Национальный проект «Экология». Цели, планы, результаты

Цель национального проекта «Экология» — улучшение экологической обстановки и повышение качества здоровья граждан России. О том, каких успехов удалось достичь при реализации проекта на сегодняшний день и какие вопросы предстоит решить в ближайшем будущем, в авторской колонке рассказывает Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества.

Национальный проект «Экология»

Цель национального проекта «Экология» – кардинально улучшить экологическую обстановку и положительно повлиять
на оздоровление россиян. В этой многосторонней работе принимают участие органы власти, исполнители, кураторы
федеральных проектов, общественные организации и граждане.

Национальный проект включает в себя 10 федеральных проектов. Работа ведется по пяти направлениям: отходы,
вода, воздух, биоразнообразие, технологии. Срок реализации нацпроекта – до 31 декабря 2024 года, по отдельным проектам сроки могут быть продлены.

В первом квартале 2022 года существенно обновлено законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования. Нововведения затронули государственный экологический контроль, порядок учета выбросов в атмосферный воздух, область обращения с отходами, получение комплексного экологического разрешения, перспективы экологического развития России и другие сферы взаимодействия производственной деятельности и природы. Наиболее значимые изменения экологического законодательства собраны в нашем материале.

Национальный проект «Экология». Цели, планы, результаты

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

В 2023 году вступает в действие ряд новых законодательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются деятельности по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок. В нашем обзоре рассказываем о самых главных нововведениях 2023 года, на которые необходимо обратить внимание предприятиям-природопользователям.

Национальный проект «Экология». Цели, планы, результаты

Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

Глобальная цель — движение вперед

Цели, которые ставятся в рамках проекта, достаточно глобальны и амбициозны. Могут возникнуть сомнения, насколько они выполнимы и соизмеримы с текущей ситуацией в стране. И здесь стоит отметить, что большинство из них уже выполняется.

Мы пристально следим за рисками недостижения целевых показателей, и на данный момент по всем проектам таких рисков нет. В любом случае, управленческие команды Минприроды России и регионов достаточно эффективно справляются, если эти риски возникают. Но цели всегда должны быть высокие, амбициозные, чтобы была мотивация двигаться вперед.

По всем направлениям нацпроекта качественные изменения очевидны: во многих городах улучшается качество атмосферного воздуха, очищаются берега и водные объекты, восстанавливается экосистема Байкала, ликвидируются свалки в черте городов.

Все, что запланировано в реализации природоохранной политики, будет выполнено — других сценариев у нас нет.

Утверждение индикаторов риска нарушений требований по федеральному экологическому контролю

Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которые вступили в силу 12 февраля 2022 года.

Такими индикаторами являются:

Цели и структура нацпроекта

Национальный проект «Экология» — это один из национальных проектов России на период с 2019 по 2024 годы. Он был сформирован в 2018 году в соответствии с указом Президента России. Тогда основной задачей стало объединение ключевых направлений реализации государственной политики в природоохранной сфере и обеспечение комплексного организационного подхода, который включил бы в себя методологический и управленческий подходы, бюджетирование и контроль. Все это было сведено в единый принцип проектного управления, поэтому в число нескольких национальных проектов — вошел и национальный проект «Экология».

По своей структуре проект достаточно живой и динамичный: его внутренние федеральные проекты естественным образом трансформируются, их количество меняется. На данный момент нацпроект включает несколько магистральных тем: отходы, вода, воздух и биоразнообразие. По этим направлениям реализуется 9 федеральных проектов:

Расширит нацпроект дополнительный новый федеральный проект «Экомониторинг», который предполагает запуск глобальной, всероссийской информационной системы, которая будет собирать и консолидировать данные из государственных информационных ресурсов, многочисленных систем автоматического контроля вредных выбросов и сбросов, наборы открытых данных, что в комплексе позволит сформировать объективную картину состояния окружающей среды в нашей стране.

Утверждение федеральной программы по экологическому развитию России

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.

Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.

Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:

Программа реализуется по следующим основным направлениям:

Ожидаемые результаты Программы:

8 февраля 2021

Путин поручил создать масштабную программу по экологии и климату

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Федеральной научно-технической программы в области экологии и климата. Документ опубликован на сайте Кремля.

«Смысл в том, чтобы вместе с бизнесом и учеными разработать и внедрить отечественные технологии, которые обеспечат экологическую безопасность, улучшат состояние окружающей среды, внесут действенный вклад в решение проблем изменения климата», – сказал Путин, выступая на Совете при президенте РФ по науке и образованию.

Одна из главных целей программы – добиться низкого уровня парниковых газов. Исследователи изучат источники CO2 и разработают технологии его поглощения.

Кабмину на реализацию постановления отводится полгода. Реализовываться программа будет с 2021 до 2030 гг.

Климатолог, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF Алексей Кокорин рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ», что страна уже давно занимается изучением климата, исследования вошли в активную фазу. И появление государственной программы – закономерное явление.

Заведующий лабораторией климатологии института географии РАН Владимир Семенов принимал участие в разработке рекомендаций к программе. Он пояснил, какие идеи лягут в основу научных исследований.

«Мы занимаемся физикой климата. В плане было учтено, какие тематические исследования в области климата должны присутствовать в программе: наблюдение, исследование современного состояния климата, моделирование будущих изменений, механизмы экстремальных явлений. Те тематики, которые сейчас актуальны и в России, и в мире», – рассказал эксперт сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ».

Руководитель климатического проекта российского Greenpeace Василий Яблоков считает создание программы положительным моментом. Тем не менее, Россия сегодня отстает от других стран в области климатических действий.

«Многие страны взяли на себя амбициозные цели о снижении парниковых газов до нуля. Некоторые государства приходят к углеродной нейтральности. Это сделали даже наши соседи: Китай, Казахстан, Узбекистан. В Европе и США такие планы давно существуют. Россия пока такую цель не ставит, это серьезное упущение. Важно исследовать тему, но это уже срочная история, изменения развиваются стремительно», – объяснил он.

Эксперт убежден, что у России нет времени на «раскачку» климатической темы. На нашей территории теплеет в 2,5 раза быстрее, чем во всем мире.

Читать также:  Перечень государственных программ на 2014 год

«Нам нужно, чтобы каждый год происходило сокращение выбросов. Тема климатического кризиса должна быть включена во все сферы развития, в том числе социально-экономическую и сельскохозяйственную структуры», – отметил климатолог.

Обращение с отходами I и II классов опасности

Координационным центром экологической политики государства в области обращения с отходами I и II классов опасности является Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»), входящий в государственную корпорацию Росатом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2022 № 388 «О порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и осуществления контроля за ее реализацией» с 1 января 2023 года ФГУП «ФЭО» начнет реализовывать инвестиционную программу, которая содержит мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения таких отходов, предусмотренных федеральной схемой обращения с отходами.

Данная программа станет звеном выстраиваемой вертикали взаимодействия между отходообразователем, государством и переработчиком отходов I-II классов опасности.

Самостоятельная утилизация отходов I и II классов опасности

Федеральным законом № 268-ФЗ предусматривается возможность самостоятельной утилизации отходов I и II классов опасности отходообразователем при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации.

Горизонт планирования экологических задач

Национальный проект «Экология» реализуется до 2024 года, но уже есть понимание, что многие федеральные проекты будут продолжать работу значительно дольше. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» речь уже идет о новом горизонте планирования экологических задач. В документе обозначены амбициозные целевые показатели, например, снижение полигонного захоронения на 50%, сортировка ТКО — 100%.

Помимо этого, появляются программы в результате накопленного опыта. Таким примером может служить федеральный проект «Генеральная уборка», который пока не входит в нацпроект «Экология».

Для страны это совершенно новый подход: поднятие судов, ликвидация заброшенных нефтяных скважин, ликвидация объектов накопленного вреда. По своей сути это расширение действий проекта «Чистая страна».

Полномочия Минприроды России

С 1 сентября 2023 года полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) будут расширены.

Изменения касаются вступления в активную фазу формирования в России экономики замкнутого цикла — способа ведения хозяйственной деятельности с минимизацией образования отходов и максимальной переработкой и вовлечением в производственных цикл уже имеющихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1618 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России будет правомочным принимать:

Нормирование

Подписанный в августе 2022 года приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» делает возможным с 1 марта 2023 года подачу заявления об утверждении НООЛР посредством портала Госуслуг.

Кроме того, срок рассмотрения НООЛР в территориальном органе Росприроднадзора для их утверждения сокращается с 30 до 18 рабочих дней.

Комплексные экологические разрешения (КЭР)

С 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 признается утратившим силу.

Новые правила получения КЭР предусматривают:

Экологический сбор

Экологический сбор ежегодно платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств.

В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.

Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467» было решено направлять средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, в том числе на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде софинансирования расходных обязательств регионов в рамках концессионных соглашений.

Данная мера встраивается в цепочку текущих законодательных преобразований, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Дополнение перечня объектов высокой энергетической эффективности

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.

Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.

Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» изменена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Новая форма декларации о плате за НВОС дополнена строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.

Определение ставок платы за НВОС

В проекте Постановления Правительства РФ «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» (подготовлен Минприроды России 06.09.2022) предполагается, что в 2023 году будут применяться:

Нововведения в области обращения с отходами

С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.

С 1 марта 2022 года становится обязательным внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.

Перечисленными изменениями совершенствование законодательства в области обращения с отходами не заканчивается.

18 февраля депутатами Государственной Думы РФ внесен на рассмотрение в качестве законодательной инициативы Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами».

Законопроектом предлагается установить обязательное раздельное накопление отходов, что позволит использовать их в качестве вторичных ресурсов, вовлекая в хозяйственный оборот.

Проектом, разработанным совместно с Минприроды России, утверждается определение новых понятий:

Предполагается ввести раздельное накопление или передачу в пункты сбора отходов как обязательное для всех требование. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации будут самостоятельно.

Также предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства. К ним относятся вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции, но не являются целью производства и могут применяться в качестве сырья или продукции. Особые правила обращения с такими веществами предполагают их использование в течение 3 лет.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно принимать решение о том, к чему относить образуемые в ходе производства вещества и предметы — к отходам, или к побочным продуктам.

Кроме того, предлагается установить перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых можно будет осуществлять только с использованием в их составе определенной доли вторичных ресурсов. В отношении таких перечней будут разработаны меры стимулирования. Производство некоторых видов продукции станет запрещенным, если оно будет сопровождаться образованием неперерабатываемых или трудноперерабатываемых отходов.

Читать также:  Государственные программы и Государственная программа семейных автомобилей в 2021 году

Понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», а также требования к обращению с ними утверждены Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подробнее об изменениях — в нашем разборе экологического законодательства за март 2023 года

Обновление формы заявки на получение КЭР

Для получения комплексного экологического разрешения с 1 марта нужно подавать заявку по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780.

Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.

Экономика замкнутого цикла

В связи со стартом федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, касающиеся обращения с побочными (попутными) продуктами производства и их учета.

Требования при обращении с побочными продуктами производства установлены в новой статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 268-ФЗ).

Согласно статье 51.1 к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, которые:

Предприятия самостоятельно будут относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по общему правилу можно не ориентироваться.

При работе с побочными продуктами производства требуется:

Побочные продукты обяжут считать отходами в 2 случаях:

Описанный порядок учета побочной продукции вступает в силу 1 марта 2023 года.

Учет вторичных ресурсов и вторичного сырья

Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:

Также законом устанавливается, что физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают:

С 2030 года захоронение вторичных ресурсов запретят, они будут подлежать утилизации.

Открытость экологической информации

Получать достоверную информацию об окружающей среде — право каждого. Важным моментом в реализации нацпроекта является использование принципа открытости. Данные об окружающей среде должны быть доступны и достоверны для граждан. Тратятся значительные федеральные средства, реализуются проектные решения, управленческие решения — это все должно проходить экспертный фильтр и общественную верификацию.

Роль научно-экспертного и общественного сопровождения взяло на себя Российское экологическое сообщество. Давать независимую оценку всему, что происходит, — крайне важно. Потому что принимаются не только управленческие решения, но и технологические, а они должны быть оптимальными, эффективными с точки зрения затрат бюджетных средств и конкурентоспособности, а регулировать такие моменты — это задача экспертов.

При этом хочется обратить внимание региональных властей: не стоит бояться общественников, экспертов, а нужно, наоборот, привлекать их, ведь чем больше будет конструктивной критики и профессиональной экспертизы, тем эффективнее будет реализовываться нацпроект.

Существующая практика показывает, что это действительно идет на пользу: мы оцениваем решения, выезжаем на объекты, задаем вопросы, отвечая на которые, региональные команды повышают свой уровень компетенций. Наша основная общая задача — повышение эффективности реализации нацпроекта «Экология».

Государственная политика в природоохранной сфере направлена на повышение качества нашей жизни. Согласно 42 статье Конституции РФ мы имеем право не только на благоприятную окружающую среду, но и на достоверную информацию о ее состоянии. Повышение информированности всего нацпроекта «Экология» сегодня выходит на качественно новый уровень. Есть множество организаций, которые профессионально этим занимаются, например, Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», их основная задача продвигать, популяризировать все нацпроекты, в том числе и нацпроект «Экология».

Новый федпроект «Экомониторинг» — это, в первую очередь, система информирования граждан. Мы с вами как потребители этой информации, как граждане, ради которых реализуются госполитика, должны понимать и знать, что происходит в нашей стране: чем мы дышим, какую воду пьем, сколько у нас образуется отходов, как государство с этим справляется, какие деньги тратятся, эффективно или неэффективно расходуется госбюджет — мы должны владеть всей этой информацией.

Парниковые газы

Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» предусматривает предоставление с 1 января 2023 года регулируемыми организациями отчета об объеме выбросов парниковых газов за предыдущий отчетный период (календарный год) (статья 14 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ).

К регулируемым организациям (т. е. тем, кто обязан предоставить отчетность о выбросах парниковых газов) относят компании, деятельность которых одновременно:

Утверждение новой методической базы расчета выбросов парниковых газов

Методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов утверждена приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», однако действует она до 1 марта 2023 года.

С 1 марта 2023 года приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 утверждает новые методики количественного определения:

Методики имеют ограниченный срок действия — 6 лет.

Исчисление платы за превышение выбросов парниковых газов

Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 № 1390 (далее — Постановление № 1390) устанавливает Правила исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.

Согласно Постановлению № 1390, регулируемая организация (ответственная за сдачу отчета о выбросах парниковых газов) исчисляет размер платы самостоятельно по установленной формуле. Информация о внесении платы вместе с платежным документом включается в углеродную отчетность.

На текущий момент Постановление № 1390 актуально лишь для регулируемых организаций, ведущих свою деятельность на территории Сахалинской области, так как там ведется эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов.

Предполагается, что опыт Сахалинского эксперимента будет масштабирован на другие регионы в рамках Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года.

Постановление № 1390 вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 31 декабря 2028 года.

Предоставление водного объекта в пользование

С 27 февраля 2022 года решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, будет выдаваться по обновленной форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51.

Ранее Правительством РФ были утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Проведение государственных проверок

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Плановые проверки отменяются в отношении предприятий и организаций:

Хозяйствующий субъект имеет право обратиться с заявлением в контролирующий орган, если он имеет добровольное желание проведения на территории профилактического визита (такой вид проверки не предполагает штрафных санкций по результатам контрольного мероприятия).

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

С 1 марта 2023 года обновится порядок проведения ГЭЭ в связи с принятым постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2024 года, и действует до 1 января 2027 года.

Читать также:  Государственная программа повышения эффективности управления государственными

Изменение Порядка проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно. Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников. Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

Регулирование обращения озоноразрушающих веществ

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Документ вступил в силу 22 февраля 2022 года.

Постановлением определен перечень озоноразрушающих веществ, которые попадают под государственный контроль. Также изменена форма отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой. Из нее исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании.

Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов

С 1 марта 2022 года обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 № 160).

Поправки коснулись проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия. Установлена возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности для иностранных юридических лиц.

Уточнены сроки принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий):

Работа по федеральным проектам

В рамках реализации экологической госполитики идет последовательная трансформация целей и задач, поэтому вокруг национального проекта создаются дополнительные направления. Например, федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Он направлен на вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. По своей сути федпроект является продолжением проекта «Создание комплексной системы обращения с ТКО»: создаются мощности по переработке ТКО, где отходы перерабатываются, сортируются, из них получают новые материалы, которые повторно используют в экономике страны. Также формируется и новая нормативная база.

В рамках национального проекта «Экология» произошла настоящая реформа природоохранного законодательства: многие акты требовали доработки, что-то создавалось с нуля. При работе над федеральным проектом «Чистый воздух», который имеет большое социальное значение, законодательство очень серьезно трансформировалось: был разработан и принят Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Говоря о постоянных изменениях в рамках нацпроекта «Экология», мы подразумеваем развитие и развитие каждого федерального проекта в частности. Если в начале реализации проекта «Чистый воздух» его география была представлена в 12 крупных промышленных центрах, то сейчас список расширен до 41 города, где будут проведены все мероприятия, необходимые для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Сейчас федпроект «Чистый воздух» работает в 12 городах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В рамках программы в городах-участниках развивается экологичный общественный транспорт, модернизируется теплоэнергетическая сеть, проводится озеленение территории для создания естественного фильтра для вредных выбросов

В марте 2022 года действие проекта распространилось еще на 29 городов России.

«Формирование комплексной системы обращения с ТКО»

В рамках реализации федерального проекта по комплексному обращению с ТКО мы наблюдаем дефицит бюджета на строительство инфраструктуры. Одним из основных источников финансирования реформы чистоты является сбор средств за вывоз отходов с каждого из нас. То есть каждый из нас вносит свой вклад в очищение страны от мусора — в 2021 году таким образом было собрано более 180 млрд. рублей.

Вместе с тем, значительные сложности связаны с противостоянием с корпоративным сектором, которые всячески блокируют развитие нового института в России. Речь идет об институте расширенной ответственности производителя (РОП) — дополнительном источнике финансирования для создания системы обращения с отходами, для строительства новых мощностей.

Сегодня это первостепенная задача — обязать бизнес платить за утилизацию упаковки — в этом и состоит суть РОП.

Федеральный проект «Чистая страна» — это ликвидация объектов накопленного вреда. У нас, к сожалению, их огромное количество еще со времен Советского союза, когда активно развивалась промышленность. К таким объектам также можно отнести свалки коммунальных отходов в черте городов.
В рамках проекта все эти объекты выявляются, оцениваются, исследуются на предмет состава отходов, их опасности, и принимаются управленческие решения для ликвидации каждой такой горячей точки. Такая работа ведется достаточно успешно.

Стоит вновь вернуться к разговору о бизнесе. Сегодня на ликвидацию объектов накопленного вреда расходуется федеральный бюджет, который формируется из налоговых поступлений. Это ответственная позиция государства: мы тратим деньги сегодня на чистое и безопасное завтра. Но одного устранения опасных объектов недостаточно, важно избежать ситуаций, когда хозяйствующий субъект, бизнес, предприятие оставляет за собой накопленный вред. И здесь государство пошло на очень радикальный шаг, вписывающийся в идеологию экодиктатуры: сегодня законодательство не позволяет юридическим лицам осуществлять любые имущественные сделки со своими объектами, пока на этом активе будет хоть малейшее загрязнение.

Это достаточно жесткое требование, но именно оно позволит в будущем избежать ситуаций, когда мы будем вынуждены платить за ликвидацию накопленного вреда — накопленного не нами, не государством, а хозяйствующими субъектами.

Отдельный пласт представляют собой водные федеральные проекты, их всего 3: «Сохранение озера Байкал», «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов». В рамках каждого реализуются очень схожие мероприятия:

В планах правительства после 2024 года вывести все водные объекты в единый проект, где будут решаться все эти вопросы.

Россия — страна номер один по объему лесных массивов. Но, даже несмотря на огромные запасы древесины, использование такого ценного ресурса приобрело угрожающие масштабы. Задача, которая стоит перед федеральным проектом по сохранению лесов, — компенсировать лесозатраты как минимум 1 к 1: одно дерево убыло из оборота — как минимум одно дерево должно быть посажено взамен. Такая работа сейчас ведется, целевые показатели выполняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *