО, должны находиться в России.
- Интерфейс ПО должен быть на русском языке.
Как попасть в реестр отечественного ПО
Изучить классификатор программ. Для начала надо определиться с подходящими классами и выбрать соответствующие коды в классификаторе Минцифры. После этого разработчик должен решить, в каком виде ПО будет регистрироваться: демоверсия, базовый функционал, полнофункциональное решение или отдельные элементы ПО в виде самостоятельных программных компонентов.
Никаких ограничений по самому виду программ нет — это может быть ПО и для персональных компьютеров, и для серверов, и для мобильных устройств.
Если ПО — встроенное и работает только на конкретном оборудовании, привозить устройства в министерство на проверку тоже не надо. К заявке можно прикрепить демоверсию или программу с урезанным функционалом. Если речь об удаленных услугах вроде электронной почты — так называемых то для проверки надо предоставить серверную часть.
Каждое обновление программы вносить в реестр не нужно — достаточно один раз зарегистрировать программу. Все последующие версии по умолчанию будут считаться включенными в реестр.
Подготовить документы. Чтобы подать заявку, необходимо подготовить два пакета документов: юридические, которые касаются самого разработчика, и технические — те, что связаны с программой.
- Учредительные документы компании — устав и доверенность, если заявку подает не руководитель. Для разработчика-физлица — ИНН и паспортные данные.
- Документы, которые подтверждают права на ПО. Это может быть свидетельство о регистрации программы в Роспатенте, внутренние документы компании либо договор о приобретении прав на программу.
- Сведения о лицензионных отчислениях за рубеж и выручке компании — бухгалтерские документы, а также лицензионные договоры, если они есть.
- Описание функциональных характеристик ПО — в свободной форме рассказать, что это за программа и зачем она нужна.
- Описание технических средств, которые относятся к ПО.
- Список используемых компонентов — какие сторонние библиотеки, скрипты, куски кода использовали при создании программы и на каком основании. Если надо, приложить ссылки или договоры. Если сторонние компоненты есть, а документы разработчик не предоставил, их могут запросить дополнительно.
- Данные организаций, которые осуществляют техподдержку и гарантийное обслуживание программы.
- Инструкция к проверочному экземпляру, чтобы эксперты могли установить программу и убедиться, что она работает.
Сама форма — это анкета на 13 страниц: в соответствующие поля нужно прикрепить документы, которые я перечислил выше, а также ссылку на саму программу.
После придет уведомление о том, что документы приняли.
В уведомлении будет указан номер — по нему можно отслеживать статус заявления
Также заявление появится в личном кабинете на сайте реестра
Как рассматривают заявку на включение в реестр
Оценка по формальным критериям. Обычно этот этап длится около месяца. В министерстве проверят, документы на месте, ссылки, указаны реквизиты и так далее. Если не так — заявку попросят доработать. Если все в порядке — документы передадут на рассмотрение по существу.
Если документов не хватает, сотрудники Минцифры попросят добавить недостающую информацию
Экспертная проверка. Если заявка прошла формальный этап она считается принятой. После этого ее будут рассматривать эксперты. Все материалы передадут в подведомственную министерству экспертную организацию с соответствующими техническими компетенциями. Такая проверка длится тоже около месяца.
Эксперты оценят документы разработчика и само ПО. Информацию о программе заносят в специальный лист проверки сведений. Если понадобится дополнительная информация, ее могут запросить у компании-разработчика и на этом этапе. Результат работы экспертов — итоговое заключение — должен рассмотреть экспертный совет при министерстве.
Фрагмент листа проверки сведений. Первая часть посвящена предоставленным сведениям: есть или не хватает
Это пример утвержденного экспертного заключения
Пример запроса, который могут сделать эксперты: тут запрашивают информацию о компоненте ПО и лицензии на него
Заседание экспертного совета. Председатель экспертного совета — министр цифрового развития. Кроме него в совет входят представители от Минцифры и Минпромторга, а также общественных организаций, которые объединяют На заседании смотрят на саму заявку, если надо — заслушивают экспертов. В случае дополнительных вопросов могут потребовать какую-либо информацию у разработчика ПО.
Неважно, решил совет включить программу в реестр или нет, в обоих случаях Минцифы издаст соответствующий приказ. Экспертное заключение опубликуют на сайте реестра. Если в регистрации отказали, компания-разработчик в течение года не вправе повторно подавать заявление на внесение программы в реестр.
Раньше заявку рассматривали , в зависимости от загруженности министерства. Однако 20 июля 2021 года в силу вступило постановление правительства, которое должно сократить сроки регистрации в раза.
Запомнить
- Реестр отечественного ПО — это список доверенных российских программ. Ведет реестр Минцифры.
- На самом деле реестров два: российский и евразийский. Первый предназначен именно для российских программных продуктов, а евразийский реестр создан для того, чтобы российские органы власти и госкорпорации могли закупать ИТ-решения из стран Евразийского экономического союза.
- Реестры устроены одинаково: это таблицы, где указаны регистрационный номер, название ПО, ссылка на сайт компании-разработчика и класс программы.
- У разработчиков, которые попали в реестр, есть преимущество на госзакупках и налоговая льгота — они могут экономить на НДС.
- К участникам реестра предъявляется много требований. Главное — компания-производитель ПО принадлежит или является организацией с преобладающей долей российского участия.
- Чтобы попасть в реестр, нужно подготовить юридические и технические документы, а также проверочный экземпляр программы и подать заявку на сайте. Для этого понадобится аккаунт на госуслугах и ЭЦП.
- Сначала заявку оценят по формальным критериям, затем техническую составляющую проверят эксперты. Финальное решение о включении в реестр остается за экспертным советом под председательством министра цифрового развития.
приказом Минэкономразвития России
от 05.04.2016 N 211
ПОРЯДОК
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗЫ ДАННЫХ
1. Для государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин (далее — программа для ЭВМ) или базы данных заявитель представляет в Роспатент заявку на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (далее — заявка), оформленную в соответствии с Правилами оформления заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных, утвержденными настоящим Приказом (далее — Правила оформления).
2. Представленная в Роспатент заявка принимается и регистрируется при отсутствии оснований для отказа в ее приеме.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки:
1) отсутствие заявления о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (далее — заявление) на русском языке;
2) заявление не поддается прочтению;
3) представление заявки на бумажном носителе, обработка которого невозможна по техническим причинам, связанным с состоянием бумажного носителя;
4) представление заявки в электронной форме с нарушением положений Правил составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, и их форм, утвержденных настоящим Приказом (далее — Правила составления).
3. После приема и регистрации заявки в целях государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных проводится проверка:
— уплаты государственных пошлин в размере и порядке, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824, 3825; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5016, 5026; 2002, N 1, ст. 2; N 6, ст. 625; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, 31; N 18, ст. 2118; N 22, ст. 2563, 2564; 2008, N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5500, 5519; 2009, N 14, ст. 1770; N 29, ст. 3632; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5731, 5733; N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6450; 2010, N 1, ст. 4; N 11, ст. 1169; N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5752; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6420; 2011, N 1, ст. 16; N 24, ст. 3357; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575, 4593; N 47, ст. 6611; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7014, 7070; 2012, N 14, ст. 1545; N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; 2013, N 9, ст. 872; N 19, ст. 2321, 2331; N 23, ст. 2866; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3445; N 30, ст. 4049, 4081; N 40, ст. 5037, 5038; N 44, ст. 5640, 5645, 5646; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2924, 2938; N 26, ст. 3372, 3404; N 40, ст. 5315; N 45, ст. 6157; N 45, ст. 6158; N 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, N 1, ст. 15; N 10, ст. 1419; N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3377; N 29, ст. 4358; N 48, ст. 6691; 2016, N 1, ст. 6, N 7, ст. 920) и частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; N 49, ст. 4554, 4564; N 53, ст. 5015, 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; N 52, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 11; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2874, 2879, 2886; N 46, ст. 4435, 4443, 4444; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030; 2004, N 15, ст. 1342; N 27, ст. 2711, 2713, 2715; N 30, ст. 3083, 3084, 3088; N 31, ст. 3219, 3220, 3222, 3231; N 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522 — 3525, 3527; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 9, 29, 30, 34, 38; N 21, ст. 1918; N 23, ст. 2201; N 24, ст. 2312; N 25, ст. 2427 — 2429; N 27, ст. 2707, 2710, 2713, 2717; N 30, ст. 3101, 3104, 3112, 3117, 3118, 3128 — 3130; N 43, ст. 4350; N 50, ст. 5246, 5249; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12, 16; N 3, ст. 280; N 10, ст. 1065; N 12, ст. 1233; N 23, ст. 2380, 2382; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3295; N 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4627 — 4630; N 47, ст. 4819; N 50, ст. 5279, 5286; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 7, 20, 31, 39; N 13, ст. 1465; N 21, ст. 2461 — 2463; N 22, ст. 2563, 2564; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5416, 5417, 5432; N 46, ст. 5553, 5554, 5557; N 49, ст. 6045, 6046, 6071; N 50, ст. 6237, 6245, 6246; 2008, N 18, ст. 1942; N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3577, 3591, 3598, 3611, 3614, 3616; N 42, ст. 4697; N 48, ст. 5500, 5503, 5504, 5519; N 49, ст. 5723, 5749; N 52, ст. 6218, 6219, 6227, 6236, 6237; 2009, N 1, ст. 13, 19, 21, 22, 31; N 11, ст. 1265; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772, 2775; N 26, ст. 3123; N 29, ст. 3582, 3598, 3602, 3625, 3638, 3639, 3641, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 39, ст. 4534; N 44, ст. 5171; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5711, 5725, 5726, 5731, 5732, 5733, 5734, 5737; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737, 1746; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524; N 23, ст. 2797; N 25, ст. 3070; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4186, 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5750, 5756; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247, 6248 — 6251; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 11, ст. 1492, 1494; N 17, ст. 2311, 2318; N 23, ст. 3262, 3265; N 24, ст. 3357; N 26, ст. 3652; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4563, 4566, 4575, 4583, 4593, 4596, 4597, 4606; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6608 — 6611; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7014 — 7017, 7037, 7043, 7061, 7063; N 50, ст. 7347, 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1545; N 18, ст. 2128; N 19, ст. 2281; N 24, ст. 3066; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3587, 3588; N 29, ст. 3980; N 31, ст. 4319, 4322, 4334; N 41, ст. 5526, 5527; N 49, ст. 6747 — 6751; N 50, ст. 6958, 6968; N 53, ст. 7578, 7584, 7596, 7603, 7604, 7607, 7619; 2013, N 9, ст. 874; N 14, ст. 1647; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2866, 2888, 2889; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3444; N 30, ст. 4031, 4045 — 4049, 4081, 4084; N 40, ст. 5033, 5037 — 5039; N 44, ст. 5640, 5645, 5646; N 48, ст. 6165; N 49, ст. 6335; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6981, 6985; 2014, N 8, ст. 737; N 14, ст. 1544; N 16, ст. 1835, 1838; N 19, ст. 2313, 2314; N 23, ст. 2936, 2938; N 26, ст. 3372, 3373, 3393, ст. 3404; N 30, ст. 4222, 4239, 4240, 4245; N 40, ст. 5315, 5316; N 43, ст. 5796, 5799; N 45, ст. 6157, 6159; N 48, ст. 6647 — 6650, 6657, 6660 — 6663; 2015, N 1, ст. 5, 15 — 18, 30, 32, 33; N 10, ст. 1402; N 14, ст. 2023; N 24, ст. 3373, 3377; N 27, ст. 3948, 3969; N 29, ст. 4358; N 41, ст. 5632; N 48, ст. 6683 — 6689, 6691 — 6694; 2016, N 1, ст. 6, 16 — 18; N 6, ст. 763; N 7, ст. 920) (далее — Налоговый кодекс), в том числе соответствия ходатайства, предусмотренного подпунктом 7 пункта 2 Правил составления, и прилагаемых к нему документов установленным законодательством Российской Федерации требованиям и основаниям, если заявителем подано такое ходатайство;
— соответствия заявки установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а именно: наличия необходимых документов и их соответствия требованиям, установленным Правилами составления и Правилами оформления, а также соблюдения срока представления заявки, установленного пунктом 2 статьи 1262 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 27, ст. 3122; N 45, ст. 5147; 2010, N 8, ст. 777; N 9, ст. 899; N 41, ст. 5188; 2011, N 50, ст. 7364; 2013, N 27, ст. 3477, 3479; N 30, ст. 4055; 2014, N 11, ст. 1100; 2015, N 1, ст. 83; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4342, N 48, ст. 6708, 6724; 2016, N 1, ст. 51) (далее — Кодекс).
При проверке заявки учитываются документы, представленные заявителем в соответствии с пунктом 3 статьи 1262 Кодекса.
4. Если в результате проверки уплаты государственной пошлины уплата государственной пошлины в размере и порядке, установленных Налоговым кодексом, не подтверждена, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей государственной пошлины с указанием необходимости уплатить государственную пошлину в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления и права заявителя представить по собственной инициативе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Если в результате проверки, предусмотренной абзацем третьим пункта 3 настоящего Порядка, установлена необходимость представления заявителем дополнительных и (или) исправленных материалов (далее — дополнительные материалы), заявителю направляется запрос с указанием выявленного несоответствия и предложением представить дополнительные материалы в течение трех месяцев со дня направления указанного запроса.
5. В случае если уплата государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом, в том числе при направлении заявителю уведомления, предусмотренного абзацем первым пункта 4 Порядка, не подтверждена, заявка признается неподанной.
В случае уплаты государственной пошлины в размере и порядке, установленных Налоговым кодексом, соответствия заявки установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по результатам рассмотрения заявки подготавливается уведомление о положительном результате проверки заявки.
В случае если заявка не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по результатам рассмотрения заявки подготавливается уведомление об отрицательном результате проверки заявки с указанием основания для отказа, по которому результат проверки заявки является отрицательным.
6. Документы, представленные заявителем после направления ему уведомлений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителю.
7. Государственная регистрация программы для ЭВМ или базы данных осуществляется путем внесения программы для ЭВМ и базы данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных (далее — Реестры) в случае завершения проверки, предусмотренной пунктом 3 Порядка, с положительным результатом, направления (выдачи) заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных.
8. Ведение Реестров осуществляется на электронном носителе.
Сведения, вносимые в Реестры, удостоверяются усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного за ведение Реестров сотрудников.
9. В Реестр программ для ЭВМ вносятся следующие сведения:
1) регистрационный номер программы для ЭВМ (номер свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ);
2) дата государственной регистрации программы для ЭВМ;
3) номер заявки;
4) дата поступления заявки в Роспатент;
5) название программы для ЭВМ;
6) сведения о правообладателе(лях): полное наименование организации, фамилия, имя отчество (последнее — при наличии) физического лица с указанием кода страны места нахождения, места жительства правообладателя(лей) по стандарту ST.3 Всемирной организации интеллектуальной собственности «Рекомендуемый стандарт на двухбуквенные коды для представления стран, административных единиц и межправительственных организаций» (далее — стандарт ВОИС). Если стандартом ВОИС код страны не установлен, то указывается код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ). Для правообладателя — юридического лица Российской Федерации указываются основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии). Для правообладателя — физического лица указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии);
7) количество авторов (включая отказавшихся быть упомянутыми);
8) сведения об авторе(ах): фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), указание кода страны места жительства согласно стандарту ВОИС, если стандартом ВОИС код страны не установлен, то указывается код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ), адрес места жительства. Для граждан Российской Федерации указываются ИНН, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии). Если автор(ы) не были указаны в заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ, то в Реестре в графе «Автор(ы)» делается отметка «не указаны». В случае указания авторов в заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ, но при отказе быть упомянутыми при публикации в официальном бюллетене Роспатента в Реестре программ для ЭВМ делается отметка после соответствующей фамилии «не публикуется». Если автор(ы) публикуются под псевдонимом(ами), то в Реестре программ для ЭВМ после соответствующей фамилии приводится (приводятся) псевдоним(ы) автора(ов).
9) год создания программы для ЭВМ;
10) адрес для переписки;
11) контактные реквизиты правообладателя(лей) для представления третьим лицам (если они указаны правообладателем);
12) дата публикации сведений о государственной регистрации программы для ЭВМ в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) и номер официального бюллетеня Роспатента.
10. В Реестр баз данных вносятся следующие сведения о базе данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса:
1) регистрационный номер базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса (номер свидетельства о государственной регистрации базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса);
2) дата государственной регистрации базы данных;
3) номер заявки на государственную регистрацию базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса;
4) дата поступления заявки на государственную регистрацию базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса, в Роспатент;
5) название базы данных;
6) сведения о правообладателе(лях): полное наименование организации, фамилия, имя отчество (последнее — при наличии) физического лица с указанием кода страны места нахождения, места жительства правообладателя(лей) по стандарту ST.3 ВОИС. Если стандартом ВОИС код страны не установлен, то указывается код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ). Для правообладателя — юридического лица Российской Федерации указываются основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии). Для правообладателя — физического лица указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии);
8) сведения об авторе(ах): фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), указание кода страны места жительства согласно стандарту ВОИС, если стандартом ВОИС код страны не установлен, то указывается код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ), адрес места жительства. Для граждан Российской Федерации указываются ИНН, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (при наличии). Если автор(ы) не были указаны в заявке на государственную регистрацию базы данных, то в Реестре в графе «Автор(ы)» делается отметка «не указаны». В случае указания авторов в заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ, но при отказе быть упомянутыми при публикации в официальном бюллетене Роспатента в Реестре баз данных делается отметка после соответствующей фамилии «не публикуется». Если автор(ы) публикуются под псевдонимом(ами), то в Реестре баз данных после соответствующей фамилии приводится (приводятся) псевдоним(ы) автора(ов).
9) год создания базы данных;
12) дата публикации сведений о государственной регистрации базы данных в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) и номер официального бюллетеня Роспатента.
Если данная база данных ранее зарегистрирована также в качестве объекта смежных прав, дополнительно указывается регистрационный номер базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса, (номер свидетельства о государственной регистрации базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса) и дата регистрации.
11. В Реестр баз данных вносятся следующие сведения о базе данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса:
1) регистрационный номер базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса (номер свидетельства о государственной регистрации базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса);
2) дата государственной регистрации базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса;
3) номер заявки на государственную регистрацию базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса;
4) дата поступления заявки на государственную регистрацию базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса, в Роспатент;
7) год завершения создания базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса;
8) год обнародования базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса (при наличии);
9) год завершения обновления базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса (при наличии);
10) год окончания срока действия исключительного права;
11) адрес для переписки;
12) контактные реквизиты правообладателя(лей) для представления третьим лицам (если они указаны правообладателем);
13) дата публикации сведений о государственной регистрации базы данных и номер официального бюллетеня.
Если база данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса, ранее зарегистрирована также в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса, дополнительно указываются регистрационный номер базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса (номер свидетельства о государственной регистрации базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 Кодекса), и дата регистрации.
Начиная с 01.01.2016, заказчики всех уровней должны соблюдать запрет на допуск иностранного ПО. Как грамотно работать с реестром программного обеспечения при осуществлении закупок, расскажем в статье.
Что такое реестр ПО
При осуществлении закупочных процедур по приобретению программного обеспечения организации-заказчики в закупочной документации и извещении должны указывать условие о запрете приобретения импортного ПО. Данная обязанность появилась с 01.01.2016, ввиду вступления в силу ПП РФ № 1236 от 16.11.2015, а также на основании норм статьи 14 44-ФЗ.
Такой запрет напрямую относится к закупкам программ для ЭВМ и баз данных независимо от вида договора — на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи. Требование касается также и исключительных прав и на сам программный продукт, и на его использование.
Исключения на условие о запрете распространяются на следующие ситуации:
- Закупка ПО осуществляется диппредставительствами и консульствами РФ и торговыми представительствами российских компании за пределами территории РФ.
- Закупка ПО включает сведения о гостайне.
Если госзаказчик проводит процедуру, не являющуюся исключением, то ему необходимо воспользоваться, согласно требованиям ПП РФ № 1236, единым реестром российских программ для ЭВМ и баз данных и классификатором программ для ЭВМ и баз данных.
Реестр ПО — это классифицированный перечень программных продуктов российского происхождения. Он начал работать с 01.01.2016. Если в нем есть аналоги импортных программ, то заказчик обязан закупить именно то ПО, сведения о котором включены в перечень.
С 01.01.2018 заказчики могут также приобретать ПО для ЭВМ и баз данных, происходящее из других стран Евразийского экономического союза. Это стало возможным благодаря вступлению в силу ПП РФ № 1594 от 20.12.2017. Для проведения закупки такого ПО заказчику необходимо воспользоваться реестром евразийского программного обеспечения.
Как урегулирована работа ПО
Правила формирования и порядок ведения перечня ПО регулирует Министерство связи РФ. Его Создание и ведение закреплено ФЗ-188 от 29.06.2015. Для того чтобы попасть в перечень, ПО должно удовлетворять следующим критериям:
- продукт находится в открытой продаже;
- исключительное право на продукт принадлежит РФ либо субъекту РФ;
- сведения о программе не включают гостайну;
- информация о правообладателе внесена в список аккредитованных организаций, работающих в сфере ИТ;
- общая сумма выплат по лицензионным договорам на ПО в пользу нерезидентов РФ не превышает 30 % от выручки правообладателя от продажи ПО за календарный год.
Российское ПО также должно поддерживаться суверенитетом юрисдикции, разработки и безопасности.
Как работать с реестром ПО
Для того чтобы закупить конкретный программный продукт, заказчик должен воспользоваться перечнем отечественного ПО.
Он является ответвлением официального сайта Минсвязи РФ. Для того чтобы воспользоваться перечнем, заказчику необходимо выйти на официальный сайт Минсвязи и перейти во вкладку «Реестр».
Далее ответственный специалист изучает классификатор и выбирает нужный программный продукт в соответствии с классом требуемого ПО.
Если в списке присутствуют сведения о нескольких аналогичных ПО, заказчику необходимо самостоятельно определиться с приобретаемым продуктом, исходя из собственных потребностей и требуемых технологических характеристик.
Если пользователь не нашел нужное ПО, то возникнет следующее сообщение:
В том случае если сведения о программе с соответствующими характеристиками присутствуют в перечне, то всплывет следующее окно:
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
Реестр отечественного ПО появился в 2016 году. На его создание сподвигла политика импортозамещения. В реестр, за ведение которого отвечает Минцифры, включается созданное на территории РФ программное обеспечение, которое могут закупать и использовать госорганы и компании с госучастием. Это может быть софт для ПК, серверов и мобильных устройств.
Согласно задумке, в реестре отечественного ПО должны находиться исключительно программы российского производства. Работа и модернизация софта, который попал в этот перечень, не должна зависеть от иностранных компонентов.
Основная цель создания реестра — обеспечить технологический суверенитет, независимость, безопасность инфраструктуры страны. Также он призван поддержать российских разработчиков и стимулировать распространение отечественных информационных систем в органах власти.
У разработчиков, которые попали в реестр, есть преимущество на госзакупках (госорганы и компании с госучастием не вправе покупать иностранное ПО, если в реестре Минцифры есть аналог) и налоговая льгота.
Представители власти внедряют отечественные системы из утверждённого списка, отдавая им предпочтение при проведении госзакупки.
Официально реестр называется так: «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Пример употребления на «Секрете»
«В поправках ужесточилось требование к софту для включения в реестр отечественного ПО — разработчик должен документально подтвердить, что исходный код находится на территории России».
(Из новости о готовящихся изменениях правил включения ПО в единый реестр.)
Ошибки в употреблении
Не стоит путать реестр отечественного ПО с «Государственным реестром сертифицированных средств защиты информации», который курирует Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Собственный перечень сертифицированных средств также есть и у ФСБ. Отличие этих реестров от реестра отечественного ПО в том, что в него попадают не только разработки разработчиков из РФ, но и зарубежные решения.
Кроме того, функционирует аналог перечня отечественного ПО, позволяющий российским органам власти и госкорпорациям закупать ИТ-решения из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому в него могут входить программные продукты, разработанные на территории государств — членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукты, попавшие в евразийский реестр, могут участвовать в госзакупках ПО наравне с российскими решениями.
Нюансы
Перечень российского ПО представляет собой таблицу, в которой можно узнать название и класс программы (сфера, где может применяться ПО), ссылку на страницу продукта и т. д. Наибольшую долю в реестре занимают информационные системы, например решения для автоматизации претензионно-исковой работы или внутреннего аудита.
В реестр отечественного ПО попадают продукты, исключительные права на которые принадлежат российским физическим или юридическим лицам, не подконтрольным бенефициарам из других стран. Главное требование к организациям — большая часть компании-производителя (более 50%) должна быть в собственности граждан России, а сама фирма должна быть зарегистрирована в РФ.
К тем, кто хочет попасть в реестр, также выдвигаются следующие требования:
- Сумма выплат по лицензионным и иным договорам за рубеж не должна превышать 30% от выручки компании.
- У компании-правообладателя должен быть свой сайт в интернете.
- ПО и его компоненты не должны иметь ограничений на использование на территории России или некоторых регионов.
Чтобы попасть в реестр отечественного ПО, нужно подать заявку через форму на сайте реестра и предоставить в Минцифры проверочный экземпляр программы, чтобы эксперты могли выяснить, соответствует ли он всем требованиям. Для подачи сведений понадобится аккаунт на портале госуслуг и электронная цифровая подпись.
Если ПО облачное, ответственный представитель реестра может запросить дополнительную информацию об администраторе домена, использовании встроенных решений от иностранных вендоров и серверной инфраструктуре разработчика. Использование зарубежных аппаратных мощностей может стать стоп-фактором для одобрения заявки разработчика.
Кроме того, заявителю придётся подготовить два пакета документов: об организации разработчика (устав, ИНН, паспортные данные, свидетельство о регистрации программы в Роспатенте, договор о приобретении прав, бухгалтерские документы и т. п.) и те, которые содержат сведения о программе (список используемых компонентов, инструкция к проверочному экземпляру и т. п.).
После первичной проверки предоставленных документов рассмотрением заявки займутся эксперты из подведомственной Минцифры организации. Они изучают документацию разработчика и оценивают программу, после чего выносят заключение.