Информация о результатах контрольного мероприятия на предмет использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края»

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – край) на 2020 год проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» в 2019 году, в том числе на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», проведенного в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты края на 2019 год.

По результатам контрольного мероприятия рассмотрен на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты края и утвержден приказом Контрольно-счетной палаты края отчет от 4 марта 2020 года № 1.

Объем проверенных средств составил 179 893,43 тыс. рублей.

Государственная программа края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» утверждена постановлением Правительства края от 26 июня 2012 года № 212-пр (далее – Государственная программа). Ответственным исполнителем мероприятий Государственной программы в 2019 году являлось министерство инвестиционного развития и предпринимательства края.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что Государственной программой не предусмотрены следующие целевые показатели, предусмотренные правовыми актами, определяющими приоритеты и цели государственной политики в сфере инновационного развития и модернизации экономики:

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р:

— доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства (процентов);

— доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций (процентов);

Стратегией социально-экономического развития края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства края от 13 июня 2018 года № 215-пр:

— доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (процентов).

Одной из задач Государственной программой является развитие рынка интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, мероприятиями Государственной программы не предусмотрено решение задач по развитию рынка интеллектуальной собственности, представляющего собой совокупность продавцов и покупателей охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Государственной программой не предусмотрен показатель, характеризующий степень решения задачи по развитию рынка интеллектуальной собственности. В качестве показателя, косвенно характеризующего развитие рынка интеллектуальной собственности,  Государственной программой предусмотрен показатель «Число используемых передовых производственных технологий».

Также, Государственной программой предусмотрено создание и развитие в 2012 – 2024 годах на территории края технопарков, являющихся объектами инновационной инфраструктуры.

Вместе с тем, реализация данного мероприятия Государственной программы ограничилась разработкой в 2012 году Концепции технопарка и его структурных элементов, которая на территории края не реализуется. При этом отдельные положения Концепции использованы при создании центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Центр инжиниринга; СМСП) в автономной некоммерческой организации «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (далее – АНО «ДАСИ»).

Согласно перечню поручений Губернатора края от 20 декабря 2019 года № 27ПГ-101 по итогам встречи с участниками регионального этапа Национальной премии «Бизнес-успех» министерству инвестиционного развития и предпринимательства края поручено проработать в 2020 году вопрос создания технопарка в г. Хабаровске.

В результате реализации мероприятий Государственной программы планируется достигнуть следующих результатов в 2024 году, выражающихся в увеличении:

— удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 25,0 процентов (без существенных изменений в период 2018 – 2024 годов);

— удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 3,8 процента (без существенных изменений в период 2018 – 2024 годов);

Читать также:  Государственная программа патриотического воспитания молодежи до 2025 года

— числа используемых передовых производственных технологий до 2 963 единиц.

Проверкой достижения министерством инвестиционного развития и предпринимательства края плановых результатов Государственной программы установлено.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо обеспечить увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа.

На момент проведения контрольного мероприятия, исходя из плановых показателей Государственной программы и фактических показателей по данным Росстата, министерством инвестиционного развития и предпринимательства края не обеспечено достижение указанной национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года. Так, плановый показатель составил 25,0 процента, фактический за 2018 год – 18,9 процента. Вместе с тем, показатель края за 2018 год равный 18,9 процента выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу (16,1%) и практически соответствует среднему показателю по Российской Федерации (19,8%).

Плановое значение показателя «Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции», равное 3,8 процента, установлено Государственной программой на уровне 2012 года и значительно занижено (в 6,5 раз) по сравнению с фактическим показателем 2018 года, равным 21,3 процента.

Значение показателя «Число используемых передовых производственных технологий» в 2019 году превысил плановое значение и составил 2 799 единиц.

В 2019 году кассовые расходы министерства инвестиционного развития и предпринимательства края на реализацию мероприятий Государственной программы составили 179 842,43 тыс. рублей, в том числе:

предоставлены субсидии АНО «ДАСИ» – 46 903,73 тыс. рублей, из них за счет средств субсидии из федерального бюджета – 15 100,00 тыс. рублей;

предоставлены субсидии ООО «Индустриальный парк «Авангард» – 132 989,70 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 129 000,00 тыс. рублей.

Проверкой использования АНО «ДАСИ» субсидий из краевого бюджета установлено.

Штатное расписание АНО «ДАСИ», действующее в 2019 году, утверждено в количестве:

в период с 01 января по 31 октября 2019 года – 22 штатных единиц с ежемесячным фондом оплаты труда в размере 935,10 тыс. рублей;

с 01 ноября 2019 года – 27 штатных единиц с ежемесячным фондом оплаты труда в сумме 1 159,50 тыс. рублей.

По состоянию на 31 декабря 2019 года фактическая численность работников АНО «ДАСИ» составила 22 единицы, вакансии – 4 единицы, 1 работник находится в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

АНО «ДАСИ» не разработано положение о порядке и условиях направления сотрудников в служебные командировки. При этом в 2019 году сотрудникам АНО «ДАСИ» на основании приказов директора возмещены суточные из расчета нахождения командированного в г. Комсомольск-на-Амуре – 500 рублей, на территории Российской Федерации – 700 рублей, для директора АНО «ДАСИ» в г. Москва, г. Санкт-Петербург и в западных регионах Российской Федерации – 2,00 тыс. рублей.

В результате, в 2019 году АНО «ДАСИ» возмещены суточные при нахождении в командировках:

в г. Москва – 26,00 тыс. рублей за 13 дней командировки;

в г. Комсомольск-на-Амуре – 62,00 тыс. рублей за 124 дня командировки.

Кроме того, в 2019 году АНО «ДАСИ» исходя из норм расхода бензина, утвержденных приказами директора АНО «ДАСИ», возмещены расходы работникам АНО «ДАСИ» при использовании личного автомобиля. При этом АНО «ДАСИ» не представлены соглашения с работниками о компенсационной выплате в целях возмещения расходов.

Читать также:  Свидетельство российской федерации о государственной регистрации программы для эвм

Также, в ходе контрольного мероприятия установлено, что в АНО «ДАСИ» отсутствует документ, регламентирующий проведение конкурентных процедур в целях заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг сторонних организаций. При этом в 2019 году АНО «ДАСИ» оплачены работы сторонних организаций (специалистов) на сумму 21 789,25 тыс. рублей, что составило 46,5 процента средств субсидий, полученных из краевого бюджета.

В ходе контрольного мероприятия отмечено, что в силу организационно-правовой формы деятельность АНО «ДАСИ» не подпадает под действие Федеральных законов от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вместе с тем, законодательством Российской Федерации и края не запрещено АНО «ДАСИ» разработать документ, определяющий условия выбора процедур закупок, порядок проведения процедур закупок, порядок выбора победителей, порядок выбора лучших предложений с целью обеспечения эффективной закупочной деятельности в АНО «ДАСИ».

Проверкой соблюдения АНО «ДАСИ» условий и порядка предоставления субсидий из краевого бюджета установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.2 раздела 2 Порядка определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета, пункта 3.4 Договора о предоставлении субсидии № 1, Договора от 28 мая 2019 года № ЦИ-7-Ф в 55 договорах с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заключенных АНО «ДАСИ» в 2019 году не включены положения о согласии на проверку лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам, на осуществление главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета  приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.

В ходе контрольного мероприятия в соответствии со статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации в результате непринятия мер по выполнению условий предоставления субсидии АНО «ДАСИ», директор АНО «ДАСИ» привлечены к административной ответственности.

Проверкой деятельности Центра инжиниринга, являющимся структурным подразделением АНО «ДАСИ» и входящим в инфраструктуру центра «Мой бизнес», по предоставлению комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, входящих в инновационную структуру края, установлены следующие нарушения и недостатки:

в нарушение пунктов 4.1.4, 4.3.5.2 требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 14 марта 2019 года № 125, на здании, в котором располагается Центр инжиниринга (Дзержинского, 52), отсутствует внешнее оборудование (навигационные и рекламно-коммуникационные материалы) единого фирменного стиля «Мой бизнес», предназначенного для центров «Мой бизнес».

концепция развития Центра инжиниринга для СМСП на плановый период 2019 – 2020 годов утверждена директором АНО «ДАСИ» в 2018 году. Вместе с тем, концепцией не предусмотрены значения плановых показателей результативности деятельности Центра инжиниринга, необходимых для достижения целей создания и функционирования Центра инжиниринга.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, входящие в инновационную структуру края, характеризуются данными:

микро инжиниринговые предприятия – 67 единиц;

малые инжиниринговые предприятия – 12 единиц;

средние инжиниринговые предприятия в крае отсутствуют.

Кроме того, установленный в 2019 году министерством инвестиционного развития и предпринимательства края результат «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку в Центре инжиниринга» предоставления Центру инжиниринга субсидии из краевого бюджета не отражает достижение следующих целей создания и функционирования Центра инжиниринга:

Читать также:  Государственное учреждение "Департамент по координации занятости и социальных программ Алматинской области

— количество реализованных субъектами малого и среднего предпринимательства проектов модернизации;

— количество созданных новых производств;

— количество внедренных инноваций;

— изменение объемов продукции СМСП, использующих высокотехнологические производства, в валовом региональном продукте края;

— изменение индекса технологической готовности СМСП за счет применения передовых инновационных технологий,

что не позволило дать объективную оценку эффективности и результативности использования Центром инжиниринга бюджетных средств, в том числе определить степень влияния деятельности Центра инжиниринга на достижение показателей (индикаторов) развития инновационной деятельности в крае.

В целом, исходя из результатов предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для их достижения, установленных министерством инвестиционного развития и предпринимательства края, результат деятельности АНО «ДАСИ» характеризуется данными, представленными в таблице.

Проверкой использования ООО «Индустриальный парк «Авангард» субсидий из краевого бюджета установлено.

В 2019 году ООО «Индустриальный парк «Авангард» оплачено выполненных работ и поставленных материалов на сумму 146 821,26 тыс. рублей, в том числе за счет:

средств субсидии из краевого бюджета – 132 989,70 тыс. рублей;

собственных средств – 13 831,56 тыс. рублей.

Проверкой расходования ООО «Индустриальный парк «Авангард» субсидий из краевого бюджета нарушений не установлено, при этом, за счет средств субсидии в сумме 132 989,70 тыс. рублей ООО «Индустриальный парк «Авангард» уплачен подрядным организациям и поставщикам товаров налог на добавленную стоимость в сумме 18 142,57 тыс. рублей.

Также, проверкой документов, подтверждающих выполнение работ (поставку материалов) и их оплату в целях строительства объекта капитального строительства «Индустриальный парк «Авангард» г. Хабаровск» (далее – Объект), установлено.

В соответствии с договорами поставки для строительства Объекта в октябре 2019 года ООО «Индустриальный парк «Авангард» приобретены материалы (щебень, смесь С5, отсев) на сумму 3 010,24 тыс. рублей.

Согласно данным бухгалтерского учета ООО «Индустриальный парк «Авангард» строительный материал в полном объеме использован на выполнение работ по подготовке оснований для строительства проездов и площадки в рамках строительства внутренней инженерной инфраструктуры (3-й этап).

Вместе с тем, на момент проведения встречной проверки списанный материал не учтен ООО «Индустриальный парк «Авангард» в принятых от подрядной организации работах ввиду неполного объема принятых работ, выполненных подрядной организацией, подлежащих оплате.

По состоянию на 01 января 2020 года капитальные вложения в строительство Объекта составили 438 360,00 тыс. рублей, из них проектно-изыскательские работы – 6 521,00 тыс. рублей.

По состоянию на 01 января 2020 года объем инвестиций в основной капитал СМСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям частного индустриального парка «Авангард» составил 1 386 299,70 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

средств ООО «Индустриальный парк «Авангард» – 95 900,00 тыс. рублей;

средств резидентов частного индустриального парка «Авангард» – 1 157 410,00 тыс. рублей.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой края подготовлена информация Губернатору края.

С учетом выводов Контрольно-счетной палаты края и предложений Губернатору края:

министерством инвестиционного развития и предпринимательства края внесены изменения в Государственную программу, направленные на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия;

— заключены соглашения с работниками о компенсационной выплате в целях возмещения расходов при использовании личного имущества работников;

— утверждено Положение о порядке и условиях направления сотрудников в служебные командировки, которым предусмотрено возмещение расходов на командировку, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за счет средств субсидии из краевого бюджета в размерах, не превышающих размеры, установленные Губернатором края от 04 марта 2005 года № 47;

— утвержден документ, регламентирующий проведение конкурентных процедур в целях заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг сторонних организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *