Национальный проект «Образование» и московская «Стратегия-2025»

Сейчас в разработке находятся несколько проектов по улучшению российской системы образования. Так, в федеральную программу образования, которую обещают внедрить до 2025 года, входят два обсуждаемых проекта — «Образование» и «Стратегия-2025».

Национальный проект «Образование»

Для этого разработана специальная программа развития школы, которая состоит из девяти федеральных проектов, рассчитанных до 2024 года:

Национальный проект «Образование» и московская «Стратегия-2025»

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» уже сейчас каждый ребёнок может получить рекомендации профессионального тьютора по построению индивидуального образовательного маршрута. Если ребёнок хочет заниматься биоинженерией, его ждут углублённые курсы по химии и биологии, а если он мечтает превзойти Цукерберга, то с головой окунётся в информатику и программирование.

Московские школы входят в десятку лучших школ мира, но стремятся быть в первой тройке. Для этого разработан план развития образования в Москве на ближайшие семь лет — «Стратегия-2025».

Главные направления стратегии развития школы:

Национальный проект «Образование» и московская «Стратегия-2025»

Плюсы и минусы «Стратегии-2025», как и нацпроекта «Образование», обсуждаются в сфере российского образования. Основные положения звучат резонно, но удастся ли реализовать задуманное в полной мере?

Обе программы в данный момент находятся на стадии разработки. Что вы думаете об этих проектах? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Вячеслав Овечкин

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Задать вопрос автору статьи

Образование – это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции; а также процесс воспитания и обучения людей, который представляет собой общественно значимое благо, осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства в целях всестороннего развития человека и удовлетворения его образовательных потребностей.

Общее представление об образовании в современном мире

За последнее столетие значительно возросла та роль, которую играет в общественной жизни образование. Многие теоретики называют сегодняшнее время началом информационной эпохи развития человечества, то есть той эпохой, где главным фактором производства и двигателем прогресса будет информация. Ее распространение в массовом масштабе возможно организовать только через процесс получения образования.

Образование представляет собой процесс передачи знаний, накопленного опыта обществом новым поколениям. Благодаря этому у детей, подростков формируются ум, характер и физические способности. Таким образом, воспроизводится социальная структура общества. В том числе, речь идет про дополнительные трудовые ресурсы или совершенствование уже существующих, что оказывает сильное влияние на экономическое развитие общества.

Образовательный процесс осуществляется организовано и централизовано. Преимущественно – через учебные заведения: детские сады, школы, техникумы, университеты и др. Однако последние несколько лет развитие получили самообразование, семейное образование и онлайн-образование.

Международное сообщество признало право на образование одним из основных социальных прав, которое принадлежит каждому человеку. Создание условий для получения людьми образования, в свою очередь, считается обязанностью государства.

Конституционные и законодательные основы образования в России

В статье 43 Конституции РФ прописано, что каждый имеет право на образование. Это право включает в себя гарантии государства на бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Высшее образование также возможно получить бесплатно (только не всем, а по результатам конкурса/отбора).

«Федеральная программа развития образования в России» 👇

В то же время обязательным является получение детьми основного общего образования. Их родители должны обеспечивать получение ими образования до указного уровня.

Основы федеральной политики и федеральные программы в области системы воспитания и образования устанавливаются федеральными органами государственной власти (проще говоря, в Москве). А вот общие вопросы воспитания и образования оговариваются совместно с субъектами Российской Федерации.

Проведение в нашей стране единой социально ориентированной государственной политики в области образования обеспечивает Правительство России. Непосредственные полномочия в сфере образования находятся у Министерства просвещения и у Министерства науки и высшего образования.

В целях реализации предусмотренных в законодательстве положений об образовании в Российской Федерации утверждена государственная программа «Развитие образования». Срок ее реализации составляет 8 лет – с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2025 г. Ответственным исполнителем данной госпрограммы назначено Министерство просвещения. Планируется, что на реализацию мероприятий, предусмотренных госпрограммой, в течение этих 8 лет будут направлено более 5 триллионов рублей.

Необходимость в разработке и реализации государственной программы «Развитие образования» была продиктована стремлением достичь следующих целей:

Фактически государственная программа «Развитие образования» представляет собой комплекс мероприятий, которые планируется реализовать в ближайшие 8 лет. В целях более удобного управления этим процессом и координации между мероприятиями они сгруппированы в следующие направления, которые оформлены как отдельные подпрограммы:

Таким образом, по итогам реализации рассмотренной нами государственной программы образование в России и процесс его получения выйдут на качественно новый уровень. Не только повысится качественный состав трудовых ресурсов в России, но и станет более привлекательной отечественная система образования для иностранных граждан.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Инна Смирнова

преподавательский стаж — 15 лет

Социологический анализ практики реализации государственной политики – это система принципов, методов, инструментов, а также мероприятий, реализуемых как системой органов публичного управления, так и некоммерческими организациями, иными субъектами для измерения эффективности деятельности государственных органов в конкретной сфере публичного управления исходя из оценок населения, отдельных социальных групп и пр.

Значение социологического анализа практики реализации государственной политики РФ

Российское государство утверждалось и функционирует как демократическое государство, усилия должностных лиц и органов публичного управления, в котором направлены:

При этом публичное управление организуется посредством формирования населением или избранными ими должностным лицом и представительным органом системы органов государственной и муниципальной власти. От эффективности их функционирования, от успешности реализации ими государственной политики в конкретной сфере публичного управления зависит в конечном итоге уровень обеспечения прав граждан, представителей бизнеса и некоммерческих организаций и пр.

При этом для оценки эффективности внутри системы публичного управления разрабатываются и реализуются специальные программы, устанавливающие показатели эффективности конкретного государственного или муниципального служащего, должностного лица, органа государственной или муниципальной власти.

Однако важнейшая значение имеет оценка эффективности реализации государственной политики в РФ со стороны населения. В конечном итоге, именно население определяет степень удовлетворенности собственных социальных запросов со стороны функционирования системы государственной и муниципальной власти.

«Социологический анализ практики реализации государственной политики в сфере общего образования в РФ» 👇

Социологический анализ практики реализации государственной политики позволяет определить эффективность публичного управления посредством оценки населением.

Основные направления государственной политики в сфере образования в РФ

Государственная политика в сфере образования в РФ, реализуемая органами общей и специальной компетенции, сегодня направлена на формирование такой системы общего и специального образования, которая позволило бы наиболее полно реализовать и развить потенциал личности, в том числе для эффективного социально-экономического и культурного обновления российского общества и государства, в частности для инновационной модернизации экономики.

При этом в качестве основных задач государственной образовательной политики в РФ можно выделить следующие:

Необходимо отметить, что образовательная политика государства находится в стадии реализации, происходит постепенное обновление образовательной системы, которое включает в себя:

Значение и итоги социологического анализа практики реализации государственной политики в сфере общего образования в РФ

Поскольку сегодня в стране происходит модернизация образовательной системы, в том числе содержания образовательных услуг, инфраструктуры, то актуализируется социологический анализ государственной политики в сфере общего образования для повышения эффективности и корректировки отдельных планов, программ, мероприятий.

Социологический анализ реализации государственной политики в сфере общего образования в РФ следует производить посредством применения таких социологических методов, как:

Названные социологические методы целесообразно применять, как для опроса педагогов, лиц, реализующих административную работу в системе образования, так и непосредственно среди обучающихся и родителей обучающихся.

Важнейшее значение для повышения качества образовательных услуг в стране имеет степень удовлетворенности своей трудовой деятельностью педагогов, в том числе и удовлетворенность оплатой такой трудовой деятельности. Очевидно, что эффективная реализация мероприятий государственной образовательной политики возможна только посредством привлечения в сферу образования специалистов высокого уровня, которые заинтересованы в развитии отрасли и в наиболее эффективном предоставлении образовательных услуг населению.

Для этого целесообразно проводить опрос, анкетирование, беседы со студентами педагогических ВУЗов, с педагогами, реализующими образовательные услуги, для оценки удовлетворенности их социальных запросов в профессиональной деятельности.

В качестве основной претензии населения к современной системе образования, в том числе общего, нередко называется его низкая практическая ориентированность. Лица, получающие общее образование, сегодня заинтересованы получить систему знаний, которая послужит основой для будущего специального образования и, соответственно, будущей профессиональной деятельности. Поэтому сегодня крайне важно ориентировать систему образования на нужды современного общества, в том числе современной экономики, что позволит обеспечить прогрессивное социально-экономическое развитие страны.

Анализ государственных программ – это вид аналитической работы, призванный обеспечить оценку эффективности разработки и реализации государственных программ, уровень достижения установленных в этих программах целей, исполнение бюджетов государственных программ.

Необходимость анализа государственных программ

Современное государственное управление активно использует такой инструмент государственного регулирования как государственные целевые программы. Этот инструмент обеспечивает решение конкретных проблем и задач общественного развития, позволяет реализовать принципы открытости, прозрачности и подотчетности действий органов власти при осуществлении своих полномочий.

Государственные программы признаны эффективным средством решения конкретных задач, поскольку они позволяют контролировать достигнутые результаты и обеспечивать оценку их соответствия поставленным целям. Государственные программы оперируют определенными показателями результативности, которые являются объектом анализа результатов реализации этой программы.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Проведение аналитической работы по отношению к государственным программам обеспечивает возможность оценки достигнутых результатов, но это не единственная цель анализа.

Результаты аналитической работы дают возможность корректировать действия по формированию новых государственных программ, учитывать ошибки, допущенные на этапах создания и реализации ранее действующих государственных программ, повышать эффективность государственного управления в целом.

В российской практике государственного управления анализ государственных программ закрепился в середине 90-ых годов. Нехватка собственного опыта обеспечила заимствование методики анализа государственных программ у зарубежных стран. Механизм анализа государственных программ достаточно медленно внедрялся в практику государственного управления, однако на сегодняшний день является общепризнанным этапом работы с государственными программами.

Внедрение анализа государственных программ в систему государственного управления Российской Федерации можно разделить на следующие этапы:

«Анализ государственных программ» 👇

Методика анализа государственных программ

Анализ государственных программ предполагает работу в отношении 5 основных составляющих элементов государственной программы:

Для анализа государственной программы по каждому направлению вырабатываются собственные критерии, которые имеют количественный эквивалент.

Зачастую в процессе анализа применяются балльная оценка по отношению к каждому оцениваемому элемент. Например, при анализе структуры государственной программы наличие каждого элемента этой программы добавляет определенное количество баллов к общему результату анализа. В частности, наличие паспорта государственной программы может обеспечить получение до 2 баллов, наличие характеристики текущего состояния определенной проблемы – до 1 балла, наличие приоритетов и целей государственной программы – до 2 баллов и так далее.

При анализе системы целеполагания государственных программ осуществление аналитической работы обеспечивается посредством формализации и идентификации задач и целей государственной программы и их измеримости. При этом устанавливается максимальное количество баллов, а затем анализируются такие показатели как степень структурированности целей и задач, управляемость государственной программы, степень измеримости цели, степени измеримости задач, степень достижимости целей. Сопоставления полученных баллов с максимальным их количеством обеспечивает возможность оценки.

Анализ системы мероприятий государственной программы выполняется за счет определения целостности механизмов достижения целей и задач государственной программы, обеспечение механизмов реализации этих целей и задач.

Анализ системы финансирования подразумевает определение полноты отображения и финансового обеспечения реализации государственной программы. На этом этапе оценивается целостность системы ресурсного обеспечения мероприятий государственной программы, полнота спектра используемых источников финансирования мероприятий государственной программы, наличие взаимосвязи мероприятий государственной программы на протяжении всего периода ее реализации.

Анализ государственной программы обеспечивает возможность ее всесторонней оценки, оценки профессионализма лиц, ответственных за ее составление и реализацию. Аналитическая работа позволяет совершенствовать государственное управление во всех сферах государственного регулирования.

И в целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, к сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Теоретические, нормативные, правовые и организационные аспекты управления развития системы образования в России. Анализ институциональных основ управления в сфере образовательных услуг. Федеральная целевая программа развития образования в России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ совершенствования государственного управления развитием системы образования в России

2.1 Общая характеристика и SWOT-анализ отрасли образования

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ведут его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, означают, по сути, процесс смены образовательной модели, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.М. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г.Татур и др.).

Главное беспокойство при анализе образовательной политики связано с тем, что до сих пор не сделаны шаги, меняющие ориентацию управления образованием с правильного выстраивания процессов на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов. Эту ситуацию в школьном обучении высвечивают и результаты исследования. Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA), которые показали, что одновременно с наличием уверенных естественнонаучных и математических знаний сегодня российским учащимся не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях.

Конечно же, система образования немыслима без ВУЗов; отраслевых, межотраслевых, региональных институтов повышения квалификации (после- вузовское образование).

Некоторые направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и уровня образования, пре- доставляемого учреждениями и организациями, образуют сектора или под- системы образования по возрастной и уровневой вертикалям, например: сек- тор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования и т.д.

Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности служит не триада знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто так или иначе включается в пространство образовательной деятельности.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждениях, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой — важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

Принцип непрерывности образования гласит, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой (см. рис. 1).

Рис. 1. Целостная система управления образованием в России

Можно определить общие черты этих связей по вертикали: дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовка в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного уровня и культурного кругозора. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и по горизонтали, например школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. Связи имеются и в формах образования, проявляющихся через сочетание государственных, негосударственных и общественных форм.

Основой непрерывного образования наряду с дошкольным является базовое, осуществляемое различными типами общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и профессиональных общеобразовательных учреждений.

Таким образом, ведущим подходом к развитию системы образования является ее преобразование как целостной непрерывной системы.

По мнению А.А. Фурсенко (министра образования с 2004 по 2012), экономический подъем выставляет на первый план задачу формирования системы непрерывного образования. Создание независимой общественно- государственной системы оценки качества образования обеспечивает. возможности плавного перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания — защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь самого обучающегося.

По свидетельству Всемирного банка, в последние годы выделение бюджетных ассигнований на российское образование уменьшилось. Оно продолжает оставаться недофинансированным по сравнению не только со средним уровнем стран ОЭСР, но и стран, находившихся в зоне влияния бывшего Советского Союза, например, Балтийских республик, Польши, Венгрии. Расходы на образование в процентах к внутреннему валовому продукту представлены на рис. 2.

Постоянная недостача средств привела к скапливанию нерешенных проблем, таких, как ремонт и реконструкция, обновление учебной базы и содержание образования.

Начиная с 2013 г., удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на образование (рис. 2) . Если в 2013 г. расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8% ВВП, то в 2016 г они увеличились до 3,5%.

В 2010-2014 гг. наряду с ростом бюджетных расходов на образование росли и расходы из внебюджетных источников. В целом удельный вес в ВВП

расходов на образование должен составить в 2017г., по предварительной оценке, 4,9% ВВП. По этому показателю Российская Федерация в последние годы находится на уровне большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако совокупных ресурсов российской системы образования пока недостаточно, чтобы преодолеть негативные последствия ее недофинансирования в 90-е годы прошлого века. Недофинансирование системы образования привело к тому, что в настоящее время степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В аварийном состоянии находится 4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных учреждений 5,5%-5,4%- высшего профессионального образования, капитального ремонта требуют 33,4% школ, 8,4% учебных заведений.

Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования. В 2012 г. расходы федерального бюджета на приобретение оборудования составили 3,5 млрд. руб. Большое значение в обновлении оборудования сыграла программа компьютеризации школ. В 30,7 тысяч сельских школ было поставлено 56,6 тысяч единиц компьютерного оборудования, в 8,8 тысяч городских и поселковых школ — 75 тысяч. В результате в нынешнем году на 100 учащихся общеобразовательных школ пришлось 2,5 компьютера. В настоящее время в системе образования занято около 5,9 млн. чел., или 9% от общей численности занятых в экономике. Средний возраст работников системы образования составляет 40,1 лет.

Возрастная структура работающих в системе образования представлена на рис. 3.

Рис 3. Возрастная структура занятых в системе образовании

Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование (табл. 1), столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации (табл. 2). Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах. Из 135,5 тысяч образовательных учреждений всех форм собственности за счет средств местных бюджетов финансируется 129,8 тысяч учреждений (95,7%).

Таблица 1. Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося (тыс. руб.)

Таблица 2. Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в расчете на 1 учащегося

Вместе с тем можно констатировать, что политика выравнивания бюджетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно- климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2010-2016 гг. снизилась более чем и 2 раза.

Доля расходов на оплату труда в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации последние годы нарастает. В 2010 — 2012гг. она составила 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса. Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований. В то же время уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране. По последним данным, средняя начисленная заработная платы в образовании составляет 43% от средней начисленной заработной платы в промышленности и 53% от средней заработной платы по экономике.

Выборочное обследование размеров начисленной заработной платы, проведенное Госкомстатом в апреле 2013 г., показало, что более 50% работников образования имеют заработную плату ниже 30000 рублей в месяц.

Из данных табл. 3 видно, что за годы реформ число общеобразовательных образовательных учреждений значительно не изменилось. Уменьшение количества школ происходит в основном за счет закрытия части учебных заведений в сельской местности.

Эффективное развитие сферы образования (включающей все уровни общей и профессиональной подготовки) в качестве единого образовательного пространства страны предполагает относительно равномерное распределение инвестиций со стороны потребителей, которого в настоящее время не наблюдается. Образовательная система России в новых условиях получила дополнительные источники инвестиций. Тенденцией последних лет стало значительное расширение платного образования.

Получение общего среднего образования в негосударственных школах, появившихся с 1993 года, не стало выбором многих групп населения. К настоящему времени не сложилось достаточно большой сети негосударственных образовательных учреждений этой ступени. Их число составляет менее 1% российских школ. Это крайне узкий сектор элитного образования, так как такие учебные заведения посещают только 0,4% школьников страны. Частный инвестор в отличие от государственного, централизованно распределяющего ресурсы, вкладывает деньги только в те образовательные услуги, которые могут удовлетворить потребности и желания и принесут ожидаемый результат. Следовательно, ключевой задачей школьного образования является способность гибко на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства с целью подготовки российских школьников к вступлению в глобальную,

динамическую конкурентную экономику, основанную на информационных технологиях и знаниях.

Анализ результатов исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA) свидетельствует, что одновременно с наличием уверенных естественнонаучных и математических знаний российские учащиеся не в полной мере владеют навыками применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях. Усиление внимания к формированию прикладных умений требует почти полного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования. Более того, за этим должно последовать обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Стратегии, сформулированные родителями девятиклассников (рис. 3). Почти 70% родителей девятиклассников уверенно обозначают стратегию, предполагающую продолжение детьми образования после окончания школы. Обращает на себя внимание и тот факт, что практически отсутствуют семьи, уверенно отрицающие возможность продолжения ребенком образования на более высокой, по сравнению со средней школой, ступени: об этом заявили отвечает менее 2% опрошенных. Столь же мало число семей, не определивших направление «постшкольной» жизненной стратегии ребенка.

Рис. 3. Стратегии детей после окончания школы, сформулированные родителями девятиклассников

Среди родителей школьников старших классов направленность на продолжение ребенком образования еще более выражена. Из распределения, приведенного на рис. 4, видно, что почти 80% опрошенных считают нужным для детей получение профессионального образования и, видимо, готовы к затратам ,ведущим к реализацииэтой стратегии. Доля семей, обдумывающих выход детей на рынок труда сразу после окончания школы, крайне мала и лишь немного превышает 2%.

Рис. 4. Стратегии детей после окончания школы, сформулированные родителями десятиклассников и одиннадцатиклассников.

Гигантская доля трудоспособной молодежи не учится в учреждениях профессионального образования, собственно, что ведет к понижению профессионального значения трудовых ресурс. По совокупным общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такового образования Российская Федерация значимо отстает от множества государств мира. Больше такого, в последние годы обозначилась желание понижения значения образования всего населения.

Усугубляется взаимодействие высочайших учебных заведений с организациями индустрии, что ведет к понижению свойства учебного процесса, до этого всего свертыванию энергоемких лабораторных дел и практической подготовки грядущих знатоков.

В табл. 4 представлен SWOT-анализ , где приведена характеристика внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней среды (возможности и угрозы) системы общего образования начала XXI века в России .SWOT- анализ позволяет определить приоритетность задач и за счет сильных реализовать возможности, нейтрализовать угрозы, снизить или устранить влияние слабых сторон системы общего образования.

В рамках исследования выделяются ключевые области и стратегические цели общегообразования (табл. 5).

Таблица 4. SWOT- анализ

Таблица 5. Стратегические цели дляформирования образовательных результатов

Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна преобразоваться в сферу годную и открытую для инвестиции. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов нельзя обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование должен стать рост его кадрового потенциала, обеспечивающего высшее качество образованияи внедрение инновационных образовательных технологий.

При всей масштабности проводимых экспериментов: эксперимент по изменению структуры и содержания общего образования охватил 1782 образовательных учреждения 73-х субъектов Российской Федерации, эксперимент по реструктурированию сети школ в сельской местности в 2012- 2015 учебном году вошли школы 18 субъектов Российской Федерации, в эксперимент 2012-2013 гг. по финансированию образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе государственных именных финансовых обязательств 6 вузов 3 субъектов Российской Федерации и 18 вузов участвовали в нем в имитационном режиме, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2013г. приняли участие 65 субъектов Российской Федерации, они, за исключением эксперимента по введению ЕГЭ, не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому видится важным рассмотреть возможности

Единого государственного экзамена в плане инструмента оценки образовательных результатов.

В соответствии со статьей 120 части 1 Гражданского кодекса РФ «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью и частично.

2.2 Проблемы развития образования в современной России

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *