Создание экосистемы поддержки бизнеса
Постановление Правительства РФ от 21. 2021 №2371 утвердило сроки запуска эксперимента по оказанию поддержки на базе цифровой платформы МСП. Он стартует с 1 февраля 2022 года до 1 февраля 2025 года.
- малый и средний бизнес;
- самозанятых;
- граждан, которые только собираются начать свое дело.
Предполагается, что новая система максимально упростит открытие, ведение и развитие бизнеса. К ней подключатся федеральные министерства и ведомства, институты развития, банки и страховые организации. Все они будут обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель новшества — объединить в экосистеме все сервисы для МСП и позволить предпринимателям выбирать и получать необходимые меры поддержки дистанционно. Система будет работать на базе цифровой платформы, которая обеспечит адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса, без личного присутствия предпринимателей. К 2024 году на цифровой платформе планируется реализовать более 20 различных сервисов.
У каждого пользователя платформы появится свой цифровой профиль. Федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы будут предлагаться участникам с учетом потребностей и стадии развития бизнеса.
Задачи в рамках проекта
- Обеспечение дистанционного доступа к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки МСП.
- Запуск мобильного приложения с сервисами цифровой платформы.
- Создание условий для реализации товаров или услуг с помощью цифрового сервиса — агрегатора маркетплейсов на цифровой платформе.
- Помощь с привлечением персонала, обеспечение предложений от соискателей на трудоустройство, в том числе за счет интеграции с существующими сервисами и «Электронной трудовой книжкой».
- Адресный подбор мер, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов поддержки.
Новое в господдержке в 2022 году
В этом году государство планирует компенсировать предпринимателям часть затрат на участие в международных выставках и ярмарках, сделать более доступным российское ПО, а также усовершенствовать процесс получения заёмных средств.
Упрощен доступ к господдержке для участников международных выставок
Постановление Правительства РФ от 22. 2021 № 1591 упростило для экспортеров процесс оформления заявки на получение федеральных субсидий. Эти деньги могут быть потрачены на компенсацию затрат на участие в международных проектах: на аренду площадки, необходимой мебели и оборудования, а также на оплату регистрационных сборов. Теперь подать заявку можно онлайн через информационную систему «Одно окно».
Уже сейчас экспортеры могут с помощью системы отправить заявку на подтверждение нулевой ставки НДС или направить заявление на участие в выставках, получить сертификат свободной продажи.
Субсидии на участие в международных выставках и ярмарках компании и ИП получают с 2021 года. Размер господдержки по каждому мероприятию для малого и среднего бизнеса составляет 700 000 руб. , а для крупного — 2 млн руб. В течение года доступны субсидии на возмещение затрат по трем мероприятиям.
Действует «зонтичный» механизм для получения заёмного финансирования
«Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50 % от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.
Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2 %.
Компенсация расходов на покупку российского ПО
В рамках нового механизма поддержки малого и среднего бизнеса у предпринимателей появилась возможность приобрести российское ПО на 50 % дешевле. Но для этого нужно соответствовать требованиям по среднесписочной численности работников и доходам.
Продлена программа субсидирования МСП при размещении бумаг на бирже
Программа будет действовать до 2024 года и, как и прежде, доступ к ней получат те бизнесы, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов МСП (Постановление Правительства РФ от 30. 2020 № 2374). Она предполагает частичную компенсацию затрат на выпуск акций и облигаций (до 1,5 млн руб. ) и выплаты по купонам (до 70 %).
Отбор эмитентов для участия в программе субсидирования осуществляется два раза в год — до 1 июля и до 1 октября календарного года.
Субсидии от центра занятости
Если вы только планируете открыть свой бизнес, то вам нужно знать о специальной программе Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела. Но чтобы на нее рассчитывать, нужно быть официальным безработным.
Размер суммы зависит от региона. Например, московские предприниматели могут рассчитывать на совсем небольшую финансовую помощь от столичного Центра занятости населения. Она составит не более 10 200 руб. А в Подмосковье можно претендовать на 145 560 руб. , и еще дополнительно вам выделят 7 500 руб. на подготовку документов.
Актуальную информацию о размере помощи по своему региону следует уточнять на сайте администрации или региональном портале «Мой бизнес».
Как правило, единовременная финансовая помощь от центра занятости выделяется на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, услуги правового характера, консультации.
Год бесплатной Эльбы для начинающих ИП: онлайн-бухгалтерия поможет сформировать и отправить документы, сдать отчетность в налоговую
Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.
Грантовая поддержка
Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется как начинающему, так и опытному предпринимателю в форме софинансирования или на безвозвратной и безвозмездной основах.
Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.
Ближайший год однозначно будут поддерживать такие направления, как сельское хозяйство, фермерство, туризм.
Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.
Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» на сайте «Мой бизнес». Просто укажите на карте регион — и система выдаст информацию о местных отделениях, в том числе сайт, на котором можно найти всю информацию по поддержке.
На сайте Минэкономразвития доступен список уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
Поддержка малого агробизнеса в 2022 году
Запуск информационной системы. Последние несколько лет государство особенно поддерживает отечественный АПК. В январе 2022 года планировался запуск специальной информационной системы для сельхозпроизводителей. Минсельхоз РФ подготовил соответствующий законопроект, но пока он находится на стадии обсуждения.
Когда систему запустят, она должна будет обеспечить информирование предпринимателей о возможных мерах господдержки.
Новый грант на развитие сельского туризма. Постановление Правительства РФ от 16. 2021 № 2309 ввело грант на проекты, связанные с сельским туризмом. С 1 января 2022 года малый аграрный бизнес может претендовать на сумму до 10 млн руб. , если, например, занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, создает развлекательную инфраструктуру, закупает туристическое оборудование и т.
Грант «Агропрогресс». В 2021 году поддержка расширилась за счет нового гранта «Агропрогресс» (Постановление Правительства РФ от 26. 2020 № 1932). На него могут претендовать сельскохозяйственные товаропроизводители, официально работающие не менее двух лет на сельской территории.
Сумма господдержки — не более 30 млн руб. Средства могут направляться на развитие базы по производству, хранению, переработке и реализации продукции, покупку, строительство новых объектов для производства и др.
Если вы занимаетесь сельским хозяйством, то вам могут подойти другие гранты:
- «Агростартап» — для КФХ, ИП. Суммы: 3-5 млн руб.
- Грант на развитие семейной фермы — для КФХ, ИП, отвечающим критериям микропредприятия. Сумма — не более 30 млн руб.
В 2021 году аграриям из регионов Дальнего Востока увеличили размер грантов на развитие семейных ферм и сельхозкооперативов. Если ранее объем поддержки достигал не более 60 %, то теперь он увеличился до 70 %. При этом возможно компенсирование до 20 % оставшихся затрат за счет средств регионального бюджета.
Гранты для туристического бизнеса в 2022 году
Правила предоставления субсидий на грантовую поддержку бизнес-идей, связанных с развитием внутреннего и въездного туризма, определены Постановлением Правительства РФ от 07. 2019 № 1619.
Выделяемые средства можно тратить на создание новых туристических маршрутов, покупку модульных гостиниц и оборудования для туристических информационных центров, разработку аудиогидов, онлайн-путеводителей, установку пандусов и подъемников для людей с инвалидностью.
Субсидии на гранты выделяются ежегодно, они направляются Ростуризму, а оно в свою очередь проводит конкурс среди предпринимателей на основе полученных заявок. Максимальная сумма гранта составляет 3 млн руб. К участникам предъявляются определенные требования.
Чтобы оценить, какие проекты чаще всего получают финансирование, ознакомьтесь с результатами конкурса за предыдущие годы.
В 2021 году для ИП и компаний правила получения грантов упростили (Постановление Правительства РФ от 11. 2020 № 1208).
- подавать заявки и все необходимые документы на гранты можно в электронной форме (в том числе справки об уплате налогов и сборов, бизнес-планы проектов, информацию о численности сотрудников, копии учредительных документов, выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- сокращены сроки проведения конкурсного отбора.
Федеральные программы поддержки бизнеса
Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на несколько программ от различных ведомств и организаций.
Минэкономразвития России
Его интересы распространяются на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11. 2019 № 110 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).
Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
Корпорации МСП
Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.
На сайте корпорации можно узнать обо всех льготах, субсидиях и грантах, которые положены вашей компании.
АО «МСП Банк»
Занимается госпрограммой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.
Фонд содействия инновациям
Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».
Минсельхоз России
Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры господдержки в 2022 году. Товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.
Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.
Региональные программы поддержки
Детали и условия программ поддержки, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. В поисковиках можно вбивать запрос таким образом: «региональный портал малого и среднего предпринимательства <город>».
Например, вводим запрос «региональный портал малого и среднего предпринимательства Саратов» и выходим на сайт, который дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.
Центры инфраструктуры МСП в регионах на сайте «Мой бизнес»
Субсидии на возмещение процентов по кредиту
Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).
Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах.
Поддержка самозанятых в 2022 году
Постановление Правительства РФ от 29. 2020 № 1563 распространило на самозанятых меры поддержки, которые ранее были предусмотрены для МСП.
Теперь они смогут воспользоваться полным набором услуг, сервисов и финансовых инструментов в центрах «Мой бизнес».
Также они вправе претендовать на аренду коворкингов и бизнес-инкубаторов по льготным ставкам, займы в размере до 1 млн руб. от государственных МФО.
Не пропустите новые
публикации
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% — до 32% ВВП). В 2019 году данный показатель составил 32,64% ВВП.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2013 — 2019 гг. (% к ВВП)
<*> — Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
Источники данных: ВВП — Росстат, доходы бюджета расширенного правительства — Федеральное казначейство
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы — НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2).
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2013 — 2019 гг. (% к ВВП)
2013201420152016201720182019Налоговые доходы и платежи30,8631,3628,9728,6430,3532,4832,64Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов9,6710,047,426,156,868,967,82из них:НДПИ на нефть3,003,123,252,743,655,004,70НДПИ на газ0,440,470,510,570,730,740,72Акцизы на нефтепродукты0,570,490,360,490,360,350,33Вывозные таможенные пошлины на нефть3,203,321,721,201,061,481,01Вывозные таможенные пошлины на газ0,660,620,670,630,630,770,63Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты1,651,880,900,520,430,620,42Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)0,140,140,000,000,000,000,00Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов21,1921,3321,5522,4923,4923,5224,82
В 2019 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации практически не изменилась по сравнению с 2018 годом. Произошло лишь незначительное увеличение на 0,16 п. с 32,48% к ВВП в 2018 году до 32,64% к ВВП в 2019 году. При этом налоговая нагрузка в части налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенной пошлины суммарно снизилась на 1,38 п. Основной прирост налоговой нагрузки произошел за счет налога на добавленную стоимость (увеличился на 0,7 п. ) и страховых взносов (увеличились на 0,6 п. Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2019 году существенно не менялся, что позволило сохранить стабильность налоговых условий.
Налоговая нагрузка без учета нефтегазовых доходов в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1,3% и составила 24,82% к ВВП. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в связи с увеличением налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость и прекращения действия пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, за последние 6 лет не превышал 1% к ВВП. В 2019 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,82% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,47% к ВВП (Таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2013 — 2019 гг. (% к ВВП)
2013201420152016201720182019Доходы всего33,4933,8732,4032,9233,8035,6735,89в том числе Фискальная нагрузка31,6732,1029,9229,3831,1433,2233,47Налоговые доходы и платежи30,8631,3628,9728,6430,3532,4832,64Нефтегазовые доходы9,6710,047,426,156,868,967,82Доходы, не относящиеся к нефтегазовым21,1921,3321,5522,4923,4923,5224,82Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей0,810,740,960,740,790,740,82
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) (Таблица 4). При этом необходимо отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)
Страна201320142015201620172018 (оценка)Австралия27,3327,3327,9227,6028,53н. Австрия42,8242,7143,1041,9141,8042,18Бельгия45,1645,0744,8143,8844,4644,85Великобритания32,5731,8332,1632,7333,2733,54Венгрия38,0737,9938,7139,1538,1836,55Германия36,7636,7036,9937,4237,5738,19Голландия36,5437,0537,0138,4038,7038,75Греция35,4635,7536,5838,7038,9138,74Дания45,8948,5346,1345,6945,7144,86Израиль30,7231,1531,3131,1132,5131,09Ирландия28,1728,4123,1123,3622,5222,32Исландия35,7538,3236,3350,8137,5036,69Испания33,1333,5933,5933,2933,6834,40Италия44,0543,4743,1142,3142,1342,05Канада30,8631,3432,6833,1732,8132,99Латвия28,5028,9829,2231,2031,1230,74Литван. 27,4928,8829,6929,5330,26Люксембург38,2337,4537,0937,9438,7140,05Мексика13,7513,7015,9316,6216,0916,13Новая Зеландия31,1331,2231,5731,6832,0832,69Норвегия39,9338,7938,4338,7138,8039,03Польша31,9431,8832,3733,5434,1435,03Португалия34,0734,2634,4534,1234,4435,39Словакия30,2431,1232,1832,3433,1033,05Словения36,7536,1936,3536,5136,2836,38США25,6525,9826,2425,8726,7824,33Турция25,3524,5825,0925,3024,9024,35Финляндия43,6243,8143,9344,0343,3142,67Франция45,2345,4545,2845,3746,1246,10Чехия34,0833,1033,3534,2434,8735,28Чили19,8619,6120,3820,1420,1121,07Швейцария26,8926,8827,6027,7128,4427,94Швеция42,9142,5943,0844,2144,3943,93Эстония31,7032,2733,3133,5432,7733,24Южная Корея24,3024,5925,1626,2426,9028,42Япония28,8530,2630,6330,7331,37н. Средняя по ОЭСР33,6133,6033,7234,4234,1934,26Россия30,8631,3628,9728,6430,3532,48Россия (без учета нефтегазовых доходов)21,1921,3321,5522,4923,4923,52
Источники данных: данные по ОЭСР — Revenue Statistics 1965 — 2019
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2013 — 2019 гг. (% налоговых доходов к ВВП)
Страна2013201420152016201720182019Россия33,4833,8631,8832,7633,2735,5434,91Средняя по ЕАЭС (кроме России)30,3130,0728,1227,7328,4929,1428,91Армения22,2022,0521,4921,4221,2421,6523,52Беларусь39,8338,9338,8139,0238,7139,8837,79Казахстан24,7523,7416,6117,0120,3022,2221,01Киргизия34,4535,5535,5533,4733,7232,8033,32
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2019 год — 34,91) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2019 год — 32,64), в связи с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
МЕРЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВИДАМ НАЛОГОВ
Усовершенствование порядка налогообложения прибыли инвестиционных товариществ в части сокращения количества формируемых налоговых баз, обеспечивая единый поход к их формированию.
Мера направлена на создание дополнительных благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиций.
Конкретизация норм, касающихся налогового учета расходов на модернизацию амортизируемого имущества, с целью исключения возможности их различного толкования и сокращения соответствующих налоговых споров (судебных разбирательств и затрат на них).
Налог на доходы физических лиц
Установление налога на выплаты процентных доходов по вкладам и ценным бумагам граждан в размере 13% для граждан, чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб. Новый налог будет впервые уплачен вкладчиками в 2022 году за 2021 год.
Установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период.
Упрощение порядка получения отдельных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц: отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом.
Отмена обязанности представления налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 000 руб. либо 1 000 000 руб. ) над соответствующими доходами.
Имущественные налоги
Отмена налоговой декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (административные и торговые центры, отдельные нежилые помещения), с учетом практики применения аналогичных норм по транспортному и земельному налогам.
Контроль за уплатой налога на имущество организаций в отношении таких объектов будет осуществляться налоговыми органами на основании сведений, получаемых от Росреестра в порядке, аналогичном порядку, установленному по транспортному и земельному налогам.
Изменение порядка исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств. В случае гибели (уничтожения) транспортных средств обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента гибели (уничтожения), а не с момента снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Аналогичные нормы в настоящее время предусмотрены по налогу на имущество физических лиц.
Распространение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам ветеранам боевых действия.
Возложение обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о статусе земельного участка, изъятого из оборота и ограниченного в обороте, на органы и лица, уполномоченные федеральными органами государственной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба).
Исключение положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации о применении инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц в связи с окончанием 1 января 2020 года переходного периода.
Налог на добычу полезных ископаемых
Повышение эффективности предоставления льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, в том числе по выработанным месторождениям.
Совершенствование налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, в том числе изменение подходов к налогообложению многокомпонентных комплексных руд (МКР), на основе анализа действующих ставок при добыче многокомпонентных комплексных руд, добываемых полностью или частично на территории Красноярского края.
Акцизы
Повышение ставки акциза на табачную продукцию в целях дестимулирования «вредного» для здоровья потребления.
Специальные налоговые режимы
Уточнение порядка исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — УСН), при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка.
Исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику (далее — ККТ).
Налоговая декларация такими налогоплательщиками представляться не будет, а сумма налога по УСН, подлежащая к уплате в бюджет, будет исчисляться налоговым органом на основании поступивших в налоговый орган сведений об осуществленных расчетах, зафиксированных ККТ с направлением налогоплательщику уведомления о сумме налога (авансовых платежей по налогу) по УСН, подлежащих уплате, через сервис «Личный кабинет».
Включение дополнительных позиций в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, для которых в настоящее время применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Увеличение предельных размеров ограничений по площади торгового зала объектов стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей, объектов организации общественного питания с 50 до 150 квадратных метров.
Указанные меры направлены на обеспечение максимально комфортного перехода индивидуальных предпринимателей с режима единого налога на вмененный доход на патентную систему налогообложения.
Продление до 2024 года права субъекта Российской Федерации вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации и перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
Страховые взносы
Продолжение работы по синхронизации перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. Применение единого подхода в обложении страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц аналогичных сумм выплат/доходов, произведенных работодателем, позволит усовершенствовать процесс администрирования таких платежей налоговыми органами, а также снизит административную нагрузку на плательщиков страховых взносов.
Ограничение случаев, при которых у плательщиков страховых взносов, являющихся участниками проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Федеральный закон N 244-ФЗ, участник проекта), возникает обязанность по восстановлению и уплате страховых взносов в связи с утратой соответствующего статуса. Данная обязанность возникнет только в случае досрочного исключения юридического лица из реестра участников проекта в связи с нарушением участником проекта правил проекта, несоблюдением участником проекта требований Федерального закона N 244-ФЗ, отказом участника проекта от участия в проекте.
Уточнение порядка исчисления и уплаты страховых взносов с сумм вознаграждений членам совета многоквартирного дома, в случае если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и избранными членами совета многоквартирного дома, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию.
Государственная пошлина
Установление государственной пошлины за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового.
Деофшоризация российской экономики
Повышение налогообложения выплат доходов в виде процентов и дивидендов, выплачиваемых зарубежным получателям, находящихся в офшорных юрисдикциях до 15% с 1 января 2021 года.
Приведение российского законодательства в соответствие с Единым стандартом отчетности ОЭСР для обеспечения эффективного международного автоматического обмена финансовой информацией.
Приведение налогового законодательства в соответствии с законодательством о недрах в части сокращения требований к иностранным организациям — налоговым резидентам Российской Федерации. Для признания иностранных организаций, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность по добыче полезных ископаемых на основании лицензий на пользование недрами, налоговыми резидентами Российской Федерации не будет требоваться заключение лицензионного соглашения.
Снижение налоговой и административной нагрузки физических лиц, являющихся контролирующими лицами иностранных компаний. Предоставление права уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний в фиксированном размере 5 млн рублей без декларирования таких доходов.
Мера позволит упростить администрирование налогообложения и будет способствовать привлечению в Российскую Федерацию налоговых резидентов, в первую очередь из числа лиц с высокими доходами.
Совершенствование международного налогообложения:
— исключение возможности использования международными холдинговыми компаниями налоговых льгот в случае невыполнения ими требований Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»;
— продолжение работы по внесению изменений в соглашения об устранении двойного налогообложения с целью реализации мер, направленных на борьбу с использованием схем налогообложения, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается российским бенефициарам через так называемые «транзитные юрисдикции»;
— совершенствование порядка проведения взаимосогласительных процедур в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения в части определения порядка взаимодействия компетентных органов, ответственных за проведение взаимосогласительных процедур, и практической реализации достигнутой договоренности между компетентными органами;
— совершенствование законодательства Российской федерации о налогах и сборах в части ограничений на использование положений соглашений об устранении двойного налогообложения как механизма минимизации или уклонения от налогообложения, развития концепции фактического права на доход, правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций при осуществлении ими деятельности на территории Российской Федерации, расширения (уточнения) перечня доходов, признаваемых доходами от источников в Российской Федерации.
Трансфертное ценообразование.
Уточнение норм законодательства в сфере трансфертного ценообразования при определении цен для целей налогообложения:
— в части признания контролируемыми внешнеторговых сделок, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта Российской Федерации;
— в части устранения правовой неопределенности в отношении порядка исчисления суммы доходов по сделкам в ситуациях, когда лицо, получающее доход по таким сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций или сделка совершена с участием комиссионера (агента).
Результатом предлагаемых изменений должно стать устранение правовой неопределенности, а также снижение административной нагрузки на бизнес при заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
Совершенствование налогового администрирования
Развитие налогового мониторинга путем уменьшения пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения перечня его потенциальных участников, а также за счет расширения информационного взаимодействия налоговых органов с участниками налогового мониторинга и снижения административной нагрузки на последних.
Интеграция законодательства Российской Федерации о ККТ в законодательство о налогах и сборах. Предполагается отмена контроля за применением контрольно-кассовой техники как самостоятельной формы федерального государственного контроля (надзора) и его включение в систему налогового контроля в рамках единого нормативного правового акта — Налогового кодекса Российской Федерации. Это будет способствовать дальнейшему формированию бесконтактного налогового администрирования, установлению единых правил контроля за деятельностью налогоплательщиков, осуществляющих фиксацию расчетов, а также снизит административную нагрузку на налогоплательщиков.
Введение института «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя» в целях упрощения процедуры расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Данный институт предполагает уплату налогов одним платежным поручением без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы Российской Федерации и т. и последующий зачет перечисленных денежных средств налоговым органом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств.
Возложение на налоговые органы обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации (расчета).
Определение закрытого перечня случаев, при которых налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной.
Дальнейшее развитие электронного документооборота в налоговой сфере, в том числе:
— поэтапный переход к направлению налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика без дублирования по почте на бумажном носителе (за исключением инвалидов, малоимущих граждан, несовершеннолетних, пенсионеров, граждан предпенсионного возраста и некоторых других категорий граждан). В первую очередь переход будет реализован в отношении налогоплательщиков — физических лиц, проживающих в городах с численностью населения более 1 миллиона человек. Это обеспечит надежность и гарантированность своевременного получения указанными налогоплательщиками налоговых уведомлений с требованием об уплате налогов;
— внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов (банков), в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, в том числе при возмещении НДС (освобождении от уплаты акцизов) в заявительном порядке. Такой механизм позволит обеспечить быструю и прозрачную логистику, сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков.
Урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.
Расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства. Реализация данной меры будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков.
Законодательное урегулирование возможности налоговых органов получать от Банка России необходимые документы и сведения, составляющие банковскую тайну, а также возможности Банка России получать отдельные сведения, составляющие налоговую тайну, необходимые для исполнения возложенных на него функций.
Увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырех до пяти лет, в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.
Установление нового порядка предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего обязанность для получателей льгот осуществлять инвестиции в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключенными с Правительством Российской Федерации.
Приведение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в соответствие с поправками в Конституцию Российской Федерации.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Рассмотрение вопроса о необходимости снятия ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения, в части:
— уменьшения минимальной доли владения капиталом компаний, выплачивающих дивиденды;
— уточнения нормы об освобождении продажи акций российских организаций (уменьшение минимально установленного срока владения с пяти до трех лет).
Введение данных изменений должно быть обусловлено оценкой лучших мировых практик налогообложения в данной сфере для повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Проработка вопроса смягчения политики учета расходов страхования при налогообложении. Отказ от закрытого перечня видов страхования, по которым соответствующие расходы учитывались для целей налогообложения, в пользу открытой позиции по возможности списания данных затрат с установлением отдельных видов страхования, которые не могут учитываться для целей налогообложения.
Проработка вопроса о продлении действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.
Налог на добавленную стоимость
Рассмотрение целесообразности о возложении обязанности уплаты НДС за иностранную организацию российским покупателем — налоговым агентом, за исключением случаев оказания услуг в электронной форме либо, когда иностранная организация состоит на учете в налоговых органах в силу наличия представительства (филиала) и товары реализуются (работы выполняются, услуги оказываются) через такие обособленные подразделения.
Принятие данных изменений облегчит условия ведения бизнеса в Российской Федерации иностранным организациям, состоящим на налоговом учете только в связи с наличием имущества или счета в российском банке, поскольку у таких организаций будет отсутствовать обязанность по исчислению и уплате НДС и представлению налоговых деклараций в налоговые органы.
Проработка в рамках заседаний Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии, в том числе на предмет финансовых последствий для федерального бюджета, изменений в порядок определения места реализации работ (услуг) и установление его во всех случаях по принципу страны нахождения покупателя.
Инициатива бизнес-сообщества о возможности добровольной постановки на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса при осуществлении любых видов деятельности (реализации в адрес российских покупателей), доступного сейчас только поставщикам электронных услуг, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 174. 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций
Проработка возможности отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога на имущество организаций. Результатом станет упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.
При этом необходимо определение оптимального размера предельной налоговой ставки, обеспечивающего, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, и, с другой стороны, соблюдение интересов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Налогообложение международных холдинговых компаний
Существует необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы осуществления международными холдинговыми компаниями деятельности в специальных административных районах (далее — САР).
С августа 2018 года в Российской Федерации САР функционируют на о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область), участниками которых могут стать иностранные юридические лица при условии изменения местонахождения (редомициляции) с иностранной юрисдикции на российскую с присвоением особого статуса международной компании при соблюдении определенных условий.
Указанные районы и уже существующие налоговые преференции компаниям, редомицилированным в эти районы, становятся все более привлекательным способом структурирования бизнеса для иностранных компаний с российскими собственниками.
Однако практика показывает, что в настоящее время редомициляция в САР недоступна для многих налогоплательщиков, в связи с чем условия для редомициляции требуют улучшения с целью повышения привлекательности САР как перспективной стратегии структурирования иностранного бизнеса.
Бизнес-сообщество заинтересовано в донастройке правовых и налоговых параметров деятельности в САР и предлагает ключевые меры, необходимые для стимулирования перевода российских и зарубежных холдингов в САР. Среди этих мер освобождение от налогообложения в Российской Федерации доходов международной компании от деятельности ее обособленных подразделений за пределами Российской Федерации и законодательное закрепление налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов по доходам в виде дивидендов, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями.
Ввиду того, что налогообложение доходов международной компании от деятельности ее обособленных подразделений за пределами Российской Федерации может являться сдерживающим фактором для приобретения иностранными организациями статуса международной компании в порядке редомициляции в САР в случае, если иностранные организации зарегистрированы или имеют обособленные подразделения в юрисдикциях с более благоприятными налоговыми условиями, предложение по освобождению таких доходов от налогообложения заслуживает внимания и требует проработки.
Что касается закрепления налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов по доходам в виде дивидендов, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями, то необходимо отметить, что в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации В. Путина осуществляется пересмотр международных соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15 процентов в отношении дивидендов и процентов. При этом с целью защиты российской налоговой базы пониженная ставка по налогу у источника останется только в отношении доходов, выплачиваемым публичным компаниям. В этой связи представляется целесообразным комплексный подход к реализации всех новаций в области налогообложения с учетом дополнительных доходов, которые они принесут бюджету.
Проработка возможности реализации режима урегулирования долгов физических лиц без дополнительных для них расходов с возможностью упрощенной внесудебной защиты своих прав и свобод с использованием сервисов дистанционного взаимодействия с налоговым органом.
Исключение избыточных административных процедур, неоправданно затягивающих урегулирование долга физического лица, при отсутствии у него возражений в отношении размера задолженности или оснований ее возникновения.
Повышение защищенности прав граждан за счет встраивания в процедуру урегулирования долга цифровых механизмов дистанционного взаимодействия налогоплательщика и налогового органа для актуализации при необходимости сведений о величине долга и оснований его образования.
ОЦЕНКА СРЕДНЕВЗВЕШЕННОГО ТАРИФА В 2019 — 2023 ГОДАХ ПО УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ ТОВАРОВ
Код ТН ВЭД ЕАЭСНазваниеСредневзвешенная ставка, %2019 (факт)2020 (прогноз)2021 (прогноз)2022 (прогноз)2023 (прогноз)01 — 24Продовольственные товары и с/х сырье6,196,246,546,556,5625 — 27Минеральные продукты3,794,144,204,204,2028 — 40Продукция химической промышленности, каучук4,234,084,224,244,2441 — 43Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них11,3511,7111,8711,8711,8744 — 49Древесина и целлюлозно-бумажные изделия5,475,565,635,635,6350 — 67Текстиль, текстильные изделия и обувь7,226,887,657,707,7371Драгоценные камни, металлы и изделия из них6,236,586,716,726,7372 — 83Металлы и изделия из них6,496,606,756,756,7584 — 90Машины, оборудование и транспортные средства3,963,353,673,673,6768 — 70, 91 — 97Другие товары9,679,759,579,579,58