Сегодня (уже вчера) опубликована на сайте Федерального Космического Агенства.
целью государственной программы принято обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы при сохранении ведущих позиций Российской Федерации в пилотируемых полетах и безусловном выполнении международных обязательств в области космической деятельности.
предусматривается решение следующих основных задач
развертывание и поддержание необходимого для решения целевых задач состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, включая российский сегмент Международной космической станции;
модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома «Восточный»;
создание перспективных и модернизация средств выведения космических аппаратов;
создание научно-технического и технологического задела для разработки перспективных образцов ракетно-космической техники;
обеспечение международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях;
создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности в интересах развития Российской Федерации и её регионов.
Общий объём финансового обеспечения государственной программы составляет 2,1 трлн. рублей, включая и внебюджетные источники
Три приоритета космонавтики до 2020 года:
Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.
Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки.
Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов.
Отнесение пилотируемой космонавтики, в которой у России сохраняются весомые конкурентные преимущества, к третьему приоритету связано с тем, что в период до 2020 года основные работы в этой области будут связаны с продолжением эксплуатации Международной космической станции и созданием научно-технического задела по новым пилотируемым средствам для реализации в рамках международной кооперации пилотируемых полетов к планетам и телам Солнечной системы. Мероприятия по развитию новых технологий для полета человека в дальний космос получат весомую практическую реализацию после завершения срока действия государственной программы.
В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году.
Совершенствование структуры отечественной ракетно-космической промышленности предусматривает проведение её реорганизации путем формирования 5-7 холдингов и в последующем на их основе — 3-4 многопрофильных структур, а также приборостроительной корпорации-изготовителя систем и агрегатов для ракетно-космической техники.
Независимый доступ в космическое пространство предусматривается обеспечить за счет развития и использования космодрома Плесецк, аренды космодрома Байконур и строительства нового отечественного космодрома «Восточный», создаваемого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. «О космодроме «Восточный»
В результате реализации государственной программы должны быть:
создан и принят в эксплуатацию космический ракетный комплекс «Ангара-А5», модернизированы объекты и обеспечена эффективная эксплуатация космодромов Плесецк и Байконур;
созданы первая (2015 год) и вторая (2018 год) очереди объектов нового российского космодрома «Восточный»;
развернута орбитальная группировка космических аппаратов в интересах удовлетворения государственных нужд в количестве
95 космических аппаратов в 2015 году, 113 космических аппарато 2020 году, в том числе развернутый российский сегмент Международной космической станции в составе 6 модулей — в 2015 году, 7 модуле 2018 году;
обеспечен необходимый состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, обновленный космическими аппаратами «Глонасс-К» с расширенными функциональными возможностями. К 2015 году система будет обеспечивать точность определения местоположения потребителями порядка 1,4 м, а к 2020 году – около 0,6 м;
создан научно-технический задел по перспективным образцам ракетно-космической техники, в том числе обеспечена в 2018 году готовность транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой к летно-конструкторским испытаниям;
разработаны новые конкурентоспособные производственные технологии, технологии спутниковой связи, дистанционного зондирования Земли, навигационного обеспечения, поиска и спасания терпящих бедствие, мониторинга чрезвычайных ситуаций, слежения и мониторинга подвижных объектов с использованием космической автоматической идентификационной системы и персональных радиобуев;
выполнены международные обязательства по пилотируемым полетам и поддержанию сегментов системы КОСПАС-САРСАТ;
модернизирована и переоснащена ракетно-космическая промышленность, что обеспечит увеличение объёма производства по сравнению с 2011 годом более чем в 2 раза.
В области фундаментальных космических исследований будут реализованы проекты, которые позволят преодолеть сложившееся отставание от ведущих космических держав в этой области и обеспечить выход российской науки на ведущие позиции в основных направлениях наук о космосе, а в долгосрочной перспективе – стать одним из мировых лидеров в исследованиях Вселенной.
создание трёх космических обсерваторий — «Спектр-УФ», «Спектр-М» («Миллиметрон») и «Гамма-400» для проведения исследований астрофизических объектов в различных диапазонах электромагнитного спектра и гамма-излучения в диапазоне высоких энергий
развёртывание программы по углублённому изучению Луны — осуществление миссий орбитального аппарата «Луна-Глоб», посадочных аппаратов «Луна-Ресурс» (этапы 1 и 2), а также миссии по доставке на Землю образцов лунного грунта для детального изучения;
развитие целого класса новых технологий – технологий межпланетных полётов и напланетной деятельности человека;
создание перспективной пилотируемой транспортной системы, способной обеспечить полёты человека к Луне
Ну чтож, в целом здраво. Радует, что признается отставание, головокружение типа «все на наших Союзах летают, значит мы лучфие во всем» проходит, похоже фейлы прошлого года пошли на пользу. «Ангара» снова наше все, а , а для ППТС заявлена четкая цель — Луна. Будем поглядеть.
Новости космонавтики. — №2. 12-13.
28 декабря распоряжением Правительства РФ № 2594-р была утверждена Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы». Программа определяет цели и задачи ракетно-космической промышленности, целевые индикаторы и показатели реализации космической деятельности страны в указанный период.
Она содержит ресурсные показатели для прогнозирования расходов федерального бюджета и направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны, отраженных в Основах политики РФ в области космической деятельности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.
Программа обсуждалась 27 декабря на заседании Правительства РФ. Открывая заседание, премьер-министр Д. Медведев отметил, что «исторически наши позиции в изучении и освоении космического пространства были, может быть, самыми сильными в мире, но это состояние нужно поддерживать». Дмитрий Анатольевич напомнил, что в августе, сентябре и ноябре проводились совещания по вопросам оптимизации системы управления отраслью, повышения качества и надежности ракетно-космической техники. «Проект государственной программы направлен на решение этих задач, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности, развитие экономики и социальной сферы страны и, естественно, на дальнейшие исследования космического пространства. Программа позволит нашей стране принимать полноценное участие в перспективных совместных проектах, таких как Международная космическая станция, изучение Луны, Марса, других небесных тел Солнечной системы», – сказал он.
На выполнение программы предполагается выделить значительный объем финансирования – 2. 12 трлн. руб. , включая и внебюджетные источники. «Важно, чтобы при таком ресурсном обеспечении предприятия ракетно-космической промышленности повышали производительность труда, улучшали характеристики космической техники, ее надежность и надежность наземной инфраструктуры», – подчеркнул глава правительства, отметив затем особую важность повышения качества ракетно-космической техники и необходимость укрепления экспортного потенциала отрасли.
Первый доклад по проекту госпрограммы о космической деятельности России сделал руководитель Роскосмоса В. Поповкин. Он сообщил, что программа разработана на основании утвержденных президентом Основ политики РФ в области космической деятельности в период до 2020 г. и проекта Основ до 2030 г. , который уже утвержден всеми министерствами и в ближайшее время будет подготовлен для представления президенту. В подготовке документа приняли участие все члены Экспертного совета при Правительстве РФ. Высказанные ими замечания и рекомендации, касающиеся внедрения конкурентных отношений в отрасли, привлечения в нее частных инвестиций, учтены Роскосмосом при доработке программы.
Ответственным исполнителем программы является Федеральное космическое агентство, соисполнителем – Министерство обороны. В состав участников программы включены МЧС, Минобрнауки, Минпромторг, Минрегион, Минтранс, Минфин, МВД, Росстандарт, Росгидромет, Росреестр, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), а также госкорпорация Росатом. В соответствии с приоритетами космической политики, прогнозом развития космической деятельности, целью госпрограммы является обеспечение гарантированного доступа России в космос в интересах науки и социально-экономической сферы, обороны и безопасности при сохранении ведущих позиций РФ и безусловного выполнения международных обязательств.
Программой обозначены шесть задач:
-Развертывание и поддержание необходимого для решения целевых задач состава орбитальных группировок отечественных КА научного и социально-экономического назначения, включая российский сегмент МКС.
- Модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома Восточный.
- Создание перспективных и модернизация существующих средств выведения КА.
- Создание научно-технического и технологического задела для разработки перспективных образцов ракетно-космической техники.
- Обеспечение международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях.
- Создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности в интересах развития России и ее регионов.
Наиболее приоритетными Владимир Александрович назвал первую, вторую и шестую задачи, отметив при этом динамичное развитие космического рынка: за пять лет он вырос со 170 до 250 млрд. «Сектор производства ракетно-космической техники сегодня составляет 72 млрд. $, и доля России здесь составляет чуть более 10 %. Мы контролируем больше 30 % средств обеспечения пусковых услуг в мире, и по производству космических аппаратов наша доля сегодня – 7 %. Остальной же рынок – это доходы от операторов услуг: телевидение, Интернет, телекоммуникации (более 115 млрд. $); чуть более 50 млрд. – это наземная аппаратура по приему космической информации. На этом рынке, к сожалению, сегодня, по разным оценкам, Россия занимает от 1. 0 до 1. 7%, и это как раз есть тот резерв, который необходимо использовать», – сообщил глава Федерального космического агентства.
В программе зафиксированы три приоритета. Первый – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологии и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. Приоритетность такого направления связана, в первую очередь, с необходимостью обеспечения максимального вклада разрабатываемых космических средств, повышения эффективности различных отраслей экономики, а также социально-экономического развития субъектов РФ.
Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Значимость этого направления связана с качественным изменением космической техники, которая становится сегодня основным инструментом в получении знаний о Вселенной. И развитие работ в этой области обеспечит России ведущие позиции в познании закономерностей механизма формирования окружающего нас мира, возникновения жизни, а также освоения энергетических и иных ресурсов космоса.
Третий – пилотируемые полеты. «Почему он стал третьим? Потому что до 2020 г. в основе это будет эксплуатация МКС. В это же время мы планируем сделать задел по новым пилотируемым средствам. Но основные мероприятия, которые будут развернуты и получат весомую практическую реализацию, – это уже будет срок после завершения госпрограммы (после 2020 г. )», – отметил Владимир Поповкин.
Указанные приоритеты уже реализуются в уточненной Федеральной космической программе (ФКП), утвержденной 15 декабря. В соответствии с приоритетами ФКП в два раза увеличено бюджетное финансирование космических средств связи, ДЗЗ и фундаментальных космических исследований при общем объеме без его увеличения.
В результате реализации программы будет развернута орбитальная группировка в составе 95 КА к 2015 г. и 113 КА – к 2020 г. Количество стволов спутников связи уже к 2015 г. увеличится в 2. 5 раза, а к 2020 г. – в 3 раза. Кроме того, планируется до 2015 г. освоить уже миллиметровый диапазон передачи информации, а до 2020 г. – оптический диапазон. Группировку спутников ДЗЗ до 2015 г. планируется увеличить в 4 раза. При этом если сегодня периодичность съемки с использованием отечественных средств составляет пять-шесть суток, то к 2015 г. этот показатель улучшится до 1 – 2 суток в зависимости от региона, а к 2020 г. будет уже не более восьми часов.
Точность измерения по системе ГЛОНАСС, составляющая сегодня 2. 8 м, в 2015 г. вырастет до 1. 4 м, к 2020 г. – до 0. 6 м. С учетом тех дополнений, которые сегодня реализованы, точность определения местоположения будет менее 10 см.
Планируется выведение на орбиту ряда космических обсерваторий серии «Спектр» рентгеновского, миллиметрового и ультрафиолетового диапазона. Начнется исследование Солнца и планет Солнечной системы. «Основные усилия мы направляем на изучение Луны с учетом всех последних научных данных, полученных за последнее десятилетие», – отметил В. Поповкин.
В целом программу можно разделить на два этапа:
-Этап восстановления возможностей – до 2015 г.
-Этап закрепления возможностей и создания условий для прорыва на основе новых космических технологий в космической деятельности – с 2015 по 2020 год.
Итогом реализации программы должен стать более чем двукратный рост производства в отрасли по сравнению с показателями 2011 г. Производительность труда вырастет в 2. 23 раза, а техническая оснащенность поднимется с 20 до 60 %. В результате доля России на мировом рынке ракетно-космической техники увеличится до 16 %.
В ходе обсуждения программы был сделан ряд замечаний. Министр природных ресурсов и экологии РФ С. Донской предложил включить Росгидромет в программу в качестве соисполнителя, поскольку планируется создание крупной группировки метеоспутников. Предложение было принято.
С заключительным словом на заседании правительства выступил вице-премьер Д. Рогозин. Он отметил, что визитной карточкой данной государственной программы являются два пункта: прагматизм в целях и надежность в исполнении. При этом принятыми мерами уже в 2012 г. удалось снизить аварийность с шести случаев до одного. Дмитрий Олегович сообщил, что в рамках экспертного совета правительства к марту совместно с Роскосмосом будет разработано предложение по оптимизации ракетно-космической промышленности.
По итогам заседания принято решение утвердить государственную программу. Основными программно-целевыми инструментами ее реализации являются входящие в ее состав: ФКП на 2006 – 2015 гг. , федеральные целевые программы (ФЦП) «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы» и «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы». Наряду с ФЦП в государственную программу включены также подпрограммы «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности», «Развитие ракетно-космической промышленности» и «Обеспечение реализации государственной программы».
Корреляцию работ в области космической деятельности между Роскосмосом и смежными отраслями промышленности обеспечивают отлаженные механизмы формирования и реализации ФЦП, включенных в государственную программу.
В программе конкретизируются способы достижения поставленных целей и задач. В частности, указана необходимость интеграции предприятий отрасли. Совершенствование структуры предусматривает реорганизацию отечественной ракетно-космической промышленности путем формирования пяти-семи холдингов и в последующем на их основе – трех-четырех многопрофильных структур, а также приборостроительной корпорации – изготовителя систем и агрегатов для ракетно-космической техники.
Одновременно с интеграцией предусмотрено развитие сети средних и малых предприятий, разрабатывающих и производящих агрегаты, оборудование и прочие комплектующие элементы для ракетно-космической техники. Основными направлениями государственно-частного партнерства в области космической деятельности приняты: доведение до конечных потребителей результатов космической деятельности в сфере ДЗЗ, спутниковой связи, использования навигационных технологий, а также производство материалов и комплектующих для ракетно-космической техники, создание малых КА. Кстати, для эффективного привлечения частного капитала предусматривается разработать проект федерального закона о внесении изменений в Закон РФ о космической деятельности, касающихся использования ее результатов, в том числе за счет привлечения ресурсов частного бизнеса.
Реализация государственной программы должна обеспечить достижение вполне конкретных результатов. Кроме упомянутых в выступлении В. Поповкина, к ним отнесены:
-создание и принятие в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Ангара-А5»;
-модернизация объектов космодромов Плесецк и Байконур, а также создание первой (2015 год) и второй (2018 год) очередей объектов космодрома Восточный;
-полное развертывание российского сегмента МКС в составе шести модулей в 2015 г. , семи модулей – в 2018 г
-создание к 2018 г. научно-технического задела по перспективным образцам ракетно-космической техники, в том числе обеспечение готовности транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой к летно-конструкторским испытаниям;
-создание перспективной пилотируемой транспортной системы, способной обеспечить полеты человека к Луне.
В сфере фундаментальных космических исследований будут реализованы проекты, которые позволят преодолеть сложившееся отставание от ведущих космических держав в этой области и обеспечить выход российской науки на ведущие позиции в основных направлениях наук о космосе, а в долгосрочной перспективе позволят стране стать одним из мировых лидеров в исследованиях Вселенной.
По материалам government. ru и сообщениям «Коммерсантъ», РИА «Новости» и «Интерфакс»