Государственная программа будет способствовать:
- реализации приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в области эффективных инвестиций, основных направлений государственной инновационной политики;
- ускоренному развитию инновационных секторов экономики, приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- дальнейшему развитию национальной инновационной системы.
Программой определены цели, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития страны, ключевые меры по их реализации, отражены ожидаемые результаты и целевые индикаторы развития отраслей, сфер экономики и регионов.
Основные приоритеты ее реализации:
- рост благосостояния граждан;
- обеспечение комфортного проживания в каждом регионе страны;
- развитие человеческого потенциала.
Базовым условием достижения целей является устойчивый качественный рост экономики.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ15 сентября 2021 г. № 348О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годыВ целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее инновационного развития постановляю:1. Утвердить Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается). ответственным заказчиком Государственной программы Государственный комитет по науке и технологиям;
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 года № 348 О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы
В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее инновационного развития ПОСТАНОВЛЯЮ:
Утвердить Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (далее — Государственная программа) (прилагается).
ответственным заказчиком Государственной программы Государственный комитет по науке и технологиям;
заказчиками Государственной программы Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком.
Заказчикам Государственной программы в пределах своей компетенции:
в ходе реализации Государственной программы осуществлять координацию деятельности исполнителей проектов Государственной программы по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (далее — проекты Государственной программы), и мероприятий Государственной программы по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь (далее — мероприятия Государственной программы), анализ целевого использования соответствующих бюджетных средств;
ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Государственный комитет по науке и технологиям информацию о ходе реализации Государственной программы по форме, определяемой названным Комитетом.
проекты Государственной программы являются инвестиционными, соответствующими приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций;
освобождаются в период реализации проекта Государственной программы от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на территорию Республики Беларусь для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации соответствующего проекта.
Каких целей планируется достичь?
В ходе реализация Государственной программы планируется:
- продолжить формирование благоприятной среды для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на основе внедрения передовых мировых практик;
- создавать и развивать новые высокотехнологичные отрасли экономики. Это и производство электротранспорта (в том числе беспилотного), нового поколения автомобильной, сельскохозяйственной, горнодобывающей техники;
- развивать авиакосмическую промышленность, фармацевтику и биотехнологии;
- повышать наукоемкость традиционных производств;
Реализация указанных целей позволит обеспечить конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В каких направлениях будут прилагаться усилия по внедрению инноваций?
Предполагается направить усилия на:
- стимулирование разработок технологий, товаров и услуг, в том числе за счет приоритетного их финансирования, а также экспортоориентированных разработок;
- формирование полноценного рынка научно-технической и инновационной продукции, развитие и стимулирование инновационного предпринимательства;
- создание национальной системы технологического прогнозирования;
- создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- развитие национальной системы интеллектуальной собственности;
- стимулирование участия молодежи в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
Планируется разработка и развитие новых направлений занятости молодежи в инновационной сфере, поддержка молодежных стартапов.
Какие меры поддержки планируется предоставить участникам госпрограммы?
Согласно Указу №348 предоставляется ряд преференций участвующим в реализации программы:
- Проекты Государственной программы являются инвестиционными и приоритетными для направления инвестиций в рамках соответствующего направления деятельности;
- Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на территорию Республики Беларусь для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации соответствующего проекта, освобождаются в период реализации проекта Государственной программы от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемых таможенными органами;
Определены также особенности освобождения от указанных платежей.
Исполнитель проекта Государственной программы:
Освобождается в отношении земельных участков (частей земельных участков), используемых для возведения объектов строительства, предусмотренных проектом Государственной программы от:
Данная преференция не распространяется на земельные участки (их части), предоставленные во временное пользование, аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, а также самовольно занятые.
Вправе включить в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав инвестиционный вычет в размере не более 150 процентов от:
- первоначальной стоимости основных средств, приобретенных (созданных) в рамках реализации проекта Государственной программы;
- сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в рамках реализации проекта Государственной программы, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией.
Сколько средств планируется вложить в реализацию поставленных целей?
Финансирование проектов и мероприятий будет осуществляться с привлечением:
- средств республиканского и местных бюджетов;
- инновационных фондов;
- собственных средств организаций;
- кредитов банков, иностранных инвестиций;
- иных источников, не запрещенных законодательством.
В 2021–2025 годах финансирование Государственной программы составит 6 750 876,8 тыс. рублей.
Какие задачи предстоит решить до 2025 года?
Обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека – это цель развития страны на 2021–2025 годы, определенная Программой.
Основными задачами текущего пятилетия являются:
- обеспечение роста ВВП (не менее чем в 1,2 раза в реальном выражении к уровню 2020 года);
- укрепление здоровья нации (повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 года в 2025 году);
- увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения (в 1,2 раза, включая темп роста размеров пенсий выше уровня инфляции);
- создание условий для привлечения «длинных» денег в экономику, обеспечение роста инвестиций (более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года);
- увеличение экспорта товаров и услуг более чем на 50 млрд. долларов США в 2025 году, а также диверсификация его структуры;
- повышение конкурентоспособности производственного сектора экономики, в том числе путем создать новые высокотехнологичные производства;
- увеличение доли сферы услуг в ВВП до 50–51 процента (в том числе ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных услуг);
- повышение качества образования и развитие новых профессиональных компетенций в соответствии с потребностями экономики;
- обеспечение устойчивости бюджетной системы, развитие финансового рынка;
- создание комфортной среды проживания и новых рабочих мест, гарантирующих достойную оплату за эффективный труд.
Что планируется сделать по отдельным направлениям?
Укрепление демографического потенциала и здоровья нации:
- стимулирование рождаемости населения, реализация концептуального проекта «Многодетная Беларусь»;
- усиление государственной поддержки семей с детьми, разработка дополнительные стимулы для рождения в семьях второго и последующих детей;
- расширение программы семейного капитала и совершенствование системы государственных пособий;
- намечено предоставить женщинам, родившим четверых детей, право на трудовую пенсию по возрасту без учета страхового стажа;
- развитие семейных форм устройства по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- наращивание объемов строительства жилья с государственной поддержкой для семей, воспитывающих троих и более детей;
- усиление эпидемиологической безопасности и снижение уровня заболеваемости населения;
- расширение инфраструктуры высокотехнологичной медицинской помощи;
- создание единой телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения со 100-процентным включением в нее организаций здравоохранения, поэтапно освоены новые методы персонифицированной медицины с применением информационно-коммуникационных технологий;
- увеличение экспорт медицинских услуг не менее чем в 1,5 раза.
Содействие эффективной занятости:
- достижение уровня безработицы в трудоспособном возрасте (по методологии Международной организации труда) – не более 4,2 процента к концу 2025 года;
- цифровизация сферы труда, котораяпредполагает переход на электронный учет трудовой деятельности граждан. Создание информационной системы прогнозирования рынка труда позволит оценивать потребность экономики в кадрах для последующего формирования заказа на подготовку специалистов с необходимыми навыками и компетенциями.
Устойчивый рост доходов населения:
- повышение заработной платы работников бюджетной сферы будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры и численности работников бюджетных организаций, поэтапного увеличения базовой ставки и развития внебюджетной деятельности;
- увеличение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в 1,5–2 раза (педагогическим работникам – до уровня средней заработной платы по стране, врачам – в 1,5 раза выше среднереспубликанского уровня, работникам сферы социального обслуживания и культуры – до 80 процентов от среднереспубликанского уровня заработной платы);
- совершенствование существующей пенсионной системы.
Обеспечение высоких гарантий социальной защиты населения:
Повышение качества и доступности образования.
Раскрытие культурного потенциала, развитие физической культуры и спорта, создание возможностей для развития и самореализации молодежи.
Укрепление экономического потенциала страны
В том числе за счет развития высокотехнологичных производств, модернизации существующих производств, расширения производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов, развитие сельского хозяйства и т
Цифровая трансформация
Внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий во все сферы жизнедеятельности. Целевым ориентиром является доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны – не менее 7,5 процента в 2025 году.
Проактивная внешнеэкономическая политика
Качественный рост экспорта и его географическую диверсификацию, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост. Результаты, которые планируется достичь: рост взаимной торговли и инвестиций с государствами – партнерами по Союзному государству, ЕАЭС и СНГ. Планируется увеличить долю продаж товаров на рынок КНР до 5 процентов в общем объеме экспорта товаров в 2025 году (не менее 2 млрд. долларов США), в страны ЕС – до 30 процентов с приоритетным ростом несырьевого экспорта.
А также среди приоритетных направлений:
Реализация направлений регионального развития;
Инвестиционная политика;
Повышение качества государственного управления и эффективности государственных активов.