Мероприятие государственной программы и непрограммной деятельности

Госпрограмма

«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 12

Преобразование федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный началось в 2010 г. Существующие федеральные целевые программы (ФЦП) представляли собой комплекс мероприятий (производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и т.д.), увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления. Мероприятия обеспечивали эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, а также инновационное развитие экономики. ФЦП были направлены на достижение конкретных целей.

Для формирования программного бюджета разработали новый инструмент — государственную (муниципальную) программу (госпрограмму), представляющую собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Конечная цель государственной программы по сравнению с целью ФЦП более глобальна, временной период ее действия шире, масштаб мероприятий и используемых ресурсов значительнее.

Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ внес изменения в БК РФ в части формирования программно-целевого бюджета — так, поправки в ст. 179 БК РФ исключают понятие «долгосрочная целевая программа» и вводят новое понятие — «государственные и муниципальные программы» (госпрограммы).

Государственная (муниципальная) программа — это документ, определяющий:

  • цели и задачи государственной политики в определенной сфере;
  • способы достижения и решения этих целей и задач;
  • примерные объемы используемых финансовых ресурсов.

Формирование госпрограммы

Объектом управления государственной (муниципальной) программы является сфера социально-экономического развития или безопасности (например, культура, здравоохранение, образование).

При формировании госпрограммы проводится анализ проблем каждой сферы для выявления наиболее актуальных. Кроме того, анализируются потенциал развития данной сферы и существующие ограничения, состояние сферы сопоставляется с состоянием аналогичной сферы в ведущих странах. На основании полученных данных формируется прогноз развития сферы.

Анализ развития сферы обозначил, в частности, следующие проблемы: низкую мотивацию граждан к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, невысокую доступность спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями, неудовлетворительное качество физкультурно-оздоровительных услуг. В числе факторов, имеющих положительный потенциал для развития, были названы успехи российских спортсменов, усовершенствованная законодательная и материально-техническая база, традиции физкультурного движения и т.д. Было указано, что спортивная сфера — это наиболее рентабельная отрасль в мировой экономике.

К сведению. Проблема социально-экономического развития — противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы.

При составлении госпрограммы анализируются приоритеты государственной политики в данной сфере. Эти приоритеты определяются в концепции долгосрочного социального экономического развития РФ, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, посланиях Президента РФ Федеральному собранию, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей, иных стратегических документах, утвержденных Президентом РФ или Правительством РФ.

Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам политики, которую государство проводит в данной сфере. По сути, цели должны отражать конечные результаты реализации этой программы. Госпрограмма включает и задачи, которые определяют конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы. Иными словами, цели указывают на то, чего нужно достичь, задачи — на то, что для этого нужно сделать.

Какова же цель рассматриваемой нами Госпрограммы «Спортивное развитие»? Таких целей три:

  • создание условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физкультурой и спортом;
  • повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
  • успешное проведение в РФ крупнейших международных спортивных соревнований.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

  • повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
  • обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями;
  • проведение на высоком организационном уровне крупнейших международных спортивных мероприятий;
  • обеспечение эффективного использования в постсоревновательный период спортивных объектов Универсиады и Олимпиады.

Что указывается в госпрограмме

Основные параметры государственной программы — это ее цели, задачи, ключевые мероприятия, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации госпрограммы, сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе основных мероприятий, необходимый для достижения целей. Эти параметры указываются в паспорте госпрограммы.

Госпрограмма включает и текстовую часть, содержащую развернутую информацию по следующим разделам:

  • общая характеристика сферы реализации;
  • приоритеты государственной политики;
  • цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач;
  • основные результаты, сроки и этапы;
  • характеристика целей программы и основных мероприятий;
  • характеристика мер госрегулирования (в том числе план нормотворчества);
  • прогноз сводных показателей государственных заданий;
  • характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ;
  • информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов;
  • обоснование объема финансовых ресурсов;
  • анализ рисков реализации;
  • методика оценки эффективности.

Составляющие госпрограммы

Госпрограмма включает федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы (ВЦП) и основные мероприятия.

Подпрограмма — это комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы. Подпрограмма является неотъемлемой частью госпрограммы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и госпрограммы. Так, рассматриваемая нами Программа «Спортивное развитие» включает следующие подпрограммы:

  • «Развитие физической культуры и массового спорта»;
  • «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»;
  • «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации»;
  • «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта».

Перечисленные подпрограммы по своему характеру являются «координирующими» для выполнения каждой отдельной задачи.

Подпрограммы и целевые программы формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных госпрограммой показателей.

Так, решение задачи по обеспечению успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствованию системы подготовки спортивного резерва достигается путем реализации мероприятий, предусмотренных:

  • подпрограммой 2, призванной повысить число граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, что приведет к увеличению количества учащихся спортшкол и спортучреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
  • подпрограммой 4, направленной на улучшение кадрового обеспечения физкультуры и спорта; повышение эффективности научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортсменов; развитие международного спортивного сотрудничества с международными спортивными организациями;
  • Федеральной целевой программой в части развития инфраструктуры спорта высших достижений.

Каждая подпрограмма имеет структуру описания, схожую с основной госпрограммой: включает паспорт и текстовую часть.

Функциональную основу для достижения целей, предусмотренных подпрограммой, формируют ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы. Основное мероприятие — это комплекс взаимосвязанных мероприятий (действий, направленных на решение соответствующей задачи), характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы.

Рассмотрим взаимодействие данных составляющих на примере Госпрограммы «Спортивное развитие». Так, реализацией основных мероприятий подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» решается задача по созданию условий, обеспечивающих гражданам возможности систематически заниматься физкультурой, спортом и вести здоровый образ жизни.

Одно из основных мероприятий, включенных в указанную подпрограмму, называется «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом». Оно состоит из нескольких мероприятий, таких как:

  • оснащение физкультурно-оздоровительных объектов спортивно-технологическим оборудованием;
  • реализация мер по расширению сети физкультурно-спортивных сооружений и объектов;
  • разработка технических регламентов, стандартов, правил сертификации услуг;
  • разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физкультуре в образовательных учреждениях;
  • развитие системы лизинга оборудования, инвентаря и материалов.

Участники госпрограммы

Участников госпрограммы можно разделить на две категории: ответственный исполнитель и соисполнители.

Ответственный исполнитель обеспечивает координацию деятельности участников госпрограммы. Еще одна важная функция ответственного исполнителя — общественное обсуждение проекта госпрограммы, в том числе с привлечением Общественной палаты, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, научных и иных заинтересованных организаций.

Соисполнители государственной программы — это федеральные органы исполнительной власти, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне государственных программ Российской Федерации.

Так, ответственным исполнителем Госпрограммы «Спортивное развитие» назначен Минспорт, соисполнители (в Программе они названы участниками) — Минздрав, Минкомсвязь, Минобрнауки, МВД, Минрегион.

Обратите внимание на этот важный и обязательный элемент госпрограммы — межведомственное взаимодействие. Для решения задач, поставленных госпрограммой, необходимо согласованное взаимодействие всех соисполнителей.

Рассмотрим межведомственное взаимодействие на примере реализации одного из основных мероприятий подпрограммы 1 госпрограммы «Спортивное развитие», которое называется «Меры по развитию студенческого спорта». Указанное основное мероприятие невозможно без участия Минобрнауки — оно должно оказать содействие по созданию и расширению сети спортивных клубов на базе образовательных учреждений, созданию студенческих спортивных лиг, организации и проведению всероссийских спортивных соревнований и других спортивных мероприятий среди студентов, а также популяризации студенческого спорта среди населения. Вы видите, что Минобрнауки выступает здесь в качестве соисполнителя, ответственный исполнитель — Минспорт.

Структура государственной программы

—————————————————————————¬¦ Госпрограмма (ответственный исполнитель) ¦L——————T——————————————————- ————+—T—————T———————-¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/—————T—————T—————¬ —————————¬¦Подпрограмма 1¦Подпрограмма 2¦Подпрограмма n¦ ¦ ФЦП ¦L—————+——-T——+————— ¦(госзаказчик-координатор)¦ ¦ L—————-T——— ———T——-T—+——-T—————¬ ¦/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ——————-¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦ Подпрограммы ¦——¬ ——¬ ——¬ —————¬ —————¬L———T———¦ВЦП 1¦ ¦ВЦП 2¦ ¦ВЦП m¦ ¦ Основное ¦ ¦ Основное ¦ ¦/L—— L—— L—— ¦мероприятие 1¦ ¦мероприятие r¦ —————-¬ +————-+ L————— ¦ Мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ (госзаказчик) ¦ ¦/ ¦/ L—————- —————-¬ —————-¬ ¦ Мероприятие 1 ¦ ¦ Мероприятие k ¦ L—————- L—————-

Инструменты госуправления

Принципиальным новшеством государственных программ является включение в них мер государственного регулирования в сфере реализации программы, мер правового регулирования (вплоть до перечня необходимых нормативно-правовых актов).

Для достижения поставленных целей в государственных программах используются все инструменты госуправления:

  • бюджетное финансирование;
  • меры государственного регулирования (такие как предоставление налоговых льгот, регулирование цен и тарифов, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, реструктуризация задолженности, лицензирование деятельности и т.п.);
  • механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами (например, механизм взаимодействия для государственных и муниципальных учреждений — это выдача государственных (муниципальных) заданий, финансовое обеспечение, контроль за исполнением).

В долгосрочной целевой и ведомственной целевой программах к обязательным инструментам относится только бюджетное финансирование.

Финансирование госпрограмм

Поскольку достижение любых целей требует материальных затрат, при составлении госпрограммы учитывается и этот фактор. Правительство РФ определяет объем расходов федерального бюджета на реализацию госпрограммы на долгосрочную перспективу. Так, на госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2014 г. выделено 351,5 млрд руб., «Развитие образования» — 404 млрд руб., «Развитие культуры и туризма» — 101,1 млрд руб., «Спортивное развитие» — 62,2 млрд руб.

В качестве финансового обеспечения основных мероприятий подпрограмм могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в случае если госпрограмма направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Оценка эффективности госпрограммы

По сути, каждая из задач как госпрограммы, так и подпрограмм имеет достаточно общее определение. Они — вектор развития. Для оценки того, выполнена задача или нет, в госпрограммы включены целевые индикаторы (в чем измеряется эффективность выполнения задачи) и ожидаемые результаты (в чем выражается эта эффективность). Например, доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения — это индикатор (показатель) задачи, которая звучит так: повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни. А вот увеличение этой доли в общей численности населения с 20,6% в 2011 г. до 40% к 2020 г. — это уже контрольный показатель, отражающий эффективность выполнения данной задачи и, как следствие, госпрограммы.

Оценка эффективности госпрограммы проходит на основе анализа:

  • степени достижения целей и решения задач подпрограмм и госпрограммы в целом;
  • степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
  • степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

Минэкономразвития проводит мониторинг реализации госпрограмм. По результатам мониторинга Минэкономразвития готовит предложения о сокращении или перераспределении между участниками госпрограммы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как госпрограммы в целом, так и отдельных ее мероприятий.

Информация по госпрограммам

С информацией по действующим госпрограммам можно ознакомиться на официальном портале государственных программ РФ (http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start).

Перечень из 41 госпрограммы сгруппирован по пяти разделам: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство».

Для бюджетных учреждений наиболее значимы следующие программы:

  • в разделе «Новое качество жизни» — «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Спортивное развитие», «Развитие культуры и туризма»;
  • в разделе «Инновационное развитие и модернизация экономики» — «Развитие науки и технологий», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Информационное общество», «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Главный редактор журнала

Целевые программы

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 11

Целевая программа — это совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Целевые программы делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам — на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические целевые, комплексные. В частности, Бюджетным кодексом предусмотрены следующие виды целевых программ: долгосрочные (ст. 179), ведомственные (ст. 179.3). Рассмотрим каждый из указанных в БК РФ видов программ подробнее.

Долгосрочные целевые программы

Согласно п. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы) реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Утверждаются они Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, а также сроки реализации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Например, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы, которая включает в себя четыре подпрограммы. В частности, подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» содержит мероприятия по обеспечению жильем прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС и т.д.

В соответствии с п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Например, Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований в 2011 г. на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)» в сумме 3 796 949,2 тыс. руб.

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

На основании п. 3 ст. 179 БК РФ по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В частности, Правительство РФ Постановлением от 02.08.2010 N 588 утвердило Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее — Порядок N 588). Приведем его основные положения.

Согласно п. 2 Порядка N 588 государственной программой является система мероприятий (взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Она включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее — подпрограммы).

Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее — ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти — соисполнителями государственной программы (далее — соисполнители) (п. 5 Порядка N 588).

Государственные программы утверждаются актом Правительства РФ (п. 6 Порядка N 588). Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в государственную программу.

В соответствии с п. 8 Порядка N 588 государственная программа содержит:

  • характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
  • приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
  • прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
  • сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
  • перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ, которые утверждаются Минэкономразвития по согласованию с Минфином (далее — методические указания). В настоящее время такие Методические указания утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010 N 670;
  • основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
  • перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
  • перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы;
  • обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;
  • информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы);
  • описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы;
  • методику оценки эффективности государственной программы.

Кроме перечисленной информации, государственная программа может содержать и другие сведения в зависимости от конкретного случая (п. 9 Порядка N 588), например в случае участия в разработке и реализации государственной программы субъектов РФ в программе указывается информация о прогнозных расходах субъектов РФ, а также перечень реализуемых ими мероприятий.

Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ (п. 15 Порядка N 588). Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:

  • критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государственной программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, оценку влияния ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики РФ. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики РФ;
  • критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством РФ. В частности, данный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (п. 17 Порядка N 588). Например, в указанный Перечень входит государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Она включает в себя в том числе мероприятия по повышению качества социального обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей, а также лиц, уволенных из ОВД.

Проект перечня государственных программ формируется Минэкономразвития совместно с Минфином на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ, а также с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти.

Внесение изменений в перечень государственных программ производится по решению Правительства РФ до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, на основании предложений Минэкономразвития.

Согласно п. 20 Порядка N 588 проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Минэкономразвития и Минфином.

Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 23 Порядка N 588).

Ответственный исполнитель государственной программы ежегодно не позднее 15 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий, и направляет его в Минэкономразвития и Минфин (п. 29 Порядка N 588).

В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством РФ — в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.

Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее — годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Правительство РФ, Минэкономразвития и Минфин.

Годовой отчет содержит (п. 32 Порядка N 588):

  • конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
  • перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
  • анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
  • данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
  • информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу;
  • иную информацию в соответствии с методическими указаниями.

Форма годового отчета утверждается Минэкономразвития.

В п. 47 Порядка N 588 перечислены полномочия федеральных органов исполнительной власти при разработке и реализации государственных программ.

  • обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и внесение в установленном порядке в Правительство РФ;
  • организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;
  • предоставляет по запросу Минэкономразвития и Минфина сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
  • запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Минэкономразвития и Минфина;
  • проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем, в соответствии с методическими указаниями;
  • запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
  • рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной целевой программы;
  • подготавливает годовой отчет и представляет его в Минэкономразвития, Минфин и Правительство РФ.
  • участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
  • представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Минэкономразвития и Минфина, а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;
  • представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
  • представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.

Например, согласно Распоряжению Правительства РФ N 1950-р в реализации Федеральных целевых программ «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)» и «Развитие судебной системы России на 2007 — 2012 годы» ответственным исполнителем является Минюст, соисполнителями — Минэкономразвития, ФСИН, ФССП, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В этом случае при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

К сведению. Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой (п. 4 ст. 179 БК РФ).

Ведомственные целевые программы

Согласно ст. 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета, определен в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (далее — Положение N 239), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 N 239.

Рассмотрим основные положения данного документа.

Согласно п. 4 Положения N 239 ведомственные целевые программы могут формироваться в двух видах:

Целевая программа ведомства должна содержать (п. 5 Положения N 239):

  • характеристику проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
  • основные цели и задачи программы;
  • описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
  • перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий целевой программы ведомства из федерального бюджета, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
  • срок реализации программы;
  • описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценку рисков ее реализации;
  • оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости — и после ее реализации;
  • методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
  • обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
  • описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Обратите внимание! Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ. Расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств (п. 6 Положения N 239).

Данная программа должна содержать:

  • цели программы, описание целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам;
  • обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программы.

К сведению. Ведомственная целевая программа (обоих видов) не подлежит разделению на подпрограммы (п. 8 Положения N 239).

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу (п. 9 Положения N 239).

Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации ведомственных целевых программ в установленных сферах деятельности осуществляют Минэкономразвития и Минфин.

Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем субъекта бюджетного планирования.

Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым субъектом бюджетного планирования:

  • разрабатывает проекты целевых программ ведомства;
  • обеспечивает реализацию целевых программ ведомства и их финансирование;
  • формирует и представляет субъекту бюджетного планирования отчетность о реализации целевых программ ведомства.

Разработанный проект ведомственной целевой программы направляется субъектом бюджетного планирования одновременно в Минэкономразвития и Минфин.

Ведомственная целевая программа реализуется соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 31 Положения N 239). Контроль за ходом ее реализации осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Минэкономразвития, Минфина и Минкомсвязи (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий).

Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, представляются субъектами бюджетного планирования в Минэкономразвития и Минфин ежегодно не позднее 1 апреля в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Финансирование расходов на их реализацию осуществляется в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета (п. 36 Положения N 239).

В качестве примера приведем ведомственные документы, регулирующие утверждение и реализацию ведомственных целевых программ:

  • Приказ Главного управления ЗАГС Нижегородской области от 24.03.2011 N 60-ахд «Об утверждении ведомственной целевой программы «Укрепление материально-технической базы органов записи актов гражданского состояния Нижегородской области на 2011 год»;
  • Приказ комархива Нижегородской области от 16.06.2010 N 73 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение противопожарной безопасности государственных архивных учреждений Нижегородской области на 2011 — 2013 годы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *