Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

На чтение 4 мин.

Существует несколько мнений по поводу значения «Ленд-лиза» на исход Второй мировой войны и часто они прямо противоположны. Одни эксперты считают, что его влияние малозначительным, другие – огромным. В действительности роль американской помощи в победе над фашизмом нельзя недооценивать.

  • «Ленд-лиз» — что это?
  • Страны – участники «Ленд-лиза». Размер помощи
  • Помощь для СССР
  • Основные маршруты поставок
  • Распределение помощи
  • Выплаты СССР по долгам
  • Значение поставок

По своей сути, ленд-лиз – уникальная программа, объединившая усилия стран в борьбе с глобальным злом. Однако споры по поводу роли этого проекта в годы Великой Отечественной войны не утихают до сих пор. Так, в годы холодной войны советские историки принижали значение ленд-лиза в Победе СССР, но спустя время роль американских поставок называли чуть ли не решающей. В чем же на самом деле заключалась «помощь» США Советскому Союзу в годы войны? И почему СССР остался в долгах перед американцами?

«Ленд-лиз» — что это?

Термином «ленд-лиз» называется программа государственной помощи США, которую они оказывали своим союзникам во время Второй мировой войны военной техникой, оборудованием и продуктами.

А вы знали, что США помогли СССР?

Ее предоставляли, опираясь на принятый 11 марта 1941 года Конгрессом США «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» и она давалась на таких условиях:

— материальные средства, безвозвратно уничтоженные в ходе войны (техника, боеприпасы, сырье) не требуют оплаты принимающей стороной;

— имущество, переданное в рамках данной программы, пригодное для дальнейшего использования в мирное время в народном хозяйстве, подлежит оплате на основе долгосрочных кредитов;

— подлежат возврату в США после завершения войны техника и оборудование, не поврежденные и годные к дальнейшему использованию.

Предполагалось, что поставки помощи странам-заказчикам будут производиться до июня 1943 года; впоследствии срок постоянно продлевался.

Основные маршруты поставок

Для поставок помощи на огромную территорию СССР организовали пять маршрутов. По Тихоокеанскому пути было переправлено более 8 300 000 тонн, что составило около половины всей предоставленной помощи. Значительные объемы грузов шли через Арктический и Трансиранский конвой – суммарно около 46% грузов прошло именно этими маршрутами. Остальные поставки (6% в общей массе) осуществлялись Черным морем и по другим каналам.

Через Арктику помощь поставлялась в июле-декабре 1941 года. Этот маршрут был коротким (около двух недель) и опасным –  15% грузов не доходили до адресата (были потоплены).

Через Тихоокеанский маршрут, начавший действовать с декабря 1941 года, было переправлено в СССР около половины всех грузов; этот маршрут был относительно безопасным, но более продолжительным – занимал до месяца.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Трансиранским конвоем с ноября 1941 года было передано около 3 000 тонн груза, специально на территории Ирана было сооружено несколько автомобильных заводов, которые переправили только 184 000 автомобилей.

Федор Андреевич Брянский

Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

Черноморским маршрутом с начала 1945 года  было переправлено морем значительное количество грузов.

Кроме того, функционировали два воздушных маршрута через Атлантику и через Аляску; через них в СССР было переправлено более 8 000 самолетов.

Помощь по «Ленд-лизу» предполагала не только поставку в страну военной техники; много было передано современного оборудования, средств связи, продовольствия, продуктов питания и медикаментов. Всего на территорию СССР поступило более 440 000 новых машин, около 380 000 грузовых автомобилей, 1 900 локомотивов и 12 000 вагонов и других механизмов; в продовольственной помощи только объем сахара составил 610 000 тонн, не считая других продуктов.

Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду, внаём) – государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия:поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);в случае заинтересованности американской стороны, не разрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США. Первоначально, в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года к программе присоединили СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. В 1942 году США подписали с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и «Свободной» Францией ещё одно соглашение, так называемый «Обратный» ленд-лиз. Согласно ему уже союзники предоставляли армии США товары, обслуживание и транспортные услуги, использование их военных баз. Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд долларов США (612,88 млрд долларов в ценах 2008 года), из которых 31,4 млрд долларов было поставлено в Великобританию, 11,3 млрд – в СССР, 3,2 млрд – во Францию и 1,6 млрд – в Китайскую Республику. Обратный ленд-лиз составил 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд долларов пришлись на Великобританию и страны Содружества. 21 августа 1945 года президент Труман объявил об окончании программы ленд-лиза.

Почему так живуч миф «без ленд-лиза СССР не победил бы»?

Все озвученные выше цифры вполне доступны и были доступны уже много лет назад. Откуда изобилие оценок, повторяющих тезисы историка Соколова? И почему они со временем не только не теряют, но и увеличивают популярность? Как могут пользоваться поддержкой идеи, явно не находящие никакой опоры в реальных цифрах?

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос таков: все дело в переносе людьми своего восприятия современности на прошлое. Многие наши современники по-прежнему мыслят известными фразами персонажей классика русской литературы девяностых. С их точки зрения страна, руководимая Москвой, никогда не могла быть иной, чем сегодня – то есть, не вполне полноценной экономически и технологически. И, разумеется, в смысле умственного потенциала как минимум ее руководства.

Если кто-то мыслит в такой парадигме, для него всегда будет казаться дикой идея, будто государство, населенное русскими, в принципе могло самостоятельно выиграть мировую войну у сильнейшей сухопутной армии западного мира.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Поэтому у таких людей возникает необходимость в обнаружении какого-то тайного канала «перекачки» мощи Запада – заведомо более полноценной, во всех отношениях, части мира – в заведомо менее полноценный «совок». Без такой перекачки история Великой Отечественной войны для них бессмысленна: она противоречит их устоявшимся представлениям о мире. Идея о самостоятельном выигрыше войны СССР вводит такого человека в состояние сильнейшего когнитивного диссонанса и понижает его уровень психологического комфорта. Мы живем в эпоху, когда человек, выбирая между своим комфортом и фактами, чаще всего выберет первое.

Военные усилия западных стран на роль такого тайного канала перекачки «мощи Запада» просто не годятся. Совершенно очевидно, что к моменту открытия второго фронта в Европе СССР уверенно шел от одного крупного успеха к другому. Он уже подошел к своим довоенным границам и явно перешел бы их в те же самые сроки и безо всякого второго фронта.

Ленд-лиз, напротив, выглядит намного более привлекательным вариантом. Материальная мощь США кажется очевидной любому нашему современнику. И не менее очевидно, что промышленность Штатов не могла не быть сильнее советской.

Естественно, на самом деле, все эти представления разбиваются в тот момент, когда мы смотрим на цифры. Но это совершенно неважно – пока мы говорим о восприятии ленд-лиза в массовом сознании. Люди, в норме, стараются любой ценой избежать крушения своих представлений и идеалов. А определенной части общества будет не так просто сохранить свои представления целыми иначе, чем признав советскую победу в Великой Отечественной войне результатом американских усилий,

Поэтому принятие идей Соколова о решающем вкладе ленд-лиза – какими бы неосновательными они не были фактически – вряд ли когда-нибудь пойдет на спад.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Зачем Сталин признал, что проиграл бы Гитлеру без американской помощи?

Многие считают: без западной помощи СССР не смог бы победить Германию. Мол, если бы в июле 1941 года Рузвельт не ввел нефтяное эмбарго против Японии, та напала бы на СССР осенью 1941 года. Если бы под Москвой не появились английские танки, а в советских окопах не начали есть тушенку «Второй фронт» – то не удалось бы удержать столицу. А все эти грузы перевозились от Мурманска к фронту американскими паровозами. Утверждают, что даже Сталин на Тегеранской конференции признал: без союзной помощи он проиграл бы войну. Так ли все это? Что было бы с СССР без западной помощи в войне? И, что более важно, что было бы с Западом без советской помощи? Попробуем разобраться.

Вопрос о том, одолел ли СССР Германию в основном сам или не смог бы сделать это без западной помощи, традиционно получает два противоположных ответа. В Стране Советов утверждали: союзные поставки не превысили 4% советских военных усилий. Правда, это было не вполне информативно: а вдруг именно без этих 4% мы бы не смогли выиграть войну, ведь она вроде бы велась с полным напряжением сил? Вне СССР – с подачи самого Сталина – говорили принципиально иное: без ленд-лиза, без западной помощи, наша страна проиграла бы войну. Так какая из этих точек зрения верна на самом деле?

«Без нефтяного эмбарго Рузвельта Москва бы не устояла» — вот только за этим эмбарго стоял не Рузвельт, а Москва

Распространенная идея гласит: без давления со стороны США с лета 1941 года Япония напала бы на СССР в том же году. Вынесла бы Красная армия одновременно и битву за Москву, и войну на Дальнем Востоке?

Что ж, в 1941 году Штаты действительно объявили Японии фактическое нефтяное эмбарго. Без нефти островная империя лишилась бы возможности защищаться: ее флот требовал нефтепродуктов. Поэтому на деле такое эмбарго было объявлением войны, хотя сами американцы этого не понимали.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Будучи не в состоянии понять японскую культуру, они считали, что эмбарго – эффективное средство заставить Японию делать во внешней политике то, что решат США. От этого они ввели его со спокойной душой. К осени 1941 года нефть в запасах Японии упала до уровня, который заставил Токио отдать приказ об ударе по американскому флоту в Перл-Харборе.

На сегодня нельзя достоверно сказать, напала бы Япония на СССР осенью 1941 года без того нефтяного эмбарго или нет. Дело в том, что в 1939-м японские Вооруженные силы под Халхин-Голом были окружены и уничтожены Красной армией, и на тот момент это было самым тяжелым поражением императорской Японии за всю ее историю. Возможно, этот урок остановил бы Токио от нападения даже без американского эмбарго.

Однако есть кое-что более важное: само это эмбарго, как и втягивание США в войну с Японией, с высокой вероятностью является плодом операции советской разведки.

Все дело в том, что уже в 1940 году советские разведчики Виталий Павлов и Исхак Ахмеров задумались: надвигается война с Германией, как бы сделать так, чтобы Япония не представляла более угрозы для СССР? Самым логичным было бы создать такую напряженность между японцами и американцами, которая поглощала бы все силы Токио.

Суть ее была проста: через Гарри Уайта, сотрудника министерства финансов США (разоблачен как советский агент уже после войны), американскому руководству подбросили мысль о том, что Япония критически уязвима в импортной нефти, и это может стать рычагом давления на нее. Якобы при помощи нефтяного эмбарго можно заставить Токио вывести свои войска из Китая и Индокитая.

В американском руководстве и тогда не было нормальных специалистов по незападным цивилизациям. Поэтому там никто не уловил основную идею, которую заложили в акцию советские разработчики «Снега»: японцы той поры просто не могли уступить под давлением, потому что это означало бы для их страны потерю лица. Поэтому они и предпочли драться, даже если перспективы выигрыша войны для них весьма туманны.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Вывод: может, мы и не знаем, напала бы Япония на СССР осенью 1941 года без американского нефтяного эмбарго. Но мы точно знаем, благодаря кому нам даже нет смысла задумываться над этим вопросом. Японцы, в ответ на нефтяной шантаж, напали на США по плану советских властей. Уже после этого Германия объявила США войну. И, таким образом, превращение Вашингтона в союзника Москвы случилось не столько само по себе, сколько усилиями той же Москвы.

Да, нельзя вслед за американскими описаниями этой истории утверждать: «Уайт дал нам Перл-Харбор». США могли налепить тех же внешнеполитических ошибок и без советской помощи. Но вот то, что сама эта помощь была – совершенно несомненно.

На этом вопрос «мог ли СССР продержаться в 1941 году без американского давления на Японию» можно закрывать.

Постсоветская ревизия значимости ленд-лиза

Хорошо, быть может, Москва не смогла бы вести войну без ленд-лиза?

В 1994 году кандидат исторический наук Б. Соколов выпустил в Journal of the Slavic Military Studies статью, в которой предложил принципиально новую картину роли западной помощи Советскому Союзу. Суть ее в одной фразе: «без содействия Англии и США СССР не мог бы вести войну против Германии».

Как он пришел к этому неожиданному выводу? Соколов взял цифры ленд-лиза за весь период Великой Отечественной войны и сравнил их с выпуском советской промышленности за тот же период. В результате у него получился ряд оригинальных тезисов, которые стоит разобрать по пунктам ниже.

Важность их далеко выходит за рамки статьи 1994 года: взгляды Соколова на ленд-лиз за эти годы распространились очень широко, и именно на них основана даже статья «Ленд-лиз» в русской Википедии. При всей очевидной ненадежности сетевой опенсорсной энциклопедии как источника, она оказывает огромное влияние на взгляды масс – ведь никаких других энциклопедий такого размаха и доступности нет и ориентироваться большинству больше не на что. Именно поэтому критический разбор тезисов Соколова по-прежнему актуален и в 2021 году.

Насколько значимыми были союзные поставки танков и самолетов?

По ленд-лизу было поставлено ~17 тысяч боевых самолетов и 12,2 тысячи танков и самоходок (часть – после мая 1945 года). Эти цифры кажутся очень большими, из-за чего само собой складывается мнение о неизбежно большой роли этих поставок в войне.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Однако это мнение основано на недостаточном знании реальной ситуации с авиационной и танковой техникой в СССР. Дело в том, что в остром виде нехватка танков могла ощущаться СССР только осенью 1941 года – в период эвакуации многих заводов. Однако до конца 1941 года в нашу страну успели прибыть только 466 ленд-лизовских танков (в основном – легких). Повлияли ли они на обстановку, если учесть, что первые 20 из них прибыли на фронт не ранее ноября 1941 года? Если взглянуть на таблицу ниже, то вопрос становится риторическим.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Уже к Сталинградской и даже концу Московской битвы у Красной армии не было проблем с количеством танков. Например, на 1 января 1943 года Москва располагала 20,6 тысячи боевыми танками. По ленд-лизу к этому моменту СССР получил четыре тысячи танков. Что было бы, если б их не было? Верно, резервы составили бы не 12, а восемь тысяч таких машин. То есть все еще были бы равны числу танков на фронте, в действующих частях Красной армии. Не все ли равно, 12 или восемь тысяч танков «киснут» у вас в глубоком тылу?

Такая же ситуация была и с авиацией: боевых самолетов у Кремля на 1 января 1943 года было 21,9 тысячи, а на фронте из них – лишь 12,3 тысячи. Даже если вычесть все полученные на тот момент по ленд-лизу самолеты, то их число в тылу, в резервах, все равно осталось бы значительным.

Почему так? Ответ очень прост: воюют не танки и самолеты, а сидящие в них люди. Материальных ресурсов в стране может быть много, но без людей, способных их водить, танки – это просто металлолом. Летчик, не умеющий летать, просто разобьется при посадке – но не сможет сбить врага. Конечно, бывали и обратные ситуации, когда танк с конвейера уходил прямо на фронт. Но лишь там, где рядом есть живые обученные танкисты, потерявшие свои танки, и не желающие подолгу ждать прибытия новых из далекого тыла.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

К осени 1941 года советские войска понесли оглушительные потери, в основном лишившие их кадров, имевшихся к началу войны. Именно поэтому танков и самолетов в тылу было настолько больше, чем на фронте. Нужно было сперва научить новые кадры их эксплуатировать – и лишь потом выпускать технику на фронт.

Поэтому количество выпущенных промышленностью боевых машин ни у нас, ни в США никогда не было равно количеству тех же боевых машин на фронте. Обучение всегда занимает куда больше времени, чем производство техники. На 1 января 1944 года – опять в разгар огромного зимнего наступления – на фронте у СССР было всего 5,8 тысячи танков – а в тылу еще 18,6 тысячи. Самолетов в действующей армии было 13,4 – а в тылу еще 19,1 тысячи. Как мы видим, дефицит танков и самолетов уже давным-давно не стоял на повестке дня.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

К концу войны с Германией в тылу оставалось 27,1 тысячи танков и самоходок – и лишь 8,1 тысячи были на фронте. 25 тысяч боевых самолетов находились в тылу и 22,3 тысячи – на фронте. Москва и вела, и закончила войну, постоянно имея поистине огромные резервы техники всех видов.

Если из советских резервов танков и самолетов на любую дату войны вычесть все поставки по ленд-лизу, эти резервы все еще останутся значительными. Например, если бы в СССР вообще не поставили ни одного союзного самолета – то к концу войны у него в резерве было не 25 тысяч боевых самолетов, а примерно 8 тысяч. Если бы не поставлялись танки – то в резерве у СССР было 20 тысяч машин. Несомненно, этих резервов было достаточно, чтобы закончить войну на чужой территории и без авиабронетанкового ленд-лиза.

Встает вопрос: зачем тогда мы заказывали эту технику у союзников? Мы думаем, ответ на него станет ясен читателю чуть позже.

Пока же добавим: причиной, по которой Москва так хотела получить побольше западных танков и самолетов, не связана с их более высоким качеством, о котором иногда пишут в популярной литературе.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Во-первых, не совсем ясно, было ли это качество объективно выше. Живучесть самого массового ленд-лизовского истребителя, «аэрокобры», по данным Генштаба Красной армии была ниже, чем у И-16 и даже И-153 – выпущенных еще до войны. И весьма сходной с живучестью советских истребителей новых типов (а ее трудно признать удовлетворительной).

Американцы дали СССР порох и взрывчатку?

Соколов цитирует маршала Жукова, в послевоенных беседах с Симоновым утверждавшего: «Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не смогли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо».

В принципе, звучит логично: толуол тогда получали коксованием угля, и с потерей Украины Москва лишалась основного источника не только угля, но и толуола, без которого не сделать тротил. При всей весомости свидетельства ясно, что Жуков в годы войны военной промышленностью не занимался, знал о ней понаслышке, отчего его слова нуждаются в проверке.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Соколов и пытается проверить их. Он оценивает производство взрывчатки и порохов в СССР за 1941-1945 годы в 600 тысяч тонн, а поставки из-за рубежа – примерно в 300 тысяч тонн. (Реальные цифры были выше: если учесть сырье для ВВ, по ленд-лизу прибыло примерно 0,45 миллионов тонн, в СССР выпущено  0,9 миллиона тонн). Выходит, треть взрывчатки и порохов у Красной армии были импортными.

Дело в том, что советский ВПК в годы войны дал армии 775,6 миллиона снарядов и артиллерийских мин. А также 21,4 миллиарда патронов и 1,15 миллиона тонн авиабомб. Однако израсходовать армия смогла только 427 миллионов снарядов и артмин, 17 миллиардов патронов – и только 0,7 миллиона тонн бомб. Остальные банально оказались на складе.

Не стоит забывать, что на начало войны РККА имела 7,6 миллиарда патронов и 88 миллионов снарядов и артмин. Иными словами, реальные запасы к концу войны были даже больше, чем кажется после вычитания расхода боеприпасов из общих поставок за время войны.

К 1945 году СССР имел в запасе почти столько же снарядов, сколько потратил в ее ходе – так, будто готовился повести еще одну Вторую мировую. Бомб на складах было две трети от того, что уже израсходовали за войну – на два года еще одной Великой Отечественной. Производство патронов также превысило их расход на несколько миллиардов – и «излишка» хватало еще на один год мировой войны. Запасы боеприпасов, имевшиеся у Сталина концу войны, были огромными по любым меркам.

Снижение количества доступных порохов и взрывчатки на треть означало бы – если исключить адаптационные меры советской стороны – такое же снижение выпуска боеприпасов. Но и в этом случае их хватило бы, чтобы закончить войну. Просто запасы в ее конце были бы поменьше, на месяцы, а не годы боевых действий.

Отдельно поясним, что мы имеем в виду под «адаптационными мероприятиями». Дело в том, что СССР в смысле боеприпасов вел войну как весьма богатая страна. С точки зрения военной экономики реактивные снаряды того времени – роскошь. Они требуют много порохов высшего качества, и поэтому их стоимость в разы больше, чем у обычных снарядов той эпохи. Вдобавок, их кучность тогда много меньше, чем сегодня, отчего практическая полезность таких боеприпасов была не всегда высокой. Между тем Красная Армия получила их в больших количествах. В условиях дефицита взрывчатки и порохов реактивные снаряды просто никто не стал бы выпускать.

Другой пример «размашистости» Красной армии и обеспечивавшей ее военной экономики – авиабомбы. Основная масса советских авиабомб была представлена фугасными (100 и 250 килограммов). Минимум треть массы такой бомбы – это взрывчатка. При взрыве она так сильно дробила корпус бомбы, что от него оставалась металлическая пыль – и почти никаких осколков. В условиях фронта намного практичнее осколочные бомбы. Типичные бомбы такого рода по массе только на 10% состоят из взрывчатки – остальные 90% приходятся на металл.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

В 1942 году авиаспециалисты даже предлагали снять с вооружения ФАБ-100 по причине малого радиуса поражения ими – из-за низкой осколочности. Но в горячке военных действий до этого так и не дошли руки. Очевидно, что будь в СССР долгосрочный дефицит взрывчатки, выпуск ФАБ-100 там не шел бы. Одна только замена фугасных авиабомб на осколочные могла сэкономить СССР значительно больше 100 тысяч тонн взрывчатки. То есть адаптационные меры могли бы решить кризис с ВВ, даже если бы советское руководство все еще желало оставить аномально большие запасы к концу войны.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Возникает вопрос: а зачем разоренной войной стране производить такое огромное количество так и не востребованных боеприпасов? И ради чего тогда Москва импортировала столько взрывчатки и порохов из западных стран?

Ответ на этот вопрос прост и неприятен: СССР с 1940 года знал о планах Англии и Франции (и, в конце войны, США) нанести удары по СССР. Весной 1945-го западные союзники разработали план нападения на советские войска в Европе. Причем этот план предусматривал привлечение немецких войск на стороне англичан и американцев (подробнее мы писали об этом здесь).

Легко понять, почему Сталин предпочитал иметь максимально крупные запасы снарядов и бомб. Разумеется, в такой ситуации логичнее заказывать в этих странах как можно больше взрывчатки и пороха, упрощая себе возможный будущий конфликт.

К счастью, западные планировщики весной 1945 года пришли к выводу, что военная победа над СССР в Европе выглядит сомнительной, поэтому вся эта предусмотрительность не понадобилась.

И сделали возможным существование советского авиапрома?

Для Соколова очевидно: раз немцы делали один самолет на 20 тонн алюминия, то уж русские, понятное дело, никак не могли сделать по одному самолету всего на пять тонн алюминия. Он так и пишет: «Совершенно загадочным остается, как советская промышленность, располагая почти втрое меньшими ресурсами алюминия, смогла произвести в 1,3 раза больше боевых самолетов, чем Германия».

Перед нами пример серьезного недопонимания реальной военной техники. Даже так называемые «цельнометаллические» самолеты состоят далеко не только из алюминия: в их моторах, трансмиссии, шасси и лонжеронах немало стали. А в условиях Второй мировой многих их детали делают еще и из фанеры или полотна. В случае Ил-2 – еще и обшивка кабины сделана из бронестали. По пять тонн алюминия требовалось разве что на двухмоторный бомбардировщик типа Пе-2 или Ту-2 – а подавляющее большинство советских боевых самолетов было одномоторными и не цельнометаллическими (от Ил-2 до Ла-5/7).

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Если бы Соколов уделил внимание реальному техническому облику самолетов Второй мировой, то легко понял бы это сам. Кстати, упустил он и тот момент, что огромное количество алюминия Германия во время войны пустила вовсе не на производство боевых самолетов. Реальное количество алюминия в общей массе выпущенных в СССР за войну боевых самолетов было порядка четверти миллиона тонн – или столько же, сколько, по утверждениям самого Соколова и произвели в СССР без учета поставок по ленд-лизу.

По-настоящему дефицитен алюминий в нашей стране был именно в первый год войны. И, на первый взгляд, даже трудно понять, зачем Москва заказывала его у союзников в таких количествах после 1943 года. Но если мы вспомним про вполне реальную угрозу войны с США и Великобританией (с остатками вермахта на их стороне) в 1945 году, то вопрос «зачем Сталину столько алюминия» может прозвучать значительно менее загадочно.

Если бы историк уделил внимание тому факту, что средний советский самолет отнюдь не требовал пять тонн алюминия, то, пожалуй, ему не было нужды так сильно подгонять реальностью под свои идеи.

Красная армия не смогла бы воевать без ленд-лизовского бензина?

Итак, со взрывчаткой, порохами и алюминием мы разобрались. Но у Соколова наготове следующий тезис: половина авиабензина Красной армии поступила из-за рубежа.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

То есть из советских 5,5 миллиона тонн, по его мысли, надо вычесть 2,6 ленд-лизовских. Почему это не так? В основном потому, что Соколов забыл: СССР получил от союзников 18 тысяч самолетов, большое число которых было двухмоторных. А моторы западного производства на советском бензине нормально работать не могли, ибо его октановое число было ниже.

Иными словами, лишь менее трети авиабензина, доступного СССР, действительно происходило либо напрямую из ленд-лизовского бензина, либо из ленд-лизовских же светлых бензиновых фракций.

Отдельно заметим: если в начале войны в СССР действительно наблюдался дефицит авиабензинов (правда, тогда и импортные поставки были минимальны), то во второй половине войны его не было. Это ярко подтверждает огромное количество патрулирующих авиавылетов во второй половине войны, когда противник весьма редко появлялся в воздухе — а наличие радаров делало патрулирование не очень нужным.

О том же говорят и цифры потребления авиабензина советскими ВВС: за все время войны они далеко не достигли и двух миллионов тонн.

Интересно, что «бензиновый» тезис Соколова, как и некоторые другие, был некритично воспринят многими и до сих пор обильно цитируется. Русская Википедия, ссылаясь на BBC, даже сообщает: «США поставили 2 млн. 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн. 586 тыс. тонн) — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией».

Как мы показали выше – это грубая ошибка. Менее трети советского авиабензина составлял ленд-лизовский. И очень значительная его часть уходила на импортные же самолеты, к которым в СССР было бы весьма сложно произвести требуемый их моторами бензин.

А что с грузовиками?

Традиционно большое значение в литературе уделяют поставкам автотехники по ленд-лизу. Они действительно заметны: 427 тысяч автомобилей. Поэтому на 1 мая 1945 года 32,8% всех машин в РККА были ленд-лизовскими, 58,1% – отечественными и 9,1% – трофейными.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Но стоит напомнить: подавляющее большинство этих машин было поставлено в 1943-1945 годах, уже после того, как советские войска убедительно показали способность к активным маневренным операциям против вермахта. Как метко подмечает британский историк Ричард Овери:

«Ко времени Сталинграда только 5% советского автопарка было импортным по происхождению»

Больше половины всех ленд-лизовских автомобилей поступило в нашу страну в последний год войны. Поэтому весьма сомнительна идея, что без этого транспорта она не могла бы выиграть войну.

«Функционирование советского железнодорожного транспорта было бы невозможно без ленд-лиза»

Эта цитата из Соколова также часто повторяется последнюю четверть века и обоснована не более, чем иные его тезисы, разобранные выше. Чтобы прийти к этому заключению, он берет количество поставленных в СССР из США рельсов (622 тысячи тонн) и локомотивов (1977 штук) и сравнивает их с производством в СССР в годы войны. У него выходит, что почти половина новых рельсов тогда была представлена импортными, а среди паровозов вообще большинство поступили по ленд-лизу.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Увы, при всей верности этих цифр, они никак не доказывают тезиса Соколова «функционирование советского железнодорожного транспорта было бы невозможно без ленд-лиза». Все дело в том, что во время войны производство паровозов и рельсов не особо нужно: общий объем перевозок резко сокращается, в силу сворачивания мирных секторов экономики. Со многих оставшихся невостребованными железных дорог в годы войны собирали рельсы и использовали их для починки пострадавших путей в зоне активных боев.

Метр рельса в ту пору весил 50 килограммов, а на железную дорогу их кладут в два ряда. 622 тысячи тонн ленд-лизовских рельсов, таким образом, хватило бы на 6222 километра новых железных дорог в одноколейном (стандартном) исчислении. На практике вновь уложенных рельсов было потрачено меньше, чем импортировано. А ведь еще 0,7 миллиона тонн рельсов за годы войны произвела и советская промышленность.

Выходит, примерно полмиллиона тонн сравнительно новых рельсов у СССР было в резерве. Использовать их до конца удалось уже сильно после войны. Для чего? Думаем, читатель уже понял, зачем Москве могли быть нужны запасы такого рода.

Более того: к войне СССР подошел с некоторым избытком подвижного состава. Дело в том, что в 1939-1940 годах во время присоединения Прибалтики, занятия Западной Украины и Белоруссии он захватил 7,8 тысячи трофейных паровозов – то есть вчетверо больше, чем получил по ленд-лизу. Поэтому всего паровозов перед войной было больше 27,9 тысячи – или в 14 раз больше, чем поставлено по ленд-лизу.

Потери паровозов в войне были очень умеренными: поврежденных — 1990 отечественных и 1318 трофейных (многие из них уже захватывались поврежденными). Однако все, кроме 251 штуки, удалось восстановить после ремонта – то есть, в итоге войны именно паровозный парк даже увеличился

Более чем очевидно, что советские железные дороги вполне выжили бы и без ленд-лиза.

В то же время нельзя отрицать, что накопление запаса паровозов ближе к концу войны заметно повышало стратегическую устойчивость СССР на случай войны с его союзниками. В этом смысле заказ паровозов по ленд-лизу был шагом вполне оправданным: имея дело с западными государствами, Сталин на собственной шкуре успел ощутить, что вчерашний союзник в мгновение ока может оказаться сегодняшним врагом.

То, без чего СССР не смог бы выжить?

Широко известно, что по ленд-лизу было поставлено много продовольствия, которое существенно помогло нашей стране в военное время. Но вот вопрос: сколько и когда именно оно поступило?

Согласно официальным данным, всего в СССР попало чуть менее 4,5 миллиона тонн продовольствия – или примерно по шесть килограммов на его жителя за 1941-1945 годы. Не менее 10% этого продовольствия – как и ленд-лиза в целом – поступило к нам уже после окончания Великой Отечественной войны. Поэтому повлиять на ее ход и исход эти поставки не могли.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Всего за время Второй мировой западные продовольственные поставки в СССР составили примерно 18,6 грамм на человека в сутки. Вопреки устоявшимся представлениям, основная часть продовольственного ленд-лиза не была тушенкой: на мясные консервы пришлось только 664,6 тысячи тонн или порядка 2,75 грамм в сутки на одного советского гражданина в период войны. Для периода Великой Отечественной эта цифра ниже: ведь более 10% ленд-лиза пришло уже после ее конца.

Да, заметная часть этого продовольствия шла в армию, а не гражданам в целом. Поэтому там масса той же тушенки на душу была выше 2,75 грамм в сутки. Но надо понимать, что жесткая плановая экономика СССР без западных поставок вполне смогла бы перераспределить пищевые ресурсы в пользу армии. Поэтому сравнение продовольственного импорта со средними цифрами потребления продовольствия по стране говорит о роли «второго фронта» все же больше, чем любое другое сопоставление.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Можно спорить о том, сколько конкретно продовольствия получали жители нашей страны в годы войны. Благо, полной статистики такого рода, разумеется, нет (ни личные подсобные хозяйства, ни колхозные рынки корректно не учесть). Но очевидно, что из местных источников питания советские граждане получали намного больше, чем 18,6 грамм в сутки. Тот же Соколов вполне признает, что и мяса в СССР в годы войны произвели во много раз больше, чем пришло по ленд-лизу.

А как же быть с тем, что сам Сталин признал

Легко понять, что Сталин вряд ли был согласен с подобными заявлениями. В пику британцу он заявил: эта война – война машин, и США поставляют их в огромных количествах. Далее, согласно американским записям, он сказал: «Без использования этих машин посредством ленд-лиза мы проиграли бы войну».

Многие люди склонны видеть в этом подтверждение Сталиным описанных выше идей: без ленд-лиза СССР был обречен. Для людей, опирающихся на факты, заявление советского вождя выглядит странновато. Хорошо известно, что основную часть ленд-лиза СССР получил уже после 30 ноября 1943 года. А из общих цифр ленд-лиза понятно, что советская сторона вполне могла довести войну до конца и без западных поставок.

И потом: проиграть СССР мог только в 1941-1942 годах, на которые пришлись менее 2,8 миллиона тонн союзных поставок. Еще 13 миллионов тонн пришлось на 1943-1945 годы, когда перспектива проигрыша войны перед Москвой просто не стояла. Сталин не мог этого не знать – зачем же он дезинформирует союзников?

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Попробуем ответить на этот вопрос исходя из известных фактов. Во-первых, Макиавелли, а также ряд других умелых манипуляторов прошлого, были среди читаемых (и комментируемых) Сталиным авторов его огромной личной библиотеки. Во-вторых, из контекста – абсурдного выступления генерала Брука – мы видим, что он мог разозлить Сталина. В-третьих, мы знаем, что советский лидер был в курсе идей английских военных об ударах по СССР еще в 1940 году.

Наконец, из рассекреченных на сегодня цифровых данных очевидно, что Сталин на протяжении второй половины войны создавал запасы стратегических материалов. Запасы, масштабы которых слишком велики, чтобы их можно было целиком использовать в ходе Великой Отечественной войны.

В такой ситуации логично предположить, что хозяин Кремля пытался, с одной стороны, вбить клин между американскими и английскими союзниками. А с другой – показать США, что их помощь все еще крайне нужна СССР, несмотря на то, что тот явно переломил ход войны на востоке.

Если он хотел именно этого – то его стратегия частично сработала. До 30 ноября 1943 года, когда он сделал свое громкое заявление, из западного полушария в СССР по ленд-лизу – за два года и пять месяцев – отправили 6,95 миллиона тонн грузов. После – за всего лишь год и шесть месяцев – уже 10,55 миллиона тонн.

Полное доверие дипломатической лести – а тосты в честь иностранных лидеров редко обходятся без таковой – есть признак некоторой наивности. Особенно – если эту лесть произносит человек типа Сталина или какой-то иной любитель Макиавелли.

Как можно оценить общую роль ленд-лиза во Второй мировой войне?

При СССР роль ленд-лиза в материальном обеспечении Великой Отечественной войны оценивали в 4%. После СССР – как решающую. Какой же она была на самом деле?

В принципе, из текста выше это уже понятно. Всего по ленд-лизу нам отправили 17, 5 миллиона тонн грузов, из которых в мае-сентябре 1945 года – 1,79 миллиона тонн Эти 10,2% ленд-лиза на ход и исход Великой Отечественной уже не могли повлиять. Остальные ~15,7 миллиона тонн могли быть использованы в ходе войны. Но нельзя найти ни одной отрасли, где их отсутствие лишило бы СССР возможности эту войну вести.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Чтобы в самом общем виде понять ограниченность масштабов ленд-лиза, стоит сравнить его с объемами грузов, обеспечивавшими работу советской экономики в годы войны. Скажем, железные дороги страны только в 1943-1944 годах перевезли 647 миллионов тонн различных грузов – в сорок с лишним раз больше, чем пришло по ленд-лизу за всю войну. Общий объем погрузок (грузов, не пассажиров) только на железных дорог за войну примерно в сто раз превзошел ленд-лизовские поставки.

Конечно, среди тех было много сложных изделий, ценность которых выше, чем у угля или чугунных чушек, которые грузили на железные дороги СССР, чтобы доставить на электростанции и заводы. Но по советским железным дорогам перевозили не только сырье. Поэтому да, ценность ленд-лиза, разумеется, не равна 1% от всех материальных ресурсов, потребленных советской экономикой в годы войны. Но, определенно, и решающей ее назвать никак нельзя. Тем более, что подавляющее большинство этих грузов прибыло к нам только во второй половине войны.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Скорее всего, общий вклад ленд-лиза в возможности советской экономики того времени не выше 10%. Но он может быть выше, чем 4% – советской оценки ленд-лизовских поставок. Напомним, эти проценты получились методом перевода долларовой стоимости ленд-лиза в рубли и сравнения ее с общим советским производством тех лет.

Еще один важный момент в оценке этой помощи: значительная ее часть не была использована в ходе Великой Отечественной и, по всей видимости, накапливалась советским руководством на случай войны со странами, которые и поставляли нам товары и сырье по ленд-лизу.

Страны – участники «Ленд-лиза». Размер помощи

Сначала в программу включили Британию и Китай; в ноябре 1941 года к ней добавили СССР. К окончанию войны в нее были вовлечены 42 страны. Общая сумма предоставленной помощи составила 48-50 млрд. долларов (в современных ценах – более 800 млрд. долларов).

Помощь для СССР

Всего за 1941-1945 гг. между странами подписали пять протоколов поставки; основные программы определили распределение по районам страны. Так, «Арктическая программа» курировала снабжение портов в Арктике;

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

программа «Аванпост» — снабжение портов в Дальневосточном регионе; в 1945 году заработала программа транссибирской системы для воздушного транспортного сообщения и проект «Веха», определяющий концепцию действий на дальнем Востоке.

Распределение помощи

Как уже было сказано, общий объем помощи по «Ленд-лизу» странам мира составил более 50 млрд. долларов (около 750 млрд. долларов сегодня). Более всего получила Великобритания – ближайшая союзница США – 31,4 млрд. долларов. Для СССР выделили 11,3 млрд. долларов.

Выплаты СССР по долгам

Согласно договору, оплате подлежит только то, что уцелело в ходе войны. В 1945 году в ходе советско-американских переговоров пытались договориться об окончательной сумме долга, но советская сторона отказывалась признавать выставленную сумму.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Стороны собирались неоднократно, но советская сторона соглашалась оплатить лишь 300 000  долларов вместо 800 000 долларов. Недоговоренности по вопросу выплаты долга сохранялись до 1990 года, где была установлена сумма в 674 000 долларов, которая после распада СССР была переоформлена на Россию (сумма составила около 100 000). Таким образом, Россией было оплачено лишь около 7% реального долга перед США. С учетом инфляции, эта сумма была еще меньше.

Гречко Петр Олексеевич

Социолог, исследователь истории СССР, эксперт в области социализма, изучал марксизм, ленинизм и период Второй мировой.

Впрочем, значительная часть техники и других товаров была уничтожена в ходе боевых действий и по условиям договора не подлежала возврату. Все, что подлежало возврату, было переправлено в США после окончания войны.

Значение поставок

Вокруг значения роли помощи СССР по «Ленд-лизу» до сих пор продолжаются ожесточенные споры. Бесспорным остается одно: помощь, оказанная в рамках этой программы, в общей победе над фашизмом сыграла значительную роль. Насколько эта роль была значительной, оставим на суд пытливым историкам.

https://youtube.com/watch?v=efz3uINcL8A

История ленд-лиза

Ленд-лиз – госпрограмма помощи США своим союзникам во Второй мировой войне, по которой американцы поставляли боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства, стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Ключевое слово программы – «одолжи». С английского lend – «давать взаймы», lease – «сдавать в аренду, внаем». Поскольку закон прямо запрещал любую бесплатную передачу товаров, то США поставляли всю ленд-лизовскую продукцию в кредит.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

В первые дни войны СССР обратился в Вашингтон с просьбой продать вооружение, оборудование и материалы. В своей научной статье «Фактор ленд-лиза» доктор экономических наук, сенатор Николай Рыжков пишет, что в период с 23 июня и до конца сентября 1941 года Советский Союз недополучил 51 миллион долларов.

«До конца сентября СССР платил наличными за все, что приобретал в США. Всего же начиная с 23 июня «Амторг» выплатил американцам 92 миллиона долларов, однако в действительности в Россию за тот же период было поставлено товаров лишь на 41 миллион долларов», – пояснил эксперт.

СССР стал участником программы ленд-лиза 11 июня 1942 года, подписав «Соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи, в ведении войны против агрессии». Также договорились задним числом распространить условия ленд-лиза на поставки с 1 октября 1941 года.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Спасала ли Америка СССР?

В 1941 году при общем объеме закупленных грузов стоимостью в 741 миллион долларов Советский Союз получил по ленд-лизу товаров лишь на 541 тысяч долларов – это менее 0,1 процента. Вопреки всем мифам о ленд-лизе эти цифры подтверждают тот факт, что СССР никто не спасал. Соединенные Штаты, выполняя поставки, преследовали иные цели.

«Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасали множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи», – заявлял тогда президент США Гарри Трумэн.

Поставки из США, Канады и Великобритании в СССР увеличились только после Сталинградской и Курской битв. В 1942 году Советский Союз получил 27,6 процента от всего объема ленд-лиза, а в 1943-1945 годах – 71,5 процента.

В 1942 году советские заводы выпустили около 25 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, что в 10 раз больше, чем в 1940-м, и в четыре раза больше, чем в 1941-м. Именно этот резкий рост стал фундаментом будущих побед, а увеличение ленд-лизовских поставок приблизило их.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Объемы поставок

21 августа 1945 года президент США Гарри Трумэн объявил об окончании программы ленд-лиза. Ее общая стоимость по ценам 1940 года составляла 50,1 миллиарда долларов. Главными получатели среди 42 стран, участвующих в программе ленд-лиза, были:

  • Великобритания – 31,4 миллиарда долларов;
  • СССР – 11,3 миллиарда долларов;
  • Франция – 3,2 миллиарда долларов;
  • Китай – 1,6 миллиарда долларов.

Всего Советский Союз получил 409 тысяч грузовиков, 13,3 тысячи тягачей и тракторов, 18,7 тысячи самолетов, 12,5 тысячи танков и САУ, 90 грузовых судов, 105 противолодочных кораблей, почти 2 тысячи паровозов и 11 тысяч вагонов, 4,5 миллиона тонн продовольствия.

«Поставки по ленд-лизу были, несомненно, существенно весомым, но ни в коем случае не решающим фактором Победы. Ее обеспечили Красная Армия и труженики тыла. Все те, кто ковал меч Победы, которым в самое сердце и поразил коричневую чуму ХХ века», – говорит доктор экономических наук, сенатор Николай Рыжков.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Выгодный проект

Стоит отметить, что концепция ленд-лиза предусматривала то, что поставленные техника, оружие, машины и другие предметы, которые были уничтожены во время войны, не подлежат оплате, пишет в своей научной статье Рыжков. Кроме того, оставшееся после войны имущество, переданное по ленд-лизу и пригодное для гражданских целей, оплачивалось полностью или частично на основе долгосрочных кредитов. После войны неразрушенная техника и оборудование должны были вернуть в США.

По словам политолога Юрия Городненко, оплате валютой и золотом подлежала меньшая часть из товаров. Бо́льшая часть продукции оплачивалась по бартеру. В обмен на американские военные товары СССР поставлял сырье – сырую нефть, металлические руды, уголь, хлопок. При этом стоимость поставляемого в США и Великобританию сырья искусственно занижалась, благодаря чему прибыль американских и английских компаний могла достигать более 500 процентов, отметил эксперт.

«Получалось, что в самые трудные моменты наши «союзники» сдирали с советского народа буквально последнее. Максимально наживались на нашей беде. И на все это руководство СССР вынуждено было сознательно закрывать глаза», – говорит Городненко.

Программа ленд-лиза была очень выгодным проектом, обеспечившим прорыв в социально-экономическом развитии США. По словам американского министра торговли, поставки в СССР позволяли извлечь большую прибыль.

В 1947 году Соединенные Штаты потребовали от Советского Союза 2,6 миллиарда долларов в качестве долга по ленд-лизу. Советское правительство отказалось платить. После этого, в 1948 году, ставка США снизилась – американцы запросили уже 1,3 миллиарда долларов, в 1951 году – 800 миллионов долларов, а в 1972 году – 722 миллиона долларов.

По словам российских историков, за этими цифрами не стоят никакие объективные расчеты.

«По справедливости им не то, что нельзя было платить ни копейки. Наоборот, следовало судить. И уж точно пора законодательно запретить хоть какое-то упоминание об американской «помощи», – отметил Городненко.

Однако в 1990 году президенты СССР и США договорились об уплате 674 миллионов долларов ленд-лизовского долга. Вернуть средства необходимо было к 2030 году, но Россия как правопреемница СССР погасила все свои задолженности, в том числе и по ленд-лизу, уже в 2006 году.

Третий протокол по ленд-лизу. Продолжение следует

Из-за трагических потерь, которые понесли северные конвои в 1942 году, поставки по ленд-лизу через Северную Атлантику в порты Мурманска и Архангельска с начала 1943-го были прерваны. Из судов, которые двигались северным маршрутом вокруг мыса Нордкап, четвертая часть была пущена немецкими подводными лодками и авиацией ко дну. И все же 19 октября 1943 года переговоры в Лондоне завершились подписанием Третьего протокола.

Как называется программа правительства США Lend-Lease, которая заимствует свои слова из английского lend

Закон о ленд-лизе принял Конгресс США 11 марта 1941 года. Государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки поставляли своим союзникам в годы Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, стратегическое сырье работала до 1945 года включительно. Первым и самым крупным объектом программы за все годы ее действия стала Великобритания, которая в начале 1941 года находилась под прямой угрозой вторжения германских войск. Затем в программу был включен Китай, подверженный агрессии со стороны Японии. С ноября 1941 года к программе ленд-лиза присоединился Советский Союз.

Доставка грузов осуществлялась по 8 маршрутам, в том числе, через северные порты – Архангельск и Мурманск, через Дальний Восток, через Иран. Кстати, в течение восьмимесячного перерыва в отправке северных конвоев в 1943 года несколько увеличились ленд-лизовские поставки Советскому Союзу через Иран и Дальний Восток, хотя они и не достигали обещанных размеров.

Перед переговорами в Лондоне нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов направил послу Великобритании Арчибальду Керри записку, в которой отмечалось, что «дальнейшее откладывание отправки северных конвоев по мотивам опасности плавания в Северной Атлантике лишено всякого основания». После подписания соглашения со второй половины ноября союзники вновь стали отправлять конвои в СССР по северному пути. До конца года в Мурманск и Архангельск прибыло семь конвоев (включая один конвой первой половины 1943-го) в составе 121 транспорта, тогда как в 1942 году пришло тринадцать конвоев в составе 235 транспортов.

СССР в общей сложности получил по ленд-лизу около 16,7 миллионов тонн продукции, сырья и материалов. При этом основная часть поставок (11 из 16,7 млн. тонн) была осуществлена в 1944-1945 годах, когда исход событий на советско-германском фронте уже не вызывал сомнений.

Насколько велико было значение ленд-лиза для Советского Союза, даются разные оценки. За рубежом высказывается мнение: западное оружие, поставленное по ленд-лизу, сыграло решающую роль в том, что Советский Союз устоял против фашистской Германии. В СССР утверждали, что американская помощь не была столь значительна, чтобы быть определяющим фактором. Размер поставок оценивается в 4-5% от ВВП Советского Союза тех лет.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс. Дзен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *