Как долго будут действовать государственные программы по созданию проектов нормативных правовых актов и Постановление Правительства РФ № 1009 от 13 августа 1997 года? Таможенное делопроизводство

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 2019, N 42 (ч. 3), ст. 5912) приказываю:

Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 г. , регистрационный N 9449);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 155 «О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88» (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2009, регистрационный N 14021).

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Министр К. ЧУЙЧЕНКО

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23. 2020 N 105

РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Полномочия на издание нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил).

Полномочия федерального органа исполнительной власти на издание нормативного правового акта определяются в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти.

Поручения органов (организаций) и должностных лиц не являются основанием для издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в отсутствие положений законодательства Российской Федерации, наделяющих данный орган полномочиями по разработке конкретного нормативного правового акта либо группы нормативных правовых актов в конкретной сфере деятельности.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание акта должны быть у каждого из указанных органов.

III. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации

Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, издавшего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно издавших) нормативный правовой акт.

В случае возникновения сомнений относительно необходимости государственной регистрации конкретного акта, такой акт также подлежит направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации акта принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок).

Государственной регистрации подлежат в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации

Не подлежат государственной регистрации:

Акты внутриведомственного характера:

1) индивидуальные правовые акты, в том числе:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания);

действие которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.

Документы по стандартизации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также формы федерального статистического наблюдения либо иные акты, регулирующие отношения, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации.

Акты рекомендательного характера.

Акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.

Иные акты в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Подготовка нормативных правовых актов

В планы подготовки нормативных правовых актов, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 Правил, в качестве исполнителей включаются органы, являющиеся разработчиками нормативных правовых актов. Следует учитывать, что Министерство юстиции Российской Федерации не является исполнителем по актам, разрабатываемым другими федеральными органами исполнительной власти, и не включается в указанные планы, если планируемые к изданию акты не затрагивают компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт должен быть подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) федеральных органов исполнительной власти, издавших акт.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу (не подлежащими применению) также совместно или по согласованию с этими органами.

В случае изменения подведомственности федерального органа исполнительной власти нормативные правовые акты, изданные им и затрагивающие исключительно его сферу деятельности, могут изменяться или признаваться утратившими силу (не подлежащими применению). без согласования с тем федеральным органом исполнительной власти, которому он ранее был подведомствен.

Порядок согласования проектов нормативных правовых актов установлен в пункте 3 Правил и не предусматривает возможность согласования нормативных правовых актов письмами. Министерство юстиции Российской Федерации возвращает без государственной регистрации нормативный правовой акт при несоблюдении порядка согласования проекта акта, то есть при отсутствии виз руководителя согласующего органа или его заместителя в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

В случае если федеральный орган исполнительной власти не направил завизированный проект нормативного правового акта либо замечания к нему органу, подготовившему такой проект, в течение срока, установленного пунктом 3 Правил, проект нормативного правового акта считается согласованным.

Федеральный орган исполнительной власти, издавший акт, при направлении акта на государственную регистрацию представляет документы, подтверждающие направление акта на согласование.

При этом согласование нормативного правового акта соответствующим органом в порядке, установленном абзацем третьим пункта 3 Правил, не заменяет собой заключение.

Вступление в силу нормативного правового акта может быть обусловлено вступлением в силу положений федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. В нормативном правовом акте может быть предусмотрено, что он вступает в силу со дня признания утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта.

Читать также:  Внесение изменений в программу приватизации государственного имущества

Оформление названия и преамбулы нормативных правовых актов

В названии нормативного правового акта о признании утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта должны быть указаны номер и дата такого акта и может быть указано его название.

В случае если утверждается новый нормативный правовой акт и одновременно признается утратившим силу (не подлежащим применению) один или несколько действующих нормативных правовых актов, то в названии акта не требуется указывать на признание утратившим силу (не подлежащим применению) действующего нормативного правового акта (действующих нормативных правовых актов).

В преамбуле нормативного правового акта следует указывать основание его издания (конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой издан акт). В частности, преамбула акта об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля (надзора) или административного регламента предоставления государственной услуги должна содержать указание на акт законодательства Российской Федерации, которым устанавливаются соответствующие функции и полномочия органа, реализуемого им в рамках осуществления государственного контроля (надзора) или предоставления государственной услуги.

В преамбулу не включаются предписания нормативно-правового характера, а также сокращения.

В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается, данный акт признается утратившим силу (не подлежащим применению), а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и издает новый нормативный правовой акт.

VII. Оформление ссылок и сносок в нормативных правовых актах

В случае воспроизведения отдельных положений международных договоров Российской Федерации в нормативных правовых актах должны быть приведены ссылки на структурные единицы указанных международных договоров Российской Федерации и источники их официального опубликования. В случае ссылки на международные договоры Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание источника официального опубликования также является необходимым.

В случае воспроизведения отдельных положений официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, или ссылки на такие международные договоры Российской Федерации, в нормативных правовых актах могут быть приведены ссылки на страницы официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» международных организаций, в рамках которых такие международные договоры приняты, с указанием источника официального опубликования упомянутых международных договоров Российской Федерации.

В случае воспроизведения положений иных международных договоров Российской Федерации, в отношении которых предусмотрены процедуры ратификации, утверждения, принятия и присоединения, приводятся ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми указанные международные договоры Российской Федерации вступили в силу для Российской Федерации, а также дата вступления в силу и источник официального опубликования указанных нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации.

В случае воспроизведения положений решений международных организаций, являющихся обязательными для Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в нормативном правовом акте приводятся ссылки на структурные единицы и реквизиты указанных решений международных организаций и международные договоры Российской Федерации, в соответствии с которыми такие решения международных организаций являются обязательными для Российской Федерации, а также дата вступления в силу и источник официального опубликования указанных решений международных организаций и международных договоров Российской Федерации.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации, либо ссылки на них необходимо указывать их название, наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации. В случае если в данный акт вносились изменения, то необходимо также указывать дату издания, номер, дату государственной регистрации и регистрационный номер внесенных изменений.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их название, наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

В случае наличия неоднократных ссылок на один и тот же нормативный правовой акт (международный договор Российской Федерации) в тексте нормативного правового акта достаточно сделать одну ссылку на источник официального опубликования данного акта (международного договора Российской Федерации) при его первом упоминании.

В случае если в нормативном правовом акте содержится ссылка на нормативный правовой акт, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), такая ссылка не должна раскрывать название и содержание данного акта или его отдельных положений и может включать только указание на наименование федерального органа исполнительной власти (органов), издавшего (принявшего) акт, наименование вида акта, дату подписания (утверждения) акта и его номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

В случае если в нормативном правовом акте содержится ссылка на акт федерального органа исполнительной власти (органов), содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, такая ссылка не должна раскрывать название и содержание данного акта или его отдельных положений и может включать только указание на наименование федерального органа исполнительной власти (органов), издавшего (принявшего) акт, наименование вида акта, дату подписания (утверждения) акта и его номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Ссылка в поступившем на государственную регистрацию нормативном правовом акте на акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае включения в нормативный правовой акт ссылки на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники необходимо руководствоваться положением части 2 статьи 27 Федерального закона N 162-ФЗ, согласно которому применение ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона N 162-ФЗ ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов национальных стандартов. Ссылки на информационно-технические справочники в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения информационно-технического справочника с указанием даты его утверждения. Указание в нормативном правовом акте на источник официального опубликования национального стандарта и (или) информационно-технического справочника также является обязательным.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона N 162-ФЗ тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.

Копии текстов указанных национальных стандартов и информационно-технических справочников оформляются в соответствии с порядком первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденным в соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 162-ФЗ, и представляются на бумажном носителе федеральными органами исполнительной власти одновременно с направлением нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Читать также:  Тест для мигрантов по основам законодательства РФ

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В связи с этим включение в текст нормативного правового акта ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники должно быть обусловлено предметом правового регулирования акта и являться вспомогательным инструментом для раскрытия предмета правового регулирования акта.

Сноски и примечания в нормативном правовом акте не должны содержать предписаний нормативно-правового характера.

VIII. Оформление приложений к нормативным правовым актам

Приложения к нормативному правовому акту являются его неотъемлемой частью. В случае если нормативный правовой акт имеет приложения, то в его тексте должны содержаться ссылки на эти приложения.

Если приложением к нормативному правовому акту является утверждаемый документ, то в верхнем правом углу проставляется гриф утверждения документа.

При наличии нескольких приложений к нормативному правовому акту на каждом приложении должны быть указаны номер приложения и реквизиты документа, которым оно утверждено.

Приложения, содержащие рекомендуемый образец, должны включать слова «рекомендуемый образец». При ссылке на такое приложение в тексте нормативного правового акта необходимо исходить из того, что рекомендуемый образец не является обязательной для применения формой, носит рекомендательный характер, в связи с чем следует использовать формулировку «(рекомендуемый образец приведен в приложении N.

Оформление справки к нормативным правовым актам

К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего нормативный правовой акт на государственную регистрацию.

В случае если справка подписана лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, визируется руководителями юридических служб этих федеральных органов исполнительной власти.

В сопроводительном письме либо в справке необходимо указывать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В справке отражается обоснование целей и мотивов издания нормативного правового акта, а также сведения по каждому из требований, предусмотренных пунктом 12 Правил. В случае издания нормативного правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование взамен действующего правового регулирования, рекомендуется отражать в справке основные отличия нового правового регулирования от действующего.

В случае внесения изменений в зарегистрированный нормативный правовой акт к справке прилагается сравнительная таблица положений нормативного правового акта в действующей редакции, в редакции предполагаемых изменений в данные положения, в которой также указывается обоснование предлагаемых изменений. При этом текст новых или изменяемых положений следует выделять среди положений, которые остаются без изменений.

В случае если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен возвращенного без государственной регистрации акта либо акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

При направлении на государственную регистрацию нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в справке необходимо указывать на основание отнесения сведений, содержащихся в акте, к сведениям конфиденциального характера или составляющим государственную тайну.

Внесение изменений в нормативные правовые акты и признание их утратившими силу (не подлежащими применению)

Признание нормативным правовым актом утратившим силу (не подлежащим применению) акта, не прошедшего государственную регистрацию или признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, не допускается.

Акты, имеющие различный предмет правового регулирования, должны признаваться утратившими силу (не подлежащими применению) отдельными нормативными правовыми актами.

Нормативный правовой акт о внесении изменений в зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации нормативный правовой акт либо его отдельную структурную единицу может быть признан утратившим силу (не подлежащим применению) только вместе с актом (его отдельной структурной единицей), в который (которую) вносились изменения.

При признании полностью утратившим силу (не подлежащим применению) нормативного правового акта не требуется признавать утратившими силу (не подлежащими применению) акты, которыми отдельные положения нормативного правового акта признавались утратившими силу (не подлежащими применению), за исключением актов, в которых, помимо положений о признании утратившими силу (не подлежащими применению), содержались также положения о внесении изменений в этот нормативный правовой акт.

При необходимости внесения изменений в несколько нормативных правовых актов, имеющих различный предмет правового регулирования, изменения в каждый акт оформляются отдельным нормативным правовым актом.

В случае если иное не предусмотрено федеральным законом, изменения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил. При необходимости внесения изменений или признания утратившим силу (не подлежащим применению) акта, изданного в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил, такой акт должен быть признан утратившим силу (не подлежащим применению) приказом или постановлением.

Положения об изменении или признании утратившими силу (не подлежащими применению) ранее изданных актов или их частей в том числе могут быть оформлены как приложения к акту.

При необходимости из текста нормативного правового акта могут исключаться отдельные слова, словосочетания, сноски, знаки препинания с указанием структурных единиц акта, при этом строки и графы таблиц не исключаются, а признаются утратившими силу.

Внесение изменений в обобщенной форме в нормативный правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

Нормативный правовой акт, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), признается утратившим силу (не подлежащим применению) нормативным правовым актом, содержащим пометку «Для служебного пользования».

Нормативный правовой акт, не содержащий служебную информацию ограниченного распространения (без пометки «Для служебного пользования»), не может признаваться утратившим силу (не подлежащим применению) нормативным правовым актом, содержащим пометку «Для служебного пользования».

Положения, предусмотренные пунктами 66 и 67 настоящих Разъяснений, применяются в аналогичных ситуациях по отношению к нормативным правовым актам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная регистрация нормативных правовых актов

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

1) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

Федеральные органы исполнительной власти направляют на государственную регистрацию подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.

В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя федерального органа исполнительной власти, к документам, представляемым на государственную регистрацию, прилагается копия документа, подтверждающего полномочия данного лица на подписание (утверждение) нормативного правового акта.

В случае если нормативный правовой акт завизирован лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

Изданный совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт, в том числе в случае внесения в него изменений, представляется на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации органом, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

Читать также:  Государственная программа по развитию сельскохозяйственного производства

Нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в количестве 2 экземпляров — подлинника и копии.

На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти или лица, исполняющего его обязанности.

Копия нормативного правового акта должна быть заверена органом, издавшим акт, а также должна быть четкой для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Каждый лист копии нормативного правового акта должен содержать на оборотной стороне копию визы руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти (лица, исполняющего его обязанности).

В нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта должны содержаться визы, подтверждающие согласование нормативного правового акта с другими федеральными органами исполнительной власти, в случае если такое согласование является необходимым в соответствии с Правилами.

В нижней части оборотной стороны последнего листа копии нормативного правового акта должны содержаться копии виз, подтверждающих согласование нормативного правового акта с другими федеральными органами исполнительной власти, в случае если такое согласование является необходимым в соответствии с Правилами.

В случае признания федеральным органом исполнительной власти утратившим силу (не подлежащим применению) нормативного правового акта, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации, нормативный правовой акт о признании утратившим силу (не подлежащим применению) должен быть представлен на государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами.

В случае признания утратившим силу (не подлежащим применению) акта, признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, в Министерство юстиции Российской Федерации направляется копия документа о признании такого акта утратившим силу (не подлежащим применению).

В случае если при осуществлении государственной регистрации компетенция перешла от одного органа к другому, Министерство юстиции Российской Федерации отказывает в государственной регистрации нормативного правового акта.

Текст нормативного правового акта должен соответствовать правилам русского языка. Министерство юстиции Российской Федерации возвращает без государственной регистрации нормативный правовой акт, в тексте которого имеются грамматические, орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. В случае возвращения без государственной регистрации нормативного правового акта в связи с его несоответствием правилам русского языка Министерством юстиции Российской Федерации приводятся отдельные примеры нарушения указанных правил.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 20 рабочих дней. Указанный срок исчисляется со следующего рабочего дня после поступления нормативного правового акта на бумажном носителе в Министерство юстиции Российской Федерации и присвоения ему входящего номера.

Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них штампа об отказе в государственной регистрации возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их федеральному органу исполнительной власти с письменным указанием причин отказа.

В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает документ об отмене нормативного правового акта, в государственной регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации его копия остается в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации в третий раз в письме о возврате указывается на необходимость его отмены и издания нового нормативного правового акта взамен отмененного.

В случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения правовой и антикоррупционной экспертиз признается Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом копия акта остается в Министерстве юстиции Российской Федерации. В случае если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Министерство юстиции Российской Федерации для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Подлинник нормативного правового акта выдается после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа. Подлинник выдается под подпись сотруднику (работнику) федерального органа исполнительной власти при предъявлении удостоверения или иного документа, подтверждающего факт работы в данном органе.

В случае если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он направляется Министерством юстиции Российской Федерации по почте в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Инструктажи по охране труда

С 1 сентября работодатели обязаны будут проводить:

  • вводный инструктаж по охране труда;
  • инструктажи по охране труда на рабочем месте;
  • целевой инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж

Проходить вводный инструктаж должны:

  • вновь принятые работники, а также командированные из другой организации или структурного подразделения;
  • лица, проходящие производственную практику.

Программу следует разработать на основе примерного перечня тем (приложение № 1 к Порядку) с учетом специфики деятельности организации.

Инструктировать сотрудников, как и в действующем порядке, должен будет специалист по охране труда или иной уполномоченный работник организации.

Инструктажи по охране труда на рабочем месте

Новые правила выделяют первичный, повторный и внеплановый инструктажи по охране труда:

Вид инструктажа
Кто проходит и в каких случаях
Периодичность

Первичный

Все работники организации. Лица, проходящие производственную практику
Один раз, при приеме на работу

Повторный
Сотрудники, прошедшие первичный инструктаж
Не реже 1 раза в 6 месяцев, если иное не предусмотрено действующими правилами

Внеплановый
Сотрудники, в следующих ситуациях:

изменен порядок эксплуатации оборудования, использовании сырья и материалов, технологические процессы, влияющие на безопасность труда;изменились должностные (функциональные) обязанности работников, связанных с производственной деятельность, влияющие на безопасность труда;изменились государственные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, затрагивающие трудовые функции работника;изменились локальные нормативные акты, затрагивающие требования охраны труда в организации;выявлены дополнительные к имеющимся на рабочем месте производственные факторы и источники опасности в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, угрожающие жизни и здоровью работников;должностные лица федеральной инспекции труда установили нарушения по охране труда и выдвинули такое требование;произошла авария или несчастный случай на производстве;произошел перерыв в работе более
60 календарных дней;такое решение принял работодатель
По мере возникновения указанных обстоятельств

В новых правилах сохранилось условие, при котором вы можете не проводить первичный и повторный инструктажи: если в отношении рабочих мест отдельных сотрудников установлен оптимальный или допустимый класс условий труда и кроме офисной и бытовой техники они не используют иного производственного оборудования.

Целевой инструктаж

Этот вид инструктажа вынесен в отдельную форму обучения. Его нужно проводить перед выполнением работ:

  • которые проводятся под непрерывным контролем работодателя, а также работ повышенной опасности, в том числе тех, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов;
  • на объектах повышенной опасности, в том числе непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
  • не относящимися к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными или производственными инструкциями, в том числе вне цеха, участка;
  • перед погрузочно-разгрузочными работами, работами по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
  • направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
  • в иных случаях, установленных работодателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *