КАК В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ, ТАК И В ФГОС ООО ЕСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

КАК В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ, ТАК И В ФГОС ООО ЕСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Время проведения: 16:00 — 18:00

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов общеобразовательной школы по вопросам внедрения ФГОС
Вопросы для обсуждения:

  • Приоритеты государственной политики при реализации внеурочной деятельности ФГОС.
  • Организация внеурочной деятельности в образовательной организации.
  • Исследовательская и проектная деятельность в школе как одно из приоритетных направлений реализации внеурочной деятельности ФГОС ООО.

Секция 1. «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Секция 2. «ИНТЕГРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Секция 3. «ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Секция 4. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Для педагогов начального образования, среднего образования, среднего специального образования, дополнительного образования

Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 апреля 2021 г. N Р-98

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С УЧЕТОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫХ

НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях реализации контрольной точки 1. 3 паспорта федерального проекта «Современная школа», утвержденного в соответствии с пунктом 1 протокола заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 15 декабря 2020 г. N 13:

Утвердить Концепцию преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее — Концепция).

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовать руководствоваться положениями Концепции.

Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Первый заместитель Министра

распоряжением Министерства просвещения

Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее — Концепция) включает базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления, механизмы с целью совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена).

Основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования

Целью развития системы среднего профессионального образования является обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала, способного конкурировать со специалистами аналогичной квалификации на мировом уровне, для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

В современных условиях перед образовательными организациями, реализующими среднее профессиональное образование, стоит задача подготовки профессионально-компетентных специалистов, способных найти ответы на вызовы времени.

Реализация среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а с другой, — стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата — подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентноспособности системы среднего профессионального образования.

Уровень освоения содержания предметов общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и становится условием формирования базы профессиональных компетенций.

В последние годы фиксируется стабильное увеличение количества до 50% от общего числа выпускников 9 классов, освоивших образовательные программы основного общего образования и успешно прошедших Государственную итоговую аттестацию в общеобразовательных организациях, поступающих в профессиональные образовательные организации. Популярными среди молодежи становятся рабочие квалификации и специальности служащих. Этому способствует стремительное изменение рынка труда, быстрая смена квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества, новые условия трудоустройства, связанные с обновлением производственного оборудования, ростом заработной платы, возможностью быстрого «входа» в самостоятельную жизнь, а также, с короткими, по сравнению с высшим образованием, сроками обучения в профессиональных образовательных организациях и условиями обучения в современных колледжах.

Вместе с тем, освоение учебных предметов общеобразовательного цикла образовательной программы по профессии или специальности у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности.

В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:

— низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов в рамках получения основного общего образования, и, как следствие, отсутствие целостной системы знаний по отдельным дисциплинам.

Так, результаты проведенного в 2018, 2019 г. исследования качества общеобразовательной подготовки первокурсников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования по ряду учебных предметов показали, что значительная доля первокурсников не освоили программу основного общего образования. Более чем у половины обучающихся курс биологии не освоен на базовом уровне, более 40% не освоили историю, весьма значительна доля не освоивших русский язык и математику;

— стремление обучающихся осваивать только дисциплины «профессионального цикла», изучение которых, по мнению обучающихся, отвечает основной цели профессионального образования формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов (дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение);

— неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин.

Следует также выделить проблемы, связанные с организацией процесса обучения по общеобразовательным учебным предметам, их методического сопровождения, уровня профессиональной компетентности преподавателей общеобразовательного блока дисциплин:

— отсутствие широкой практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла выявляет проблемы отбора содержания общеобразовательных учебных предметов возникающих при механическом переносе требований ФГОС среднего общего образования без учета преемственности как между уровнями образования (среднее общее и среднее профессиональное), так и конкретной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования по специальности или профессии. Фактически освоение обучающимися общеобразовательного цикла регламентировано определенным набором предметных результатов без учета возможности их применять в будущей профессиональной деятельности;

— сложившаяся система распределения учебной нагрузки между преподавателями учебных предметов и дисциплин (модулей) не учитывает возможности междисциплинарного потенциала интегрированного обучения;

— организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования также не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла;

— применение учебников по общеобразовательным учебным предметам (включенных Федеральный перечень учебников) при организации получения среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, содержание которых не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль, специфику получаемой профессии или специальности.

Все вышеперечисленные проблемы сегодня требуют решений, которые должны повлиять на повышение качества общеобразовательной подготовки в СПО.

В связи с этим решение вопросов обновления методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, внедрения интенсификации за счет включения в общеобразовательную программу прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, совершенствования программ повышение квалификации педагогов с учетом обновления методик преподавания своевременны и актуальны, обозначают вектор развития общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования.

Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является повышение качества преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом стратегических направлений (вызовов) развития системы среднего профессионального образования и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы.

— разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом интенсивного обучения;

— обновление содержания общеобразовательных учебных предметов с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности профессий и специальностей;

— введение практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;

— внедрение в педагогическую практику преподавателей общеобразовательного цикла дисциплин эффективных образовательных технологий, в том числе технологий дистанционного и электронного обучения;

— повышение квалификации педагогов общеобразовательного цикла дисциплин (подготовка преподавателей к работе с новыми методиками преподавания общеобразовательных дисциплин).

III. Особенности реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования

Среднее профессиональное образование на базе основного общего образования реализуется в профессиональных образовательных организациях с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Образовательные программы профессии или специальности образовательные организации разрабатывают на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего (далее — ФГОС СОО) и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии или специальности.

Общеобразовательный цикл является обязательным разделом учебного плана образовательной программы и включает учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности.

В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях:

базовые учебные предметы — общеобразовательные учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;

профильные учебные предметы — общеобразовательные учебные предметы, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального на углубленном уровне с учетом профиля среднего профессионального образования, обусловленного спецификой осваиваемой профессии или специальности.

Выбор профильных учебных предметов обуславливает формирование профиля среднего профессионального образования (далее — профиль).

Образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:

Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена).

Общеобразовательная подготовка предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне):

учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,

дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,

общие для включения во все учебные планы учебные предметы.

Общеобразовательный цикл дисциплин включает 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.

Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:

«История» (или «Россия в мире»),

«Основы безопасности жизнедеятельности»;

Также при реализации среднего общего образования предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта как особой формы организации образовательной деятельности обучающихся. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение периода освоения общеобразовательного (преимущественно профильного) учебного предмета в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

При реализации общеобразовательной подготовки изучается не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В целях расширения мировоззрения обучающихся, повышения учебной мотивации, формирования познавательной активности, а также пропедевтики знаний, умений профессиональной направленности в образовательную программу включаются дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, «Конструирование и 3D-моделирование», «Математическое моделирование процессов», «Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике», «Робототехника» и др.

Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».

Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественнонаучный» программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

В процессе освоения общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов образовательный процесс может быть организован в форме практической подготовки.

У обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования сохраняется право на прохождение государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и получения аттестата о среднем общем образовании.

Основные направления совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования

Направления совершенствования подходов в реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования зафиксированы в показателях федерального проекта «Современная школа»: «Во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования внедрены методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения».

Обозначенные в федеральном проекте задачи, решение которых должно способствовать повышению качества преподавания общеобразовательных учебных предметов, являются основополагающими и задают вектор развития всей системы среднего профессионального образования в части реализации общеобразовательной подготовки в профессиональных образовательных организациях.

Интенсивная подготовка, интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки

Интенсивная общеобразовательная подготовка в рамках освоения профессии или специальности предполагает:

— оптимизацию сроков освоения общеобразовательных учебных предметов с учетом получаемой профессии или специальности;

— оптимальный отбор учебных предметов, курсов, изучаемых в общеобразовательном цикле основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профессиональной направленности получаемой специальности или профессии;

— интеграцию содержания общеобразовательных учебных предметов с отдельными курсами, дополнительными общеобразовательными учебными предметами общеобразовательного цикла, дисциплинами, модулями (темы, разделы) с учетом профессиональной направленности получаемой специальности или профессии;

— обеспечение межпредметных и междисциплинарных связей между общеобразовательными учебными предметами и дисциплинами по циклам основной профессиональной образовательной программы, между отдельными компонентами образовательной программы и синхронизации полученных результатов;

— отбор эффективных методов, форм, средств технологий с учетом профессиональной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

— интеграцию предметных результатов, заявленных на уровне СОО по общеобразовательному учебному предмету с общими и профессиональными компетенциями, реализуемыми на уровне основной образовательной программы среднего профессионального образования;

— организацию концентрированного изучения общеобразовательного цикла в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования;

— усиление пропедевтической направленности общеобразовательных учебных предметов по коррекции пробелов в знаниях у обучающихся, полученных на предыдущих уровнях образования, и создание основы для успешного освоения профессиональной цикла основной образовательной программы среднего профессионального образования;

— планирование интегрированных уроков и форм текущего контроля знаний и промежуточной аттестации в форме практической подготовки.

Интенсификация общеобразовательной подготовки должна не только опираться на оптимизацию сроков обучения, включать организационные инструменты реализации общеобразовательного блока дисциплин, но в большей степени применять технологию интенсивного обучения, которая предполагает перенос с активности преподавателя на активность самих обучающихся, учитывать общедидактические принципы природосообразности, возрастные особенности, личную заинтересованность и мотивацию обучающихся.

Данная технология направлена на достижение запланированных результатов и включает интенсивные методы, активизирующие когнитивные способности учащихся.

Алгоритм внедрения технологии интенсивного обучения включает оценку сформированности тех или иных компонентов у обучающихся, адаптацию содержания общеобразовательных учебных дисциплин к новым образовательным условиям, контроль и оценку полученных результатов.

Важен отбор методов интенсификации обучения по общеобразовательным учебным предметам. Это и компактность содержания, графическое моделирование, методы мнемотехники, алгоритмизация.

Технология интенсивного обучения может быть дополнена другими современными технологиями: развития критического мышления, гуманитарными технологиями, технологией проектной деятельности, направленными на профилизацию общеобразовательных дисциплин, обеспечение профильности их содержания.

Профессиональная направленность общеобразовательной подготовки

Педагогическими средствами, способствующими реализации профессиональной направленности, являются как элементы содержания обучения, так и совокупность форм обучения, методов, приемов, определяющих актуальные подходы и концептуальные принципы процесса обучения.

Сущность профессиональной направленности освоения общеобразовательных предметов в рамках основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования состоит в сохранении преподавания основ наук с акцентом на применимости получаемых знаний и умений в процессе профессиональной подготовки посредством варьируемого по объему и глубине учебного материала, наиболее важного для той или иной профессии, специальности.

Таким образом, профессиональная направленность обучения дает возможность продемонстрировать способы применения на практике знаний изучаемых основ наук, влияния на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего и служащего.

Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательных учебных предметов обусловлена интенсификацией освоения среднего общего образования в пределах основной профессиональной программы. Организация обучения с учетом профессиональной направленности позволяет повысить мотивацию обучающихся и обеспечить опережающий вход в профессию или специальность.

Принцип профессиональной направленности реализуется через:

— связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции, направленной на формирование определенных компонентов общих компетенций ФГОС СПО;

— корреляцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО;

— опору на передовые, инновационные технологии, внедряемые в современное производство;

— формирование определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в рамках образовательной программы по специальности или профессии;

— развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих;

— методически обоснованное применение конкретного материала из содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей профессионального цикла для определенной группы профессий, специальностей;

— формирование задач и практических работ с учетом профессиональной направленности и профессиональной терминологии, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Ориентация содержания на будущую профессиональную деятельность, отбор методов и форм организации обучения общеобразовательных учебных предметов должны усиливать личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Так, одним из методов опережающего освоения элементов будущих профессиональных компетенций становится введение в общеобразовательные учебные предметы тематических вопросов, связанных с освоением терминологии будущей профессиональной деятельности.

Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки усиливает связь теории с практикой, развитие профессиональной направленности личности.

Овладение базовыми, инвариантными знаниями должно сочетаться с варьируемым по объему и глубине учебным материалом, наиболее важным для той или иной профессии, специальности.

Не менее важным для обеспечения профессиональной направленности общеобразовательных учебных предметов являются вопросы о структуре учебного предмета и структуре учебного плана.

Выбор учебных тем, их комбинация с учетом групп профессий, специальностей и оптимальное распределение общеобразовательных предметов и дисциплин, междисциплинарных курсов и модулей профессионального цикла по курсам непосредственно влияет на реализацию межпредметных связей, на обеспечение опорных научных знаний для формирования профессиональных компетенций.

Практическая подготовка, прикладные модули

Реализация среднего общего образования в рамках освоения профессиональной образовательной программы должна предусматривать интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей.

Под прикладными модулями понимается организация практической подготовки как формы образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Практическая подготовка в общеобразовательном цикле должна быть направлена на формирование познавательного интереса, учебной мотивации, основ практического применения получениях знаний и навыков по получаемой профессии или специальности, и предусматривать расширение компонентов (частей) образовательных программ, моделирующих условия, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также получение обучающимися практических компетенций.

Организация практической подготовки по общеобразовательным учебным предметам может быть реализована в следующих формах:

— организация образовательной деятельности в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы;

— организация образовательной деятельности в учебных, учебно-производственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях профильных организаций;

— в обеспечении взаимосвязи образовательной организации с площадками практик.

Образовательная деятельность в форме практической подготовки:

— реализуется при проведении практических и лабораторных занятий по общеобразовательным учебным дисциплинам, выполнении индивидуального проектирования, иных видов учебной деятельности;

— предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

— может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Введение практической подготовки (практических модулей) как формы обучения по общеобразовательным учебным дисциплинам должно находить отражение в учебном плане образовательной программы, а также в рабочих программах общеобразовательных учебных дисциплин.

Общеобразовательный цикл учебного плана может включать до 40% видов учебной деятельности в форме практической подготовки в рамках учебных предметов из обязательных предметных областей, изучаемых на углубленном уровне с учетом профиля подготовки, а также дополнительных учебных предметов, курсов, реализуемых с учетом специфики осваиваемой специальности или профессии.

Технологии дистанционного и электронного обучения

Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:

— создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;

— повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;

— открытый доступ к информационным ресурсам, необходимым для обеспечения образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

— создание единой образовательной среды;

— повышение эффективности образовательной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;

— повышение эффективности организации образовательного процесса.

Основные особенности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательном цикле:

— доступность предоставления обучающимся возможности освоения образовательной программы непосредственно по месту жительства или временного пребывания в условиях ограничения (пандемии);

— персонализация условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

— интерактивность, реализация возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;

— адаптивность, позволяющая использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;

— гибкость, позволяющая участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;

— модульность, предоставление возможности обучающимся и педагогическим работникам использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

— оперативность и объективность оценивания учебных достижений обучающихся.

Основные направления применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации общеобразовательного цикла:

— обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин и профессиональных модулей;

— обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— обеспечение подготовки и участия обучающихся в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах;

— обеспечение интенсификации общеобразовательной подготовки.

Механизмы реализации направлений совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования

Дорожная карта федерального проекта «Современная школа» обозначает механизмы реализации задач совершенствования системы преподавания и повышения качества подготовки обучающихся по общеобразовательным учебным предметам. Такими механизмами является комплекс мероприятий, предусматривающий разработку конкретных инструментов методического и организационного сопровождения достижения заявленных количественных и качественных показателей дорожной карты:

Разработка методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, включающих:

— обновление содержания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования;

— актуализацию требований к условиям преподавания общеобразовательных дисциплин и подходов к проведению различных форм занятий по дисциплине в рамках данных изменений;

— разработку методических требований к учебникам и учебно-методическим пособиям по общеобразовательным учебным дисциплинам в том числе электронным;

— разработку методических рекомендаций по выбору методов, применению образовательных технологий, включая технологии дистанционного, электронного, виртуального и дополненного обучения;

— разработку учебных модулей общеобразовательных учебных дисциплин с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности с применением технологий дистанционного и электронного обучения;

— уточнение условий реализации общеобразовательных учебных предметов: материально-технической базы, программного обеспечения, методического обеспечения, рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств, контрольно-измерительных материалов, учебно-методических комплексов;

— разработку критериев и показателей оценки качества обучения по общеобразовательным учебным предметам.

Разработка примерных рабочих программ общеобразовательных учебных предметов, включающих учебно-методические комплексы с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей, в том числе:

— методические указания (рекомендации) по выполнению лабораторных и практических работ, предусмотренных рабочей программой;

— методические указания (рекомендации) по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов, предусмотренных рабочей программой;

— фонды оценочных средств для промежуточной аттестации;

— требования к образовательным результатам реализации образовательной программы дисциплины, требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дисциплины;

— рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства;

Актуализация нормативно-правового обеспечения реализации общеобразовательной подготовки, в том числе системное обновление методических рекомендаций по вопросам осуществления общеобразовательной подготовки в рамках основной профессиональной образовательной программы профессии или специальности;

Организация повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учебных предметов с охватом всех профессиональных образовательных организаций всех 85 субъектов Российской Федерации по вопросам внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения;

Апробация методик и рабочих программ общеобразовательных учебных предметов, включающая комплекс мероприятий по внедрению методик преподавания общеобразовательных учебных предметов в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций, анализ результатов апробации, корректировку методических материалов с учетом полученных результатов;

Актуализация перечня и разработка учебников и учебных пособий по всем общеобразовательным учебным предметам, включая элективные курсы с учетом профильной направленности профессии и специальности;

Проведение мониторинга внедрения интенсивной общеобразовательной подготовки в программы среднего профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *