Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разбираемся, что изменилось для учеников, учителей и родителей
Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Что такое ФГОС и почему о них пишем
Министерство просвещения Российской Федерации новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам.
Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.
С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Новые ФГОС общего образования 2021 года
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили . Подход затрагивает все уровни школы.
Минпросвещения подготовило проекты федеральных программ начального, основного и среднего общего образования (ФООП). Документы размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Сами программы составил Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Как отмечается в пояснительных записках к проектам, ФООП нужны, чтобы улучшить условия для формирования единого образовательного пространства.
Каждая из программ включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
Организационный раздел определяет общие рамки организации учебного процесса, а также механизмы и условия реализации программ. Он включает:
Отметим, что рабочие программы представлены не по всем школьным предметам, а только по некоторым из них. Для младших классов это русский язык, литературное чтение и окружающий мир. А для средних и старших — русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ.
Предполагается, что школы смогут либо работать полностью по федеральным программам перечисленных предметов, либо разрабатывать собственные программы. Однако содержание и планируемые результаты должны быть не слабее тех, что представлены в ФООП (так установлено законом «Об образовании в РФ»). А ещё в рамках ведения этих предметов учителям в любом случае нужно будет использовать предложенные обязательные части программ.
В программе по ОБЖ для старшеклассников должен появиться модуль по начальной военной подготовке. Планируется, что учеников 10–11-х классов будут обучать принципам обращения с автоматом Калашникова и гранатами Ф-1 и РГД-5, а также оказанию первой помощи в бою.
Напомним, ранее сразу несколько политиков выступили с обращениями к главе Минпросвещения Сергею Кравцову с просьбой вернуть в школы начальную военную подготовку. Это были вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, а также первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и депутат Владимир Павлов.
Кроме того, член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова предлагала ввести в школах начальную медподготовку. Эту инициативу, кстати, поддержала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
О том, что школы перейдут на «золотой стандарт» знаний, стало известно в конце июня. С этим предложением выступила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Её идею поддержали и Минпросвещения, и ректоры педвузов.
Она отметила тогда, что закон об образовании описывает учебную программу как примерную и рекомендательную, а не обязательную.
В начале сентября появился законопроект об унификации школьных программ, а в конце того же месяца уже приняли соответствующий закон.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что для внедрения ФООП ведомство организует повышение квалификации для учителей.
В Минпросвещения сообщили, что под новые федеральные программы разработают учебники.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.
преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
Рассмотрим основные изменения подробно.