На 2021-2025 годы в Беларуси разработана новая национальная программа инновационного развития

Государственная программа будет способствовать:

  • реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в области эффективных инвестиций, основных направлений государственной инновационной политики;
  • ускоренному развитию инновационных секторов экономики, приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • дальнейшему развитию национальной инновационной системы.

Программой определены цели, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития страны, ключевые меры по их реализации, отражены ожидаемые результаты и целевые индикаторы развития отраслей, сфер экономики и регионов.

Основные приоритеты ее реализации:

  • рост благосостояния граждан;
  • обеспечение комфортного проживания в каждом регионе страны;
  • развитие человеческого потенциала.

Базовым условием достижения целей является устойчивый качественный рост экономики.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ15 сентября 2021 г. № 348О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годыВ целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее инновационного развития постановляю:1. Утвердить Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается). ответственным заказчиком Государственной программы Государственный комитет по науке и технологиям;

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 года № 348 О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы

В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее инновационного развития ПОСТАНОВЛЯЮ:

Утвердить Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (далее — Государственная программа) (прилагается).

ответственным заказчиком Государственной программы Государственный комитет по науке и технологиям;

заказчиками Государственной программы Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчикам Государственной программы в пределах своей компетенции:

в ходе реализации Государственной программы осуществлять координацию деятельности исполнителей проектов Государственной программы по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (далее — проекты Государственной программы), и мероприятий Государственной программы по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь (далее — мероприятия Государственной программы), анализ целевого использования соответствующих бюджетных средств;

ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Государственный комитет по науке и технологиям информацию о ходе реализации Государственной программы по форме, определяемой названным Комитетом.

Читать также:  Гнивц фнс программа подготовки документов для государственной регистрации

проекты Государственной программы являются инвестиционными, соответствующими приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций;

освобождаются в период реализации проекта Государственной программы от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на территорию Республики Беларусь для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации соответствующего проекта.

Каких целей планируется достичь?

В ходе реализация Государственной программы планируется:

  • продолжить формирование благоприятной среды для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на основе внедрения передовых мировых практик;
  • создавать и развивать новые высокотехнологичные отрасли экономики. Это и производство электротранспорта (в том числе беспилотного), нового поколения автомобильной, сельскохозяйственной, горнодобывающей техники;
  • развивать авиакосмическую промышленность, фармацевтику и биотехнологии;
  • повышать наукоемкость традиционных производств;

Реализация указанных целей позволит обеспечить конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

В каких направлениях будут прилагаться усилия по внедрению инноваций?

Предполагается направить усилия на:

  • стимулирование разработок технологий, товаров и услуг, в том числе за счет приоритетного их финансирования, а также экспортоориентированных разработок;
  • формирование полноценного рынка научно-технической и инновационной продукции, развитие и стимулирование инновационного предпринимательства;
  • создание национальной системы технологического прогнозирования;
  • создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур;
  • развитие инновационной инфраструктуры;
  • развитие национальной системы интеллектуальной собственности;
  • стимулирование участия молодежи в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Планируется разработка и развитие новых направлений занятости молодежи в инновационной сфере, поддержка молодежных стартапов.

Какие меры поддержки планируется предоставить участникам госпрограммы?

Согласно Указу №348 предоставляется ряд преференций участвующим в реализации программы:

  • Проекты Государственной программы являются инвестиционными и приоритетными для направления инвестиций в рамках соответствующего направления деятельности;
  • Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на территорию Республики Беларусь для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации соответствующего проекта, освобождаются в период реализации проекта Государственной программы от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемых таможенными органами;

Определены также особенности освобождения от указанных платежей.

Исполнитель проекта Государственной программы:

Освобождается в отношении земельных участков (частей земельных участков), используемых для возведения объектов строительства, предусмотренных проектом Государственной программы от:

Данная преференция не распространяется на земельные участки (их части), предоставленные во временное пользование, аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, а также самовольно занятые.

Вправе включить в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав инвестиционный вычет в размере не более 150 процентов от:

  • первоначальной стоимости основных средств, приобретенных (созданных) в рамках реализации проекта Государственной программы;
  • сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в рамках реализации проекта Государственной программы, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией.
Читать также:  Государственная программа полиция

Сколько средств планируется вложить в реализацию поставленных целей?

Финансирование проектов и мероприятий будет осуществляться с привлечением:

  • средств республиканского и местных бюджетов;
  • инновационных фондов;
  • собственных средств организаций;
  • кредитов банков, иностранных инвестиций;
  • иных источников, не запрещенных законодательством.

В 2021–2025 годах финансирование Государственной программы составит 6 750 876,8 тыс. рублей.

Какие задачи предстоит решить до 2025 года?

Обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека – это цель развития страны на 2021–2025 годы, определенная Программой.

Основными задачами текущего пятилетия являются:

  • обеспечение роста ВВП (не менее чем в 1,2 раза в реальном выражении к уровню 2020 года);
  • укрепление здоровья нации (повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 года в 2025 году);
  • увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения (в 1,2 раза, включая темп роста размеров пенсий выше уровня инфляции);
  • создание условий для привлечения «длинных» денег в экономику, обеспечение роста инвестиций (более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года);
  • увеличение экспорта товаров и услуг более чем на 50 млрд. долларов США в 2025 году, а также диверсификация его структуры;
  • повышение конкурентоспособности производственного сектора экономики, в том числе путем создать новые высокотехнологичные производства;
  • увеличение доли сферы услуг в ВВП до 50–51 процента (в том числе ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных услуг);
  • повышение качества образования и развитие новых профессиональных компетенций в соответствии с потребностями экономики;
  • обеспечение устойчивости бюджетной системы, развитие финансового рынка;
  • создание комфортной среды проживания и новых рабочих мест, гарантирующих достойную оплату за эффективный труд.

Что планируется сделать по отдельным направлениям?

Укрепление демографического потенциала и здоровья нации:

  • стимулирование рождаемости населения, реализация концептуального проекта «Многодетная Беларусь»;
  • усиление государственной поддержки семей с детьми, разработка дополнительные стимулы для рождения в семьях второго и последующих детей;
  • расширение программы семейного капитала и совершенствование системы государственных пособий;
  • намечено предоставить женщинам, родившим четверых детей, право на трудовую пенсию по возрасту без учета страхового стажа;
  • развитие семейных форм устройства по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • наращивание объемов строительства жилья с государственной поддержкой для семей, воспитывающих троих и более детей;
  • усиление эпидемиологической безопасности и снижение уровня заболеваемости населения;
  • расширение инфраструктуры высокотехнологичной медицинской помощи;
  • создание единой телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения со 100-процентным включением в нее организаций здравоохранения, поэтапно освоены новые методы персонифицированной медицины с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • увеличение экспорт медицинских услуг не менее чем в 1,5 раза.
Читать также:  Государственная экологическая программа москвы

Содействие эффективной занятости:

  • достижение уровня безработицы в трудоспособном возрасте (по методологии Международной организации труда) – не более 4,2 процента к концу 2025 года;
  • цифровизация сферы труда, котораяпредполагает переход на электронный учет трудовой деятельности граждан. Создание информационной системы прогнозирования рынка труда позволит оценивать потребность экономики в кадрах для последующего формирования заказа на подготовку специалистов с необходимыми навыками и компетенциями.

Устойчивый рост доходов населения:

  • повышение заработной платы работников бюджетной сферы будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры и численности работников бюджетных организаций, поэтапного увеличения базовой ставки и развития внебюджетной деятельности;
  • увеличение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в 1,5–2 раза (педагогическим работникам – до уровня средней заработной платы по стране, врачам – в 1,5 раза выше среднереспубликанского уровня, работникам сферы социального обслуживания и культуры – до 80 процентов от среднереспубликанского уровня заработной платы);
  • совершенствование существующей пенсионной системы.

Обеспечение высоких гарантий социальной защиты населения:

Повышение качества и доступности образования.

Раскрытие культурного потенциала, развитие физической культуры и спорта, создание возможностей для развития и самореализации молодежи.

Укрепление экономического потенциала страны

В том числе за счет развития высокотехнологичных производств, модернизации существующих производств, расширения производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов, развитие сельского хозяйства и т

Цифровая трансформация

Внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий во все сферы жизнедеятельности. Целевым ориентиром является доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны – не менее 7,5 процента в 2025 году.

Проактивная внешнеэкономическая политика

Качественный рост экспорта и его географическую диверсификацию, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост. Результаты, которые планируется достичь: рост взаимной торговли и инвестиций с государствами – партнерами по Союзному государству, ЕАЭС и СНГ. Планируется увеличить долю продаж товаров на рынок КНР до 5 процентов в общем объеме экспорта товаров в 2025 году (не менее 2 млрд. долларов США), в страны ЕС – до 30 процентов с приоритетным ростом несырьевого экспорта.

А также среди приоритетных направлений:
Реализация направлений регионального развития;
Инвестиционная политика;
Повышение качества государственного управления и эффективности государственных активов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *