Ваша фамилия, имя, отчество
Город, в котором Вы хотите обслуживаться
Ваш телефон (с кодом города) или
мобильный телефон
Ваша электронная почта
Откуда вы узнали о Банке ВТБ (Казахстан)
Я согласен на обработку персональных данных
Защита от автоматического заполнения
Жилищная программа «Нурлы жер» продлена на 2020-2025 годы. Об этом сообщает Telegram-канал Общественной приемной Президента РК, передает корреспондент МИА «Казинформ».
«Вопрос о предоставлении льготного жилья определенным категориям граждан является одним из самых актуальных на сегодняшний день в Казахстане. В связи с этим, Отдел по контролю за обращениями сообщает, что жилищная программа «Нурлы жер» продлена на 2020-2025 годы. В рамках первой задачи «Реализации единой жилищной политики» внедряется лестница доступности жилья, где определяющим фактором станут доходы населения. Очередникам, имеющим доходы до одного прожиточного минимума на члена семьи (29,7 тыс. тенге), предоставляется арендное жилье без выкупа (дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и др. Программа «Бақытты отбасы» будет по-прежнему доступна очередникам (многодетные, неполные и семьи с детьми инвалидами), имеющим доходы до 2-х прожиточных минимумов (59,4 тыс. тенге). Очередники с доходом до 3,1 прожиточных минимумов (92 тыс. тенге), могут претендовать на кредитное жилье акиматов по программе «5-20-25» (военнослужащие, бюджетники, госслужащие)», — информирует Общественная приемная.
Также сообщается, что для граждан с доходами свыше 3,1 прожиточных минимумов доступна программа «7-20-25».
Имеющие доходы свыше 5 прожиточных минимумов (148,5 тыс тенге) смогут воспользоваться существующими рыночными продуктами («Баспана-хит» НБ, «Орда» КИК, «Свой дом» от ЖССБК) для приобретения первичного и вторичного жилья.
Для обеспечения прозрачности получения жилья и единого системного учета внедряется Единая республиканская база очередников. Данные базы будут использоваться для определения доступности жилья очередникам, что обеспечит адресность государственной поддержки и эффективность использования государственных средств.
Нерыночные жилищные программы в Казахстане объединены в одну — «Нурлы жер». А если подробнее, то это Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы, по которой реализуется единая жилищная политика в стране. Купить или взять в аренду жилье по данной программе могут как граждане с низкими доходами, стоящие в очереди, так и среднестатистические казахстанцы без жилья. Какие изменения в программу внесли за последний год и что запланировано на год наступивший, рассмотрим подробнее.
Цель программы — повысить доступность и комфорт жилья, способствовать развитию жилищной инфраструктуры. В 2020 году в рамках задачи программы по реализации единой жилищной политики за счет всех источников финансирования по Казахстану введено в эксплуатацию 15,3 млн квадратных метров жилья, что превышает показатель 2019 года на 16,8%.
Чем привлекают застройщики: партнерская ипотека, рассрочка, акции >>>
Жилье распределяется в рамках следующих направлений:
Арендная недвижимость предназначена для многодетных семей, очередников акиматов и работающей молодежи. Жить в арендной квартире от государства можно хоть всю жизнь, продлевая договор найма каждые 5 лет. Только для работающей молодежи жилье выдается лишь на 5 лет.
Стоимость аренды квартир — от 4667 до 12 000 тенге в зависимости от площади жилья и региона.
Данный вид жилья предусмотрен для работников образования и здравоохранения. Первоначальный взнос отсутствует, срок аренды 20 лет, досрочный выкуп, отсутствие комиссии за рассмотрение заявления, привлечение гарантов, ставка вознаграждения — 3,1% годовых.
Максимальная арендная плата — 1455 тенге за 1 кв. м для крупных городов и 1232 тенге для регионов. В среднем, за квартиру площадью 50 км. м арендный платеж составит порядка 60-70 тысяч тенге в месяц.
Предназначена для очередников. Рынок — первичное жилье, срок кредитования — до 20 лет, наличие первоначального взноса на счете в Отбасы банке — от 10% от суммы займа, залоговое обеспечение — приобретаемое жилье либо иное имущество, соответствующее требованиям банка.
Что нового произойдет в сфере недвижимости Казахстана в 2021 году >>>
Ценовые ограничения программы: по объектам частных застройщиков не выше 12 млн-18 млн тенге в зависимости от региона. По кредитному жилью, построенному акиматами: не выше 160 тыс. -240 тыс. в зависимости от региона.
Разработана для многодетных, неполных и семей с детьми-инвалидами из числа очередников. Ставка — 2% годовых, отсутствие жилья, невысокий доход. Максимальная сумма кредитования: 10 млн-15 млн тенге в зависимости от региона. Срок кредитования — до 20 лет, первоначальный взнос — 10 % от стоимости жилья, объект кредитования — квартира или дом на первичном или на вторичном рынке. Предоставляется сертификат на 1 млн тенге.
Подходит для вкладчиков Жилстройсбербанка, у которых нет жилья. Первоначальный взнос — 20%, заем — под 5% годовых, объект кредитования — первичное жилье, построенное по госпрограмме «Нурлы жер». Ценовые параметры — 140 тыс. -180 тыс. тг/кв. м в зависимости от региона.
Участвуют очередники за земельными участками, у которых нет жилья. Отбасы банк предоставляет им предварительные жилищные и промежуточные жилищные займы по ставке не менее 5% годовых со сроком кредитования до 25 лет при наличии на счете не менее 20% от стоимости жилья.
Эксперты рынка недвижимости об итогах года и прогнозах на 2021-й >>>
Стоимость строительства и реализации дома не должна превышать 120 тыс. тг/кв. м (без учета коммуникаций).
Данная программа упоминается отдельно от «Нурлы жер». Однако является частью единой жилищной политики и значится в паспорте программы «Нурлы жер». Взять такую ипотеку может платежеспособный гражданин РК с подтверждаемым доходом, без жилья и ипотеки. Объект кредитования — первичное жилье. Максимальная стоимость: 15 млн-25 млн тенге в зависимости от региона.
Стоит ли соглашаться быть залогодателем? >>>
В программу интегрированы вопросы тепло-водоснабжения и водоотведения, модернизации коммунального сектора, ремонта домов из Государственных программ инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы и развития регионов до 2020 года.
Так, в рамках первой задачи «Реализации единой жилищной политики» внедряется лестница доступности жилья. Определяющим фактором станут доходы населения.
Очередникам, имеющим доходы до одного прожиточного минимума на члена семьи (29,7 тыс тенге), предоставляется арендное жилье без выкупа (дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и др.
Программа «Бақытты отбасы» будет по-прежнему доступна очередникам (многодетные, неполные и семьи с детьми-инвалидами), имеющим доходы до 2-х прожиточных минимумов (59,4 тыс тенге).
Очередники, имеющие доходы до 3,1 прожиточных минимумов (92 тыс тенге), могут претендовать на кредитное жилье акиматов по программе «5-20-25» (военнослужащие, бюджетники, госслужащие).
Имеющие доходы свыше 5-х прожиточных минимумов (148,5 тыс тенге) смогут воспользоваться существующими рыночными продуктами («Баспана-хит» НБ, «Орда» КИК, «Свой дом» ЖССБК) для приобретения первичного и вторичного жилья.
Данные этой базы будут использоваться для определения доступности жилья очередникам, что обеспечит адресность государственной поддержки и эффективность использования государственных средств.
Вторая задача программы — обеспечение населения качественной питьевой водой.
В городских населенных пунктах за счет средств республиканского и местного бюджетов планируем построить 4188 км сетей водоснабжения (2420 км) и водоотведения (1768 км).
Для реконструкции сетей будет использовано внебюджетное финансирование, механизмы ГЧП и займы МФО.
В селах с населением менее 200 чел проблема водоснабжения будет решена через установку комлексных блок-модулей очистки воды, а с населением более 200 чел – через централизованное водоснабжение.
Также решаются вопросы строительства и реконструкции канализационно-очистных сооружений (КОС).
Планируется к 2023 году обеспечить 100 % доступ к централизованному водоснабжению.
Из 86 городских населенных пунктов очистные сооружения имеются только в 58, средний износ которых составляет более 60 %.
Планируется привлечь 328 млрд. тенге с МФО на реконструкцию и строительства 53 КОС.
МФО подтверждают готовность, выделить кредиты на срок до 15 лет под гарантию Правительства.
Справочно: необходимо субсидировать тариф для обслуживания долга (25 млрд. тенге в год)
Это позволит полностью модернизировать КОС в городах в течение 3 лет и достичь 100 % охвата КОС к 2024 году.
Третья задача Программы направлена на модернизацию и развитию сферы ЖКХ.
Протяженность сетей теплоснабжения по Казахстану составляет 11511 км, средний износ которых 60%.
3 381 км сетей являются ветхими, то есть нуждаются в реконструкции.
Предлагается на замену ветхих сетей направить 240 млрд. тенге в рамках механизма бюджетного кредитования.
Четвертая задача предусматривает меры по проведению капитального ремонта и реновации жилищного фонда.
На сегодня в жилищном фонде Республики насчитывается более 78 тыс многоквартирных домов, из них 18 тыс домов требуют капитального ремонта.
В 2020-2021 годы планируется выделить регионам 30 млрд тенге, что позволит отремонтировать 700 домов и 126 домов за счет оборачиваемых средств.
В рамках пятой задачи принимаются меры по совершенствованию архитектурной, градостроительной и строительной деятельности путем:
— разработки новых и актуализации действующих нормативов, типовых проектов, градостроительных проектов общегосударственного значения.
— оцифровки нормативно-правовых актов и технических документов (BIM-технологии) и развития градостроительного кадастра (инвентаризации надземных и подземных коммуникаций).
В целях установления прозрачности строительных процессов и контроля качества строительства разрабатывается единая информационная система «Е-Құрылыс».
Новая программа «Нұрлы жер» до 2025 года появится в Казахстане
Правительство разработало новую государственную программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025. В понедельник, 18 ноября, на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов представил этот документ.
Программа рассчитана на реализацию пяти задач: реализация единой жилищной политики, рациональное обеспечение населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения, модернизация и развитие жилищно-коммунального сектора, капитальный ремонт и реновация жилищного фонда, совершенствование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Главной целью программы обозначено повышение доступности и комфорта жилья и развитие жилищной инфраструктуры
— В рамках первой задачи «Реализации единой жилищной политики» внедряется лестница доступности жилья. Определяющим фактором станут доходы населения, — объяснил Атамкулов. — Очередникам, имеющим доходы до одного прожиточного минимума на члена семьи (29,7 тыс. тенге), предоставляется арендное жильё без выкупа (дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и др. Программа «Бақытты отбасы» будет по-прежнему доступна очередникам (многодетные, неполные и семьи с детьми-инвалидами), имеющим доходы до двух прожиточных минимумов (59,4 тыс. тенге). Очередники, имеющие доходы до 3,1 прожиточного минимума (92 тыс. тенге), могут претендовать на кредитное жильё акиматов по программе «5-20-25» (военнослужащие, бюджетники, госслужащие). Для граждан с доходами свыше 3,1 прожиточного минимума доступна программа «7-20-25». Имеющие доходы свыше пяти прожиточных минимумов (148,5 тыс. тенге) смогут воспользоваться существующими рыночными продуктами («Баспана-хит» НБ, «Орда» КИК, «Свой дом» ЖССБК) для приобретения первичного и вторичного жилья.
Для прозрачности будет внедрена единая республиканская база очередников.
В рамках задачи по обеспечению населения качественной питьевой водой планируется за счёт средств республиканского и местного бюджетов построить 4188 км сетей водоснабжения и водоотведения (1768 км) в городах. Для реконструкции сетей будет использовано внебюджетное финансирование, механизмы ГЧП и займы международных финансовых организаций.
— В сёлах с населением менее 200 человек проблема водоснабжения будет решена через установку комплексных блок-модулей очистки воды, а с населением более 200 человек – через централизованное водоснабжение. Мы планируем к 2023 году обеспечить стопроцентный доступ к централизованному водоснабжению, — подчеркнул Атамкулов.
Будут решены вопросы строительства и реконструкции канализационно-очистных сооружений. Сегодня из 86 городских населённых пунктов очистные сооружения имеются только в 58, средний износ которых составляет более 60%. Поэтому для реконструкции и строительства 53 канализационно-очистных сооружений планируется привлечь 328 млрд тенге от МФО. Министр подчеркнул, что МФО «подтверждают готовность выделить кредиты на срок до 15 лет под гарантию правительства», однако не уточнил, о каких именно организациях идет речь.
За счёт этого планируется полностью модернизировать канализационно-очистные сооружения в городах в течение 3 лет, и достичь 100% охвата КОС к 2024 году.
В рамках задачи по модернизации и развитию сферы ЖКХ проведён анализ их состояния. Общая протяжённость сетей теплоснабжения по Казахстану составляет 11511 км, средний износ которых 60%, и 3381 км сетей являются ветхими, то есть нуждаются в реконструкции. Предлагается на замену ветхих сетей направить 240 млрд тенге в рамках механизма бюджетного кредитования.
В сфере проведения капитального ремонта и реновации жилищного фонда, согласно анализу, из более чем 78 тыс. многоквартирных домов, имеющихся в стране, 18 тыс. домов требуют капитального ремонта.
— В 2020-2021 годы планируется выделить регионам 30 млрд тенге, что позволит отремонтировать 700 домов, и 126 домов — за счёт оборачиваемых средств, — сообщил Атамкулов.
Премьер-министр Аскар Мамин, подводя итог, подчеркнул, что новая программа «позволит каждому казахстанцу решать жилищный вопрос в зависимости от своего уровня дохода». Поэтому важно принять этот документ до конца 2019 года, с тем чтобы уже с начала следующего года приступить к её реализации.
На сколько реально приобрести собственное жилье и для кого разработана госпрограмма «Нұрлы жер». Об этом и другом рассказывает директор департамента Национального Управляющего Холдинга «Байтерек» Олжас Салыков, сообщает Zakon.
— В Казахстане постоянно растет количество очередников на получение государственного жилья. С чем это связано? Они все представляют социально уязвимые слои неселения?
— По последним данным, число очередников в акиматах превысило 540 тысяч человек. Из них свыше 60% составляют госслужащие и бюджетники – это порядка 330 тыс. очередников. Многодетные и неполные семьи, дети-сироты, семьи имеющие или воспитывающие детей с особыми потребностями составляют 140 тыс. человек. Инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и другие категории составляют свыше 70 тыс. человек.
За прошедший год очередность выросла на 53 тысячи человек. С чем это связано? На мой взгляд, в первую очередь с теми масштабными мерами поддержки, которые сегодня принимает государство. Когда люди видят, что проблема реально решается, начинают активно включаться в госпрограмму. Как бы не было много критики, особенно в соцсетях, у всех нас есть знакомые или соседи, которые получают жилье с помощью государства.
Также влияние оказывают тренды урбанизации, рост численности населения, особенности каждого региона. Ежегодно в стране рождается 400 тысяч детей. Кто-то из них по каким-то причинам рано или поздно встанет в очередь. И здесь нужно тоже задуматься, как обеспечить жильем будущие поколения.
Сейчас активно обсуждается реформа пенсионной системы с правом использования части каких-то накоплений на решение жилищных вопросов. Не знаю какое будет принято решение, но лично мое мнение – необходима автономная система, позволяющая при достижении работающим гражданином, скажем 25 лет, накапливать минимальный первоначальный взнос, хотя бы на однокомнатную квартиру. Конечно же тут нужны исследования и детальные расчеты.
— Сколько лет должны копить граждане, чтобы приобрести, наконец, свое жилье?
— Если исходить из средней стоимости квартиры площадью 54 кв метра и доходов среднестатистической казахстанской семьи, состоящей из трех человек, по нашим подсчетам, это займет где-то 10-11 лет.
У большинства казахстанцев, которые хотят воспользоваться льготными инструментами для приобретения жилья, доходы не позволяют этого сделать.
Поэтому чтобы повысить доступность жилья для населения и сократить очередность, как поручил Глава государства, сегодня в Казахстане формируется Единая модель жилищного развития.
Буквально в конце прошлого года – 31 декабря постановлением правительства была утверждена новая Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы.
Единая жилищная политика будет направлена на создание сбалансированного рынка жилья, как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
— Понятно, но главным фактором решения жилищных вопросов граждан являются все же их доходы и достаточный объем доступного жилья.
— Разумеется. На это и нацелена госпрограмма. К примеру, очередникам, не имеющим доходы, или у которых доходы составляют ниже одного прожиточного минимума (ПМ), акиматы строят арендное жилье без выкупа. Это дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп и другие.
А те, кто имеет доходы до двух ПМ, могут претендовать на жилье для малообеспеченных семей по программе «Бақытты отбасы» через Жилстройсбербанк. В эту категорию входят многодетные, неполные семьи и семьи, имеющие или воспитывающие детей с особыми потребностями.
Очередники, имеющие доходы до 3,1 ПМ, могут претендовать на кредитное жилье акиматов также через Жилстройсбербанк по программе «5-20-25». В основном это бюджетники, госслужащие и военнослужащие.
Для граждан с доходами свыше 3,1 ПМ доступна ипотечная программа «7-20-25».
Люди, имеющие доходы свыше 5 ПМ смогут самостоятельно воспользоваться рыночными продуктами банков второго уровня для приобретения первичного и вторичного жилья.
— При таком подходе обязательно нужно обеспечить прозрачность получения жилья и ввести единый системный учет, иначе будут проблемы.
— Согласен, этот вопрос учтен разработчиками программы – Министерством индустрии и инфраструктурного развития. И сейчас внедряется Единая республиканская база очередников. Данные базы будут использоваться для определения доступности жилья очередникам, что обеспечит адресность государственной поддержки и эффективность использования государственных средств.
И здесь Холдинг «Байтерек» играет системную роль, поскольку является единым оператором в реализации госпрограммы.
К примеру, акиматы, за счет получаемого дешевого фондирования от «Байтерека», обеспечивают строительство и реализацию кредитного жилья по фиксированным ценам: до 180 тысяч тенге в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Актобе, Атырау, Актау, Туркестане и Карагандской области. В остальных регионах — до 140 тысяч тенге.
Ежегодно в данной системе оборачиваются 100-110 миллиардов тенге, что позволяет акиматам обеспечивать ввод 11-12 тысяч кредитных квартир.
Эта система давно доказала свою эффективность, при чем бюджетные средства не выделяются, а оборачиваются на постоянной основе по револьверному принципу.
— Как известно, в реализации жилищной госпрограммы особая роль отводится Жилстройсбербанку. Каким образом он стимулирует спрос и реализацию построенного акиматами жилья?
— В рамках госпрограммы «Нұрлы жер» Жилстройсбербанк выдает населению льготные жилищные займы под 5% годовых. Первоначальный взнос составляет не менее 20% с возможностью использования жилищных сертификатов.
На сегодня в системе ЖССБК числится 1,5 миллиона договоров с суммой накоплений свыше 800 миллиардов тенге. За весь период деятельности выдано свыше 222 тысяч займов на 1,67 триллиона тенге, из них уже на пройденном этапе реализации госпрограммы «Нұрлы жер» — 21 тысяча займов на 160 миллиардов.
Как всем уже известно, с июля прошлого года запущена программа льготного ипотечного кредитования «Бақытты отбасы» под 2% годовых. Это беспрецедентная поддержка малообеспеченных многодетных семей, которая была инициирована Елбасы. Первоначальный взнос составляет от 10% с возможностью использования жилищных сертификатов от акиматов. В данной программе также могут принимать участие семьи с детьми-инвалидами и неполные семьи.
Стоимость жилья не должна превышать 15 миллионов тенге в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырау, Актау и до 10 миллионов — в остальных регионах. Жилье можно приобрести на первичном и вторичных рынках.
В прошлом году Жилстройсбербанком были приняты 5,2 тысяч заявок почти на 52 миллиарда тенге.
Начиная с этого года в соответствии с поручением Главы государства, ежегодный план выдачи составит не менее 10 тысяч займов или порядка 100 миллиардов тенге.
— Как обстоят дела на рынке с программами для представителей социально-значимых профессий — учителей и врачей?
— Для них с июня 2019 года мы запустили программу по обеспечению арендным жильем с правом выкупа. Оператором является Казахстанская Ипотечная Компания. Общий объем финансирования составляет 40 миллиардов тенге. Этих средств хватит на приобретение на рынке трех тысяч квартир.
Арендное жилье предоставляется без первоначального взноса под 3,1% годовых. Предусмотрено право досрочного выкупа жилья без каких-либо штрафных санкций. Министерства образования и здравоохранения предоставляют списки сотрудников, которым будет предоставлено жилье.
Я считаю, что предоставление жилья врачам и учителям на льготных условиях является крайне важной мерой, от них зависит будущее наших детей, поэтому будем активно реализовывать данное направление.
Для другой важной профессии – военнослужащих Жилстройсбербанком разработан продукт «Әскери ипотека». Это льготное кредитование под 8% годовых. Как известно, с января 2018 года внесены изменения в законодательство, позволяющие военнослужащим осуществлять накопления в ЖССБК за счет получаемых жилищных выплат. Жилье можно приобрести на первичном и вторичном рынках.
— А для остальных граждан, желающих приобрести жилье на коммерческом рынке за счет собственных или заемных средств, какие гарантии вы даете?
— Для них мы предоставляем гарантии на завершение долевого строительства, которые в первую очередь направлены на сохранность средств граждан и защиту от недобросовестных застройщиков. Для этого еще в 2016 году был принят новый Закон о долевом участии в жилищном строительстве и проведена капитализация Фонда гарантирования на 20 миллиардов тенге.
По закону привлечение средств от населения на долевое строительство разрешено только при наличии разрешения акимата, либо гарантии нашей дочерней организации — Фонда гарантирования жилищного строительства. Если строительная компания получила гарантию фонда, эта информация будет выложена на официальном сайте www. hgf. На сегодня одобрены жилищные проекты на общую сумму 155 миллиардов тенге, что позволило защитить вклады населения на приобретение порядка 11 тысяч квартир на коммерческом рынке.
— А если нет такой гарантии?
— Тогда у застройщика должно быть разрешение акимата на привлечение средств дольщиков. Данную информацию обязательно нужно уточнить в соответствующем акимате, в противном случае вся ответственность и все риски ложатся на дольщика.
К слову, по закону получить у акимата разрешение на привлечение средств дольщиков застройщик может только в двух случаях: если он за свой счет возвел каркас здания, а это 40–60% от общей стоимости проекта, или получил банковское финансирование. Если же застройщик не показывает гарантию нашего Фонда, а акимат заявляет, что по данному объекту не выдано соответствующее разрешение, советуем не идти на риск, вкладывая деньги. Правильнее будет обратиться в правоохранительные органы.
Также для частных застройщиков, самостоятельно привлекающих кредитные средства от коммерческих банков, предусмотрен механизм субсидирования процентной ставки. Оператором является Фонд «Даму», который субсидирует в течение трех лет 7% годовых. Это позволяет на 50% удешевить стоимость заемных средств для строительства жилья и предоставить квартиры для населения по фиксированным ценам: до 260 тысяч тенге в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырау, Актау и до 220 тысяч в остальных регионах.
— Что вы можете сказать о последних трендах цифровизации строительной отрасли?
— Сегодня одним из основных драйверов экономичекого роста в стране является именно строительство. Цифровизация стройотрасли является очень важным моментом, призванным повысить инвестиционную привлекательность бизнеса, удешевить жилье и объекты инфраструктуры и одновременно повысить их качество.
Мы видим, что большие возможности к удешевлению строительства жилья и объектов инфраструктуры открываются через так называемые «Маркетплейсы», которые на своей платформе смогут объединить напрямую заказчиков и поставщиков без посредников.
Нашей дочерней компанией уже ведется работа в данном направлении. В итоге мы рассчитываем уменьшить операционные расходы всех сторон в среднем до 20%.
При этом внедрение системы долгосрочных офтейк-контрактов по фиксированным ценам позволит обеспечить загруженность отечественных производителей стройматериалов и домостроительных комбинатов. Маркетплейсы должны быть максимально открытыми и предоставлять полный объем информации, что просто нейтрализует недобросовестных поставщиков.
Если учесть, что доля стройматериалов в себестоимости строительства составляет свыше 55%, то цена строительства за 1 кв метр жилья может быть снижена в среднем до 10%.
Подобные платформы необходимо создавать и для рынка недвижимости, где население, коммерческие банки, девелоперы, частные застройщики и государственные органы также смогут объединиться на единой площадке и предоставлять свои услуги. В конечном счете это будет оказывать содействие продуктивной занятости, созданию рабочих мест и равного доступа для населения к экономическим и производственным возможностям. Надеемся, что нашу инициативу поддержат.
Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» разработана в рамках Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента РК от 15 февраля 2018 года № 636 согласно указу Президента РК от 19 июня 2019 года № 27 «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге». Программа направлена на адресное повышение доступности жилья для граждан Казахстана в зависимости от их социального статуса и доходов.
Сотрудники НАО «КазНИТУ им. Сатпаева», участвующие в программе:
- Акатаева Алия Аскаровна
- Бапышев Акылбек Мирзабекович
- Кульдеева Эльмира Макпалбаевна
- Ибраимова Гулнур Талиповна
Что нового внесли в программу в 2020 году
По данным пресс-служб Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) и Отбасы банка, за последний год в «Нурлы жер» внесли следующие изменения.
Нацбанк выделил на это 390 млрд тенге, из них 180 млрд тенге — на строительство кредитного жилья и 210 млрд тенге — на кредитование очередников через Отбасы банк.
Для «Бақытты отбасы» предельный порог уровня прожиточного минимума (ПМ) изменен с 2 до 3,1 ПМ за последние 6 месяцев на каждого члена семьи (с 1 января 2021 года ПМ равен 34 302 тенге, следовательно доход должен быть не выше 106 336 тг на 1 члена семьи).
Для «Шанырақ» («5-10-20»), «5-20-25» — с 3,1 до 3,7 ПМ (126 917 тг).
Ремонт от застройщика: преимущества и недостатки >>>
- Внедрены новые механизмы сотрудничества государства с застройщиками. Развивается государственно-частное партнерство с застройщиками по строительству кредитного жилья. Расширены возможности привлечения акиматами средств на рыночных условиях для строительства жилья.
- Предусмотрена возможность варьирования Отбасы банком ставки кредитования до 5% для реализации оффтейк-контрактов и иные механизмы для завершения проблемных объектов жилищного строительства.
- Изменились цены строительства. Дополнительно пересмотрены пороговые значения ценовых параметров строительства кредитных объектов. Стоимость реализации 1 квадратного метра жилья МИО в чистовой отделке (без стоимости инженерных сетей) по Костанайской области увеличена до 180 тыс. тенге.
- Изменились условия по программе «Алматы Жастары». С 15 июня 2020 года увеличилась сумма займа до 13 миллионов тенге, изменилась сумма первоначального взноса до 10%, убрали требование по постоянной прописке в городе.
Окупит ли сама себя ипотечная квартира с помощью аренды? >>>
- По «Бақытты отбасы» теперь можно покупать кредитное жилье МИО без оформления займа. Это при наличии собственных средств, включая жилищные строительные сбережения.
- По «Шаңырақ» разрешено покупать первичное жилье в объектах жилищного строительства уполномоченной организации по завершению проблемных объектов жилищного строительства.
Как избежать ошибок при покупке квартиры в ипотеку >>>
Планы на 2021 год
Это отличная новость для тех, кто хотел бы встать в очередь, но не подходит по каким-то существующим параметрам. С 2021 года нуждающихся в жилье граждан на учет будет ставить Отбасы банк. В планах создать единый центр постановки в очередь, учета и распределения жилья. Ожидается, что новые критерии станут более прозрачными и будут подходить для всего населения.
Как рассказали в пресс-службе Отбасы банка, в настоящее время осуществляется передача действующей Единой республиканской базы очередников (ЕРБО) из акиматов в Отбасы банк. Одновременно банком ведутся технические работы по созданию нового Центра обеспечения жильем (ЦОЖ).
Формирование новой очереди в ЦОЖ начнется после полной передачи ЕРБО в Отбасы банк и прекращения постановки на учет очередников МИО. При этом предполагается, что основными критериями для постановки в новую очередь в ЦОЖ будут являться:
- совершеннолетие гражданина;
- отсутствие у него жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан в течение последних 5 лет при постановке на учет в базу ЦОЖ.
На 1 января 2021 года, по данным местных исполнительных органов, на учете в получении жилья состоят 548 168 очередников.
Как выбрать доходную недвижимость за рубежом >>>
- Очередникам будут субсидировать арендную плату за наем жилья в частном рынке. В текущем году планируется в рамках послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года внедрить новый механизм решения жилищных вопросов очередников путем субсидирования арендной платы в частном жилищном фонде.
- По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в рамках программы «Нурлы жер» за этот год планируется построить и распределить 12 220 арендных и 10 291 кредитных квартир. Также будет построено 6432,1 тысяч квадратных метров индивидуального жилья.
Таблица 1. Количество запланированных к сдаче квартир по «Нурлы жер» в 2021 году по регионам
Наименование областей, городов
Арендное
Кредитное
Площадь, тыс. м
Кол-во квартир
Площадь, тыс. м
Кол-во квартир
ИТОГО
645,8
12 220
617,5
10 291
Акмолинская
7,1
126
9,5
158
Актюбинская
20,2
350
48,4
806
Алматинская
59,6
1051
20,4
339
Атырауская
53,3
812
49,1
818
ВКО
28,1
484
52,9
882
Жамбылская
55,5
1028
38,8
647
ЗКО
25,3
463
46,5
774
Карагандинская
30,3
582
28,7
478
Костанайская
16,7
312
38,6
644
Кызылординская
24,7
414
32,5
542
Мангистауская
19,2
305
16,7
278
Павлодарская
23,5
399
37,2
620
СКО
18,2
311
19,9
332
Туркестанская
55,5
972
31,3
521
г. Шымкент
73,6
1580
64,9
1081
г. Алматы
63,2
1451
36,7
611
г. Нур-Султан
71,8
1580
45,5
758
По информации МИИР РК
7 причин отказаться от покупки квартиры на вторичном рынке >>>
Таблица 2. Площадь запланированного к сдаче индивидуального жилья по «Нурлы жер» в 2021 году по регионам
Наименование областей, городов
ИЖС, тыс. м
ИТОГО
6432,1
Акмолинская
355,7
Актюбинская
477,4
Алматинская
713,7
Атырауская
588,5
ВКО
213,2
Жамбылская
390,7
ЗКО
313,3
Карагандинская
219,8
Костанайская
146,5
Кызылординская
651,5
Мангистауская
697,6
Павлодарская
108,7
СКО
112,7
Туркестанская
246,5
г. Шымкент
179,6
г. Алматы
698,4
г. Нур-Султан
318,4
Карима Апенова, информационная служба kn