История государственных учреждений в россии рабочая программа

Федеральное
агентство по образованию

Государственное
образовательное учреждение высшего

«Уральский
государственный университет им. А.М.
Горького»

Кафедра архивоведения
и истории государственного управления

Часть 1

по специальности
030402 «Историк-архивоведение»

для студентов
очной формы обучения

Составитель:
д.и.н., профессор

Проректор по учебной работе

«___» _________________ 2010 г.

Программа дисциплины «История
государственных учреждений России.
Ч.1.» составлена в соответствии с
требованиями к обязательному минимуму
содержания и уровню подготовки специалиста
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования по специальности 030402
«Историк-архивоведение»
в рамках обще профессионального
цикла, (дисциплины специальности).

Общая трудоёмкость дисциплины: 225 часа,
в том числе:

Лекций – 68 часов

Практических занятий – 34 часа

Самостоятельная работа – 123 часа

Составитель:
Черноухов А.В., д.и.н., профессор кафедры
архивоведения и истории государственного
управления.

Рекомендована
к изданию учебно-методической комиссией
исторического факультета Уральского
государственного университета им. А.М.
Горького.

Рассмотрена
на заседании кафедры архивоведения и
истории государственного управления
«_____»_________________2010 г.

Данный учебный курс позволяет углубить
знания по отечественной государственности:
истоки, корни и современное состояние.
Основное внимание уделяется этапам
складывания российской государственности
и процессу управления страной, а также
развитию и облику высших и низших
эшелонов власти. Важно подчеркнуть,
что система государственного управления
России рассматривается как в
организационно-структурном, так и
персонифицированном аспектах.

Цель дисциплины

Формирование системы знаний в области
история создания, развития и реформирования
государственных учреждений России в
дореволюционный период, истории
российской государственности в целом.

Задачи

ключевыми государственными структурами.

Место и роль дисциплины в системе профессионального образования

Дисциплина включена в вариативную часть
профессионального цикла учебного плана.
Для эффективного и качественного
освоения курса, ему должны предшествовать
такие дисциплины, как история России,
теория и практика управления,
конституционное право, административное
право, регионоведение, политология,
культурология, социология и психология
управления.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

“ ” 2007 г.

Для специальности 040101 – социальная работа

Факультет – гуманитарный

Профилирующая кафедра – Истории и социальной работы

Обеспечивающая кафедра – Истории и социальной работы

Курс — II

Семестр — III

Учебный план набора 2003 г. и последующих лет

Распределение рабочего времени:Всего часов 100 часов

Практические занятия 32 часа

Самостоятельная работа 37 часов

Экзамен III семестр

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2000 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР

“ 3 ” декабря 2007 г. Протокол № 26

Разработчик доцент Зиновьева В.И.

Зав. обеспечивающей кафедрой Грик Н.А.Рабочая программа согласована с факультетом, профилирующей и выпускающей кафедрами специальности.

Декан ГФ Суслова Т.И.Зав. профилирующей кафедрой Грик Н.А.Зав. выпускающей кафедрой Грик Н.А.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ”Цель и задачи дисциплины:

История государственного управления в России – это часть истории российского общества, дающая представление о возникновении, развитии и смене типов и форм государственных учреждений и управления в целом в различные исторические эпохи, с древнейших времен до нынешних дней. С Отечественной историей ее объединяет историзм в объяснении явлений и закономерностей, связь с конкретно-исторической обстановкой, общая фактологическая основа. С правовыми науками ее объединяет единство объекта изучения – политических и правовых институтов и использование нормативного материала (законов, постановлений и т.д.).

Целью данной дисциплины является ознакомление будущих специалистов – социальных работников — с динамикой государственно-правовых процессов, их закономерностями и особенностями, структурой государственного управления и эволюцией форм государственных учреждений. Изучение данной дисциплины поможет им ориентироваться в материалах государственных учреждений прошлых лет и современном делопроизводстве.

В результате изучения “Истории государственных учреждений России” студенты должны:

1. Иметь представление об основных этапах в истории государственного управления в России и их особенностях.

2. Обладать конкретными знаниями в области теоретических основ, принципов государственного управления и систем государственных учреждений России.

3. Уметь разбираться в текущих проблемах государственного управления регионального масштаба и страны в целом.

Темы лекций и объем в часах для студентов дневного обучения:

№ п/п Название темы Лек-ции Семи-нары

1 Введение. Цели, задачи дисциплины. Периодизация. 2 часа

2 Основные этапы эволюции государственного устройства России в дореволюционный период 4 часа 4 часа

3 Организация власти и управление народным хозяйством страны в период гражданской войны 2 часа 2 часа

4 Административно-политическая власть и местное управление в 1917 – 1922 гг. 2 часа 2 часа

5 Образование СССР 2 часа 2 часа

6 Система государственного управления СССР в 1936 – 1991 гг. 4 часа 4 часа

7 Эволюция местных органов власти в 1923 – 1991 гг. 2 часа 2 часа

8 Эволюция административно-политических органов власти СССР в 1923 – 1936 гг. 2 часа 2 часа

9 Административно-политические органы власти СССР в 1936 – 1991 гг. 2 часа 2 часа

10 Управление системой правосудия в СССР в 1923 — 1991 2 часа 2 часа

11 Управление культурой и социальной сферой СССР в 1923 – 1991 гг. 2 часа 2 часа

12 Становление государственных учреждений Российской Федерации в 1991 — 1993 гг. 2 часа 2 часа

13 Высшие органы власти Р.Ф. по Конституции 1993г. 2 часа 2 часа

14 Федеральная исполнительная и судебная власть Российской Федерации 2 часа 2 часа

15 Федеративное устройство и местное самоуправление Российской Федерации 2 часа 2 часа

Итого 34 часа 34 часа

Введение

Предмет, место и значение курса “История государственных учреждений России”. Хронология, периодизация курса. Определение государства, его структурных элементов. Классификация государств: 1).по источнику и суверенному носителю власти (по способу организации высшей власти) — монархии, республики (президентские и парламентские); 2). по форме политического режима – демократические, (республики), авторитарные, тоталитарные); 3). по форме государственного устройства (распределению власти между центром и территориями) — унитарные, федеративные, конфедеративные. Классификация государственных учреждений по функциям и властным полномочиям (законодательные, исполнительные, судебные), по месту в системе государственного аппарата (высшие, центральные, местные). Основные понятия. Источники и литература.Тема 1. Государственное устройство и государственные учреждения в дореволюционной России.1.1. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси и русских землях в IX – XV вв.Возникновение Древнерусского государства. Государственный строй Киевской Руси. Роль общины. Формирование структуры государственного управления. Княжеская и вечевая формы власти в период феодальной раздробленности. Варианты их взаимодействия: Киевско-Черниговский, Галицко-Волынский, Владимиро-Суздальский, Новгородско-Псковский. Система государственного и местного управления в период монгольского ига и Золотой орды (XIII-XVI вв.). Становление российской государственности XV-XVI вв.

1.2. Образование русского централизованного государства. Сословно-представительная монархия XVI — XVII вв. Формирование самодержавной формы правления. Представительные органы власти – Боярская дума и Земский собор. Их роль в управлении страной. Образование центральных государственных учреждений – приказов и приказной бюрократии. Административно-территориальное деление и местные государственные учреждения. Земские и губные учреждения. Судопроизводство. Разрушение Российской государственности в период смутного времени (конец XVI-начало XVII в.). Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII в.1.3 Государственное управление Российской империей в XVIII в. Абсолютизм и его законодательное оформление. Высшие, центральные и местные государственные учреждения по реформам Петра I .Сенат, Синод, коллегии. Органы политического сыска. Образование института прокуроров. Губернское устройство. Реформы Екатерины II: губернская, городская, судебная. Волостная реформа Павла I.1.4. Преобразования в системе государственного управления России в XIX – начале XX вв.

1.4.1. Административные реформы Александра I. Учреждение министерств. Оформление ведомств. Усиление бюрократического централизма. Собственная его величества канцелярия. Комитет министров. Государственный Совет.

1.4.2. Реформы Александра II в государственном управлении. Реформы 60 – 70-х годов: земская, городская, судебная, военная. Элементы буржуазной государственности в феодальном государственном аппарате. Конституционный проект Т.М. Лорис-Меликова. Контрреформы Александра III в 80 – 90 гг. Административно-территориальное деление. Усиление губернской власти. Место земских и городских органов самоуправления в системе государственного аппарата. Сельская община – низовая единица административно-фискального управления сельским населением.

1.4.3. Формирование конституционной монархии и парламентаризма в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Учреждение Государcтвенной думы, ее функции. Государственный Совет, его место и роль. Совет Министров как “правительственный кабинет” самодержавия. Военный аппарат России.

Свержение самодержавия. Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Изменения в госаппарате. Местные государственные учреждения. Двоевластие на местах.

Тема 2. Советский период государственного управления страной

2.1 Советские государственные учреждения в 1917 – 1922 гг. Образование и развитие органов советской власти. Образование РСФСР. Взаимоотношения республик до образования СССР. Высшие органы государственной власти. Всероссийские съезды Советов. ВЦИК и его Президиум. Правительство РСФСР, СТО, Малый Совнарком основные функции и направления деятельности.

Чрезвычайные органы. Ревкомы, комбеды. Административно-территориальное устройство в первые годы советской власти. Конституция 1918 г. Избирательная система.

Центральные органы управления народным хозяйством РСФСР. ВСНХ и его роль. Продовольственная диктатура. Управление внешней и внутренней торговлей. Введение монополии внешней торговли. Образование ЦСУ РСФСР, Госплана РСФСР, Госбанка РСФСР. Центральные органы управления социально-культурным строительством РСФСР. Биржа труда, Главный комитет по всеобщей трудовой повинности. “Милитаризация труда”. ВЧК по ликвидации неграмотности. Главполитпросвет, Госиздат, Академия наук.

Управление обороной страны. Организация РККА и Красного Флота. Реввоенсовет республики. ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности при СНК РСФСР. Судебная реформа 1920 – 1922 гг.

Советские республики в 1920 – 1922 гг., договорные отношения между ними. Создание единой денежной системы, единого общефедерального бюджета. Сепаратистские тенденции.2. 2. Образование СССР. Высшие органы власти и федеративное устройство страны в 1923 – 1936 гг.

Предпосылки и проекты образования СССР. Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 г. Союзный договор и его принципы. Высшие органы власти СССР в 1923 – 1936 гг.: Съезды Советов, Центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров, их структура и функции. Конституция 1924 г и. избирательная система.

Национально-государственное строительство в 1917 – 1936 гг. Формирование союзных республик, областей и округов. Взаимодействие национально-государственных и союзных органов управления.2.3. Система государственного устройства СССР в 1936 – 1991 гг.

2.3.1. Этапы эволюции советской системы государственного управления. 1). 1936 – 1941 гг. – Разработка и принятие Конституции 1936 г. и усиление централизации. Высшие органы власти. Становление административно-командной системы, ее принципы. Роль и значение кадров руководителей. 2). 1941 – 1945 гг. Великая Отечественная война и возникновение чрезвычайных органов власти. ГКО СССР, его компетенция. 3). 1945 – 1956 гг. – послевоенный период. Высшие органы управления. Преобразование СНК в Совет Министров СССР, наркоматов – в министерства.(1946г.) Основные реформы в руководстве народным хозяйством страны.

4). 1957 – 1985 гг. – хозяйственные реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина. Территориальный и отраслевой принципы управления народным хозяйством. Аппаратные реформы. Принятие Конституции 1977 г.

5). 1985 – 1991 гг. – период перестройки системы управления. Реформа избирательной системы и высших органов власти – Съезд народных депутатов, Президент, Кабинет министров.

2.3.2. Национально-государственное строительство СССР. Новые союзные республики. Изменение статуса автономных государственных образований. Разделение полномочий между союзным центром и союзными республиками. Принятие республиками деклараций о суверенитетах.2.4. Эволюция местных органов власти в 1923 – 1991 гг.

2.4.1. Формирование местных органов власти в 1923 – 1936 гг. Районирование. Образование округов, краев, городских, районных, сельских органов управления.

2.4.2. Местные органы управления в 1936 – 1985 гг. трехуровневая система административно-территориального управления: высшее звено – области, края, города союзного и республиканского подчинения; среднее звено – районы, города областного подчинения; низшее звено – сельские поселковые советы, города районного подчинения.

2.4.3. Реформа местных органов власти в 1985 – 1991 гг. Демократизация выборной системы и расширение прав местных советов.2. 5. Общефедеральные органы управления народным хозяйством в 1923 – 1991 гг.

2.5.1. Система наркоматов в 1923 – 1936 гг.: союзные, союзно-республиканские, республиканские. ВСНХ, синдикаты и тресты. Рост числа наркоматов и аппарата управления.

2.5.2 Этапы эволюции хозяйственных центральных органов управления в 1936 – 1985 гг.: довоенный, военный, послевоенный, период децентрализации (1957 – 1964 гг.), период восстановления отраслевого управления.

2.5.3. Реорганизация системы управления народным хозяйством в 1985 – 1991 гг. Концепция перехода от административно-командной системы управления к координационно-рыночной. Сокращение числа хозяйственных министерств. Внедрение рыночных институтов управления экономикой, крушение административно-командной экономики.2.6. Эволюция административно-политических органов управления СССР в 1923 – 1991 гг.

2.6.1.Формирование административно-политических органов власти СССР в 1923 – 1936 гг. Наркомат по военным и морским делам. Военная реформа 1924 – 1925 гг. Переход к кадровой системе комплектования армии. Управление охраной общественного порядка и государственной безопасностью. НКВД СССР. Объединенное главное политическое управление (ОГПУ) при СНК, система исправительно-трудовых лагерей, органы государственного контроля. Управление внешнеполитическими связями. Наркомат иностранных дел. Система заграничных органов.

2.6.2 Органы административно-политического управления в 1936 – 1991 гг. Наркомат обороны в период войны. Изменение структуры Вооруженных сил после войны. НКВД в период репрессий. Реформирование органов охраны порядка и безопасности в военный и послевоенный периоды. Реорганизация системы партийно-государственного контроля. Народный контроль. Дипломатические службы.2.7. Учреждения юстиции СССР в 1923 – 1991 гг.

2.7.1. Судебная система в 1923 – 1936 гг. Упразднение революционных трибуналов, введение 4-х-звенной системы судопроизводства – народные суды – губернские суды – верховные республиканские суды – Верховный суд СССР.

2.7.2 Судебная система по Конституции 1936 г. Наркомат (министерство) юстиции в 1936 – 1991 гг. Нотариат и адвокатура. Реформа судебной системы в 1988 – 1989 гг.2.8. Управление социальной и культурной сферой в СССР

2.8.1. Система управления социальной сферой в СССР. Наркомат труда в 1923 – 1933 гг. Госкомтруд СССР. Советская система социального страхования и социального обеспечения. Федеральные учреждения в сфере здравоохранения.

2.8.2. Управление культурно-образовательными учреждениями. Наркомпрос РСФСР. Научно-учебные учреждения при ЦИК СССР, СНК СССР. Управление образованием, наукой, культурой и спортом в 1936 — 1991 гг.

Тема 3. Реформирование системы государственного управления и государственных учреждений Российской Федерации на современном этапе (конец XX – начало XXI вв.)

Становление государственных учреждений Российской Федерации в 1990 – 1993 гг.

3.1.23.2. Высшие органы власти Российской Федерации по Конституции 1993 г.

Президент Российской Федерации, его права и обязанности. Структура администрации президента и система президентских учреждений. Правительство Российской Федерации. Высшие судебные инстанции России. Высшие органы представительной и законодательной власти: Федеральное собрание РФ. Государственная дума. Совет Федерации. Их функции, структура взаимоотношений с президентом и правительством.3.3. Система исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

3.3.1. Центральные органы исполнительной власти России по указу президента от 14 января 1994 г.: министерства, государственные комитеты Российской Федерации, комитеты Российской Федерации, службы, агентства, комиссии, управления. Проблемы координации их деятельности и взаимодействия с территориально-административными органами.

3.3.2. Структура и функции судебной системы Российской Федерации. Верховный суд, суды субъектов федерации, районные суды. Система военных судов. Арбитраж, Министерство юстиции. Прокуратура Российской Федерации.3.4.Федеративное устройство и местное самоуправление в Российской Федерации.

3.4.1. Федеративное устройство России по Федеративному договору 30 марта 1992 г. и Конституции 12 декабря 1993 г. Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономные округа, автономная область, столицы. Органы управления субъектами Федерации. Разделение полномочий с высшими и центральными органами власти, с органами местного самоуправления.

3.4.2.Упразднение Советов. Система местного самоуправления в России, ее взаимодействие с государственными органами управления. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

1. Основные этапы эволюции государственного устройства России в дореволюционный период. 4 зачет

2. Система государственного управления СССР в 1936 – 1991 г. 4 зачет

3. Управление системой правосудия в СССР в 1923-1991гг. 2 зачет

4. Федеративное устройство и местное самоуправление в РФ на современном этапе. 2 зачет

СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Элементы контроля Величина рейтинга в баллахСрок выполнения

1. Посещение лекций1 × 16=16 баллов С 1 по 17 неделю

2. Контроль за усвоением учебного материала, выносимого на самостоятельное изучение 4 × 5=20 баллов По графику самостоятельной работы

3. Освоение понятийного аппарата по основным темам учебной дисциплины 0,5 × 12 =6 баллов Со 2 по 17 неделю

4. Выступления на практических занятиях 4 × 16 =64 балла Со 2 по 17 неделю

5. Текущее тестирование 2 занятия по 7 баллов = 14 баллов С 8 по 17 неделю

Тесты для текущего контроля прилагаются к программе.Вопросы для повторения к зачету по дисциплине «История государственных учреждений в России»1. Государство, классификация государств. Государственное управление, его механизм и принципы.

2. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси.

3. Государственное управление в древнерусских княжествах в XII – начала XIII вв.

4. Система государственного и местного управления в период татаро-монгольского ига и Золотой орды.

5. Становление и развитие российской государственности XV – XVI вв.

6. Высшие, центральные и местные органы власти и управления в Московском государстве XV – XVII вв.

7. Разрушение российской государственности в период Смутного времени (конец XVI — начало XVII вв.).

8. Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в середине и во второй половине XVII в.

9. Административно-политические реформы Петра I и политическое устройство Российской империи в XVIII в.

10. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII в.

11. Управление Российской империей в первой половине XIX в.

12. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX в.

13. Государственное и региональное управление Российской империей в начале XX в.

14. Становление государственного управления в послереволюционный период. Конституция 1918 г.

15. Организация власти и управления страной в период гражданской войны и установления Советской власти (1917 – 1922). Образование СССР. Конституция 1924 г.

16 Система государственного устройства в 30-40 гг.:

18. Система государственного управления в СССР в 50-60 гг.

20. Управление культурой и социальной сферой СССР в 1920 – 1991 гг.

21. Предпосылки, условия, тенденции современного развития государственного управления.

22.Становление государственных учреждений Российской Федерации в 1990 – 2000 гг.

23. Конституция СССР о высших органах власти РФ: Президенте РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании.

24. Федеральная исполнительная и судебная власть в РФ.

25. Местное управление в Российской Федерации.

1. Административно-государственное устройство России. История и современность. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003 – 320 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 1997. – 400 с.

3. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие/В.И. Васильев. – М.:1999 — 453 с.

4. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 440 с.

5. Государственное и муниципальное управление: Справочник. – М: ”Издательство Магистр” 1997. – 496 с.

Зиновьева В.И. История государственных учреждений в России: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования. 2003. – 170 с.

6. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. (ноябрь 1917 – декабрь 1991 гг.: Учеб. для вузов по спец. “История” 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГГУ, 1994. – 418 с.

7. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История Российской государственности. – М.:1995

10. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. – М.: Юрид. Лит., 1998.

Сенин А.С. История российской государственности: Учеб пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

11. Шевляков А.С. Отечественные Конституции (1918 – 1993) История. Документы. Вопросы – Томск: Издательство НТЛ. 1998. – 160 с.ПРИЛОЖЕНИЕ IКонтрольные вопросы для проведения самообследования по дисциплине “История государственного управления в России”1).Государство, классификация государств. Государственное управление, его принципы.

2).Государственное устройство и управление в дореволюционной России:

4). Образование СССР: причины, этапы формирования, принципы устройства. Конституция 1924 г.

5). Государственно-национальное строительство в 1936 – 1991 гг.

6). Система государственного управления в СССР в 1924-1991 гг.:

8). Управление культурой и социальной сферой СССР в 1923 – 1991 гг.

9). Становление государственных учреждений Российской федерации в 1990 – 2000 гг.

10). Конституция РФ о высших органах власти РФ: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание, высшая органы судебной власти.

10). Федеральная исполнительная и судебная власть в РФ.

11). Местное управление в Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра философии и социологии праваУТВЕРЖДАЮ––––––––––––––––––––––––––––––––––«________»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИНаправление подготовки

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (034700)Профиль подготовки

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (034710)Степень выпускника

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «История государственных учреждений России» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение. При ее составлении использована программа по дисциплине «История государственных учреждений России», разработанная Л. П. Гречкиной, доцентом кафедры истории и политологии Института социальных коммуникаций УдГУ и рекомендованная для направления подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр»).

Курс имеет научно-познавательную значимость и широкий выход на практику современного государственно-правового развития Российской Федерации.

Объектом дисциплины являются процессы развития общественных отношений, которые привели к формированию исторически сложившейся системы государственных учреждений во взаимодействии с иными политическими институтами. Предметом выступает политико-правовой статус, внутренняя организация государственных учреждений, направления деятельности, их значение и место в государственном аппарате.

Учебная цель освоения дисциплины «История государственных учреждений России» – подготовка студентов к пониманию основных вех развития Российского государства и его учреждений с древнейших времен до наших дней в соотношении с мировым сообществом.

Воспитательная цель заключается в формировании личности, способной к анализу государственно-правового развития России на основе исторического опыта и занимающей активную жизненную позицию.

Задачи освоения дисциплины:

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «История государственных учреждений России» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл ООП бакалавриата, вариативная часть, вариативная составляющая (Б.1.ВР.02).

Дисциплина адресована студентам 1 курса бакалавриата очной формы обучения (сроки обучения – 4 года), заочной нормативной и заочной сокращенной форм обучения по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления» (034710).

Для успешного изучения курса студенту необходимо:

— знать место и роль России в мировом цивилизационном процессе;

— уметь описывать историко-правовые события (знать фактический материал), а также применять алгоритмы их объяснения;

— владеть навыками самостоятельной работы с источниками и литературой.

Изучение дисциплины осуществляется в течение 1 семестра 1 курса одновременно с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «История», «Регионоведение» (Б1), вариативной части (вариативной составляющей) «Основы теории права и государства» (Б1); профессионального цикла вариативной части (вариативной составляющей) «История отечественного делопроизводства» (Б3).

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на пороговом уровне.

Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы:

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины «История государственных учреждений России» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которые должен приобрести студент в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует профессиональные (ПК-6, 7) компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.

1. Профессиональные компетенции (ПК):

– владеет знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения (ПК-6);

– способен понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7).

В результате изучения дисциплины «История государственных учреждений России» обучающийся должен:

– место и значение истории государственных учреждений России в системе гуманитарного знания;

– современные научные представления о процессе возникновения и исторического развития Российского государства;

– источники историко-правовых знаний и приемы работы с ними;

– факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государств;

– зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами;

– главное содержание и тенденции поэтапной эволюции организационного устройства высшего, центрального, местного звеньев аппарата России;

– основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей в сфере государственного управления России;

– оперировать историко-юридическими понятиями и категориями;

– находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников;

– самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике, истории государственных учреждений России;

– выражать и обосновывать свою позицию на семинарских занятиях и диспутах по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции государственного аппарата, вкладу народов России и ее представителей в достижения мировой цивилизации;

– оценивать последствия нарушения и наступления баланса мировых центров силы;

– анализировать последствия интеграционных и дезинтеграционных процессов в России и ее геополитическом окружении.

– применять полученные знания для понимания закономерностей развития государственного механизма для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;

– основами исторического мышления;

– навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений государственной и общественной жизни на основе историко-правового материала;

– навыками работы с правовыми актами;

– навыками использования карт, компьютерной техники и информационных технологий;

– навыками публичной речи, аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

– навыками критического восприятия информации;

– навыками целенаправленной разработки (авторского литературного оформления) корректных в научно-методическом и стилистическом отношениях текстов, отражающих результаты самостоятельного выявления, обобщения и анализа информации об организационном устройстве и деятельности конкретных государственных учреждений;

– способностью различать основные субъекты геопланетарной активности;

– способностью проводить сравнительный анализ геополитических теорий, доктрин и стратегий мировых держав и геополитических союзов;

– дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории и праву; способность понять и объективно оценить достижения цивилизации на основе знания исторического контекста их создания; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу).4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенцийОбщая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет две зачетные единицы, 72 часа.Тематический план для очной формы обучения (4 года)

(по учебному плану 2012 г.)

№ п/пРазделы, темы дисциплиныНеделя семестраВиды учебной работы(в часах)Формы текущего контроля успеваемостиФормируемые компетенции (код)Всего компетенций

Л П СРС

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории государственных учреждений России

1.1Тема 1. «История государственных учреждений России» как учебная дисциплина и отраслевая историко-правовая наука122Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

1.2Тема 2. Методологические, историографические и источниковедческие аспекты изучения истории государственных учреждений России222Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

Раздел 2. Государственные учреждения России в эпоху монархий (862–1917)

2.1Тема 1. Становление и развитие раннефеодальной монархии на Руси (862 – 1533 гг.)322Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.2Тема 2. Государственные учреждения русских княжеств и республик в удельный период422Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.3Тема 3. Государственные учреждения сословно-представительной монархии Московии (1533 – 1682 гг.)522Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.4 Тема 4. Приказы в системе государственного аппарата сословно-представительной монархии России622Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.5Тема 5. Государственный аппарат России периода абсолютизма (1682 – 1855 гг.)722Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.6Тема 6. Административные реформы Петра I822Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.7Тема 7. Формирование конституционной монархии и ее учреждений в России (1855 – 2 марта 1917 гг.)922Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

2.8Тема 8. Государственная Дума Российской империи: народные надежды на мирный путь1022Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

Раздел 3. Исторические формы государственности российских республик новейшего времени и их учреждения

3.1Тема 1. Государственный строй России в переходный период от империи к республике (2 марта – 25 октября 1917 г.)1122Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

3.2Тема 2. Становление государственного аппарата Российской Республики (2 марта – 25 октября 1917 г.)1222Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

3.3Тема 3. Исторические формы советской государственности России и ее учреждения (25 октября 1917 – 12 декабря 1993 гг.)1324Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

3.4Тема 4. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.1422Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

3.5Тема 5.Современная (транзитная) государственность Российской Федерации (с 12 декабря 1993 г.)1522Лекция, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

3.6Тема 6.Административные реформы в современной России (с 1992 г. до настоящего времени)1622Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

3.7Тема 7.Государственно-церковные отношения в истории России1722Семинар, консультация по вопросам СР, подготовки КРПК-6ПК-72

Всего часов 16 18 36ПК-6ПК-72

Форма промежуточной аттестации – зачет (1 семестр)

Предмет и задачи
курса истории государственных учреждений
России IX — начала XX в. Хронология
курса и его основная проблематика. Связь
курса истории государственных учреждений
дореволюционной России с общим курсом
Отечественной истории и специфика
курса. Периодизация курса.

Основные понятия,
необходимые для изучения курса:
«государство», «государственный
аппарат», «право», их взаимосвязь.
Понятие формы государства и его
составляющие. Структура государственного
аппарата.

Основные источники
по истории государственного аппарата
России, важнейшие юридические памятники
IX — начала XX в. Концепции развития
государственности и права дореволюционной
России в исторической литературе.

Литература ко всему курсу

  • Беляев И.Д.
    История Русского законодательства.
    СПб., 1999
  • Высшие органы
    государственной власти и управления
    России. IX–XX вв.: Справочник. СПб.,
    2000
  • История государства
    и права России . Под ред. Ю.П. Титова.
    М., 2005
  • История отечественного
    государства и права. М., 1997
  • История России:
    Справочное пособие / Авт.–сост.
    И.Н. Кузнецов. Минск, 2000
  • Сокольский Ю.М.
    Цари и министры (популярные очерки).
    СПб., 1998
  • Сукиасян М.А.
    Власть и управление в России: диалектика
    традиций и инноваций в теории и практике
    государственного строительства. М.,
    1996
  • Сыромятников Б.И.
    Краткий обзор и указатель литературы
    по истории государственной власти в
    России. М., 1913
  • Хрестоматия по
    истории государства и права России
    / Сост. Ю.П. Титов. М., 2001
  • Юридический
    энциклопедический словарь. М., 1997

Государственный строй древней руси и русских княжеств (IX—XV вв. «русская правда»

Государственность
у восточных славян до образования
Древнерусского государства. «Норманнская
теория» и ее современная оценка.
Возникновение Древнерусского государства
(882 г.) и изменения в организации власти
и управления у восточных славян в
X–XI вв. Значение принятия христианства
для развития древнерусской государственности.

Политическое
устройство Древней Руси. Князь и княжеское
управление. Местное управление и военная
организация Киевской Руси. Особенности
системы престолонаследия.

Становление
древнерусского права. Источники
законодательства (обычное право,
княжеские уставы и договора, византийское
право). «Русская Правда» как памятник
древнерусского права. Правовой статус
различных групп населения по «Русской
Правде». Регламентация вопросов частного
права. Преступления и система наказаний.
Особенности «Русской Правды» как
памятника древнерусского права. Суд и
процесс в Древней Руси.

Русские княжества
в условиях политической раздробленности
до начала монголо-татарского завоевания
(XII – начало XIII вв.). Оценка причин
феодальной раздробленности в исторической
литературе. Различия форм правления в
русских княжествах. Ростово-Суздальская
Русь как феодальная монархия. Удельный
порядок и элементы феодального иммунитета.
Княжеская власть и княжеская дума.
Система местного управления. Особенности
государственного строя Юго-Западной
Руси (Галицко-Волынское княжество).

Государственный
строй Новгородской боярской республики.
Положение князей в Новгороде. Новгородское
вече. Совет господ. Администрация и суд
в Новгороде и подчиненных областях.
Развитие системы права в период феодальной
раздробленности. Новгородская и Псковская
ссудная грамоты (XV в.).

Русские земли в
период монголо-татарского господства
(XIII–XV вв.). Изменение политического
статуса русских земель. Значение
монголо-татарского ига для развития
русской государственности и права.
Оценка данного периода в исторической
литературе.

Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации

Федеральное
государственное образовательное
учреждение

высшего профессионального
образования

«Южный
федеральный университет»

Рассмотрено и
рекомендовано на заседании кафедры
отечественной истории средних веков
и нового времени

Протокол № ___
от «___»_______ 200__ г.

Зав. кафедрой
_______ (А.И. Нарежный)
УТВЕРЖДАЮ
Декан
факультета

__________________(Н.А. Трапш)

«___»_______ 200__ г.

Учебно-методический
комплекс

учебной дисциплины

«История
государственных учреждений России

IX
— начала XX века»

Вузовского
компонента цикла ________

По
специальности____________________

№ модуля
Название
темы
Всего
(час.)
Аудиторные
занятия (лекции, час.)
Самосто–ятельная
работа (час.)

1.
Государственный
строй Древней Руси и русских княжеств
(IX–XV вв.).
«Русская Правда»
10
6
4

2.
Государственный
строй Русского централизованного
государства в XVI–XVII вв. Судебники
конца XV – XVI вв. и «Соборное Уложение»
1649 г.
10
6
4

3.
Реформы Петра Ш.
Государственный аппарат и юридическая
система России в XVIII веке
12
6
6

4.
Российская империя
в первой половине XIX века. Кодификация
законодательства
8
4
4

5.
Реформы 60–70-х гг.
XIX в. Государственное устройство
пореформенной России
8
4
4

6.
Эволюция
государственного строя Российской
империи в 1905–1917 гг.
12
6
6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *