Сотрудники контрактных служб в области закупок вынуждены сталкиваться при работе со специально разработанной электронной базой «АЦК-Госзаказ».
Государственный заказчик – это то юридическое лицо, ради обеспечения нужд которого была создана и постоянно изменяется существующая в настоящее время контрактная система.
Кто является государственным заказчиком и на основании каких нормативных актов они функционируют?
Государственный заказ в Российской Федерации — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, направленный на удовлетворение потребностей Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований для осуществления необходимых функций и полномочий.
Государственная программа Российской Федерации — основной программный документ, непосредственно прописанный в федеральном бюджете Российской Федерации.
Государственные программы Российской Федерации являются документами стратегического планирования.
Что такое «АЦК-Госзаказ»
44-ФЗ предусматривает необходимость взаимодействия ЕИС с прочими информационными системами. Данный аспект рассматривается в ст. 4. Порядок использования ЕИС регулируется Приказом Казначейства ПФК от 2015 года №26н.
Российским регионам и муниципальным образованиям переданы полномочия по созданию баз данных, которые бы интегрировались в ЕИС. Для реализации данной задачи была введена в действие двухуровневая система «АЦК-Госзаказ».
Автоматизированный центр контроля «Госзаказ», или сокращенно «АЦК-Госзаказ», был введен в 2008 году. В его основу был заложен принцип взаимодействия цепочки документов, когда нужную информацию можно переносить из одного документа в другой. Статус данной информации удостоверяется электронной подписью уполномоченных лиц.
Такой автоматизированный центр контроля направлен на то, чтобы создать единое информационное пространство для всех участников госзакупок. В основе его работы лежат принципы централизации и автоматизации.
Разработчиком программы «АЦК-Госзаказ» является компания «БФТ» («Бюджетные и финансовые технологии»), которая занимается разработкой ПО для государства и частных компаний.
На сегодняшний день информационная система используется во многих российских регионах. К ней можно подключать дополнительные сервисы для ведения электронного документооборота, управления активами и финансами.
Понятие и нормативная основа действий государственного заказчика
Основное регулирование действий, которые могут осуществляться различного рода заказчиками при осуществлении государственных и муниципальных закупок, происходит с помощью Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В том случае, если заказчик имеет не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то его функционирование в части осуществления госзакупок будет осуществляться также и на основании Федерального закона №223-ФЗ.
Под государственным заказчиком следует понимать такой орган, который выступает в качестве юридического лица, отстаивающего интересы всей Российской Федерации или конкретного региона, а также получил в момент своего образования полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государства.
К числу государственных заказчиков в настоящее время относятся:
- государственные органы, а также органы государственной власти;
- органы управления внебюджетными фондами;
- казенные учреждения федерального подчинения;
- бюджетные учреждения;
- унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан Российской Федерации, а также защиты интересов самого государства;
- государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».
Данное определение государственного заказчика прямо сформулировано законодателем в рамках пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе».
- Портал государственных программ Российской Федерации. Дата обращения: 1 октября 2014. Архивировано 1 октября 2014 года.
- Статья 28 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Нормативно-правовая базаПравить
Сферу закупок регулируют два закона:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Например, в Российской империи строго соблюдался принцип экономии: в 1758 г. был принят регул, требующий от Провиантского правления непременной рассылки объявлений о подряде всем поставщикам — потенциальным участникам конкурса, чтобы устранить гипотетическую вероятность их сговора.Кошелюк Б. Е., 2017
Концепции, принципы, функции и механизмы размещения заказов в разные периоды российской истории значительно отличаются.
В административно-командной системе экономического устройства СССР центральное место было отведено государственному заказу, поскольку экономический сектор преимущественно был государственным.
Существенные изменения концепции и роли государственного заказа произошли при переходе к рыночной экономике в 1990-х годах. В условиях развития свободного рынка и отхода от централизованного планирования государственный заказ перестал играть определяющую роль в развитии экономики России.
ФункцииПравить
Основная функция — удовлетворение государственных нужд. Вторичные же функции института государственного заказа включают:
- стимулирование и стабилизацию экономической системы в целом и в разрезе отраслей, регионов;
- Ценовое регулирование;
- Поддержка и стимулирование национальных производителей;
- Реализация социально-экономической политики государства;
в том числе привлечение частного предпринимательства к решению актуальных социально-экономических задач; - в том числе привлечение частного предпринимательства к решению актуальных социально-экономических задач;
- Стимулирование инноваций за счет соответствующих закупок.
Коррупционные рискиПравить
Информация в этом разделе устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Нарушения при размещении госзаказа
- Ошибки в тексте объявлений о размещении госзаказа. Написание информации о госзаказе на интернет-сайтах закупок с орфографическими ошибками или латинскими буквами.
- Указание в конкурсной документации конкретных торговых марок или наименований производителя товаров и услуг без предоставления возможности участникам государственного заказа поставить товар аналогичного качества или свойства.
- Требования в конкурсной документации по поставке товара с указанием большого количества точных технологических характеристик, в результате которых может быть поставлен товар лишь одного производителя, при наличии на рынке достаточного количества аналогичных товаров.
- Содержание в конкурсной документации нереальных сроков выполнения работ, услуг или поставки товаров.
- Отсутствие в конкурсной документации критериев оценки заявок. Конкурсная документация очень часто не содержит четких критериев оценки заявок, что затрудняет участие в госзаказе всех заинтересованных лиц и приводит к победе в торгах компаний, которые обладают инсайдерской информацией о госзаказе.
- Аффилированность госзаказчика и участника торгов.
- Включение в один лот государственного заказа требований о поставке продукции не связанной между собой.
- Размещение информации о государственном заказе в нечитаемом виде.
- отсутствие механизмов открытого обоснования публичных нужд;
- отсутствие гарантии соответствия условий осуществления закупки сведениям, содержащимся в документах, отражающих планы закупок;
- отсутствие механизмов, гарантирующих объективность требований и характеристик предмета закупки;
- отсутствие механизмов, гарантирующих объективность критериев оценки заявок участников;
- отсутствие гарантий независимости лиц, осуществляющих контроль;
- отсутствие гарантий защиты лиц, сообщающих о случаях коррупции;
- невозможность (ограниченность) осуществления независимого общественного контроля.
СсылкиПравить
Работа с «АЦК-госзаказ» возможна только после прохождения регистрационных действий.
Согласно законодательной норме по ч. 4 ст. 7 ФЗ-44, субъекты и муниципальные образования по своему усмотрению принимают меры по функционированию информсистем соответствующего уровня.
Для подключения к «АЦК-госзаказ» всем пользователям необходимо обратиться к региональному комитету по госзакупкам по представленным на сайте контактам. Порядок подключения к АЦК может несколько варьироваться в зависимости от региона.
В некоторых регионах регистрация происходит через заполнение специальных форм, включающих сведения о потенциальном пользователе в электронном или рукописном формате. После представления запрашиваемых сведений в комитет по государственным закупкам ему выдают данные для авторизации в сервисе.
На региональных закупочных сайтах нередко можно найти справочную информацию о работе с «АЦК-госзаказ», также ответственные за проведение закупок инстанции нередко организуют бесплатные обучающие мероприятия.
Таким образом, «АЦК-госзаказ» предоставляет заказчику возможность проводить и отслеживать документацию на всех этапах исполнения тендера: от его планирования до непосредственной реализации. Данная система отвечает принципам открытости и экономии. Консолидация сведений в единой базе данных позволяет своевременно формировать достоверную отчетность и определять эффективность проведения торгов.
Для чего нужен «АЦК-госзаказ» и его возможности
Система «АЦК-Госзаказ» предназначена для того, чтобы тендерные управляющие и сотрудники контрактной службы могли готовить документацию для ЕИС. Это информационная среда для подготовки тендерной документации и контроля за финансовой стороной будущего контракта. Система является своего рода буфером между ЕИС и заказчиком.
Автоматизированный центр аккумулирует сведения обо всем процессе госзакупок начиная с планирования и формирования закупки, заканчивая ее размещением и исполнением.
В АЦК также интегрированы функции анализа заказа и контроля за его проведением. Данная система также позволяет отследить и рассчитать эффективность закупочной деятельности и при необходимости сформировать отчетную документацию.
Благодаря АЦК, система госзакупок становится более прозрачной: ее становится проще контролировать, так как вся отчетность становится доступной для контролирующих инстанций в режиме онлайн. Но принцип независимости муниципалитетов остается незыблемым, так как контрольно-проверочные мероприятия никак не влияют на ход закупок.
«АЦК-госзаказ» интегрируется с другой специализированной системой: «АЦК-финансы». Благодаря ей, обеспечивается связь со справочными массивами в финансовой сфере: с банками, бюджетными учреждениями и их счетами, кодами бюджетной классификации, сметами. АЦК содержит возможность импортирования данных для проведения резервирования лимитов обязательств бюджета.
Подобная интеграция с финансовыми модулями позволяет чиновникам запрашивать справочную информацию у банковских учреждений, получать данные сметных расчетов, узнать нужные им КБК и прочее.
«АЦК-госзаказ» связан с системой «АЦК-планирование», в которых синхронизируются все документы по закупке. У заказчика есть возможность передачи в ЕИС информации о взыскании неустойки с поставщика по госконтракту, пени или штрафных санкций при неисполнении им взятых на себя обязательств.
Через «АЦК-госзаказ» можно взаимодействовать с электронными торговыми площадками, где непосредственно проводятся торги в сфере госзакупок.
Подобная централизация позволяет уменьшить затраты на организацию тендеров, что соответствует одному из ключевых принципов госзакупок – принципу экономии.
Если резюмировать возможности системы «АЦК-госзаказ» в виде списка, то он будет выглядеть так:
- Благодаря ей, появляется возможность автоматизации процесса государственных и муниципальных закупок с учетом конечных потребителей товаров и услуг.
- Процедура подготовки и проведения закупки стандартизируется.
- Можно контролировать соблюдение норм федерального законодательства в части проведения закупок.
- Заказчик может формировать и публиковать сведения о контрактах в области поставок товаров и оказания услуг в реестре госконтрактов.
- Госзаказчики могут вести базу ценовых предложений, которые поступили от участников.
- Пользователи системы могут планировать размещение заказа и обеспечивать его исполнение.
- Можно централизованно управлять процессами планирования и размещения заказа.
- Есть возможность взаимодействия с финансовыми организациями в части исполнения обязательств, а также по гражданско-правовым договорам бюджетных организаций.
- Заказчик может экономить бюджетные средства через укрупнение закупки по результатам консолидации заявок.
Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок
В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:
- образовательные учреждения различных видов образования;
- медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
- государственные органы обеспечения занятости населения;
- государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.
Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.
Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».
К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:
- возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
- проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
- заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
- проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.
Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:
- регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
- составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
- предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
- участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.
В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.
Перечень государственных программПравить
Законодательство РФ предусматривает 2 типа процедур:
- конкурентные способы определения поставщиков
- закупки у единственного поставщика
Конкурентными способами определения поставщиков являются:
- конкурсы:
открытый конкурс;конкурс с ограниченным участием;двухэтапный конкурс;закрытый конкурс;закрытый конкурс с ограниченным участием;закрытый двухэтапный конкурс; - открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- закрытый двухэтапный конкурс;
- аукционы:
аукцион в электронной форме;закрытый аукцион; - аукцион в электронной форме;
- закрытый аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Размещение заказа путём проведения аукциона предполагает торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Аукцион, как и конкурс, может проводиться в открытой или закрытой форме. Особенностью аукциона является обязательное составление протокола аукциона.
Запрос предложений. Способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
К не конкурентным процедурам относится размещение заказа у единственного поставщика (см. пар. 6. № 44-ФЗ). Например, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется в случае, если выполнение государственного заказа относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, если в рамках государственного заказа осуществляются поставки культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;если выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации и т. д.
Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками
В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.
Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.
Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:
- стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
- возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
- получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
- получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.
Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:
- необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
- возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
- риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
- ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).
Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.
Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок. Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.