МГК им. Чайковского

Учебная программа дисциплины «Специальный инструмент (скрипка)». Специальность 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (высшее образование, уровень специалитета), специализация «Концертные струнные инструменты (по видам инструментов: скрипка, альт, виолончель), исторические струнные инструменты». Квалификация выпускника — Концертный исполнитель. Преподаватель. Форма обучения: очная.

Учебная программа дисциплины «Специальный инструмент (скрипка)» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (высшее образование, уровень специалитета), специализация «Концертные струнные инструменты (по видам инструментов: скрипка, альт, виолончель), исторические струнные инструменты», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 731 от 1 августа 2017 года, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования.

Учебная программа дисциплины разработана: народным артистом РФ, профессором кафедры скрипки В. М. Ивановым, заслуженным артистом РФ, профессором кафедры скрипки М. А. Готсдинером, профессором кафедры скрипки Е. К. Чверток, заслуженной артисткой России, доцентом кафедры скрипки Т. С. Беркуль

Учебная программа дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры скрипки под руководством профессора В. М. Иванова ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» Протокол № 1 от 31 августа 2020 года и. о. заведующего кафедрой скрипки, профессор В. М. Иванов

1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4

2. Цель и задачи освоения дисциплины 4

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенный с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы 5

4. Структура и содержание дисциплины 8

4.1. Объем дисциплины, включая контактную работу обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося 8

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий 9

4.3. Содержание разделов, тем дисциплины 11

5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 13

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине 13

6.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине 13

6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания 13

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы 15

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы 16

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 17

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 26

9. Перечень информационных технологий, используемых для образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 26

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 27

Скрипка

При приеме на подготовку по данной специальности Консерватория проводит следующие вступительные испытания:

  • I. Творческое испытание;
  • II. Профессиональное испытание;
  • III. Собеседование;
  • IV. Русский язык;
  • V. Литература.

Творческое испытание состоит из исполнения сольной концертной программы по специальности.

Программа абитуриента должна включать следующие произведения:

  • И.С. Бах. Две контрастные части из сонаты или партиты для скрипки соло (BWV 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1006), или чакона из партиты ре-минор (BWV 1004); Примечание. Дубли в партите си минор (BWV 1002) не считать за отдельные части;
  • Одно из следующих произведений крупной формы композиторов XIX–XX вв:
  • Два этюда или каприса на различные виды техники следующих авторов: Г. Венявский, А. Вьетан, П. Гавинье, Я. Донт, Р. Крейцер, Ф. Лауб, К. Липиньский, Р. Липицер, П. Локателли, А. Львов, К. Мострас, Н. Паганини, П. Роде, Ф. Фиорилло, Л. Шпор, Г. Эрнст;
  • Одно произведение виртуозного характера (пьеса, фантазия, вариации, соната для скрипки соло и т.п.).

Кроме того, поступающий должен знать все виды гамм и арпеджио и уметь их играть в умеренном движении (трехоктавные гаммы, гаммы в терциях, секстах, октавах и децимах); исполнение гамм по выбору комиссии.

Профессиональное испытание включает в себя проверку знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8–12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства.

Время записи диктанта — 25–30 минут; количество проигрываний — 8–10 раз.

Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», (2-ое изд., М., 1976): №№ 595, 611.

  • • пение и определение на слух любых интервалов, взятых изолированно или в тональности, всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями, а также гармонических оборотов, включающих до шести аккордов;
  • • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;
  • • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь);
    Примерная степень трудности: Н.М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И.В. Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.

Примерная трудность — А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.

Время написания работы — два часа.

  • • выполнение заданий на фортепиано:
    — игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода;
    — игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене);
    — построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда);
  • • гармонический анализ с листа произведений различных стилей.
    Примерная степень трудности: Л. Бетховен Сонаты; П. И. Чайковский «Времена года»; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов Романсы; С. С. Прокофьев Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 из Первой симфонии);
  • • ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

III. Собеседование заключается в

  • • проверке знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • • умении рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
  • • проверке общих знаний в области культуры и искусства;

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СКРИПКИ И АЛЬТА
ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ И УЧИЛИЩ

№ 0501 «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

(0501.02 «Оркестровые струнные инструменты»)

Программа издания 1987 года переработана и дополнена

Преподавателям Академического музыкального училища при

Московской государственной консерватории

им. П.И.Чайковского – по классу скрипки: зав. Отделением, засл.работником культуры РСФСР Л.Н.ГУЩИНОЙ, Т.В.БАЛАШОВОЙ, А.В.ВАНДЫШЕВОЙ, Е.Д.ДЕМИДЕНКО, М.И.КЕСЕЛЬМАН, Л.Ю.СЛАВЯНОВОЙ;

по классу альта: Л.Н.ГУЩИНОЙ

Рецензенты: М.Г.Глезарова, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории, И.В.Бочкова, профессор Московской государственной консерватории.
Ответственный за выпуск, оригинал-макет — А.Н.Гоморев

Редактор — канд. пед. наук Э.И. Плотица

Объем курса – 432 часа.
Занятия индивидуальные.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Специальный класс скрипки и альта» в музыкальном училище по специальности № 0501.02 «Струнные инструменты» является составной частью профессиональной подготовки студентов. Данный предмет предусматривает развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для продолжения обучения в ВУЗе и дальнейшей практической деятельности выпускников в качестве артистов оркестра, камерных исполнителей, преподавателей ДМШ и ДШИ.

Наряду с практическим обучением игре на инструменте, в задачи специального класса скрипки и альта входит формирование у студентов широкого музыкального кругозора в процессе ознакомления с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки прошлых музыкально-исторических эпох, произведениями современных композиторов; развитие навыков самостоятельной работы над художественным произведением и учебно-вспомогательным материалом.

Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара с учетом индивидуальных способностей студентов являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса.

В репертуар следует включать сочинения, различные по стилю, жанру и форме. Помимо произведений, изучаемых детально, необходимо проходить часть репертуара в порядке ознакомления. При составлении репертуарного плана следует предусмотреть использование ряда произведений в исполнительской практике студентов.

Учебный материал должен быть подобран рационально и соответствовать индивидуальным особенности студента, уровню его художественного и технического развития и возникающим на каждой студент роста студента новым педагогическим задачам.

Предлагаемые репертуарные списки, экзаменационные программы, а также требования по технике являются примерными,

3
т.е. ориентирующими педагога, но ни в коей мере не сковыва-ющими его творческую инициативу. В связи с этим в репертуарные списки, рекомендуемые для каждого курса, включен художественный и учебно-технический материал различной степени трудности.

При переходе со скрипки на альт следует учитывать индивидуальные особенности студента, величину рук, кисти и пальцев, подвижность суставов, силу мышц и т. д., имея в виду размер альта, высоту и массивность струн, что требует широкого растяжения пальцев левой руки.

Важнейшим условием профессионального обучения является единство музыкально-художественного и технического развития. Требования, предъявляемые к качеству звука. Точности интонирования, устойчивости ритма, не снижаются при работе над техническим материалом (упражнения, гаммы, этюды).

Воспитание правильных мышечных ощущений, устранение излишних напряжений, достижение необходимой свободы исполнения должны быть постоянно в поле зрения преподавателя.

В основе техники звукоизвлечения лежит ясное слуховое представление. Качество звука во многом зависит от таких факторов, как скорость движения смычка, сила нажима смычка на струну, выбор участка струны. Звук должен быть ясным, ровным, насыщенным по тембру, гибким в изменении звуковых красок и нюансов.

Очень важно не упускать из виду работу над динамикой – одним из основных средств выразительности, — добиваться точного выполнения указанных в тексте динамических обозначений, избегать однообразной, «бесцветной» игры.

На протяжении всех лет обучения следует совершенствовать навыки распределения смены смычка и струн, поскольку именно правильное распределение смычка обеспечивает выполнение штриха в наиболее целесообразной для него части, играет важную роль при постепенном или внезапном переходе из одного участка смычка в другой, способствует достижению смысловой выразительности музыкальной фразировки.

Ярким художественным приемом является вибрация. Характер вибрации должен быть обусловлен художественным

4
содержанием произведения и органически связан с исполнительской трактовкой.

Качество исполнения во многом определяется владением техникой штрихов. Штрихи должны стать одним из главных средств выразительности. Освоение штриховой техники осуществляется в упражнениях, гаммах, этюдах, а также в специально подобранных пьесах. Необходимо развивать навыки соединения как родственных штрихов, так и значительно отличающихся по характеру и приемам выполнения.

Постоянное внимание необходимо уделять интонации. Точная интонация – одно из первых условий музыкально-художественного исполнения, важнейшее средство выразительности.

Работа над интонацией включает: развитие музыкального слуха и самоконтроля (игра в медленном темпе, проверка высоты звуков, внимательное вслушивание в чисто интонированные звуки, их запоминание и т.д.); приобретение устойчивых навыков интонирования в одной позиции, смене позиций; многократную проверку правильных движений левой руки в различных темпах.

Для чистоты интонирования, ощущения тональности, совершенствования приемов звукоизвлечения, развития «управляемой» пальцевой беглости особое значение имеет работа над гаммами (в одноголосном изложении и двойными нотами) и арпеджио.

Большое внимание следует уделять игре двойными нотами и развитию аккордовой техники. Важность этих разделов скрипичной и альтовой техники определяется их широким применением в специальной литературе.

Читать также:  Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2022 г. N 704 “О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Переходы, смена позиций являются не только одним из основных разделов скрипичной техники, но и важнейшим средством выразительности. Поэтому, добиваясь точной интонации и двигательной свободы в переходах, необходимо иметь в виду их музыкально-выразительное звучание в контексте исполняемого произведения, а так же отчетливо представлять техническую схему смены позиций.

Важная составляющая работы в профессиональном обучении – это организация ритмической дисциплины. Воспита-ние у студента правильных представлений о ритме, метре и темпе должно быть постоянно в поле зрения преподавателя.

5
Основная форма обучения – занятия с педагогом в классе. Вместе с тем очень важно научить студента самостоятельно работать с текстом, уметь грамотно читать, анализировать и точно воспроизводить все темповые, ритмические, динамические обозначения знать музыкальные термины; контролировать слухом качество своего исполнения.

Наряду с классами оркестра, камерного ансамбля и квартета в специальном классе следует постоянно уделять внимание развитию навыков грамотного чтения нотного текста с листа.

Необходимо учитывать, что развитие навыков чтения с листа зависит от общего уровня музыкального и технического развития студента, от объема его теоретических знаний. Особенно тесно связаны навыки разбора и чтения нот с листа с формированием музыкально-слуховых представлений. Поэтому успешное развитие этих навыков возможно лишь на основе серьезной и разносторонней музыкально-воспитательной работы в этом направлении. Материал для чтения с листа должен быть, как правило, легче произведений, изучаемых по основной программе данного курса.

Необходимым условием будущей профессиональной деятельности студента является развитие навыков ансамблевого исполнительства.

Одна из важнейших задач педагога – воспитание у студента навыков самостоятельной работы, умения применить приобретенные знания на практике, в том числе при изучении новых произведений.

Выпускник училища должен обладать достаточными знаниями для расстановки штрихов, аппликатуры, определения технических трудностей и способов их преодоления.

Контроль и учет успеваемости

Контроль за работой студента осуществляется в форме экзаменов, зачетов, выступлений в концертах, конкурсах на лучшее исполнение заданной программы и др.

В 7-м семестре рекомендуется проверка навыков чтения с листа оркестровых и квартетных партий.

6
Обязательными являются три-четыре выступления учащегося в год и проведение зачета по технике. Технический зачет включает исполнение двух трехоктавных гамм – мажорной и минорной, арпеджио и гаммы двойными нотами (исполняется одна гамма по выбору комиссии), а также двух этюдов на различные виды техники.

Сроки проведения экзаменов (2, 4, 6 семестры) и количество контрольных уроков определены учебным планом училища.

По окончании каждого семестра преподавателем по данному предмету выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущего учета знаний независимо от того, выносится предмет на экзамен или нет. Экзаменационная оценка рассматривается как окончательная.

КЛАСС СКРИПКИ

I курс
1-2 произведения крупной формы (в том числе концерт, классическая соната, вариации);

2-3 пьесы различного характера;

II курс
2 части из произведения полифонического склада (например, фантазии Г. Телемана)

2 произведения крупной формы;

3-4 пьесы различного характера;

III курс
2 части из Сонат или Партит для скрипки соло И. С. Баха;

2произведения крупной формы;

4-5 пьес различного характера;

2 части различного характера из Сонат или Партит для скрипки соло И. С Баха;

2 произве6дения крупной формы;

Требования по гаммам

6-8 мажорных и минорных гамм;

Арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд);

Гаммы двойными нотами (терциями. Секстами, октавами).

II курс

8-10 мажорных и минорных гамм;

Арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд, доминантсептаккорд);

Гаммы двойными нотами (терциями, секстами, октавами). Знакомство с аппликатурными (двойными) октавами и децимами.

III курс

Арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд. Доминантсептаккорд);

Гаммы двойными нотами (терциями, секстами, октавами, аппликатурными (двойными) октавами и децимами).

IV курс

Трехоктавные и четырехоктавные мажорные и минорные гаммы;

Арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд, доминантсептаккорд).

Гаммы двойными нотами в подвижном темпе.

Экзаменационные требования1

На экзамене в конце 2-го семестра студент должен исполнить:

— два этюда на различные виды техники;

— одно произведение крупной формы.

Примерные экзаменационные программы

Виотти Д. Концерт № 22, I-я часть или Корелли А. Фолия (ред. Г. Леонара)

Крейцер Р. Этюды № 18, 30

Шпор Л. Концерт № 9, I-я часть или Вьетан А. Фантазия Аппассионата

Гайдн Й. Концерт Соль мажор, I-я или II-я и III-я части или

Витали Т. Чакона (ред. Г. Дулова)

Данкля Ш. Этюд № 13

Венявский Г. Концерт № 2, I-ч часть
На экзамена в конце 4-го семестра студент должен исполнить;

концерт (I-ю или II-ю и III–ю части).

Роде П. Карис № 18

Моцарт В. А. Концерт № 1 Си-бемоль мажор, I-я часть

Вьетан А. Концерт № 4, I-я, II-я части

Шпор Л. Концерт № 11. I-я часть

Роде. П. Каприс № 24

Донт Я. Этюд, соч. 35, № 2

Венявский Г. Концерт № 2, II-я и III-я части
На экзамене в конце 6-го семестра студент должен исполнить

— полифоническое произведение (две части); — концерт (I-ю или II-ю и III-ю части);

Бах И. С. Бурре и Жига из Партиты Ми мажор

Брух М. Концерт, I-я часть

Донт М. Этюд, соч. 35, № 3

Бах И. С. Аллеманда и Куранта из Партиты ре минор

Моцарт В. А. Концерт № 3, I-я часть

Донт Я. Этюд, соч. 35, № 6

Бах И. С. Сарабанда и Жига из Партиты ре минор

Мендельсон Ф. Концерт, I-я часть

Венявский Г. Каприс, Ор. 18, № 3

Донт. Я. Этюд, сою. 35, № 9

Бах И. С. Лур и Гавот из Партиты Ми мажор

Лало Э. “Испанская симфония”, I-я часть

Донт Я. Этюд, соч. 35, № 7

Паганини Н. Каприс № 16

На Государственном экзамене студент должен исполнить:
— две части различного характера из Сонат или Партит для скрипки соло И. С. Баха;
— произведение крупной формы;
— пьесу виртуозного характера.

Бах И. С. Две части из Партиты ре минор: Аллеманда и Куранта, или Сарабанда и Жига

Сен-Санс К. Концерт № 3, I-я или II-я и III-я части

Барток Б. “Румынские танцы”

Бах И.С. Две части из Партиты си минор: Сарабанда и Дубль или Бурре и Дубль

Конюс Ю. Концерт

Бах И. С. Две части из Партиты Ми мажор: Прелюд и Лур

или Лур и Гавот

Хачатурян А. Концерт, I-я или II-я и III-я части

Венявский Г. Полонез Ре мажор

Бах И.С. Две части из Сонаты соль минор: Адажио и Престо или Сицилиана и Пресо

Примерный репертуарный список

Гилельс Е. 24 гаммы и арпеджио. – М., 1969

Штрадик Г. Упражнения. – М., 1965. Тетрадь 1.

Этюды

Данкля Ш. Этюды, соч. 73. –М., 1966

Донт Я. Этюды, соч. 35. – М., 1973

Роде П. 24 каприса. – М., 1966

Фиорилло Ф. 36 этюдов. – М., 1961

12
Этюды, упражнения и отрывки из пьес по различным разделам

Произведения крупной формы

Бах И. С. Концерт ля минор

Берио Ш. Концерт № 7, I-я часть

Верачини Ф. Из 12-ти сонат: № 4-6

Виотти Д. Концерты № 22, 24

Вьетан А. Фантазия-аппассионата

Джеминиани Ф. Соната ре минор

Кабалевский Д. Концерт, I-я часть

Моцарт В. А. Концерты: Ре мажор «Аделаида», № 1 Си-бемоль

Пьесы

Александров А. «Ария в классическом стиле»

Алябьев А. «Интродукция и тема с вариациями»

Балакирев М. Экспромт

Бах И. С. Сицилиана

Бах Ф.Э. Анданте

Бенда Ф. Граве

Бетховен Л. ван. Контрданс, Рондо, «Турецкий марш»

Верачини Ф. Ларго

Вивальди А. Интермеццо

Гендель Г. Ариозо, Ария (обр. К. Мостраса), Ларгетто

Глинка М. «Мелодический вальс» // Альбом популярных мелодий русских композиторов /Сост. Ю. Уткин

Глиэр Р. Романс из балета «Красный цветок»

Глюк К. В. Мелодия

Грациоли Д. Адажио

13
Давид Ф. Каприччио

Дакен Л. К. «Кукушка»

Деплан Д. Интрада

Кабалевский Д. Импровизация

Корелли А. Аллегро

Крейслер Ф. Сицилиана и Ригодон (в стиле Франкера),

Менуэт (в стиле Порпора),

Прелюдия и Аллегро (в стиле Пуньяни),

Граве (в стиле Баха)

Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»

Леклер Ж. Аллегро

Маттесон И. Ария

Моцарт В. А. Ария, Гавот

Мусоргский М. Гапак

Новачек О. Непрерывное движение

Прадизи П. Токката

Поппер Д. «Прялка» (обр. Л. Ауэра)

Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»; Легенда;

Скерцо; Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Римский-Корсаков Н. Песня Индийского гостя из оперы «Садко»,

Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» (обр. Ф. Крейслера)

Рис Ф. Непрерывное движение

Чайковский П. Баркарола, «Страстное признание»

Шер В. «Медленный вальс», Концертная пьеса

Шостакович Д. Романс, Элегия, «Весенний вальс», Адажио (обр. К.

Скрипичные ансамбли

Вивальди А. Концерт для двух скрипок

Виотти Д. Дуэты для двух скрипок

Глиэр Р. 12 дуэтов для двух скрипок

Гаммы, упражнения

Шрадик Т. Упражнения. – М., 1947, т. 1; 1965, т. 2

Данкля Ш. Этюды, соч. 73. – М., 1966

Донт Я. Этюды соч. 35. – М., 1973

Избранные этюды для музыкальных училищ /Ред. – сост.

Этюды русских и советских композиторов /Ред. – сост.

скрипичной техники /Ред. – сост. А. Ямпольский,

Полифонические произведения для скрипки соло

Родионов К. «10 прелюдий в полифоническом стиле» для скрипки соло

Телеман Г. 12 фантазий

Бах И. С. Концерты: ля минор, ре минор, Ми мажор, Ре мажор

Верачини Ф. 12 сонат

Венявский Г. Концерт № 2, I-я и II-я части

Вивальди А. Две сонаты

Виотти Д. Концерт № 22, II-я и III-я части

Вьетан А. Фантазия-аппассионата. Концерты: № 2; № 4, I-я, II-я части

Леклер Ж. Соната соль минор

Моцарт В. А. Концерты: № 1 Си-бемоль мажор, № 2 Ре мажор

Перголези Д. Концерт

Тартини Д. Соната соль минор

Цимбалист Е. “Сюита в старинном стиле”

Вивальди А. Адажио

Венявский Г. Легенда, Мазурки

Вьетан А. Тарантелла, Ревери

Гайдн Й. Серенада, Каприччио, Рондо, Виваче, Менуэт (ред.

Глазунов А. Листок из альбома. “Арабская мелодия”, “Песня трубадура”, “Размышление”

Глинка М. “Персидская песня”, Романс, Мазурка

Глюк К. В. Мелодия (обр. Ф. Крейслера)

Караев К. Вальс, Анданте. “Китайская красавица”, “Индийская красавица” из балета ,”Семь красавиц”

Крейслер Ф. Аллегретто, “Вариации на тему Корелли”, Фуга

(в стиле Тартини)

Мендельсон Ф. Песня без слов (обр. Ф. Крейслера)

Моцарт В. А. Менуэт Ре мажор

Поппер Д. “Прялка” (обр. Л. Ауэра)
16
Прокофьев С. “Вальс алмазов” из балета “Сказ о каменном

цветке”. Три пьесы из оперы “Дуэнья”: Серенада, Андантино, Музыкальный момент

Пуньяни Г. Ларго, “Кукушки”

Рубинштейн А. Романс (обр. Е. Страхова)

Рубинштейн Н. Мелодия

Сарасате П. “Андалузский романс”

Тартини Д. Ариозо

Фрескобальди Д. Токката (обр. Д. Цыганова)

Читать также:  Государственные программы субъектов российской федерации по патриотическому воспитанию граждан

Хандошкин И. “Чувствительная ария”

Хачатурян А. Ноктюрн и Мазурка из музыки к драме

Цинцадзе С. Мелодия

Чайковский П. Песня без слов

Шебалин В. Импровизация, Скерцо

Шнитке А. “Сюита в старинном стиле”

Шопен Ф. Этюд фа минор

Шостакович Д. Андантино и Пассакалия, Полька из балета

“Золотой век”, “Лирический вальс”

Вивальди А. Концерт ля минор для двух скрипок

Гендель Г. Соната Си-бемоль мажор для двух скрипок и

Корелли А. Избранные сонаты для двух скрипок и фортепиано

Телеман Г. Шесть сонат-канонов

Шпор Л. Дуэт для двух скрипок

Гилельс Е. 24 гаммы и апреджио. – М., 1969

Избранные упражнения для скрипки (сост. Т. Ямпольский). –

17
Коргуев С. Упражнения в двойных нотах. – М., 1954

Шрадик Г. Упражнения. – М., 1965, тетр. 1; 1947, тетр. 2

Венявский Г. 8 этюдов для двух скрипок. Ор. 10 и ор. 18. – М., 1960

Гавинье П. 24 этюда. – М., 1966

Избранные этюды для музыкальных училищ /Ред. –сост.

Паганини Н. Каприсы № 16, 13

Ровелли П. 12 каприсов. – М., 1939

Этюды русских и советских композиторов /Ред. – сост. С. Сапожников, Т. Ямпольский. – М., 1972, 1981

Бах И. С. Сонаты и партиты (отдельные части, ред. К. Мостраса)

Кампаньоли Б. 7 дивертисментов. Прелюдии и фуги.

Мострас К. Прелюдия для скрипки соло

Хандошкин И. Три сонаты

Бах И. С. Концерт Ми мажор, II-я, III-я части

Брух М. Концерт соль минор, “Шотландская фантазия”

Венявский Г. Концерты № 2 ре минор

Вьетан А. Концерты № 2 и 4

Гайдн Й. Концерт До мажор

Джеминиани Ф. Соната до минор

Леклер Ж. Соната Ре мажор

Лало Э. “Испанская симфония”, I-я, II-я, III-я части

Мендельсон Ф. Концерт, I-я часть (ред. А. Ямпольского)

Моцарт В. А. Концерты: № 3 Соль мажор, № 4 Ре мажор

Паганини Н. Четыре сонаты для скрипки с гитарой

Перголези Д. Концерт Си-бемоль мажор

Римский-Корсаков Н. «Концертная фантазия на русские темы»

Руст Ф. Соната, I-я, II-я части

Сен-Санс К. Концерт № 3, I-я часть

Шебалин В. Сюита

Аренский А. Четыре пьесы: Прелюдия, Серенада,

Барток Б. Мазурка ля минор, Юмореска. «Шесть Румынских

Вагнер Р. Листок из альбома (обр. А. Вильгельми)

Вебер К. М. Непрерывное движение, Рондо

Венявский Г. Скерцо-тарантелла, Мазурки, Вариации на тему из

оперы Гуно «Фауст»

Гендель Г. Ария (обр. К. Флеша)

Глазунов А. Мазурка-оберек; «Размышление», «Антракт» и

«Большое Адажио» из балета «Раймонда» (обр.

Дворжак А. Юмореска (обр. А. Вильгельми), Мазурка, «Цыганская

песня», Романтические пьесы

19
Дебюсси К. Менуэт, «В лодке» (обр. Г. Шуанеля), «Лунный

свет» (обр. А. Реляна)

Караев К. Колыбельная, «Дуэт» из балета «Тропою грома»

Лядов А. Балетная пьеса, «Скорбная песнь», Сарабанда (обр. О. Ангаркова), Прелюдия, Мазурка. Вальс, Экспромт, Фуга

Мачавариани А. Четыре пьесы: Романс, Вальс, «Восточная песня»,

Моцарт В. А. Рондо Си-бемоло мажор, До мажор, Менуэт Ре

Моцарт В. А. – Крейслер Ф. Рондо Соль мажор

Паганини н. Кантабиле, Вариации на тему из оперы «Моисей»,

Прокофьев С. Четыре пьесы из балета «Ромео и Джульетта»:

«Монтеки и Капулетти», «Танец антильских девушек»,

«Маски», «Джульетта-девочка» (обр. К. Мостраса); Пять

пьес из балета «Золушка»

Рахманинов С. Романс «Апрель»

Римский-Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка оцаре

Салтане» (обр. М. Фихтеннгольца), «Пляска скоморохов»

из оперы «Снегурочка» (обр. К. Мостраса)

Рубинштейн А. Романс (обр. Г. Венявского)

Сарасате П. «Испанские танцы»: Малагуэнья, Цапатеадо,

Интродукция и Тарантелла

Свендсен И. Романс

Скорик М. Аллегретто и Танец

Скрябин А. Этюд, соч. 8, № 11 (обр. М.Фихтенгольца)

Сметана Б. «Родной край», Два дуэта

Сук И. Четыре пьесы: Баллада, Аппассионата, «Печальная

мелодия», Бурлеска (ред. Д. Ойстраха)

Тактакишвили О. Мелодия

Танеев С. Романс

Форе Г. Колыбельная

Фролов И. Пьесы

Чайковский П. Мелодия, Скерцо

Шуберт Ф. «Музыкальное мгновение», Романс

Шуман Р. Романс (обр. Ф. Крейслера)

20
Щедрин Р. «Подражание Альбенису», Юмореска (обр.

Бах И. С, Концерт ре минор для двух скрипок (обр. П. Кленгеля)

Вивальди А. Концерты: Фа мажор для трех скрипок, си минор для

Гендель Г. Пассакалия (обр. для скритпки и альта И. Хальворсена), Соната Си-бемоль мажор для двух скрипок и фортепиано

Телеман Г. Два концерта для четырех скрипок

Фролов И. «Дуэт в старинном стиле» для двух скрипок соло

Хандошкин И. «Шесть российских песен с вариациями» для двух

скрипок (ред. И. Ямпольского)

Шпор Л. Дуэты для двух скрипок

Шрадик Г. Упражнения. – М., 1947. Ч. 2

Венявский Г. 8 этюдов для двух скрипок, ор. 10 и ор. 18. – М., 1960

Гавинье П. 24 этюда. – М., 1954

21
Кампаньоли Б. Этюды. – М., 1932

Паганини Н. Каприсы № 9, 13, 14, 16, 20, 21

Роде П. 24 каприса. – М., 1957

Бах И. С. Сонаты и партиты (ред. К. Мостраса)

Кампаньоли Б. Семь дивертисментов. Прелюдии и фуги

Мострас К. Прелюдии для скрипки соло

Прокофьев С. Соната для скрипки соло

Регер М. Прелюдии и фуги

Скрипичные соло из симфонических произведений русских и

Избранные скрипичные каденции для скрипки /Сост. – ред.

Барбер С. Концерт

Брух М. Концерт соль минор, «Шотландская фантазия»

Дворжак А. Концерт

Лало Э. «Испанская симфония»

Менде6льсон Ф. Концерт (ред. А. Ямпольского)

Прокофьев С. Концерт № 2, I-я часть

Сибелиус Я. Концерт

Эльгар Э. Концерт

Аренский А. Вальс (обр. Я. Хейфеца)

Барток Б. «Румынские танцы», «Венгерские напевы»

Бетховен Л. ван. Романс Фа мажор

Брамс И. Вальс, «Венгерские танцы», Скерцо (ред. Г. Бариновой)

Венявский Г. Скерцо-тарантелла, Полонезы Ре мажор и Ля мажор

Вьетан А. Рондино

Гуммель И. Рондо (обр. М. Эльмана и Я. Хейфеца)

Дебюсси К. Четыре пьесы: «Чудный вечер» (обр. К. Рисслянда),

«Лунный свет» (обр. А. Реляна), «В лодке» (обр.

Г. Шуанеля), «Медленный вальс» (обр. Л. Рока)

Де Фалья М. «Испанский танец» (обр. Ф. Крейслера)

Дворжак А. «Четыре словацких танца» (обр. Ф. Крейслера и

Лютославский В. Речетатив и Ариозо

Метнер Н. Ноктюрн

Моцарт В. А. Рондо До мажор

Паганини Н. Вариации на тему из оперы «Моисей»

Прокофьев С. Пять пьес из балета «Золушка»: Гавот, Вальс, «Фея

зимы», Паспье, Мазурка (обр. М. Фихтенгольца); Мимолетности (ред. Я. Клесса)

Рахманинов С. Романс до минор, «Восточный эскиз» (обр.

Я. Хейфеца), Вокализ (обр. М. Пресса), Прелюдия, соч. 23,

№ 4 (обр. М. Эрденко); Романс ре минор

Сарасате П. «Испанские танцы»: Интродукция и Тарантелла, Малагуэнья, Цапатеадо, «Цыганские напевы»

Скрябин А. Этюды: соч. 8, № 11 (обр. М. Фихтенгольца) и № 10

(обр. Э. Сигети); Ноктюрн, соч. 5, № 1 (обр.

Слонимский С. Мелодия

Стравинский И. «Песня Мавры», «Русский танец»

Сук И. Четыре пьесы: Баллада. Аппассионата, «Печальная

Хачатурян А. Песня-поэма, Танец Си-бемоль мажор

Хренников Т. Три пьесы для скрипки и фортепиано

Чайковский П. Мелодия, «Размышление», «Русский танец»,Скерцо,

«Соло» из балета «Лебединое озеро», Юмореска (обр. Ф. Крейслера)

Шопен Ф. Мазурка ля минор (обр. Ф. Крейслера), Ноктюрн (обр.

Шостакович Д. Три цикла прелюдий (обр. Д. Цыганова)

Шуберт Ф. – Вильгельми А. «Аве Мария»

Щедрин Р. «Подражание Альбенису», Юмореска (обр.Д. Цыганова)

Эшпай А. «Венгерские напевы»

Бах И. С. Концерт ре минор для двух скрипок (обр. П. Кленгеля)

Моцарт В.А. Концерт для двух скрипок и фортепиано (обр.Давида)

Хандошкин И. «Шесть российский песен с вариациями» для двух

Моцарт В. А. Дуэты для двух скрипок

Шнитке А. Прелюдия для двух скрипок «Памяти Д. Шостаковича»

КЛАСС АЛЬТА

1-2 произведения крупной формы (концерт, соната, вариации);

Отдельные части из “Фантазий” Г. Телемана;

2-3 части из сюит для виолончели соло И. С. Баха;

Две части из Сюит или Сонат соло И. С. Баха или другие произведения полифонического склада;

Примечание: в 7-м семестре учащийся должен выступить на экзамене по чтению с листа квартетных или оркестровых партий.

6-8 трехоктавных мажорных и минорных гамм, арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд, доминантсептаккорд);

8-10 мажорных и минорных гамм, арпеджио (трезвучия,

Хроматические гаммы с применением двух видов

аппликатуры:скользящей и чередующейся

Все трехоктавные мажорные и минорные гаммы;

Арпеджио (трезвучия, скестаккорды, квартсекстаккорды,

Хроматические гаммы в подвижном темпе;

Хроматические гаммы в быстром движении;

Гаммы двойными нотами в подвижном темпе;

Флажолеты натуральные и квартовые.

Экзаменационные требования3

На эказамене в конце 2-го семестра студент должен исполнить:

– 2 этюда на различные виды техники;

– 1 произведение крупной формы.

Гайдн Й. Концерт Соль мажор, I-я часть

Палашко Н. Этюд, соч. 77, № 5

Хандошкин И. Концерт, I-я и II-я и III-я части

Телеман Г. Концерт, I-я и II-я или III-я и IV-я части

Кампаньоли Б. Этюд № 15

Крейцер Р. Этюд № 30

Зитт Г. Концерт ля минор, I-я часть
На экзамене в конце 4-го семестра студент должен исполнить:

Палашко Н. Этюд, соч. 77, № 11

Вивальди А. Концерт Соль мажор (обр. В. Борисовского)

Кампаньоли Б. Этюд № 14

Гендель Г. Концерт си минор, I-я и II-я части

Тэриан М. Этюд №1

Бах И. Х. Концерт, I-я и II-я части (ред. В. Борисовского)

27
На экзамен в конце 6-го семестра студент должен исполнить:

2 этюда на различные виды техники;4

1-2 части из Сюит или Партит соло И. С. Баха;

концерт (I-я или II-я и III-я части)
Примерные экзаменационные программы для перехода на IV курс

Кампаньоли Б. Этюд № 18

Гайдн Й. Концерт До мажор, I-я или II-я и III-я части

Кампаньоли Б. Этюд № 17

Хофмайстер Ф. Концерт Ре мажор, I-я часть

Хубаи Е. Концертная пьеса

Вьетан А. Этюд

Форсайт С. Концерт, I-я часть

1-2 части из Сюит или Партит соло И. С. Баха, М. Регера;

Концерт (I-я или II-я и III-я части);

1-2 пьесы, предпочтительно виртуозного характера.

Стамиц К. Концерт Ре мажор

Римский-Корсаков Н. “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”

Энеску Дж. Концертная пьеса

Шостакович Д. Адажио, “Весенний вальс”, Прелюдии

Бах И. С. Сарабанда и Жига из Партиты №2

Хиндемит П. Концерт “Шванендреер”, I-я часть

Шуман Р. «Сказочные картины»

Регер М. Сюита № 1, I-я и IV-я части

Уолтон У. Концерт, I-я часть

Ролла А. Концертный этюд

Безруков Г., Ознобищев К. Гаммы и арпеджио для альта. – М.,

29
Упражнения и гаммы в двойных нотах для альта /Ред.- сост.

Шрадик Г. Школа скрипичной техники. – М., 1978. Ч. I.

Безруков Г., Ознобищев К. Основа техники игры на альте. – М.,

Избранные этюды для альта /Ред.-сост. Л. Гуюена, Е. Стоклицкая –

Читать также:  Группа социальных и экономических обстоятельств, позволяющих осуществлять государственные программы в данной местности

М., 1990. Вып. I

Кампаньоли Б. Каприсы для альта, соч. 22. – М., 1957

Львов Аю 24 каприса /Перелож. В. Кудрявцева. – Л., 1990

Палашко Н. 24 мелодических этюда средней трудности, соч. 77

Бах К.Ф. Э. Концерт Ре мажор (ред. Ф. Дружинина)

Бенда Я. Концерт

Верстовский А. «Вариации на две темы» (обр. В. Борисовского)

Гайдн Й. Концерт Соль мажор (обр. Е. Страхова)

№ 6 (перелож. Е. Страхова); Соната соль минор для виолы

да гамба; Концерт си минор, I-я часть

Маре М. Фолия (перелож. Г. Талаляна)

Марчелло Б. Соната Фа мажор (перелож. А. Сосина)

Моцарт В. А. Концерт Ре мажор (обр. Е. Трахова)

Цельтер К. Концерт Ми-бемоль мажор

Шуберт Ф. Концерт

Эккель Г. Соната (перелож. Д Лепилова)

Арендс Г. Баллада

Бах В. Ф. «Весна» (обр. В. Борисовского)

Бах И. С. «Жига» (перелож. Е. Страхова)

Бенда Я. Граве

Верачини Ф. Ларго (перелож. Д. Лепилова)

Власов В. Мелодия

Гендель г. Ария, Сицилиана. Ларгитто (перелож. Е. Страхова)

Грибоедов А. Вальс (обр. В. Борисовского)

Григ Э. Листок из альбома, соч. 47 № 2 (перелож. Г. Безрукова)

Зитт Г. Тарантелла

Киркор Г. Рондо (ред. Г. Талаляна)

Львов А. Народная мелодия, Каприс (перелож. Г. Безрукова)

Мендельсон Ф. Непрерывное движение (перелож. М. Рейтиха и

Парадис М. Сицилиана (перелож. Г. Безрукова)

Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»; «Танец

девушек с лилиями» из балета «Ромео и Джульетта»

Рахманинов С. Мелодия, соч. 3. № 3 (перелож. А. Багринцева)

Степанов Л. Вокализ

Титов Н. Романс (перелож. В. борисовского)

Фиокко П. Аллегро (обр. Д. Лепилова)

Форе Г. «Пробуждение» (перелож. а. Багинцева)

Цинцадзе С. Романс. Хоруми

Чайковский П. Песня без слов, соч. 2 № 3 (обр. Е. Страхова)

Шуберт Ф. «Пчелка» (перелож. В. Борисовского)

Шостакович Д. «Фантастический танец» (перелож. Г. Безрукова0

Янышинов А. «Прялка» (обр. Е. Страхова и Н. Соколова)

Упражнения и гаммы в двойных нотах для альта /Ред. –сост.

Шрадик Г. Школа скрипичной техники. – М., 1978. Ч. 1

Безруков Г., Ознобищев К. Основы техники игры на альте. – М.,

Избранные этюды для альта /Ред. – Сост. Л. Гущина,

Е. Стоклицкая. – М., 1990. Вып.I

Кампаньоли Б. Этюды для альта, соч. 22. – М., 1957

Львов А. 24 каприса / Перелож. В. Кудрявцева. – Л., 1990

Палашко Н. 24 каприса / Ред. Е. Страхов. – М., 1951

Роде П. 24 каприса /Ред. В. Борисовский, Е. Страхров. – М., 1937

Хофмайстер Ф. Этюды для альта.

Бах И. Х. Концерт до минор (ред. В. Борисовского)

Бах К. Ф. Э. Концерт Ре мажор (ред. Ф. Дружинина), Соната Ре

мажор (перелож. Ю. Крамарова)

Бортнянский Д. Сонатные аллегро (обр. В. Борисовского)

Вангал Я. Концерт До мажор

Верстовский Д. Сонатные аллегро (обр. В. Борисовского)

Вивальди А. Концерт Соль мажор (свободн. Обр. В. Борисавского)

Диттерсдорф К. Концерт Фа мажор

32
Нардини П. Соната фа минор (ред. партии альта

Перселл Г. Сюита для альта и фортепиано (перелож.

Телеман Г. Концерт (обр. М. Залесского), 12 фантазий (перелож. для альта соло Г. Талаляна)

Александров А. Ария из «Классической сюиты» (перелож.

Бетховен Л. Адажио катабиле (перелож. В. Броисовского), Рондо (перелож Е. Страхова)

Бородин А. «Пляска половецких девушек» из оперы «Князь

Игорь» (перелож. А. Багринцева)

Брамс Й. «Ода Сафо» (перелож. Ф. Дружинина)

Венявский Г. «Грезы» (ред. Г. Безрукова)

Вьетан А. Элегия

Гендель Г. Ария (перелож. Е. Страхова)

Давид Д. Пеццо

Моцарт В.А. Тема с вариациями (перелож. М. Шалесского)

Паганини Н. Тема с вариациями

Прокофьев С. Пьесы из балета «Ромео и Джульетта»: Вступлените,

«Улица просыпается» (обр. В. Борисовского); «Монтекки

Капулетти» (обр. Е. Страхова)

Рахманинов С. Элегия, соч. 3, № 1 (перелож. Е. Страхова)

Регер М. Романс

Римский-Корсаков Н. «Песня и пляска скоморохов» из оперы

«Садко» (обр. Е. Страхова)

Свендсен И. Романс, соч. 26 (обр. И. Срабиана)

Фресковальди Дж. Токката

Цинцадзе С. Романс, Хоруми

33
Шопен Ф. Прелюдия, соч. 28, № 4; Этюд, соч. 25, № 2 (обр.

Шостакович Д. «Ноктюрн», «Вальс-шарманка» из музыка к к/ф

«Овод» (обр. В. Борисовского)

Шуберт Ф. Серенада (перелож. Е. Страхова)

Чайковский П. Ноктюрн, соч. 19, № 4, «Подснежник», соч. 37, № 4

Юзо Тояма. «Песня птицы» (перелож. Г. Безрукова)

Упражнения и гаммы в двойных нотах для альта /Сост. А. Ваксман.

Бакланова Н. Этюды на сложное интонирование для альта с

сопровождением фортепиано /Ред. В. Борисовского. – М.,

Избранные этюды для альта для III-IV курсов муз. Училищ /Сост. –

Роде П. 24 каприса /Ред. В. Борисовского, Е. Страхова. – М., 1937

Хофмейстер Ф. Этюды для альта.

Бах И.С. Сюиты для виолончели соло (перелож. Ю. Крамарова, Ф. Шпиндлера), Партиты для скрипки соло (перелож. Е. Страхова)

34
Боккерини Л. Соната до минор

Вивальди А. Концерт Соль мажор (свободн. обр. В. Борисовского)

Гайдн Й. Концерт До мажор (ред. Партии альта Г. Талаляна)

(перелож. К. Ознобищева и Г. Талаляна)

Гуммель И. Фантазия

Маре М. Сюита ре минор

Моцарт В.А. Концерт Соль мажор для кларнета (обр. Е. Страхова)

Нардини П. Соната фа минор (ред. партии альта Е. Страхова)

Рид В. Рапсодия

Руст Ф. Соната (обр. В. Борисовского)

Стамиц К. Концерт Ре мажор (ред. Майер)

Фрид Г. Концерт

Хандошкин И. Вариации (свободн. обр. В. Борисовского)

Шуман Р. Адажио и Аллегро

Барток Б. Багатель, соч. 6, № 2 (обр. В. Борисовского)

Бетховен Л. ван. Адажио кантабиле (обр. В. Борисовского)

Бизе Ж. Интермеццо, Адажиэтто из сюиты «Арлезианка»

Булахов П. Канцонетта (обр. В. Борисовского)

Вебер К. «Анданте и Венгерское рондо»

Вьетан А. Элегия
35
Гайдн Й. Менуэт (обр. В. Борисовского)

Глинка М. Ноктюрн, Мазурка (обр. В. Борисовского)

Глиэр Р. Вальс, соч. 45, № 2; Ноктюрн, соч. 35, № 10 (обр.

Григ Э. Элегия, соч. 38, № 6 (обр. В. Борисовского)

Дебюсси К. «Чудный вечер» (перелож. Е. Страхова)ъ

Ибер Ж. «Маленький беленький ослик» (перелож. М. Рейтиха)

Каваллини Е. «Сувенир» (ред. В. Борисовского)

Караев К. Адажио, Вальс из балета «Семь красавиц» (перелож.

Ковалев В. Поэма

Лист Ф. Ноктюрн (обр. В. Борисовского)

Мендельсон Ф. Две песни без слов (перелож. В. Борисовского)

Моцарт В. А. Тема с вариациями

Мусоргский М. Гопак (обр. В. Борисовского)

«Вступление», «Улица просыпается», «Сцена у балкона»

(концертная обр. В. Борисовского)

Пуленк Ф. Экспромт (обр. Г. Безрукова)

Пахманинов С. Прелюдия, соч. 23, № 10 (перелож. Е. Страхова)

Римский-Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе

Салтане» (обр. Е. Страхова)

Чайковский П. «Ноктюрн», соч. 19, № 4; «Подснежник», соч. 37,

№ 4; «Страстное признание» (обр. В. Борисовского)

Шуберт Ф. Два вальса, соч. 9, № 1 (обр. В. Борисовского); Экспромт, соч. 90, № 3 (перелож. В. Борисовского)

сопровождением фортепиано (ред. В. Борисовского). – М.,

Венявский Г. Этюды-каприсы, ор. 10 и ор. 18 (перелож.

Избранные этюды для альта для III-IV курсов муз. Училищ /Сост.-

Палашко Н. 20 этюдов

Роде П. 24 этюда /Ред. В. Борисовского, Е. Страхова. – М., 1937

Бах И. С. Сюиты для виолончели соло (перелож. Ю. Крамарова, Ф. Шпиндлера), Сонаты и партиты для скрипки соло (перелож.

Бах И. Х Концерт (ред. В. Борисовского)

Вивальди А. Сюита Си-бемоль мажор

Глинка М. Неоконченная соната (ред. В. Борисовского)

Давид Ф. Концерт

Дварионас Б. Тема с вариациями (концертная обр.

Крестон П. Сюита (ред. Е. Страхова)

Мартину Б. Рапсодия-концерт

Мендельсон Ф. Соната (ред. Партии альта М. Гринберга)

Регер М. Сюита № 1 для альта соло

37
Ролла А. Концерт Ми-бемоль мажор

Форсайт С. Концерт (ред. Партии альта Е.Страхова)

Хиндемит П. Концерт № 3 «Шванендреер»

Цельтер К. Концерт Ми-бемоль мажор (свободн. обр. В. Борисовского)

Алябьев А. Рондо (обр. В. Борисовского)

Борисовский В. Сицилийская тарантелла «Вулкан»

Брамс. Аллегро (обр. К. Штирхоф)

Вебер К. «Анданте и Венгерское рондо» (ред. Партии альта

В. Скибина), Вариации (обр. В. Борисовского)

Глинка М. Баркарола, Детская полька (обр.

Гуммель И. Фантазия ( Reconstitution par Fernand Oubradous)

Дебюсси К. «Чудный вечер» (перелож. Е. Страхова), Прелюд (обр. В. Борисовского)

Дюбюк А. Тарантелла (обр. В. Борисовского)

Караев К. Ажаэил «Китайский танец» из балета «Семь красавиц»

(концертная обр. В. Броисовского)

Мийо Д. «Четыре портрета»

38
Прокофьев С. Пьесы из балета «Ромео и Джульетта»:

«Джульетта-девочка», «Меркуцио», «Сцена у балкона»,

«Прощание и смерть Джулиетты» (концертная обр.

Рахманинов С. Серенада, Соч. 3, 3 5 (перелож. А. Багринцева); Вокализ (переложение Е. Страхова)

Римский-Корсаков Н. «Пляска скоморохов» из оперы

«Снегурочка» (обр. Е. Страхова)

Ролла А. Концернтный этюд, Адажио и тема с вариациями

Россини Дж. Скерцо (обр. В. Борисовского)

Хиндемит П. «Размышление»

Цинцадзе С. Хоруми (ред. Г. Талаляна)

Чайковский П. Мелодия, соч. 3, № 3 (перелож. Е. Страхова);

«Страстное признание» (обр. Вю Борисовского)

Шапорин Ю. Скерцо

Шопен Ф. Вальс, соч. 34, № 2; Этюд, соч. 25, № 2 (обр.

Шостакович Д. Адажио, «Весенний вальс» (концертная обр.

Шуберт Ф. Два вальса, соч. 9 № 1 (обр. В. Борисовского);

Щедрин Р. «В подражание Альбенису» (перелож. В. Скибина)

Ансамбли5

Бах В.Ф. Дуэты для двух альтов

Бах И.С. Инвенции (перелож. для двух альтов Г. Безрукова)

Булахов П. Баркарола (обр. В. Борисовского для двух альтов и

Вивальди А. Концерт для двух альтов и фортепиано (перелож. М. Рейтиха, Г. Зингера)
Гайдн Й. Две сонаты для скрипки и альта; Дуэты для скрипки и

альта /Пед. –Сост. А. Готсдинер. – М.-Л., 1971. Вып. 4

Корелли А. Фолия для скрипки и альта /Свободная обр. В. Шер. –

Моцарт В. А. Дуэты для скрипки и альта

Пейко Н. Соната для скрипки и альта

Произведения советских композиторов в обр. для ансамбля

Прокофьев С. «Утренняя серенада», «Танец с мандолинами» для

двух альтов и фортепиано из балета «Ромео и Джульетта»

/Концертная обр. В. Борисовского.

Сборник пьес для ансамбля альтистов /Сост Е. Стоклицкая. – М.,

Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова

«Маскарад» /Концертная обр. для двух альтов и фортепиано

Шебалин Д. Соната для скрипки и альта

Шпор Л. Дуэт для скрипки и альта, ор. 13

Оркестровые трудности

Бруни А. Школа для альта: Оркестровые трудности из оперной и симфонической литературы /Ред. В. Борисовского.

Избранные оркестровые трудности из произведений русских

Оркестровые трудности для альта: Отрывки из симфонических

произведений П. Чайковского /Сост. Ею Страхов. – М.,

Оркестровые трудности для альта и 14 подготовительных каприсов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *