Состав ФЦП
Ответственный исполнитель государственной программы — Минкомсвязь России; соисполнители программы — Минфин России, Минобороны России, МВД России, Минобрнауки России, МИД России, ФСО России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Россвязь, Роспечать, Роскомнадзор, Росморречфлот, Росграница.
Цели и задачи Госпрограммы — получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.
Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%.
Подпрограммы
По состоянию на 2014 год программа состоит из четырех подпрограмм:
- «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
- «Информационная среда»;
- «Безопасность в информационном обществе»;
- «Информационное государство».
Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»
Исполнитель: Россвязь
- Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации
- Развитие федеральной почтовой связи
- Совершенствование механизмов управления использованием радиочастотного спектра
- Управление развитием информационно- телекоммуникацион-ной инфраструктуры информационного общества и услугами, оказываемыми на ее основе
Бюджет подпрограммы: 1,86 млрд рублей
Подпрограмма «Информационная среда»
Исполнитель: Роспечать
- Строительство, восстановление, реконструкция, переоборудование объектов телерадиовещания
- Электронные средства массовой информации: контент и доступ к нему
- Участие России в международном информационном пространстве
- Поддержка социально значимых проектов в сфере средств массовой информации
- Развитие национальных информационных ресурсов
Бюджет подпрограммы: 6,4 млрд рублей;
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе»
Исполнители: Минкомсвязь, Роскомнадзор, ФСБ России, Роспечать
- Контроль и надзор
- Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России
- Противодействие терроризму, экстремизму, насилию
- Развитие грид-технологий
Бюджет подпрограммы: 1,2 млрд рублей;
Подпрограмма «Информационное государство»
Исполнители: Минкомсвязь, Минздравсоцразвития, Минобрнауки
- Управление развитием информационного общества
- Развитие электронного правительства
- Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий
- Услуги на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения
- Развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры
- Поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий
Бюджет подпрограммы: 1,94 млрд рублей
История программы
2021: Минэк: Госпрограмма «Информационное общество» выполняется неэффективно
В августе 2021 года Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад о реализации государственных программ. Документ был направлен в Правительство РФ.
По итогам первой половины 2021 года по 13 из 45 госпрограмм отмечена высокая эффективность. Еще 13 госпрограмм реализуются с эффективностью выше среднего (от 82 до 92%), 9 – ниже среднего (от 61 до 82%). Низкая эффективность (менее 61%) зафиксирована по 6 госпрограммам. Средняя эффективность реализации госпрограмм составила 80,3%.
«Информационное общество», по данным Минэкономразвития, реализовалась за первое полугодие 2021 года на 60,7%, госпрограмма развития электронной и радиоэлектронной промышленности на 67,1%, «Научно-технологическое развитие» – на 72,6%.
Госпрограмма «Информационное общество», а также «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» отмечены как имеющие наибольшую долю невыполненных контрольных точек.
Приоритетными направлениями для программы «Информационное общество» выступают повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан, улучшение доступности и качества госуслуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности граждан, развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий.
В мае 2021 года правительство одобрило переход к новой системе управления госпрограммами, которая начнет действовать с 2022 года. Они уменьшатся в объеме и обретут однородную структуру. Для каждой цели госпрограммы и ее структурных элементов будут сформированы показатели, отражающие конечные общественно значимые эффекты. Помимо этого в структуре госпрограмм будет выделена проектная часть (мероприятия с конкретными сроками завершения работ) и процессная (постоянные меры социальной поддержки). В госпрограммы включат показатели единого плана по достижению национальных целей развития.[1]
2020
Минцифры готовит изменения госпрограммы «Информационное общество». Из нее исключат четыре основных показателя и сократят еще шесть
Минцифры разработало проект постановления Правительства России, вносящий изменения в госпрограмму «Информационное общество». В частности, документ предусматривает корректировку сведений о показателях (индикаторах) данной программы[2].
Проект постановления был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). По состоянию на 21 декабря 2020 г. документ находился на стадии общественного обсуждения, которое продлится до 1 января 2021 г. Ответственной за разработку документа назначена сотрудница Минцифры Гузалия Шагимуратова.
Как сказано в пояснительной записке к проекту постановления Правительства, список изменений, предложенных в нем, сформирован «на основании предложений соисполнителей и участников государственной программы» и «с учетом фактических значений показателей (индикаторов) за предшествующие годы (недостижение или значительное перевыполнение)». В паспорте проекта перечислены соисполнители – это Роскомнадзор, Росархив, Роспечать, которую, как сообщал CNews, Президент России Владимир Путин в конце ноября 2020 г. распорядился ликвидировать[3].
Участники госпрограммы – это обширный список российских ведомств. В него входят МВД, МИД, Минкультуры, Минобрнауки, Минпросвещения, Минобороны, Минэкономразвития, Минтранс, МЧС, Росморречфлот, Росархив, ФСБ, ФСО, Росстат, Росаккредитация, Роскомнадзор, Управление делами Президента России, Генпрокуратура, Росатом, Роспатент и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
Доля семей с ШПД в 74% вместо 84%. Минцифры корректирует госпрограмму «Информационное общество»
В декабре 2020 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщило об изменениях государственной программы «Информационное общество». В частности, ведомство решило убрать четыре ключевых показателей программы и уменьшить объем ещё шести.
Как сообщается в проекте постановления правительства, который разработало Минцифры и опубликовало на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, изменения сформулированы на основании предложений соисполнителей и участников государственной программы, а также с учётом фактических значений показателей за предшествующие годы (недостижение или значительное перевыполнение).
Доля семей с ШПД в 74% вместо 84%, Минцифры приступило к корректировке госпрограммы «Информационное общество»
Минцифры предлагает исключить из госпрограммы следующие показатели:
- Место России в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;
- Количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»
- Доля нарушений, выразившихся в невыполнении предписаний, в общем количестве нарушений, выявленных в ходе внеплановых проверок, в том числе в сфере персональных данных.
При этом с 84% до 74% снижен целевой показатель проникновения ШПД-интернета в российских домохозяйствах по итогам 2020 года, а доля интернет-пользователей, не сталкивавшихся с киберинцидентами, напротив, повышена — с 60% до 72%.
Доля федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и субъектов РФ, использующих единый электронный сервис системы межведомственного электронного взаимодействия при межведомственном электронном взаимодействии, в общем числе участников межведомственного электронного взаимодействия, в 2020 году сокращена с 90% до 80%.
В пояснительной записке говорится, что список изменений подготовлен «в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, введением режима повышенной готовности и самоизоляции в 2020 г., а также уменьшением бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы, в целях увеличения резервного фонда правительства».[4]
2017
В 2016 году план по программе выполнен на 80,4%
Минэкономразвития отчиталось в начале августа об итогах реализации госпрограмм за 2016 год. По оценкам ведомства, результаты госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 гг.)», при сравнении с показателями всех госпрограмм, оказались ниже среднего уровня при выполнении плана на 80,4%. Так, основные мероприятия «Информационного общества» реализованы на 97,4%, освоение бюджета составляет 97,9%, что выше среднего результата, однако работа Минкомсвязи по исполнению программы проведена всего лишь на 50%.[5]
В Минкомсвязи эффективность реализации госпрограммы оценили в 0,87%, что соответствует среднему уровню эффективности. При этом анализ Счетной палаты показал, что оценка эффективности госпрограммы произведена в условиях отсутствия сведений о выполнении порядка 24% показателей. Это оказало негативное влияние на качество расчетов.
Один из худших показателей по госпрограмме — объем работы Минкомсвязи. Фото: minsvyaz.ru
В 2016 году на реализацию «Информационного общества» из госбюджета было выделено 111,6 млрд рублей, из этой суммы Минкомсвязи получило 14,8 млрд рублей на выполнение мероприятий по программе. Из общей суммы в 110,8 млрд рублей, то есть 99,3% средств, были освоены, еще 0,7% приходится на неисполненные бюджетные назначения.
Итоги в сфере госуслуг
По данным Минэкономразвития, в 2016 году выросло количество граждан, которые получают госуслуги по принципу «одного окна», то есть после однократного обращения. По итогам года этот показатель составил 96%.
Кроме того, растет число граждан, которые получают госуслуги в электронной форме. Если в 2015 году их доля составляла 39,6%, тов 2016 году — уже 51,3%, при том что плановый показатель равнялся 50%. По прогнозам ведомства, к 2018 году получать госуслуги в электронном виде должно не менее 70% граждан.
Итоги по обеспечению доступа в интернет
В рамках «Информационного общества» в 2016 году было запущено 3909 коллективных точек доступа к интернету. Скорость подключения составляет не менее 10 Мбит/с.
За год до 70,3% выросло количество домохозяйств, подключенных к интернету (68,4% в 2015 году). Плановый показатель для 2016 года был выше — 72,8%, но его достичь не удалось. Среди причин называются активное использование гражданами мобильных устройств для доступа в Сеть, а также ухудшение макроэкономических условий, в результате чего у россиян снизилась потребность в домашних ПК.
Более того, по данным Росстата, в 30 регионах РФ домохозяйств, подключенных к интернету, стало меньше. В некоторых регионах снижение данного показателя превышает 10%. Например, в Магаданской области он упал на 10,2%, в Республике Хакасия — на 13,6%. Радикальное снижение показателя было зафиксировано в Чеченской Республике — с 72,3% в 2015 году до 14,3% в 2016 году.
Линия Магадан — Сахалин — Камчатка
В 2016 году было завершено создание подводной волоконно-оптической линии связи Магадан — Сахалин — Камчатка, протяженность которой составляет около 1,7 тыс. км при пропускной способности до 8 Тбит/с. Как отмечается, запуск линии в эксплуатацию способствовал снижению цен на услуги связи: например, в Магаданской области интернет подешевел в 3-4 раза. Теперь в этом вопросе область меньше зависит от спутников, при этом выросла скорость подключения.
Путин утвердил новую стратегию развития информационного общества в РФ
Президент РФ Владимир Путин в мае 2017 года утвердил стратегию развития информационного общества в стране на срок до 2030 года. Подробнее о стратегии — в отдельной статье.
Обновленная версия программы
В апреле 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об изменениях в государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)». Программа скорректирована в соответствие с федеральным бюджетом, сообщается на сайте Правительства РФ.
Суммарный размер финансирования госпрограммы незначительно увеличился — с 1,155 до 1,161 трлн рублей. Распределения бюджета по годам выглядит следующим образом:
- 2011 год — 113,45 млрд рублей;
- 2012 год — 145,89 млрд рублей;
- 2013 год — 130,62 млрд рублей;
- 2014 год — 116,23 млрд рублей;
- 2015 год — 115,22 млрд рублей (вместо 95,17 млрд рублей до изменений в программе в апреле 2017 года);
- 2016 год — 122,8 млрд рублей (вместо 91,54 млрд рублей);
- 2017 год — 113,8 млрд рублей (вместо 108,79 млрд рублей);
- 2018 год — 106,08 млрд рублей (вместо 113,4 млрд рублей);
- 2019 год — 98,81 млрд рублей (вместо 118,02 млрд рублей);
- 2020 год — 98,82 млрд рублей (вместо 122,39 млрд рублей).
В новой версии программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», опубликованной в апреле 2017 года, уточняются целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей, задач и реализацию основных мероприятий.
Дмитрий Медведев подписал постановление об изменениях в государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)»
Авторы программы рассчитывают, что к 2018 году до 70% россиян будут пользоваться электронными госуслугами, а до 2020-го Россия войдет в число 40 стран с наиболее высоким индексом развития информационных технологий (в 2016 году Россия занимала 41 место). В прежней версии программы говорилось о вхождении в десятку в 2016 году. При этом по итогам 2016 года Россия занимает 41 строчку рейтинга.
Кроме того, сообщается, что к основным направлениям обеспечения информационной безопасности, предусмотренных Доктриной информационной безопасности РФ, относятся ликвидация зависимости отечественной промышленности от иностранных информационных технологий, повышение конкурентоспособности российских ИТ-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.[6]
2016: Из госпрограммы «Информационное общество» удаляют пункт о технологической независимости России
Пункт о достижении технологической независимости России отсутствует в обновленном министерством перечне ожидаемых результатов госпрограммы «Информационное общество (2011—2020 годы)». Подготовленный Минкомсвязи проект постановления Правительства, корректирующий программу «Информационное общество», появился 28 декабря 2016 г. на сайте для общественного обсуждения нормативно-правовых актов regulation.gov.ru.
В пояснительной записке к проекту постановления его авторы заявляют, что показатель исключен из госпрограммы «в связи с отсутствием объемов финансирования, необходимых для его достижения».
На момент публикации материала в Минкомсвязи не успели ответить на вопросы CNews относительно того, знакомы ли уже в Правительстве с планами ведомства, обсуждались ли они с вице-премьерами и другими министрами и кто их поддержал[7].
Пункт о технезависимости страны присутствовал в госпрограмме с момента ее утверждения в ноябре 2010 г.
2013: Замедление реализации программы
В июне 2013 года экс-чиновники Минкомсвязи заявили[8] о массовой приостановке проектов внедрения электронного правительства в российских регионах.
«Ступор» случился после новости о том, что проект «Электронное правительство» может быть передан «Почте России» (с предложениями министра связи Николая Никифорова разделить проект между «Почтой» и ФГУП НИИ «Восход» согласился президент Владимир Путин).
До сих пор статус единственного подрядчика по созданию электронного правительства принадлежал «Ростелекому». Оператор по контракту с Минкомсвязи развивал единый портал госуслуг, систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и др. Кроме того, «Ростелеком» создавал и осуществлял поддержку региональных сегментов электронного правительства (читайте подробнее в журнале CNews).
Порядка 60% проектов в сфере электронного правительства так или иначе приостановили или не стали закладывать финансирование на второе полугодие, т.к. не понимают на что, и как все это будет происходить, считают независимые эксперты.
С изложенным согласен бывший заместитель министра связи Илья Массух, ныне – руководитель «Российской общественной инициативы». По его словам, передача электронного правительства другому оператору повлечет за собой неизбежные технические сбои, в результате чего «мы можем получить серьезный негатив от граждан».
В то же время, в ходе опроса региональных ИТ-руководителей, который провел CNews, подтвердить столь пессимистичный взгляд на ситуацию с электронным правительством удалось лишь частично.
2012: Сотрудничество со странами СНГ
Россия и страны-участницы СНГ подписали 28 сентября 2012 года в рамках совместного заседания глав правительств СНГ решение об утверждении Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по её реализации на период до 2015 года.
Ранее страны развивали направление «Информационного общества» в рамках стратегии, которая была рассчитана до 2010 года.
«Реализация Стратегии и Плана действий позволила государствам Содружества выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений, укрепила их информационное взаимодействие, — заявил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — Цели и способы их достижения, определенные в этих документах, помогали разрабатывать и выполнять национальные программы в области ИКТ, способствовали развитию соответствующей правовой базы».
При этом, министр отметил сохраняющееся цифровое неравенство и отсталость от высокотехнологичных стран в ряде государств.
По словам Николая Никифорова, финансовый механизм реализации стратегии предусматривает финансирование мероприятий в рамках национального бюджетного планирования. Также стратегией предусмотрена возможность привлечения средств международных организаций и инвесторов, а для финансирования важнейших научных исследований – возможность рассмотрения вопроса о создании специального фонда.
Согласно плану развития «Информационного общества» до 2015 года, упор в реализации будет сделан на кооперационные проекты и на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию ИКТ в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям.
2011: Обновление программы
Минкомсвязи разработало новую программу «Информационное общество», на которую в 2012 г. из федерального бюджета будет направлено 128,8 млрд руб. Около половины этих расходов пойдет на пропаганду и субсидии средств массовой информации. Остальные средства будут израсходованы на формирование телеком-инфраструктуры, обеспечение ее безопасности и развитие электронных госуслуг.
[9]
Цели и задачи программы, по словам чиновников, остались неизменными: это получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.
В соответствии с новым подходом была изменена структура программы. Кроме того, новая редакция учитывает не только расходы на мероприятия в рамках самой программы, но и бюджеты, выделяемые на текущую деятельность Минкомсвязи и подведомственных госорганов. Общая сумма госпрограммы за период 2011-2020 гг. таким образом составляет 1,2 трлн руб. Около 90% этих денег составят расходы Минкомсвязи и подведомственных ему органов власти.
2010: Первый вариант программы
Президиум правительства РФ рассмотрел 30 сентября 2010 года государственную программу «Информационное общество», рассчитанную на период с 2011 по 2020 годы, которая придет на смену ФЦП «Электронная Россия», сроки которой завершались в 2010 году.
Проект программы «Информационное общество» включал следующие направления:
- создание электронного правительства,
- повышение качества жизни граждан,
- преодоление цифрового неравенства,
- обеспечение безопасности в информационном обществе,
- сохранение культурного наследия и
- развитие рынка ИКТ.
При этом основную часть программы (25-30%) занимал проект создания электронного правительства.
Прежде чем выйти на рассмотрение президиума правительства, госпрограмма трижды рассматривалась на президиуме Совета по информационному обществу. В 2009 г. программа создавалась как Федеральная целевая (ФЦП). Потом появилось распоряжение Президента РФ о разработке программы в формате Долгосрочной целевой (ДЦП). Созданный в новом формате документ подвергся изрядной критике — программа ушла на доработку, за время которой в апреле 2010 года премьер-министром правительства было принято решение о переходе на программно-целевой подход в управлении государством вообще.
В формате госпрограммы проект уже почти был готов, когда 2 августа 2010 г вышло постановление правительства о методике разработки госпрограмм, что потребовало от Минкомсвязи очередных доработок, завершившихся лишь в сентябре.[10]
Несмотря на все эти издержки, `Информационное общество` стало первой госпрограммой, вынесенной на рассмотрение правительства, что является предметом особой гордости профильного ведомства.
Стратегия Минкомсвязи
Первым делом был проанализирован международный опыт. На Западе также существуют госпрограммы по информатизации государства, но в своем названии они, как правило, оперируют словом digital (цифровой).
Проведя их изучение, Минкомсвязи выявило общие черты — практически везде акценты делаются не на средствах информатизации, а на доставляемой с их помощью информации как таковой и ее обработке. Например, если речь идет о транспортной системе, то в России при традиционном подходе сделали бы автоматизированную систему управления автобусным движением, которая бы приносила результаты, незаметные (а значит, непонятные) для общества. На Западе же считают, что самое главное — предоставить гражданам оперативные данные об автобусных маршрутах, расписании и точном времени прибытия машин на конкретные остановки. Какими средствами движение организовано в автобусном парке — для общества вторично.
Воплощая эту идею в госпрограмме, Минкомсвязи тем не менее приходилось учитывать уже разработанные и утвержденные концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., стратегию развития информационного общества до 2015 г. и план ее реализации в 2011 г. Информатизация до 2015 г будет проходить как бы в двух измерениях одновременно. С одной стороны, в русле морально устаревшей стратегии (которую никто не отменял), а с другой — в контексте принятой госпрограммы с новыми подходами. (Цели в обоих измерениях приблизительно одинаковые, но философия разная). И окончательно этот дуализм исчезнет лишь после 2015 г.
Минкомсвязи сознательно отказалось от так называемого отраслевого подхода. Если в стратегии развития информационного общества прописаны такие направления, как ИКТ в образовании, ИКТ в здравоохранении, ИКТ в культуре и т. д., то в госпрограмме все они объединены в подпрограмму повышения качества жизни граждан и условий развития бизнеса (от средств — к результату).
Развитие ИТ-промышленности конкретизировано в развитие российского рынка ИКТ. Сюда включены такие проекты как распространение системы технопарков, использование частно-государственного партнерства (Росинфокоминвест, РВК, кооперация с Роснано) и т. д.
Подпрограмму по сокращению цифрового неравенства в субъектах объединили с развитием телекоммуникационной инфраструктуры. Минкомсвязи посчитало, что это взаимоувязанные понятия. К тому же государству не стоит ограничиваться территориальным принципом — цифровое неравенство у нас существует и между различными социальными слоями общества.
Совершенно новым направлением стала подпрограмма создания разнообразного цифрового контента и сохранение культурного наследия — оцифровка архивов, библиотек, музейных фондов и пр. с последующим предоставлением результатов гражданам.
В целом развитие информационного общества определено в программе как создание новых возможностей для граждан, бизнеса и государства через развитие ИКТ. А целевая задача госпрограммы — обеспечение технологического прорыва страны в использовании информации.
Этим же документом Минкомсвязи совместно с Минфином поручено ежегодно представлять предложения о внесении изменений в финансирование мероприятий программы.
Проекты, предусмотренные программой, разделены на внутренние и внешние. Первые, в основном, должны автоматизировать работу чиновников, вторые – обеспечить доступ граждан к современным ИТ-сервисам. Ответственными за внутренние проекты являются Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ и Минобрнауки. Заказчиками внешних проектов являются большинство федеральных министерств и ведомств.
Помимо ожидаемых проектов, связанных с развитием электронного документооборота, ЭЦП, безопасностью передачи данных и других, плавно перекочевавших из «Электронной России», в «Информационном обществе» есть и ряд довольно «свежих» мероприятий. Так, одно из них — развитие средств поиска информации по различным видам контента – предполагает создание поисковика, способного искать тексты, изображения, аудио и видео. Его планируется использовать на всех государственных сайтах.
Другое мероприятие — создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента – это аналог сервиса Apple iTunes. Правда, будет он государственным или частным, пока не решено, говорит представитель Минкомсвязи.
Также в «Информационное общество» вошли проекты по развитию электронных госуслуг, национальной программной и облачной платформ, платежной системы. Кроме того, согласно программе, в России должен появиться единый реестр автодорог, туристический атлас страны, электронный образ Красной книги, база данных документов об образовании, федеральный электронный кадастр недвижимости и другие сервисы, доступные через интернет.
Благодаря реализации «Информационного общества» к 2020 г. Россия должна будет войти в первую 10-ку международного рейтинга по индексу развития информационных технологий, в 20-ку рейтингов по развитию электронного правительства и сетевого общества, надеются разработчики программы. Сейчас в данных рейтингах Россия находится на уровне 50-70-х мест.
Финансирование программы
Плановый объем финансирования государственной программы за все время ее реализации из средств федерального бюджета должен был составить 1,2 трлн рублей в том числе:
Год | План финансирования, рубли |
---|---|
2011 | 111,95 млрд |
2012 | 128,83 млрд |
2013 | 118,56 млрд |
2014 | 107,05 млрд |
2015 | 111,06 млрд |
2016 | 116,26 млрд |
2017 | 121,54 млрд |
2018 | 126,69 млрд |
2019 | 131,85 млрд |
2020 | 136,74 млрд |
Источник: Минкомсвязи
2020: Предложение выделить 80,6 млрд руб. на внедрение цифровых технологий и поддержку стартапов
80,6 млрд. рублей выделят на внедрение цифровых технологий и поддержку стартапов в рамках госпрограммы «Информационное общество». Об этом стало известно 22 октября 2020 года.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел финансирование госпрограммы «Информационное общество» в рамках подготовки к первому чтению проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы. На безопасность государственных информационных систем и ресурсов предложено направить в следующие три года 19,8 млрд, а на цифровые технологии и стартапы в этой сфере — 80,6 млрд.
Сокращены расходы на 50% по оказанию универсальных услуг связи — это обеспечение малочисленных населенных пунктов сотовой связью, подвижной связью, стационарной связью и пунктами доступа в интернет.
Счетная палата в своем заключении отметила, что расходы федбюджета на программу «Информационное общество» в целом обоснованы, значительных нарушений не выявлено[11].
2018: Дополнительное финансирование в размере 23,2 млрд рублей
На государственную программу «Информационное общество (2011-2020 гг.)» в ближайшие три года будет израсходовано на 41,8 млрд руб. больше, чем было запланировано в принятом в начале декабря 2017 г. федеральном законе о бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. Это следует из текста подготовленного Минкомсвязи проекта постановления Правительства, которое и призвано скорректировать финансирование[12].
Законодательно предусмотренные бюджетные расходы на госпрограмму прописаны на уровне 131,8 млрд руб. на 2018 г., 109 млрд руб. на 2019 г. и 111,7 млрд руб. на 2020 г.
«По сравнению с возвратным распределением, сформированным соисполнителями и участниками в установленном порядке на реализацию программы, бюджетные ассигнования предусматриваются с увеличением на 2018-2020 гг.», — говорится в пояснительной записке к документу.
В соответствии с поправками расходы на программу в 2018 г. вырастут на 23,2 млрд руб., в 2019 г. — на 7,93 млрд руб., в 2020 — на 10,64 млрд руб.
Что именно и на сколько подорожает
Как следует из документов, наибольшие корректировки постигнут подпрограмму «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе». Ее трехлетний бюджет вырастет на 20,77 млрд руб. Если сейчас предусмотрены расходы на уровне 28 млрд руб. в 2018 г., 20,7 млрд руб. в 2018 г и 22,9 млрд руб. в 2020 г. То после принятия постановления Правительства эти значения увеличатся на 5,1 млрд руб., 6,53 млрд руб. и 9,14 млрд руб. соответственно.
В частности в этой подпрограмме на мероприятие «Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории России» добавят 0,2 млрд руб. в 2018 г., 1,53 млрд руб. в 2019 г. и 4,14 млрд руб. в 2020 г. При этом на мероприятие «Обеспечение подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к интернету» дополнительно выделили 4,9 млрд руб. в 2018 г. и по 5 млрд руб. в 2019-2020 гг.
Другая подпрограмма — «Информационная среда» — прибавит в весе на 15 млрд руб. Пока ее финансирование было предусмотрено на уровне 69,8 млрд руб. в 2018 г., 64,2 млрд руб. в 2019 г. и 64,5 млрд руб. в 2020 г. Теперь бюджетирование может вырасти на 14,4 млрд руб., 0,3 млрд руб. и 0,3 млрд руб. соответственно.
В частности на поддержку печатных СМИ добавят по 0,2 млрд руб. ежегодно. На поддержку создания и распространения телерадиопрограмм и электронных СМИ — 8,4 млрд руб. в 2018 г. и по 0,1 млрд руб. в 2019-2020 гг. На участие России в международном информационном обмене — 5,7 млрд. руб. в 2018 г.
Еще одна подпрограмма — «Информационное государство» — подорожает на 6 млрд руб. Сейчас она финансируется из расчета 17,5 млрд руб. в 2018 г., 15,9 млрд руб. в 2019 г. и 16 млрд в 2020 г. Теперь ее бюджет может вырасти на 3,7 млрд руб.,1,1 млрд руб. и 1,2 млрд руб. соответственно.
В частности предлагается выделить 2,5 млрд руб. на мероприятия, связанные с организацией видеонаблюдения, трансляцией изображения в интернете и хранением видеозаписей — «в целях организации и проведения выборов Президента Российской Федерации в 2018 г.».
Кроме того, на сохранение и развитие архивных информационных ресурсов предложено добавить по 0,1 млрд руб. ежегодно, а на проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий на территории России — по 1 млрд руб. ежегодно.
2016
В госпрограмму «Информационное общество» добавят 22,7 млрд на пропаганду
Минкомсвязи подготовило проект постановления[13] Правительства, касающийся изменений в госпрограмме «Информационное общество» (на 2011-2020 гг.) и корректировок объема ее финансирования в 2016 г[14].
Как следует из документов, размещенных на тематическом сайте для общественного обсуждения нормативно-правовых актов regulation.gov.ru, изначально на программу в этот период предполагалось выделить p108,919 млрд. Позже Минфин решил сократить финансирование до p97,765 млрд. Однако, с учетом ряда решений Правительства, реальный объем средств, который получит программа, теперь может составить p122,802 млрд.
Таким образом, «Информационное общество» после утверждения постановления получит на 12,8% (p13,882 млрд) больше денег, чем предусматривал базовый сценарий годичной давности, и даже на 2% (p2,515 млрд) больше, чем на программу было потрачено в 2015 г.
Из пояснительной записки к проекту документа, следует, что своим новым бюджетом программа преимущественно обязана «ростом расходов государства на мероприятия в сфере СМИ, обусловленное современной ситуацией на внешнеполитической арене».
В документах на regulation.gov.ru сообщается, что в соответствии с распоряжением Правительства от 27 января 2015 г. № 98-р в программе были изменены приоритеты — для финансирования наиболее важных направлений и дополнительных антикризисных мер. Например, ассигнования по подпрограмме «Информационная среда» были перераспределены на федеральную целевую программу «Развитие телерадиовещания в РФ» (p9,722,2 млрд в 2016 г.).
При этом, часть денег была выделена дополнительно. В частности, вливание на p22,689 млрд в 2016 г. получила подпрограмма «Информационная среда». Эти деньги пойдут на выпуск телевизионных и радиопрограмм (p9 213 млрд), вещание ТВ за рубежом (p5,557 млрд), освещение в СМИ внешней и внутренней политики России (p3,448 млрд), вещание телерадиоканалов в населенных пунктах РФ с населением менее 100 тыс. человек (p2,884 млрд), обеспечение выпуска материалов по приоритетным направлениям госполитики в печатных СМИ (p0,871 млрд).
Кроме того, планируется провести капитальный ремонт телевизионного центра «Останкино» (p0, 507 млрд) и выпустить музыкальные и культурно-просветительские программы (p86 млн).
Как следует из текста действующего постановления Правительства, изменения в который сейчас намерено внести Минкомсвязи, ответственным исполнителем подпрограммы «Информационная среда» (именно ей могут добавить деньги на пропаганду) является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Это федеральный орган исполнительной власти в структуре Правительства РФ, руководство деятельностью которым осуществляет Минкомсвязи.
При этом профильное министерство также фигурирует в списке так называемых участников рассматриваемой подпрограммы — наряду с Минфином, Федеральным агентством связи и Федеральной службой по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В предыдущей редакции меняемого постановления (от 17 июня 2015 г.) предполагалось, что «Информационная среда» в 2016 г. получит p48,251 млрд. Теперь, после всех перераспределений и дополнительных вливаний на нее могут выделить p67,943 млрд.
Изменения претерпела даже официальная цель программы «Информационное общество». Ранее она звучала как «Повышение качества жизни граждан на основе использования ИКТ». Новая формулировка — «Создание комфортных условий для жизни и работы граждан, развития экономического потенциала страны на основе использования ИКТ». Причиной заявлено необходимость отражения в цели влияния ИТ на развитие экономического потенциала государства.
Общий объем выделяемых средств составит 364,7 млн рублей, что в полтора раза меньше
Минкомсвязи начало в феврале 2016 года прием конкурсных заявок от регионов на получение ими субсидий на мероприятия, направленные на становление информационного общества в 2016 г. в рамках одноименной госпрограммы — «Информационное общество (2011–2020 годы)».
Министерство сообщает, что выбрало для поддержки те же направления, что и в прошлом году: создание (доработка) регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся, создание (доработка) единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разработка механизма госуслуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм единого портала госуслуг (ЕПГУ).
Общий объем выделяемых средств составит 364,7 млн рублей, что в полтора раза меньше, чем в предыдущие годы. Напомним, в 2015 г. регионам раздали на проекты 550 млн рублей, а в 2014 г. 1,16 млрд рублей были распределены сразу за 2013 г. и 2014 г. Причины снижения объемов дотаций в Минкомсвязи объяснили CNews тем, что сумма дотаций определяется законом о бюджете, в то время как «ежегодно идет сокращение бюджетных расходов».
2015: сокращение финансирования
В январе 2015 года Минкомсвязь РФ предложило[15] сократить объем бюджетного финансирования госпрограммы «Информационное общество» (2011-2020 гг.) на 83 млрд рублей (или 6,5%), следует из проекта соответствующего постановления правительства РФ, размещенного на едином портале правовой информации.
Документ подготовлен Минкомсвязью РФ с целью приведения параметров финансового обеспечения госпрограммы «Информационное общество» в соответствие с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», сообщило агентство Интерфакс.
В пояснительной записке к этому постановлению отмечается, что при формировании закона о бюджете была произведена оптимизация расходов и перераспределение бюджетных ассигнований в пользу наиболее приоритетных мероприятий госпрограммы. При этом общий объем ее финансирования в 2015-2017 годах составит 340,18 млрд рублей: 115,2 млрд рублей в 2015 году, 108,9 млрд рублей в 2016 году и 116 млрд рублей в 2017 году.
Названный проект постановления правительства РФ предполагает, в числе прочего, утверждение нового паспорта госпрограммы, по которому общий объем бюджетных ассигнований на «Информационное общество» в 2011-2020 годах должен составить 1,205 трлн рублей против 1,288 трлн рублей, указанных в действующем паспорте программы, что означает сокращение финансирования примерно на 6,5%.
Как прокомментировал TAdviser Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов ЛАНИТ, предполагаемое сокращение инвестиций – «больше вопрос эффективности, когда сама по себе автоматизация не является самоцелью: в ряде случаев, практика показывает, что автоматизация 20% деятельности, решает 80% наиболее важных проблем, и задача состоит в том, чтобы инвестировать именно в приоритетные направления и решения. Помимо эффективности госучреждения будут работать над качеством сервисов, их оптимизацией и безопасностью данных, которые на данный момент накапливаются в госсистемах в большом количестве».
2014: полные данные
См.также: Официальный паспорт программы
Согласно официальному паспорту программы, размещенному на специализированном портале Министерства экономического развития РФ, всего в 2014 году из средств федерального бюджета на реализацию программы должно было быть выделено более 4,8 млрд рублей и ещё 500 млн рублей — из бюджетов субъектов РФ, то есть всего порядка 5,3 млрд рублей. При этом согласно данным Федерального казначейства, фактически было профинансировано в 2014 году из федерального бюджета 10,7 млрд рублей.
Бюджетные назначения на год, млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 220,0000 | 328, 8000 | 59, 1000 | — | — | 607,9000 |
3 | Прочие нужды | 2950, 05000 | 3713, 7989 | 2401,4622 | — | — | 9065,3111 |
4 | Всего по ФЦП | 3170, 0500 | 4042, 5989 | 2460,5622 | — | — | 9673,2111 |
Предусмотрено текстом ФЦП (федеральный бюджет), млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 198,00 | 328,80 | 59,10 | 225,09 | 223,07 | 2376,06 |
3 | Прочие нужды | 2972,05 | 3713,80 | 2775,27 | 4603,63 | 4129,71 | 43144,39 |
4 | Всего | 3170, 05 | 4042,60 | 2834,37 | 4828,72 | 4352,78 | 45520,45 |
Предусмотрено текстом ФЦП (бюджеты субъектов РФ), млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | — | — | — | — | — | — |
3 | Прочие нужды | — | 500,00 | — | 500,00 | 500,00 | 4000,00 |
4 | Всего | — | 500,00 | — | 500,00 | 500,00 | 4000,00 |
Фактическое финансирование ФЦП по данным Федерального казначейства (на 01.12.2014), млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 165, 9126 | 43, 2850 | 58,7950 | — | — | 267,9926 |
3 | Прочие нужды | 2568, 0274 | 3123, 1628 | 2136,3890 | 10706,7883 | — | 18534,3675 |
4 | Всего | 2733, 9400 | 3166, 4478 | 2195,1840 | 10706,7883 | — | 18802,3601 |
Данные федерального реестра государственных контрактов, млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 146, 7290 | 43, 2850 | |||
3 | Прочие нужды | 1698,9385 | 1984,3845 | 903,6496 | ||
4 | Всего | 1845,6675 | 2027,6695 | 903,6496 |
В августе 2014 года Правительство РФ обновило госпрограмму «Информационное общество» на 2011-2020 годы[16]. В скорректированный план вошли разработки национального плана развития ШПД и стратегии телерадиовещания в России до 2025 года. При этом правительство решило в этот раз не раскрывать финансирование отдельных подпрограмм «Информационного общества».
Согласно распоряжению правительства от 31 июля 2014 года №1441-р, до 25 декабря 2014 года необходимо разработать стратегию телерадиовещания в России до 2025 года, а до 31 декабря — национальный план развития широкополосного доступа к интернету. Кроме того, к 30 декабря 2014 года предстоит разработать стандарты использования и внедрения ИКТ в деятельность органов госвласти и муниципальных образований и принять концепцию региональной информатизации.
Предыдущий корректирующий госпрограмму документ от 12 октября 2013 года №1865-р правительство отменило. В нем было указано финансирование до 2015 года по подпрограмм, реализуемым в рамках «Информационного общества». На «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» планировалось выделить 50,99 млрд, на «Информационная среда» — 154,77 млрд. Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» финансировалась в размере 35,22 млрд, «Информационное государство» — 50 млрд и «Развитие телерадиовещания в РФ 2009-2015 годы» — 73,08 млрд. В скорректированной версии документа этих цифр уже нет.
В апреле 2014 года Минкомсвязь предлагала сократить бюджетное финансирование госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)» на 65 млрд руб. — до 1,16 трлн руб. Последний раз бюджет программы корректировали в декабре 2013 года, и в апреле 2014 года было уже его второе предполагаемое сокращение.
2013: полные данные
См.также: Официальный паспорт программы
Бюджетные назначения на год, млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 220,0000 | 328, 8000 | 59, 1000 | 225, 0855 | 223, 0710 | 1056, 0565 |
3 | Прочие нужды | 2950, 05000 | 3713, 7989 | 3482, 8500 | 3967, 1345 | 4200, 1204 | 18313, 9538 |
4 | Всего по ФЦП | 3170, 0500 | 4042, 5989 | 3541, 9500 | 4192, 2200 | 4423, 1914 | 19370, 0103 |
Предусмотрено текстом ФЦП (федеральный бюджет), млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 220,00 | 358,00 | 296,00 | 236, 21 | 234,81 | 2687,06 |
3 | Прочие нужды | 2950, 05 | 4019,60 | 4081,60 | 4141,39 | 4383,97 | 44632,04 |
4 | Всего | 3170, 05 | 4377,60 | 4377,60 | 4377,60 | 4618,78 | 47319,10 |
Предусмотрено текстом ФЦП (бюджеты субъектов РФ), млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | — | — | — | — | — | — |
3 | Прочие нужды | — | 500,00 | 500,00 | 500,00 | 500,00 | 4500,00 |
4 | Всего | — | 500,00 | 500,00 | 500,00 | 500,00 | 4500,00 |
Фактическое финансирование ФЦП по данным Федерального казначейства (на 01.06.2013), млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | — | — | — | — | — | — |
2 | НИОКР | 165, 9126 | 43, 2850 | — | — | — | 209, 1976 |
3 | Прочие нужды | 2568, 0274 | 3123, 1628 | 16, 8528 | — | — | 5708, 0430 |
4 | Всего | 2733, 9400 | 3166, 4478 | 16, 8528 | — | — | 5917, 2406 |
Данные федерального реестра государственных контрактов, млн рублей
№ | Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
1 | Капитальные вложения | ||||||
2 | НИОКР | 146, 7290 | 43, 2850 | 209, 1976 | |||
3 | Прочие нужды | 1769, 5882 | 1846, 7190 | 418, 6042 | 5708, 0430 | ||
4 | Всего | 1916, 3172 | 1890, 0400 | 418, 6042 |
За первые восемь месяцев 2013 г. на ФЦП «Информационное общество» из федерального бюджета было потрачено всего 1,1% средств от запланированного годового объема. Об этом 12 сентября 2013 г. сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев на заседании правительства, посвященном исполнению федерального бюджета и ходу выполнения федеральных целевых программ.
По данным министра, хуже программы «Информационное общество» в отчетном периоде дела обстояли только с ФЦП «Безопасность полетов госавиации» (1%) и «Чистая вода» (0,4%).
Председатель правительства Дмитрий Медведев в ответ на это потребовал от вице-премьеров, курирующих соответствующую сферу, предоставить ему предложения о судьбе этих программ и о дисциплинарной ответственности руководителей ведомств за их исполнение.
Ответственным исполнителем программы «Информационное общество» является Минкомсвязи, которое должно следить за тем, чтобы «все государственные расходы в этой сфере осуществлялись продуманно и централизованно».
Глава ведомства Николай Никифоров, также присутствовавший на заседании, попытался объяснить Медведеву, что размер ФЦП Минкомсвязи составляет чуть больше 3 млрд руб., и большая их часть «ранее принятыми решениями закреплена за так называемым единственным исполнителем – национальным оператором инфраструктуры электронного правительства». Функции последнего были закреплены за «Ростелекомом».
«Вы знаете тот объем проблем, который там был, потребовались и ваши решения, они также были кадровыми, — заявил Никифоров. — Эти решения были сделаны в первом полугодии, и поэтому контрактация этих средств произошла фактически 12 июля. Таким образом, во втором полугодии эта ситуация также будет принципиально другой».
Несмотря на объяснения, Медведев потребовал от министра представить предложения по дисциплинарной ответственности и по тому, что делать с этой программой. «Она очень красивая, но я пока никакого результата не видел», — резюмировал председатель правительства.
План финансирования госпрограммы в 2013–2015 гг
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил в октябре 2013 года план реализации в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 гг. государственной программы «Информационное общество (2011—2020 годы)».
План включает 5 подпрограмм. Первая – «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» должна быть реализована до конца 2020 г. На ее выполнение в 2013 – 2015 гг. выделен почти 51 млрд руб. из федерального бюджета. Ответственным исполнителем является Федеральное агентство связи.
На выполнение второй подпрограммы, под названием «Информационная среда», в 2013 – 2015 гг. будет выделено 154,7 млрд руб. Исполнителем является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Срок реализации – 31 декабря 2020 г.
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе», за которую ответственна Минкомсвязь, в 2013 — 2015 гг. потребует около 35 млрд руб. Срок реализации подпрограммы – 31 декабря 2020 г.
Подпрограмма «Информационное государство» также рассчитанная до конца 2020 г. потребует в 2013 – 2015 гг. около 50 млрд руб., при этом 1,5 млрд руб. планируется привлечь из бюджетов субъектов РФ. Ответственным исполнителем является Минкомсвязь.
На реализацию подпрограммы «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 – 2015 годы» в 2013 – 2015 гг. необходимо около 73 млрд руб. Почти 36 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, остальные – средства юридических лиц.
2010: планы
- Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» в первой редакции 2010 года оценивались в 123,1 млрд руб. ежегодно. Предполагалось, что из них на внутренние проекты будет тратиться по 3,1 млрд руб. в год. Средства субъектов федерации, которые будут выделяться на программу, составят около 50 млрд руб. в год. Кроме того, в построении «Информационного общества» активно будет участвовать бизнес – разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб.
- Илья Массух сообщил на IX международном инвестиционном форуме «Сочи-2010″, что на 2011 год объем финансирования составит 3,1 миллиарда рублей. Однако на 2012-2013 годы финансирование сокращено до той же суммы (3,1 миллиарда рублей в год), хотя изначально предлагалось направлять ежегодно на реализацию программы около 10 миллиардов рублей. Это связано с бюджетными ограничениями со стороны Минфина.
Помимо финансирования непосредственно самой программы также будет контролироваться расходование средств, предусмотренных на финансирование других целевых программ, таких как информатизация здравоохранения, образования, внедрение цифрового телевидения и т.д. Таким образом, общий объем средств, который будет координироваться программой «Информационное общество», по факту будет выше тех цифр, которые будут заложены в самой программе.
Предполагалось, что управлять реализацией мероприятий программы будет специально созданная дирекция, которая, как планируется, будет сформирована из представителей различных ведомств.
Непосредственные расходы на реализацию госпрограммы в период с 2011 по 2020 гг. из федерального бюджета составят 88,03 млрд. руб. Первые три года финансирование будет на уровне по 3,1 млрд. Дальше повысится до 11,2 млрд. ежегодно. (Повышение уровня расходов изначально планировалась с 2012 г., однако Минфин в последний момент утвердил именно такую схему.)
Это отнюдь не полный объем средств, которые будут потрачены на построение информационного общества. Одна из главных функций, которую несет в себе госпрограмма, — это координация всех денежных масс, расходуемых в государстве на информатизацию. К ним относятся средства, которые тратят на свои ИКТ-программы федеральные органы госвласти (информатизация здравоохранения, образования и т. д.) — порядка 120 млрд. в год. Понимание того, сколько же именно тратят ведомства, придет только в 2011 г., когда заработает механизм координации расходов в рамках госпрограммы.
Также будет учтен 1 млрд. руб., ежегодно затрачиваемый субъектами РФ в рамках реализации региональных программ по повышению эффективности бюджетных расходов, софинансируемых из федерального бюджета.
Еще одна `ресурсная` статья — региональные бюджеты на информатизацию. Опираясь на отчеты самих регионов, Минкомсвязи оценила их совокупность на уровне 50 млрд. руб. ежегодно. В итоге Минфин предложил ориентировочно поставить знак равенства между региональными расходами и 120-миллиардными (как мы помним, оценочными) расходами федерального центра. Так что, возможно, именно этой цифрой Минкомсвязи и будет оперировать в ближайший год.
Последняя учетная статья госпрограммы — привлечение частного капитала. Речь идет о частно-государственном партнерстве при реализации ИКТ-проектов, развитии венчурного инвестирования и т. д. Здесь, разумеется, тоже приблизительная сумма, которую министерство пока определило в 200 млрд. руб. ежегодно.
Со всеми допущениями и оговорками вырисовывается вроде бы огромная сумма в 5 млрд. долл. В сравнении с Японией, затратившей в 2009 г. на информатизацию 44 млрд., а тем более с Евросоюзом и США (50 и 102 млрд. долл. соответственно), наш бюджет выглядит более чем скромно.
Предполагалось, что полностью управлять финансами Минкомсвязи не сможет. Оно лишь попытается через механизм координации расходов избежать дублирования и нецелевого использования средств, а также за счет непосредственного бюджета госпрограммы задавать общее направление развития информатизации в стране (локальные проекты, подпрограммы и т. д.).