Исполнение государственных программ 2020

В 2020 году эффективность исполнения государственных программ, по расчетам Минэкономики, выросла чуть ли не вдвое, до 91,1% против 53,6% годом ранее. Чиновники такой впечатляющий результат связывают с антикризисными полномочиями правительства по «перебрасыванию» бюджетных средств между мероприятиями госпрограмм, а также с выделением в 2020 году дополнительных денег на антикризисные меры. Впрочем, для части госпрограмм антиковидные ограничения сработали в минус — например, закрытие театров и музеев не позволило выполнить цели по их посещаемости.

Правительство вчера подвело итоги исполнения госпрограмм в 2020 году. Как сообщил на заседании кабмина премьер-министр Михаил Мишустин, на реализацию 43 программ было направлено около 15 трлн руб., что составляет примерно три четверти бюджетных расходов. Поясним, госпрограммы, по сути, являются описанием бюджетных расходов и их взаимосвязи с теми или иными стратегическими целями властей.

В рамках годового доклада оценивалась 41 госпрограмма — средняя оценка их эффективности, как следует из материалов Минэкономики, составила 91,1% против 53,6% годом ранее, когда оценивалось 32 программы.

Оценка складывается из нескольких критериев, таких, например, как кассовое исполнение и выполнение мероприятий, решающую роль при этом играет достижение заявленных целевых показателей. Как пояснил глава Минэкономики Максим Решетников, рост показателя во многом обусловлен антикризисными полномочиями правительства, позволившими «перекидывать» средства между мероприятиями госпрограмм.

Высокоэффективными признаны 14 госпрограмм — по сравнению с прошлым годом этот список увеличился почти втрое. Среди них — программа соцподдержки граждан, ее эффективность оценивается в 96,3%. По словам Максима Решетникова, свою роль в этом результате сыграли социальные выплаты гражданам в связи с коронавирусом. Резкий скачок эффективности у госпрограммы развития транспортной системы, по итогам 2019 года она была признана низкоэффективной, а сейчас вошла в перечень высокоэффективных. Связано это, впрочем, с выделением дополнительных средств на строительство и ремонт дорог — в минувшем году на это было направлено 100 млрд руб.

Эффективность выше средней продемонстрировали 12 госпрограмм — например, экономического развития (93,6%) и развития здравоохранения (93%). Ниже среднего эффективность у 14 программ — это, в частности, развитие фармацевтической промышленности (83,5%) и образования (84,2%).

По словам Максима Решетникова, на многие программы оказали влияние ковид и ограничительные меры.

В качестве примера он привел госпрограмму развития культуры (76%) — в связи с закрытием театров и музеев не были выполнены показатели по их посещению — и программу содействия занятости (81,3%), на исполнение которой повлиял рост безработицы. Низкоэффективной признана всего одна программа, которая и в 2019 году получила такую же оценку,— развития космической деятельности (75,9%).

Счетная палата подготовила сводный отчет за 2020 год

Отметим, госпрограммы из года в год являются предметом критики — Счетная палата ранее рекомендовала сделать их более лаконичными и четкими в плане разделения управления проектами и процессами. Предпринимая очередную попытку повысить эффективность госпрограмм, в начале года Минэкономики внесло в Белый дом предложения по их синхронизации с нацпроектами и по повышению их гибкости (см. “Ъ” от 29 января). Ведомство предложило сократить количество целевых показателей и «погрузить» в них национальные цели, разделить на процессную (текущая работа) и проектную (достижение какого-то результата) части, а также наделить профильных вице-премьеров полномочиями по «перебрасыванию» средств внутри проектной части по аналогии с нацпроектами. Кроме того, было предложено признать госпрограммы источником расходных обязательств — на основе «строчки» в этом документе могли бы заключаться госконтракты. Сейчас, как сообщил министр, такой проект постановления правительства «находится на финальной стадии рассмотрения».

Читать также:  Исследование системы программно-целевого регулирования социально-экономического развития Республики Мордовия, а также научно-инновационных программ на 2013-2021 годы

Экономика 

20 окт 2020, 01:40

СП сообщила о низком уровне исполнения госпрограммы развития экономики

К 1 сентября кассовое исполнение госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» лишь немного превысило отметку в 55%. У некоторых подпрограмм уровень исполнения составил 5–11%

Исполнение государственных программ 2020

Кассовое исполнение госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» к сентябрю составило только 55,3%. Это следует из анализа госпрограмм, проведенного Счетной палатой в рамках аудита федерального бюджета.

В Счетной палате отметили, что госпрограмма исполнена чуть более, чем наполовину, несмотря на увеличение бюджетных ассигнований почти на 22% (на 219 млрд руб.).

Всего в программу входит 13 подпрограмм. Наиболее высокие показатели кассового исполнения у подпрограмм «Управленческие кадры» (96,5%), «Государственная регистрация прав, кадастр и картография» (94,5%) и «Официальная статистика» (94,1%). Худшие показатели у подпрограммы «Инвестиционный климат» — 5,2% и у подпрограммы «Туризм» (11,9%).

В случае с инвестклиматом Счетная палата отмечает, что два из 16 показателей этой программы были пересмотрены в сторону ухудшения. Еще четыре показателя необходимо пересмотреть в связи с их перевыполнением в 2018–2019 годах.

В сентябре 2019 года Максим Орешкин. занимавший тогда должность министра экономического развития, заявил, что госпрограммы необходимо реформировать. Он назвал их болотом и отметил, что госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом.

В феврале 2020 года Минэкономразвития предложило упростить выделение средств на госпрограммы. В частности, в ведомстве предложили переносить остатки неиспользованных средств, выделенных на исполнение госпрограмм, между годами по аналогии с национальными проектами.

В 2018 году глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявлял, что недочеты в исполнении и финансировании госпрограмм были выявлены практически во всех министерствах.

Счетная палата оценила эффективность выполнения госпрограмм

Счетная палата РФ проверила исполнение государственных программ в 2020 году. Отчет имеется в распоряжении «Газеты.Ru». Аудиторы изучили более 20 госпрограмм, направленных на стимулирование экономического роста и развитие страны. Претензий к их реализации оказалось более чем достаточно. Особенно много вопросов возникло к «Социальной поддержке граждан», ее ответственным исполнителем является Минтруд. Соцпрограмма стартовала в 2013 году и рассчитана до 2024 года, но документ до сих пор не полностью увязан с Концепцией государственной семейной политики и соответствующими указами президента. Например, не детализирована задача, как снизить долю семей с детьми до 16 лет, чей доход ниже прожиточного минимума. Также госпрограмма слабо связана с вопросом уменьшения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, отмечают аудиторы СП. В этой госпрограмме вообще не установлены показатели, характеризующие исполнение указа президента (от 21 июля 2020 г. N 474) по обеспечению «темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции». «Значение показателя «Охват лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода» в 2021 году составляет 16%, а с 2022 года – 100%, что, по мнению Счетной палаты, труднодостижимо», — говорится в отчете. Инновации чиновникам не в кассу Госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» были назначены такие авторитетные исполнители, как Минэкономразвития, Минфин, Росреестр, Ростуризм и еще полтора десятка ведомств. По мнению Счетной палаты, эта программа должна быть «одним из ключевых инструментов для достижения национальных целей развития Российской Федерации». Однако в паспорте госпрограммы не отражены цели двух указов президента. Среди прочего не обозначена такая цель, как «доля малых и средних предприятий в ВВП, доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения». Не полностью прописана и такая цель, как обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в промышленности благодаря увеличению затрат на адаптацию «цифры». Только частично отражен показатель достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Отражены частично в целевых показателях объемы документов/услуг, переведенных в электронный формат. А поскольку целевые показатели прописаны не полностью, то и федеральный проект «Информационная инфраструктура» исполнен по итогам прошлого года лишь частично: объем финансирования составил 4,1 млрд рублей, а фактическое исполнение, согласно отчету Минэкономразвития, — 3,7 млрд рублей. Обеспечение темпа роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности тоже не нашло отражения в госпрограмме, а реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года отмечен в программе лишь частично. В целом эта госпрограмма оказалась выполненной за прошлый год на 82%, что лучше показателя 2019 года — тогда ее осилили лишь на 73%. «Самый низкий уровень исполнения (69,7%) наблюдается по подпрограмме «Совершенствование системы государственного стратегического управления», — подытожила Счетная палата. Стрелочники всегда найдутся Многие из программ действительно носят абстрактный характер, и, несмотря на наличие в документе количественных показателей, могут нести, скорее, характер благопожеланий, обращает внимание кандидат экономических наук Игорь Строганов. «Так, например, выглядит программа развития малого и среднего предпринимательства, которая сначала принималась на 2025 год, потом была продлена до 2030 года. Предполагаемые цифры роста занятости россиян в МСБ до 40% к 2030 году выглядят абсолютно недостижимыми», — говорит Строганов. Эксперт напоминает, что доля МСБ в экономике страны (по данным Росстата) выросла с 19% в 2014 году до 22,5% в 2020 году. А количество занятых в этой сфере, наоборот, упало с 15,8 млн в 2017 году до 15,3 млн человек в 2020 году. «Многие программы опираются на экономические механизмы и реалии десятилетней давности, когда и российская экономика была другой, и картина мира заметно отличалась от сегодняшней», — указывает Строганов. Наконец, проблема низкой эффективности госрасходов состоит в том, что чиновник привык и хорошо понимает, что сейчас госпрограмма есть, а через год-два ее поменяют или вообще отменят, считает Строганов. «При этом за расходование средств никто не спросит, а значит, зачем стараться? Проблема, как мне кажется, не в качестве самих предлагаемых нацстратегий или госпрограмм, а в том, что, по большому счету, в них не заинтересованы именно государственные исполнители, чиновники министерств и ведомств. А стрелочников – для наказания – всегда можно найти», — рассуждает эксперт. Завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов отмечает, что государственный менеджмент не в состоянии взять на себя ответственность за свои решения. «Можно обучить высококлассных специалистов в хороших профильных вузах, можно заинтересовать чиновника различного рода преференциями (которых уже имеется немало), можно усиливать контрольно-надзорную функцию, но это не будет решением проблемы низкой эффективности госменеджмента», — говорит Абрамов. По его словам, проблема заключается в неработающих общественных и правовых институтах, слабом контроле общества за властью. «Мешают эффективному госуправлению также административные барьеры, закрытость административных процедур, наличие неформальных связей в государственных органах, громоздкая система отчетности. Отсюда и происходит имитация деятельности. Другими словами — исполнение ради исполнения, а не ради качества», — сетует Абрамов. В регионах очень не хватает квалифицированных госслужащих, специалистов, которые могли бы не только выполнять возложенные на них обязанности, не только имели прочный багаж знаний о законах, нормативных актах, но и проходили бы регулярное обучение и переобучение, добавляет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Как правило, бюджетные средства не могут освоить там, где наблюдается нехватка чиновников либо слишком низкий уровень их квалификации. То есть, имеет место человеческий фактор», — полагает Сигал. Член экспертной комиссии при управлении ФНС по Москве Галина Семенова придерживается мнения, что повысить эффективность использования госфинансов можно только жесткими мерами. «Если заказчик не освоил в срок средства по госпрограмме, что-то не достроил, не произвел и тому подобное, то давать ему снова деньги на продолжение проекта нельзя. Нужно объявлять новый тендер, искать новых исполнителей», — говорит Семенова, уточняя, что обычно госпрограммы рассчитаны на несколько лет и финансирование разбито на этапы. «Что мешает отказаться от услуг недобросовестного исполнителя и передать следующую часть госзаказа другому подрядчику? Исполнительская дисциплина точно повысится», — заключает Семенова. Слабый госменеджмент — это глобальная проблема «вертикального управления». Каждый чиновник, находящийся на том или ином уровне, более всего боится потерять мягкое кресло, а зачастую и свободу, отмечает аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. «Баланс усидчивости в своем кресле подсчитывается достаточно легко – сравниваем возможные последствия от «неосвоения» выделенных госсредств с последствиями, если эти деньги уйдут, как у нас это часто бывает, как вода в песок. И судить чиновников за то, что они делают выбор в пользу кресла, нельзя. Работа у них такая», — говорит Коренев. По его словам, пока система госпроектов представляет из себя искусственно созданный механизм расходования средств на инициативы, спускаемые сверху, а не рождающиеся снизу, ни о какой эффективности этих госпрограмм говорить не приходится.

Читать также:  Госпрограмма "Доступная среда" на 2011-15 годы

Федеральная налоговая служба

МОСКВА, 22 мая — ПРАЙМ. Правительство России обсудило реализацию и эффективность государственных программ по итогам 2020 года, сообщается на сайте кабмина.

Отмечается, что сводный годовой доклад за 2020 год сформирован на основе итогов реализации 41 государственной программы, осуществлявшейся в отчётном году.

«Одобрить сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2020 год», — говорится в сообщении.

Кроме того, поручено отметить необходимость повышения эффективности реализации государственных программ РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие образования», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие энергетики», «Содействие занятости населения», «Охрана окружающей среды», «Внешнеполитическая деятельность», «Информационное общество», «Развитие культуры» и «Космическая деятельность России».

Продолжение истории после рекламы

Добавляется также о необходимости обратить внимание на низкую степень эффективности реализации госпрограммы РФ «Космическая деятельность России». «Роскосмосу» поручено разработать меры по обеспечению реализации в 2021 году указанной программы и до 15 июня доложить в правительство РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *